Развитие лидерских качеств студентов педагогического вуза

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Субботина А. Ю. Развитие лидерских качеств студентов педагогического вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S8. – С. 1–5. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75129.htm.
Аннотация. В статье представлен анализ особенностей развития лидерских качеств студентов, а также результатов, полученных после проведения психолого-педагогической программы развития лидерских качеств.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Субботина Анна Юрьевна,магистрант факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинскbel.a@mail.ru

Развитие лидерских качеств студентов педагогического вуза

Аннотация. В статье представлен анализ особенностей развития лидерских качеств студентов, а также результатов,полученных после проведения психологопедагогической программы развития лидерских качеств.Ключевые слова: лидер, развитие лидерских качеств, студенческий возраст.Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Лидeрcкиe кaчecтвa выcтупaют кaк oдни из вeдущих хaрaктepиcтик личнocти coврeмeннoгo чeлoвeкa. Формирование этих качеств на разных этапах жизни человека является важной задачей педагогической психологии.

Склонность к лидерству, появляясь враннем детстве, развивается как качество личности и служит средством самоутверждения и самоопределения человека. Личностные качества лидера, заложенные у детей еще в школьный период жизни, могут и должны развиваться и на последующих этапах жизни. Особенноэто актуально для ее периода, обозначаемого в качестве студенческого возраста.

Молодые люди –это кадровый ресурс общества. Обучаясь в вузе, они, как никто другой, стремятся наиболее полно проявить себя, сформировать востребованные на сегодняшний день социальные и профессиональные компетенции. Немаловажно, что для данного возраста наличие адекватно развитых лидерских качеств выступает не только потребностью развития личности как таковой, но и ее развития в контексте складывающихся социальнополитических иэкономических преобразований нынешнего российского общества. В условиях непрерывного изменения всех сторон жизни общества как никогда становятся востребованными молодые, знающие, энергичные, инициативные лидеры, способные сплотить вокруг себя единомышленников, четко и понятно сформулировать перед ними насущные, первоочередные и перспективные задачи, поддержать в минуты трудности и повести за собой на достижение новых высот. Одной из задач кадровой политики многих организаций является выявление и развитие молодых сотрудников с лидерским потенциалом, которые в перспективе могут занять руководящие должности. Однако на практике среди студентов вуза все еще достаточно значительна доля студентов, которые по своим личностным проявлениям достаточно неинициативны, не обладают какимилибо выраженными способностями и не стремятся выразить себя, достичь собственными усилиями престижного социального статуса. Подобныепроявления затрудняют процессы их социальной адаптации и профессионального становления. В силу этого, в школьный и после школьный периоды жизни требуется определенная организационная и психологопедагогическая деятельность в по оказанию помощи молодежи в развитии своих лидерских устремлений, а, следовательно, конкурентоспособности и успешности во всех социальных сферах [1]. В последнее время сформировался четкий социальный заказ на подготовку в системе высшего профессионального образования такого специалиста уровня квалификации, который обладает ярко выраженными организаторскими навыками, внутренним стремлением к социальной активности, способностью к длительной эмоциональной, волевой, интеллектуальной и физической напряженной работе ради достижения своих целей, способные предлагать нестандартные идеи и вести окружающих за собой.

В пользу актуальности проблемы исследования «Развитие лидерских качеств студентов педагогического вуза» говорит то, данный вопрос остается на сегодняшний момент недостаточно изученным современными авторами.Цель исследования.Теоретически обосновать и экспериментально проверитьмодель развития лидерских качеств студентов педагогического вуза.Объект исследования. Лидерские качества студентов педагогического вуза.Предмет исследования.Развитие лидерских качеств студентов педагогического вуза.Гипотеза исследования.Лидерские качества студентов педагогического вуза изменятся,если:1)разработать модель развития лидерских качеств студентов педагогического вуза, включающую диагностический, содержательный и аналитический компоненты;2)составить и реализовать психологопедагогическую программу развития лидерских качеств студентов педагогического вуза, включающую методы активного социальнопсихологического обучения, дискуссии, игры, психологогимнастические упражнения.Анализ первоисточников помог нам выявить опорные понятия исследования: лидер –это член группы, который признается ею и, используя свои лидерские качества и способности, принимает оптимальное решение для достижения целей группы; лидерство –это процесс реализации влияния лидера группы на ее членов в ходе достижения групповых целей. Важнейшими из новообразований в период студенчества является характерное стремление к саморазвитию, проявляющееся в усилении сознательных мотивов поведения, активизация самосознания как основы саморазвития личности, попытки профессионального самоутверждения (В.И.Долгова, Н.В.Крыжановская[2]). Студенчество –это особая социальная категория, специфическая общность людей, организованно объединенных институтом высшего образования (И. А.Зимняя[3]). Материалы и методыОпытноэкспериментальное исследование лидерских качеств студентов прошло в три этапа:1.Поисковоподготовительный. Проведен теоретический анализ психологопедагогической литературы по проблеме исследования; уточнены цель, объект, предмет, задачи и гипотеза исследования; отобраны методы и методики изучения лидерских качеств студентов педагогического вуза.2.Опытноэкспериментальный. Сконструирована модель развития лидерских качеств студентов педагогического вуза; выявлены компоненты и критерии развития лидерских качеств студентов педагогического вуза (Г.Ю.Гольева, В.И.Долгова[4, 5]); основу для развития этих качеств создаёт коммуникативная компетентность (В.И.Долгова, Е. В.Мельник [6]); проведены констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. 3.Контрольнообобщающий. Осуществлен качественный и количественный анализ полученных результатов; проведена статистическая обработка полученных данных, их теоретическое обоснование; проанализирована динамика уровня развития лидерских качеств студентов педагогического вуза в процессе реализации программы развития лидерских качеств студентов педагогического вуза; сформулированы выводы. В нашем исследовании использованы следующие методы и методики:1.Теоретические: анализ проблемы лидерства в психологопедагогической литературе, выявление основных понятий, анализ, обобщение, сравнение, структурирование теоретического материала, моделирование. 2.Эмпирические: констатирующий и формирующий эксперимент; тестирование по следующим психодиагностическим методикам: «Диагностика лидерских способностей» (Е. Жариков, Е. Крушельницкий), «Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей» (В.А. Федоришин), «Я –лидер» (А.Н. Лутошкин). 3.Статистические: методы описательной статистики, метод математической статистики tкритерий Стьюдента. Результаты и обсуждениеВ исследовании приняли участие 40 студентов первого и второго курса очной формы обучения факультета психологии ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», в возрастеот 17 до 19 лет.

Для проведения исследования мы использовали надежные и валидные методики, а именно: методику диагностики лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий), методику диагностики коммуникативных и организаторских склонностей (КОС) (В.А. Федоришин), тест «Я –лидер» (А.Н. Лутошкин). Данные методики позволяют определить, насколько у испытуемых развиты лидерские качества, изучить какие именно качества нуждаются в развитии. Данные, полученные после обработки результатов методики диагностики лидерских способностей (Е. Жариков, Е.Крушельницкий) изображены на рис.1. У 40% испытуемых (16 человек) лидерские качества выражены слабо. Это говорит о том, что им необходимо развивать свои качества лидера, быть более решительными и инициативными. Средний уровень выявлен у 58% (23 человека), мы можем сказать, что эти люди вдобавок ко всему волевые, терпеливые, хорошо приспосабливаются к новым условиям. Высокий уровень лидерских качеств не отмечается ни у одного испытуемого. Всего 2%испытуемых набрали более 40 баллов, что свидетельствует о том, что данный человек как лидер склонен к диктату.

Рис. 1.Результаты диагностики уровня выраженности лидерских качеств по методике диагностики лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий) на этапе констатирующего эксперимента

Результаты методики «Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей» (В.А. Федоришин) отражены на рис.2.

Рис. 2.Результаты диагностики уровня коммуникативных и организаторских склонностей по методике диагностики коммуникативных и организаторских склонностей (В.А. Федоришин) на этапе констатирующего эксперимента

Очень низкий уровень наблюдается у7%и 2% испытуемых (3 и 1 человек), по коммуникативным и организаторским склонностям соответственно.15% и 7% испытуемых (6 и 3 человека) коммуникативные и организаторские склонности присущи на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.Для28% и 30% испытуемых (11 и 12 человек) характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. 17% и 48% испытуемых (7 и 19 человек) относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, занимаются общественной деятельностью, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Испытуемые, обладающие очень высоким уровнем проявления коммуникативности и организаторских склонностей, а это 33% и 13% (13 и 5 человек), испытывают потребность в коммуникативнойи организаторской деятельности и активно стремятся к ней. Результаты диагностикилидерских качеств по методике «Я–Лидер»(А.Н.Лутошкин) представлены на рис.3.

Рис.3.Результаты диагностикилидерских качеств по методике «Я–Лидер»(А.Н.Лутошкин) на этапе констатирующего эксперимента: А–умение управлять собой, Б–осознание цели

(знаю, что хочу), В–умение решать проблемы, Г–наличие творческого подхода, Д–влияние на окружающих, Е–знание правил организаторской работы, Ж–организаторские способности, 3–умение работать с группой

Мы можем отметить, что у большинства испытуемыхлидерские качества развиты на достаточном уровне, но среди испытуемых были студенты и с низким уровнем развития лидерских качеств. Не выявлено ни одногостудента, у которого по всем методикам и по всем показателям был бы высокий уровень развития качеств. Исходя из результатов исследования, мы можем сделать вывод о необходимости реализации психологопедагогической программы развития лидерских качеств у студентов педагогическоговуза.После проведения психологопедагогической программы нами была проведена повторная диагностика лидерских качеств студентов.Нам необходимо сравнить полученные результаты до и после проведения развивающей программы (после первогои второго срезов) и доказать ее эффективность.Результаты повторной диагностики данных по методике «Диагностика лидерских способностей» представлены на рис.4.В контрольной группе не произошло какихлибо значимых изменений. Однако в экспериментальной группе мы можем отметить положительную динамику: так количество испытуемых с низким уровнем развития лидерских качеств снизилось на 25% процентов, а в свою очередь средний уровень увеличился на 15%, и появились студенты, у которых лидерские качества развиты на высоком уровне.

Рис.4.Результаты диагностики по методике «Диагностика лидерских способностей»

(Е. Жариков, Е. Крушельницкий) в КГ и ЭГ на этапе формирующего эксперимента

Результаты повторной диагностики данных по методике «Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей», для коммуникативных склонностей, отражены на рис.5.

Рис.5.Результаты диагностики по методике «Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей»(В.А. Федоришин)для коммуникативных склонностей в КГ и ЭГ на этапе формирующего эксперимента

На представленном нами графике видно, что в КГ не произошло заметных улучшений, а количество испытуемых с высшим уровнем развития коммуникативных склонностей даже уменьшилось. В ЭГ показатели заметно улучшились, так, например, высокий уровень развития коммуникативных склонностей увеличился на 45%. После проведения психологопедагогической программы развития лидерских качеств в ЭГ отсутствуют испытуемые с очень низким и низким уровнями развития коммуникативных склонностей.Результаты диагностики по методике «Я –Лидер»(А.Н. Лутошкин), на примере лидерского качества «умение работать с группой» отражены на рис.6. Рис. 6.Результаты диагностики по методике «Я –Лидер»(А.Н. Лутошкин)

для лидерского качества «умение работать с группой» в КГ и ЭГ на этапе формирующего эксперимента

Существенные изменения по лидерскому качеству «умение работать с группой» зафиксированы в ЭГ после проведения психологопедагогической программы: более чем в четыре раза увеличилось количество испытуемых с высоким уровнем развития данного качества. В ЭГ нет ни одного студента, у которого данное лидерское качество было бы развито на низком уровне, также более чем в три раза уменьшилось количество испытуемых со средним уровнем развития этого качества.Для подтверждения достоверности полученных результатов воспользуемся методом математической статистики –tкритерийСтьюдента, на примере лидерского качества «умение работать с группой» (методика диагностики «Я –лидер», А.Н. Лутошкин). Мы используем этот метод математической обработки данных, так как он может быть использован для сопоставления средних у связных и несвязных выборок, причем выборки могут быть не равны по величине.При статистической обработке данных получен следующий результат: при р≤0,05= 2,13 и р≤0,01= 2,95; результат: = 3,6. Полученное эмпирическое значение t (3,6) находится в зоне значимости –это свидетельствует об эффективности реализованной психологопедагогической программы направленной на развитие лидерских качеств в ЭГ. На рис.7 наглядно представлена ось значимости и ее границы.

Рис. 7.Ось значимости эмпирического значения исследуемого признака («умение работать с группой»)

ВыводыПолученные результаты диссертационного исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу и позволяют подвести следующие итоги:1.Нами было изучено состояние проблемы развития лидерских качеств у студентов.2.На основе системного подхода была разработана модель развития лидерских качеств студентов педагогического вуза.3.Как показал контрольный срез исследования, внедрение программы развития лидерских качеств способствует развитию лидерских качеств у студентов, что подтверждено методом математической статистики –tкритерийСтьюдента.4.Прошли апробацию и могут быть рекомендованы к практическому применению подобранные нами методы и методики для изучения лидерских качеств.5.Разработаны психологопедагогические рекомендации по развитию лидерских качеств студентов.Результаты исследования дают основание сделать вывод, что выдвинутая гипотеза доказана, поставленные задачи решены.На основании исследования и развития лидерских качеств студентов педагогического вуза нами был разработан план внедрения выводов диссертационной работы в практику, который включает в себя реализацию 7 этапов:1.Целеполагание внедрения по теме «Программа развития лидерских качеств студентов педагогического вуза».2.Формирование положительной установки на внедрение.3.Изучение предмета внедрения.4.Опережающее (пробное) освоение предмета внедрения.5.Фронтальное освоение предмета внедрения.6.Совершенствование работы над темой.7.Распространение передового опыта освоения предмета внедрения.

Ссылки на источники1.Селезнева Е. В. Лидерство: учеб.для бакалавров. –М.: Юрайт, 2014. –429с. 2.Иванова Л. В. Развитие познавательной самостоятельности студентов вуза. –М.: Перо, 2013. –180 с.3.Долгова В. И., Крыжановская Н. В. Методология модернизации процессов формирования познавательнопрофессиональной активности у студентов// Вестник Челябинского государственного педагогического университета.–2010.–№1.–С. 71–80.4.Зимняя И. А. Педагогическая психология: учеб.для вузов. –М.: МОДЭК, 2010. –448 с.5.Долгова В. И. Социальнопсихологические механизмы воспитательной деятельности вуза // Проблемы социальной психологии личности.–2008.–№ 7.–С. 18.6.Долгова В. И., Гольева Г. Ю. Эмоциональная устойчивость личности: монография. –Челябинск: Перо, 2014.–196 с.7.Долгова В. И., Мельник Е. В. Моделированиепроцессовформированияпрофессиональнойкоммуникативнойкомпетентности// FORMS OF SOCIAL COMMUNICATION IN THE DYNAMICS OF HUMAN SOCIETY DEVELOPMENT:Materials digest of the XXXVII International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in philological, historical and sociological sciences. (London, December 05–December 10, 2012). Chief editor–Pavlov V. V. –L., 2013. С. 66–69.

Anna Subbotina,

Candidate for a master's degree faculty ofpsychology,Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinskbel.a@mail.ruLeadership development of pedagogical university students Abstract. The analysis of features of development of leadership skills of students, and also the analysis of results of the leadership skills received after carrying out the psychology and pedagogical program of development is presented in article.Key words: leader, leadership development, student age.

Рекомендовано к публикации:

Долговой В. И., доктором психологических наук, деканом факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск