Социальная ответственность бизнеса: обязанность или необходимость?

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бойцова В. А. Социальная ответственность бизнеса: обязанность или необходимость? // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S14. – С. 6–10. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75203.htm.
Аннотация. В статье раскрываются исторический и современный аспекты понимания социальной ответственности бизнеса, его принципы и основные направления.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бойцова В. А. Социальная ответственность бизнеса: обязанность или необходимость?// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №14.–ART75203. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75203.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 1

ART75203УДК 331

Бойцова Вера Алексеевна,

преподаватель кафедры экономики и менеджмента филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Армавире, г. Армавир sadf2010@ya.ru

Социальная ответственность бизнеса: обязанность или необходимость?

Аннотация. В статье раскрываются исторический и современный аспекты понимания социальной ответственности бизнеса, его принципы и основные направления. Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, социально ответственный бизнес, охрана окружающей среды, защита прав человека, благотворительность, защита и охрана труда.Раздел: (04) экономика.

За последние 100 лет Человек радикально поменял облик Земли, как его не меняло ни одно поколение людей, живших до нас. Мы осушаем болота и строим там города, пробиваем горы и меняем течения рек, летаем в космос и меняем погоду и все это ради процветания одного биологического вида.Человек не может существовать отдельно от природы, даже в современном мире, мире новейших технологий; мире, где человек возглавил себя властелином, мы остаемся зависимы, зависимы от непреодолимых и неподвластных сил природы.Глобализация экономики, урбанизация городов данные факторы отдаляют человека от корней, меняют его жизненные ориентиры, поведение и цели его существования.XXIвек –век передовых технологий, век ускоренного развития мировой цивилизации, век зарабатывания денег.Деньги стали ключевой категорией, ради которой люди совершают множество рискованных и неоправданных поступков, ради увеличения своих доходов, но разве личное благополучие является приоритетным? Многие века великими становились только те, которые жили и посвящали свою жизнь идее, которая полезна всему обществу, что же случилось сейчас? Можно ли совместить расширенное воспроизводство с гармоничными условиями природопользования? Почему собственники предприятий стали вкладывать миллионы в благотворительность, экологию, в развитиенауки, массовый спорт? Дань моде, налоговый менеджмент или всетаки социальная ответственность?В этом мы и попробуем разобраться…Что же такое социальная ответственность бизнеса, или как ее часто называют корпоративная социальная ответственность (далее КСО)?Большое значение для формулировки определения КСО имеют рассуждения об ответственности древнегреческого философа Аристотеля, который отмечал, что «ответственность –одно из проявлений свободы, а свобода –одно из условий ответственности: человек вправе принимать решения и совершать действия согласно своим мнениями предпочтениям, но он должен отвечать за их последствия и не может перекладывать вину за негативные результаты своих решений и действий на других».Данное изречение очень актуально и по сей день, ответственность за свое функционирование, основанное на принципах добровольности, бескорыстности, в рамках достижения собственных стратегических целей, есть социально ответственное.Сама идея социально ответственного бизнеса, бизнеса который существует не Бойцова В. А. Социальная ответственность бизнеса: обязанность или необходимость?// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №14.–ART75203. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75203.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 2

только ради увеличения богатства собственника, а для благих для общества дел, стара и прослеживается в истории как русских деятелей, так и западных коллег.Ощущение ответственности, которую накладывает обладание огромным состоянием, вызывает уважение и вселяет надежду. Именно так относились к богатству крупнейшие русские банкиры и фабриканты XIX века. Большинство из них были потомками купцовстарообрядцев и смотрели на свою деятельность не только, как на источник наживы, но и как на своего рода миссию, возложенную на них Богом или судьбой. К собственному богатству они относились как к некому авансу от Бога, по которому он потребует отчета. Поэтому для большинства русских предпринимателей благотворительность была практически образом жизни, чертой характера.В книге знаменитого американского бизнесмена XIX в. Э. Карнеги «Законы успеха» можно найти, что «Лишние богатства —это священное бремя, которое накладывает на своего обладателя долг распорядиться им в течение своей жизни так, чтобы эти богатства пошли на пользу обществу». Вкладывая деньги в сталелитейную промышленность, он заработал за свою жизнь около 400 миллионов долларов (130 миллиардов в пересчете на наши дни). Из этих денег раздал на благотворительность 350миллионов долларов. В 1889 году он написал статью «Позорно умирать богатым», в 1889 г. издал книгу «Евангелие богатства», повторяя идею статьи. Само понятие корпоративной социальной ответственности (Corporate Social Responsibility) впервые было употреблено 1953 г. американским ученым Г. Боуеном в монографии «Социальная ответственность бизнесмена», которая закрепила за ним славу «отца корпоративной социальной ответственности». В работе было четко озвучено, что бизнес –это часть общества,перед которым он несет ответственность [1].Но если рассматривать корпоративную социальную ответственность как внутренний мотив каждого человека творить добро, то тогда остаётся загадкой проблемы экологии, проблемы нищеты и коррупции и т.д.Далее упоминание термина «Корпоративной социальной ответственности» встречается в теории американского экономиста, нобелевского лауреата М. Фридмана в 1971 г., опубликованная в «New York Times», которая получила название «Теория корпоративного эгоизма»: «Существует одна и только одна социальная ответственность бизнеса: использовать свои ресурсы и энергию в действиях, ведущих к увеличению прибыли, пока это осуществляется в пределах правил игры.» Идея которого была далека от помощи и ответственностью перед обществом за деятельность корпораций.Но,тем не менее,XXполностью перенастроил жизнь каждого человека Земли, появились глобальные проблемы всего человечества, такие как защита прав человека, трудовых отношений, охраны окружающей среды и противодействия коррупции. Для урегулирования данных вопросов в 2000 г. на всемирном экономическом форуме в Давосе председателем ООН был представлен Глобальный договор, в рамках которого сформулированы 10 принципов, обращенные к предпринимательскому сообществу всего мира по защите прав человека, трудовых отношений, охране окружающей среды и борьбе с коррупцией [2].Согласие о распространении действия Глобального договора ООН подписали тысячи участников из более чем 130 стран мира, он стал крупнейшей в мире добровольной инициативой в области социальной ответственности бизнеса. От участников Глобального договора требуется ежегодно представлять сообщения о достигнутом прогрессе в реализации десяти принципов и участии в партнерских проектах в поддержку целей развития ООН.Сообщение о достигнутом прогрессе представляет собой сообщение, адресованное заинтересованным сторонам Бойцова В. А. Социальная ответственность бизнеса: обязанность или необходимость?// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №14.–ART75203. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75203.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 3

(потребителям, сотрудникам, профессиональным союзам, акционерам, СМИ, правительству и др.) о работе, проделанной компанией в направлении реализации целей Глобального договора в своей деятельности,и включает информацию о проведенных мероприятиях и достигнутых результатах.По состоянию на 01.01.2015 г. участниками сети Глобального договора ООН в России являются лишь 29 коммерческих компаний (из 3974474 коммерческихкомпаний по итогам 2014 г.)и 44 фонда и некоммерческих организаций [2].Но все же в последние годы в России наметились практики корпоративного управления в области социальной ответственности. Повышая свой имидж,многие компании размещают на своих официальных сайтах информацию о проделанной работе и достигнутых результатах в направлении КСО. Постепенно увеличивается число компаний, занимающихся подготовкой отчетности по КСО.Все это можно объяснить продвижением отечественных компаний на зарубежные рынки сбыта, перениманием заграничных стандартов ведения бизнеса, стремлением компаний повысить свою репутацию. 28 октября 2010 г. был опубликован Международный стандарт ISO 26000:2010 «Руководство по социальной ответственности». Этот документ помогает понять, что такое социальная ответственность, как предприятиям и организациям переводить принципы в эффективные действия и пользоваться передовым опытом в области социальной ответственности, в глобальном масштабе. Этот стандарт предназначен для всех типов организаций, независимо от их вида деятельности, размера или местоположения.В России данный Международный стандарт ратифицирован Приказом Федерального агентства по техническому регулированиюи метрологии от 29 ноября 2012г. № 1611ст.Согласно ГОСТ Р ИСО 260002012 выделяют следующие направления реализации КСО [3]:

организационное управление;

защита прав человека;

добросовестные трудовые практики;

охрана окружающей среды;

добросовестные деловые практики;

ответственное поведение по отношению к потребителям;

участие в жизни местных сообществ и их развитие;

благотворительность.Каждая компания формирует свой набор наиболее значимых для нее направлений и механизмов реализации КСО, на этот процесс оказывает влияние множество факторов, к которым относятся ожидания заинтересованных сторон, география функционирования компании, отраслевая принадлежность и т.д.Организационное управление является решающим фактором, который дает организации возможность принимать на себя ответственность за воздействие ее решений и деятельности, а также интегрировать социальную ответственность повсеместно в организации и в рамках ее взаимоотношений [1].Организационное управление в контексте социальной ответственности отличает то, что оно является одновременно одной из основных тем, относительно которой организации следует действовать, и средством повышения возможностей организации вести себя социально ответственным образом в отношении других основных тем.Эффективное управление должно быть основано на внедрении принципов соБойцова В. А. Социальная ответственность бизнеса: обязанность или необходимость?// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №14.–ART75203. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75203.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 4

циальной ответственности: подотчетность, прозрачность, этичное поведение, уважение интересов заинтересованных сторон, соблюдение верховенства закона, соблюдение международных норм поведения и соблюдение прав человека. Защита и охрана прав человека, добросовестные трудовые практики в области охраны труда и обеспечения безопасности на рабочем месте являются главными направлениями КСО на многих предприятиях. Хотя реализация этих направлений КСО подкреплена законодательно,многие управленцы возлагают на себя дополнительную нагрузку по охране труда, организации отдыха сотрудников. На многих предприятиях крупного бизнеса существуют профсоюзы, благодаря которым осуществляется контроль по возложенным на себя обязательствам субъектов трудовых отношений в рамках заключенных коллективных договоров. Основными направлениями улучшения данной практики являются: создание корпоративной культуры на предприятии, использование экологичного оборудования, изучение и заимствование опыта передовых компаний, разработка и утверждение внутренних документов и т.д.

Поскольку социальная ответственность касается потенциального и существующего воздействия решений и деятельности организации, основное внимание необходимо уделить поведению в рамках постоянной, повседневной деятельности организации. Социальную ответственность следует включить в качестве неотъемлемой составляющей основной стратегии организации с определённой ответственностью и подотчетностью на всех соответствующих уровнях организации. Ее следует отражать при принятии решений и учитыватьпри реализации деятельности.Охрана окружающей среды –залог будущего стабильного развития человеческой цивилизации. Только социально ориентированный бизнес готов нести ответственность за свое хозяйствование. Очень трудно найти экологический баланс, т.е.то пограничное состояние при котором производство будет функционировать не нарушая существующую экосистему.Нахождение альтернативных источников энергии, восполнение восстанавливаемых природных ресурсов, переработка и нейтрализация собственных отходов, контроль за уровнем загрязнения окружающей среды,–вот главные ориентиры данного направления КСО в будущем. Так и только так человечество сможет параллельно существовать с природой на планете Земля, не уничтожая ее, а поддерживая и восстанавливая. В области социальной ответственности добросовестные деловые практики относятся к тому, как организация использует свои взаимоотношения с другими организациями для того, чтобы способствовать получению положительных результатов. Положительные результаты могут быть достигнуты благодаря лидерству и поддержке более широкого распространения социальной ответственности в рамках сферы влияния организации, и твердыми позициями в области: противодействия коррупции, ответственного вовлечения в политику, добросовестной конкуренции, пропаганда социальной ответственности и т.д.Проблемы в области социальной ответственности, касающиеся потребителей, связаны помимо прочего с применением добросовестных маркетинговых практик, охраной здоровья и обеспечением безопасности, устойчивым потреблением, разрешением споров и возмещением ущерба, защитой информации и неприкосновенности частной жизни, доступом к продуктам и услугам первой необходимости, принятием во внимание нужд уязвимых потребителей и потребителей, находящихся в невыгодных условиях, а также образованием. Вклад организации в развитие сообщества может помочь обеспечить более высокий уровень благосостояния в сообществе. Такое развитие, в общем понимании. –Бойцова В. А. Социальная ответственность бизнеса: обязанность или необходимость?// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №14.–ART75203. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75203.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 5

это улучшение качества жизни населения. Проблемы развития сообществ, в решение которых организация может внести вклад, включают создание занятости, социальные инвестиции, институциональное укрепление сообщества, его групп и коллективных форумов, культурных, социальных и экологических программ и местных сетей, включающих многочисленные институты. Благотворительность и социальные проекты –прерогатива не только крупных компаний с большим штатом сотрудников и значительным бюджетом. Малый и средний бизнес может найти свой формат в деле помощи. В первую очередь, сотрудничая с благотворительными организациями. Что касается собственных проектов, с одной стороны, компаниям такого размера сложно запускать и поддерживать масштабные акции–это требует трудовых и финансовых ресурсов. С другой –можно найти такие формы оказания помощи, которые обойдут проблему ограниченности ресурсов.Ухудшение экономической ситуации в стране продолжает набирать обороты. Для российского бизнеса кризис означает падение платежеспособного спроса, снижение издержек и инвестиций, сокращение персонала, занятого на производстве ит.д.В результате чего становится очевидным сокращение расходов в рамках КСО.Однако, в новой ситуации значение КСО для спасения и развития бизнеса не только не понижается, а, более того, повышается. Это становится очевидным при анализе возможных и нужных мероприятий в области КСО на данном кризисном этапе в рамках так называемого «триединого подхода» в области экономики, экологии и социальной политики компаний. Что подчеркивает прежде всего необходимость внедрения принципов КСО в деятельность отечественных компаний .Мероприятия в рамках корпоративной социальной ответственности, способствующие повышение уровня доверия к отечественным компаниям со стороны клиентов и инвесторов [6]:

Качество, безопасность и доступность отечественной продукции и услуг

Экологичность производства и продукции

Активное взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами бизнеса, особенно с клиентами и инвесторами

Прозрачность собственности и капитала.

Волонтерство и корпоративная филантропия.

Внешние корпоративные и совместные с местными властями программы дополнительного обучения и профессионального переобучения высвобождаемой рабочей силы.

Новые формы взаимодействия с обществом и властью.Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что любая инициатива представителей малого и крупного бизнеса в области совершенствование социальнотрудовых отношений в коллективе, поддержание социальной стабильности в окружающем сообществе, развитие социальной и природоохранной деятельности на национальном и международном уровнях является важной в развитии новой культуры бизнеса России.

Ссылки на источники1.Веревкин Л. П. Социальная ответственность бизнеса //Мониторинг общественного мнения. –2010. –№1(95). –С. 37–48. –URL:http://wciom.ru/fileadmin/Monitoring/95_1/2010_1(95)_3_Verevkin.pdf.2.URL:www.unglobalcompact.org.3.ГОСТ Р ИСО 260002012 «Руководство по социальной ответственности» утверждено Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологииот 29 ноября 2012 г. № 1611ст. –Доступ из справ.правовой системы «КонсультантПлюс».Бойцова В. А. Социальная ответственность бизнеса: обязанность или необходимость?// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №14.–ART75203. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75203.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 6

4.Зарецкий А.Д., Иванова Т.Е.Корпоративная социальная ответственность: мировая и отечественная практика // Успехи современного естествознания.–2011.–№ 12.–С. 91–93.

5.Перекрестов Д.Г. Подходы к определению и ступеням реализации корпоративной социальной ответственности // Креативная экономика. –2009. –№ 12(36). –С. 136–142. –URL: http://www.creativeconomy.ru/articles/2850/.6.Костин А.А. Роль мероприятий КСО в условиях экономического кризиса в России // Бизнес и общество.–2014.–№ 78.–С. 60–64.

Vera Boytcova,

the teacher of the Department of economy and managementbranch of Kuban State Universityin Armavir, Armavirsadf2010@ya.ruSocial responsibility of business: duty or need?Abstract.In article the historical and modern aspect of understanding of social responsibility of business, its principles and the main directions reveals.Key words:Corporate social responsibility, social and responsible business, environmental protection, protection of human rights, charity, protection and labor protection.

Рекомендованокпубликации:

Егоровой Л. А., кандидатом экономических наук;Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived25.02.2015Получена положительная рецензияReceived a positive review27.02.2015ПринятакпубликацииAccepted for publication27.02.2015ОпубликованаPublished09.04.2015

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Бойцова В. А., 2015www.ekoncept.ru