Скульптурный материал папье-маше и возможность его применения в анималистическом жанре

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шалагинова Д. А. Скульптурный материал папье-маше и возможность его применения в анималистическом жанре // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S18. – С. 131–135. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75264.htm.
Аннотация. В статье рассматривается жанр изобразительного искусства – «анималистика». Обращается внимание на преподавание анималистики в скульптуре. Определяются достоинства и недостатки скульптурных материалов, применяемых в образовательном процессе, среди всех вариантов выделяется папье-маше за доступность в приготовлении и легкость в применении.
Раздел: Филология; искусствоведение; культурология
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Шалагинова Дарья Александровна,студенткафакультета технологии и дизайнаФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г.Кировdashashalaginova@mail.ru

Скульптурный материал папьемашеи возможность его применения в анималистическом жанре

Аннотация.В статье рассматривается жанр изобразительного искусства –«анималистика». Обращается внимание на преподавание анималистики в скульптуре.Определяютсядостоинства инедостатки скульптурных материалов,применяемых в образовательном процессе, среди всех вариантов выделяется папьемаше за доступность в приготовлениии легкость в применении.Ключевые слова:анималистика, скульптурные материалы, папьемаше.Раздел:(05) филология; искусствоведение; культурология.

Анималистика ― это жанр изобразительного искусства,основным предметом изображения которого являются животные. Данная тема достаточно широко распространена в живописи, графике, скульптуре и декоративноприкладном искусстве. Многие художники областью творчества выбирают для себя именно анималистику–

жанр, который будет всегда вызывать интерес, так как сюжеты таких произведений просты и понятны людям, как близким к искусству, так и не имеющим никакого отношения к нему. А также данная тема используется в преподавательской деятельности.Создавать картины, на которых изображены животные, не просто, так как животные чаще всего находятся в движении. Статичные позырисуютсяс дремлющей собаки и спящего кота, пугливого попугая. Динамичные позыв свою очередьрисуютсябыстрыми зарисовками.В качестве наглядного материала в школе применяют чучела животных и птиц, они хорошо помогают при изучении анатомии, а также ихиспользуют в натюрмортах и различных постановках для зарисовок. В школе на уроках изобразительного искусства, выделяют несколько уроков на изображение животных. А такой жанр изобразительного искусствадовольно увлекательныйи интересен школьникам. Нужно уделить больше внимания таким урокам,для изучения этой темы более подробно включить изучение анатомии животных.Так же анималистика широко используетсяв скульптуре. Скульптура позволяет ощутить форму,пластику движения,изгибы, маленькие нюансы в создаваемом объекте. Скульптура –это форма на плоскости ив пространстве. Она обладает не только объёмом, глубиной, сюжетом иформой, нои цветом. Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции[1].На занятиях по скульптуре ребенок не только развивает моторику рук, способствуя развитию интеллекта и улучшению памяти, но и развивать наблюдательность, любовь к «братья меньшим», воспринимает более цельно всю форму, выразительность движения, фактуру.Анималистика в скульптуре должнабыть неотъемлемой частью образовательного процессав дополнительном образовании. Жанр анималистикиучит уважению к животным, состраданию, ответственности за их жизнь. Поэтому хотелось бы чтобы на уроках скульптуры был не только зрительный ряд из чучел птиц и животных, но и были презентации с показом фильмов, в которых звучало пение птиц, чтобы,находясь на природе,ребята могли слушать их пение, фильмы о животных и их повадках, движениях, а так же всевозможных рыб, живущих в глубинах морей, издающие характерные для них звуки [2].На фоне всего разнообразия сюжетов этого жанраособенно интересны птицы и их изображения, они привлекаютнеобычной формой и красивойпластикой. Своей выразительностью обладают ипопугаи. В зоопарке детей зачастую привлекают птицы своимияркими красками, необычным шумом. Оперение попугаев тоженеобычное, длинные перья хвоста инаполненные яркими красками крылья всегда привлекают внимание [3].Образы птиц интересны для учебногопроцесса, детям легче изображать птиц, несложная форма строения тела и яркие цвета привлекают школьников.Так как существует большое количество скульпторованималистов, которые посвящают своё творчество птицам, благодаря этому есть возможность представить большое количество наглядного материала. Следовательно, рассматривать образы птиц в скульптуребудет занятием интересным и плодотворным. Возможно применениеразнообразных материалов для изготовления изделия. Твёрдые, например, камень, мрамор, бронза, и мягкие: пластилин, глина, керамическая глина. Мягкие материалы наиболее приемлемы для образовательного процесса. Эти изделия, имеют возможность разнообразного декорирования. Пластилин можно покрыть сухой краской, бронзой, золотом или серебром, изделия из глины, керамической глины, можно расписать реалистично, декоративно, можно применить декоративные украшения бусинки, перья, ткани. Также к этому списку можно отнести вид папьемаше–лепка из бумажной массы. Такой материал может прекрасно дополнить и разнообразить применение постоянных материалов глины и пластилина для занятий скульптурой, он достаточно пластичный, удобный для лепки, не требует усилий для разминания [1].Итак, материалы, которые наиболее часто используются в образовательном процессе, будут рассмотрены в ниже приведенной таблице (см. Таблица 1).Таблица 1Сравнительная характеристика скульптурных материалов,применяемых в образовательном процессе в системе дополнительного образования

НазваниеДостоинстваНедостаткиПластилинизделия не требуют сушкис каркасом такие изделия будут крепкие устойчивыеможно покрыть красителямипластилин с трудом поддается разминанию

Глинапосле сушки глина становится твердойсделана из натуральный материаловв дальнейшем можно расписатьпосле сушки изделие может потрескатьсядля работы с таким материалом требуется специальная подготовкаПластик (полимерная глина)после запекания в духовке становится твердойразнообразная цветовая гаммапри смешении двух цветов можно получить дополнительные цветатвердая масса дорогостоящий материалдля работы с таким материалом требуется специальная подготовка

Керамическая глинапосле сушки изделие становится твердой, сохнет безвоздействия посторонних факторовможно расписать изделиедля работы с таким материалом требуется специальная подготовкадорогостоящий материалПапьемаше. материал мягкий, легко с ним работатьизделия сохнут без помощи посторонних материал нужно приготовить, но это не занимает много времениБумажная массафакторов, получаются очень прочныеизделие после сушки можно расписать и декорироватьэкологически чистый материалпосле сушки, поверхность изделия становится не ровной, поэтому необходимо выровнять ее шпатлевкой Солёное тестоизделия сохнуть без помощи посторонних факторовизделие после сушки можно расписать и декорироватьизделие после сушки можно расписать и декорироватьПриготовить его можно в любое время, без денежных тратхрупкоематериал нужно приготовить, но это не занимает много времени

Таким образом, можно сделать выводо том, что все материалы имеют достоинства и недостатки, папьемаше можно выделить за доступность в приготовлении такого материала и легкость в применении. Благодаря простоте использования папьемаше можно вводить в процесс обучения скульптуре. Для того, что бы наиболее понятно изложить применение такой техники в дополнительном образованиибыл разработан конспект урока для подростков 11, 12, 13 лет и для студентовпедагогов изобразительного искусства мастеркласс по использованию бумажной массы и по применению еёв образовательном процессе.Так как скульптуру интересно рассматривать в жанре анималистика, конспект урока был разработан по теме: «Птицы в технике лепки из папьемаше», который рассчитан на 6 часов (3 занятия). В серии занятий ребята познакомятся с материалом папьемаше, рассмотрят примеры и создадут свое изделие.Первый урок ознакомительный, ребята будут знакомиться с историей папьемаше и рассматривать виды техник изготовления изделий из папьемаше, чтобы у детей сложилось полноценное понятие о папьемаше.Виды техник изготовления изделий из папьемаше:1.Первый вид представляет собой послойноенаклеивание на модель маленьких кусочков мокрой бумаги на заранее приготовленную модель. В классической технике наносится от нескольких до 100 слоев бумаги. Слои проклеиваются крахмальным клейстером или поливинилацетатным клеем.2.Второй вид изготовления изделий из папьемаше –это лепка из массы папьемаше. Такая масса готовится из бумаги,клеяи шпатлевки, ей можно обклеивать изделия, такжеможно создавать изделия, полностью состоящие из этого материала. Спектр применения массы из папьемаше очень широк. 3.Третий вид изготовления изделий из папьемаше прославилсявРоссии как лаковая миниатюра, а конкретно ― шкатулкииз Федоскина, Палеха, Мстеры и Холуи. Данный вид техники представляет собой послойное склеивание пластин плотного картона, где каждый слойпросушивается. Склеивание должно происходить под прессом[4].4.Также на первом уроке ученики знакомятся с анималистикой и рассматривают птиц, смотрят анатомию и зарисовывают анатомическое строение птиц. Далее преподаватель показывает произведения художников по данной теме, после ознакомления ребята приступают к созданию эскизов своих будущих птиц и проработке их в цвете. Домашним заданием будет доработать эскизы. На втором уроке ребята вместе с учителем приступают к изготовлению своего изделия, для наибольшей наглядности преподаватель готовит бумажную массу на уроке, так как она готовится быстро и легко. Для изготовления изделия преподаватель предлагает ребятамдва варианта работы:1.Сделать изделие полностью из бумажной массы;2.Слепить изделие из пластилина, посередине по диаметру всей получившейся скульптуры поставить пластинки для лучшего разделения высохшей массы, облепить изделие бумажной массой, высушить, разделить половины изделия при помощи пластин, снять форму, которая получилась из бумажной массы, и склеить половинки [5].Далее класс приступает к созданию изделияпо своим эскизам, после завершения изделие должно просохнуть не менее двух суток. Домашнее задание –подготовить элементы для декорирования своей скульптуры в соответствии со своим эскизом. На третьем уроке дети декорируют свои высохшие изделия.

В рамках мастеркласса студенты создают птичек, за основу которых берётся картонный цилиндр. Такая технология выбрана для ознакомления с материалом, и для возможности применения данной темы в педагогической практике и в дальнейшей работе по профессии. Для выбора предлагается три варианта птиц: сова, попугай, пингвин. Далее картонный цилиндр обклеивается бумажной массой, вылепливаются характерные детали:клюв, крылья, оперение. Изделие высыхает и декорируется. Такое несложное задание позволит познакомить студентов с данной техникой, не займет много времени на работу и хорошо подойдет для проведения урока по скульптуре в системе дополнительного образования. Таким образом, папьемаше –материал, который нужно применять в образовательном процессе, вместе с другими скульптурными материалами. Папьемаше имеет следующие преимущества:небольшие затраты на материал;простота приготовления массы;легкость и интерес в работе с материалом;изделия из такого материала экологичные.Детям нравится всёнеобычное и новое, поэтому такая техника обязательно должна полюбиться ученикам. Изучение такой техники в жанре анималистика даёт возможность развивать у детей уважение к животным, сострадание, ответственность за их жизнь.

Ссылки на источники1.Одноралов Н. Скульптура и скульптурные материалы. –М.: Изобразительное искусство, 1982. –221 с.2.Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. –М.: Владос, 2006. –256 с.3.Лыкова И. А. Мастерилка. Детское художественное творчество. –М.: Карапуз, 2008. –68с.4.Бельтюкова Н. Папьемаше: книга с картинками о технике папьемаше. –СПб.: Питер, 2014. –64с.5.Шаталова М. Папьемаше, технологии и виды. –URL:http://www.happygiraffe.ru/community/24/forum/post/50206/(дата обращения 14.11.2014).

Darya Shalaginovа,Student, Technology and DesignDepartment, Vyatka State Universityof Humanities, Kirovdashashalaginova@mail.ru

Sculptural materialpapiermache andthe possibility of itsuse inanimal genreAbstract. The paper discusses theanimalistic genre of fine artsanddraws attention to theteaching ofanimalismin sculpture,determinesthestrengths and weaknesses ofsculpturalmaterialsusedin the educational process, including all the options. Papiermacheis the best material for this type of work for easy preparationanduse.Keywords: animals, sculptural materials, papiermache.

Рекомендованокпубликации:

Г.Н.Некрасовой,докторомпедагогических наук, членом редакционной колллегиижурнала «Концепт»