Учебное занятие для 6-го класса «Формирование художественных знаний о технике исполнения и цветовой гамме вятской росписи (вятская сундучная роспись)»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шихалеева Т. С. Учебное занятие для 6-го класса «Формирование художественных знаний о технике исполнения и цветовой гамме вятской росписи (вятская сундучная роспись)» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S2. – С. 56–60. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75062.htm.
Аннотация. В статье на примере учебного занятия по курсу «Искусство Вятского края. 5–8-й класс» демонстрируется технология формирования региональной идентичности у учащихся через знакомство со смысловыми, эстетическими, личностно значимыми ценностями художественной культуры Вятского края.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Шихалеева Татьяна Сергеевна,учитель изобразительного искусства и мировой художественной культуры МОАУ «Гимназия имени Александра Грина», г. Кировschoolk3@mail.ru

Учебное занятие для 6го класса«Формирование художественных знаний о технике исполнения и цветовой гамме вятской росписи (вятская сундучная роспись)»

Аннотация.В статье на примере учебного занятия по курсу «Искусство Вятского края. 5‬8й класс» демонстрируется технология формирования региональной идентичности у учащихся через знакомство со смысловыми, эстетическими, личностно значимыми ценностями художественной культуры Вятского края. Ключевые слова:личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные учебные действия; предметные результаты обучения, дымковская игрушка, вятская матрешка, капокорешковый промысел, вятское кружево, плетение из лыка и бересты,художественная керамика, роспись по дереву, резьба по дереву, инкрустация соломкой, художественная обработка металла, вятская вышивка. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Тема учебного занятия:«Формирование художественных знаний о технике исполнения и цветовой гамме вятской росписи»(вятская сундучная роспись.6йкласс)Тип учебного занятия: комбинированный.

Общедидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации и применения ее в новой учебной ситуацииЗадачи урока:Образовательная: способствовать формированию представления о сундучном промысле на Вятке; художественных знаний о технике исполнения и цветовой гамме вятской сундучной росписи.Развивающая:способствовать обучениюпрактических уменийтехнике росписи в вятских традициях по дереву.Воспитательная:подвести учеников к пониманию того, что культура вятских промыслов‬часть культуры русского народа.Формыучебной деятельности: зрительское восприятие произведений декоративноприкладного искусства и художественное творчество посредством овладения художественными материалами и техниками.Формы организациипознавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная.Методы и приемы: обучение через деятельность; рассказ учителя на этапе изучения нового материала о сундучном промысле на Вятке, традициях вятской сундучной росписи; диалог на этапах актуализации и целеполагания, рассказ ученика, демонстрация приёмов работы, самостоятельная практическая работа по росписи разделочной доски; вводный и текущий инструктаж; сотворчество учителя и ученика, проживание художественного образа в форме художественных действий.Планируемые результаты:Личностные:формирование активного отношения к традициям художественной культуры Вятского края как смысловой, эстетической и личностнозначимой ценности;Метапредметные:Регулятивные:умение определять и формулировать цели своего обучения, ставить для себя новые задачи в художественнотворческой деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;умение соотносить полученные результаты и способы действий с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижениярезультата, определять причины успеха/неуспеха решения учебной задачи, анализировать допущенные ошибки. Познавательные:умение определять понятия,выделять существенные признаки понятий;умение владеть логическими действиями: сравнения, анализа, обобщения, аналогии.Коммуникативные:умение владеть диалогической формой коммуникации, аргументировать свою точку зрения.Предметные:приобретение опыта создания художественного образа в декоративноприкладном искусстве;приобретение опыта работы с различными художественными материалами (гушью)в технике вятской сундучной росписи.Оборудование:для учителя: мультимедийная система, выставка изделий народных промыслов России, оформленный стенд с рисунками ребят, образцы росписи;для учащихся: разделочные доски, краски, кисти, ватные палочки, баночки для воды, карандаши. Содержание этапов урока1)ОргмоментЗдравствуйте, ребята. Посмотрите на наших Гостей, поприветствуйте их кивком головы. Проверьте готовность к уроку на вашей парте. Садитесь.2)АктуализацияНаш урок мы проведём сегодняв форме «Устного журнала», страничку за страничкой которого будем открывать по ходу урока.Земля русская испокон веков славится удивительными мастерами, людьми, способными своими руками создавать и творить настоящую красоту. Через искусство народных промыслов отслеживается связь прошлого с настоящим. Народные художественные промыслы являются общепризнанным вкладом России в мировую культурную сокровищницу, уникальным пластом отечественной культуры, духовным наследием российскогообщества. Каждая область, каждый край нашей многонациональной страны привносит свою частичку в культурную копилку. Итак,давайте откроем первую страничку нашего журнала, котораятак и называется ‬«Народные промыслы России»и вспомним их.Гжель‬народныйкерамический промысел.Эта знаменитая необыкновенная фарфоровая посуда синебелого цвета завораживает взор, окутывает дымчатым туманом. Живописный подмосковный регион Гжель расположен в 60 км от Москвы.Хохломаподарила нам искусство росписи красками по дереву.В городе Семенове, который расположен в Нижегородском крае, издревле украшали росписью деревянную посуду. Так появилась «Золотая Хохлома».Городецкая роспись по деревуТрадиционный художественный промысел, получивший развитие в середине XIXвека в деревнях по реке Узолев окрестностях города ГородцаНижегородской области.Жостовские подносыВ селе Жостово Московской области расписывают цветочными букетами металлические подносы.Филимоновская игрушкаЯркая эмоциональная слегка вытянутая игрушка из глины зародилась в селе Филимоново Тульской области.Каргопольская игрушкаРодиной этих приземистых немного смешных народных игрушек из глины является Русский север ‬Каргопольский район Архангельской области.Палехская миниатюра.Палех ‬центр лаковой миниатюрной живописи, расположенный возле города Иваново.Это все промыслы других областей.А чем знаменита наша Вятская земля, издавна славившаяся своими умельцами?

Давайте откроем вторуюстраничку нашего журнала под названием«Народные промыслы Вятского края»и назовём их:Дымковская игрушка.Вятская матрёшка.

Капокорешковый промысел.Вятское кружево.Плетение из лыка и берёсты.

Художественная керамика.Роспись по дереву.Резьба по дереву.Инкрустация соломкой.Художественная обработка металла.Вятская вышивкаи многие другие.Посмотрите, какое наследие нам оставили предки! Нам по праву естьчем гордиться! Изделия вятских мастеров всегда отличались гармонией выдумки, пользы и красоты. Материал для творчестваискали в природе. А поскольку Вятка ‬край лесной, то неудивительно, что большая часть народных промыслов была связана с деревообработкой.Ремесленники занимались изготовлением мебели, посуды, игрушек, прялок, сундуков и всё это делалось из дерева.3)ЦелеполаганиеИ именно с сундучным промыслом, незаслуженно забытым и утраченным в наши дни, с традиционной сундучной росписью мне бы хотелось вас сегодня познакомить. Открываем третьюстраничку нашего журнала под названием«ВЯТСКИЙ СУНДУК ‬СВИДЕТЕЛЬ УГАСАЮЩИХ ТРАДИЦИЙ».

Попробуем сформулировать тему нашего занятия, которую нам может подсказать название третьей страницы журнала (Вятская сундучная роспись). Речь пойдет о сундуке и о его росписи.А какой же будет цель нашего занятия?Дети определяют цель занятия, учитель корректирует.

4)Основной этап урокаА все ли знают, что такое СУНДУК?Справка:(рассказ ученика)«(от тюркскогосандык)‬изделие корпусной мебели с откидной или съёмной верхней крышкой, используется как ёмкость для хранения предметов обихода, драгоценностейи других ценных вещей. Использовался в самых разных культурах, начиная с древних времён. В настоящее время сундук как предметкрестьянскогообихода можно увидеть в русских и восточноевропейскихдеревнях, а также в различныхмузеях».Сейчас мы ими практически не пользуемся, а в XVIII‬XIX веках сундуки были необходимой мебелью для русского крестьянского быта. Их числом измерялся достаток хозяев, они служили обязательной частью приданого невесты и хранилищем ее одежды и украшений[2], на больших сундуках спали. К концу XIX века на Вятских базарах пестрели яркой росписью огромное количество сундуков. Благодаря особому производству, сундуки были вне конкуренции по своей дешевизне. Их увозилина продажу в другие губернии и даже в Иран. Изделия вятских сундучников показывали на всероссийских выставках, где они получали заслуженные награды [1].На первых порах сундуки изготавливали из толстых сосновых тесин, и чтобы както облагородить грубую поверхность, их стали красить, а потом и расписывать. Когда же спрос на сундуки возрос, их для удобства перевозки стали делать из тонких и лёгких пиленых досок, и притом складнями ‬«укладками», наподобие матрёшек вставляющимися один в другой по 5‬6 сундуков[1].Форма сундуков с самого начала производства почти не изменялась, лишь только крышки по требованию городских покупателей иногда делали прямыми, а не выпуклыми.

Изготовлением сундуков занимались крестьяне в зимнее, свободное от полевых работ время. Окраску и роспись производили не всегда сами сундучники, в больших семьях этим чаще занимались женщины и подростки[1].Красили сундуки для сельских жителей красным цветом, расписывали белым и зелёным или чёрным и жёлтым. Городские покупатели предпочитали синюю и зелёную окраску и роспись под железную оковку[1].

При окраске вместо кистей употребляли заячьи лапки. Инструментом в росписи служили чеканы ‬деревянные палочки длиной 18см, различной толщины, с вырезанными на торцах изображениями цветов, крестиков, звёздочек и других узоров[1].Практически во всех сундуках складывается определенная композиционная схема расположения росписи.

С помощью линейки и циркуля мастера намечали на сундуке тонкими линиями членения композиции. Например, широкой полосой переднюю стенку и крышку делили на два равных квадрата, углы квадратов отмечали наугольниками, в центре рисовали ромбы, а в ромбах круги. Ромбы и круги закрашивали сплошь какимнибудь из участвующих в росписи цветом. Когда краски просыхали,желтым кроном или белилами печатали чеканами разные узоры. Каждый расписчик проявлял здесь свои художественные способности, умение чувствовать силуэт, ритм, цвет, пропорции. Каждый сундук имел свой характер: то живописноэмоциональный, то графическистрогий[2].Посмотрите (слайд), какой красивый сундук можно увидеть в нашей Приказной избе! Обратите внимание ‬характерная цветовая гамма, точечная роспись, округлая крышка ‬настоящий вятский сундук!К сожалению, в начале ХХ века сундукубрали подальше с глаз, заменив нашкафышифоньеры. Но в 1970‬1980х годах, когда в стране возник интерес к различным традиционным промыслам, сундучный промысел на Вятке получил новое развитие[2].Переходим кчетвертойстраничке нашего журнала, которую я назвала «Новая жизнь» вятской сундучной росписи».

Фабрика «Идеал», а затем объединение «Умелец» начинают возрождать форму и роспись вятских сундуков. Только размер их уменьшается в несколько раз, и роспись становится изящнее и тоньше.

Художникипотратили немало сил на разработку вариантов вятской сундучной росписи, распространив ее не только на различные формы сундучков, шкатулок и ларцов, но и на разделочные доски, сиденья табуретов[2].Так вновь вернулись к нам традиционные вятские сундуки, лишь слегка поменяв свое обличье. Говорят, что и сегодня еще есть умельцы, которые могут под заказ сделать большой сундук. Хочется верить, что история вятского сундука с кистевой и точечной росписью еще не закончилась…[2]И мы с вами можем принять в этом важном деле непосредственное участие. Давайтеукрасим вятской сундучной росписью разделочную доску, ведь так интересно всё попробовать, а тем более выполнить своими руками, прикоснувшись к истории родного края. Вместочеканов мы будем использовать ватные палочки, которыми очень удобно наносить точечный узор. Алгоритм росписи разделочной доски:1)Выбор сюжета (геометрический или растительныйорнамент).2)Композиционное решение (основной мотив разместить в центре, сделать рамку, заполнить углы).3)Разметка рисунка карандашом.4)Работа красками: а)продумать цветовую гамму (вспомните, какова цветовая гамма вятских мастеров?);б)заполнить цветом крупные элементы;в)нанести точечный узор, дуги, капельки (приём «примакивание»).5)Демонстрация приёмов работы6)Самостоятельная практическая работа. Роспись разделочной доскиЗвучит народная музыка.7)Подведение итогов работыА сейчас давайтеустроим выставкуэкспромт, вернисаж ваших творческих работ. Посмотрите, какая красота!Наша цель, поставленная в начале урока, выполнена?Познакомились мы с техникой исполнения росписи? Узнали цветовую гамму вятской сундучной росписи? Получилось у нас возродить вятскую сундучную роспись, подарить ей новую жизнь? (ответы детей).Давайте не будем забывать народные промыслы. Ведь благодаряим, мы знаем историю своего края, своего народа, между нами и предками осуществляетсядуховная связь, которая так необходима для воспитания гармонично развитогочеловека. Это культурное наследие, оставленное нам предками, мы обязаны беречь, приумножать и передавать следующим поколениям!8)Рефлексия (оценочная)Оцените, чья работа соответствует традициям сундучной вятской росписи? (отзывы ребят).Сегодня вы очень хорошо поработали! Всем большое спасибо!Домашнее задание: завершить роспись разделочной доски.

Ссылки на источники1.Барадулин В. А. и др. Основы художественного ремесла. Ч. 2. ‬М.:Просвещение,1987. ‬272с.2.Менчикова Н. Вятский сундук ‬свидетель угасающих традиций // Культурная среда в Кирове. ‬2010.‬Вып.№3(11) март. ‬URL: http://ksgazeta.ru/kultura/vcentre/39narodnoeiskusstvo.html, свободный.

Tatiana Shihaleeva,

Teacher of Art, Alexander Grin gymnasium, Kirovschoolk3@mail.ruThe 6thForm Lesson—Formation of Artistic Knowledge of Techniques and Colours of Vyatka Painting (Vyatka Box Painting)”Abstract.The article demonstrates the technology of forming students‱ regional identity through acquaintance with semantic, aesthetic, personally significant values of artistic culture of the Vyatka region. It takes the lesson on the course "The Art of the Vyatka region: forms 58" as an example of using this technology.Key words:personal, regulatory, cognitive, communicative learning activities; objective results of education, Dymkovo toy, Vyatka matryoshka, Vyatka lace, bast and birch bark weaving, art ceramic, wood painting, wood carving, inlay strips, art metal work, Vyatka embroidery.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Бажиным К. С., кандидатом педагогических наук, директором института педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет»