Государственная поддержка развития межхозяйственной кооперации в региональном аграрном секторе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Саенко И. И. Государственная поддержка развития межхозяйственной кооперации в региональном аграрном секторе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S14. – С. 36–40. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75209.htm.
Аннотация. В статье рассматривается необходимость государственной поддержки развития межхозяйственной кооперации и анализируются специальные коэффициенты сопоставления фактических показателей со справочными ценами.
Раздел: Экономика
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Саенко И. И. Государственная поддержка развития межхозяйственной кооперации в региональном аграрном секторе// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №14.–ART75209. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75209.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 1

ART75209УДК 332.146

Саенко Ирина Ивановна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента филиала ФГБОУ ВПО Кубанский государственный университет», в г.Армавире, г. Армавирsaenkoirina@yandex.ru

Государственная поддержка развития межхозяйственной кооперации

в региональном аграрном секторе

Аннотация.В статье рассматривается необходимость государственной поддержки развития межхозяйственной кооперации и анализируются специальные коэффициенты сопоставления фактических показателей со справочными ценами. Ключевые слова: межхозяйственные связи, государственное регулирование, кооперация, продуктовый подкомплекс.Раздел: (04) экономика.

Необходимость усилениястимулирующей роли государства в регулировании межхозяйственных связей в продуктовом подкомплексе диктуется как отраслевой, так и национальной спецификой аграрной сферы экономики. Под регулированием понимается сознательное воздействие на регулируемый объект посредством прямых или косвенных методов. То есть под регулированием рынка продукции понимается воздействие на рынок посредством создания системы и условий экономической деятельности, при котороой, регулируемый объект, руководствуясь своими интересами, сам выбирает путь своего экономического развития. Кроме того, государство может устанавливать цены на производство и этим благоприятно влиять на развитие сложившихся условий хозяйствования.В основу государственного регулирования межхозяйственной кооперации в продуктовом подкомплексе должен быть положен принцип обеспечения минимальной доходности предприятий –участников межхозяйственных отношений, необходимой для нормального функционирования объединений.Необходимость государственного регулированияотраслей сельского хозяйства в условиях рыночных отношений обусловлена рядом причин. Основные из них следующие:сезонный характер большинства отраслей, что серьезно воздействует на характер получения доходов предприятиями;отсутствие достаточно развитой базы хранения, подработки и переработки продукции, что предопределяет немедленную реализацию произведенной продукции при существующей рыночной ситуации в связи с невозможностью ожидания благоприятной конъюнктуры;климатические условия, от которых зависит аграрное производства что и повышает предпринимательские риски в данной отрасли;рост капиталоёмкости за счёт более медленной, чем в других отраслях, скорости оборачиваемости оборотных средств;строгая привязка периодов инвестирования средств к календарным срокам выполнения работ.Экономическое влияние государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также на производСаенко И. И. Государственная поддержка развития межхозяйственной кооперации в региональном аграрном секторе// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №14.–ART75209. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75209.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 2

ственнотехническое обслуживание и материальнотехническое обеспечение товаропроизводителей оказывает государственное регулирование агропромышленного производства. В настоящее время на основе государственного регулирования правительством Российской Федерации устанавливается задача обеспечить стабилизацию агропромышленного производства, сохранить и укрепить продовольственную безопасность страны, не допустить ухудшения продовольственного обеспечения населения, основать предпосылки для выхода из кризиса агропромышленного комплекса, восстановить и урегулировать уровни доходов работников аграрного сектора.На основании вышеизложенного следует, что в продуктовом подкомплексе государственное регулирование межхозяйственной кооперации должно осуществляться по таким главным направлениям, как формирование и функционирование рынка продуктовых продуктов, финансирование, льготное кредитование, страхование и налогообложение участников межхозяйственных формирований, развитие сельскохозяйственной науки и социальной сферы на селе.Эффективное развитие и функционирование продуктового рынка, должно происходить за счет предоставления гарантий возможности свободной реализации продукции, производимой товаропроизводителем, работающим в системе межхозяйственной кооперации. Органы государственной власти призваны стимулировать формирование рыночной системы сбыта и реализации продукции, сырья и продовольствия.Управлением продуктового рынка занимаются государственные агенты, которые назначены правительством и выполняют следующие функции: регулирование рынка продукции, формирование и организация использования федерального продовольственного фонда, координация действий органов власти в сфере агропромышленного производства.Следовательно, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливать порядок деятельности государственных агентов, осуществляющих регулирование рынка на их территориях. Таким образом, за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и внебюджетных источников осуществлять финансирование агропромышленного производства.Основным принципом экономических отношений на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия являются складывающиеся под влиянием спроса и предложения рыночные (договорные) цены. Для регулирования экономики агропромышленного комплекса законом О государственном регулировании АПК» были введены целевые цены (нормативные индикаторы), с помощью которых предстоит обеспечивать паритетное соотношение цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, возмещение расходов, вызванных взиманием налогов и других платежей, уплатой процентов покредитам, получение работниками сельского хозяйства доходов на уровне среднего дохода работников по отраслям экономики и прибыли, достаточной для ведения расширенного воспроизводства. Целевые цены используются в качестве основы для установления гарантированных цен, залоговых ставок, а также для расчета дотаций и компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводителям.Гарантированные цены применяются в случае, если средние рыночные цены ниже гарантированных, а также при реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия непосредственно государству или при осуществлении доплат товаропроизводителям в сфере агропромышленного производства, предусмотренных решениями правительства или исполнительными органами субъектов Федерации. Гарантированная ценадолжна обеспечивать сельскохозяйственным товаропроизводителям, с учетом прочих форм государственной поддержки, получение доСаенко И. И. Государственная поддержка развития межхозяйственной кооперации в региональном аграрном секторе// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №14.–ART75209. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75209.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 3

ходов, достаточных для расширенного воспроизводства в соответствии с целями, определяемыми экономической политикой государства на предстоящий период. Гарантированная цена рассчитывается на основе целевой цены и устанавливается государственными органами власти, которые также должны будут определять перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, на которые устанавливаются гарантированные цены, объемы (квоты) ее реализации, уровень гарантированных цен и их индексацию, а также порядок применения этих цен.Эффективное субсидирование аграрного сектора со стороны государства определяется при сравнении со справочными ценами. Фактические цены реализации данного продукта оказываются выше, а ниже–о налогообложении (изъятии средств в разных формах).Вытеснение с внутреннего рынка отечественных производителей говорит о необходимости проведения гибкой государственной политики по регулированию импорта в зависимости от определённых сложившихся условий и многих экономических и социальных факторов: баланса продовольствия собственного производства и его потребления, оптимальных объёмов поставки посредством налогов и субсидий, квот и тарифов, стабилизации цен с целью влияния на спрос, а также защиты интересов отечественных товаропроизводителей и потребителей.На предприятиях перерабатывающей промышленности в связи с экономической нестабильностью в продуктовом подкомплексе сохраняется неустойчивое финансовое положение. В условиях дефицита отечественного сырья предприятияпереработчики осуществляют систему мер по приостановлению спада производства через структурную перестройку производства, меняют стратегию и тактику развития, реорганизуют производство и сбыт, продвигают свои торговые марки.Представленные методы государственного регулирования продовольственного рынка опираются на устоявшиеся обычаи, общепризнанные традиции и правила делового оборота, на создание которых требуется исторически длительный период. В настоящее время в нашей стране кооперативное движение пока не находит должной поддержки со стороны государства.При осуществлении политики государственного регулирования межхозяйственной кооперации в России необходимо организоватьтесное сотрудничество государственных органов с участниками межхозяйственных отношений, с целью обеспечения поддержки их деятельности в современной рыночной среде.Правительство должно создавать условия для появления вертикально интегрированных кооперативных формирований, содействовать кооперации производителей кормов с перерабатывающей промышленностью, стимулировать создание агропромышленнофинансовых групп.В наиболее общем плане усилия федерального центра и региональных органов власти целесообразно сконцентрировать:на формировании и регулировании единого продовольственного рынка и рынка материальнотехнических ресурсов для сельского хозяйства и других отраслей аграрного сектора;осуществлении гибкой и эффективной внешнеторговой политики;проведении единой общегосударственной политики: земельной, финансовокредитной, налоговой;организации общегосударственных контрольных функций (качества продовольствия; ветеринарного, экологического, техникотехнологического контроля; рационального и бережного использования земель);научном, консультативном, информационном и кадровом обеспечении АПК.Саенко И. И. Государственная поддержка развития межхозяйственной кооперации в региональном аграрном секторе// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №14.–ART75209. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75209.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 4

При сопоставлении фактических показателей со справочными ценами получают ряд специальных коэффициентов:1)номинальный коэффициент защиты (НКЗ);2)номинальная норма защиты (ННЗ);3)эффективный коэффициент защиты (ЭКЗ);4)эффективный коэффициент субсидирования (ЭКС);5)эквивалент субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям (ЭСС) и эквивалент субсидии потребителям сельскохозяйственной продукции (ЭСП);6)агрегированная мера поддержки (АМП).При расчетах коэффициентов используются внутренние цены РiД, где i= 1,2,…,n–номера продуктов; справочные цены РiВ, а также коэффициенты удельных затрат ресурсов jна единицу продукции i.Номинальный коэффициент защиты (НКЗ) выражает соотношение двух уровней цен:



Этот коэффициент отражает влияние всех мер поддержки или налогообложения производителей на цены реализации. Номинальная норма защиты (ННЗ):



Эффективный коэффициент защиты (ЭКЗ):



Эффективная норма защиты (ЭНЗ):

Эффективный коэффициент субсидирования (ЭКС). Данный коэффициент рассчитывается для отдельных продуктов:



Эквивалент субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям (ЭСС)–обобщающий показатель прямых и косвенных субсидий и налогов в агропродовольственном комплексе. Он отражает все виды денежных поступлений товаропроизводителям, как от государства, так и от покупателей продукции: меры по поддержке рыночных цен, прямые выплаты сельскохозяйственным товаропроизводителям, субсидии на факторы производства, снижающие производственные издержки, общие услуги отрасли, прочие меры федеральной и региональной поддержки.Саенко И. И. Государственная поддержка развития межхозяйственной кооперации в региональном аграрном секторе// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №14.–ART75209. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75209.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 5

Для отдельного продукта:

По всем продуктам с учетам с учетом объемов производства рассчитывают общую сумму или валовой ЭСС:

При расчете этого показателя субсидии на производство кормов обычно исключают, поскольку они учитываются в продукции животноводства, производимой с использованием кормов.Относительный уровень ЭСС определяется в процентах к сумме стоимости произведенной или реализованной продукции, субсидии и налогов:



Эквивалент субсидии потребителям сельскохозяйственной продукции (ЭСП) определяется аналогично ЭСС:

Агрегированная мера поддержки (АМП)–показатель уровня государственной поддержки для ВТО. Используется для оценки степени искажения показателей мировой торговли в результате национальной аграрной политики. При расчете АМП учитываются лишь меры, влияющие на цены и торговлю (янтарный ящик»), а меры поддержки за счет налогоплательщиков (зеленый ящик») не учитываются. По отдельному продукту расчет ведется по формуле:АМПi = (РiД–РiВ) Qi+ Si + Ti,где Si–меры, искажающие условия торговли.Определение механизмов поддержки товаропроизводителей в основном зависит от объемов финансирования национальной аграрной политики, которые значительно изменяются. В ежегодных приказах министра сельского хозяйства РФ Об утверждении Порядка использования субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации на государственную поддержку отдельных отраслей сельскохозяйственного производства, с нормативами определения размера субсидий по субъектам РФ»и других нормативно –правовых документах, методические подходы к обоснованию направлений и уровней господдержки аграрных товаропроизводителей чётко не определены и требуют доработки. Государственнуюподдержку в форме дотаций для производителей молока в зависимости от использования ресурсного потенциала можно рассчитать с помощью следующей формулы:,где,Эпжi–эффективность использования потенциала животных;П–средняя продуктивность коров в i–том хозяйстве;Фв–фондовооруженность,тыс. руб./чел.Далее определяем эффективное по данному показателю предприятие:

Саенко И. И. Государственная поддержка развития межхозяйственной кооперации в региональном аграрном секторе// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №14.–ART75209. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75209.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 6

Хозяйства, выделенные как наилучшие, будут получать максимальную сумму выплат.Субвенции пропорционально коэффициенту эффективности функционирования хозяйства будут получать остальные хозяйства, которые можно определить по формуле:,где, Эпж(max) –максимальное значение показателя эффективности использования потенциала в группе хозяйств.Относительные коэффициенты эффективности государственной поддержки товаропроизводителя, можно рассчитать с помощью следующей формулы:,гдеКЭгпi–коэффициент эффективности государственной поддержки товаропроизводителя.В заключениепроизводится расчет размера дотаций по хозяйствам:,где, Дхi–размер дотаций по хозяйствам, млнруб.;РДо–общий размер достаточного регионального фонда поддержки, млнруб.;

Нi–надой молока в i–том хозяйстве, т; ВПi–суммарный объем надоенного молока, т.Предложенная методика позволит на региональном уровне обосновать размер дотаций производителям молока. На районных уровнях–обосновать размер дотацийкаждому хозяйству и определить размеры выплат в разрезе хозяйств. Таким образом, целеориентированная государственная поддержка сельскохозяйственных производителей позволит не только стимулировать повышение эффективности использования ресурсного потенциала, увеличение объемов производства сырья,но и приведет к концентрации ресурсов в руках эффективных пользователей, что в общем скажется на развитии и укреплении аграрного сектора региона.

Ссылки на источники1.Тимонова И.И. Межхозяйственная кооперация, как условие устойчивого развития предприятий АПК // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.–2008. –№6.2.Тимонова И.И. Организационнометодические проблемы формирования и функционирования региональных молочнопродуктовых подкомплексов: автореф.дис. … канд. экон. наук.–Ставрополь: СевКавГТУ, 2009.–20 с.3.Саенко И.И. Вертикальная кооперация как условие повышения эффективности функционирования товарного подкомплекса региона // Концепт. –2014. –Спецвыпуск № 05. –ART14555. –URL: http//ekoncept.ru/2014/14555.htm.

Irina Saenko,

PhD, Associate Professor of Economics and Management, branch of the Kuban State Universityin Armavir, Armavirsaenkoirina@yandex.ruState support for of intereconomic cooperation in the regional agricultural sectorAbstract.The article discusses the need for state support of intereconomic cooperation and analyzes special koefftsienty comparing actual performance with list prices.Keywords:intereconomic communication, government regulation, cooperation, grocery subcomplex.

Саенко И. И. Государственная поддержка развития межхозяйственной кооперации в региональном аграрном секторе// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №14.–ART75209. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75209.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 7

Рекомендованокпубликации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала Концепт»



Поступила в редакциюReceived25.02.2015Получена положительная рецензияReceived a positive review27.02.2015ПринятакпубликацииAccepted for publication27.02.2015ОпубликованаPublished09.04.2015

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Саенко И. И., 2015www.ekoncept.ru