Проектирование деятельности педагогов в процессе социализации старшеклассников в условиях образовательной организации

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Литус Е. В., Ивасева В. В. Проектирование деятельности педагогов в процессе социализации старшеклассников в условиях образовательной организации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S7. – С. 21–25. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75109.htm.
Аннотация. Работа посвящена одной из актуальных проблем современности – проблеме социализации ученика в условиях образовательной организации и роли педагога в этом процессе. Автором предпринята попытка разработки своей концепции деятельности педагога в процессе социализации старшеклассников, конкретизации особенностей проектирования деятельности педагогов в создании среды для социального формирования личности ученика с учетом современных образовательных процессов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Литус Елена Викторовна,кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. СлавянскнаКубаниlitus3@yandex.ru

Ивасева Валерия Викторовна,магистрант IIгода обучения, направление подготовки: 44.04.01 «Педагогическое образование», ООП «Управление образовательной организацией»,филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. СлавянскнаКубаниivaseva.v@mail.ru

Проектирование деятельности педагогов в процессе социализации старшеклассников в условиях образовательной организации

Аннотация.Работа посвящена одной из актуальных проблем современности –проблеме социализации ученика в условиях образовательной организации и роли педагога в этом процессе. Автором предпринята попытка разработки своей концепции деятельности педагогав процессе социализации старшеклассников, конкретизации особенностей проектирования деятельности педагогов в создании среды для социального формированияличности ученика с учетом современных образовательных процессов.Ключевые слова:процесс социализации,социальная зрелость, проектирование деятельности педагогов.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Основополагающей парадигмой современной образовательной системы является процесс гуманизации социальных отношений. Задача педагога –реализовать гуманистические идеалы в современной массовой школе, функционирующей в динамично изменяющемся мире с его противоречиями глобального характера.Социальный заказ школе формируется государством. И, родители, конечно же, хотят видеть в выпускнике воспитанную личность, принимающуюнормы и правила поведения, сложившиеся в обществе, уважающую права личности и собственности, освоившую систему общечеловеческих ценностей, готовую к самоизменению в соответствии с требованиями общества. Общество же хочет видеть школу, формирующую гражданскопатриотическую и социальнуюкомпетенции выпускников, основанную на разумной требовательности к детям и осознанной дисциплине [1].В Концепции духовнонравственного воспитания дано определение воспитательного идеала − это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа [2].Следовательно, учащимся необходимо не только дать теоретические знания об общечеловеческих и социальных ценностях, привить им необходимые эталонные качества, но и создать условия, то есть среду для социального формирование личности. Социальное формирование личности –естественный непрерывный процесс. Способность самостоятельно решать многие социальные проблемы человека в основном определяются его социальным развитием.От характера взаимодействия субъектов в относительно направляемой и относительно социально контролируемой социализации во многом зависит самоизменение человека на протяжении его жизни, и в целом − его социализированность. В многочисленных исследованиях все больше внимания уделяется выявлению не только тех обстоятельств, которые обеспечивают соответствие человека требованиям, предъявляемым на данном этапе его развития, а более всего тех, которые обеспечивают успешную социализацию в дальнейшем. В этом аспектесоциализированность рассматривается как усвоение личностью установок, ценностей, способов мышления и других личностных и социальных качеств, которые будут характеризовать ее на следующей стадии развития [3].Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. На социализацию человека значительное влияние оказывают наследственные и врожденные особенности, факторы среды, личная роль в саморазвитии, самосовершенствовании [4].Человек выступает как объект и субъект социализации. Какобъекту, ему принадлежит значительная роль в процессе усвоения социального опыта для развития и саморазвития. Она имеет осознаваемый(самостоятельное принятие решений, чем и как заниматься и что делать в интересах самосовершенствования) и неосознаваемый (под воздействием различных факторов включение в деятельность, которая обусловливает его социальное развитие) характер.На школу ложится ответственность найти адекватные современным условиям способы организации воспитательной работы, позволяющие, с одной стороны, убедительно показать детям непреходящий характер вечных общечеловеческих ценностей и идеалов человека, а с другой − целенаправленно формировать опыт и личностные качества, которые обеспечат успешность деятельности в современной жизни.Объектом управления в школе является учебновоспитательный процесс: его цели, содержание, методы и формы. В современной школе, в условиях инновационного режима идет активный процесс личностного самоопределениякак учащихся, так и педагогов [5].На социализацию человека значительное влияние оказывают наследственные и врожденные особенности, факторы среды, личная роль в саморазвитии, самосовершенствовании [6].В условиях влияния разнообразных факторов и социального окружения традиционные формы воспитания не позволяют обеспечить эффективность воспитательного процесса. Необходимо, на наш взгляд, создание единого воспитательного пространства по формированию гражданскопатриотическойи социальной компетенций личности.Результатом педагогического взаимодействия в образовательномпространстве школы является овладение старшеклассниками ключевыми компетенциями, содержание которых обеспечивает успешность социального самоопределения: способность к целеполаганию и принятию адекватных решений в соответствии с индивидуальными потребностями; стремление к самопознанию своих индивидуальных особенностей; готовность к социально значимой деятельности, преодолению трудностей; умение налаживать социальные и деловые контакты; овладение правовой грамотностью в области регулирования социальнотрудовых отношений между людьми [7].Определение сущности, содержания и структуры управления процессом социализации исоциального формирования личности позволяет проанализировать уровень сформированности социальной зрелости выпускников школы в образовательном процессе. Базой педагогического исследования явилось МБОУ СОШ № 19 г. Новороссийска. Целью исследования явилось изучение уровня социализированности учащихся старшего школьного возраста. Нами был использован метод психологопедагогической диагностики, который предполагал определение уровня сформированности социальной зрелости выпускников школы, самооценки и ценностных ориентаций. Задачи решались с помощью методики самооценки уровня социальной зрелости старших школьников, включающего оценку собственного уровняусвоения нравственных норм и ценностей общества, рефлексивных способностей, умения контролировать и анализировать собственные действия, коммуникативных способностей, знания правовых норм РФ, идентификации старшеклассника с той или иной профессиональной группой.Для выявления уровня сформированности компонентов социальной зрелости мы изучали самостоятельные оценочные суждения старших школьников относительно основных показателей зрелости. Нами была использована модифицированная методика «Самооценка уровня социальной зрелости старших школьников», разработанная Т.Н.Кожевниковой, Т.А. Сундуковой, Н.А. Стумбрис. Учащимся была предложена анкета, с помощьюкоторой следовало оценить собственный уровень сформированности основных показателей социального развития. Результаты анализа общего уровня социальной зрелости старшеклассников, участвующих в исследовании, представлены в диаграмме на рисунке.



Уровень самооценки социальной зрелости старших школьников

Результаты исследования помогли представить общую картину состояния социальной зрелости выпускников школы. Общий уровень развития социальной зрелости старшеклассников, участвующих в исследовании: высокий уровень показали 40,3%, учащихся, средний –45,4%, ниже среднего –3,6%, низкий − 10,7%. Таким образом, общий уровень социальной зрелости учащихся –средний. Это говорит о том, что современный образовательный процесс недостаточно ориентирован на формирование социальной зрелости старших школьников. Анализ полученных в ходе исследования данных с целью определения факторов и условий формирования социального развития выпускника, позволил сделать вывод об очевиднойнеобходимости создания единого воспитательногопространства школы, так как именно оно позволит вывести совместную работу школы на более высокий и результативный уровень. Необходимо более активное внедрение эффективных воспитательных технологий, новых способов организации и управлениявоспитательным процессом.Система воспитания должна строиться с учетом важнейших задач воспитания, которые определены Концепцией модернизации российского образования: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и правового самосознания, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. В «Национальной доктрине образования в РФ» подчеркивается, что воспитание, как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной на процесс обучения и развития. Система образования на современном этапе призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитывать патриотов, граждан, обладающих высокой нравственностью. Гуманизация образования предполагает создание оптимальных условий для самоактуализации, самоактивизации и самореализации социально значимых способностей индивида [8].Воспитание и социализация должны быть интегрированы во все виды деятельности школьника: учебную, внеучебную, внешкольную, семейную, общественнополезную, которые и формируют уклад школьной жизни. В процессы духовнонравственного развития учащегося необходимо включать всех субъектов воспитания и социализации детей и молодежи: семью, институты государства и гражданского общества, учреждения дополнительного образования в области культуры и спорта, средства массовой коммуникации и др.Для достижения этой цели перед школой выдвигаются следующие задачи:разработка и реализация комплекса организационнометодического, информационнопросветительского обеспечения системы социального воспитания в школе;совершенствование системы управления процессом социального воспитания в школе;определениеприоритетных направлений работышколы по воспитанию школьников наразных возрастных ступенях обучения;обогащение содержания воспитания новыми формами совместной работы с другими субъектами воспитания;развитие форм и методов воспитания на основе новых информационных технологий;изучение и обобщение передового опыта в области социального воспитания для его внедрения в практику работы школы;большое внимание должно уделяться формированию здорового образа жизни учащихся, использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.Любой инновационный процесс носит вероятностный характерам, не все его последствия могут быть спрогнозированы. Уйти от многих ошибок и упущений еще на уровне проекта или модели поможет составление аналитического обоснования и программы.Сущность педагогического процесса обеспечивается единством обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности в рамках определенного образовательного учреждения. Образовательный процессохватывает взаимодействие всех социально значимыхсубъектов, обеспечивающих, в конечном итоге,общественно значимую задачу –образование подрастающего поколения и подготовку к жизни, то есть социализацию.Педагогический процесс есть совместная деятельность учащихся, направленная на усвоение богатства культуры и подготовку к труду и общественной жизни, происходящая при активном участии и руководстве педагогов; целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и самоизменения ребенка в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли педагога [9].Структура педагогического процесса образуется из органически связанных компонентов. Системообразующим звеном педагогического процесса является целенаправленная педагогическая деятельность, ее носитель –педагог. Он является первым компонентомпедагогического процесса,выступает одновременно как его субъект и объект.В структуре педагогической деятельности выделяют три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный [10].Конструирование является одним из решающих условий успешного протекания педагогического процесса, включающее в себя анализ, диагностику, прогноз, построение проекта деятельности. На этом этапе решения педагогических задач можно выделить тесно связанные между собой виды деятельности педагога, которые относительно независимо направлены на проектирование программ действий: своих и учащихся. Логическим итогом конструирования образовательного процесса является реализация проекта педагогической деятельности. Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива, организацию совместной деятельности. Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, педагогами школы, родителями и др.Педагогическое управление призвано функционально реализовывать все эти компоненты, осуществляя педагогическийпроцесс в конкретной образовательной организации, включая следующее: поощрение инициативы и творчества учащихся, стимулирование ихответственности и добросовестности в выполнении своих обязанностей.Алгоритм проектирования деятельности педагогов в процессе социализации учащихся в образовательной организации может быть представлен следующими этапами [11].1.Подготовительный этап − цель которого: проанализировать состояние уровня социального воспитания в образовательной организации и собрать необходимуюинформацию по проблеме создания единого воспитательного пространства с целью формирования социальных компетенций личности учащихся. Разработать механизм управления данной системой.2.Организационный этап −цель: выстроить систему работы школы и заинтересованных служб и ведомств по социальному воспитанию и отработать механизм управления данной системой.3.Аналитикорезультативный этап −подвести итоги достигнутых результатов и определить пути дальнейшего развития социализации учащихся и сотрудничества с заинтересованными службами и ведомствами. Фиксация созданных прецедентовпрактики воспитательной работы и их закрепление в локальных нормативных актах школы.Основным (вторым) и главным компонентом педагогического процесса, его объектом и субъектом, является ребенок.Вместе с воспитателем он образует динамичную систему «педагогребенок» при ведущей роли педагога. Третьим компонентом педагогического процесса является его содержание. Оно представляет собой основное средство формирования определенного типа человеческой личности. Четвертым структурным компонентом педагогического процесса является его организационноуправленческий комплекс, ядро которого –формы и методы воспитания и обучения. Управленческая система педагогического процесса включает не только формы и методы обучения и воспитания, но и способы, приемы педагогической диагностики, критерии эффективности педагогического взаимодействия и воздействия. Пятым компонентом педагогического процесса является педагогическая диагностика, позволяющая судить о егожизнеспособности. Шестой компонент –критерии эффективности педагогического процесса − научно обоснованы и устанавливаются педагогической наукой.Педагогический процесс состоит из множества подсистем, внедренных одна в другую или объединенных между собой другими типами связей [12]. Управление воспитательной системой имеет определенную особенность: необходимо в максимальной степени учитывать естественные свойства системы, ее внутренние качества, историю развития, а также при проектировании деятельности необходимо учитывать то обстоятельство, что управлять такой системой извне невозможно. После того как определена программа деятельности школы и спрогнозированы ключевые результаты, руководители школы совместно с инициативной группой приступают к разработке программы, которая состоит из этапов организации и реализации. Цели и задачи деятельности коллектива строятся на основе тщательного анализа текущей обстановки в школе, с одной стороны, и из прогнозов ее развития –с другой.Для формирования социального потенциала (знаний, умений, социальноличностных характеристик) учащихся старших классов образовательного учреждения и развития основных социальных качеств и способностей, необходимо создавать в школе определенные педагогические условия, под которыми понимается взаимообусловленное функционирование в различных сочетаниях элементов образовательной среды, обеспечивающее достижение педагогами поставленной цели.Цели и задачи программы должны быть согласованы во всех звеньях, одобрены большинством коллектива, реалистичны, адаптированы к новым условиям, способствовать повышению уровня мотивации и стимулированию, обеспечивать контроль. На основании теоретического обоснования проблемы управления социализацией учащихся и результатов проведенного исследования нами, совместно с педагогами (классными руководителями старших классов) МБОУ СОШ № 19 г. Новороссийска, была разработана программа социализации учащихся старшего школьного возраста «Школа социализации», рассчитаннаяна учащихся 9–11хклассов и направленнаяна обеспечение духовнонравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации. Назначение Программы –внести в процесс социализации вектор направляемой и относительно социально контролируемой социализации и профориентации и этим помочь старшекласснику понять, как он сам может управлять своей социализацией и профессиональным выбором в дальнейшем, сознательно выстраивая собственный баланс между своей адаптированностью к обществу и обособленностью от него. Цель программы –создание условий для социализации, воспитания и развития нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданинаРоссии−достигается решением задач в области формирования личностной, социальной, семейной культуры выпускника общеобразовательного учреждения.В совокупности все они направлены на формирование социально активной, физически здоровой, толерантной, творческой и трудолюбивой личности, способной адаптироваться в условиях постоянно меняющегося мира, путем создания оптимально благоприятных условий организации учебновоспитательного процесса. Общие задачи воспитания и социализации учащихся классифицированы по направлениям, каждое из которых тесно связанно с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовнонравственного развития гражданина России, основано на определенной системе базовых ценностей и призвано обеспечить принятие их обучающимися.

В программе определены: исходная позиция деятельности педагогов и учащихся,окончательный результат деятельности; обеспечение условий. По каждому из проектов назначеныответственные за их реализацию, созданы проблемные творческие группы. Функцию общей координации реализации программы выполняетнаучнометодический совет школы. Мероприятия по реализации проектовотражены в плане работы школы. Каждый из проектов курируется одним из заместителей директора. Критериями эффективности реализации Программы является динамика основных показателей социализированности, социализации и профориентации обучающихся.Новое время требует и иных подходов к воспитательной системе. Мы считаем, что для формирования социальной компетентности учащихся необходимо их участие в ученическом самоуправлении. Ученическое самоуправление − это возможность самим учащимся планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в решении вопросов школьной жизни, проводить мероприятия, которые им интересны; возможность самореализации школьников старшего возраста − осознаваемый и субъективно значимый процесс раскрытия личностью своих способностей и возможностей в деятельности и отношениях. Самореализация старшего школьника, как процесс,предполагает: идентификацию себя с другими; открытость опыту и его принятию; творческий характер активности; профессиональный выбор.Педагогическое сопровождение самореализации детей в самоуправленческой деятельности предполагает создание комплекса условий: включение детей в управление детским сообществом, способствующее активному поиску способов реализации своих возможностей на основе выбора ими значимой для них деятельности, реализации своих способностей в различных сферах организации школьной жизни, сочетание участия учащихся в решении реальных управленческих проблем и игровой деятельности, в рамках которой идет процесс творческого поиска адекватных решений, создание их жизненной перспективы и стимулирование ценностного отношения к происходящим событиям в их жизни и в жизни общества.

Модель педагогического сопровождения детского самоуправления как фактора самореализации детей включает в себя комплекс циклично реализуемых педагогами воспитательных задач и способов их решения. Взрослые обеспечивают развитие умения старшеклассников полноценно и конструктивно участвовать в жизни общества. Отсутствие содействия участию приводит к негативным социальным последствиям: неумению адекватно выражать свои мысли, улаживать разногласия, вступать в конструктивный диалог, нести ответственность, проявлять инициативу,принимать самостоятельные решения. Желая социального взросления детей, мы, педагоги, должны содействовать проявлению их социальной взрослости в настоящем, в школьной жизни, так как высокий уровень социальной активности и заинтересованность самих учащихся в развитии социальной активности − условия успешности человека в современном обществе [13].

Ссылки на источники1.БлагининА. Г.Социализация и воспитание обучающихся в рамках ФГОС // Вестник образования.–2011. –№ 11. –С. 23.2.Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. –М.: Просвещение, 2009. –29 с.3.Иванов А. В. Методика формирования социальной активности учащегося: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. –М.: Прсвещение, 2013. –329 с.4.Мардахаев Л. В. Социальная педагогика: учеб. –М.: Гардарики, 2005. − 269 с.5.Хуторской А. В. Существуют ли нравственные компетенции? // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А. В. Хуторского. –М.: Научновнедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. –С. 195–196.6.Мардахаев Л. В. Указ. соч.7.Дубровина И. В. Психологическая готовность к личностному самоопределению –основное новообразование ранней юности // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. –М.: Академия, 2001. –С. 229 –232. 8.Благинин А. Г. Указ. соч. –С. 25.9.Социальная педагогика: учеб.для бакалавров / под ред. В.И. Загвязинского,О. А. Селивановой.–М.: Юрайт, 2012. –405 с. 10.Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. − Л.: Знание, 1985. − 32 с.11.МардахаевЛ. В.Указ. соч.12.Социальная педагогика: учеб.для бакалавров.13.Булыгина Л. Н. Новые подходы к оцениванию воспитанности учащихся в образовательном процессе основной школы // Инновационные проекты и программы в образовании. –2011. –№ 1. –С. 24–31.

Elena Litus,

Candidate of Philology, the associate professor managing chair of foreign languages of Kuban State University,branch in SlavyanskonKuban, SlavyanskonKubanlitus3@yandex.ruValeria Ivaseva,

undergraduate of 2 years of training, direction of preparation: 44.04.01 “Pedagogical education”, OOP “Management of the Educational Organization”,Kuban State University,branch in SlavyanskonKuban, SlavyanskonKubanivaseva.v@mail.ru

Planning of activity of teachers in the process of socialization of senior pupils in educational organizationAbstract.The author attempted specification of design activities of teachers in the process of socialization of students in terms of educational organization in the aspect of the basic paradigm of modern education.Keywords:the process of socialization, social maturity, design activities of teachers.

Рекомендовано к публикации:

Анисимовой Т. С., доктором исторических наук, профессором кафедры общей и профессиональной педагогики ФГБОУ ВПО филиал «КубГУ» в г. СлавянскенаКубани