Подготовка социальных педагогов к организации игровой и досуговой деятельности школьников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Астахова Н. И. Подготовка социальных педагогов к организации игровой и досуговой деятельности школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S19. – С. 1–5. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75267.htm.
Аннотация. Статья посвящена обобщению опыта организации подготовки будущих социальных педагогов в организации игр и досуга.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Астахова Н. И. Подготовка социальных педагогов к организации игровой и досуговой деятельности школьников// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №19.–ART75267. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75267.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 1

ART75267УДК

37.013.42

Астахова Наталья Ивановна,

старший преподаватель кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаулsunshine2705@mail.ru

Подготовка социальных педагогов к организации игровой и досуговой деятельности школьников

Аннотация. Статья посвящена обобщению опыта организации подготовки будущих социальных педагогов в организации игр и досуга.

Ключевые слова:игры, отдых, функциональные возможности для отдыха и игр.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Досуговая деятельность–уникальное средство социализации ребёнка. Досуг–добровольная деятельность, опирающаяся на личные интересы, притязания детей, их удовлетворение. В досуговой деятельности содержатся огромные ресурсы социализации, знать которые необходимо социальному педагогу, уметь их применить соответственно возникающей социальнопедагогической проблеме. В досуговой деятельности формируется отношение к самому себе, к другим, к социуму, развитие всех сфер личности –психоэмоциональной, интеллектуальной физической.Актуальная социальнопедагогическая задача–помочь ребенку найти «лучшего себя», «нового себя» в досуговой деятельности. Для её решения нужны «поля творческой свободы»–деятельность без окриков, одёргивания и заорганизованности. Детям всегда нужны благоприятные условия для самовыражения, интерес к предлагаемой деятельности. Необходимо спокойно и терпеливо относиться к потребностям детей. У ребёнка всегда должны быть личный поиск, свои переживания, свои успехи. У многих детей нет опыта интересной для них успешной деятельности, нет практических способов заявить о своих предпочтениях. Учебная деятельность в школе строго регламентирована, а в отличие от нее, досуговая более свободна и в содержании и в формах реализации, составе участников.При педагогически грамотной организации досуговой деятельности важно показать разные модели, формы, привлечь детей к разноплановой деятельности, опереться на имеющиеся ценностные ориентации, позиции референтных лиц–уважаемых взрослых, сверстников, педагогов.Досуг–это возможностьдля ребёнка получать одобрение, достичь «принятия» в личностно значимой группе сверстников. Досуг для детей всегда является способом самореализации и самореабилитации. Качественно организованный досуг в образовательном учреждении–универсальное средство профилактики бездуховности, эмоциональной бедности, интеллектуальной узости, деятельностнопрактической ограниченности. Для социального педагога, умело использующего досуговую деятельность, она становится инструментом эмоциональной поддержки ребёнка, т.к.любой успех ребёнка здесь активизирует положительные эмоции, которые распространяются на другие сферы жизнедеятельности растущей личности, взаимоотношений в детском коллективе.Астахова Н. И. Подготовка социальных педагогов к организации игровой и досуговой деятельности школьников// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №19.–ART75267. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75267.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 2

В досуговой деятельности дети имеют право на определённые привилегии: стать незаменимыми (а к этому, как известно, стремятся все ребята); сблизиться друг с другрм; определить лидеров; поимпровизировать, сделать творческий выбор и др. В более широком контексте за этим стоит потребность ребёнка в личном пространстве, свободе и независимости.Досуг тогда становится средством успешной социализации, когда имеется в наличии разнопрфильный набор условий, ролей, игр, конкурсов, позволяющий каждому участнику быть успешным и попробовать себя в творчески ориентированной деятельности.Клиентами социального педагога часто бывают учащиеся с проблемами в сфере учебы, общения, социального взаимодействия. Основополагающий принцип работы социального педагога при организации досуга–увидеть добрые начала, опереться на них. Профессиональное мастерство здесь связано с наличием у социального педагога слов длявыражения эмоциональной поддержки, похвалы, восхищения. Для социального педагога важно умение создавать ситуации поддержки: быть вместе, рядом; иметь в арсенале специально спроектированные ситуации, где ребенок был бы успешен в отношениях со сверстниками; безупречно владеть техникой фиксации малых и больших достижений и успехов детей. Не следует упускать из виду такие приёмы эмоциональной поддержки, как жесты, эмоциональный подогрев и др. Нужны жесты: пожатия руки, похлопывание по плечу, палец вверх–«молодец»; руки сжаты в замок и подняты вверх и др.; групповые приёмы эмоциональной поддержки: аплодисменты в честь..., скандирование имени, проход через ребячий (аплодирующий, музыкальный, праздничный) коридор; исполнение песнипосвящения, создание галереи участников (фото, рисунок, коллаж), торжественное пожатие руки в присутствии коллектива и др.При определённых условиях досуг может быть сферой активного самовоспитания ребёнка. Именно в досуговой, игровой по своей сути деятельности, дети часто сами предъявляют к себе традиционные требования взрослых: «будь честным, терпеливым, настойчивым, волевым, терпимым и т.д.». Эти требования ребята сами, без побуждения взрослых выполняют в своих играх, иначе игровое действие просто не состоится, т.е.не получится то, к чему стремишься... Досуг демонстрирует учащимся «пределы самостоятельности и трудности»: они их преодолевают, значит–растут. В досуговой деятельности ребёнок способен творить чудеса и «превосходитьсебя», его творческие «мускулы» растут лишь в беспрерывной тренировке. Успех приходит к детям, если каждый досуговый тренинг подводит их к грани возможностей. За этим стоит педагогическая позиция: побеждает в жизни тот, кто ещё в детстве научился преодолевать себя, свою инерцию, побеждать свой страх, свою неуверенность.Возрастные, индивидуальные качества растущей личности диктуют отбор содержания, выбор оптимальной формы организации досуга, предел осваиваемых барьеров и трудностей.Досуг реализует потребность в общении. Мотив общение занимает у подростков и юношества первое место в структуре досуговой деятельности.Организованный педагогами досуг чаще всего–коллективное дело. Радость удачи в этом случае делится обычно на всех. Например, футбольная победа или успех праздника. Для того, чтобы эффективность совместного творческого мероприятия была наивысшей, каждый должен осознавать общественную значимость как своих действий, так и действий всех соучастников в целом. Широко используемые в работе известные приёмы коллективной творческой деятельности: например, череАстахова Н. И. Подготовка социальных педагогов к организации игровой и досуговой деятельности школьников// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №19.–ART75267. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75267.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 3

дование творческих поручений; анализ дела или ситуация «давайте обсудим»; распределение поручений различными способами: по графику, по желанию, по выбору, по назначению; как поощрение, как решение совета коллектива или самого коллеги и др.; приносят ощутимую пользу разнообразные формы коллективной мыследеятельности: «эстафета», «веер мнений», «открытая трибуна», «банк идей», «защита предложений», «презентация» и др.Досуг развивает многие социальноценные потребности и качества личности, формирует интересы, провоцирует самопроверку сил, гармонизует самооценку среди сверстников, удовлетворяет потребность в общении, устанавливает субординацию отношений с теми, кто старше или младше. Досуг–деятельностен, и поэтому каждый ребёнок включён в групповые взаимоотношения, он комуто нужен. Без его участия досуговое мероприятие не получится, не состоится, неудастся.Вместе с тем досуг–есть пространство, открытое для прямого и косвенного педагогического воздействия, для конструктивного влияния самых различных социальнопедагогических «институтов» общества. Необходимо привлечение в досуговую деятельность различных организаций, взрослых, сверстников. Нужна зримая наглядная агитация, опора на положительные авторитеты. Досуг–это возможность для ребёнка расширить эмоционально значимые контакты, укрепить интересы, расширить кругозор... У каждого социального педагога должна быть банк адресов, телефонов, проспектов, путеводителей и др. учреждений, сотрудничество с которыми позволит решить задачи эффективной организации досуга.Социальный педагог –организатор детского общения. Он должен уметь организовывать те формы досуговой деятельности, где каждый ребёнок полноценный участник, где создается доброжелательная атмосфера, где существует правило: «все имеют право на свою точку зрения, на ошибку, на высказывание, оценку, выбор» и др. Такими формами досугового общения могут быть: «огоньки», чаепития, дни рождения, вечера отдыха, сюрпризов, встречи друзей, вечера смеха, программы «от всей души», вечера развлечений; дискотеки, кафе, «посиделки»; серия встреч с интересными людьми, программы «старшие–младшим» и др.Отдельным аспектом досуговой деятельности является игра. Игра человека есть подлинно культурная ценность,способствующая укреплению контактов между людьми на социальном уровне, и тем самым участвующая в процессе социализации личности наиболее приятным для него способом.Среди всех исследований по вопросам игры особое место принадлежит использованию игры в воспитательном процессе. Сложность понимания воспитывающего значения игры кроется в особой природе игровой деятельности: в ее многочисленных определениях неизменно подчеркиваются самоценность и самопроизвольность, отсутствие практической направленности, ориентации на результат. Между тем, воспитание –целенаправленная деятельность, которую организует педагог. Поэтому использование игровых моделей в организации деятельности является сложной педагогической задачей.Игра имеет свою специфику при использовании в деятельности социального педагога. Воспитательный потенциал игры велик. С ее помощью можно:создать эмоциональную основу жизнедеятельности детского коллектива, установить взаимные контакты, общение, закрепить нормы поведения;осуществить своеобразную психотерапевтическую коррекцию личности, ее самоутверждение и дальнейшее самосовершенствование;снять физическую усталость с мышц, переключить с одного вида деятельности на другой;Астахова Н. И. Подготовка социальных педагогов к организации игровой и досуговой деятельности школьников// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №19.–ART75267. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75267.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 4

организовать разумный досуг;развить творческую самостоятельность и инициативу, закрепить умение быстро ориентироваться в окружающей действительности, в изменяющихся ситуациях.Уникальность игры как способа познания мира состоит в том, что в форму игры можно облечь любую тему, интересующую детей и подростков. Игра может быть направлена:на обучение определенным навыкам;выявление лидеров и аутсайдеров;сплочение коллектива;решение конфликта;выявление кандидатур, способных справиться с тем или иным функционалом;сплочение мальчиков и девочек и т. д.В игровой деятельности можно моделировать любые психологические состояния, эмоциональные или когнитивные нарушения, межличностные конфликты, деловые затруднения и процесс их коррекции, компенсации. Игровая терапия –один из наиболее доступных для широкого применения вариантов психологического тренинга.Игра в психотерапевтическом, коррекционном аспекте представляет собой целенаправленно организованную, моделируемую активность субъекта или группы, в которой через символический уровень или уровень конкретных примеров достигается устранение психологических отклонений субъекта или гармонизация межличностных отношений в группе.Игра обладает следующими эффектами воздействия на личность:эффект резонанса –субъект узнает себя в разыгрываемом сюжете и изменяется в подсказываемом направлении;эффект катарсиса –эмоциональное отреагирование, «очищение»на основе нового понимания прежнего опыта и настоящей реальности;эффект самораскрытия и самореализации в эмоциональном или деятельностном плане;эффект «когнитивного просветления»–нахождение выхода из проблем, конфликтной ситуации;эффект научения оптимальному стилю поведения или деятельности;сближение коллектива, группы, гармонизация межличностных отношений;интериоризация теоретических построений в наглядночувственный, эмпирический опытиндивидуума или группы, коллектива.Такое многостороннее позитивное психологическое воздействие игр позволяет использовать их в разнообразных направлениях для достижения нужных целей.Важной составляющей профессиональной подготовки будущих социальных педагогов является формирование у будущих педагогов теоретических знаний о социальном, педагогическом и психологическом потенциале игры и досуга и их месте в учебновоспитательном процессе в современном социуме и умений реализовать на практике воспитательный потенциал игровой и досуговой деятельности. Для решения этой задачи в учебном плане подготовки бакалавриата по направлению «Психология, социальная педагогика» включен предмет «Технология организации игровой и досуговой деятельности».Изучая его, студенты, актуализируют, систематизируют и обогащают теоретические знания об игровой и досуговой деятельности, имеющиеся у них из предыдущего жизненного опыта. Поскольку предмет имеет практическую направленность, Астахова Н. И. Подготовка социальных педагогов к организации игровой и досуговой деятельности школьников// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №19.–ART75267. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75267.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 5

важным его элементом является отработка навыков использования игровой деятельности как педагогической инструментовки, позволяющей использовать игру как средство обучения и воспитания современных школьников.Досуг отражает реальную ситуацию социума. Будущие социальные педагоги учатся выявлять актуальные проблемы детского досуга, осмысливать их и моделировать досуговые программы с учетом актуальной социальной ситуации, региональных традиций, обычаев, особенностей образовательных учреждений.Освоив дисциплину «Технология организации игровой и досуговой деятельности», будущие социальные педагоги смогут решать широкий спектр профессиональных задач:изучать возможности, потребности, достижения учащихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития;организовывать воспитание с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям учащихся и его социальных условий;изучать и формировать потребности детей и взрослых в досуговой деятельности, организовывать культурное пространство;разрабатывать и реализовывать игровые и досуговые программы для различных социальных групп.Для освоения дисциплины «Технология игровой и досуговой деятельности» обучающиеся используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в ходе обучения в средних общеобразовательных учреждениях.Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего прохождения учебной практикив летних оздоровительных лагерях, учебной практики в образовательных социальнопедагогическихучреждениях практической деятельности в сфере социального воспитания.Зная воспитательный потенциал детского досуга, его специфические особенности и основные компоненты, законы, принципы и методы досуговой педагогики, будущие социальные педагоги будут уметь определять тематику сценариев досуговых программ и подбирать к ним материал на основе исследования конкретных событий, а так же моделировать, организовывать и проводить как традиционные, так и инновационные формы досуговой деятельности.Изучение курса предусматривает не только и не столько теоретические занятия, сколько отработку практических умений и навыков в организации и проведении разнообразных игр, составлении игровых и конкурсных программ и их реализации в практической деятельности.Формы обученияиспользуются самые разнообразные –обзоры литературы, игровые практикумы и тренинги с обязательной последующей рефлексией и анализом. Через практическую деятельность у будущих педагогов формируется отношение к игре не как к чемуто легкомысленному и примитивному, а как к эффективному средству воспитания и коррекции.Студенты на практике осваивают конкретные технологии предъявления педагогического требования, педагогической оценки, создания ситуации успеха в воспитательной деятельности и организации различных видов деятельности в игровых формах.По отзывам студентов старших курсов и выпускников именно знания и практические умения, полученные при изучении «Технологии организации игровой и досуговой деятельности», позволили им эффективно решать прикладные задачи, возникающие в работе: устанавливать контакт с детьми и коллегами, проводить различные мероприятия, тренинги, праздники.Астахова Н. И. Подготовка социальных педагогов к организации игровой и досуговой деятельности школьников// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №19.–ART75267. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75267.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 6

Natalia Astakhova,

senior teacher of the Department of pedagogy,the Altay State Pedagogical University, Barnaulsunshine2705@mail.ru

Preparing social workers to the organization of games and leisure activities of the studentsAbstract.The article is devoted to the generalizationof the experience of the organization of preparing future social workers to the organization of games and leisure activities leisure activities. The article considers the list of broad functional capabilities of leisure and basic sociopedagogical technologies.Key words:games, leisure, functional capabilities of leisure and games.

Рекомендованокпубликации:

Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук;Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived06.04.15Получена положительная рецензияReceived a positive review08.04.15ПринятакпубликацииAccepted for publication08.04.15ОпубликованаPublished29.04.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Астахова Н. И., 2015www.ekoncept.ru