Формирование психологической готовности к школьному обучению в условиях дошкольной образовательной организации

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Таушканова Е. С. Формирование психологической готовности к школьному обучению в условиях дошкольной образовательной организации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S1. – С. 146–150. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75030.htm.
Аннотация. В статье представлен анализ особенностей формирования психологической готовности к школьному обучению у старших дошкольников (из числа детей 6–7-летнего возраста в условиях МБДОУ д/с № 295). Покaзано, что формирование психологической готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста зависит от уровня квалификации воспитателя, от психологического климата в детском коллективе, от уровня познавательной активности, эмоционально-волeвой сферы ребенка, режима труда и отдыха. Также процесс формирования готовности ребенка старшего дошкольного возраста зависит от уровня воспитания в семье, уровня образованности родителей, и психологического климата.
Раздел: Комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Таушканова Екатерина Сергеевна,студенткафакультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинскkatenok15_@mail.ru

Формирование психологической готовности к школьному обучению в условиях дошкольной образовательной организации

Аннотация. В статье представлен анализ особенностей формирования психологической готовности к школьному обучению у старших дошкольников (из числа детей 6–7летнего возраста в условиях МБДОУд/с№ 295). Покaзано, что формирование психологической готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста зависит от уровня квалификации воспитателя, от психологического климата в детском коллективе, от уровня познавательной активности, эмоциональноволeвой сферы ребенка, режима труда и отдыха. Также процесс формирования готовности ребенка старшего дошкольного возраста зависит от уровня воспитания в семье, уровня образованности родителей, ипсихологического климата. Ключeвые слова: психологическая готовность, старший дошкольник, познавательная активность, психологический климат, эмоциональноволевая сфера. Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медициныи экологии человека.

В результате психологических исследований установлены закономерности формирования различных психологических процессов, особенности формирования эмоциональноволевой и познавательной сферы. Готовность ребенка (старшего дошкольника) кобучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребeнка. Это не разные виды готовности к школе, в реальности это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения. Под психологической готовностью детей старшего дошкольного возраста понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников [1; с. 495], его эмоциональное отношение к школе и способы психологической защиты (Гольева Г. Ю, Долгова В. И.,Кондратьева О. А.[6, 7]). При выявлении готовности рeбенка к школе, выделяет два аспекта психологической готовности –личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе, которые проявляются в развитии мотивационной, произвольной, интеллектуальной и речевой сферы [2; с. 132]. Оба аспекта важны для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, а также для его быстрой адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений. Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что ему хочется занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного БожовичЛ. И. "внутренней позицией школьника" [3; с. 35]. Этому новообразованию Божович Л. И. придавала очень большое значение, считая, что «внутренняя позиция школьника»может выступать как критерий готовности к школьному обучению. Мотивационная готовность предполагает отношение к учебной деятельности как к общественно значимому делу и стремление к приобретению знаний. Предпосылка возникновения этих мотивов –общее желание детей поступить в школу и развитие любознательности [4; с. 471]. Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным»занятиям, «ответственным»поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции. Кроме отношения к учебному процессу в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. К концу дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка со взрослыми, как внеситуативноличностное общение (ГуткинаН.И.[5; с. 39]). Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Облегчается общение в ситуации урока, когда исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя поговорить на посторонние темы, поделиться своими переживаниями, а можно только отвечать на поставленные вопросы и самому задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, понимают условность учебного общения и адекватно, подчиняясь школьным правилам, ведут себя на занятиях. Личностная готовность к школе включаеттакже определенное отношение к себе. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т. е. определенный уровень развития самосознания. О личностной готовности ребенка к школеобычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом [5]. Умственная готовность –достижение достаточно высокого уровня развития познавательных процессов (дифференцированное восприятие, произвольное внимание, осмысленное запоминание, нагляднообразное мышление, первые шаги к овладению логическим мышлением) [1]. К старшему дошкольному возрасту дети, приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, овладевают некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов. Дошкольникам доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания. Логическая форма мышления хотя и доступна, но еще не характерна для него. Даже приобретая черты обобщенности, его мышление остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами и их заместителями. Высшие формы нагляднообразного мышления являются итогом интеллектуального развития дошкольника. Интеллектуальная готовность к школе предполагает также формирование у ребенка определенных умений. К ним первым делом относится умение выделить учебную, задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Такая операция требует от поступающего в школу ребенка способности удивляться и искать причины замеченного им сходства и различия предметов, их новых свойств [5]. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает: дифференцированное восприятие, аналитическое мышление, рациональный подход к действительности, логическое запоминание, интерес к знаниям, т. е. процесс их получения, овладение на слух разговорной речью и др. Должна быть развита любознательность, желание узнавать новое, достаточно высокий уровень сенсорного развития, а также развиты образные представления, память, речь, мышление, воображение, т. е. все психические процессы [8, 9]. Волевая готовность –умение ребёнка действовать в соответствии с образцом и осуществлять контроль путём сопоставления с ним как с эталоном (образец может быть дан в форме действий др. человека или в форме правила) [2; с. 365]. Эмоциональноволевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать усилия к его реализации, преодолевать препятствия, у него формируется произвольность психологических процессов. Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Это дает основание полагать, что уже в дошкольном возрасте возникает воля. Конечно, волевые действия дошкольников имеют свою специфику: они сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными, возникающими под влиянием ситуативных чувств и желаний. К началу школьного обучения у ребенка процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Регулирующая функция воли проявляется в активизации и торможении деятельности ребенка. У ребенка дошкольного возраста должны быть сформированы такие понятия, как «надо», «можно», «нельзя». Надо убрать игрушки, почистить зубы, застелить постель –все это побудительная, активизирующая функция воли. Нельзя разбрасывать вещи, смотреть телевизор после 9 часов вечера –эти словесные воздействия родителей направлены на торможение двигательной активности ребенка. «Можно»формирует в сознании дошкольника правила поведения, на основе которых происходит становление таких важных свойств личности, как дисциплинированность и ответственность: «Можно пойти погулять, после того как уберешь игрушки (в младшем школьном возрасте –выучишь уроки)». У многих дошкольников сформированы волевые качества, которые позволяют им успешно выполнять различные задания. Дети способны поставить цель, принять решение, наметить план действия, сделать определенное усилие для преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Для того чтобы у ребенка развивались волевые качества, взрослый должен организовывать его деятельность, помня при этом, что волевое действие напрямую зависит от трудности задания и времени, отводимого на его выполнение [9]. Материалы и методыИсследование особенностей формирования психологической готовности к школьному обучению у старших дошкольников (из числадетей 6–7летнего возраста в условиях МБДОУд/с№ 295). Цель:определение интеллектуальной готовности к школьному обучению; изучение индивидуально–психологических особенностей детей. Выявление детей группы риска. Объект исследования:дети подготовительных к школе групп в количестве 28человек. Диагностический комплекс:методика определения готовности к школе «Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе»Л. А. Ясюковой. Основная задача стоящая перед педагогом, воспитателем и родителями будет сформировать у ребенка познавательную активность, создание условий для получение ребенком определенных знаний, умений и навыков. Методытеоретические: системный подход, субъектнодеятельностный подход, моделирование;эмпирические: пилотажное исследование, наблюдение, беседа, эксперимент, метод экспертных оценок; психодиагностические: методика «методика определения готовности к школе«Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе»Л. А. Ясюковой;методы формирующего эксперимента (комплексные образовательные и тренинговые взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста, игры).

Средний процент готовности дошкольников в октябре

МБДОУ № 295 в 2013/2014 учебном году: результаты и обсуждение

Полученные результаты показывают, что на конец учебного года у воспитанников подготовительных групп наиболее сформированы (показатели среднего и выше среднего уровня):визуальное линейное мышление;понятийное логическое мышление;кратковременная речевая память;речевое мышление, образное мышление,речевое развитие. Уровни МышлениеРечевое развитиеКратковременная речевая памятьКратковременная зрительная памятьЗрительномоторнаякоординацияВизуальноеПонятийноеАбстрактноеРечевоеОбразноеЛинейноеСтруктурноеПонятийноеинтуитивноеПонятийноелогическоеСлабый

0

7

7

4

7

4

0

4

0

7

22

Средний

67

78

63

89

67

89

67

67

78

81

78

Хороший

33

15

30

7

26

7

33

30

22

12

0Высокий

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0Наиболее сложными субтестами для выполнения стали задания:зрительно –моторная координация; визуальное структурное мышление;понятийное интуитивное мышление; кратковременная зрительная память;абстрактное мышление.

Ссылки на источники1.Большой психологический словарь [Текст] / под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. –М.:ПраймЕврознак. –2003. –672 с. 2.Психологический словарь [Текст] / под редакцией П. С. Гуревича. –М.:Владос. –2007. –800 с. 3.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. –СПб.:Питер, серия «Мастера психологии». –2008. –276 с. 4.Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка: изучение мотивации поведения детей и подростков [Текст] /Л. И, Божович. –М.:Академия. –1990. –289 с. 5.Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе: Руководство практического психолога [Текст] / Н. И. Гуткина. –М.:Академический проспект. –2000. –312 с. 6.Долгова В. И.,Овчарова Р. В. Психологические детерминанты нравственного развития дошкольника//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. №6. С. 4048. 7.Долгова В. И. Формирование воображения у дошкольников: программа, результаты, рекомендации//Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2014. №11(117). С. 191196. 8.Долгова В. И.,Журбенко С. С. Пантомимическая активность как детерминанта телеснопсихического здоровья дошкольников//Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2012. №4(24). С. 6062. 9.Эльконин Д. Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей: диагностика учебной деятельностии интеллектуального развития детей [Текст] / под редакцией Д. И. Фельдштейна. –МоскваВоронеж.:Педагогика, издание 2е стереотипное. –1991. –416 с.

Ekaterina Tushkanova,student of psychology Department, Chelyabinsk StateHydrated Pedagogical University, Chelyabinskkatenok15_@mail.ruThe formation of psychological readiness for school in terms of preschool educational institutionsAbstract. The article presents the analysis of peculiarities of formation of psychological readiness for school among older preschoolers (children aged 67 in terms of the municipal budget preschool educational institution kindergarten No. 295). It is shown that the forming of psychological readiness for school children preschool age depends on the skill level of the teacher, from the psychological climate in the children's team, from the level of cognitive activeSTI, the emotionalvolitional sphere of the child, mode of work and rest. Also about the process of formation of readiness of the child of preschool age depends on the level of education in the family, educational level of parents, and taking advantage of technological climate. Key words:psychological readiness, senior preschool, cognitive activity, psychological climate, the emotionalvolitional sphere.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М.,кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В. В.,кандидатом педагогических наук