Проектирование креативной образовательной среды школы как основы формирования ученика новой культуры

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Акимова И. Е., Анисимова Т. С. Проектирование креативной образовательной среды школы как основы формирования ученика новой культуры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S7. – С. 11–15. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75107.htm.
Аннотация. В статье рассматривается проблема современного состояния образовательной среды школы. Выделяются и анализируются перечень и содержание требований, реализация которых способствует повышению личной активности обучающихся в саморазвитии. Также предлагается целостная организационно-педагогическая технология ее поэтапного формирования.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Анисимова Татьяна Семеновна,

доктор исторических наук, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. СлавянскнаКубаниanisimova_ts@mail.ru

Акимова Инна Евгеньевна,магистрант II года обучения, направление подготовки44.04.01«Педагогическое образование»,ООП «Управление образовательной организацией»,филиала ФГБОУВПО «Кубанский государственный университет», г. СлавянскнаКубаниhousefan@mail.ru

Проектирование креативной образовательной среды школы как основы формирования ученика новой культуры

Аннотация.В статье рассматривается проблема современного состояния образовательной среды школы. Выделяются и анализируются перечень и содержание требований, реализация которых способствует повышению личной активности обучающихся в саморазвитии. Также предлагается целостная организационнопедагогическая технология ее поэтапного формирования.Ключевые слова: креативность, креативная образовательная среда, экспериментальная площадка.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В последнее время мы наблюдаем резкое снижение интереса к учебе у школьников, и как следствие, их неприятие школы по мере продвижения по образовательным ступеням (налицо разница в отношении к школе между первоклассниками и выпускниками). Вызвать интерес к учебе у учениковстановится практически невозможно, поэтому и учителя, и родители прилагают массу усилий, чтобы заставить их учиться хоть какнибудь: играют с ними в игры, выплачивают стипендии, дают бонусы. Мы можем сослаться на то, что это поколение сейчас такое, но на самом деле просто наша система образования не соответствует интересам и потребностям молодежи. Дидактика, направленная на формирование ЗУН, привела ккризисному состоянию отрасли, однако школа продолжает накапливать, структурировать и преобразовывать знания, что не соответствует требованиям родителей, общества, государства, изложенным в «Программе долгосрочного социальноэкономического развития РФ до 2010 года».Государство «требует постоянного обновления технологий, ускоренного усвоения инноваций». ФГОС нового поколения требуют формирования творческой, активной личности. Ребенок теперь должен не только получить знания, но и научиться их самостоятельно добывать и применять на практике.Школа должна бытьориентирована на развитие не только компетентной, но и творческой личности.Такое развитие личность может получить только в креативной образовательной среде, наряду с изменением отношения педагогов к существующим реалиям. Теперь в основу их действий должно быть положено проектирование образовательной среды, отвечающей потребностям системы образования. Педагоги, проанализировав имеющиеся диагностические данные, должны разрабатывать образовательные программы для учеников, учитывая их возможности и индивидуальные качества.Проблемы проектированиякреативной образовательной среды сейчас активно исследуются в педагогике.Работы Д. Б. Богоявленской, В. В. Давыдова, В. Н. Дружинина рассматривались нами при изучении механизмов формирования и развития творческих способностей в образовательной среде. Современной образовательной креативной средой занимались А. Г. Асмолов, А. Б. Воронцов и др.Но несмотря на повышенный интерес к этой теме,она недостаточно полно разработана:отсутствует методическая литература по проектированию креативной образовательной среды в школе;очень слабое развитие креативной среды в школе и ее применение к повышению мотивации к обучению учащихся.

Отсюда вытекает противоречие между потерей мотивации к обучению школьниками и задачами, поставленными государством перед системой образования (создание условий для развития креативной личности и отсутствием мотивации к учебе.Недостаточное внимание к креативному потенциалу образовательной среды составляет основу данного противоречия. Таким образом, мыможем обозначить научнуюпроблему нашего исследования: какие психологопедагогические условия креативной образовательной среды способствуют развитию креативности учащихся. И если мы создадим определенную атмосферу, оптимизирующую развитие личности, учтем креативный потенциал образовательной среды, то это будет являться основой для формирования ученика новой культуры.С сентября 2014 года на базе МБОУ СОШ № 18 г. СлавянсканаКубани была разработана и проходит апробацию концепцияэкспериментальной площадки по созданию креативной образовательной среды в школе. Была проведенадиагностика состояния образовательной среды организации, которая рассматривалась тремя блоками (за основу был взят комплекс психодиагностических методов и процедур, разработанных в Лаборатории психологических основ новых образовательных технологий УРАО «Психологический институт», руководимой В.В.Рубцовым):1йблоквыявлял внутренние целевые установки школы: характеристика состояния образовательной среды школы (использовалась методика «Диагностика психологических условий школьной образовательной среды», авторсоставитель БадьинаНаталья Петровна). Для изучения целевых установок использовалось перекрестное анкетирование администрации, педколлектива, учащихся школы и их родителей. Во 2мблоке мы определяли средства, с помощью которых школа достигает своего развивающего эффекта(учебный процесс, система взаимодействия учителей с учащимися, психологический климат в организации):нами рассматривалась готовность коллектива к развитию детской одаренности («Готовность и адаптированность педагогов к активной педагогической деятельности», для ее измерения мы использовали модель, предложенную Рашем); 3йблок оценивал результаты воздействия образовательной среды на развитие умственных способностей детей(личностные и социальные особенности детей, мотивационная сфера):характеристикипсихического развития школьников.Результаты исследования первых двух блоков были озвучены нами ранее, а на третьем мы остановимся поподробнее.Для выявления уровня развития умственных способностей школьников мы сопоставляли тесты 2 видов: выявляющие интеллектуальные способности (значение IQ)иминимально зависящие от школьного обучения; 2)определяющие развитие рефлексивнотеоретического мышления, связанное с организацией учебной деятельности.Так мы оценивали формирование постигающего мышления.На основе диагностики самооценки и уровня притязаний школьников проводилась оценка развития личностных особенностей, их познавательной активности и удовлетворенности обучением (Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы–Тест Спилбергера, модификация А.Д. Андреевой; Шкала личностной тревожности для учащихся 10–16 лет А.М. Прихожан), такжебыл проведен контентанализ сочинений учащихся на тему «Моя школа».Параллели 7х и 8х классов были обследованы с помощью этого комплекса. В исследовании приняли участие 115 человек:48 –8е классы, 67 –7е классы (юноши–65 человек, девушки–50 человек).

1.Эмоции в учебной деятельностиЭта методика для изучения степени познавательной активности, тревожности и негативных эмоций. Мы получаем данные об основных эмоциональных процессах и их проявлениях в учебной деятельности. Большая часть учащихся имеет средний уровень школьной тревожности. Сильныеотклонения от уровня умеренной тревожности были отмечены в ситуациях при оценке собственной компетентности. Низкий уровень школьной тревожности отмечаетсяу 18%восьмиклассников (вся группа–юноши). Это уровень, требующийповышениячувства ответственности и внимания к мотивам деятельности. Иногдаявляется результатом желания показать себя в «лучшем свете». Очень высокая тревожность (15% учащихся) может вызывать нарушения внимания, так какуменьшаетсяпроявление познавательной активности.Это зачастуюприводитк появлению отрицательных эмоций, волнений по отношению к школе, процессу учения.Уровень тревожности

Диаграмма уровня тревожности свидетельствует, что 17% учеников нужнообучитьрелаксации путем удаления факторов, вызывающихтревогу. В основном вся группа респондентов испытываетв процессе учебы комфортное эмоциональное состояние.

010203040506070высокийсреднийнизкий7е классы2164158е классы1763207е классы8е классыБольшинство семиклассников имеют средний уровень познавательной активности (79%). Высокий уровень познавательной активности (17% семиклассников, большинство представлено девочками) напрямую соотносится и с успешностью обучения, тем ниже будут и проявления школьной тревожности. Низкий уровень у 4% учащихся 7х классов.Уровень познавательной активности

В 8х классах 13% учащихся имеют высокий уровень познавательной активности. 68%–средний уровень и 19%–низкий. Уровень негативных эмоциональных переживанийПричинами появления негативных эмоций могут являться:отношения с одноклассниками, учителями,высокая загруженность учащихся, кризис 13–14 лет, высокий уровень притязаний и т.д.21%респондентов (учащиеся 8х классов) вызывают тревогу своим высоким уровнем негативного отношения к школе. В поведении это может выражаться как вбездействии, пассивном сопротивлении,так и в сопротивлении установленным законам и порядкам.

Эта диаграмма свидетельствует о количестве детей, адекватно реагирующих на происходящее на уроке. 2.Мотивация на уроке

По степени мотивации учения учащиеся распределились следующим образом.8е классы: продуктивную мотивацию имеет 2%(1 девушка)и позитивное отношение –14%; средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией–26%;сниженную мотивацию, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению имеют большинство восьмиклассников –40%;резко отрицательное отношение к учению имеют 18% респондентов.01020304050607080высокийсреднийнизкий7е классы177948е классы1368197е классы8е классы0102030405060высокийсреднийнизкий7е классы1039518е классы2151287е классы8е классыКак видно из диаграммы, большинство учащихся 8х классов имеют сниженную познавательную мотивацию.

В 7х классах картина немного другая. Резко отрицательного отношения нет ни у кого. Но средний уровень отмечен у 57% учащихся.3.Уровни эмоционального отношения к учениюПсихологи выделяют 12 уровней эмоционального отношения к обучению.

Нами были выявлены следующие результаты: 38% респондентов испытывают диффузное эмоциональное отношение кучению. 27% учащихся отличает эмоциональное отношение к учению (большая часть группы–девушки). 11% школьниковотличаются повышенной эмоциональностью на уроке (в группе представлены одни юноши), 10% школьников встревожены на уроках. 7% учащихся страдают от«школьной скуки». Таким образом, мы выяснили, что на снижение мотивации влияет множество эмоциональныхфакторовот «школьной скуки» до поиска справедливости за неадекватно выставленную оценку. Конфликтные взаимоотношения учителя и учеников создают психотравмирующие ситуации, неблагоприятно сказывающиеся на психическом состоянии обеих сторон. Школьники остро ощущают недоброжелательностьсо стороны педагога, и это провоцирует ухудшение отношений и провоцирует на ответные поступки: игнорированиеучебного предмета, продолжающееся снижение успеваемости, грубостьи хамство. Это приводит кусилению антипатии со стороны педагога. И в свою очередь провоцирует на резкие действия со стороны учащихся, такие как отказ ходить в школу и выполнять домашнее задание.

Ссылки на источники1.Бабаева Ю.Д.Психологический тренинг для выявления одаренности: метод.пособие / подред. В.И. Панова. –М., 1997.2.Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. –СПб.: Питер, 2007.3.Прихожан А.М. Тревожность детей и подростков: возрастная динамика и закономерности развития М.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.4.Рабочая концепция одаренности / под ред. В.Д.Шадрикова. –М., 1998.

Tatyana Anisimova,

Doctor of Historical Sciences, Professor of Department of the general and professional pedagogics,Kuban State University,branch in SlavyanskonKuban, SlavyanskonKubananisimova_ts@mail.ruInna Akimova,

undergraduate of the II year of training, direction of preparation44.04.01 “Pedagogical education”,OOP “Management of the Educational Organization”,Kuban State University,branch in SlavyanskonKuban, SlavyanskonKubanhousefan@mail.ru0102030405060продуктивная мотивпозитивное отношенсредний уровеньсниженная мотивациярезко отрицат. отношение7е классы816571808е классы2142640187е классы8е классыDesign of the creative educational environment of school as bases of formation of the pupil of new cultureAbstract. The problem of a current state of the educational environment of school is considered in the report. The list and contents of requirements which realization promotes increaseof personal activity trained in selfdevelopment are allocated and analyzed. Also the complete organizational and pedagogical technology of its stagebystage formation is offered.Keywords:creativity, creative educational environment, experimental platform.

Рекомендовано к публикации:

Анисимовой Т. С., доктором исторических наук, профессором кафедры общей и профессиональной педагогики ФГБОУ ВПО филиал «КубГУ» в г. СлавянскенаКубани