Актуальные вопросы высшего образования в РФ

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Трушина Е. В., Куракова А. К. Актуальные вопросы высшего образования в РФ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S9. – С. 36–40. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75151.htm.
Аннотация. Статья посвящена детальному анализу проблем высшего образования РФ.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Трушина Евгения Викторовна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики профессионального образования ФГБОУ ВПО «Тульский государственный университет», г. Тула

Куракова Алина Константиновна, студентка IIIкурса специальности «Мировая экономика»Тульского филиала ФГБОУВПО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова», г. Тула

АктуальныевопросывысшегообразованиявРФ

Аннотация. Статья посвящена детальному анализу проблем высшего образования РФ. Ключевые слова:высшее образование РФ, проблемы образования, рынок труда, система образования, уровни образования, вузы России, коррупция, РЭУ им.Г.В.Плеханова. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Качествообразования–этопринципиальноважныйвопрос, оказывающийбольшоевлияниенетольконаинтеллектуальныйпотенциалподрастающегопоколения, ноинаобщеебудущеестраны. Запоследнеедесятилетиезначительновозрослоколичествообучающихсяввузах. Постепеннорасширяютсяакадемическиесвободыобразовательныхучрежденийпрофессиональногообразования. Осуществляютсянекоторыеэксперименты, завершаетсяотработкаформпроведенияединогогосударственногоэкзамена. Вместестем, переднашимгосударствомиегосистемойобразованияпродолжаетоставатьсяостраяпотребностьврешенииназревшихпроблем, значительнотормозящихпроцессмодернизациисферыобразования. СегоднямырассмотримосновныепроблемыразвитиясистемыобразованиявРоссииипутиихрешения. ОднойизглавныхпроблемразвитиясистемыобразованиявРоссииявляетсянесоответствиесодержанияитехнологийобразованиятребованиямсовременногообществаиэкономики.Российскийимировойрыноктрудапредъявляеттребованияикуровнютеоретическихзнаний, икпрофессиональнойкомпетентности, иккоммуникабельности, икстепениобязательности, надежностииответственностипотенциальногоработника. Получивбазовоеобразование, человекобязансамостоятельноработатьипродолжатьвтечениевсейжизниучитьсяипринеобходимостипереучиваться. Способностьксамообучениюбудетспособствоватьуспешномупрофессиональномуикарьерномуростучеловека, вкакойбыонсфере, накакойбытерриториионниработал.Наметившеесяунасопределенноеотставаниесистемыобразованияоттребованийроссийскогоимировогорынкатрудаявляетсяоднойизсущественныхпричинтого, чтовыпускникиобразовательныхучрежденийзачастуюнемогуттрудоустроитьсяпоспециальности, полученнойввузе. Теоретическиезнаниязначительноотличаютсяотпрактическойдеятельности. Выпускники, вбольшинствесвоем, неумеютприменятьприобретенныезнаниявсвоейпрофессиональнойдеятельности. Большинствоокончившихвузнечувствуютвсебеготовностиприступитькпрактике. Причинтомунесколько. Этоиплохаяпрактическаяподготовка, ислабаясвязьмеждупреподаваемымтеоретическимматериаломипрактикой, иустаревшаясистемаобразования, котораябольшенесоответствуетстремительноменяющимсяусловиямнарынкетруда.Этомуспособствуетито, чтонашасистемаобразованиянапрактикененесетдостаточнойответственностизаконечныерезультатысвоейобразовательнойдеятельности.Понашемумнениюнеобходимовведениевучебныйпроцессинновационныхтехнологий, оснащениеучебныхзаведенийкомпьютерамиисовременнойтехникой. Теоретическаяподготовкаобучающихсядолжнаориентироватьсянетольконазаучиваниеинформации, ноинаеепониманиеиумениеприменитьполученныезнаниявпрактическойдеятельности. Стоитотметить, чтоXXIвек–этовремястремительногонаучногопрогресса. Такимобразом, сегодняшниеучебныематериалыдляобразовательныхучрежденийужезавтрастановятсяустаревшими. Необходимонепрерывноеразвитиепреподаваемыхзнанийвсоответствииспоследниминаучнымидостижениями.Такчтонеследуетсводитьвсетолькокнехваткефинансирования, нежносерьезнозаниматьсяиликвидациейнаметившегосяотставаниясистемыобразованияоттребованийсоциальноэкономическогоразвития.Основныеуровниобразования–дошкольное, школьноеивысшее. Низкаяпреемственностьмеждувсеми«ступенями» образовательногопроцессанегативновлияетнакачествообученияипрепятствуетглубокомуовладениюзнаниямисостороныучеников. Наданныймоментвыпускникшколынеполучаеттогообъемазнаний, которыйнеобходимдлясдачиЕдиногогосударственногоэкзаменаипоступленияввысшееучебноезаведение. Старшеклассникивынужденыобращатьсякрепетиторам, таккакбесплатноеобразованиенесоответствуетвсемнуждамбудущихстудентов.Безусловно, хорошиевузывРоссиикакбыли, такиесть. Однакоскаждымгодомвсебольшеибольшелюдейстремятсяполучитьвысшееобразование, чтонепосредственновлияетнаувеличениеновыхвузов. Рассматриваемаяпроблемастановитсявсеострееещеипотому, чтозначительноупалпрестижпрофессиональныхучилищ. Крометого, многиеюношипоступаютввузылишьдлятого, чтобыосвободитьсяотвоинскойповинности, чтодополнительноумножаетвузы, дающиеплохойобразовательныйуровень.Коррупциявроссийскойсистемеобразования–этомноголикоеимногоуровневоеявление. Сюдаможновключитьиденежныепоборысродителейшкольников, ихищениебюджетныхсредств, ивзятки, ипродажуподдельныхдипломов. Противкоррупциипредпринимаетсянемалозаконов, однакоработаютонинедостаточноэффективно. Вчастности, уменьшитькоррупциювозможноприпомощиединогогосударственногоэкзамена, однакопривелалиэтамеракнужнымрезультатам, досихпорспорятнетолькограждане, ноиспециалисты.Образованиеинаукасегоднясуществуютвтеснойсвязке. Насегодняшнийденьпрестижныевузыстраны, претендуютнаведущиепозициивроссийскихимеждународныхрейтингах. Современныеуниверситетыобязательнодолжныбытьещеимощнымнаучнымцентром. Поэтомусамоесерьезноевниманиеуделяетсяповышениюкомпетенцийнаучнойработыпрофессорскопреподавательскогосостава.Вэтихвузахсложилисьифункционируютнаучныешколыицентры, сотрудникикоторыхактивновключенывработупорешениюфундаментальныхиприкладныхпроблемсоциальноэкономическогоинаучнотехническогоразвитияРоссии. Запоследниегодывырособъемпроводимыхнаучныхисследований, возрослоколичествоопубликованныхнаучныхстатей.Можносуверенностьюутверждать, чтокрупнейшиевузыстранысегодня–этоузнаваемыйипрекраснозарекомендовавшийсебяобразовательныйинаучныйбренд. Стоитотметить, чтовТульскомрегионетакимбрендомявляетсяРЭУим.Г.В. Плеханова. ДесяткитысячвыпускниковуспешнотрудятсявРоссииизарубежом, имногиеизнихпоправусоставляютгордостьроссийскойэкономики.

Наиболееизвестныеипрестижныевузыстраны–видятсвоейглавнойзадачейответственнуюработунаэкономическиидуховноблагополучноебудущеестраны. Подводяитоги,можнозаметить, чтодлярешенияпроблемвроссийскойсистемеобразованияявнонедостаточно«косметическогоремонта». Проблемыимеютсяпрактическинакаждомуровнесистемы, иихрешение–этоважнейшаястратегическаязадачаРоссии. Новоевремятребуетновыхреформ, способныхповыситьобразовательныйуровеньроссийскийграждан, умножитьколичествоквалифицированныхсотрудниковиподнятькачествообразованиявРоссиидомеждународныхстандартов.

Список литературы1.Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. –М.:Логос., 2013. –336с.2.Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. –Екатеринбург: УГППУ, 2010.3.Почепцов Г.Теория коммуникации. –М.:Рефлбук; Киев: Ваклер, 2001. –656 с.4.Соколов А.В. Общая теория коммуникации. –М., 2002.5.Хуторской А.В. Компетенции в образовании. Опыт проектирования: сб. тр. –М.: «Эйдос», 2010. –327 с.

Eugenia Trushina,Candidate of Pedagogical Sciences, lecturer at the chair for theory and methodology of professional education, Tula State University, TulaAlina Kurakova, 3 course, specialty “World economy”, Plekhanov Russian University of Economics, TulaTopical issues of higher education in RussiaAbstract. The article is devoted to detailed analysis of the problems of higher education of the Russian Federation.

Keywords:higher education of the Russian Federation, the problem of obrazovanie, labour market, education system, education levels, higher education institutions of Russia, corruption, PRUE.

Рекомендовано к публикации:

ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»