Проектирование загородного жилого дома как введение в курс проектирования для студентов по направлению подготовки «Дизайн среды»
Международная
публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шапин
Е.
В. Проектирование загородного жилого дома как введение в курс проектирования для студентов по направлению подготовки «Дизайн среды» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – № S18. – С.
136–140. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/75265.htm.
Аннотация. В статье речь идёт о различных стилях загородного дома. Приводятся сведения об этапах развития стиля загородного дома в разные исторические временные периоды.
Текст статьи
Шапин Евгений Валерьевич,доцент кафедры дизайна и изобразительного искусства ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет, г.Кировe.v.shapin@gmail.com
Проектирование загородного жилого дома как введение в курс проектирования для студентов по направлению подготовки «Дизайн среды»
Аннотация. В статье речь идёт о различных стилях загородного дома. Приводятся сведения об этапах развития стиля загородного дома в разные исторические временные периоды. Ключевые слова: дизайнпроектирование, загородный дом, дизайн среды, архитектурный облик.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
На примере небольшого архитектурного объекта, каким является загородный жилой дом, студенты знакомятся с основами архитектуры, методами формообразования, образностью архитектурных объемов, стилями архитектурного проектирования и модными современными тенденциями в дизайне среды. Об архитектурной моде сегодняшних дней и пойдет речь в этой публикации.Если вы посмотрите на проекты, представленные на выставках, в каталогах и студенческих работах, то обнаружите большое количество интересных и оригинальных решений. В то же время, если вы заговорите об отечественной архитектуре с профессионалом в этой области, то выяснится, что с этим у нас есть серьёзные проблемы.Ещёв советские времена наши архитектурные и дизайнерские мастерские славились «бумажными» проектами, которые выигрывали международные конкурсы, но которым суждено было остаться невоплощенными. Все решения диктовались чиновниками на государственном уровне. На первый план выходит утилитарность, политкорректность, стоимость, отодвигая требования эстетики и стиля в конец списка. Это в особенности сильно относилось к загородной архитектуре. Власть в СССР с еёориентацией на коммуны, урбанизацию, производственные базы считала малоэтажную застройку отмирающим видом архитектуры [1].Со сменой государственного строя возросла потребность в проектировании индивидуального жилищного строительства. Сейчас условия диктует не чиновник, а заказчик, и его представления о красоте являются основополагающими. Сейчас о недвижимости начала 90х годов ходят легенды: все помнят знаменитые «новорусские замки» из красного кирпича с башенками и глухими заборами, нередко расположенные на шести сотках. Жить тошно, ломать жалко, продать невозможно.За прошедшие два десятилетия вкусы заказчиковпотребителей значительно изменились и стали более разнообразными. После ухода времён «дикого капитализма» люди поездили по «заграницам», познакомились с европейскими и мировыми архитектурными и дизайнерскими традициями, с пополнениеассортимента импортных строительных и отделочных материалов и предметов интерьера российская архитектура преобразилась. Рынок проделал большой путь от домакрепости до организованного коттеджного поселка. Архитектурный облик загородного дома или посёлка меняется в лучшую сторону.Практически вся загородная недвижимость представляет собой смешение элементов из различных стилей. Это вызвано стремлением человека сделать свой дом индивидуальным, выделиться из общей массы. Однако принцип стилевой совместимости должен быть соблюдён, в противном случае облик жилища станет очевидным свидетельством отсутствия у владельца эстетического вкуса.За время своего существования рынок загородного жилья пережил несколько этапов. В самом начале были разнообразные замки с башенками, потом пришла мода на домашале, затем популярен стал стиль «хайтек». Сейчас прослеживается возврат к классике, адаптированной к современности –так называемый «фьюжн». По данным AGCAPITAL, классическим проектам сегодня отдают предпочтение около 40% покупателей, а по собственному опыту практикующего архитектора могу добавить, что по крайней мере в Кировской области –более 50%. Для этого стиля характерно обязательное соблюдение пропорций классического архитектурного ордера, гармоничность и строгость форм, чёткие, ясные линии и уравновешенная композиция. Отсутствие вычурности в декоре создаёт в интерьере уютную атмосферу. А колонны и лепнина, удачно вписывающиеся в классическую архитектуру, помогут оформить дом так, чтобы с первого взгляда было понятно –за элегантной простотой скрывается достоинство, преуспевание, солидность, но для дизайнераархитектора этот стиль наименее интересен в творческом плане.Очень популярен стиль кантри, особенно домашале. Зародившийся в Альпах, этот стиль имеет свою отличительную особенность –пологая кровля, доминирующая над всем объёмом, очень большие свесы кровли, защищающие стены, обилие натурального камня и дерева, широкие деревянные балконы. Покупатели жилья в этом стиле ориентированы как на сезонное, так и на круглогодичное проживание.На пике популярности у «продвинутых» заказчиков сегодня находится стиль классика мировой величины –известного американского архитектора XXв. Френка Ллойда Райта. Он исповедовал идею «органической архитектуры», когда все строения вписываются в природный ландшафт и гармонично сочетаются с пейзажем, становясь его неотъемлемой частью. В таких домах много стекла, света, для строительства используются в основном натуральные материалы. Особой популярностью, чаще у молодых заказчиков, пользуется стиль «лофт». Большие окна, единый объём внутреннего пространства, практически полное отсутствие изолированных помещений, металлические балки, открытая вентиляция и другие коммуникации –всёэто составляет шарм лофта. Интерьер выдержан в определенном ключе –как правило, потолки и стены однотонные, холодных «промышленных» оттенков, много стекла, металла, технологичное освещение.Немного уступает ему по популярности стиль модерн –на современном этапе это скорее «постмодерн». Его основными чертами можно назвать отсутствие прямых линий, гармонию силуэтов. Фасады зданий обладают динамичностью и текучестью форм. Всёэто относится и к проектированию внутреннего пространства.«Хайтек» всегда считался показателем достижений в области высоких технологий. В отличие от других стилей, он ориентирован на сочетание металлоконструкций со стеклом. Но в последнее время он все меньше пользуется популярностью, видимо, это связано с нашей климатической зоной, с продолжительностью зимы и хмурого межсезонья. Это заставляет россиян отдавать предпочтение более «теплому» и уютному загородному жилью [2].Конечно, существуют и другие архитектурные стили: конструктивизм, этностили, характерные для разных стран и континентов, экологический и т.д.,но в основном большинство современных проектов в области архитектуры и дизайна представляют собой сочетание элементов разных стилей –эклектика. Но это не значит, что «эклектика» –однозначно плохо. При грамотномбережном отношении разумное сочетание разностилевых компонентов вполне может сложиться в единый, законченный образ.Ещёнемаловажным фактором при проектировании жилых загородных домов, да и вообще жилья, является совместная работа заказчика и проектировщика, т.к. жить в созданных условиях придётся заказчикам и их семьям. Поэтому неотъемлемой частью начального этапа проектирования является работас заказчиком –изучение состава семьи, предпочтений в работе и отдыхе, хобби, любимых стилевых и цветовых предпочтений заказчика. Только совместная, кропотливая работа над проектом даст наиболее положительный результат, который устроит заказчика. А если впроцессе работы над проектом архитектору или дизайнеру удастся ещёи повлиять на воспитание вкуса заказчика, это будет «высший пилотаж» для дизайнера. Всёэто нужно знать студентам направления «Дизайн среды» при начале проектирования задания «Проект загородного жилого дома».
Ссылки на источники1.СаттароваД. Проект архитектора Нилова // ДИНА: Дизайн и новая архитектура. –2001. –№ 7. –С. 50–55.2.ИконниковА.В. Пространство и форма в архитектуре и градостроительстве. –М.: КомКнига, 2006. –352 с.
EvgeniyChapin,
AssociateProfessorat the chair of DesignandFineArtsVyatka State Universityof Humanities, Kirove.v.shapin@gmail.comDesigningsuburbanresidentialhomeas an introduction tothe design coursefor students with major“Environmental design”Abstract.The paperdeals withthe variouscountryhouse stylesand stages of designof a countryhousestylein different historicaltime periods.Keywords:designengineering, villa, environmental design, architectural appearance.
Рекомендованокпубликации:
Г.Н.Некрасовой,докторомпедагогических наук, членом редакционной колллегиижурнала «Концепт»
Проектирование загородного жилого дома как введение в курс проектирования для студентов по направлению подготовки «Дизайн среды»
Аннотация. В статье речь идёт о различных стилях загородного дома. Приводятся сведения об этапах развития стиля загородного дома в разные исторические временные периоды. Ключевые слова: дизайнпроектирование, загородный дом, дизайн среды, архитектурный облик.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
На примере небольшого архитектурного объекта, каким является загородный жилой дом, студенты знакомятся с основами архитектуры, методами формообразования, образностью архитектурных объемов, стилями архитектурного проектирования и модными современными тенденциями в дизайне среды. Об архитектурной моде сегодняшних дней и пойдет речь в этой публикации.Если вы посмотрите на проекты, представленные на выставках, в каталогах и студенческих работах, то обнаружите большое количество интересных и оригинальных решений. В то же время, если вы заговорите об отечественной архитектуре с профессионалом в этой области, то выяснится, что с этим у нас есть серьёзные проблемы.Ещёв советские времена наши архитектурные и дизайнерские мастерские славились «бумажными» проектами, которые выигрывали международные конкурсы, но которым суждено было остаться невоплощенными. Все решения диктовались чиновниками на государственном уровне. На первый план выходит утилитарность, политкорректность, стоимость, отодвигая требования эстетики и стиля в конец списка. Это в особенности сильно относилось к загородной архитектуре. Власть в СССР с еёориентацией на коммуны, урбанизацию, производственные базы считала малоэтажную застройку отмирающим видом архитектуры [1].Со сменой государственного строя возросла потребность в проектировании индивидуального жилищного строительства. Сейчас условия диктует не чиновник, а заказчик, и его представления о красоте являются основополагающими. Сейчас о недвижимости начала 90х годов ходят легенды: все помнят знаменитые «новорусские замки» из красного кирпича с башенками и глухими заборами, нередко расположенные на шести сотках. Жить тошно, ломать жалко, продать невозможно.За прошедшие два десятилетия вкусы заказчиковпотребителей значительно изменились и стали более разнообразными. После ухода времён «дикого капитализма» люди поездили по «заграницам», познакомились с европейскими и мировыми архитектурными и дизайнерскими традициями, с пополнениеассортимента импортных строительных и отделочных материалов и предметов интерьера российская архитектура преобразилась. Рынок проделал большой путь от домакрепости до организованного коттеджного поселка. Архитектурный облик загородного дома или посёлка меняется в лучшую сторону.Практически вся загородная недвижимость представляет собой смешение элементов из различных стилей. Это вызвано стремлением человека сделать свой дом индивидуальным, выделиться из общей массы. Однако принцип стилевой совместимости должен быть соблюдён, в противном случае облик жилища станет очевидным свидетельством отсутствия у владельца эстетического вкуса.За время своего существования рынок загородного жилья пережил несколько этапов. В самом начале были разнообразные замки с башенками, потом пришла мода на домашале, затем популярен стал стиль «хайтек». Сейчас прослеживается возврат к классике, адаптированной к современности –так называемый «фьюжн». По данным AGCAPITAL, классическим проектам сегодня отдают предпочтение около 40% покупателей, а по собственному опыту практикующего архитектора могу добавить, что по крайней мере в Кировской области –более 50%. Для этого стиля характерно обязательное соблюдение пропорций классического архитектурного ордера, гармоничность и строгость форм, чёткие, ясные линии и уравновешенная композиция. Отсутствие вычурности в декоре создаёт в интерьере уютную атмосферу. А колонны и лепнина, удачно вписывающиеся в классическую архитектуру, помогут оформить дом так, чтобы с первого взгляда было понятно –за элегантной простотой скрывается достоинство, преуспевание, солидность, но для дизайнераархитектора этот стиль наименее интересен в творческом плане.Очень популярен стиль кантри, особенно домашале. Зародившийся в Альпах, этот стиль имеет свою отличительную особенность –пологая кровля, доминирующая над всем объёмом, очень большие свесы кровли, защищающие стены, обилие натурального камня и дерева, широкие деревянные балконы. Покупатели жилья в этом стиле ориентированы как на сезонное, так и на круглогодичное проживание.На пике популярности у «продвинутых» заказчиков сегодня находится стиль классика мировой величины –известного американского архитектора XXв. Френка Ллойда Райта. Он исповедовал идею «органической архитектуры», когда все строения вписываются в природный ландшафт и гармонично сочетаются с пейзажем, становясь его неотъемлемой частью. В таких домах много стекла, света, для строительства используются в основном натуральные материалы. Особой популярностью, чаще у молодых заказчиков, пользуется стиль «лофт». Большие окна, единый объём внутреннего пространства, практически полное отсутствие изолированных помещений, металлические балки, открытая вентиляция и другие коммуникации –всёэто составляет шарм лофта. Интерьер выдержан в определенном ключе –как правило, потолки и стены однотонные, холодных «промышленных» оттенков, много стекла, металла, технологичное освещение.Немного уступает ему по популярности стиль модерн –на современном этапе это скорее «постмодерн». Его основными чертами можно назвать отсутствие прямых линий, гармонию силуэтов. Фасады зданий обладают динамичностью и текучестью форм. Всёэто относится и к проектированию внутреннего пространства.«Хайтек» всегда считался показателем достижений в области высоких технологий. В отличие от других стилей, он ориентирован на сочетание металлоконструкций со стеклом. Но в последнее время он все меньше пользуется популярностью, видимо, это связано с нашей климатической зоной, с продолжительностью зимы и хмурого межсезонья. Это заставляет россиян отдавать предпочтение более «теплому» и уютному загородному жилью [2].Конечно, существуют и другие архитектурные стили: конструктивизм, этностили, характерные для разных стран и континентов, экологический и т.д.,но в основном большинство современных проектов в области архитектуры и дизайна представляют собой сочетание элементов разных стилей –эклектика. Но это не значит, что «эклектика» –однозначно плохо. При грамотномбережном отношении разумное сочетание разностилевых компонентов вполне может сложиться в единый, законченный образ.Ещёнемаловажным фактором при проектировании жилых загородных домов, да и вообще жилья, является совместная работа заказчика и проектировщика, т.к. жить в созданных условиях придётся заказчикам и их семьям. Поэтому неотъемлемой частью начального этапа проектирования является работас заказчиком –изучение состава семьи, предпочтений в работе и отдыхе, хобби, любимых стилевых и цветовых предпочтений заказчика. Только совместная, кропотливая работа над проектом даст наиболее положительный результат, который устроит заказчика. А если впроцессе работы над проектом архитектору или дизайнеру удастся ещёи повлиять на воспитание вкуса заказчика, это будет «высший пилотаж» для дизайнера. Всёэто нужно знать студентам направления «Дизайн среды» при начале проектирования задания «Проект загородного жилого дома».
Ссылки на источники1.СаттароваД. Проект архитектора Нилова // ДИНА: Дизайн и новая архитектура. –2001. –№ 7. –С. 50–55.2.ИконниковА.В. Пространство и форма в архитектуре и градостроительстве. –М.: КомКнига, 2006. –352 с.
EvgeniyChapin,
AssociateProfessorat the chair of DesignandFineArtsVyatka State Universityof Humanities, Kirove.v.shapin@gmail.comDesigningsuburbanresidentialhomeas an introduction tothe design coursefor students with major“Environmental design”Abstract.The paperdeals withthe variouscountryhouse stylesand stages of designof a countryhousestylein different historicaltime periods.Keywords:designengineering, villa, environmental design, architectural appearance.
Рекомендованокпубликации:
Г.Н.Некрасовой,докторомпедагогических наук, членом редакционной колллегиижурнала «Концепт»