Актуальность трансформации системы принципов и функций в процессе формирования структуры профессиональных компетенций преподавателя вуза

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Трушина Е. В. Актуальность трансформации системы принципов и функций в процессе формирования структуры профессиональных компетенций преподавателя вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S9. – С. 96–100. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75163.htm.
Аннотация. Рассматриваются проблемы реформирования структуры основных профессиональных компетенций преподавателя современного вуза в процессе повышения квалификации.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Трушина Евгения Викторовна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики профессионального образования ФГОУ ВПО «Тульский государственный университет», г. Тула

Актуальность трансформации системы принципов и функций в процессе формированияструктуры профессиональных компетенций преподавателя вуза

Аннотация.Рассматриваются проблемы реформированияструктуры основных профессиональных компетенций преподавателя современного вуза в процессе повышения квалификации.Ключевые слова:инновационная деятельность, инновационная экономика, разноуровневые программы психологопедагогической направленности, требования ФГОС, система принципов целостности, интеграции и развития.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Результатом модернизации высшего образования на современном этапе должна стать обновленная система непрерывной подготовки, переподготовки и повышенияквалификации самих преподавателей вуза, а не только специалистов, бакалавров и магистров, отвечающая требованиям инновационной экономики,основанной на знаниях, умениях и навыках, адекватно и эффективно соответствующих требованиям современного общества. Непрерывное повышение требований к современному преподавателю высшей школы, особенно к его творческим, прогностическим способностям актуализирует проблему повышения квалификации педагогических кадров. Решению указанных проблем способствует процесс повышения квалификациипреподавателей высшей школы в различных формах.Это означает, что повышение квалификации научнопедагогических кадров требует переосмысления. Оно должно заключаться не только и не столько в насыщении слушателей некоторым количеством информации, сколько в формировании у слушателей таких навыков, как умение оперировать предметным содержанием знаний, готовность работать в режиме инноваций, осваивать современные образовательные технологии, корректировать собственную педагогическую практику. Современная образовательная ситуация, складывающаяся в системе повышения квалификации, призвана удовлетворять потребности преподавателя в многообразных вариантах с учетом следующих особенностей.Компетенции преподавателя вуза обусловлены требованиями к обозначенным в ФГОС нового поколения уровням высшего образования –бакалавр, магистр, специалист. Следовательно, у преподавателей, занимающихся подготовкой современных студентов, должны быть сформированы указанные компетенции еще в процессе его подготовки в вузе. В настоящее время приходится констатировать, что значительная часть преподавателей не обладает в полной мере теми компетенциями, которые следует формировать у студентов. Вследствие этого система повышения квалификации сталкивается сегодня со сложной проблемой развития компетенций, которые недостаточно сформированы в соответствии с новыми требованиями.Отличительной особенностью высшего образования является консерватизм самой системы и консерватизм преподавателей,привычка их к стабильности, стереотипному поведению, нежеланию менять привычные формы и методы работы, что является часто причиной отторжения инноваций. Поэтому работа в процессе повышения квалификации с внутренними мотивационными установками преподавателя на развитие является важной составляющей в подготовке к инновационной деятельности.Кроме того, преподаватели, имеющие специальную подготовку, например, техническую, медицинскую, юридическую, экономическую и др., отличаются недостаточной психологопедагогической подготовкой, являющейся системообразующей в контексте его профессиональной деятельности.Наличие разноуровневых программ психологопедагогической направленности в системе повышения квалификации позволяет удовлетворить образовательные потребности преподавателей.Реализация новых образовательных программ подготовки бакалавров и магистров все более актуализирует потребность в инновационной деятельности преподавателя, поскольку ни содержательно, ни технологически эти программы еще не проработаны. Подготовка преподавателей к реализации ФГОС нового поколения, освоение инновационных форм и методов является важным направлением в системе повышения квалификации преподавателей.

Исходя из вышеизложенного, приоритетными задачами повышения квалификации преподавателей вуза мы видим в развитии личностных и профессиональных характеристик, составляющих основу его психологопедагогической компетентности, подготовку к инновационной деятельности, развитие потребности в самообразовании и саморазвитии. Повышение квалификации, как и приобретение знаний, навыков и умений, является результатом самой педагогической деятельности. В качестве ключевого условия развития профессиональной компетентности педагогов необходимо определитьтрансформацию системы принципов и функций повышения квалификации педагогических кадров. Интеграция науки, образования и производства влияет и на систему повышения квалификации педагогов, к основным функциям которого отнесем компенсаторную, адаптационную, корректирующую, развивающую, инновационную, интегративную. Современная система повышения квалификации в большей мере ориентирована на первые три функции (они в основном относятся к подготовке и переподготовке) и в меньшей–на развивающую, инновационную и интегративную, которые наиболее полно отвечают цели непрерывного развития профессиональной компетентности преподавателя вуза.Повышение квалификации педагога должно основываться на системе принципов целостности, интеграции и развития, которые можно декомпозировать на принципы непрерывности, преемственности,открытости и доступности постдипломного педагогического образования; интеграции фундаментального научного и практического знания и опыта; единства методологического, педагогического, психологического и предметного знания на мировоззренческом и профессиональном уровне; модульности в разработке содержания образовательных программ в связи с перспективным переходом на накопительную кредитнозачетную систему; продуктивности в обучении; гармонизации интересов личности и общества; организации равноправного ценностносмыслового диалога в процессе обучения.Повышение квалификации можно рассматривать как результат, как процесс, как целостную образовательную систему. Первое предполагает продуктивные изменения профессиональных и значимых качеств педагогов вследствие ихобучения в учреждениях повышения квалификации. Второе означает целенаправленный процесс обучения педагогов, сопровождающийся фиксацией изменений профессионального уровня обучающихся. Третье –часть системы непрерывного педагогического образования, институированная на федеральном, региональном и муниципальном уровнях (институты повышения квалификации педагогических кадров, муниципальные методические службы). Она включает в себя формальные и неформальные объединения педагогов.Это позволяет обосновать следующее условие:при значительном разнообразии программ переподготовки, подготовки и повышения квалификации научнопедагогических кадров существуют общие требования к их разработке и реализации[3]: соответствие структуры и содержания программ государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки для получения квалификации; единство теоретической и практической подготовки, взаимосвязь профессиональных знаний и практических навыков преподавателя; освоение современных форм, методов, средств и технологий обучения, развитие творческого потенциала и педагогического мышления. Повышение квалификации педагогов рассматривается нами как процесс существенного повышения конкурентоспособности квалифицированного преподавателя, как путь реализации идей непрерывного образования личности. Разработка и внедрение образовательных программ подготовки и повышения квалификации педагогического и административноуправленческого персонала образовательных учреждений, отвечающих современным квалификационным требованиям; стимулирование создания системы общественных рейтингов организаций и программ непрерывного профессионального образования; проведение конкурсов инновационных программ непрерывного профессионального образования среди образовательных учреждений и иных организаций, реализующих программы непрерывного профессионального образования, требуют соблюдения обозначенного нами условия.Основные функцииповышения квалификации преподавателей: диагностическая, предусматривает определение склонностей и способностей, выявление уровня их подготовленности и индивидуальнопсихологических особенностей с целью обеспечения эффективности повышения квалификации;компенсаторная, связана снеобходимостью более глубокого овладения предметнопрофессиональными и педагогическими знаниями иумениями;адаптационная–развитие информационной культуры, обучение самообразованию, основам педагогического менеджмента и умениям проектирования универсальных педагогических технологий и систем с целью ориентации в деятельности при смене статуса учебного заведения, профиля подготовки, должности, места работы;познавательная, обеспечивает удовлетворение информационных, профессиональных и интеллектуальных потребностей личности;прогностическая, раскрывает творческий потенциал, выявляет их возможности и готовность к профессиональнопедагогической деятельности.Профессиональная переподготовка осуществляется также для расширения квалификации специалистов в целях их адаптации к новым экономическим и социальным условиям и ведения новой профессиональной деятельности, в том числе с учетом международных требований и стандартов.Требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования. Порядок разработки и утверждения этих программ определяется уставом образовательного учреждения повышения квалификации.Система повышения квалификации в таких условиях в большей степени представляет собой сферу образовательных услуг, поскольку у преподавателей есть возможность в любое время управлять своимсамообразованием, повышать свою компетентность, развивать социальные контакты, реализовывать творческий потенциал.Ключевое условие формирование системымониторинга динамики развития профессиональной компетентности преподавателя вузапредусматривает своевременное получение информации о готовности, мотивации и способности педагога участвовать в процессе компетентностно ориентированного обучения и корректировать недостатки образовательной подготовки. В настоящее время начавшийся процесс ранжирования вузов России ведет к существенным изменениям в организационносодержательной структуре системы повышения квалификации. В этой связи актуальна дифференциация учреждений, занимающихся повышением квалификации и профессиональной переподготовкой преподавателей вуза.Успехи процесса повышения квалификации в контексте компетентностного подхода во многом определяютсякачеством научнопедагогических и управленческих кадров.Переход на многоуровневую систему подготовки, а также акцент на непрерывности образования и совместимости разных уровней и организационных структур требуют пересмотра методологических, организационных, психологических, педагогических основ проектирования инновационного образовательного процесса в системе повышения квалификации преподавателей.

Ссылки на источники1.Вербицкий А.А., Ларионова О.. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. –М.: Логос. 2013. –336с.2.Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. –Екатеринбург: УГППУ, 2010.3.Почепцов Г.Теория коммуникации. –М.:Рефлбук, Киев: Ваклер, 2001. –656 с.4.Соколов А.В. Общая теория коммуникации. –М., 2002.5.Хуторской А.В. Компетенции в образовании. Опыт проектирования: сб. тр. –М. «Эйдос», 2010. –327 с.

EugeniaTrushina,Candidate of Pedagogical sciences, lecturer at the chair for theory and methodology of professional education, Tula State University, TulaActuality of transformation in system of principles and roles in the process of formation of professional competence of higher school teacher’s structureAbstract. The author considers problems of reforming the structure of the basic professional competence of the teacher at modern university in the process of training.Keywords:innovation activity, innovation economy, multilevel programs of psychopedagogical orientation, requirements of federal educational standards, system of integrity, integration and development principles.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»