Cоциально-экономические условия обеспечения эффективного развития трудовой занятости молодежи (на примере Cамарского региона)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Иванова Т. Н. Cоциально-экономические условия обеспечения эффективного развития трудовой занятости молодежи (на примере Cамарского региона) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S10. – С. 11–15. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75168.htm.
Аннотация. В работе автор рассматривает социально-экономические условия обеспечения эффективного развития трудовой занятости молодежи, что позволяет осуществить комплексный подход к решению проблемы обеспечения трудовыми ресурсами в регионе. Представлены все отрасли экономики Самарского региона, где автор рассматривает вопрос своевременного реагирования на изменения в количественном и качественном составе трудовых ресурсов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Иванова Татьяна Николаевна,доктор социологических наук, доцент, заведующая кафедрой социологииФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», г. ТольяттиIvanovaT2005@tltsu.ru

Cоциальноэкономические условия обеспечения эффективного развития трудовой занятости молодежи (на примере Cамарского региона)

Аннотация.В работе автор рассматриваетсоциальноэкономическиеусловия обеспечения эффективногоразвития трудовойзанятости молодежи, чтопозволяет осуществить комплексный подход к решению проблемы обеспечения трудовыми ресурсами в регионе. Представлены все отрасли экономики Самарскогорегиона, где автор рассматривает вопроссвоевременного реагирования на изменения в количественном и качественном составе трудовых ресурсов. Ключевые слова: активность, молодежь,регион, ресурс, занятость, профессия, труд.Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.

Основными критериями экономического и социального развития региона являются состояние социальнотрудового потенциала молодежи, эффективность его формирования и использования, что в значительной степени определяется уровнем жизни молодых людей. Это обусловливает необходимость разработки основных социальноэкономических условий конструированияразвитиятрудовой занятости молодежи на различных уровнях экономики.Одним из социальноэкономическихусловийсоздания эффективной системыобеспечения региона необходимыми трудовыми ресурсами является использование мотивационных механизмов и методов социальной защиты молодежи с целью обеспечения перспективного развития трудовой занятости молодежи. Для этого необходимо: обеспечение сбалансированности профессиональноквалификационной структуры спроса и предложения рабочей силы; повышение эффективности использования трудовых ресурсов молодежи; паритетное финансирование в рамках образовательной кластерной системы в регионе; сохранение и развитие существующихтрудовых ресурсов на территории области. Реализацияданной стратегии возможна при условии соблюдения следующих принципов: научность и реалистичность в определении потребности в кадрах и возможности их удовлетворения; системность, обусловливающая органическое единство целей, принципов, методов и технологий работы с кадрами; соответствие федеральных и региональных интересов и потребностей; опережающее прогнозирование потребности в кадрах, исходящее из перспектив социальноэкономического прогресса, изменения характера труда и социальноэкономических преобразований; разработка показателей развития социальнотрудового потенциала молодежи; демократичность и социальная справедливость при решении кадровых проблем;гармоничное сочетание интересов человека, общества игосударства; правовая обоснованность, устанавливающая верховенство закона в решении кадровых вопросов, запрещающая любые формы ограничения конституционных прав человека на труд по признакам политической, расовой, национальной, языковой, половой, возрастной, религиозной или иной принадлежности; постоянное обновление кадров в сочетании с их преемственностью, направленное на достижение позитивной стабилизации кадров.Социальноэкономические условия обеспечения эффективного развития трудовой занятости молодежипозволят осуществить комплексный подход к решению проблемы обеспечения трудовыми ресурсами соответствующей квалификации всех отраслей экономики Самарского региона; своевременно реагировать на изменения в количественном и качественном составе трудовых ресурсов; повысить социальнотрудовой потенциал молодежи; построить показатели развития социальнотрудового потенциала молодежи; повысить экономическую активность трудоспособного населения; усилить взаимосвязь рынка образовательных услуг с рынком труда.

В результате конструирования региональной концептуальной модели развития трудовой занятости молодежи будет достигнуто эффективное использование трудовых ресурсов; рациональное территориальное размещение трудовых ресурсов региона; будет сформирована эффективная система профессиональной подготовки и переподготовки кадров, которая в долгосрочной перспективе обеспечит необходимыми кадрами большинство отраслей экономики региона; повысится образовательный уровень специалистов во всех ключевых отраслях экономикиСамарскогорегиона; произойдет существенное повышение профессионализма кадров, увеличится их конкурентоспособность на рынке труда. Спроектированная система предусматривает возвращение посланного обществом выпускника образовательного учреждения заказчику в виде готового к выбору профессии индивида. Из этого логично вытекает итехнология реализации системы преемственности социальноэкономических действий учреждений социума потрудовой занятости молодежи. Существо этой технологии состоит в разработке основных направлений реализации взаимосвязей социальноэкономических систем по их структурным и функциональным компонентам в соответствии со сформулированными концептуальными положениями.Одной из стратегических задач модели является создание условий для развития эффективного цивилизованного рынка труда, оперативно обеспечивающего ищущих работу соответствующей работой, позволяющей за счет собственных доходов обеспечить более высокий уровень потребления, а работодателей –необходимой рабочей силой: снижение безработицы среди молодежи, оказание ей помощи в трудоустройстве; дальнейшее развитие системы временной занятости и квотирования рабочих мест для молодежи; совершенствование работы по профилактике безработицы среди молодежи города; улучшение информационного обеспечения политики занятости; развитие кадрового потенциала путем профессионального обучения, переобучения и повышения квалификации; повышение эффективности предоставляемых безработной молодежи услуг. Таким образом,региональная концептуальная модель включаетсистему программных мероприятий, способствующую решению ключевых проблем рынка труда, и представлена следующими направлениями: обеспечение функционирования рынка труда и содействие трудоустройству, организация занятости молодежи, содействие предпринимательской деятельности молодежи: обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи.Исследователь А.В. Кинчарова отмечает необходимость соблюдения определенных требований к содержанию, формам и методам воздействия [3]. К числу таких требований относятсяследующие принципы:объективности (непредвзятое рассмотрение социальноэкономической среды, ее развивающих и ограничивающих факторов, позволяющее исключать искажения при конструировании региональной концептуальноймоделисоциальнотрудовой мобильности молодежи);причинной обусловленности (поиск причин, выяснение закономерностей влияния социальнообусловленных и личностных на структурные элементы социальной и трудовой мобильности молодежи);принцип комплексного подхода при исследовании процессов конструирования региональной концептуальной модели социальнотрудовой мобильности молодежив системе общественных отношений.Для оценки эффективности конструирования региональной концептуальноймодели социальнотрудовой мобильности молодежи необходимо учитывать процессуальныеи результатные показатели. К процессуальным показателям могут быть отнесены оптимистическое видение индивидом своего профессионального будущего; его уверенное поведение на рынке труда; повышение социального и трудового статуса, профессиональной карьеры индивида. На основе анализа направленности, содержания и применения техник нами выделены социальноэкономические технологии конструирования региональной концептуальной модели социальнотрудовой мобильности молодежи: образовательные, профориентационные, информационные, профессиональные, экономические, психологические, технологии социальной диагностики и моделирования. Исследователь М.Г. Солнышкина предлагаетобразовательные технологии, которыесвязаны с наличием образовательной подготовки, которая может осуществляться, как без учета, имеющегося образовательного опыта [4], так и на его основе:образовательная подготовкабез учета, имеющегося образовательного опыта;образовательная подготовка на основе, имеющегося образовательного опыта.Эффективными образовательными показателями являются технологии теоретической подготовки выпускников на рынке труда: высокий уровень теоретической практической подготовки инавыков и умений использованиязнаний (в учебных заведениях появляются базовые предприятия).В связи с высокими требованиями рынка труда к качеству подготовки молодежи в практику стали внедряться новые, эффективные образовательные технологии, среди которых выделились:1)использование информационнокомпьютерных продуктов (напр., аудиоивидеотренажеров), применяемых Самарским учебным центром открытого обучения;2)практика дифференцированных сроков обучения (сроки варьируются в зависимости от времени появления у учащихся необходимых умений, а также требований к месту обучения, что практикуется в центрах обучения и повышения квалификации;3)отработка программ и методик для очнозаочной формы обучения, которыеприменяются в вузах Самарского региона для обучения молодежи.

Отметим, что внедрение данных новшеств позволило повысить качество подготовки обучающихся из числа безработной незанятой молодежи. Эти меры способствуют развитию социальнотрудовой мобильности молодежи.Профориентационные технологииоптимизируют совместные планы непрерывной социальнопрофориентационной деятельности учреждений, организаций и молодежи. Данные технологии разрабатывались на основедиагностики социальнобытовой среды; проектирования профессионально значимыхкачеств будущего специалиста и разнообразных видов деятельности; договоровс учреждениями, организациями и предприятиями социума и с базовым предприятием об основных направлениях и формах взаимовыгодного сотрудничества; методических рекомендаций в помощь молодежи, работникам учреждений, организаций и предприятий по осуществлению многосторонних связей в процессе подготовки молодежи к выбору профессии и профессионального становления[5].Исследователь В.Стрельцов отмечает, что в процессе проведения работы по развитию социальнотрудовой мобильности молодежи следует использовать передовые предприятия, организации и учреждения, оснащенные новой техникой и технологией, автоматическими системами управления, средствами механизации ручного труда. При этом одной из действенных формпо ознакомлению с профессиональной средой является организация экскурсий на объектыданных учреждений и предприятий. Современные технологии профориентации подразумевают проведение социальнопсихологической работы (профессиональной ориентации (профориентации), ориентирующее в профессии (профориентационное) консультирование, индивидуальное психологическое консультирование и др.). Профориентационное консультирование, связано с решением следующих основных вопросов:выбор человеком профессии (просветительская профориентационная социальнопсихологическая работа, проводимая профессиоведом); смена человеком профессии (или смена места работы, или изменение рабочих обязанностей); совершенствование и развитие профессиональных способностей, умений и навыков человека (психологическая профессиональная помощь и поддержка консультантапрофессиоведа); помощь человеку в самоорганизации его труда, повышение (укрепление) его работоспособности, работа, направленная на развитие возможностей социальной адаптации человека (помощь консультантапрофессиоведа в планировании времени, отводимого на профессиональные занятия, формирование и развитие оптимального для человека индивидуального стиля деятельности, раскрытие приспособительных и совладающих способностей человека). Таким образом, профориентационное консультирование является специальной психологическойдеятельностью, представляющей собою помощь человеку в решении проблем индивидуальной занятости, производимую с учётом его личностных особенностей, анализируемых во взаимосвязи с выбором профессии, с определением профиля профессионального развития. Традиционно, смысл и значение профориентационной консультационнойпомощи видится, прежде всего, в специализированных рекомендациях профессионально самоопределяющемуся человеку (например, старшекласснику) по выбору личностно подходящей для него профессии и/или сферы деятельности, а так же в постепенном формировании у подростка/юноши внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и перспектив своего развития в выбраннойпрофессии.Индивидуальная профориентационная консультация имеет свою установившуюся специфику [2]:изучение профессиональных намерений; изучение интересов, склонностей, способностей, умений. Базовым этапом профориентационных консультаций является этап первичной профориентационной консультации, в процессе осуществления которой специалистпрофессиовед (профконсультант) обучает консультируемого основам умения выбора профессии, даёт информацию о многообразии профессий, знакомит консультируемого с разнообразными профессиограммами и т.п.До консультируемого доводится информация о его профессиональнотрудовых интересах и склонностях, ему сообщаются данные предварительного анализа его личностных профессионально значимых качеств. Профориентационные социальнопсихологические рекомендации, доводимые до сведения консультируемого, основываются на соответствующей психологической диагностике и предметном обсуждении специфики профессий и личностных склонностей консультируемого. Результатом первичной профориентационной консультации выступает повышение степени осознанности, ответственности выбора оптантом сферы деятельности и профессии. Так же, результатом такой первоначальной профориентационной консультации является общее профессиональное самоопределение консультируемого и составление примерного плана его профессионального развития, плана обучения профессии, плана усвоения профессионально значимыхориентиров [1].Таким образом, социальноэкономические технологии конструирования региональной концептуальной модели социальной и трудовой мобильности молодежи (образовательные, профориентационные, информационные, профессиональные, экономические, психологические, технологии социальной диагностики и моделирования) обеспечивают результативное и рациональное целенаправленное воздействие социальных и экономических технологий конструирования.

Ссылки на источники1.Акимова Е.В. Формирование профессиональных предпочтений молодежи в условияхстановления рыночных отношений современной России:дис. … канд. социол. наук. –Саратов, 2003. –135 с.1.Карпец В.А. Трудоустройство выпускников вузов как социальный процесс: автореф. дис. … канд. социол. наук. –Самара,2005. –21 с.2.Кинчарова А.В. Социальная мобильность населения Самарской области: автореф. дис. … канд. социол. наук. Самара, 2005. –24 с.3.Солнышкина М. Г.Профессиональные стратегии личности в условиях трансформации российского общества): автореф. дис. … драсоциол. наук. –М., 2007. –42 с.4.Стрельцов В. Конкурентоспособность и профессиональная мобильность работника // Человек и труд. –2009. –№ 1–С. 45–47.

Tatiana Ivanova,

Doctor of sociological Sciences, Professor, Togliatti state University, TogliattiIvanovaT2005@tltsu.ruSocioeconomic conditions for the effective development of labor youth employment (on the example of the Samararegion)Abstract. The author examines the socioeconomic conditions for the effective development of labor youth employment that allows for a comprehensive approach to solving the problem of providing human resources in the region. Presents all sectors of the economy of the Samara region, where the author examines the issue of timely response to changes in the quality and quantity of labour resources. Keywords: activity, young people, region, resource, employment, career, work.

Рекомендовано к публикации:

Некрасовой Г. Н., доктором педагогическихнаук