Современные формы активизации коммуникативной компетентности как фактор квалификационного роста преподавателя высшей школы

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Малета С. В. Современные формы активизации коммуникативной компетентности как фактор квалификационного роста преподавателя высшей школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S9. – С. 41–45. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75152.htm.
Аннотация. Рассматриваются современные направления развития педагогической мысли и педагогики, направления реализации компетентностного подхода в российском высшем образовании, новые требования к уровню научного и практического мышления преподавателя современного вуза.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Малета Светлана Валерьевна,аспирант кафедры теории и методики профессионального образования ФГБОУВПО «Тульский государственный университет», г. Тулаmaleta_sv@mail.ru

Современные формы активизации коммуникативной компетентности как фактор квалификационного роста преподавателя высшей школы

Аннотация. Рассматриваются современные направления развития педагогической мысли и педагогики, направления реализации компетентностного подхода в российском высшем образовании,новые требования к уровню научного и практического мышления преподавателя современного вуза.Ключевые слова:реформирование, парадигма, компетенция икомпетентность преподавателя вуза, поликультурное образование.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Современный этап научнотехнического развития общества, политические, социальноэкономические, образовательныеи культурологические изменения, происходящие в нем, актуализируют проблему непрерывного профессионального образования преподавательского состава современного отечественного вуза, которая носит комплексный междисциплинарный характер и находится в стадии глубокого научного осмысления. В связи с присоединением России к Болонскому процессу отечественными учеными –педагогами внимательно изучается и все более набирает силу компетентностный подход, который предполагает формирование ориентированных универсальных (ключевых) и профессиональных компетенций. Российские ученые, например, д.п.н., проф. А.А. Вербицкий для различения компетенций и компетентностей, выбирает «объективность и субъективность условий профессиональной деятельности. Объективные условия составляют компетенции,т.е.сферу прав, обязанностей и ответственности конкретного специалиста, а в качестве субъективных условий, т.е.компетентностей, выступаютего профессиональные мотивы, личностные качества, психофизиологические особенности, способности, знания, умения, навыки» [1,с.122]. Быстрое развитие современной образовательной системы предъявляет повышенные требования к преподавателям высшей школы: разносторонние знания, отличная специальная подготовка, активная жизненная позиция, способность адаптироваться к новым ситуациям, знание новых информационных технологий, готовность развивать знания и адаптировать их к изменяющимся ситуациям, что свидетельствует о необходимости ориентации образованияна опережающее обучение, профессиональную компетентностную подготовку и переподготовку преподавателей в течение профессиональной деятельности, на широкие знания. В контексте современных тенденций развития образования меняются социальные требования к уровню подготовки педагогических кадров, развитию и формированию значимых социальноличностных и профессиональных компетенций. Переход российского образования на компетентностную парадигму предполагает использование инновационного опыта, высокого уровня материальнотехнического обеспечения системы образования.Реализация компетентностного подхода требует определенных способностей от преподавателей вуза по владению технологией системномодульного структурирования содержания, которая предполагает:обеспечение максимальных условий для выбора, для индивидуального продвижения в профессиональном становлении;строго системное структурирование содержания;создание условий для самооценки собственного результата на всех этапах обучения.М.А. Громкова, д.п.н., проф., авторразработчик инновационных технологий профессионального образования указывает: «Новые стандарты –это прежде всего новое содержание, которое соответствует новым требованиям к специалистам, новому уровню профессиональной культуры. Логика изменений парадигмы профессионального образования обусловлена логикой преобразования реалий окружающего мира. Сегодня востребованы специалисты нового типа, что может быть обеспечено новой моделью их подготовки, которую осуществляет огромный по численности преподавательский корпус, имеющий определенную квалификацию (позицию, цели, содержание, методы). Если ее не привести в соответствие новым требованиям –откуда же возьмутся профессионалы нового типа»[3. с.20]. Реализация компетентностного подхода в образованиизаключается в том, что идея компетентностного подхода для современной школы–это прежде всего идея открытого заказа на содержание образования.Компетентностный подходявляется отражением потребности общества в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применить свои знания.Актуальность исследования педагогических проблем повышения квалификации преподавателей вузов позволяетобосновать необходимость обновления содержания и технологий образования, выделения новых государственных стандартов общего образования на основе компетентностного подхода. Не только административный заказ определяет актуальность разработки компетентной парадигмы. Дело в том, что с помощью компетенций и компетентностейможно решать ряд других задач, например, социум может чётко аргументировать свой заказ на образование.В качестве ключевого условия развития профессиональной компетентности педагогов необходимо определитьтрансформацию системы принципов и функций повышения квалификации педагогических кадров. Интеграция науки, образования и производства влияет и на систему повышения квалификации педагогов, к основным функциям которого отнесем компенсаторную, адаптационную, корректирующую, развивающую, инновационную, интегративную. Современная система повышения квалификации в большей мере ориентирована на первые три функции (они в основном относятся к подготовке и переподготовке) и в меньшей–на развивающую, инновационную и интегративную, которые наиболее полно отвечают цели непрерывного развития профессиональной компетентности преподавателя вуза.Повышение квалификации педагогов рассматривается нами как процесс существенного повышения конкурентоспособности квалифицированного учителя, как путь реализации идей непрерывного образования личности. Разработка и внедрение образовательных программ подготовки и повышения квалификации педагогического и административноуправленческого персонала образовательных учреждений, отвечающих современным квалификационным требованиям; стимулирование создания системы общественных рейтингов организаций и программ непрерывного профессионального образования; проведение конкурсов инновационных программ непрерывного профессионального образования среди образовательных учреждений и иных организаций, реализующих программы непрерывного профессионального образования, требуют соблюдения обозначенного нами условия.Ключевое условие формирование системымониторинга динамики развития профессиональной компетентности преподавателя вузапредусматривает своевременное получение информации о готовности, мотивации и способности педагога участвовать в процессе компетентностно ориентированного обучения и корректировать недостатки образовательной подготовки. В настоящее время начавшийся процесс ранжирования вузов России ведет к существенным изменениям в организационносодержательной структуре системы повышения квалификации. В этой связи актуальна дифференциация учреждений, занимающихся повышением квалификации и профессиональной переподготовкой преподавателей вуза.Компетентность всегда проявляется в деятельности. Нельзя «увидеть» непроявленную компетентность. Профессиональная компетентность преподавателя вуза проявляется при решении профессиональных задач. При этом важно всегда рассматривать контекст, в котором проявляется компетентность. Природа компетентности такова, что она может проявляться только в органическом единстве с ценностями человека, то есть при условии глубокой личностной заинтересованности в данном виде деятельности. На практике содержанием деятельности, имеющей личностную ценность, может быть достижение конкретного результата (продукта) или способа поведения. Динамичность общественного развития предполагает, что профессиональная деятельность человека не предопределена на весь период его профессиональной карьеры и предусматривает необходимость непрерывного образования, процесса постоянного повышения своей профессиональной компетентности.В области образования компетенция связывается с квалификацией. Компетенции часто используются в образовательных профилях, которые частично или полностью выводятся из профессиональных квалификаций.Целипрофессионального педагогического, прежде всего высшего образования, могут быть раскрыты через ценностноцелевое назначение высшей школы, которое может быть представлено следующими важнейшими характеристиками: реализация миссии порождения нового научного знания, идеалов, духовных ценностей и нравственных норм; ориентация на опережающий характер подготовки специалиста, готового к инновационным преобразованиям в сфере своей профессиональной деятельности; системообразующая роль высшей школы во всех процессах, происходящих в обществе; государственнообщественный характер управления образования, который реализуется субъектами высшей школы.

Педагогическими условиямиформирования и развития профессиональной(ключевой) компетентностипреподавателя высшей школы, по нашему мнению, следует считать: создание профессиональноразвивающей среды в вузе; развитие традиций непрерывного профессионального образования системность и систематичность организации спецкурсов по выбору преподавателей; реализация личностноориентированной технологии; стремление преподавателей к профессиональноличностному совершенствованию;направленность иоткрытость преподавателей новому профессиональномуопыту.

Ссылки наисточники1.АсмоловА.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества. –М.:Издво «Смысл»,2009.2.Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции.–М.: Логос, 2013. –336с.3.Громкова М.Т. Педагогика высшей школы: учеб.пособие. –М.: ЮНИТИ,2013.4.Краевский В. В. Методология педагогического исследования. –Самара: СГПИ, 1994.5.Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий.–Екатеринбург: УГППУ, 2000.6.Хуторской А.В. Компетенции в образовании. Опыт проектирования: сб. тр.–М.:«Эйдос», 2007. –327 с.

Svetlana Maleta,Assistant in Tula State University, counsel inRussian Academy for Natural Sciences, Tulamaleta_sv@mail.ruModern trendsofcompetence approach implementation in the system of higher professional educationAbstract.The author examines modern trends in development of pedagogical thought related to implementation of competence approach in Russian higher education, and new requirements to the level of modern university teacher’s scientificandpractical thinking.Keywords:reform, paradigm, competence and expertiseof university teacher, polycultural education.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук