Здоровьесберегающие технологии в образовательной среде
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ратенко
С.
Е.,
Тищенко
Н.
А. Здоровьесберегающие технологии в образовательной среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – № S7. – С.
96–100. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/75124.htm.
Аннотация. В данной статье рассматриваются здоровьесберегающие технологии, создающие максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития личностного и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса.
Ключевые слова:
образовательная среда, культура здоровья, здоровьесберегающие технологии, здоровьеформирующие образовательные технологии, здоровый образ жизни
Похожие статьи
Текст статьи
Ратенко Светлана Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и профессиональной педагогики филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. СлавянскнаКубаниrassveta49@mail.ru
Тищенко Наталья Александровна,магистрант Iгода обучения, направление подготовки: 44.04.01 «Педагогическое образование», ООП «Управление образовательной организацией», филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. СлавянскнаКубаниtishchtnko062009@mail.ru
Здоровьесберегающие технологии в образовательной среде
Аннотация.В данной статье рассматриваются здоровьесберегающие технологии, создающие максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития личностного и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса.Ключевые слова:здоровьеформирующиеобразовательные технологии, здоровьесберегающие технологии, здоровый образжизни, образовательная среда, культура здоровья.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Образовательная среда учащегося–это все то, что его охватывает в процессе обучения, все то, с чем он взаимодействует в данном процессе. Характеристику здоровье сберегающей образовательной среды учащегося можно рассматривать как организацию образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью [1]. Вследствие этого для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих единого здоровья человека в деятельность образовательной организации вводятся здоровье сберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи–сберечь здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.Здоровьеформирующие образовательные технологии–это все те психологопедагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни [2].При введении в образовательный процесс здоровье сберегающих технологий, которые предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских действий, направленных на защиту и обеспечить здоровье учащихся, формирование у нихценностного отношения к своему здоровью, происходит организация здоровье сберегающей образовательной среды учащегося [3]. Здоровье сберегающие технологии, включают условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность):рациональную организацию учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.Образовательная среда внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий, создают максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.) [4].Организация здорового образа жизни требует создания в общеобразовательном учреждении здоровье сберегающей образовательной среды.Образовательная среда–это среда, которая состоит из элементов, оказывающих жизненно важные влияния на обучающихся в процессе получения образования [5]. И показывает целостность, содержащую весь спектр воздействий на учащихся: отношения с другими участниками образовательного процесса, особенности организации учебновоспитательного процесса, экологические характеристики и т.д.Жизненно значимыми для школьника потребностями являются потребности в двигательной активности, в режиме дня и перемене деятельности,в правильном питании, оптимальных параметров физических факторов среды в пирамиде потребностей, по А.Маслоу, занимают самую нижнюю ступень [6]. Это биологические (физиологические) надобности, которые должны в первую очередь быть удовлетворены. Выше в этой пирамиде располагаются надобности в безопасности, любви и признании, которые значимы всегда и для всех и также обязаны в ходе образовательной деятельности удовлетворяться. В общеобразовательном учреждениинеобходимо создавать условия для удовлетворения специфических возрастных базовых потребностей школьников [7]. Исходя из потребностей учащихся, можно выделить характеристики образовательной среды, важные для сохранения его здоровья [8]:общая организация учебного процесса (учебный план, расписание занятий, продолжительность уроков и перемен и т.д.);технологии обучения;стиль взаимодействия участников образовательного процесса;двигательный режим учащихся;санитарногигиенические условия обучения и воспитания;медицинское обслуживание и оздоровительные процедуры в течение учебного дня;правильное питание.Алгоритм введения здоровье сберегающей педагогики может быть представлен следующими положениями [9]:осознание проблемы отрицательного воздействия образовательной организации на здоровье учащихся и необходимости ее неотложного решения;признание педагогами образовательного учреждения своей солидарной ответственности за неблагополучие состояния здоровья учащихся;усвоение необходимых здоровье сберегающих технологий(обретение компетенции);осуществление полученных знаний, умений и навыков на практике, в тесном взаимодействии друг с другом, с докторами, с самими обучающимися и их родителями. Здоровье сберегающие технологии выполняют следующие функции: формирующую: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде;2) информативнокоммуникативную:обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью;здоровьесберегающую (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания);оздоровительную (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия);воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.) [10]. Здоровье сберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством. Использование здоровье сберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения с помощью формирования здоровье сберегающей образовательной среды. Таким образом, современная концепция здоровый образ жизни определяет его как осознанное в своей необходимости постоянное выполнение правил укрепления и сохранения индивидуального и общественного здоровья. Элементами здорового образа жизни являются: воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков; безопасная и благоприятная для обитания окружающая среда, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье; отказ от курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя; умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека питание, информированность о качестве употребляемых продуктов; физически активная жизнь с учётом возрастных и физиологических особенностей; соблюдение правил личной и общественнойгигиены, владение навыками оказания первой помощи; закаливание. Формирование у школьников здорового образа жизни требует создания в общеобразовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды при помощи здоровьесберегающих технологий.
Ссылкина источники1.Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. –М.:АПК и ПРО, 2002. –С. 20.2.Тверская Н. В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика // Образование в современной школе. –2005.–№ 2.–С. 1.3.Там же. –С. 15.4.Тамже. –С.22.5.Здоровьесберегающая деятельность школы в учебновоспитательном процессе: проблемы и пути их решения // Школа.–2005.–№ 3. –С. 56.6.Там же. –С. 57.Там же. 8.Павлова М. Методические рекомендации по интеграции программы «Основы здорового образа жизни» в учебновоспитательный процесс образовательного учреждения. –URL: http://health.besthost.ru–заглавие с экрана.9.Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе // Воспитание школьников.–2005.–№2.–С. 19.10.Тамже. –С. 22.
Svetlana Ratenko,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the general and professional pedagogics, Kuban State University,branch in SlavyanskonKuban, SlavyanskonKuban
rassveta49@mail.ruNatalia Tishchenko,
undergraduate of the I year of training, direction of preparation: 44.04.01 “Pedagogical education”, OOP “Management of the Educational Organization”, Kuban State University,branch in SlavyanskonKuban, SlavyanskonKuban
tishchtnko062009@mail.ruHealth saving technologies in the educational environment.Abstract.This article discusses the healthpreserving technologies creating the best possible conditions for the preservation, strengthening and development of personal and physical health of all subjects of the educational process.Keywords:Health saving educational technology, health saving technologies, healthy lifestyle, education, environment, health culture.
Рекомендовано к публикации:
Анисимовой Т. С., доктором исторических наук, профессором кафедры общей и профессиональной педагогики ФГБОУ ВПО филиал «КубГУ» в г. СлавянскенаКубани
Тищенко Наталья Александровна,магистрант Iгода обучения, направление подготовки: 44.04.01 «Педагогическое образование», ООП «Управление образовательной организацией», филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. СлавянскнаКубаниtishchtnko062009@mail.ru
Здоровьесберегающие технологии в образовательной среде
Аннотация.В данной статье рассматриваются здоровьесберегающие технологии, создающие максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития личностного и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса.Ключевые слова:здоровьеформирующиеобразовательные технологии, здоровьесберегающие технологии, здоровый образжизни, образовательная среда, культура здоровья.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Образовательная среда учащегося–это все то, что его охватывает в процессе обучения, все то, с чем он взаимодействует в данном процессе. Характеристику здоровье сберегающей образовательной среды учащегося можно рассматривать как организацию образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью [1]. Вследствие этого для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих единого здоровья человека в деятельность образовательной организации вводятся здоровье сберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи–сберечь здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.Здоровьеформирующие образовательные технологии–это все те психологопедагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни [2].При введении в образовательный процесс здоровье сберегающих технологий, которые предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских действий, направленных на защиту и обеспечить здоровье учащихся, формирование у нихценностного отношения к своему здоровью, происходит организация здоровье сберегающей образовательной среды учащегося [3]. Здоровье сберегающие технологии, включают условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность):рациональную организацию учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.Образовательная среда внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий, создают максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.) [4].Организация здорового образа жизни требует создания в общеобразовательном учреждении здоровье сберегающей образовательной среды.Образовательная среда–это среда, которая состоит из элементов, оказывающих жизненно важные влияния на обучающихся в процессе получения образования [5]. И показывает целостность, содержащую весь спектр воздействий на учащихся: отношения с другими участниками образовательного процесса, особенности организации учебновоспитательного процесса, экологические характеристики и т.д.Жизненно значимыми для школьника потребностями являются потребности в двигательной активности, в режиме дня и перемене деятельности,в правильном питании, оптимальных параметров физических факторов среды в пирамиде потребностей, по А.Маслоу, занимают самую нижнюю ступень [6]. Это биологические (физиологические) надобности, которые должны в первую очередь быть удовлетворены. Выше в этой пирамиде располагаются надобности в безопасности, любви и признании, которые значимы всегда и для всех и также обязаны в ходе образовательной деятельности удовлетворяться. В общеобразовательном учреждениинеобходимо создавать условия для удовлетворения специфических возрастных базовых потребностей школьников [7]. Исходя из потребностей учащихся, можно выделить характеристики образовательной среды, важные для сохранения его здоровья [8]:общая организация учебного процесса (учебный план, расписание занятий, продолжительность уроков и перемен и т.д.);технологии обучения;стиль взаимодействия участников образовательного процесса;двигательный режим учащихся;санитарногигиенические условия обучения и воспитания;медицинское обслуживание и оздоровительные процедуры в течение учебного дня;правильное питание.Алгоритм введения здоровье сберегающей педагогики может быть представлен следующими положениями [9]:осознание проблемы отрицательного воздействия образовательной организации на здоровье учащихся и необходимости ее неотложного решения;признание педагогами образовательного учреждения своей солидарной ответственности за неблагополучие состояния здоровья учащихся;усвоение необходимых здоровье сберегающих технологий(обретение компетенции);осуществление полученных знаний, умений и навыков на практике, в тесном взаимодействии друг с другом, с докторами, с самими обучающимися и их родителями. Здоровье сберегающие технологии выполняют следующие функции: формирующую: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде;2) информативнокоммуникативную:обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью;здоровьесберегающую (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания);оздоровительную (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия);воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.) [10]. Здоровье сберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством. Использование здоровье сберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения с помощью формирования здоровье сберегающей образовательной среды. Таким образом, современная концепция здоровый образ жизни определяет его как осознанное в своей необходимости постоянное выполнение правил укрепления и сохранения индивидуального и общественного здоровья. Элементами здорового образа жизни являются: воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков; безопасная и благоприятная для обитания окружающая среда, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье; отказ от курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя; умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека питание, информированность о качестве употребляемых продуктов; физически активная жизнь с учётом возрастных и физиологических особенностей; соблюдение правил личной и общественнойгигиены, владение навыками оказания первой помощи; закаливание. Формирование у школьников здорового образа жизни требует создания в общеобразовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды при помощи здоровьесберегающих технологий.
Ссылкина источники1.Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. –М.:АПК и ПРО, 2002. –С. 20.2.Тверская Н. В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика // Образование в современной школе. –2005.–№ 2.–С. 1.3.Там же. –С. 15.4.Тамже. –С.22.5.Здоровьесберегающая деятельность школы в учебновоспитательном процессе: проблемы и пути их решения // Школа.–2005.–№ 3. –С. 56.6.Там же. –С. 57.Там же. 8.Павлова М. Методические рекомендации по интеграции программы «Основы здорового образа жизни» в учебновоспитательный процесс образовательного учреждения. –URL: http://health.besthost.ru–заглавие с экрана.9.Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе // Воспитание школьников.–2005.–№2.–С. 19.10.Тамже. –С. 22.
Svetlana Ratenko,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the general and professional pedagogics, Kuban State University,branch in SlavyanskonKuban, SlavyanskonKuban
rassveta49@mail.ruNatalia Tishchenko,
undergraduate of the I year of training, direction of preparation: 44.04.01 “Pedagogical education”, OOP “Management of the Educational Organization”, Kuban State University,branch in SlavyanskonKuban, SlavyanskonKuban
tishchtnko062009@mail.ruHealth saving technologies in the educational environment.Abstract.This article discusses the healthpreserving technologies creating the best possible conditions for the preservation, strengthening and development of personal and physical health of all subjects of the educational process.Keywords:Health saving educational technology, health saving technologies, healthy lifestyle, education, environment, health culture.
Рекомендовано к публикации:
Анисимовой Т. С., доктором исторических наук, профессором кафедры общей и профессиональной педагогики ФГБОУ ВПО филиал «КубГУ» в г. СлавянскенаКубани