Эмпирическое исследование эмоционального выгорания педагогов инклюзивного образования

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Яковлева М. В. Эмпирическое исследование эмоционального выгорания педагогов инклюзивного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S1. – С. 91–95. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75019.htm.
Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования эмоционального выгорания педагогов инклюзивного образования.
Раздел: Психология
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Яковлева Марина Владимировна,студентка факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинскmarina1974@mail.ru

Эмпирическое исследование эмоционального выгорания педагогов инклюзивного образования

Анноатция. В статье представленырезультаты эмпирического исследования эмоционального выгорания педагогов инклюзивного образования.Ключевые слова:эмоциональное выгорание, профессиональная деятельность педагогов, инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья.Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Инклюзивное образование основано на принципе доступности образования для всех учащихся, в том числе и для инвалидов. Это подход целостный, комплексный, основанный на интересах ребенка. Основой инклюзивного подхода должен стать ориентир на нормальное психическое развитие каждого ученика, а нена отклонения в виде девиации или патологии. Понимание сути такого подхода и его принятие позволяет повышать самооценку людей с ограниченными возможностями здоровья и дает им право на равные права и возможности. Для системы отечественного образования такой подход имеет огромное инновационное значение (В.И. Долгова, С.Н.Сорокоумова, В.А. Ткаченко, О.А.Шумакова [1, 2, 3, 4, 6]).Синдром эмоционального выгорания развивается в процессе профессиональнойдеятельности педагога в форме стереотипа эмоционального поведения, проявляющегося в особенностях профессионального общения (В.Е. Орел,Т.В. Форманюк, К.Чернисс [5, 7, 8]).Эмоциональное выгорание –это динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса, когда налицо все три фазы стресса: нервное напряжение, резистенция (сопротивление) и истощение.Важно отметить, что авторы статей и работ по эмоциональному выгоранию, говорят о нем неоднозначно. В одном случае как о профессиональной деформации, котораянегативно отражается на профессиональной деятельности педагогов, а в другом –как о механизме психологической защиты, который позволяет регулировать психику и защищать ее от негативных эмоциональных воздействий.Эмоциональное выгорание инициируется комплексом факторов, включающих индивидуальнопсихологические особенности педагога и специфические особенности профессиональной деятельности эмоционального характера.База исследования: Казахстан, С. Кордай, СШ №4 им. Б.Больтриковой. В данном учебном заведениис момента его основания обучались дети с некоторыми отклонениями в здоровье, так и просто неуспевающие дети. Рассмотрим базу исследования более подробно. Началась история школы необычно. С того, что в 1991 году в Кордайском районе открылся хозрасчетный участок по оказанию услуг репетиторов при районном управлении образования. Таким образом, сначала началась работа с детьми в индивидуальном порядке. Ребята получали достойное образование, популярность курсов росла, а вместе с этим росло и число обратившихся за помощью. Все чаще звучали предложения о создании целых классов.Первый из них был открыт уже в 1992 году на базе школы № 51. Позже в 1993 году для дальнейшей работы педагогам, занимавшимся с детьми, было выделено помещение по улице ЖибекЖолы.Там и поселилась нынешняя 4 школа, которая тогда была лишь филиалом другой школы –51ой. Уже через год в ней насчитывалось пять классов, а следующий учебный год –19951996 стал первым для школы №4. Начав столь необычно свою историю, к сегодняшнему дню школа добилась ощутимых результатов и в образовании детей, и в их творческом и спортивном развитии. По данным на середину 2012 года, в школе обучалось 437 человек. В том числе дети с ограниченными возможностями здоровья. Дошкольное образование получали 126 человек.Количественный состав сотрудников –97, из них 56 –педагоги, и 41 человек –сопровождающий персонал. Большинство педагогов высококвалифицированные профессионалы. 45% из них имеют высшую квалификационную категорию, 40%–первую и 8%–вторую. Более того, укаждого педагога есть возможность усовершенствовать свои навыки на конкурсах, конференциях и семинарах. В частности, для них организованы педагогические конкурсы «Ученик –учителю», «Авторские модели учебных занятий», «Учитель года», «Педагогический дебют» и другие.Особое внимание в4школеим.Б.Больтриковойуделяетсядетям с ограниченными возможностями. Для нихорганизован внеурочный досуг. Он проходит во взаимодействии с партнерами школы: музыкальной школой № 5, Центром детскоюношеского творчества, областным краеведческим музеем, библиотекойи другими.Здесь широко представлена система дополнительного образования детей. На базе школы функционируют кружки художественноэстетической направленности. Это театральный коллектив «Малыши», фотостудия «Кадр», секции «Художественное слово», «Умелые руки», «Клуб игры на гитаре», «Отряд юных инспекторов движения», а так же клуб интеллектуальных игр «Что? Где? Когда?». Испытуемыми стали педагоги, в количестве 50 человек с разной длительностью профессиональной деятельности. Из них: 31 учителейпредметников, 12 учителей начальных классов, 2 педагогаорганизатора, 2 социальных педагога,1 педагогпсихолог, 1 музыкальный руководитель, 1 библиотекарь. Все испытуемые –женщины от 22 до 63лет. Средний возраст 39.6 лет. Условно вся выборка была разделена на 5 групп по стажу работы в школе: 0–5 лет; 5–10 лет; 10–15 лет; 15–20 лет; более 20 лет. Имеют образование: 68% высшее, 32% среднее специальное.Тестирование проводилось небольшими группами или индивидуально. Испытуемые получали инструкции и бланки ответов. После проведения тестирования, данные тестов, были обработаны и сведены в таблицы показателей.Обработка анкет преподавателей позволила нам сделать следующие выводы.Наверное,самым важным фактором для успешного обучения является личное отношение учителяк ребенкус инвалидностью.Проанализировав итоги анкетного опроса,мы увидели,что 68% опрашиваемых учителей хотят оказать педагогическую поддержку ребенкус инвалидностью.Каждый четвертый педагог испытывает к такимдетям жалость. Почти 8% испытывает психологический дискомфорт при видеребенкаинвалида.Только 4% ответили, чтоне встречалидетей с инвалидностью.Большинство (56%) считают, чторебенкуинвалидулучше всего обучатьсяв общеобразовательнойшколе. Каждый третий педагог (36%) придерживается мнения, что такому ребенку местов коррекционнойшколе. Почти 12% опрашиваемых учителей указываютна эффективностьнадомного обучения, из них2/3 отмечают дистанционную форму обучения как наиболее приемлемую для детей, имеющих инвалидность. Таким образом, педагоги школыв большинстве своем понимают необходимость включения детейс особымипотребностямив общеобразовательныйпроцесс. Обучениев коррекционныхшколах, скорее всего, кажется некоторым преподавателям наиболее приемлемыми эффективнымизза страха,что те ученики, которые имеют специальные образовательные потребности и нуждаютсяв особойподдержке,не будутэтого получатьв должноймерев обычномобщеобразовательном процессе.Оценивая возможность обучения ребенкас инвалидностьюв школе,где работают респонденты, 72% указали, что такие дети уже обучаются.Но 4%отметили, что обучение возможно уже сейчас, а 24% считают, что сначала необходимо создать дополнительные условия (техническое оборудование школы, специальная подготовка персонала, дополнительная работас родителямии детьмипо пониманию инвалидностии т. д.).Интересен тот факт, что вопреки бытующемув обществемнению по поводу негативного влияния присутствия детейинвалидовна успеваемостьдругих учащихся класса, 72% учителей говорято том,что совместное обучение детейс инвалидностьюи безнеев одномклассене влияетна общуюуспеваемость классав целом. В то жевремя 20% опрашиваемых отметили обратное: 10%из нихсчитают, что при совместном обучении нарушается общее внимание классаво времяуроков, 10% опасаются появления конфликтовв классе,20% отмечают непропорциональное отвлечение учителяк ребенку,имеющему инвалидность;60% –невозможность сохранения одинаковой требовательности учителяко всемученикам.Эти проблемы,скорее всего решаемы, если учитель будет стараться приблизить учебные задачик потребностямученика, оценивая его способности.Еще одним барьеромна путик инклюзивномуобразованию является негативное отношение родителей детей без инвалидностик совместномуобучениюих детей с детьми,имеющими инвалидность.Это подтверждаютответы 60% респондентов.Из нихбольше половины (64%) видят решение этой проблемыв проведении дополнительных занятийи беседс родителямипо просвещениюв сфереинвалидности. Около 1/5 учителей отмечают необходимость дружеских отношений родителей детейс инвалидностьюи безнее. 16% опрашиваемых отрицают негативное отношение родителей.Исследование показало, что, по мнению педагогов,у родителейдетейс особымипотребностями возникает ряд опасений по поводу обученияих ребенкав общеобразовательнойшколе.Об этомговорят 60% опрашиваемых учителей.Пути решенияданной проблемы они видятв проведениисеминарови тренингов с родителямиребенкаинвалида.8% считают, чтонеобходимо заручиться гарантией безопасностисо стороныдиректора школы. 8% респондентов отметили, что родителей ничегоне успокоит.14%не ответилина поставленныйвопрос.В современном российском обществе существует мнение, чтодетиинвалиды –это изгои. Зачастую над ними издеваются одноклассники. Создание доброжелательной атмосферыв класселожитсяна плечиучителей.О своей готовности создать такую атмосферу при совместном обучении детей с инвалидностью и безнее говорит почти 80% респондентов. 8% неготовы,4% считают, что им это не требуется. Около 8% опрашиваемых учителей затрудняются ответить на поставленныйвопрос.Для создания доброжелательной атмосферыв классенуждаютсяв дополнительнойинформациио проблемахдетейс инвалидностью 2 педагога,вдополнительныхзанятиях–тренингах по психологическойподготовке –6 человек,в привлечениик работес классомдругихспециалистов–3 человека, в привлечении к сотрудничеству родителей–1 человек.Остальные13 опрашиваемыхучителейне ответилина этотвопрос.Это даетвозможность предполагать, что подавляющее большинство педагогов школы понимает, что при правильном воспитании между обычными детьмии детьмис инвалидностьюскладываются вполне прочныеи длительныеотношения.Эта дружбапомогает детям лучше относитьсяк разнообразию.Ученики чувствуют себя более комфортнов инклюзивных классах ине боятсяобщатьсяс людьми,которые отличаютсяот них.Около 82% респондентов отметили необходимость проведения обучающих семинаров для учителей по пониманию проблем детской инвалидности. Однакона вопрос: «Какую именно информациюоб инвалидностиВыхотели быполучить?» только 20% дали ответ. Преподаватели выделили следующие вопросы:1)Как вести себяв случаеагрессииинвалидаиобычногобез патологий?2)Почему увеличивается количество детейинвалидов?3)Как относятся к православной вере дети с ограниченными возможностями?4)Каковы гарантиина выборпрофессиии дальнейшееобучение после окончания школы имеют детис инвалидностью?5)Наиболее эффективные методики работыс инвалидами.6)Возможные трудности.На основании этих ответов можно сделать следующий вывод: жизненный опыт педагогов школы дает имкакиетознанияи навыкиработыс детьми,имеющими инвалидность.Но онисами чувствуют потребностьв повышениикачестваи уровнясвоей просвещенности по особенностям развития ребенка, связанных с инвалидностью,путям решения проблем доступности образования длятаких детей.Подводя итоги проведенного анкетирования, следует отметить:В среде преподавателей школы имеют место мифыи стереотипыотносительно инвалидови инклюзивногообразования.Около половины преподавателей психологически готовык обучениюдетейс инвалидностьюв общеобразовательнойшколе при создании определенных условий, учитывающих потребности детей, имеющих инвалидность.Необходима организация семинаров, бесед, дополнительных занятий по пониманию инвалидности для родителей, детейи персоналашколы.Необходимо обеспечить доступность здания школы для обученияв нейдетейс разнымиформами инвалидности.Необходимо изменить учебный процесс с учетом особых потребностей детей имеющих инвалидность.

Ссылки на источники1.Долгова В.И. Инновационная культура: сущность и составляющие//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2001. № 2. С. 2.Долгова В.И., Ткаченко В.А. Управление инновационными процессами в образовании: сущность, закономерности и тенденции//Наука и бизнес: пути развития. 2012. №7(13). С. 1722. 3.Долгова В.И., Шумакова О.А. Психологические закономерности формирования инновационной культуры//Мир науки, культуры, образования. 2009. №1. С. 206209.4.Интеграция детейинвалидов в среду здоровых детей: социальная реабилитация детейинвалидов. Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009. № 2. С. 36.5.Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии. Эмпирическое исследование: Психологический журнал.: М.: Наука,2009. С.8086.Сорокоумова С. Н. Психологические особенности инклюзивного обучения. // Известия Самарского научного центра РАН, 2010. №3. С.1012.7.ФорманюкТ. В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителям // Вопросы психологии. М.: ШколаПресс, 2009. № 6. С. 57–63.8.Чернисс К. Профессиональное выгорание: беспокойство заработников и боссов растет // Журнал практического психолога. 2000. № 9. С. 1719.

Marina Yakovleva,student, Chelyabinsk StateHydrated Pedagogical University, Chelyabinsk

marina1974@mail.ruAn empirical study of emotional burnout teachers of inclusive educationAbstract. The article presents the results of an empirical study of burnout in teachers of inclusive education.Keywords: emotional burnout, professional work of teachers, inclusive education, children with disabilities.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук