Социальная ответственность бизнеса и образование

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Власова О. Е., Сперанский О. В. Социальная ответственность бизнеса и образование // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S10. – С. 16–20. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75169.htm.
Аннотация. В статье рассмотрены различные подходы к пониманию сущности и основных слагаемых социальной ответственности бизнеса в разных странах, в том числе в России, и проанализировано участие бизнеса в образовательной политике; роль благотворительных фондов и грантов, которые в современном обществе приобретают все большее значение как элемент налаживания межсекторного социального партнерства в сфере поддержки научно-образовательной и социально-культурной сфер.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Власова Ольга Ефимовна,кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории и философии ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», г. Тольяттиkortes.alastar@yandex.ru

Сперанский Олег Владимирович,студент ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», г. Тольяттиfel.gaptor@yandex.ru

Социальная ответственность бизнеса и образование

Аннотация. В статье рассмотрены различные подходы к пониманию сущности и основных слагаемых социальной ответственности бизнеса в разных странах, в том числе в России,и проанализировано участие бизнеса в образовательной политике; роль благотворительных фондов игрантов, которые в современном обществе приобретают все большее значение как элемент налаживания межсекторного социального партнерства в сфере поддержки научнообразовательной и социальнокультурной сфер.

Ключевые слова:социальная ответственность бизнеса, благотворительные фонды, гранты, фамильные фонды, социальное партнерство.

Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.

Одной из актуальных проблем стран постсоциалистического пространства является формирование социальной ориентации предпринимательских структур, развитие социальной ответственности бизнеса.В разных странах существуют различные подходы к пониманию сущности и основных слагаемых социальной ответственности бизнеса. Согласно данных международного исследовательского центра «Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания», в Польше, Венгрии и Чехии околополовины населения (53,43 и 43% соответственно) считают, что компании должны получать прибыль, платить налоги, создавать рабочие места, действовать в рамках Закона. В этом проявляется их социальная ответственность. В России этой точки зрения придерживается 32% респондентов. Преобладает мнение, что компании должны делать больше, чем просто «делать деньги».Сегодня на Западе достаточно распространена благотворительность крупных бизнесменов. Финансовые затраты на эти цели в промышленно развитых странах составляют 1–2% от получаемой прибыли, велико её психологическое воздействие. Однако это удовлетворяет далеко не всех. Большинство населения в развитых странах склонно поддерживать расширительную концепцию социальной роли предпринимательства. Согласно опросам, ещё в 1970 г. 2/3 населения в США отметили, что бизнес имеет моральное обязательство активно помогать другим социальным институтам в обеспечении социального прогресса, причём даже за счёт прибыльности. С тех пор, как отмечают специалисты, эти настроения усилились [8]. Руководители корпораций и компаний поддерживают социальную ориентацию рыночной экономики, что предполагает постоянное развитие и совершенствование социальной ответственности бизнеса.В странах постсоциалистического пространства система социальной ответственности бизнеса проходит ещё только начальную стадию своего формирования. Конечно, нельзя отрицать того, что в условиях реформируемой экономики уже который год интенсивно развиваются социальные и психологические элементы предпринимательского образа жизни: деловая активность, готовность к риску, прагматизм, рациональность. Возник бизнес, основанный на общечеловеческих ценностях, ориентированный не только на извлечение прибыли, но и на удовлетворение общественных потребностей, нацеленный на производственное инвестирование, на перспективу, проповедующий скромность поведения предпринимателя, разумное личное потребление. Это цивилизованное, социально ответственное предпринимательство. Однако число людей, занятых им, пока ничтожно мало.Современный подход к решению социальных проблем в развитых странах определяется стремлением не просто обеспечить существование людей, а и создать им достойные условия жизни. Бывшие страны социализмавопреки мировому и собственному опыту, а также здравому смыслу, движутся в обратном направлении. Пока не освоены новые системы социальных гарантий, а старые разрушены. Неизбежно нарастают социальная напряжённость, неуверенность и страх перед потерей работы, необеспеченной старостью, недоступностью жилья, образования для детей, медицинских услуг. Продолжает развиваться негативная тенденция к формированию опасной социальной модели общества, где на противоположных полюсах воспроизводятся малообеспеченные и сверхбогатые слои. В силу необратимых социальных и экономических процессов последних двухтрёх десятилетий беспрецедентно растёт поляризация населения в отношении возможностей к труду и благам. В этом контексте на бизнес, предпринимательские структуры возлагается новая социальная роль, доселе неизвестная капитализму. Новый характер ответственности бизнеса определяется тем, что от работодателя ждут теперь не только и не столько социальной защищённости работников его предприятия, сколько ответственного поведения по отношению к тем, кто обделён благами наёмного работника частного предприятия. Общество ожидает участия бизнеса в развитии системы образования в стране.Сегодня участие бизнеса в образовательной политике нашей страны, как правило, сводится к отчислениюв установленном порядке (налогообложение) соответствующих средств. Только некоторые компании и корпорации берут под свою опеку школы, средние и высшие специальные учебные заведения. Для эффективного проведения рыночных преобразований, прогрессивного развития страны необходимо иное. Требуется участие в реализации инновационных программ в вузах и упорядочивании программ в образовании, в оказании помощи в трудоустройстве выпускникам учебных заведений и др. Нормой должны стать учреждаемые предпринимательскимиструктурами стипендии студентам и аспирантам, гранты для учёных и др. Вне сомнения, благодаря такой практике западные страны добились права называться цивилизованными.В настоящее время мы наблюдаем повышение профессионализма меньшинства при культурнотворческой деградации большинства. В условиях реформируемой России это выглядит трагически. По данным «Левадацентра» и фонда «Пушкинская библиотека»к постоянно читающим себя причислили 23% респондентов, читают от случая к случаю 40%, никогда не читают книг 37% граждан России, более 40% из числа читающих предпочитают женские детективы и «русские триллеры». Падает грамотность населения, в начале 1990х мы были в первой десятке по международным «тестам грамотности», сейчас на 43м [5]. Есть основание считать, что и в других постсоциалистических странах ситуация аналогичная. Безусловно, на таком «фундаменте» трудно говорить о формировании личности XXI века. Но это объективно необходимо, речь в полном смысле слова идёт о сохранении страны, имеющей добротные традиции и развитую культуру.Инвестиции в образование это инвестиции в будущее страны, в еёнауку, в развитие экономики и в увеличение социальных благ для жителей своей страны. Есть основание считать, что большую роль сыграло принятие национального проекта «Качественное образование». В результате в настоящее время мы можемнаблюдать достаточно много положительных примеров участии бизнеса в образовательных проектах.На Байкальском экономическом форуме много говорилось о необходимости развивать информационнокоммуникационные технологии как основу внедрения новых технологий в различных сферах бизнеса, государственного управления, общественной жизни. При этом, подчёркивалось в выступлениях, что развитие инфокоммуникаций немыслимо без вовлечения в сферу ITтехнологий хотя бы на уровне грамотных пользователей широких слоев общества. Собственно, эти цели воспитание поколения продвинутых пользователей и преследует программа внедрения доступа к интернету в школах.Всего за 2006–2007 годы в рамках нацпроекта «Образование», который курирует Министерство образования и науки РФ, к сети планировалось подключить около 53 тысяч российских школ. Из них 18 тысяч уже до конца 2006 года [7]. Но и на сегодняшний день программа по обеспечению подключения школ к высокоскоростному доступу в Интернет, особенно в удаленных районах, выполнена не полностью.Не так давно Минкомсвязью России были обнародованы результаты обследования доступности услуг связи в малых городах страны. По этим данным число российскихнаселенных пунктовчисленностью от 500 до 10 тыс. жителей,не обеспеченных современными услугами связи, по состоянию на конец 2013 года превышало17,5 тыс.Министерство совместно с Госдумой и Советом Федерации уже завершило формирование пакета законов и подзаконных актов, необходимых для реформы в части широкополосного доступа в глобальную сеть. В течение ближайших лет министерство планирует обеспечить подключение к Интернету всех населенных пунктов численностью от 250 жителей и болеепо высокоскоростным каналам связи [11].Внациональном проекте «Образование» предусматривается широкое использование грантов. Под грантами понимаются денежные выплаты или иные материальные средства, выделяемые на реализацию конкретных проектов с обязательной последующей отчетностью в установленные сроки. Гранты выделяются на конкурсной основе. Широкому распространению грантов как инструмента поддержки научнообразовательной и социальнокультурной сферы способствуют их адресность, целевой характер. Конкурсный, соревновательный характер грантов соответствует принципам функционирования рыночной экономики и способствует повышению конкурентноспособности грантополучателей.В современном обществе гранты приобретают все большее значение и как элемент налаживания межсекторного социального партнерства в сфере поддержки научнообразовательной и социальнокультурной сферы. Исторически грантовые схемы финансирования начали использоваться как инструмент деятельности частных и корпоративных благотворительных фондов. Наибольшее развитие система таких фондов получила в США, которые и сейчас являются лидером в сфере негосударственной поддержки образования, науки, культуры и социальной сферы. В качестве примера можно привести такие организации, как фонд Форда, Карнеги, МакАртуров, Ч.С. Мотта, Международный совет по научным обменам и др. [1]

К настоящему времени в образовательной сфере большинства стран мира, в том числе в России, утвердился принцип смешанного финансирования и сотрудничества различных социальных партнеров. Важным объектом финансирования в рамках грантовых программ является поддержка учащихся, особенно высшей школы. Так, в США существует развитая система грантов и льготных (низкопроцентных) займов, выделяемых Министерством образования малоимущим студентам.Говоря о действующих вРоссии системах грантового финансирования, необходимо отметить, что на пути их развития достигнуты определенные успехи, но в то же время существуют немалые сложности. Последние вызваны, в частности, недостаточной разработанностью нормативноправовой базы грантовых механизмовфинансирования.Принятие Закона «О науке и государственной научнотехнической политике», начало деятельности специализированных внебюджетных фондов существенно способствовали развитиюгрантовых программ на территории российской Федерации.Начали действовать внебюджетные фонды поддержки научной и научнотехнической деятельности: Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд, Фонд содействию малых форм предприятий в научнотехнической сфере, Федеральный фонд производственных инноваций.Достаточно часто грантовые программы, реализуемые в настоящее время бизнесом–это гранты близкие по характеру к инвестициям. Такие гранты выделяются корпорациями учащимся тех специальностей, вразвитии которых заинтересован бизнес. В этом случае грантодатель ожидает, что получатели финансовой помощи со временем придут работать на его предприятие, а сам грант становится способом «привязать» к себе перспективного специалиста. В качестве примера можно привести грантовую программу компании « Стэп Доджик», реализуемую с 2007 г. для студентов Московского института радиоэлектроники и автоматики (с последующим приглашениемгрантополучателей на работу). Близкими по характеру являются программы «Зарубежная практика студентов Норильского индустриального института» и « Будущее Севера», реализуемые Благотворительным фондом В.Потанина. Благотворительный фонд Владимира Потанина был создан в 1999 годуи сегодня известен своими масштабными образовательными программами.Фонд адресует свою поддержкуталантливойи активной студенческой молодежи, справедливо видя в ней самый перспективный ресурс общества.Фонд стремится поддержать тех, кто завтра составит управленческую, научную элиту страны. Долгосрочные стипендиальные и грантовые программы предназначены активным молодым людям студентам и школьникам из ведущих государственных учебных заведений страны, а также талантливым педагогам, успешно сочетающим преподавательскую и научную деятельность.Сегодня фонд реализует 15 грантовых программ, через которые завосемь лет существования прошло около 10 тыс. человек, было выплачено более 15000 стипендий и грантов. Благотворительный фонд Владимира Потанина является членом Европейского центра фондов, учредителем и членом Российского форума доноров [1].Благотворительностью активно занимаются и другие компании, такие какОАО РАО «ЕЭС России», ОАО «ЛУКОЙЛ», группа компаний «РЕНОВА».Реализацией подобных программтак же занимаютсячастные и семейные (фамильные) благотворительныефонды, которые начали возникать в России в последние годы.Так,например, в Тольятти фамильные фонды начали создаваться в2005году. Наданный период создано 9фамильных фондовнаобщую сумму более 1000000рублей: Людмилы Кутыржиной, Ирины Кочура, Владимира Каданникова, Виталия Гройсмана, Александра Курылина, Веры Прокопенко, Елены Казымовой, ВасилияВоронского, Максима Вайнштейна [9].Фамильный фонд–это долгосрочная благотворительная программа фонда, учреждаемая физическим лицом наличные средства сцелью финансирования социально значимой деятельности вместном сообществе. Фамильный фонд носит имя учредителя. Учредитель фонда сам выбирает направление, покоторому онбудет оказывать благотворительную поддержку.Бюджет фамильного фонда формируется наоснове создания капитала, которыйявляется неприкосновенным, итолько доход откапитала направляется наблаготворительность. Создание фамильного фонда благоприятно влияет наукрепление позитивного имиджа предпринимателя.В последние годы во многих странах возникла и обострилась проблема «возрождения в школах возможности получения профессиональнотехнического образования», как сообщил первый вицепремьер России. Д. Медведев рассказал журналистам, что в рамках нацпроекта «Образование» в будущем планируется выделить отдельную программу, направленную на поддержку среднего профессионального образования. К возрождению ПТУ планируется подключить и крупный бизнес. «Надо привлекать потенциальных работодателей к массовому переоснащению профессиональнотехнических заведений. Это в их же интересах, поскольку в нашей стране остро ощущается нехватка квалифицированных рабочих», заявил Дмитрий Медведев [2].Для развития общества важно, чтобы бизнес уделял внимание не только образованию, но и науке.В марте 2006 г. было подписано соглашение «О сотрудничестве между Российской академией наук (РАН) и РАО «ЕЭС России» по определению направления развития единой энергетической системы РФ». Председатель правления РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс и президент РАН Юрий Осипов, подписавшие договор, считают, что сотрудничество фундаментальной науки и крупной, активно действующей компании приведёт к созданию новой электроэнергетики в нашей стране.

Подписание соглашения это выход на абсолютно иное измерение, на иного качества задачи и новую стадию развития всей отрасли. Подписание соглашения стало возможным благодаря тому, что задуманная реформа энергетики сегодня вышла на стадию радикального увеличения объема инвестиций в компанию и энергетическую отрасль страны в целом. Задачей РАО «ЕЭС», по словам председателя правления, в ближайшие три года станет «утроение объёма инвестиций за счёт государственного и частного капитала». Что касается долгосрочных программ, рассчитывающих до 2030 года, то это удвоение вырабатываемой энергии с одного до двух триллионов киловатт.Сотрудничество с академическим сообществом будет играть не последнюю роль в реализации столь масштабных планов. РАН это научные кадры, НИИ, отделения энергетики и электромеханики. РАО «ЕЭС» берёт на себя решение ряда проблем, в том числе и финансовых [4].Практика показывает, что в современной России, как и в других постсоциалистических странах, имеется определённый опыт участия бизнеса в образовательных проектах. Необходимо постоянно осмысление и распространение этого опыта. Вне сомнения, участие в развитии отечественной системы образования важнейший индикатор отношения к будущему страны, а значит и критерий социальной ответственности бизнеса.Таким образом, можно отметить обратное воздействие системы образования на бизнес и экономику в целом. Образование готовит кадры, необходимые бизнесу для решения экономических задач, развития современных технологий, обеспечивает накопление суммы знаний, необходимых для прогрессивного развития.Воздействие образования на экономику отчётливо проявляется в процессе изменения производительности труда, в жизни общества при переходе трудового общества к деятельностному. Уже сегодня в развитых странах мира свыше половины активных граждан заняты не физическим, а умственным трудом. По данным социологов около 90% вновь открывающихся рабочих мест рассчитаны на работников, имеющих полное среднее образование и даже однодвухгодичное полусреднее [10], постоянно увеличивается доля квалифицированных рабочих, и изменяется даже само понятие квалифицированный рабочий. Современное производство требует не только профессиональнотехнических, но и общекультурных знаний. Традиционные жёсткие границы между физическим и умственным трудом размываются. Многие исследователи говорят о необходимости нового подхода к пониманию человеческого фактора в производстве [3]. Можно сказать, что идёт процесс интеллектуализации экономики, благодаря которому образование приобретает всё больший вес в обществе.Отмечая взаимосвязь образования и экономики необходимо отметить, что образование занимает особое место в системе общественного разделения труда. Это единственная отрасль, которая удовлетворяет запросы населения в образовательных услугах и специализируется на воспроизводстве главной производительной силы общества–квалифицированной рабочей силы. Образование единственная отрасль народного хозяйства, которая сама по себе готовит профессиональных работников, преподавательские кадры. Такая подготовка осуществляетсянаучнопедагогическими работниками высшей школы.Проблема участия бизнеса в решении социальных проблем общества, в том числе в сфере образования, актуальна для России.Поэтому неслучайно форум «Бизнесрепутация 2012»был посвящен проблеме социальной ответственности бизнеса [12]. Мировой опыт показывает, что от успешного формирования системы партнерских отношений частного предпринимательства, власти и гражданского общества в социальной сфере, от эффективности такого партнерства во многом зависит качество жизни населения и социальная стабильность.

Ссылки на источники1.Бакша Н. В.,Данилюк А. А. Корпоративная социальная ответственность. –Тюмень. Издво Тюмен.гос.унта, 2013. –С.116.2.Владимиров Д. Олигарх вернётся в ПТУ// Российская газета. –2006. –6 сент.3.Воронина Г.П. Образование в информационном обществе. –М.,1998.4.Давыдов Д. Знания и свет // Новая газета.–2006.–20–23 марта. 5.Дьякова Е. Заколдованный круг чтения // Новая газета: ежемесячное обозрение. –2006.–Сентябрь.

6.Лустенко Ф.Школы получат мегабит // Известия. –2006.–2 окт.

7.Люблинский В.В. Социальная ответственность предпринимателей и проблемы общества: опыт 3ападной Европы и России//Социальная ответственность в современном обществе. –М., 2002.–С. 19–22. 8.Социальноответственный бизнес города–партнер «Фонда Тольятти». Понедельник. 5 марта 2014.9.Щетинин В.П., Хроменков Н.А., Рябушкин Б.С.Экономика образования.–М., 1998.http://www.garant.ru/news/521413/#ixzz3RGd7N3aE11.http://bankir.ru/novosti/s/sottsialnayaotvetstvennostprimerypervykhshagov

Olga Vlasova,

Candidate of Historical Sciences, Associate professor, Philosophy Tolyatti state university, Togliattikortes.alastar@yandex.ruOleg Speransky,Student FGBOU VPO "The Tolyatti state university", Togliattifel.gaptor@yandex.ruSocial responsibility of business and educationAbstract.In article various approaches to understanding of essence and main composed social responsibility of business in the different countries are considered, including in Russia and participation of business in educational policy is analysed; a role of charity foundations and grants which in modern society gain the increasing value as an element of adjustment of intersector social partnership in the sphere of support scientifically–educational and socially–the cultural sphere.

Keywords:social responsibility of business, charity foundations, grants, family funds, social partnership.

Рекомендованокпубликации:

Ивановой Т. Н., доктором социологических наук