Возможности художественно-технологической подготовки в условиях неформального образования

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ивкина Н. Ю., Тестова Н. В. Возможности художественно-технологической подготовки в условиях неформального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S18. – С. 51–55. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75248.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации художественно-технологической подготовки в условиях неформального образования. Описывается опыт организации художественно-технологической подготовки в МОАУ ДОД «Центр детского творчества с изучением прикладной экономики» города Кирова, в том числе опыт использования средств информационных технологий и сетевых сервисов в образовательном процессе.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ивкина Наталья Юрьевна,кандидат педагогических наук, заместитель директора по учебноисследовательской работе МОАУ ДОД «Центр детского творчества с изучением прикладной экономики» города Кирова, г. Кировnata_ivk@mail.ru

Тестова Надежда Викторовна,заместитель директора по учебновоспитательной работе МОАУ ДОД «Центр детского творчества с изучением прикладной экономики» города Кирова, г. Кировnadyavt@mail.ru

Возможности художественнотехнологической подготовкив условиях неформального образования

Аннотация.В статье рассматриваются вопросы организации художественнотехнологической подготовки в условиях неформального образования. Описывается опыт организации художественнотехнологической подготовки в МОАУ ДОД «Центр детского творчества с изучением прикладной экономики» города Кирова, в том числе опыт использования средств информационных технологий и сетевых сервисов в образовательном процессе.Ключевые слова: художественнотехнологическая подготовка, неформальное образование, дополнительное образование, информатизация образования, сетевые технологии.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Художественнотехнологическая подготовка школьников в системе непрерывного образования может осуществляться как в условиях формального, так и неформального, дополнительного,образования.Исторически сложилось так, что художественнотехнологическая подготовка учащихся в организациях дополнительного образования не рассматривалась отдельно, как, например, не рассматривалась специально математическая или филологическая подготовка. Специфика рассматриваемой образовательной системы в том, что она никогда не была дисциплинарно ориентирована. Упор в дополнительном образовании делается на развитие творческой и познавательной активности, реализацию личностных качеств ребенка через овладение многообразными личностнозначимыми видами и формами деятельности.Однако художественнотехнологическая подготовка в организациях дополнительного образования, несомненно, осуществляется. Она основывается на базовых знаниях и умениях, которые формируются у учащихся в процессе подготовки в общеобразовательных учебных заведениях. В основном, образовательные программы, осуществляющие дополнительную художественнотехнологическую подготовку школьников, реализуются в детских объединениях (кружках, студиях) художественноэстетической и научнотехнической направленности.Особенностью дополнительного художественнотехнологического образования является то, что ребёнок может войти в образовательный процесс учреждения дополнительного образования на любой возрастной ступени обучения, ведь деятельность данных учреждений характеризуется отсутствием строгих возрастных ограничений и основываетсялишь на интересе ученика, его индивидуальных особенностях. Это обуславливает и специфику построения дополнительных образовательных программ: любой преподаваемый курс должен быть относительно самостоятельным, и в то же время обеспечивать смысловую взаимосвязь и преемственность содержания предыдущих и последующих этапов обучения.Кроме этого, несомненно, необходимо учитывать преемственность основного и дополнительного художественнотехнологического образования как двух подсистем непрерывного образования. Дополнительное образование не должно дублировать школьное. Художественнотехнологическая подготовка в учреждениях дополнительного образования детей призвана:1)компенсировать базовое художественнотехнологическое образование через включение в учебный план организаций дополнительного образования блоков, предусмотренных программой «Технология», но в силу определенных причин (материальных, кадровых, временных) не изучаемых в общеобразовательной школе. Возможна также компенсация общетрудовых и специальных знаний и умений, не сформированных (у отдельных учащихся) в процессе базовой технологической подготовки.2)углубить базовое художественнотехнологическое образование посредством использования новых форм и методов работы, увеличения количества часов на изучение технологических модулей, расширения перечня изучаемых тем.3)расширить базовое художественнотехнологическое образованиечерез включение в образовательный процесс организаций дополнительного образования новых направлений технологической подготовки с учётом социальнообразовательных потребностей ребёнка, семьи.4)осуществить профессионализацию художественнотехнологической подготовки посредствомсистематической работы организаций дополнительного образования в области начальной профессиональной подготовки школьников.Художественнотехнологическая подготовка в условиях дополнительного образования, как правило, является более результативной. Ведь она осуществляется в соответствии с интересами, склонностями, способностями каждого ребенка. Эта система гибкая и предполагает возможность построения индивидуального образовательного маршрута для каждого воспитанника. Кроме того, большую роль играет потенциал педагогического состава организаций дополнительного образования. Это мастера высочайшей квалификации различного профиля, артисты, члены союза художников и журналистов, научные работники профилирующих вузов.МОАУ ДОД «Центр детского творчества с изучением прикладной экономики» города Кирова (далее –ЦДТ) –это многопрофильное учреждение дополнительного образования детей, в котором занимаются более двух тысяч учащихся.Традиционно в ЦДТ широко реализуется разнообразные направления художественнотехнологической подготовки. Так в Центре детского творчества работает детское объединение «Изостудия» (руководитель –О.Н. Поздеева). Содержание программы детского объединения направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарованияи творческих способностей детей с учётом их возможности и мотивации. Программой предусмотрены следующие виды занятий: рисование с натуры, рисование на заданные темы по памяти и по представлению, декоративное рисование; аппликация из бумаги, природного материала; лепка из пластилина и глины; флористика; беседы об изобразительном искусстве; посещение выставок.В процессе реализации программы широко применяются средства информационных технологий. Весьма интересным является опыт создания учащимися анимационныхпластилиновых мультфильмов. Используя программу ProShowProducer ребята создают мультипликационные фильмы с пластилиновыми героями, выполненными своими руками.В 20142015 учебном году учащимися созданы две подобные работы: мультфильмы «Ворона и лисица» и «Кот и повар». Обе работы признаны лучшими на научнопрактической конференции учащихся ЦДТ. Отрывок из мультфильма «Ворона и лисица» показали по местному телевидению в передаче «ВяткаToday» на первом городском канале (выпуск от 8 апреля); статья о работе учащихся опубликована на интерактивноновостном портале г. Кирова ProГород.Создание мультфильма учащимися способствует развитию мелкой моторики, активизации творческого процесса; побуждает проявлять изобретательность, настойчивость и целеустремлённость. Значительно расширяется информационная компетентность школьников, они осваивают новые программы, осознают возможность и полезность применения средств информационных технологий в прикладных дисциплинах. Кроме того, в ходе успешной работы над мультфильмом, а тем более при его демонстрации, учащиеся получили запас положительных эмоций для дальнейшей деятельности.Ещёодно традиционное направление работы ЦДТ по художественнотехнологическому образованию –это работа с глиной. Это направление в Центре детского творчества реализуют два детских объединения «Лепка и роспись» (руководитель Е.К.Тран)и «Глиняная игрушка» (руководитель О.В. Прилукова).Программы детских объединений, разработанные для детей 616 лет, включают в себя две взаимосвязанные дисциплины: лепку и роспись. В программу занятий лепкой входят: освоение приёмов лепки; особенности лепки человека; основы художественного творчества; лепка игрушек по образцам, тестопластика; создание творческих работ и композиций. Программа занятий росписью предполагает: изучение основ художественного творчества, символы в русском народном искусстве; цветовое решение в создании образа животных, человека; освоение приёмов и элементов росписи Дымковской игрушки; роспись игрушки по образцам, роспись творческих композиций.Помимо перечисленных, в ЦДТработают следующие детские объединения, осуществляющие художественнотехнологическую подготовку: «Декоративная роспись» (руководитель И.Л. Кузьмина) «Бисероплетение» (руководитель В.А. Афанасенко), «Мягкая игрушка» (руководитель И.А. Нелюбина), «Вязание» (руководитель И.А. Нелюбина), «Кружевная сказка» (руководитель Е.П. Куприна), «Конструирование и моделирование одежды» (руководитель А.Н. Салангина), «Волшебный сундучок» (руководитель А.Н. Салангина), «Игрушки из бумаги» (руководитель Е.Л. Коковихина), «Юный конструктор» (руководитель И.А. Нелюбина), «Начальное техническое творчество» (руководитель К.В. Зонов), «Дизайн и творчество. Текстильный дизайн» (руководитель А.Н. Салангина).Традиционно воспитанники детских объединений ЦДТ принимают участие в творческих конкурсах различного уровня и становятся их дипломантами и лауреатами. Так, только в 20132014 учебном году воспитанники детских объединений отдела стали победителями следующих конкурсов:международный детский, юношеский и профессиональный конкурсфестиваль «Палитра талантов»;всероссийский сетевой проект «Исследовательский десант на производство»;межрегиональный сетевой проект «В мире декоративноприкладного искусства»;межрегиональная дистанционная олимпиада по технологии;межрегиональный конкурс исследовательских работ им. В.И. Вернадского;областной конкурс «Васнецовская снегурочка –глазами детей»;областной фестиваль народного творчества «Вятские жемчужины»;областная выставка дет.творчества «Мир детства»;открытый городской конкурс «Морозко;городской конкурс «Я землю Вятскую люблю»и др.Информационные технологии –обязательная составляющая дополнительных образовательных программ художественнотехнологического профиля. Реализация информационного компонента дополнительных образовательных программ осуществляется в форме:участия воспитанников в массовых мероприятиях и конкурсах соответствующей тематики (например, викторина по информационным технологиям и т.п.);участие воспитанников в проектной и исследовательской деятельности, предполагающих овладение учащимися знаниями и умениями работы с текстовым редактором Wordи программой PowerPoint. Приветствуются и проектные работы, выполненные учащимися непосредственно на тему и с использованием информационных технологий. Так, Дарья П. в 2012 году представила на конкурс работу «Цифровые технологии в вязании», Ксения Б. в 2014 г. выполнила работу на тему «Применение программного средства «Вышивка крестом2» для создания вязаной картины» (работа заняла первое место на городском конкурсе «Наследники Кулибина»).Проведение занятий с использованием программных средств, электронных образовательных ресурсов. На сегодняшний день рынок предлагает множество программных средств, в том числе нецелевого дидактического содержания, которые при грамотном использовании можно применять в учебном процессе. В ЦДТ активно используются программные средства «Детская мастерская», «Самоделкин. Сам себе дизайнер», «Изонить», «Модная бижутерия», «Вышивка по картону» и др.Кроме того, педагогами создан банк ссылок на мастерклассы декоративноприкладного направления, предлагаемых специализированными сайтами сети Интернет, проведен их методический анализ, определены возможности использования в ученом процессе. В работе детских объединений художественнотехнологического профиля применяются также электронные образовательные ресурсы: как созданные нами самостоятельно, так созданные и находящиеся в свободном доступе на сайте сетевого сообщества учителей технологии и педагогов дополнительного образования.Участие педагога и воспитанников в дистанционных сетевых onlineконкурсах. Так, воспитанники ЦДТ приняли участие вМежрегиональной дистанционной олимпиаде по технологии, Межрегиональном сетевомпроекте «В мире декоративно прикладного искусства», Всероссийском сетевом проекте «Исследовательский десант на производство». Опыт показал, что работа в сетевых сервисахочень удобна, так как отличается экономией времени ипроводится без отрыва от учебного процесса. Учащиеся относятся к такой форме работы с большим интересом, так какона нетрадиционна, отвечает требованиям сегодняшнего дня (благодаря использованию информационных технологий). Кроме того, сетевые сервисы предоставляют большие возможности для общения,обмена опытом, в том числе с ребятами из других регионов, что очень важно для учащихся подросткового и старшего школьного возраста. Подобное неформальное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными в системе формального образования. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями.

Natalya Ivkina,

Candidate of PedagogicSciences,deputy director in educationalresearchdirection,Center of children's creativitywith the study ofapplied economics,Kirovnata_ivk@mail.ruNadegda Testova,

deputy director ineducationalupbringing direction, Center of children's creativitywith the study ofapplied economics,Kirovnadyavt@mail.ruOpportunitiesofartistic andtechnological traininginnonformal educationAbstract. The paper deals with questions concerning the organization of art and technological training in the situation of informal education; experience including application of information technologies and network services in the work of the Center workKeywords: artistic andtechnological training,formal education, further education, information education,networking technologies.

Рекомендованокпубликации:

Г.Н.Некрасовой,докторомпедагогических наук, членом редакционной колллегиижурнала «Концепт»