Зарубежный опыт использования аутсорсинга во внешнеэкономической деятельности корпораций
Международная
публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Фефелов
Р.
Е. Зарубежный опыт использования аутсорсинга во внешнеэкономической деятельности корпораций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – № S5. – С.
71–75. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/75096.htm.
Аннотация. Анализ зарубежного опыта свидетельствует о том, что аутсорсинг является эффективным, стратегическим инструментом и позволяет не только снизить издержки на выполнение непрофильных функций, но и, что более важно, повысить эффективность деятельности организации. Технология аутсорсинга в настоящее время становится не просто методикой управления, а отдельным самостоятельным и активно развивающимся сектором бизнеса.
Ключевые слова:
управление, трудовые ресурсы, аутсорсинг, издержки, производственные процессы, эффективность деятельности
Текст статьи
Фефелов Роман Евгеньевич, магистрант Iкурса направления подготовки 080200.68 Менеджмент ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный аграрный университет им. Н. И. Вавилова», г.Саратов
neopaladin@mail.ru
Зарубежный опыт использования аутсорсинга во внешнеэкономической деятельности корпораций
Аннотация.Анализ зарубежного опыта свидетельствует о том, что аутсорсинг является эффективнымстратегическим инструментом и позволяет не только снизить издержки на выполнение непрофильных функций, но и, что более важно, повысить эффективность деятельности организации. Технология аутсорсинга в настоящее время становится не просто методикой управления, а отдельным самостоятельным и активно развивающимся сектором бизнеса.Ключевые слова: аутсорсинг, управление, трудовые ресурсы, издержки, производственные процессы, эффективность деятельности.Раздел:(4) экономика.
Современное состояние мировой экономики характеризуется высокой степенью экономической взаимозависимости стран, обусловленной изменениями в организационной структуре мирового производства, развитием транснациональной торговли и инвестиций, международного разделения труда и аутсорсинга,наличием многонациональных компаний, тесными информационными связями.Практически все западные производства отличаются максимально простой структурой, то есть не являются комплексными, а большинство операций вынесено на аутсорсинг. Аутсорсинг является результатом построения эффективной стратегии развития компании на основе промышленной кооперации и долговременного взаимовыгодного партнерства.В целом, применение аутсорсинга как принципиально новой стратегии управления активно используется ведущими корпорациями мира. На сегодня именно крупнейшие организации, такие как Ford, BritishPetroleum, Procter&Gamble, Dell, Exelи другие, вследствие использования аутсорсинга добились наиболее впечатляющих экономических результатов: увеличение прибыли почти вдвое за счет сокращения организационных и производственных издержек, повышение общей эффективности функционирования своих компаний, реинжиниринга [1].Например, две трети комплектующих и услуг, используемых корпорацией Fordзаказываются у сторонних организаций (хотяизначально компания Fordстремилась к полной самостоятельности на всех стадиях производства). Всемирно известные производители компьютеров Dellи Compaqнедавно перешли к стопроцентному производственному аутсорсингу, компания IКЕА, не имеющая в своей структуре собственного производства, уже много лет работает с 12 500 внешними поставщиками, вынося на аутсорсинг весь производственный процесс, сбыт и логистику (на сегодняшний день 50 российских мебельных и текстильных фабрик практически полностью зависят от заказов IКЕА). Лидер по выпуску современной спортивной одежды–компания Nikeв настоящее время является компанией без производства. С момента образования фирма постепенно передавала производственные функции на контрактной основе подрядчикам из развивающихся стран. В настоящее время Nikeполностью отказалась от собственности на средства производства. Она рассматривает себя, прежде всего, как исследовательскую, дизайнерскую и маркетинговую организации [2].Традиционные вертикальноинтегрированные транснациональные корпорации уходят в прошлое, уступая место международным горизонтальным сетевым структурам, а сама технология аутсорсинга становится не просто методикой управления, а отдельным самостоятельным и активно развивающимся сектором бизнеса.Высокая рентабельность проведения аутсорсинговых операций способствовала тому, что многие компании США из сферы информационных технологий, имеющие известные товарные знаки, стали создавать центры разработки новых изделий в развивающихся странах. Потакому пути пошли, к примеру, HewlettPackard, Dellи Motorola. По данным журнала «Businessweek», приблизительно 30% выпускаемых во всех странах мира мобильных телефонов, 40% цифровых фотокамер, 85% ноутбуков и 80% персональных цифровых терминалов разработаны в государствах Азии [3].В результате расширенного применения аутсорсинга разработки новых изделий американские фирмы–владельцы известных товарных знаков имеют возможность выпускать на рынок изделия быстрее чем прежде, что в свою очередь сокращает жизненный цикл товара.Наиболее активно используют аутсорсинг крупные компании с численностью персонала более тысячи человек. Обычно это компании, работающиев инновационных секторах (ИТ, телеком), или зрелые компании «традиционной экономики», работающие на конкурентных рынках–в финансовом секторе, в сфере обслуживания. Так, компания Nokiaеще с 2001 г/сотрудничает с HewlettPackard, которая осуществляет управление ИТинфраструктурой и корпоративной информационной системой Nokia. Размер годового контракта–около 100 млн. долл. Основной мотив для крупных компаний–концентрация на основном бизнесе. И аутсорсинг дает больший эффект, чем постоянные реорганизации и сокращения новых отделений и департаментов.Классический пример субподрядных отношений–автомобильная промышленность Японии. Из 20 тысяч деталей и узлов, необходимых для производства автомобиля, около 70% японские автомобилестроительные компании закупают и лишь 30% производят сами. Часть деталей (например, подшипники, батареи и т.д.) покупается у независимых изготовителей,обслуживающих не только автомобилестроение, но и другие отрасли. Еще часть (например, листовая сталь, противоударные устройства ит.д.)–у компаний, обслуживающих преимущественно автомобилестроение, но работающих на рынок, а не по спецзаказам.Однако, основная масса деталей и узлов приобретается у субподрядчиков, которые производят продукцию по заказам и в соответствии со спецификацией автомобилестроительных фирм. Согласно результатам обследования Министерства внешнейторговли и промышленности Японии, в среднем на одну крупную автомобилестроительную фирму приходится 170 субподрядчиков первого уровня, 4,7 тыс. субподрядчиков второго уровня и около 32 тыс.–третьего уровня. Субподрядчики первого уровня могут быть довольно крупными фирмами, в то время как второй уровень–это в основном мелкие фирмы, а третий–мельчайшие. Головное предприятие практикует разные формы связи с поставщиками. С субподрядчиками первого уровня головная фирма, кроме производственных контрактов, устанавливает иные формы сотрудничества–участие в капитале,предоставление финансовой помощи и т.д.Значительно реже подобные отношения связывают головную фирму с субподрядчиками второго уровня, не говоря уже о субподрядчиках третьего уровня. Система акционирования является основой для осуществления контроля со стороны головной фирмы за субподрядчиками.Обычночем ближе фирмасубподрядчик к основанию пирамиды, тем реже фирмазаказчик принимает участие в ее капитале. На нижних уровнях контроль, как правило, основывается на жесткой зависимости от технологии и заказов головной фирмы. Модель «ключевой компетенции» применяется в работе многих зарубежных машиностроительных предприятий, в том числе ив электротехнической отрасли (Siemens, GeneralElectricи др.).В конце XX в. удельный вес компаний США, передающих по аутсорсингу производственные или сервисные операции, составил 86%. Западные и японские компании все чаще переносят в страны ЮгоВосточной и Южной Азии, Восточной Европы, Латинской Америки производства новых товаров, а собственные производства закрывают. К примеру, японский автомобильный транснациональный концерн Nissanимеет сегодня заводы в Африке, Азии, в том числе Тайване, Малайзии, на Ближнем Востоке. Компания регулярно представляет новации,большая часть которых разработана в научноисследовательских лабораториях развивающихся стран.В США аутсорсинг стал привычным явлением. Этому способствовало в первую очередь развитие ИТаутсорсинга и популярность офшорного программирования. В США примерно пятая часть всех ИТрасходов сегодня попадает в руки аутсорсинговых компаний. При этом до 70% всех контрактов по разным причинам заканчиваются досрочно.Изучение крупнейших сделок показывает, что в последнее время все больше компаний заключают контракты на аутсорсинг функциональных операций и бизнеспроцессов, в соответствии с которыми они передают в ведение подрядчика одну из функциональных областей, таких как управление персоналом или логистика. Общая сумма 100 крупнейших выданных контрактов на аутсорсинг в США составила в 2004г. 68,3 млрд долл. Минимальная сумма сделки была равна 1,84 млн долл.[4]
Множество современных электронных изделий поступает и будет поступать в продажу под весьма авторитетными товарными знаками фирм США, владельцы которых совершенно не заинтересованы в том, чтобы покупатель знал имена их подлинных разработчиков и изготовителей. Перечень предприятий, доказавших свое право относиться к числу лидеров всемирной информационнокомпьютерной индустрии, но продолжающих оставаться «теневыми двигателями» технического развития, сегодня не столь уж короток и включает такие фирмы, как Flextronics, QuantaComputer, PremierImaging, WiproTechnologies, CompalElectronicsи целый ряд других, базирующихся на Тайване, в Индии и прочих, главным образом азиатских, странах. Своим положением «неизвестных героев» текущего этапа промышленной революции они обязаны условиям соглашений, которые связывают их с самыми видными фирмамипродавцами (вендорами, англ. vendor) соглашений об аутсорсинге [5] .Большое внимание американские компании уделяют использованию возможностей аутсорсинга в России. Здесь можно выявить два направлениядеятельности зарубежных, прежде всего американских, компаний: рынок услуг в сфере информационных технологий и в области нефтедобычи.Кроме того, для большинства американских компаний и индийский рынок аутсорсинговых услуг также является привлекательным (в основномблагодаря своей англоговорящей и технически подготовленной рабочей силе). При этом одним из важных факторов является более низкий уровень заработной платы некоторых профессий по сравнению с Соединенными Штатами.Исследование, проведенное в HaasSchoolofBusiness, выявило, что американские работники таких профессий, как оператор телефонного центра, работник медицинского диагностического центра, клерк адвокатской конторы, программист, бухгалтер и его помощники по учету и заработной плате, финансовые аналитики, зарабатывают в час в несколько раз больше, чем их индийские коллеги (см. таблицу) [6]. Рабочие места именно этих профессий сегодня в наибольшей степени характеризуются экспортными тенденциями.
Средняя заработная плата некоторых профессий в США и Индии (долл.США) на 01.01.2010г.
ДолжностьПочасовая заработная плата, долл.СШАСШАИндияОператор телефонного центра12,571,0Работник медицинского диагностического центра13,171,52,0Помощник бухгалтера по заработной плате15,171,52,0Клерк адвокатской конторы17,866,08,0Бухгалтер23,356,015,0Программист28,902,656,0Финансовый аналитик33,035,06,015,0
Некоторые развитые экономики мира, которые вслед за США также активно участвуют в глобальном аутсорсинге, используют свой исторический потенциал. Так, британскиеи французские компании выстраивают отношения в рамках концепции аутсорсинга в бывших колониях своих стран. Если посмотреть на этикетку товаров французских знаменитых фирм, то многие из них сделаны именно в странах–бывших колониях Франции в Африке, на Ближнем Востоке или в Индокитае. При этом является вполне естественным, что французские компании из сферы услуг для аутсорсинга используют франкоговорящих жителей бывших колонии своей страны.Аутсорсинг широко применяется и в Европе, не только в частном, но и в государственном секторе. Правительство Великобритании передало информационные системы налоговых ведомств на аутсорсинговое обслуживание [7].В соответствии со специальной программой британского правительства по тестированию рынка, принятой ещё в 1993 г., оптимальным аутсорсинг является в следующих случаях, когда требуется наличие значительных ресурсов, особенно большие капитальные или трудовые ресурсы; сферы деятельности слабо связаны между собой; требуются специальные знания и опыт; объем работы и её результаты могут быть одинаково большими и малыми; деятельность предприятия подвержена резким колебаниям рынка, что влечет большие затраты на наем, обучение и сохранение персонала; быстро меняется технология, что требует больших инвестиций.В Германии в последнее время аутсорсинг развивается и эволюционирует. Опрос 200 руководителей крупных компаний, действующих в немецкоязычных странах, который был проведен консалтинговой компанией Асcentureв сотрудничестве с InstitutfuerManagementundConsultin, привелк интересным результатам. Так, например, объем германского рынка аутсорсинга к 2002 г.вырос с 9 млрддо13,8млрдевро [8]. Среди опрошенных фирм 80% уже имеют опыт с аутсорсинговыми проектами, причем наибольший опыт в этой области накоплен производителями потребительских товаров. Однако следует признать, что в Германии этот рынок развивается все еще медленнее, чем в США и Великобритании.Большинство немецких компаний прибегают к аутсорсингу почти исключительно в целях сокращения текущих расходов. Только13% опрошенных фирм наряду с этим занимаются еще и аутсорсингом стратегических функций или основных сфер своей деятельности.По мнению немецких специалистов, передача некоторых функций сторонним организациям предоставляет компаниям существенные выгоды. Они могут более гибко реагировать на изменение загрузки своих производственных мощностей, получают доступ к требующимся им технологиям, ноухау и т.п.К тому же создаются благоприятные условия для концентрации усилий на основных сферах своей деятельности и повышения её эффективности. С другой стороны, с аутсорсингом, связаны и определенные риски. Прежде всего–потеря контроля над теми или иными функциями, а также зависимость от фирм, оказывающих соответствующие услуги. В связи с этим компании, передающие некоторые свои функции. все чаще стремятся привлечь субподрядчиков к долевому участию в своем акционерном капитале, с тем чтобы они были заинтересованы в успехе аутсорсингового проекта, а также разделяли ответственность за риски [8].Участие субподрядных фирм в акционерном капитале компаний–важный признак стратегического аутсорсинга, значение которого в современных условиях все более возрастает.Необходимо признать, что для современной экономики характерно «сжатие» компаний, то есть компании, будучи экономическими единицами общества, выполняют преимущественно одну экономическую функцию, например, сбыт или производство или же управление производственным процессом. Примером такой специализации и упрощения производственных процессов является реорганизация производства концерна Volvoв последнее десятилетие прошлого века. Столкнувшись с проблемой увеличения собственных производственных расходов, ростом себестоимости продукции, что привело к падению её конкурентоспособности, руководство концерна сократило втрое количество поставщиков, отменило входной контроль поставок, а функции тестирования и контроля качества оставляемых деталей возложила на самих поставщиков или сторонние организации. В результате собственное производство и технологическая линия упростились, поставщики и подрядчики поставляли ужене отдельные детали, а целые агрегаты. При этом если в готовом автомобиле не работал какойлибо агрегат, то поставщик такого агрегата компенсировал стоимость всего автомобиля.Современный международный аутсорсинг–это,прежде всего, выполнение основных производственных функций фирмы силами сторонних исполнителей, работающих на контрактной основе под брендом компаниизаказчика. Так, например, бренд Scarlettпринадлежит одному из ведущих производителей бытовой техники в России–компании ArimaHoldingCorp. Но эта компания сама ничего не производит. Секрет её успеха том, что ключевые производственные процессы она отдает на аутсорсинг квалифицированным исполнителям. На долю самой холдинговой компании остается только управление брендом–именем выпускаемой продукции. При этом её потребители никогда не узнают, кто же на самом деле сделал товар, на котором указан бренд Scarlett. Сегодня это может быть один аутсорсер, а завтра–совершенно другой. Вполне возможно и производство силами различных аутсорсеров одновременно[9].Несмотря на массовость применения аутсорсинга на Западе, российские компании применяют его достаточно ограниченно, причиной этому служит ряд факторов:малая степень доверия у компаний по отношению к аутсорсерам, что может быть вызвано, в том числе, предыдущим негативным опытом применения аутсорсинга;2)слабо развитая культура договорных отношений;3)проблема сохранения коммерческой тайны;4)непроработанность законодательной базы;5)высокая стоимость услуг аутсорсинга всравнении с выполнением работ своими силами;6)отсутствие объективной информации о потенциальных аутсорсерах и профессиональных кадрах.Одной из основных причин, препятствующих применению аутсорсинга, является сопутствующий риск. Параллельно с пониманием руководства преимуществ аутсорсинга встает вопрос о том, какие функции должны оставаться внутри организации, так как их потеря приведет к потере конкурентных преимуществ, размыванию индивидуальности и разрушению имиджа компании. Благодаря аутсорсингу профессионалы имеют возможность сконцентрироваться на главной работе, тем самым повышая производительность своего труда.Таким образом, западное производство характеризуется высочайшей степенью специализации. Практически все западные производства отличаются максимально простой структурой, то есть не являются комплексными, а большинство операций вынесено на аутсорсинг. Аутсорсинг является результатом построения эффективной стратегии развития компании на основе промышленной кооперации и долговременного взаимовыгодного партнерства.Крупные компании развитых стран определяют развитие инновационной деятельности в развивающихся регионах мира, способствуя росту отраслей высоких технологий, выпускающих сложную конечную продукцию. Например, благодаря аутсорсингу, в Индии высокотехнологичный сектор экономики растет до 30% в год. Индия стала признанным центром в сфере аутсорсинга информационных технологий, она экспортирует ИТуслуги на сумму 45 млрддолл. ежегодно [9]. В настоящее время страна имеет более чем десятилетнийопыт аутсорсинга и размещает у себя свыше 80% мировых проектов в этой сфере.Специализация развивающихся стран на производстве сложных наукоемких товаров приводит к возникновению эффекта накопленных знаний и опыта. Транснациональные корпорации начинают перемещать туда инновационную деятельность, используя глобальный научноисследовательский потенциал. Постепенно такая стратегия становится более важной, чем стратегия использования рыночных возможностей в глобальном масштабе.Благодаря аутсорсингу в развивающихся странах создаются новые рабочиеместа, требующие высокого образовательного и профессионального уровня, увеличивается число желающих получить технические специальности. В развивающиеся страны переносятся отделы по разработке новой продукции. Наблюдается рост количества патентов, которые получают в США представители развивающихся стран. Среди новых индустриальных регионов наибольшее число научноисследовательских и конструкторских организаций размещено в Сингапуре, на Тайване, в Индии и в Китае.Аутсорсинг позволяет усилить специализацию всех компаний. Любая фирма (организация, предприятие, отдельный индивидуум) получает возможность сосредоточиться на своем основном деловом процессе: производстве высокотехнологичных «расширенных продуктов» по индивидуальным запросам потребителей, производстве знаний, производстве новых идей, технологий, решений.В соответствии с изложенным можно сделать следующий вывод: в мире сейчас существует три основных типа компаний:1)компании, которые осуществляют полный цикл (или его большую часть) разработки и производства продукта;2)компании, которые занимаются преимущественно инжинирингом, а производство, если и имеют, то только опытное (изготовление всех деталей заказывают по аутсорсингу);3)компании, которые инжинирингом практически не занимаются, а, располагая передовым оборудованием, оказывают услуги по производству изделий по чужому инжинирингу и при необходимости под чужой торговой маркой.Аналитики предсказывают в XXI в.лавинообразный рост количества специализированных предприятий, которые будут обслуживать во многих компаниях только один деловой процесс. Однако концентрация фирмы на ключевых компетенциях не означает разорванности единого воспроизводственного процесса. Воспроизводственный процесс теперь реализуется в сложной системе контрактнодоговорных отношений, как формальных, так и неформальных.Анализ зарубежного опыта свидетельствует о том, что аутсорсинг является эффективным, стратегическим инструментом и позволяет не только снизить издержки на выполнение непрофильных функций, но и, что более важно, повысить эффективность деятельности организации. Это относится и к бизнесорганизациям, и к органам исполнительной власти, и к организациям бюджетного сектора
Ссылки на источники1.Эмиров Н. Аутсорсинг в мировой экономике // Экономика и управление в зарубежных странах. –2012. –№ 4. –С. 21–29.
2.Кузнецов В.М. Аутсорсинг: новое слово в управлении // ЭКО: Экономика и организация промышленного производства. –2011. –№ 6. –С. 79–86.3.Outsourcinginnovation// Bisinessweek. –2010. –21 march.4.Джермейн Р. Аутсорсинг и вертикальная интеграция: предложения для исследований на базе организационной теории // Российский журнал менеджмента. –2011. –Т.9. –№ 2. –С. 93–108.5.Минасьян М. Аутсорсинг в практике американских компаний // Инвестиции в России. –2008. –№10 (165). –С. 27–37.6.Официальный сайт международного института аутсорсинга. –URL: http: //www. outsourcing.com.7.УсановА.Ю.,Фефелова Н.П., Терина Г. Е.Инновационные процессы в агроэкономике: их содержание. –направления. –инструменты совершенствования. –М., 2013.8.Секрет фирмы. –2005. –№23 (110). –20–26 июня 2009.9.Василенко М. Структурные трансформации бизнеса: аутсорсинг и субконтрактация // Российское предпринимательство. –2012. –№15 (213). –С. 56–59.
Roman Fefelov,
master degree 2 study,Saratov State Agrarian University named after N.I. Vavilov, Saratovneopaladin@mail.ruForeign experience of outsourcing in the external economic activities of corporationsAbstract.The Analysis of foreign experience shows that outsourcing is an effective, strategic tool and allows not only to reduce the costs of noncoreactivities, but also, more importantly, to improve the effectiveness of the organization. Technology outsourcing is now becoming not just a method of control, and a separate independent and rapidly growing sector of the business.Keywords: outsourcing, management, labor, costs, production processes, and efficiency.
Рекомендовано к публикации:
Фефеловой Н. П., кандидатом экономических наук, доцентом кафедры бухгалтерского учета СГАУ им. Н. И. Вавилова
neopaladin@mail.ru
Зарубежный опыт использования аутсорсинга во внешнеэкономической деятельности корпораций
Аннотация.Анализ зарубежного опыта свидетельствует о том, что аутсорсинг является эффективнымстратегическим инструментом и позволяет не только снизить издержки на выполнение непрофильных функций, но и, что более важно, повысить эффективность деятельности организации. Технология аутсорсинга в настоящее время становится не просто методикой управления, а отдельным самостоятельным и активно развивающимся сектором бизнеса.Ключевые слова: аутсорсинг, управление, трудовые ресурсы, издержки, производственные процессы, эффективность деятельности.Раздел:(4) экономика.
Современное состояние мировой экономики характеризуется высокой степенью экономической взаимозависимости стран, обусловленной изменениями в организационной структуре мирового производства, развитием транснациональной торговли и инвестиций, международного разделения труда и аутсорсинга,наличием многонациональных компаний, тесными информационными связями.Практически все западные производства отличаются максимально простой структурой, то есть не являются комплексными, а большинство операций вынесено на аутсорсинг. Аутсорсинг является результатом построения эффективной стратегии развития компании на основе промышленной кооперации и долговременного взаимовыгодного партнерства.В целом, применение аутсорсинга как принципиально новой стратегии управления активно используется ведущими корпорациями мира. На сегодня именно крупнейшие организации, такие как Ford, BritishPetroleum, Procter&Gamble, Dell, Exelи другие, вследствие использования аутсорсинга добились наиболее впечатляющих экономических результатов: увеличение прибыли почти вдвое за счет сокращения организационных и производственных издержек, повышение общей эффективности функционирования своих компаний, реинжиниринга [1].Например, две трети комплектующих и услуг, используемых корпорацией Fordзаказываются у сторонних организаций (хотяизначально компания Fordстремилась к полной самостоятельности на всех стадиях производства). Всемирно известные производители компьютеров Dellи Compaqнедавно перешли к стопроцентному производственному аутсорсингу, компания IКЕА, не имеющая в своей структуре собственного производства, уже много лет работает с 12 500 внешними поставщиками, вынося на аутсорсинг весь производственный процесс, сбыт и логистику (на сегодняшний день 50 российских мебельных и текстильных фабрик практически полностью зависят от заказов IКЕА). Лидер по выпуску современной спортивной одежды–компания Nikeв настоящее время является компанией без производства. С момента образования фирма постепенно передавала производственные функции на контрактной основе подрядчикам из развивающихся стран. В настоящее время Nikeполностью отказалась от собственности на средства производства. Она рассматривает себя, прежде всего, как исследовательскую, дизайнерскую и маркетинговую организации [2].Традиционные вертикальноинтегрированные транснациональные корпорации уходят в прошлое, уступая место международным горизонтальным сетевым структурам, а сама технология аутсорсинга становится не просто методикой управления, а отдельным самостоятельным и активно развивающимся сектором бизнеса.Высокая рентабельность проведения аутсорсинговых операций способствовала тому, что многие компании США из сферы информационных технологий, имеющие известные товарные знаки, стали создавать центры разработки новых изделий в развивающихся странах. Потакому пути пошли, к примеру, HewlettPackard, Dellи Motorola. По данным журнала «Businessweek», приблизительно 30% выпускаемых во всех странах мира мобильных телефонов, 40% цифровых фотокамер, 85% ноутбуков и 80% персональных цифровых терминалов разработаны в государствах Азии [3].В результате расширенного применения аутсорсинга разработки новых изделий американские фирмы–владельцы известных товарных знаков имеют возможность выпускать на рынок изделия быстрее чем прежде, что в свою очередь сокращает жизненный цикл товара.Наиболее активно используют аутсорсинг крупные компании с численностью персонала более тысячи человек. Обычно это компании, работающиев инновационных секторах (ИТ, телеком), или зрелые компании «традиционной экономики», работающие на конкурентных рынках–в финансовом секторе, в сфере обслуживания. Так, компания Nokiaеще с 2001 г/сотрудничает с HewlettPackard, которая осуществляет управление ИТинфраструктурой и корпоративной информационной системой Nokia. Размер годового контракта–около 100 млн. долл. Основной мотив для крупных компаний–концентрация на основном бизнесе. И аутсорсинг дает больший эффект, чем постоянные реорганизации и сокращения новых отделений и департаментов.Классический пример субподрядных отношений–автомобильная промышленность Японии. Из 20 тысяч деталей и узлов, необходимых для производства автомобиля, около 70% японские автомобилестроительные компании закупают и лишь 30% производят сами. Часть деталей (например, подшипники, батареи и т.д.) покупается у независимых изготовителей,обслуживающих не только автомобилестроение, но и другие отрасли. Еще часть (например, листовая сталь, противоударные устройства ит.д.)–у компаний, обслуживающих преимущественно автомобилестроение, но работающих на рынок, а не по спецзаказам.Однако, основная масса деталей и узлов приобретается у субподрядчиков, которые производят продукцию по заказам и в соответствии со спецификацией автомобилестроительных фирм. Согласно результатам обследования Министерства внешнейторговли и промышленности Японии, в среднем на одну крупную автомобилестроительную фирму приходится 170 субподрядчиков первого уровня, 4,7 тыс. субподрядчиков второго уровня и около 32 тыс.–третьего уровня. Субподрядчики первого уровня могут быть довольно крупными фирмами, в то время как второй уровень–это в основном мелкие фирмы, а третий–мельчайшие. Головное предприятие практикует разные формы связи с поставщиками. С субподрядчиками первого уровня головная фирма, кроме производственных контрактов, устанавливает иные формы сотрудничества–участие в капитале,предоставление финансовой помощи и т.д.Значительно реже подобные отношения связывают головную фирму с субподрядчиками второго уровня, не говоря уже о субподрядчиках третьего уровня. Система акционирования является основой для осуществления контроля со стороны головной фирмы за субподрядчиками.Обычночем ближе фирмасубподрядчик к основанию пирамиды, тем реже фирмазаказчик принимает участие в ее капитале. На нижних уровнях контроль, как правило, основывается на жесткой зависимости от технологии и заказов головной фирмы. Модель «ключевой компетенции» применяется в работе многих зарубежных машиностроительных предприятий, в том числе ив электротехнической отрасли (Siemens, GeneralElectricи др.).В конце XX в. удельный вес компаний США, передающих по аутсорсингу производственные или сервисные операции, составил 86%. Западные и японские компании все чаще переносят в страны ЮгоВосточной и Южной Азии, Восточной Европы, Латинской Америки производства новых товаров, а собственные производства закрывают. К примеру, японский автомобильный транснациональный концерн Nissanимеет сегодня заводы в Африке, Азии, в том числе Тайване, Малайзии, на Ближнем Востоке. Компания регулярно представляет новации,большая часть которых разработана в научноисследовательских лабораториях развивающихся стран.В США аутсорсинг стал привычным явлением. Этому способствовало в первую очередь развитие ИТаутсорсинга и популярность офшорного программирования. В США примерно пятая часть всех ИТрасходов сегодня попадает в руки аутсорсинговых компаний. При этом до 70% всех контрактов по разным причинам заканчиваются досрочно.Изучение крупнейших сделок показывает, что в последнее время все больше компаний заключают контракты на аутсорсинг функциональных операций и бизнеспроцессов, в соответствии с которыми они передают в ведение подрядчика одну из функциональных областей, таких как управление персоналом или логистика. Общая сумма 100 крупнейших выданных контрактов на аутсорсинг в США составила в 2004г. 68,3 млрд долл. Минимальная сумма сделки была равна 1,84 млн долл.[4]
Множество современных электронных изделий поступает и будет поступать в продажу под весьма авторитетными товарными знаками фирм США, владельцы которых совершенно не заинтересованы в том, чтобы покупатель знал имена их подлинных разработчиков и изготовителей. Перечень предприятий, доказавших свое право относиться к числу лидеров всемирной информационнокомпьютерной индустрии, но продолжающих оставаться «теневыми двигателями» технического развития, сегодня не столь уж короток и включает такие фирмы, как Flextronics, QuantaComputer, PremierImaging, WiproTechnologies, CompalElectronicsи целый ряд других, базирующихся на Тайване, в Индии и прочих, главным образом азиатских, странах. Своим положением «неизвестных героев» текущего этапа промышленной революции они обязаны условиям соглашений, которые связывают их с самыми видными фирмамипродавцами (вендорами, англ. vendor) соглашений об аутсорсинге [5] .Большое внимание американские компании уделяют использованию возможностей аутсорсинга в России. Здесь можно выявить два направлениядеятельности зарубежных, прежде всего американских, компаний: рынок услуг в сфере информационных технологий и в области нефтедобычи.Кроме того, для большинства американских компаний и индийский рынок аутсорсинговых услуг также является привлекательным (в основномблагодаря своей англоговорящей и технически подготовленной рабочей силе). При этом одним из важных факторов является более низкий уровень заработной платы некоторых профессий по сравнению с Соединенными Штатами.Исследование, проведенное в HaasSchoolofBusiness, выявило, что американские работники таких профессий, как оператор телефонного центра, работник медицинского диагностического центра, клерк адвокатской конторы, программист, бухгалтер и его помощники по учету и заработной плате, финансовые аналитики, зарабатывают в час в несколько раз больше, чем их индийские коллеги (см. таблицу) [6]. Рабочие места именно этих профессий сегодня в наибольшей степени характеризуются экспортными тенденциями.
Средняя заработная плата некоторых профессий в США и Индии (долл.США) на 01.01.2010г.
ДолжностьПочасовая заработная плата, долл.СШАСШАИндияОператор телефонного центра12,571,0Работник медицинского диагностического центра13,171,52,0Помощник бухгалтера по заработной плате15,171,52,0Клерк адвокатской конторы17,866,08,0Бухгалтер23,356,015,0Программист28,902,656,0Финансовый аналитик33,035,06,015,0
Некоторые развитые экономики мира, которые вслед за США также активно участвуют в глобальном аутсорсинге, используют свой исторический потенциал. Так, британскиеи французские компании выстраивают отношения в рамках концепции аутсорсинга в бывших колониях своих стран. Если посмотреть на этикетку товаров французских знаменитых фирм, то многие из них сделаны именно в странах–бывших колониях Франции в Африке, на Ближнем Востоке или в Индокитае. При этом является вполне естественным, что французские компании из сферы услуг для аутсорсинга используют франкоговорящих жителей бывших колонии своей страны.Аутсорсинг широко применяется и в Европе, не только в частном, но и в государственном секторе. Правительство Великобритании передало информационные системы налоговых ведомств на аутсорсинговое обслуживание [7].В соответствии со специальной программой британского правительства по тестированию рынка, принятой ещё в 1993 г., оптимальным аутсорсинг является в следующих случаях, когда требуется наличие значительных ресурсов, особенно большие капитальные или трудовые ресурсы; сферы деятельности слабо связаны между собой; требуются специальные знания и опыт; объем работы и её результаты могут быть одинаково большими и малыми; деятельность предприятия подвержена резким колебаниям рынка, что влечет большие затраты на наем, обучение и сохранение персонала; быстро меняется технология, что требует больших инвестиций.В Германии в последнее время аутсорсинг развивается и эволюционирует. Опрос 200 руководителей крупных компаний, действующих в немецкоязычных странах, который был проведен консалтинговой компанией Асcentureв сотрудничестве с InstitutfuerManagementundConsultin, привелк интересным результатам. Так, например, объем германского рынка аутсорсинга к 2002 г.вырос с 9 млрддо13,8млрдевро [8]. Среди опрошенных фирм 80% уже имеют опыт с аутсорсинговыми проектами, причем наибольший опыт в этой области накоплен производителями потребительских товаров. Однако следует признать, что в Германии этот рынок развивается все еще медленнее, чем в США и Великобритании.Большинство немецких компаний прибегают к аутсорсингу почти исключительно в целях сокращения текущих расходов. Только13% опрошенных фирм наряду с этим занимаются еще и аутсорсингом стратегических функций или основных сфер своей деятельности.По мнению немецких специалистов, передача некоторых функций сторонним организациям предоставляет компаниям существенные выгоды. Они могут более гибко реагировать на изменение загрузки своих производственных мощностей, получают доступ к требующимся им технологиям, ноухау и т.п.К тому же создаются благоприятные условия для концентрации усилий на основных сферах своей деятельности и повышения её эффективности. С другой стороны, с аутсорсингом, связаны и определенные риски. Прежде всего–потеря контроля над теми или иными функциями, а также зависимость от фирм, оказывающих соответствующие услуги. В связи с этим компании, передающие некоторые свои функции. все чаще стремятся привлечь субподрядчиков к долевому участию в своем акционерном капитале, с тем чтобы они были заинтересованы в успехе аутсорсингового проекта, а также разделяли ответственность за риски [8].Участие субподрядных фирм в акционерном капитале компаний–важный признак стратегического аутсорсинга, значение которого в современных условиях все более возрастает.Необходимо признать, что для современной экономики характерно «сжатие» компаний, то есть компании, будучи экономическими единицами общества, выполняют преимущественно одну экономическую функцию, например, сбыт или производство или же управление производственным процессом. Примером такой специализации и упрощения производственных процессов является реорганизация производства концерна Volvoв последнее десятилетие прошлого века. Столкнувшись с проблемой увеличения собственных производственных расходов, ростом себестоимости продукции, что привело к падению её конкурентоспособности, руководство концерна сократило втрое количество поставщиков, отменило входной контроль поставок, а функции тестирования и контроля качества оставляемых деталей возложила на самих поставщиков или сторонние организации. В результате собственное производство и технологическая линия упростились, поставщики и подрядчики поставляли ужене отдельные детали, а целые агрегаты. При этом если в готовом автомобиле не работал какойлибо агрегат, то поставщик такого агрегата компенсировал стоимость всего автомобиля.Современный международный аутсорсинг–это,прежде всего, выполнение основных производственных функций фирмы силами сторонних исполнителей, работающих на контрактной основе под брендом компаниизаказчика. Так, например, бренд Scarlettпринадлежит одному из ведущих производителей бытовой техники в России–компании ArimaHoldingCorp. Но эта компания сама ничего не производит. Секрет её успеха том, что ключевые производственные процессы она отдает на аутсорсинг квалифицированным исполнителям. На долю самой холдинговой компании остается только управление брендом–именем выпускаемой продукции. При этом её потребители никогда не узнают, кто же на самом деле сделал товар, на котором указан бренд Scarlett. Сегодня это может быть один аутсорсер, а завтра–совершенно другой. Вполне возможно и производство силами различных аутсорсеров одновременно[9].Несмотря на массовость применения аутсорсинга на Западе, российские компании применяют его достаточно ограниченно, причиной этому служит ряд факторов:малая степень доверия у компаний по отношению к аутсорсерам, что может быть вызвано, в том числе, предыдущим негативным опытом применения аутсорсинга;2)слабо развитая культура договорных отношений;3)проблема сохранения коммерческой тайны;4)непроработанность законодательной базы;5)высокая стоимость услуг аутсорсинга всравнении с выполнением работ своими силами;6)отсутствие объективной информации о потенциальных аутсорсерах и профессиональных кадрах.Одной из основных причин, препятствующих применению аутсорсинга, является сопутствующий риск. Параллельно с пониманием руководства преимуществ аутсорсинга встает вопрос о том, какие функции должны оставаться внутри организации, так как их потеря приведет к потере конкурентных преимуществ, размыванию индивидуальности и разрушению имиджа компании. Благодаря аутсорсингу профессионалы имеют возможность сконцентрироваться на главной работе, тем самым повышая производительность своего труда.Таким образом, западное производство характеризуется высочайшей степенью специализации. Практически все западные производства отличаются максимально простой структурой, то есть не являются комплексными, а большинство операций вынесено на аутсорсинг. Аутсорсинг является результатом построения эффективной стратегии развития компании на основе промышленной кооперации и долговременного взаимовыгодного партнерства.Крупные компании развитых стран определяют развитие инновационной деятельности в развивающихся регионах мира, способствуя росту отраслей высоких технологий, выпускающих сложную конечную продукцию. Например, благодаря аутсорсингу, в Индии высокотехнологичный сектор экономики растет до 30% в год. Индия стала признанным центром в сфере аутсорсинга информационных технологий, она экспортирует ИТуслуги на сумму 45 млрддолл. ежегодно [9]. В настоящее время страна имеет более чем десятилетнийопыт аутсорсинга и размещает у себя свыше 80% мировых проектов в этой сфере.Специализация развивающихся стран на производстве сложных наукоемких товаров приводит к возникновению эффекта накопленных знаний и опыта. Транснациональные корпорации начинают перемещать туда инновационную деятельность, используя глобальный научноисследовательский потенциал. Постепенно такая стратегия становится более важной, чем стратегия использования рыночных возможностей в глобальном масштабе.Благодаря аутсорсингу в развивающихся странах создаются новые рабочиеместа, требующие высокого образовательного и профессионального уровня, увеличивается число желающих получить технические специальности. В развивающиеся страны переносятся отделы по разработке новой продукции. Наблюдается рост количества патентов, которые получают в США представители развивающихся стран. Среди новых индустриальных регионов наибольшее число научноисследовательских и конструкторских организаций размещено в Сингапуре, на Тайване, в Индии и в Китае.Аутсорсинг позволяет усилить специализацию всех компаний. Любая фирма (организация, предприятие, отдельный индивидуум) получает возможность сосредоточиться на своем основном деловом процессе: производстве высокотехнологичных «расширенных продуктов» по индивидуальным запросам потребителей, производстве знаний, производстве новых идей, технологий, решений.В соответствии с изложенным можно сделать следующий вывод: в мире сейчас существует три основных типа компаний:1)компании, которые осуществляют полный цикл (или его большую часть) разработки и производства продукта;2)компании, которые занимаются преимущественно инжинирингом, а производство, если и имеют, то только опытное (изготовление всех деталей заказывают по аутсорсингу);3)компании, которые инжинирингом практически не занимаются, а, располагая передовым оборудованием, оказывают услуги по производству изделий по чужому инжинирингу и при необходимости под чужой торговой маркой.Аналитики предсказывают в XXI в.лавинообразный рост количества специализированных предприятий, которые будут обслуживать во многих компаниях только один деловой процесс. Однако концентрация фирмы на ключевых компетенциях не означает разорванности единого воспроизводственного процесса. Воспроизводственный процесс теперь реализуется в сложной системе контрактнодоговорных отношений, как формальных, так и неформальных.Анализ зарубежного опыта свидетельствует о том, что аутсорсинг является эффективным, стратегическим инструментом и позволяет не только снизить издержки на выполнение непрофильных функций, но и, что более важно, повысить эффективность деятельности организации. Это относится и к бизнесорганизациям, и к органам исполнительной власти, и к организациям бюджетного сектора
Ссылки на источники1.Эмиров Н. Аутсорсинг в мировой экономике // Экономика и управление в зарубежных странах. –2012. –№ 4. –С. 21–29.
2.Кузнецов В.М. Аутсорсинг: новое слово в управлении // ЭКО: Экономика и организация промышленного производства. –2011. –№ 6. –С. 79–86.3.Outsourcinginnovation// Bisinessweek. –2010. –21 march.4.Джермейн Р. Аутсорсинг и вертикальная интеграция: предложения для исследований на базе организационной теории // Российский журнал менеджмента. –2011. –Т.9. –№ 2. –С. 93–108.5.Минасьян М. Аутсорсинг в практике американских компаний // Инвестиции в России. –2008. –№10 (165). –С. 27–37.6.Официальный сайт международного института аутсорсинга. –URL: http: //www. outsourcing.com.7.УсановА.Ю.,Фефелова Н.П., Терина Г. Е.Инновационные процессы в агроэкономике: их содержание. –направления. –инструменты совершенствования. –М., 2013.8.Секрет фирмы. –2005. –№23 (110). –20–26 июня 2009.9.Василенко М. Структурные трансформации бизнеса: аутсорсинг и субконтрактация // Российское предпринимательство. –2012. –№15 (213). –С. 56–59.
Roman Fefelov,
master degree 2 study,Saratov State Agrarian University named after N.I. Vavilov, Saratovneopaladin@mail.ruForeign experience of outsourcing in the external economic activities of corporationsAbstract.The Analysis of foreign experience shows that outsourcing is an effective, strategic tool and allows not only to reduce the costs of noncoreactivities, but also, more importantly, to improve the effectiveness of the organization. Technology outsourcing is now becoming not just a method of control, and a separate independent and rapidly growing sector of the business.Keywords: outsourcing, management, labor, costs, production processes, and efficiency.
Рекомендовано к публикации:
Фефеловой Н. П., кандидатом экономических наук, доцентом кафедры бухгалтерского учета СГАУ им. Н. И. Вавилова