Коррекция и профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Брынских
К.
Г. Коррекция и профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – № S8. – С.
26–30. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/75134.htm.
Аннотация. В статье представлен анализ особенностей синдрома эмоционального выгорания у педагогов. Раскрыта модель коррекции и профилактики синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов.
Ключевые слова:
профилактика, коррекция, синдром эмоционального выгорания, коррекция синдрома эмоционального выгорания (сэв), профилактика сэв
Похожие статьи
Текст статьи
Брынских Ксения Григорьевна,магистрант ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинскksushkinsk@mail.ru
Коррекция и профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов
Аннотация. В статье представлен анализ особенностей синдрома эмоционального выгорания у педагогов. Раскрыта модель коррекции и профилактики синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов.Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, коррекция, профилактика, коррекция синдрома эмоционального выгорания (СЭВ), профилактика СЭВ.Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
В современное время проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе: знаниям, педагогическим умениям и способам деятельности, к личностным особенностям.Такая ситуация содержит в себе увеличение нервнопсихического напряжения человека, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.Профессиональный труд педагога –это высокая эмоциональная загруженность. С увеличением стажа педагоги испытывают «педагогический кризис», «истощение», «выгорание».
Проблема «эмоционального выгорания» очень интересна для изучения. Она является одной из главных проблем современной школы. Поэтому актуальность исследования определяется: большой вероятностью возникновения у педагогов разных форм профессиональной деформации, в том числе «эмоционального выгорания», под влиянием сложных условий профессиональной деятельности; недостаточной изученностью проблемы «выгорания» у представителей этой профессии, и особенно, у начинающих педагогов –отсутствием надежных, апробированных методик профилактики и коррекции явления «эмоционального выгорания».Цель нашего исследования –теоретически обосновать и экспериментально проверить коррекцию и профилактику синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов.Объектом нашего исследования является синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов.Предметом нашего исследования является коррекция и профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов.Гипотеза нашего исследования –при внедрении модели программы коррекции и профилактики можно предупредить синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов.Методы исследования: теоретические –анализ литературы, обобщение, моделирование, целеполагание «Дерево целей» (В. И. Долгова[1]); эмпирические –формирующий эксперимент, тестированиепо методикам: «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко»; «Тест «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» (MBI) для учителей и преподавателей высшей школы (методика К.Маслач и С. Джексон, адаптация Н. Е.Водопьянова); «Методика измерения уровня тревожности Дж. Тейлора»; статистические –tкритерий Стьюдента.По мнению К. Маслач синдром эмоционального выгорания –синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам (эмоциональная истощенность, деперсонализация (цинизм), редукция профессиональных достижений. Главная причина «выгорания персонала» –психологическое, душевное переутомление от профессионально вынужденного общения [2, с. 20].В. В. Бойко рассматривает синдром эмоционального выгорания как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия, приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения; при этом, выгорание отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет педагогу дозировать экономно расходовать энергетические ресурсы; в то же время, могут возникать его функциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности [3]. Он выделил три фазы формирования выгорания: фаза напряжения, резистенции, истощения, котором свойственные определенные симптом.К стрессогенным особенностям педагогической деятельности относятся психологический климат (многие исследователи указывают на то, что конфликтность весьма характерна для педагогических коллективов); необходимостьосуществления частых и продолжительных контактов с людьми (так называемый фактор «пресыщения общением»); взаимодействие с различными социальными группами (учащиеся, их родители, коллеги, представители администрации); специфика «объекта» труда, проявляющаяся в его собственной активности. Все ситуации общения, отягощенные высокой ответственностью за людей, сопровождаются высокой эмоциональной и интеллектуальной напряжённостью (В. И. Долгова [4]).Профессиональный труд школьного учителя отличает высокая эмоциональная нагруженность, повышенная ответственность за свои действия и за действия школьников, повышенные требования к поддержанию профессионального уровня, недостаточно высокая общественная оценка социального статуса. Этапы, методы и методики:1)Поисковоподготовительный этап: теоретическое изучение психологопедагогической литературы, подбор методик. На этом этапе выполнено изучение психологопедагогической литературы по проблеме СЭВ педагогов; были подобрана методики.2)Опытноэкспериментальный этап: тестирование и обработка результатов. Была проведена психодиагностика испытуемых по методикам: «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко»; «Тест «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» (MBI) для учителей и преподавателей высшей школы (методика К. Маслач и С. Джексон, адаптация Н. Е.Водопьянова); «Методика измерения уровня тревожности Дж. Тейлора». Затем полученные результаты были обработаны. Было разработано «древо целей» и модель программы коррекции и профилактики синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов, а так же недрение и проведение программы.3)Контрольнообобщающий этап: анализ и обобщение результатов исследования, формулирование выводов, проверка гипотезы, разработка рекомендаций.Характеристика выборкиВ исследовании приняли участие 20 педагоговиз них 5 учителей начальных классов, 3 завуча, 12 учителейпредметников. Общие сведения о коллективе: коллектив учителей сформировался со дня основания школы. С каждым годом в школу приходят работать новые педагоги, среди них есть как молодые специалисты, так и педагогистажисты; уровень сплоченности в коллективе ниже среднего. Педагоги общаются малыми группами по интересам, по возрасту.После первого среза по «Методике диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко», мы получили следующие данные (рис. 1). Мы видим, что фаза напряжения не сформировалась у 8 (40%) человек, в стадии формирования у 8 (40%) человек и сформировавшаяся у 4 (20%) человек. Испытуемым, у которых сформировалась илив стадии формирования свойственно следующее: переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворённость собой, «загнанность в клетку», тревога и депрессия.
Рис. 1. Распределение результатов исследования по методике диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко на констатирующем этапе
Фаза резистенции не сформировалась у 6 (30%) человек, в стадии формирования у 9 (45%) человек и сформировавшаяся у 5 (25%) человек. Испытуемым, у которых сформировалась или в стадии формированиясвойственно следующее: неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоциональнонравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей.Фаза истощения не сформировалась у 9 (45%) человек, в стадии формирования у 8 (40%) человек и сформировавшаяся у 3 (15%) человек. Испытуемым, у которых сформировалась или в стадии формирования свойственно следующее: эмоциональный дефицит, эмоциональная отстранённость, личностная отстранённость (деперсонализация) психосоматические и психовегетативные нарушения.40%40%20%30%45%25%45%40%15%0%10%20%30%40%50%60%70%80%90%100%не сформ.в стадии форм.сформир.колво чел в %уровни развитие фазынапряжениерезистенцияистощениеТаким образом, для участия в опытноэксперементальной работе по коррекции и профилактике синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов на основании результатов первичной психодиагностики, нами было принято проводить коррекционнопрофилактическую программу с группой риска. Нами была разработана и апробирована «Программа коррекции и профилактика эмоционального выгорания педагогов» по рекомендациям В. И. Долговой, Г.Ю.Гольевой, О.А.Соболева [5, 6]) и определены организационнопедагогические условия и принципы ее эффективной реализации.Цель программы: создание условий способствующих профилактике СЭВ; передача психологических знаний о синдроме эмоционального выгорания, его причинах испособах преодоления; развитие коммуникативных умений, эмоциональной сферы; сплочения и доверия, снятие эмоционального напряжения; формирование навыков самопознания и саморазвития личности в целом.В программе коррекции и профилактики приняли участие 10 педагогов МОУ СОШ № 43. Продолжительность программы составляет 20 часов. Занятия проводилось 1 раз в месяц, продолжительностью 2 академических часа. Программа проводилась в течение десяти занятий с группой наполняемостью 10 человек в довольно просторном помещении. В программе упражнения подбирались в соответствии с задачами и содержанием профилактики и коррекции эмоционального выгорания педагогов.После реализации в практику школы программы коррекции и профилактики синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов(с педагогами группы риска)нами была проведена повторная диагностика по тем же методикам, что и на этапе констатирующего эксперимента. Построив диаграммы (рис. 2 и 3.) и сравнив результаты, мы видим, что фаза напряжения несформировалась до у 0 (0%) чел., после программы 8 (80%) чел., в стадии формирования до у 7 (70%) чел., после программы 1 (10%) чел., и сформировавшаяся до у 3 (30%) чел., после программы 1 (10%) чел. Фаза резистенции не сформировалась до 2 (20%) чел. после программы 5 (50%) чел., в стадии формирования до у 6 (60%) чел., после программы у 5 (50%) чел. и сформировавшаяся до у 2 (20%) чел., после программы у 0 (0%) чел.
Рис. 2. Распределение результатов исследования по методике диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко (до реализации программы)
0%30%70%20%60%20%40%40%20%0%10%20%30%40%50%60%70%80%90%100%не сформир.в стадии формир.сформир.колво чел в %уровни развития фазынапряжениерезистенцияистощения Рис. 3. Распределение результатов исследования по методике диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко (после реализации программы)
Фаза истощения не сформировалась до у 4 (40%) чел., после программы у 5 (50%) чел., в стадии формирования до у 4 (40%) чел., после программы у 5 (50%) чел. и сформировавшаяся до у 2 (20%) чел., после программы у 0 (0%) чел.Для определения эффективности реализации программы развития познавательнопрофессиональной активности студентов использовался метод математической обработки данных –tкритерий Стьюдента.Рассмотрев первую фазу эмоционального выгорания «напряжение» по «методике диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко», типичный сдвиг–положительный, tэмп= 4,3; tэмп t0,05, следовательно, существуют статистические значимые различия в «фазе напряжения» до и после реализации коррекционнопрофилактической программы. Эмпирическое значение tнаходится в зоне значимости: согласно правилу принятия гипотезы, Н0отклоняется и принимается H1 при р ≤0,01, т. е. программа воздействовала эффективно на «фазу напряжение».Сопоставив данные психодиагностики до и после реализации программы для «фазы резинстенции» –типичный сдвиг –положительный, tэмп= 3,6; tэмп t0,05, следовательно, существуют статистические значимые различия в «фазе резистенции» до и после реализации коррекционнопрофилактической программы. Эмпирическое значение tпопадает в зону значимости: согласно правилу принятия гипотезы, Н0отклоняется и принимается H1 при р ≤0,01, т. е. программа воздействовала эффективно на «фазу резистенции». И сопоставив данные психодиагностики до и после реализации программы для «фазы истощение», мы выявили, что типичный сдвиг –положительный, tэмп= 2,8; t0,05 tэмп t0,01, следовательно, существуют статистические значимые различия в «фазе истощения» до и после реализации коррекционнопрофилактической программы. Эмпирическое значение tпопадает в зону неопределенности: согласно правилу принятия гипотезы, Н0отклоняется и принимается H1 при р ≤0,01, т. е. программа воздействовала эффективно на «фазу истощения».Можно сделать вывод о том, что поставленная в работе гипотеза подтвердилась, при внедрении модели программы коррекции и профилактики можно предупредить синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов. Мы проверили с помощью критерия tкритерию Стьюдента и выявили, что для фаз «напряжение, резистенции, истощения» существуют статистические значи10%10%80%50%50%0%50%50%0%0%10%20%30%40%50%60%70%80%90%100%не сформир.в стадии формир.сформир.колво чел в %уровни развития фазынапряжениерезистенцияистощениямые различия. Материалы исследования показали, что после коррекционнопрофилактической работы уровень сформированности фаз изменился. На основании полученных данных были разработаны методические рекомендации по коррекции и профилактике синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности, обобщены выводы. Также педагогам были предложены упражнение для профилактики синдрома эмоционального выгорания.Выводы:нами проведен анализ литературы по проблеме исследования, и выявлено что синдром эмоционального выгорания развивается у педагогов, если у педагога высокая эмоциональная загруженность. В силу специфических особенностей труда учителя сталкиваются с проявлениями профессиональных деформаций личности. Личностные деформацииотносятся к ряду причин, препятствующих профессиональному развитию человека. С увеличением стажа педагоги испытывают «педагогический кризис», «истощение», «выгорание».Одним из видов личностной деформации учителя является эмоциональное выгорание. Выгоранию подвержены чаще всего люди старше 35–40 лет. В их профессиональной сфере происходит спад. Чтобы предостеречь педагогов от эмоционального выгорания нужно проводить своевременную профилактику и коррекцию. В сферу образования нужно внедрять программы коррекции и профилактики синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов. Программа коррекции и профилактики синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов была реализована успешно, следовательно, цель исследования достигнута, выдвинутая гипотеза подтвердилась.
Ссылки на источники1.ДолговаВ. И. Системныеинновационныетехнологиицелеполагания// GLOBAL CRISIS OF CONTEMPORANIETY IN THE SPHERE OF MINDSET, SOCIAL VALUES AND POLITICAL INTERESTS CORRELATION / ISSUES OF LIMITS, REPRODUCTION AND RATIONAL USE OF NATURAL RESOURCESMaterials digest of the XXXV International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in political, philosophical and military sciences. (London, November 05–November 12, 2012) / Materials digest of the XXXVI International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in Earthsciences, biological and agricultural sciences. (London, November 05–November 12, 2012). Chief editor–Pavlov V. V.–L., 2013. –С. 41–45.2.Водопьянова Н. Е. Профилактика и коррекция синдрома выгорания. –СПб.: Издво СанктПетербургского университета,2011. –160 с.3.Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко: методики и тесты. Психические состояния // Свойства личности. –2012. –URL: http://testmetod.ru/index.php/metodikiitesty/1/33metodikadiagnostikiurovnyaemotsionalnogovygoraniyavvbojko(дата обращения: 4.02.2013).4.ДолговаВ. И. Simulation of the formation of emotional stability of personality// HEALTH AS A FACTOR OF QUALITY AND LIFETIME OF BIOLOGICAL SPECIES: Materials digest of the XXXVIII International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in medicine, pharmaceutics and veterinary sciences. (London, December 05–December 10, 2012). Chiefeditor–PavlovV. V.–L., 2013.–С. 67–70. 5.Долгова В. И., Гольева Г. Ю. Эмоциональная устойчивость личности: монография. –М.: Издво Перо, 2014.–196 с.6.Долгова В. И., Соболева О. А. Формирование конструктивной психологической защиты. –Челябинск: Издво «АТОКСО», 2006. –184 с.
Ksenia Brinskyh,Candidate for a master's degree faculty of psychology, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinskksushkinsk@mail.ruCorrection and prevention of emotional burnout syndrome in professional activity of teachersAbstract. The article presents the analysis of the characteristics of emotional burnout syndrome among teachers. Disclosed model correction and prevention of emotional burnout syndrome in professional activity of teachers.Key words: emotional burnout syndrome, correction, prevention, and correction of emotional burnout syndrome (CMEA), the prevention of the CMEA.
Рекомендованокпубликации:
Долговой В. И., доктором психологических наук, деканом факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск
Коррекция и профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов
Аннотация. В статье представлен анализ особенностей синдрома эмоционального выгорания у педагогов. Раскрыта модель коррекции и профилактики синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов.Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, коррекция, профилактика, коррекция синдрома эмоционального выгорания (СЭВ), профилактика СЭВ.Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
В современное время проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе: знаниям, педагогическим умениям и способам деятельности, к личностным особенностям.Такая ситуация содержит в себе увеличение нервнопсихического напряжения человека, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.Профессиональный труд педагога –это высокая эмоциональная загруженность. С увеличением стажа педагоги испытывают «педагогический кризис», «истощение», «выгорание».
Проблема «эмоционального выгорания» очень интересна для изучения. Она является одной из главных проблем современной школы. Поэтому актуальность исследования определяется: большой вероятностью возникновения у педагогов разных форм профессиональной деформации, в том числе «эмоционального выгорания», под влиянием сложных условий профессиональной деятельности; недостаточной изученностью проблемы «выгорания» у представителей этой профессии, и особенно, у начинающих педагогов –отсутствием надежных, апробированных методик профилактики и коррекции явления «эмоционального выгорания».Цель нашего исследования –теоретически обосновать и экспериментально проверить коррекцию и профилактику синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов.Объектом нашего исследования является синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов.Предметом нашего исследования является коррекция и профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов.Гипотеза нашего исследования –при внедрении модели программы коррекции и профилактики можно предупредить синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов.Методы исследования: теоретические –анализ литературы, обобщение, моделирование, целеполагание «Дерево целей» (В. И. Долгова[1]); эмпирические –формирующий эксперимент, тестированиепо методикам: «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко»; «Тест «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» (MBI) для учителей и преподавателей высшей школы (методика К.Маслач и С. Джексон, адаптация Н. Е.Водопьянова); «Методика измерения уровня тревожности Дж. Тейлора»; статистические –tкритерий Стьюдента.По мнению К. Маслач синдром эмоционального выгорания –синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам (эмоциональная истощенность, деперсонализация (цинизм), редукция профессиональных достижений. Главная причина «выгорания персонала» –психологическое, душевное переутомление от профессионально вынужденного общения [2, с. 20].В. В. Бойко рассматривает синдром эмоционального выгорания как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия, приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения; при этом, выгорание отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет педагогу дозировать экономно расходовать энергетические ресурсы; в то же время, могут возникать его функциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности [3]. Он выделил три фазы формирования выгорания: фаза напряжения, резистенции, истощения, котором свойственные определенные симптом.К стрессогенным особенностям педагогической деятельности относятся психологический климат (многие исследователи указывают на то, что конфликтность весьма характерна для педагогических коллективов); необходимостьосуществления частых и продолжительных контактов с людьми (так называемый фактор «пресыщения общением»); взаимодействие с различными социальными группами (учащиеся, их родители, коллеги, представители администрации); специфика «объекта» труда, проявляющаяся в его собственной активности. Все ситуации общения, отягощенные высокой ответственностью за людей, сопровождаются высокой эмоциональной и интеллектуальной напряжённостью (В. И. Долгова [4]).Профессиональный труд школьного учителя отличает высокая эмоциональная нагруженность, повышенная ответственность за свои действия и за действия школьников, повышенные требования к поддержанию профессионального уровня, недостаточно высокая общественная оценка социального статуса. Этапы, методы и методики:1)Поисковоподготовительный этап: теоретическое изучение психологопедагогической литературы, подбор методик. На этом этапе выполнено изучение психологопедагогической литературы по проблеме СЭВ педагогов; были подобрана методики.2)Опытноэкспериментальный этап: тестирование и обработка результатов. Была проведена психодиагностика испытуемых по методикам: «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко»; «Тест «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» (MBI) для учителей и преподавателей высшей школы (методика К. Маслач и С. Джексон, адаптация Н. Е.Водопьянова); «Методика измерения уровня тревожности Дж. Тейлора». Затем полученные результаты были обработаны. Было разработано «древо целей» и модель программы коррекции и профилактики синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов, а так же недрение и проведение программы.3)Контрольнообобщающий этап: анализ и обобщение результатов исследования, формулирование выводов, проверка гипотезы, разработка рекомендаций.Характеристика выборкиВ исследовании приняли участие 20 педагоговиз них 5 учителей начальных классов, 3 завуча, 12 учителейпредметников. Общие сведения о коллективе: коллектив учителей сформировался со дня основания школы. С каждым годом в школу приходят работать новые педагоги, среди них есть как молодые специалисты, так и педагогистажисты; уровень сплоченности в коллективе ниже среднего. Педагоги общаются малыми группами по интересам, по возрасту.После первого среза по «Методике диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко», мы получили следующие данные (рис. 1). Мы видим, что фаза напряжения не сформировалась у 8 (40%) человек, в стадии формирования у 8 (40%) человек и сформировавшаяся у 4 (20%) человек. Испытуемым, у которых сформировалась илив стадии формирования свойственно следующее: переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворённость собой, «загнанность в клетку», тревога и депрессия.
Рис. 1. Распределение результатов исследования по методике диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко на констатирующем этапе
Фаза резистенции не сформировалась у 6 (30%) человек, в стадии формирования у 9 (45%) человек и сформировавшаяся у 5 (25%) человек. Испытуемым, у которых сформировалась или в стадии формированиясвойственно следующее: неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоциональнонравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей.Фаза истощения не сформировалась у 9 (45%) человек, в стадии формирования у 8 (40%) человек и сформировавшаяся у 3 (15%) человек. Испытуемым, у которых сформировалась или в стадии формирования свойственно следующее: эмоциональный дефицит, эмоциональная отстранённость, личностная отстранённость (деперсонализация) психосоматические и психовегетативные нарушения.40%40%20%30%45%25%45%40%15%0%10%20%30%40%50%60%70%80%90%100%не сформ.в стадии форм.сформир.колво чел в %уровни развитие фазынапряжениерезистенцияистощениеТаким образом, для участия в опытноэксперементальной работе по коррекции и профилактике синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов на основании результатов первичной психодиагностики, нами было принято проводить коррекционнопрофилактическую программу с группой риска. Нами была разработана и апробирована «Программа коррекции и профилактика эмоционального выгорания педагогов» по рекомендациям В. И. Долговой, Г.Ю.Гольевой, О.А.Соболева [5, 6]) и определены организационнопедагогические условия и принципы ее эффективной реализации.Цель программы: создание условий способствующих профилактике СЭВ; передача психологических знаний о синдроме эмоционального выгорания, его причинах испособах преодоления; развитие коммуникативных умений, эмоциональной сферы; сплочения и доверия, снятие эмоционального напряжения; формирование навыков самопознания и саморазвития личности в целом.В программе коррекции и профилактики приняли участие 10 педагогов МОУ СОШ № 43. Продолжительность программы составляет 20 часов. Занятия проводилось 1 раз в месяц, продолжительностью 2 академических часа. Программа проводилась в течение десяти занятий с группой наполняемостью 10 человек в довольно просторном помещении. В программе упражнения подбирались в соответствии с задачами и содержанием профилактики и коррекции эмоционального выгорания педагогов.После реализации в практику школы программы коррекции и профилактики синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов(с педагогами группы риска)нами была проведена повторная диагностика по тем же методикам, что и на этапе констатирующего эксперимента. Построив диаграммы (рис. 2 и 3.) и сравнив результаты, мы видим, что фаза напряжения несформировалась до у 0 (0%) чел., после программы 8 (80%) чел., в стадии формирования до у 7 (70%) чел., после программы 1 (10%) чел., и сформировавшаяся до у 3 (30%) чел., после программы 1 (10%) чел. Фаза резистенции не сформировалась до 2 (20%) чел. после программы 5 (50%) чел., в стадии формирования до у 6 (60%) чел., после программы у 5 (50%) чел. и сформировавшаяся до у 2 (20%) чел., после программы у 0 (0%) чел.
Рис. 2. Распределение результатов исследования по методике диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко (до реализации программы)
0%30%70%20%60%20%40%40%20%0%10%20%30%40%50%60%70%80%90%100%не сформир.в стадии формир.сформир.колво чел в %уровни развития фазынапряжениерезистенцияистощения Рис. 3. Распределение результатов исследования по методике диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко (после реализации программы)
Фаза истощения не сформировалась до у 4 (40%) чел., после программы у 5 (50%) чел., в стадии формирования до у 4 (40%) чел., после программы у 5 (50%) чел. и сформировавшаяся до у 2 (20%) чел., после программы у 0 (0%) чел.Для определения эффективности реализации программы развития познавательнопрофессиональной активности студентов использовался метод математической обработки данных –tкритерий Стьюдента.Рассмотрев первую фазу эмоционального выгорания «напряжение» по «методике диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко», типичный сдвиг–положительный, tэмп= 4,3; tэмп t0,05, следовательно, существуют статистические значимые различия в «фазе напряжения» до и после реализации коррекционнопрофилактической программы. Эмпирическое значение tнаходится в зоне значимости: согласно правилу принятия гипотезы, Н0отклоняется и принимается H1 при р ≤0,01, т. е. программа воздействовала эффективно на «фазу напряжение».Сопоставив данные психодиагностики до и после реализации программы для «фазы резинстенции» –типичный сдвиг –положительный, tэмп= 3,6; tэмп t0,05, следовательно, существуют статистические значимые различия в «фазе резистенции» до и после реализации коррекционнопрофилактической программы. Эмпирическое значение tпопадает в зону значимости: согласно правилу принятия гипотезы, Н0отклоняется и принимается H1 при р ≤0,01, т. е. программа воздействовала эффективно на «фазу резистенции». И сопоставив данные психодиагностики до и после реализации программы для «фазы истощение», мы выявили, что типичный сдвиг –положительный, tэмп= 2,8; t0,05 tэмп t0,01, следовательно, существуют статистические значимые различия в «фазе истощения» до и после реализации коррекционнопрофилактической программы. Эмпирическое значение tпопадает в зону неопределенности: согласно правилу принятия гипотезы, Н0отклоняется и принимается H1 при р ≤0,01, т. е. программа воздействовала эффективно на «фазу истощения».Можно сделать вывод о том, что поставленная в работе гипотеза подтвердилась, при внедрении модели программы коррекции и профилактики можно предупредить синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов. Мы проверили с помощью критерия tкритерию Стьюдента и выявили, что для фаз «напряжение, резистенции, истощения» существуют статистические значи10%10%80%50%50%0%50%50%0%0%10%20%30%40%50%60%70%80%90%100%не сформир.в стадии формир.сформир.колво чел в %уровни развития фазынапряжениерезистенцияистощениямые различия. Материалы исследования показали, что после коррекционнопрофилактической работы уровень сформированности фаз изменился. На основании полученных данных были разработаны методические рекомендации по коррекции и профилактике синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности, обобщены выводы. Также педагогам были предложены упражнение для профилактики синдрома эмоционального выгорания.Выводы:нами проведен анализ литературы по проблеме исследования, и выявлено что синдром эмоционального выгорания развивается у педагогов, если у педагога высокая эмоциональная загруженность. В силу специфических особенностей труда учителя сталкиваются с проявлениями профессиональных деформаций личности. Личностные деформацииотносятся к ряду причин, препятствующих профессиональному развитию человека. С увеличением стажа педагоги испытывают «педагогический кризис», «истощение», «выгорание».Одним из видов личностной деформации учителя является эмоциональное выгорание. Выгоранию подвержены чаще всего люди старше 35–40 лет. В их профессиональной сфере происходит спад. Чтобы предостеречь педагогов от эмоционального выгорания нужно проводить своевременную профилактику и коррекцию. В сферу образования нужно внедрять программы коррекции и профилактики синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов. Программа коррекции и профилактики синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов была реализована успешно, следовательно, цель исследования достигнута, выдвинутая гипотеза подтвердилась.
Ссылки на источники1.ДолговаВ. И. Системныеинновационныетехнологиицелеполагания// GLOBAL CRISIS OF CONTEMPORANIETY IN THE SPHERE OF MINDSET, SOCIAL VALUES AND POLITICAL INTERESTS CORRELATION / ISSUES OF LIMITS, REPRODUCTION AND RATIONAL USE OF NATURAL RESOURCESMaterials digest of the XXXV International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in political, philosophical and military sciences. (London, November 05–November 12, 2012) / Materials digest of the XXXVI International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in Earthsciences, biological and agricultural sciences. (London, November 05–November 12, 2012). Chief editor–Pavlov V. V.–L., 2013. –С. 41–45.2.Водопьянова Н. Е. Профилактика и коррекция синдрома выгорания. –СПб.: Издво СанктПетербургского университета,2011. –160 с.3.Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко: методики и тесты. Психические состояния // Свойства личности. –2012. –URL: http://testmetod.ru/index.php/metodikiitesty/1/33metodikadiagnostikiurovnyaemotsionalnogovygoraniyavvbojko(дата обращения: 4.02.2013).4.ДолговаВ. И. Simulation of the formation of emotional stability of personality// HEALTH AS A FACTOR OF QUALITY AND LIFETIME OF BIOLOGICAL SPECIES: Materials digest of the XXXVIII International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in medicine, pharmaceutics and veterinary sciences. (London, December 05–December 10, 2012). Chiefeditor–PavlovV. V.–L., 2013.–С. 67–70. 5.Долгова В. И., Гольева Г. Ю. Эмоциональная устойчивость личности: монография. –М.: Издво Перо, 2014.–196 с.6.Долгова В. И., Соболева О. А. Формирование конструктивной психологической защиты. –Челябинск: Издво «АТОКСО», 2006. –184 с.
Ksenia Brinskyh,Candidate for a master's degree faculty of psychology, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinskksushkinsk@mail.ruCorrection and prevention of emotional burnout syndrome in professional activity of teachersAbstract. The article presents the analysis of the characteristics of emotional burnout syndrome among teachers. Disclosed model correction and prevention of emotional burnout syndrome in professional activity of teachers.Key words: emotional burnout syndrome, correction, prevention, and correction of emotional burnout syndrome (CMEA), the prevention of the CMEA.
Рекомендованокпубликации:
Долговой В. И., доктором психологических наук, деканом факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск