Условия, механизмы и ресурсы креативной активности педагога
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Анисимова
Т.
С.,
Назарова
Н.
В. Условия, механизмы и ресурсы креативной активности педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – № S7. – С.
56–60. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/75116.htm.
Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме креативной деятельности педагогов. В ней говорится о состоянии современного образования, определены основные проблемы и противоречия в системе образования, дан анализ традиционных и инновационных подходов к обучению и его организации. Предложены способы организации работы по развитию креативности педагогов.
Ключевые слова:
дивергентное мышление, активность, потенциал, креативная деятельность, креативная дидактика
Текст статьи
Анисимова Татьяна Семеновна,
доктор исторических наук, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. СлавянскнаКубаниanisimova_ts@mail.ru
Назарова Наталья Викторовна,
магистрант Iгода обучения, направление подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование», ООП «Управление образовательной организацией», филиала ФГБОУВПО «Кубанский государственный университет», г. СлавянскнаКубаниnazarovanz@mail.ru
Условия, механизмы и ресурсы креативной активности педагога
Аннотация.Статьяпосвященаактуальной на сегодняшний день проблеме креативной деятельности педагогов. В нейговорится осостояниисовременного образования, определены основные проблемы и противоречия в системе образования, дан анализ традиционных и инновационных подходов к обучениюи его организации. Предложены способы организации работы по развитию креативности педагогов.Ключевые слова:креативная деятельность, дивергентное мышление, потенциал, креативная дидактика, активность.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Условия санкций, в которых живет сегодня наша страна, рост дефицита финансовых ресурсов требуют максимальной активизации инновационной деятельности. Главным ресурсом становитсякреативный потенциал личности. Такой потенциал должно создать российское образование. Сложность задачи состоит в том, что необходимо одновременно преодолевать кризисные явления, изменять среду образовательной организации, развивать креативные способности педагогов и обучающихся.В решении обозначенной задачи прослеживаются противоречия между пониманием необходимости создания креативной среды в образовательной организации и несформированностью креативных компетенций учителя; между традиционным пониманием профессионального опыта учителя как единствомЗУН и необходимостью развития креативных способностей и опыта профессиональнотворческой деятельности.Эти противоречия позволяют поставить проблемный вопрос: Как развить креативную активность педагогов и изменить среду образовательной организации?Предметом нашего экспериментального исследования являются условия которые определяют поведение учителя, цели обучения, механизмы и ресурсы влияющие на изменение среды и креативное мышление. Креативная активность педагога способствует преобразованию предмета (класс, школа, программа) в творческий процесс, который рождает желание и умение самообучаться.Но мы находимся только у истоков этой креативной активности. Педагоги, воспитанные индустриальным обществом, пока прочно удерживают его традиции: знание есть конечная истина. Система подготовки педагогических кадров, за редким исключением основана на традиционной дидактике, где обеспечивается передача уже известного знания. Эта система нивелировала творческий потенциал специалиста.Исследуя деятельность учителей школ и преподавателей вуза, мы выяснили, что более 50% специалистов пока не представляют себя в новой реальности и хотели бы вернуться к прошлому. Это касается и форм организации управления, построения программ, форм контроля, взаимоотношения учителя и ученика. Только 37% из них готовы к творческой работе, при этом считают, что должна быть создана необходимая среда. Исследование позволило нам определить различия между педагогами, придерживающимися традиционной дидактики и готовым к креативным изменениям при создании условий (см. таблицу).
Основные различия педагога традиционной и креативной деятельности
№ п/пКритерииТрадиционникиГотовы к креативной деятельности1
Как определяют цель образования?Передача ЗУН. Подготовка к жизни и адаптации в социумеОбеспечение готовности ксамопознанию, к преобразованию2Какие знания нужны?Устоявшиеся из прошлогоСпособность к мышлению, построению будущего3Каким мышлением должен обладать учитель?КонвергентнымДивергентным4В чем суть образования?В постижении известных образцов ЗУНВ построении образа мира в собственном сознании, активное осознание себя всоциальной и духовной культуре5Отношение между учеником и учителемОбъектносубъектные, воздействиеСубъектсубъект, диалогические6Технологии обученияРепродуктивные: лекция, объяснение, закрепление, тренировкаАктивные, творческие7Как можно охарактеризовать мотивационное поведение учителя?Четкая установка; алгоритм действий; жесткое оценивание; ориентация только на успех (быть лучше других), подчинение требованиям учителя; насмешки, сарказмСвобода идей; признание творчества, самоуважение,поощрение ошибок, уважение к замечаниям
Переход преподавателя к работе в новой креативной дидактике–процесс сложный и болезненный. Наше исследование показало, что 10–17%специалистов не смогут освоить новую дидактику. Эта часть специалистов не приступает к освоению конструирования блочномодульных учебных программ, освоению технологий повышающих мотивацию к обучению. Они способны работать только по образцу, выполнять указания, как правило не амбициозны и непритязательны. Хотя подражание и креативностьимеют и тенденции к притяжению [3].Основываясь на вышесказанном мы предлагаем организацию работы по развитию креативности учителя:освоение сущности новой креативной дидактики;диагностика уровня креативности и прогноз возможностей;изучение опыта освоения креативной дидактики и организации мотивационной среды; создание творческих школ, экспериментальных площадокдля обмена мнений;освоение креативных технологий в условиях корпоративного обучения.Таким образом, мы через установление различий между традиционной и креативной деятельностью установили условия и ресурсы, которые по мнениюпреподавателей, могут повысить креативную активность педагога. Однако наряду с позитивными выводами вынуждены признать, что по нашему мнению, до 17%педагогов не смогут и не хотят работать в новой парадигме образования. Это достаточно большой процент, который влияет на успешность перехода коллективов на компетентностный ФГОС.Креативная деятельность, как любая инновационная деятельность связана с риском. Поэтому учитель должен создавать атмосферу, в которой учащиеся могли бы выражать свое мнение,безбоязненно рисковать, говорить непроверенные и невычитанные суждения.
Ссылки на источники1.http://www.testtorrensa.ru.2.Холман Р. Креативность как важнейшая характеристика инноваций.–URL:
www.ahmeron/com/book.3.www.li.ru/interface.4.Пышная Л. Н. Концепция экспериментальной площадки «Создание креативной образовательной среды в школе //Современная школа: из опыта инновационной деятельности. –Вып. 4. –68 с.
Tatyana Anisimova,
Doctor of Historical Sciences, Professorof department of the general and professional pedagogics,Kuban State University,branch in SlavyanskonKuban, SlavyanskonKubananisimova_ts@mail.ruNatalya Nazarova,
undergraduate of 1 year of training, direction of preparation 44.04.01 "Pedagogical education", OOP "Management of the Educational Organization", Kuban State University, branch in SlavyanskonKuban, SlavyanskonKubannazarovanz@mail.ruThe conditions, mechanisms and resources of creative activity of the teacherAbstract.The report focuses on the actual problem to date creative work of teachers. The report presents an analysis of the state of modern education, the basic problems and contradictions in the education system, the analysis of traditional and innovative approaches to learning, and his organization. The ways of organizing work to develop the creativity of teachers.Keywords:creative activities, divergent thinking, potential, creative didactic activity.
Рекомендовано к публикации:
Анисимовой Т. С., доктором исторических наук, профессором кафедры общей и профессиональной педагогики ФГБОУ ВПО филиал «КубГУ» в г. СлавянскенаКубани
доктор исторических наук, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. СлавянскнаКубаниanisimova_ts@mail.ru
Назарова Наталья Викторовна,
магистрант Iгода обучения, направление подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование», ООП «Управление образовательной организацией», филиала ФГБОУВПО «Кубанский государственный университет», г. СлавянскнаКубаниnazarovanz@mail.ru
Условия, механизмы и ресурсы креативной активности педагога
Аннотация.Статьяпосвященаактуальной на сегодняшний день проблеме креативной деятельности педагогов. В нейговорится осостояниисовременного образования, определены основные проблемы и противоречия в системе образования, дан анализ традиционных и инновационных подходов к обучениюи его организации. Предложены способы организации работы по развитию креативности педагогов.Ключевые слова:креативная деятельность, дивергентное мышление, потенциал, креативная дидактика, активность.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Условия санкций, в которых живет сегодня наша страна, рост дефицита финансовых ресурсов требуют максимальной активизации инновационной деятельности. Главным ресурсом становитсякреативный потенциал личности. Такой потенциал должно создать российское образование. Сложность задачи состоит в том, что необходимо одновременно преодолевать кризисные явления, изменять среду образовательной организации, развивать креативные способности педагогов и обучающихся.В решении обозначенной задачи прослеживаются противоречия между пониманием необходимости создания креативной среды в образовательной организации и несформированностью креативных компетенций учителя; между традиционным пониманием профессионального опыта учителя как единствомЗУН и необходимостью развития креативных способностей и опыта профессиональнотворческой деятельности.Эти противоречия позволяют поставить проблемный вопрос: Как развить креативную активность педагогов и изменить среду образовательной организации?Предметом нашего экспериментального исследования являются условия которые определяют поведение учителя, цели обучения, механизмы и ресурсы влияющие на изменение среды и креативное мышление. Креативная активность педагога способствует преобразованию предмета (класс, школа, программа) в творческий процесс, который рождает желание и умение самообучаться.Но мы находимся только у истоков этой креативной активности. Педагоги, воспитанные индустриальным обществом, пока прочно удерживают его традиции: знание есть конечная истина. Система подготовки педагогических кадров, за редким исключением основана на традиционной дидактике, где обеспечивается передача уже известного знания. Эта система нивелировала творческий потенциал специалиста.Исследуя деятельность учителей школ и преподавателей вуза, мы выяснили, что более 50% специалистов пока не представляют себя в новой реальности и хотели бы вернуться к прошлому. Это касается и форм организации управления, построения программ, форм контроля, взаимоотношения учителя и ученика. Только 37% из них готовы к творческой работе, при этом считают, что должна быть создана необходимая среда. Исследование позволило нам определить различия между педагогами, придерживающимися традиционной дидактики и готовым к креативным изменениям при создании условий (см. таблицу).
Основные различия педагога традиционной и креативной деятельности
№ п/пКритерииТрадиционникиГотовы к креативной деятельности1
Как определяют цель образования?Передача ЗУН. Подготовка к жизни и адаптации в социумеОбеспечение готовности ксамопознанию, к преобразованию2Какие знания нужны?Устоявшиеся из прошлогоСпособность к мышлению, построению будущего3Каким мышлением должен обладать учитель?КонвергентнымДивергентным4В чем суть образования?В постижении известных образцов ЗУНВ построении образа мира в собственном сознании, активное осознание себя всоциальной и духовной культуре5Отношение между учеником и учителемОбъектносубъектные, воздействиеСубъектсубъект, диалогические6Технологии обученияРепродуктивные: лекция, объяснение, закрепление, тренировкаАктивные, творческие7Как можно охарактеризовать мотивационное поведение учителя?Четкая установка; алгоритм действий; жесткое оценивание; ориентация только на успех (быть лучше других), подчинение требованиям учителя; насмешки, сарказмСвобода идей; признание творчества, самоуважение,поощрение ошибок, уважение к замечаниям
Переход преподавателя к работе в новой креативной дидактике–процесс сложный и болезненный. Наше исследование показало, что 10–17%специалистов не смогут освоить новую дидактику. Эта часть специалистов не приступает к освоению конструирования блочномодульных учебных программ, освоению технологий повышающих мотивацию к обучению. Они способны работать только по образцу, выполнять указания, как правило не амбициозны и непритязательны. Хотя подражание и креативностьимеют и тенденции к притяжению [3].Основываясь на вышесказанном мы предлагаем организацию работы по развитию креативности учителя:освоение сущности новой креативной дидактики;диагностика уровня креативности и прогноз возможностей;изучение опыта освоения креативной дидактики и организации мотивационной среды; создание творческих школ, экспериментальных площадокдля обмена мнений;освоение креативных технологий в условиях корпоративного обучения.Таким образом, мы через установление различий между традиционной и креативной деятельностью установили условия и ресурсы, которые по мнениюпреподавателей, могут повысить креативную активность педагога. Однако наряду с позитивными выводами вынуждены признать, что по нашему мнению, до 17%педагогов не смогут и не хотят работать в новой парадигме образования. Это достаточно большой процент, который влияет на успешность перехода коллективов на компетентностный ФГОС.Креативная деятельность, как любая инновационная деятельность связана с риском. Поэтому учитель должен создавать атмосферу, в которой учащиеся могли бы выражать свое мнение,безбоязненно рисковать, говорить непроверенные и невычитанные суждения.
Ссылки на источники1.http://www.testtorrensa.ru.2.Холман Р. Креативность как важнейшая характеристика инноваций.–URL:
www.ahmeron/com/book.3.www.li.ru/interface.4.Пышная Л. Н. Концепция экспериментальной площадки «Создание креативной образовательной среды в школе //Современная школа: из опыта инновационной деятельности. –Вып. 4. –68 с.
Tatyana Anisimova,
Doctor of Historical Sciences, Professorof department of the general and professional pedagogics,Kuban State University,branch in SlavyanskonKuban, SlavyanskonKubananisimova_ts@mail.ruNatalya Nazarova,
undergraduate of 1 year of training, direction of preparation 44.04.01 "Pedagogical education", OOP "Management of the Educational Organization", Kuban State University, branch in SlavyanskonKuban, SlavyanskonKubannazarovanz@mail.ruThe conditions, mechanisms and resources of creative activity of the teacherAbstract.The report focuses on the actual problem to date creative work of teachers. The report presents an analysis of the state of modern education, the basic problems and contradictions in the education system, the analysis of traditional and innovative approaches to learning, and his organization. The ways of organizing work to develop the creativity of teachers.Keywords:creative activities, divergent thinking, potential, creative didactic activity.
Рекомендовано к публикации:
Анисимовой Т. С., доктором исторических наук, профессором кафедры общей и профессиональной педагогики ФГБОУ ВПО филиал «КубГУ» в г. СлавянскенаКубани