Основы функционирования бизнес-инкубаторов в Краснодарском крае

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Косенко С. Г. Основы функционирования бизнес-инкубаторов в Краснодарском крае // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S13. – С. 21–25. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75197.htm.
Аннотация. Автор рассматривает роль бизнес-инкубаторов и технопарков в развитии экономики страны и региона. Раскрываются особенности государственной политики в области поддержки малого и среднего бизнеса на территории Краснодарского края.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Косенко С. Г. Основы функционирования бизнесинкубаторов в Краснодарском крае// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №13.–ART75197. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75197.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 1

ART75197УДК 332.1

Косенко Светлана Геннадьевна, профессор РАЕ, кандидат экономических наук, заведующаякафедрой экономики и менеджмента филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Армавире, г. Армавирsveta20021976@mail.ru

Основы функционирования бизнесинкубаторов в Краснодарском крае

Аннотация. Автор рассматривает роль бизнесинкубаторови технопарков в развитии экономики страны и региона.Раскрываются особенности государственной политики в области поддержки малого и среднего бизнеса на территории Краснодарского края.Ключевые слова:предпринимательство, устойчивое экономическое развитие,бизнесинкубатор.Раздел: (04) экономика.

Как показывает мировой опыт, для интенсивного развитияэкономики страны необходимо повсеместное развитие среднего и малого бизнеса при поддержке государства. В последние годы формирование рыночной системы хозяйствования в России сопровождается ростом предпринимательской активности практически во всех сферах экономики. Предпринимательство без сомнения играет определяющую роль в реализации задач переходного периода. Вместе с тем, успешная трансформация административнокомандной системы хозяйствования в социально направленную рыночную экономику невозможна без деятельности разных предпринимательских структур, которые обуславливают соответствующие изменения как на макро, так и на микроэкономическом уровнях. Вопросам развития предпринимательства придается большое значение в рамках региональной политики поддержки предпринимательства и развития его соответствующей инфраструктуры. В частности, формируются сети региональных и городских бизнесцентров, инновационных центров, бизнесинкубаторов, технологических парков и т. п., которые могут предоставлять реальную консультативную, информационную, учебную, кадровую и другие виды поддержки субъектам предпринимательской деятельности на начальных этапах их создания. На заседании Координационного совета по развитию малого и среднего бизнеса при Кабинете министров в мае 2011г. первый вицепремьер Андрей Клюев назвал актуальной и своевременной поднятую предпринимателями тему о необходимости поддержки правительством бизнесинкубаторов и технопарков, призванных стимулировать развитие инновационного производства в стране.С переходом экономики Российской Федерации к новым экономическим отношениям, основанным на разных формах частной собственности, изменился характер развития производственных отношений. Особым экономическим ресурсом стал человек, обладающий предпринимательской способностью, который возглавил бизнес в экономике, разновидностью которого являются в мелкие и средние предприятия.Предпринимательство ‬сложный социальноэкономический процесс. Малое и среднее предпринимательство сегодня ‬неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут эффективно развиваться. Малый и средний бизнес осваивают новые сегментыКосенко С. Г. Основы функционирования бизнесинкубаторов в Краснодарском крае// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №13.–ART75197. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75197.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 2

рынка, решают проблемы самореализации граждан и занятости населения в сочетании с гарантированными налоговыми поступлениями в бюджеты всех уровней. Предпринимательство ‬инициативная деятельность граждан по выпуску товаров и оказанию услуг, направленных на получение прибыли [1].Для достижения уровня развитых стран структура народного хозяйства в масштабах всей страны должна содержать от 9 до 12 млнмалых предприятий (для сравнения: в США в настоящее время действует более 20 млнчастных фирм, в Японии ‬около 6,5 млн). Сфера малого и среднего бизнеса не является пока определяющей на рынке труда России. Однако этот бизнес уже сегодня играет серьезную роль в снижении темпов роста безработицы. Наибольшее влияние малый и средний бизнес имеет на рынках, где он позволяет решать следующие задачи:повышение эффективности использования и распределения материальных, кадровых, организационных и технических ресурсов, увеличение производительности труда;активизация местного предпринимательства и развитие конкуренции,увеличение интенсивности производственных и коммерческих связей, вытеснение неэффективных производств;диверсификация местной экономики, развитие мелкомасштабных рынков, приближение товаров и услуг к потребителю, выравнивание уровня жизни населения;повышение гибкости и своевременное реагирование на изменение рыночного спроса при широком использовании местных кадровых, сырьевых и производственных ресурсов;создание дополнительных рабочих мест при относительно меньших затратах, чем на крупных предприятиях;увеличение объемов, расширение ассортимента и повышение качества выпускаемой продукции;освоение новых технологий перспективных рынков и повышение выпуска новых видов продукции;внедрение новых форм организации производства, финансирования и сбыта.В настоящее время в Российской Федерации сложилась довольно непростая ситуация в области создания и поддержки малых предприятий, обусловленная следующими факторами:сложная система налогообложения;неадекватные механизмы изыскания средств на организацию и развитие бизнеса;несоразмерный уровень планирования и современных навыков управления;неразвитые рынки деловых услуг;распространение и разлагающее влияние коррупции и организованной преступности.Эти препятствия зачастую взаимозависимы и лишь усиливают друг друга, что требует принятия срочных мер в экономической политике.Российское малое предпринимательство нуждается во всесторонней поддержке, в том числе и государственной. При этом необходимо создание специальной инфраструктуры, обеспечивающей развитие малого и среднего бизнеса.Бизнесинкубатор ‬это организация, занимающаяся поддержкой малого предпринимательства путем создания благоприятных условий и предоставления произКосенко С. Г. Основы функционирования бизнесинкубаторов в Краснодарском крае// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №13.–ART75197. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75197.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 3

водственных, информационных, финансовых и других ресурсов для частных предпринимателей и малых предприятий на этапах становления и развития бизнеса.Работа бизнесинкубатора нацелена на то, чтобы основные усилия предпринимателей сосредотачивались на их бизнесе, а не тратились на противодействие враждебной окружающей среде. Различные внешние факторы в той или иной степени влияют на малое предприятие на всех стадиях развития, и ему бывает порой не под силу противостоять им в одиночку. В бизнесинкубаторе многие проблемы решаются централизованно. Благодаря продуманной ценовой политике широкий комплекс услуг БИ становится доступным малым предприятиям.Основные направления государственной политики в отношении малого и среднего бизнеса сводятся к следующему:1)модернизация российской экономики напрямую связана с увеличением числа субъектов малого и среднего предпринимательства и их вклада в развитие экономики;2)перспективы развития малого и среднего предпринимательства в России связаны с государственной политикой содействия развитию предпринимательства, с совершенствованием законодательства по защите интересов малых и средних компаний, с поддержкой общественных организаций предпринимателей;3)государственная поддержка осуществляется по нескольким направлениям: повышение доступности для субъектов малого и среднего предпринимательства производственной, технологической, офисной инфраструктуры, а также государственного (муниципального) заказа через электронные аукционы, поддержка инновационных компаний и экспортноориентированных малых и средних предприятий, которые производят конкурентоспособную продукцию, микрофинансирование, гранты, обучающие программы.Общемировой опыт показывает, что малый бизнес ‬важная часть рыночной экономики, без которой не может быть гармоничным социальное развитие. Это во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Данный сектор является имманентным внутренним элементом рыночной инфраструктуры [3].Бизнесинкубаторы являются перспективной формой поддержки малого предпринимательства.Основная цель программ инкубации‬производство успешных выпускников, т.е.компаний, которые могут самостоятельно существовать после выхода из инкубатора, как правило, через два или три года после зачисления в программу. Бизнесинкубаторы (БИ) и технопарки признаны одной из наиболее эффективных и перспективных форм поддержки предпринимательства, что подтверждается мировой статистикой.Сейчас актуальность приобретает задача смещения акцентов государственного регулирования предпринимательства на региональный уровень, стимулирование развития кластерной экономики.Фирмы, заинтересованные в инновационном развитии, имеют все основания концентрироваться в профильных кластерах.Размещение в кластере положительно влияет на инновационную активность и на ее эффективность, сокращает длительность инновационного цикла, снижает издержки доступа к новым знаниям, повышает конкурентные преимущества.Инновационный кластер ‬это географически сконцентрированная группа взаимосвязанных инновационных организаций ‬инновационных компаний, поставщиков и связанных организаций (компанийразработчиков и производственных компаний; поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг; объектов инфраструктуры: научноисследовательских институтов, вузов, технопарков, бизнесКосенко С. Г. Основы функционирования бизнесинкубаторов в Краснодарском крае// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №13.–ART75197. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75197.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 4

инкубаторов и других организаций), взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом в результате синергетического эффекта, дополнительных выгод от внутрикластерной конкуренции и кооперации, возникающего в силу специфики взаимодействия фирм ядра кластера с другими вспомогательными организациями, участвующими в кластере посредством вертикальных и горизонтальных связей [2].Руководство Краснодарского края, поддерживая передовые технологии ведения бизнеса, полностью поддерживает государственную политику в области поддержки малого и среднего бизнеса. Стратегический подход администрации края, развитое региональное законодательство, патронаж и непосредственное участие региональных властей в программах поддержки предпринимательства, задействование законодательных механизмов, развитая инфраструктура, мониторинг развития МСП, система бизнесобразования ‬все это позволяет развивать механизмы поддержки малого и среднего бизнеса.В Краснодарском крае выстроена эффективная схема взаимодействия органов власти с субъектами малого предпринимательства, создана инфраструктура поддержки малого бизнеса, включающая в себя: краевой совет (при главе администрации Краснодарского края) и 45 муниципальных советов (при главах муниципальных образований) по предпринимательству; 43 центра содействия развитию малого предпринимательства; инновационные технопарки; ГУП «Краснодарский краевой инновационный центр развития малого и среднего бизнеса»; краевой центр бизнесобразования при Кубанском государственном университете; 28 сельскохозяйственных и потребительских кооперативов; бизнесинкубаторы в городах Кропоткин и Армавир; во всех муниципальных образованиях края действуют телефоны «горячей линии»; действует краевая служба, работающая по принципу «одного окна», котораяоказывает содействие по сопровождению инвестиционных проектов на этапах предпринимательской деятельности. Особое значение в Краснодарском крае уделяется профессиональному образованию субъектов малого предпринимательства через создание региональной системы бизнесобразования. Ее стратегия определяется Краевым советом по предпринимательству, возглавляемым главой администрации Краснодарского края. Тактика реализуется краевым центром бизнесобразования, созданным в структуре Кубанского государственного университета распоряжением губернатора. В реализацию концепции развития малого предпринимательства включены краевые департаменты, центры содействия развитию предпринимательства, центры занятости населения, молодежные биржи труда, торговопромышленные палаты, бизнесструктуры, депутаты, учебные заведения.Администрацией края проводится системная работа в области имущественной поддержки и налогообложения субъектов малого бизнеса, укрепления системы подготовки кадров, развития инновационного и венчурного инвестирования через реализацию программы «СТАРТ», «ТЕМП» задействованы институты международного сотрудничества, финансовой и технической помощи субъектам малого предпринимательства.Косенко С. Г. Основы функционирования бизнесинкубаторов в Краснодарском крае// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №13.–ART75197. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75197.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 5

Создана краевая программа статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого предпринимательства, позволяющая осуществлять мониторинг развития малого бизнеса и анализировать эффективность проводимых мероприятий по развитию предпринимательства.В настоящее время в крае довольно хорошо развит нормативноправовой институт поддержкималого и среднего бизнеса. Особое значение при развитии механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства придается созданию бизнесинкубаторов.Общие требования к бизнесинкубатору и порядку предоставления помещений и оказанию услуг субъектам малого предпринимательства в бизнесинкубаторе приведены в Приложении № 5 к приказу Минэкономразвития России от 2007 г. № 75.О развитии на территории Краснодарского края инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства на ранней стадии их деятельности через создание сети бизнесинкубаторов изложено в Постановлении главы администрации Краснодарского края от 30 января 2008 г. № 47 «О развитии на территории Краснодарского края инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства на ранней стадии их деятельности через создание сети бизнесинкубаторов» (с изменениями от 28 октября 2010 г.).Порядок создания сети бизнесинкубаторов утвержден постановлением главы администрации Краснодарского края от 30 января 2008 г. № 47 (с изменениями от 28 октября 2010 г.).Анализ указанных документов показывает заинтересованность властей Краснодарского края в развитии малого и среднего предпринимательства. При этом приоритетным механизмом поддержки малого и среднего бизнеса является создание бизнесинкубаторов.В настоящее время в России решается задача выработки единого подхода и практических рекомендаций для создания бизнесинкубаторов, которые позволяют существенно сократить риски, повысить эффективность работы новых инкубаторов бизнеса и тиражировать удачный российский опыт в разные регионы страны. Бизнесинкубатор ‬это, прежде всего, стены, но не только стены. Успех или не успех бизнесинкубатора зависит, от следующих факторов: наличия подготовленной команды управления;выработки ясной и четкой стратегии развития;серьезного отбора предприятий для размещения на площадях бизнесинкубаторов;хорошего взаимодействия с местной администрацией и объединениями предпринимателей;наличие опытного партнера ‬консультанта.Практика показывает, что наличие партнерской сети, возможность обмениваться опытом работы с другими бизнесинкубаторами существенно помогают в работе. Для успешного развития сети бизнесинкубаторов в России необходимо: принятие нормативных и правовых документов, регламентирующих деятельность бизнесинкубаторов; введение льгот и преференций для бизнесинкубаторов, с тем, что бы они могли оказывать на льготных же условиях услуги малым предприятиям;оказание финансовой поддержки по подготовке кадров, помощи в создании новых бизнесинкубаторов в регионах России, поддержки международных контактов.Обобщая вышесказанное можно сделать следующие выводы:Косенко С. Г. Основы функционирования бизнесинкубаторов в Краснодарском крае// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №13.–ART75197. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75197.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 6

бизнесинкубатор ‬это организация, занимающаяся поддержкой стартаппроектов предпринимателей на всех этапах развития: от разработки идеи до её коммерциализации;важнейшей целью деятельности бизнесинкубатора является воспитание предпринимательской культуры и активное вовлечение местных предпринимателей в экономику региона;бизнесинкубаторы и технопарки признаны одной из наиболее эффективных и перспективных форм поддержки предпринимательства, что подтверждается мировой статистикой;бизнесинкубаторы являются перспективной формой поддержки малого предпринимательства;в Краснодарском крае выстроена эффективная схема взаимодействия органов власти ссубъектами малого предпринимательства, создана инфраструктура поддержки малого бизнеса;в настоящее время в крае довольно хорошо развит нормативноправовой институт поддержки малого и среднего бизнеса;особое значение при развитии механизмов поддержки малого и среднего бизнеса придается созданию бизнесинкубаторов.

Ссылки на источники1.Косенко С.Г. Развитие предпринимательства на рынке парфюмернокосметической продукции: анализ закономерностей и прогнозирование рыночных тенденций: дис. …канд.экон.наук / Ставропольский государственный аграрный университет. ‬Ставрополь, 2009.2.Корниенко Т.А., Косенко С.Г., Кочурина Р.А. Актуальные вопросы государственного и муниципального управления: учеб.пособие /под ред. Т.А.Корниенко, С.Г.Косенко, Р.А. Кочуриной. ‬Армавир: ИП Чайка, 2014.3.Косенко С.Г. Предпринимательство в муниципальном образовании: проблемы и перспективы развития (на примере муниципального образования г.Армавир)//Предпринимательство. ‬2014. ‬№7.

SvetlanaKosenko,PhD,Head ofthe Department of Economics and Managementbranch of the Kuban State University in Armavir, Armavir

sveta20021976@mail.ruBases of functioning of businessincubators are in the Krasnodar edgeAbstract. The author examines the role of business incubators and technology parks in the economic development of the country and the region. The peculiarities of the state policy in support of small and mediumsized businesses in the Krasnodar Territory.Keywords: enterprise, steady economic development, businessincubator.

Рекомендованокпубликации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived25.02.2015Получена положительная рецензияReceiveda positive review27.02.2015ПринятакпубликацииAccepted for publication27.02.2015ОпубликованаPublished09.04.2015

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Косенко С. Г., 2015www.ekoncept.ru