Формирование надпредметных результатов в рамках научного гимназического общества «Парус»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шишкина Н. И. Формирование надпредметных результатов в рамках научного гимназического общества «Парус» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S2. – С. 61–65. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75063.htm.
Аннотация. Активная жизненная позиция, умение эффективно взаимодействовать в различных ситуациях, профессиональная мобильность – качества, необходимые выпускнику образовательного учреждения. В статье обобщается опыт проектной деятельности общеобразовательной организации по формированию надпредметных результатов в рамках научного общества учащихся, анализируются используемые методы формирования исследовательских, речевых, мыслительных, ценностно-смысловых компетенций.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Шишкина Наталья Ивановна,учитель биологии и химии МОАУ «Гимназия имени Александра Грина», г.Кировschoolk3@mail.ru

Формирование надпредметных результатов в рамках научного гимназического общества «Парус»

Аннотация.Активная жизненная позиция, умение эффективно взаимодействовать в различных ситуациях, профессиональная мобильность –качества, необходимые выпускнику образовательного учреждения. В статье обобщается опыт проектной деятельности общеобразовательной организации по формированию надпредметных результатов в рамках научного общества учащихся, анализируются используемые методы формирования исследовательских, речевых, мыслительных, ценностносмысловых компетенций. Ключевые слова:метапредметные знания и умения; исследовательские, речевые, мыслительные, ценностносмысловые компетенции, исследовательская и проектная деятельность. Раздел: (01) педагогика; историяпедагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В последнее время в обществе кардинально изменились представления о целях образования и путях их реализации. В наши дни обучение понимают как процесс подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную жизненную позицию, успешно решать проблемные жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.На современном этапе для того, чтобы успешно социализироваться в быстро изменяющемся обществе, недостаточно обладать только лишь предметными знаниями. Нужны надпредметные (метапредметные) знания и умения. Под метапредметными (универсальными) умениями понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях [1]. Формирование и развитие надпредметных (метапредметных) умений и навыков, универсальных учебных действий в образовательном процессе происходит не только в урочной деятельности, но во внеурочной. В нашей Гимназии создано научное общество «Парус» (НОУ). НОУ включает в себя творческие группы учащихся, объединенных в секции: естественноматематическое направление (естественные науки: география, физика, химия, биология, экология, математика, информатика) и гуманитарное направление (историческая, лингвистическая, литературоведческая, социальнопсихологическая, историческая, искусство). Демонстрацией приобретенных учащимися надпредметных умений в области научного исследования является научнопрактическая конференция, проводимая в День науки традиционным в Гимназии. Тематика исследовательских работ сама разнообразная –это работы, посвященные фольклору, например, «Тряпичная кукла как духовное наследие русского народа»; это работы по проблемам сохранения здоровья человека: «Изучение продуктов питания, содержащих пищевые добавки и их влияния на организм человека»; работы, основанные на исторических фактах«Отношение к пленным иностранцам в Российском государстве на примере Вятской губернии в –вв.» и т.д. Для оценки исследовательских работ привлекаются в качестве экспертов родители из СоветаОтцов, заведующие предметными кафедрами Гимназии и ученики, входящие в состав Совета НОУ.В научном обществе развиты проектная и исследовательская деятельность учащихся, которая формирует у гимназистов метапредметные (универсальные) умения во внеурочной деятельности [2]. Применение метода проекта является одним из стимулов повышения познавательной активности учащихся, развивает навыки их самостоятельной деятельности, формирует целенаправленность, умение обобщать исистематизировать полученные знания иприменять на практике. В процессе исследования у учащихся формируются исследовательские компетенции–это определение объекта и предмета исследования; постановка целей, формулирование задач и гипотез; описание материалов и методов исследования; выявление и постановка проблемы; описание планируемого результата. Ребята собирают данные, работают с первоисточниками, со словарями, энциклопедиями и справочниками, используют компьютер для поиска информации, проводят анализ и синтез полученной информации [3]. В ходе исследования им необходимо также проверить предполагаемые гипотезы, обобщить полученные данные и сделать выводы. Исследовательский процесс предполагает решение задач творческого и поискового характера, постановку опытов и проведение экспериментов.При защите и презентации исследования у учащихся формируются речевые компетенции: умение задавать вопросы и отвечать на них; логично излагать свои мысли; аргументировать свою позицию, точку зрения, мнение; пользоваться официальноделовым стилем речи; использовать научный стиль речи для написания рефератов, тезисов, аннотаций; редактировать текст.К метапредметным относятся и когнитивные (мыслительные) компетенции.Это умение анализировать, т.е.выделять главное; сравнивать; сопоставлять; проводить диалектическое исследование (видеть плюсы и минусы). Умение обобщать:определять теоретическое значение; определять практическое значение; делать выводы. Умение систематизировать:строить графики и таблицы; классифицировать полученные данные. Умение абстрагировать:отвлекаться от частных свойств предметов и явлений; выделять существенные признаки. Умение синтезировать:исследовать явление в целостности; исследовать взаимные связи частей.Немаловажное значение имеют и ценностносмысловые компетенции учащихся, которые также формируются благодаря проектноисследовательской деятельности.Для проведения исследования обязательно необходимо научиться ставить цели, осознавать свои действия и поступки,видеть ценностные смыслы в жизненных ситуациях и явлениях; видеть и понимать окружающий мир; а прежде всего, отвечать за свои решения и действия.В ходе работы над социально значимым проектом «Проблема утилизации пластика» в рамках научного общества «Парус» можно выделить следующие положительные результаты в формировании метапредметных умений: 1)У учащихся сформировались навыки социального поведения, умение общаться со взрослыми людьми, вести диалог. Эти навыки формировалось во время проведения анкетирования. Дети научились проводить анкетирование среди жителей микрорайона. В результате анкетирования были выявлены проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды микрорайона пластиком. Аналогичное анкетирование было проведено по проекту «Энергосбережение». Проводились разъяснения среди жителей микрорайона посредством изготовления и раздачи информационных и агитационных листовок. 2)В ходе реализации проекта ученики работали с официальными документами, отстаивали свои права в общественных и административных организациях.Им пригодились навыки коллективной работы в команде, умение сотрудничать, договариваться, планировать.3)Ребята вовлекались в реальную практическую деятельность. Они проводили акции по сбору пластиковых бутылок в микрорайоне Гимназии. Было собрано более 10000 бутылок для утилизации. В акциях принимали участие родители, педагоги, жители микрорайона. Также были проведены акции по уборке территории. Финансирование проекта осуществлялось за счет городского грантового проекта «Строим город Экоград». Появились ипродукты проекта. Своими руками гимназисты изготовили выставочные экспонаты на выставку «Вторая жизнь мусора». На ней можно было познакомиться с большим количеством способов использования пластиковых бутылок в быту. По эскизам гимназистов совместно с художником были изготовлены два баннера и размещены на территории Гимназии. Итогом всего проекта стало создание агитационного фильма «Чистый город», рассказывающего о проблеме загрязнения пластиком окружающей среды и путях решения этой проблемы. Естественно,при реализации проекта в рамках ценностного и эмоционального компонентов личностных результатов формировались такие умения, как гражданский патриотизм, любовь к природе, потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.В рамках деятельностного (поведенческого) компонента формировались следующие умения:готовность и способность к участию в школьном самоуправлении; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; потребность участия в общественной жизни ближайшегосоциального окружения, общественно полезной деятельности.Внеурочная деятельность гимназистов в работе гимназического научного общества «Парус», несомненно, способствует формированию надпредметных результатов. Опыт работы Гимназии по проектной и исследовательской деятельности с учениками был представлен на Всероссийском конкурсе «Инноватика в образовании–2014»и получил диплом лауреата.

Ссылки на источники1.Дзятковская Е.Н. Экологическое развивающее образование. Учебное пособие для постдипломного образования и самообразования педагогов. –М.: Центр «Образование и экология», 2010.–140 с. (Стандарты общего обр.).2.Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века: учеб.пособие.–10еизд., перераб.–М.: Современные технологии в образовании и культуре, 2009. 3.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. –М.: АРКТИ, 2003.

Natalia Shishkina,

Teacher of Biology and Chemistry, Alexander Grin gymnasium, Kirov schoolk3@mail.ruFormation of HyperSubject Learning Results within the Gymnasium Scientific Community "The Sail"Abstract. Active life position, ability to communicate effectively in different situationsand professional mobility are the qualities necessary for a school graduate. The article summarizes the experience of using project technologies for forming hypersubject learning results within the scientific community of students. It examines methods used for the formation of research, speech, thought, value and semantic competencies.Key words:metasubject learning results and skills; research, speech, thought, value and semantic competencies, research and project work.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Бажиным К. С., кандидатом педагогических наук, директором института педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет»