Экологическое образование младших школьников в рамках интегративного курса «Окружающий мир»
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Багова
Л.
Л. Экологическое образование младших школьников в рамках интегративного курса «Окружающий мир» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – № S25. – С.
6–10. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/75308.htm.
Аннотация. В статье раскрываются методические условия формирования экологической культуры младших школьников в процессе изучения интегративного курса «Окружающий мир». Наряду с теоретическим анализом проблемы, автор приводит результаты экспериментальной работы по формированию экологической культуры младших школьников.
Ключевые слова:
экологическая культура, младший школьник, экологическое образование, интегративный курс, «окружающий мир»
Текст статьи
Багова Л.Л.Экологическое образование младших школьников в рамках интегративного курса «Окружающий мир»// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №25.–ART75308. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75308.htm. –ISSN 2304120X. 1
ART75308УДК373.3
Багова Ляна Левовна, кандидат педагогических наук,доцент кафедры естественноматематическихдисциплин и методики их преподавания в системедошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет», г. Майкопbagova57@mail.ru
Экологическое образование младших школьников в рамках интегративного курса «Окружающий мир»
Аннотация.В статье раскрываются методические условия формированияэкологической культуры младших школьников в процессе изучения интегративного курса «Окружающий мир». Наряду с теоретическим анализом проблемы, автор приводит результаты экспериментальной работы по формированию экологической культуры младших школьников.Ключевые слова:экологическое образование, экологическая культура, интегративный курс, «Окружающий мир», младший школьник.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
В настоящее время современное состояние качества окружающей среды как среды обитания человека свидетельствует о его кризисном состоянии. В Федеральных целевых программах развития образования на 20062010 и 20112015 годы, в рамках Федеральной целевойпрограммы «Дети России» (с 2003г.) обосновываются принципиальные требования к качеству окружающей среды как основного фактора сохранения здоровья человека[1].В Законе Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 №273ФЗв Ст.3.п.3 изложены «Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования», нарядус гуманистическим характером образования обозначеноприоритетное направление –формирования бережного отношения к природе и окружающейсреде, рационального природопользования[2]. Международные организации ЮНЕСКО/ЮНЕП указывают на проблему экологического образования как глобальную проблему, разрешение которой является базовым условием для сохранения планеты Земля. Экологическая культура интегративное качество человека формируется не только в процессе экологического образования, но в процессе его социализации через приобщение к социальным нормам, соответствующим представлениям о нормах морали и нравственности.В ФГОС НО второго поколенияуказывается, что формирование основ экологической культуры как качества личности предполагает:формирование знаний о единстве природы, ее значении для жизни человека, о взаимодействии в системе человек –природа –общество;формирование собственного опыта у младших школьников в процессеизучении, оценки и сохранения окружающей среды;формирование ценностных ориентаций в процессе изучения и сохранения окружающей природной среды;Багова Л.Л.Экологическое образование младших школьников в рамках интегративного курса «Окружающий мир»// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №25.–ART75308. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75308.htm. –ISSN 2304120X. 2
формирование мотивов, потребностей, привычек целесообразного поведения и деятельности, способности научных и нравственных суждений по экологическим вопросам;участие в активной практической деятельности по охране окружающей среды [3].ВФГОС НО второго поколения в качестве основного направления деятельности начальной школы выдвигается идеявоспитания эмоционально –ценностного, позитивного отношения к себе и к окружающему миру. Вместе с тем экологическая культура как часть общей культуры личностихарактеризует степень восприятия человеком природы, его возможностями оценивать и выявлять экологические ситуации в повседневной жизни, прогнозировать возможные экологические проблемы. Формирование экологической культуры представляется государственной задачей, решение которой в рамках институционального подхода (через социальные и образовательные учреждения)возможно в условиях организации системы и непрерывногоэкологического образования. В соответствии с возрастными особенностямиэкологическаякультурав начальных классах проявляется, прежде всего, в бережном отношениик природе и готовности сохранить ее. Формирование у младших школьников ценностного отношения к природе на начальном этапе обучениятесно связано с формированиепервоначальных представлений о природе, о взаимосвязях природы и человека. Базовые знанияпо экологии в рамках «Природоведения», интегрированного курса «Окружающий мир». Урочная деятельностьи внеклассная работа взаимодополняютдругдругавпроцессе изучения интегрированного курса«Окружающий мир». По каждому направлению осуществляется освоение научных знаний и их рефлексия, а также приобретение опыта исследовательской и природоохранительной деятельности детей.Ограниченные рамки урока, а также необходимость следования учебной программе не всегда позволяют решать задачи экологического образования. Организация внеклассной работы, направленной на формирование экологической культурыличности младшего школьникареализует как когнитивные функции (прочноеосвоениесистемы знаний о природе и ее взаимосвязях на уроке), но и развивает интерес к предмету «Окружающий мир». Наряду с этим выполняются воспитательные функции:формируетсяответственноеи бережное отношениек природе, осознаниясебя частью единой природы, признанияприродыс точки зрения ее самоценности.Концепция экологического образования в отечественной педагогике была принята в 1977 г. на Межправительственной конференции в г.Тбилиси. Авторами данной концепции были И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, И.Т.Суравегина. В разработке содержания, форм и методов и методики формирования экологической культуры младших школьников большой вклад внесли известные методистыН.Ф.Виноградова, А.Н.Захлебный, И.Т. Суравегина, Л.П. Симонова, С.Н.Николаева, И.Т.Понамарева, А.А.Плешаков, Н.А.Рыжова, Т.И Тарасова. Современноеэкологическое образование направлено:изучение интегрированного курса «Окружающий мир» направлено формирование целостной картины мира, во взаимосвязи и взаимообусловленности элементов природы, включая и человека;развитие способности младших школьников к когнитивной и рефлексивной деятельности в процессеизучения природы;готовность младших школьников к сохранению природного многообразия в мире. Багова Л.Л.Экологическое образование младших школьников в рамках интегративного курса «Окружающий мир»// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №25.–ART75308. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75308.htm. –ISSN 2304120X. 3
Все это свидетельствует о необходимостипоиска эффективныхпутей экологического образования младших школьников через разнообразие методологических и технологических подходов, обусловливающих использование комплекса форм, методов, средств, обеспечивающих включенность младших школьников в активную, самостоятельную, познавательную деятельность в рамках интегрированного курса «Окружающий мир».В ФГОС второго поколения в 19.7. представлена «Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать: формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды»[3].В основе построения внеклассных занятий с экологической направленностью лежат следующие целевые установки:формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;развитие умения воспринимать окружающим мир посредством органов чувств и познавательного интереса,и способности к причинному объяснению при анализе фактов и явлений окружающей действительности;обучение младших школьников методам познания окружающего мира;воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.
Известный методист Т.И. Тарасова эффективной организациейэкологического образования, направленного на формирования у детей целостного восприятия окружающего мира считает интегративный курс «Окружающий мир», так как«организованная и целенаправленная образовательновоспитательная работа учащихся, связанна основана на добровольных началах и проводится во внеурочное время. Она строится на основе общих дидактических принципов, которые определяют ее направление, содержание, методы и формы, както: научность, связь с жизнью, трудом, практикой»[4,с.32]. Исходя из этого содержаниеинтегрированного курса «Окружающий мир»по своей представляет систему знаний, понятий о природе, о взаимосвязях живой и неживой материи, наряду с которыми содержит идею целостного восприятия окружающего мира. Системные знания о мире, взаимосвязях в природе в силу своей сложной организации и структурирования требуют в процессе преподавания от педагога владение соответствующими методиками. Известно, что экологические знания являются не только информативными, но они являются практико ориентированными. Так природоохранительную деятельность младших школьников изначально невозможно осуществлять без определенных практических умений и навыков, обеспечивающих решение экологических проблем. Восприятие детьми окружающего мира может быть,как в повседневной жизни, но это не всегданосит нецеленаправленный характер. Целенаправленная работапо восприятию природы возможна в рамках фенологических наблюдений или других видов исследовательской деятельности детей.Причем наглядность для данного возраста является ведущим дидактическим принципом в освоении различных сторон окружающей природы.
И. Данилов–Данильян определяет экологическую культуру как «наследуемый опыт жизнедеятельности человека в его взаимодействии с окружающей природной средой,способствующий здоровому образу жизни и устойчивому социальноэкономическому развитию» [5]. Багова Л.Л.Экологическое образование младших школьников в рамках интегративного курса «Окружающий мир»// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №25.–ART75308. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75308.htm. –ISSN 2304120X. 4
С. В. Алексеев раскрывает экологическую культуру как «совокупность определенных качественных уровней общественных материальнотехнических отношений людей к природе и друг к другу по поводу природы» [6]. Мы рассматриваем экологическую культуру как качественное новообразование личности, руководствуясь которым личность способна уважать законы природы и подчинять свою деятельность требованиям гуманного и рационального природопользования.Эффективность формирования экологической культуры младших школьников в процессе внеклассной работы достигается, если:обеспечивается формирование экологического сознания, знаний и опыта деятельности по сохранению природы;реализация комплексных задач экологического образования и воспитания: образовательные, воспитательные и оздоровительные.соблюдения краеведческого принципа во внеклассной работе по формированию экологической культуры младших школьников является ведущим.Исследование окружающей природышкольниками в процессе внеклассной работы дает возможность обсуждать социальные ситуации с точки зрения нормативного отношения взрослых и детей к окружающей природе. Это позволяет школьникам на уроке овладевать научными знаниями, на основе которых у школьников изменяются поведенческие модели поведения и отношения к экологической ситуации в окружающей его среде.
Известна такжероль внеклассной работы в приобщении школьников к самостоятельной работе по исследованию окружающей природной среды. Внеклассная деятельность младших школьников в рамках курса «Окружающий мир» может осуществляться в различных организационных формах и методах (кружковая работа, экскурсии, организация народных праздников с экологической проблематикой, дидактические игры, разгадывание кроссвордов, народных пословиц и поговорок, викторины).Индивидуальные формы внеклассной работы, как правило, проводятся, если требуются долговременные фенологические наблюдения за растениями, за образом жизни насекомых, птиц, земноводных и других животных. В рамках индивидуальной формы возможны выполнения младшими школьниками, проектов: озеленить улицу, очистить школьный участок от сорняков, посадить участок клумбы, подкормить зимой птиц. Групповая форма внекласснойработыосуществляется в рамках кружка, во время экологической экскурсии. При этом важно продумать все методические требования: подготовить творческие задания по исследованию участков природы с социальными объектами, в частности, с жилыми домами и другой социальной инфраструктурой, назначить руководителей группы, проверить наличие необходимых материалов и других средств, заранее научить определенным исследовательским умениям и методикам. Внеклассная работа в рамках интегрированного курса «Окружающий мир» направлена на формирование экологической культуры младших школьников в различных формах: народные праздники, связанные с экологической тематикой,дидактические игры, экскурсии на природные или социально –природные комплексы, кружковая работа.
Диагностическое исследование было проведено с 30 младших школьников (респондентов), обучающиеся4 х. классов МБОУ №3, сельского поселенияСветловодское,КабардиноБалкарии. Экспериментальную группу (ЭГ) составили 15младших школьников (4 «В»), 15 младших школьников –контрольную группу (4 «Б»).
Багова Л.Л.Экологическое образование младших школьников в рамках интегративного курса «Окружающий мир»// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №25.–ART75308. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75308.htm. –ISSN 2304120X. 5
В контрольной группе учебновоспитательный процесс при изучении дисциплины «Окружающий мир» осуществлялся традиционным образом и не имел целевой ориентированности на создание особых педагогических и методических условий формирования экологической культуры.Результаты анкетирования дают возможность понять, что уровень экологической культуры обучающихся недостаточный, как в контрольной, так и в экспериментальной группе. Констатирующий эксперимент показал, что высокий уровень сформированности экологической культуры обучающихся4х классов составил 23,5% и 21,5%, средний уровень –35,5% и 35,7%, низкий уровень –41% и 42,8% соответственно. Таким образом, подводя итоги анкетирования и интервьюирования, мы можемсделать вывод о том, что экологическая культурау большинства младших школьников, обучающихся в экспериментальной и контрольной группах, находятся на низком уровне.Данные, полученные на этапе констатирующего эксперимента свидетельствуют о необходимости целенаправленного поиска оптимизации экологического образования младших школьников. Причем в равной мере обратить внимание на методику экологического образования младших классов в урочной и внеурочной деятельности. Это послужило поводом для разработки системы внеклассных мероприятий в рамках интегрированного курса «Окружающий мир» на этапе формирующего эксперимента.Повышению уровня экологической культурыспособствовала внеклассная работа в рамках курса «Окружающий мир», которая включала различные виды и формы деятельности: кружок «Юный эколог», экологические экскурсии, праздники, ролевые игры, проекты, что было подтверждено в ходе контрольного эксперимента.На этапе констатирующего эксперимента выявлен исходный уровень экологической культуры младших школьников, результатыкоторогосвидетельствуют о низком уровне. Экспериментальное апробированиеметодических условий показало существенное изменение в формировании экологической культуры (не только повысился уровень экологических знаний, но и в значительной степени изменилась мотивация поступков в природе, а также интересы детей). Сравнительные данные уровня сформированности экологической культуры младших школьников на контрольном этапе свидетельствуют о положительной динамике: с высоким уровнем экологической культуры в ЭГ от 23,5%стало до42,9%, т.е. на 19,4%.В ходе исследования мы теоретически обосновали и экспериментально проверили эффективность внеклассной работы в формированииэкологической культуры младших школьников в рамках изучения дисциплины «Окружающий мир». Результаты исследования доказали, что систематическое и целенаправленное использование комплекса внеклассных мероприятий (Кружок «Юный эколог», дидактические игры, праздники, экскурсии) при соблюдении методических условий обеспечили эффективное формирование экологической культуры обучающихся. Сравнение количественных и качественных показателей, полученных в ходе эксперимента, позволили отметить, что экспериментальная группа имеет более высокий результат.Если в начале эксперимента в экспериментальной группе с высоким уровнем экологической культуры было 3 (21,5 %), то в конце эксперимента их число увеличилось (42,9 %). Со средним уровнем на начала эксперимента –(35,7 %), в конце эксперимента –(42,9 %). Группа с низким уровнем состояла на начало эксперимента из 6 человек (42,8 %), в конце эксперимента –(14,2%). Результаты опытноэкспериментальной работы позволяют утверждать, что экологическая культура младших школьников возросла после введения комплекса внеклассной деятельности в рамках интегрированного курса «Окружающий мир». Багова Л.Л.Экологическое образование младших школьников в рамках интегративного курса «Окружающий мир»// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №25.–ART75308. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75308.htm. –ISSN 2304120X. 6
Методическими условиями формирования экологической культуры младших школьников при освоении интегративного курса «Окружающий мир» являются: организация познавательной, творческой, практической и исследовательской, природоохранительнойдеятельности младших школьников;их включенность в различные виды деятельности;осуществление единства учебной и внеклассной работы, использование и сочетание инновационных и традиционных форм, активных методов и приемов. Таким образом, экологическое образование школьников –приоритетное направление в работе школы, осуществляющееся с учетом возраста обучающихся, имеющее конечной целью формирование экологической культуры.Интегрированный курс «Окружающий мир» обладает содержательным ресурсом, освоениекоторого младшими школьниками формирует целостное восприятие окружающего мира во взаимосвязи и взаимообусловленности.
Ссылки на источники1.Проект Федерального закона N 900608403 «Об экологической культуре».М. 2000 http://www.pravoteka.ru/pst/99/49254.html2.Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 ФЗ N 273 3.Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования (1 –4 кл.), 20114.Тарасова Т.И., Калашникова П.Т. Экологическое образование младших школьников во внеклассной работе: Учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. –Борисоглебск: БГПИ, 2002. –146 с.5.ДаниловДанильян, В.И. Возможна ли коэволюция природы и общества? / В.И. ДаниловДанильян // Вопросы философии. –1998. –№ 8. –С. 1525.6.Алексеев С.В., Симонова Л.В. Идея ценности в системе экологического образования младших школьников/ С.В.Алексеев, Л.В.Симонова// Начальная школа. –1999. –№1.
Bagova Lyana, Ph.D., assistant professor of natural and mathematical sciences and techniques of teaching in preschool and primary education, Adyghe State University, Maikopbagova57@mail.ruEnvironmental education of younger schoolboys in the framework of the integrative course "The world aroundus"Abstract.This article describes the methodological conditions for the formation of ecological culture of younger schoolboys in the course of studying integrative course "The world around us." Along with the theoretical analysis of the problem, the author presents the results of experimental work on the formation of ecological culture of younger students.Keywords: environmental education, ecological culture, integrative course "The world around us," the younger student.
Рекомендованокпубликации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакциюReceived31.07.15Получена положительная рецензияReceived a positive review03.07.15ПринятакпубликацииAccepted for publication03.07.15ОпубликованаPublished04.07.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Багова Л. Л., 2015www.ekoncept.ru
ART75308УДК373.3
Багова Ляна Левовна, кандидат педагогических наук,доцент кафедры естественноматематическихдисциплин и методики их преподавания в системедошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет», г. Майкопbagova57@mail.ru
Экологическое образование младших школьников в рамках интегративного курса «Окружающий мир»
Аннотация.В статье раскрываются методические условия формированияэкологической культуры младших школьников в процессе изучения интегративного курса «Окружающий мир». Наряду с теоретическим анализом проблемы, автор приводит результаты экспериментальной работы по формированию экологической культуры младших школьников.Ключевые слова:экологическое образование, экологическая культура, интегративный курс, «Окружающий мир», младший школьник.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
В настоящее время современное состояние качества окружающей среды как среды обитания человека свидетельствует о его кризисном состоянии. В Федеральных целевых программах развития образования на 20062010 и 20112015 годы, в рамках Федеральной целевойпрограммы «Дети России» (с 2003г.) обосновываются принципиальные требования к качеству окружающей среды как основного фактора сохранения здоровья человека[1].В Законе Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 №273ФЗв Ст.3.п.3 изложены «Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования», нарядус гуманистическим характером образования обозначеноприоритетное направление –формирования бережного отношения к природе и окружающейсреде, рационального природопользования[2]. Международные организации ЮНЕСКО/ЮНЕП указывают на проблему экологического образования как глобальную проблему, разрешение которой является базовым условием для сохранения планеты Земля. Экологическая культура интегративное качество человека формируется не только в процессе экологического образования, но в процессе его социализации через приобщение к социальным нормам, соответствующим представлениям о нормах морали и нравственности.В ФГОС НО второго поколенияуказывается, что формирование основ экологической культуры как качества личности предполагает:формирование знаний о единстве природы, ее значении для жизни человека, о взаимодействии в системе человек –природа –общество;формирование собственного опыта у младших школьников в процессеизучении, оценки и сохранения окружающей среды;формирование ценностных ориентаций в процессе изучения и сохранения окружающей природной среды;Багова Л.Л.Экологическое образование младших школьников в рамках интегративного курса «Окружающий мир»// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №25.–ART75308. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75308.htm. –ISSN 2304120X. 2
формирование мотивов, потребностей, привычек целесообразного поведения и деятельности, способности научных и нравственных суждений по экологическим вопросам;участие в активной практической деятельности по охране окружающей среды [3].ВФГОС НО второго поколения в качестве основного направления деятельности начальной школы выдвигается идеявоспитания эмоционально –ценностного, позитивного отношения к себе и к окружающему миру. Вместе с тем экологическая культура как часть общей культуры личностихарактеризует степень восприятия человеком природы, его возможностями оценивать и выявлять экологические ситуации в повседневной жизни, прогнозировать возможные экологические проблемы. Формирование экологической культуры представляется государственной задачей, решение которой в рамках институционального подхода (через социальные и образовательные учреждения)возможно в условиях организации системы и непрерывногоэкологического образования. В соответствии с возрастными особенностямиэкологическаякультурав начальных классах проявляется, прежде всего, в бережном отношениик природе и готовности сохранить ее. Формирование у младших школьников ценностного отношения к природе на начальном этапе обучениятесно связано с формированиепервоначальных представлений о природе, о взаимосвязях природы и человека. Базовые знанияпо экологии в рамках «Природоведения», интегрированного курса «Окружающий мир». Урочная деятельностьи внеклассная работа взаимодополняютдругдругавпроцессе изучения интегрированного курса«Окружающий мир». По каждому направлению осуществляется освоение научных знаний и их рефлексия, а также приобретение опыта исследовательской и природоохранительной деятельности детей.Ограниченные рамки урока, а также необходимость следования учебной программе не всегда позволяют решать задачи экологического образования. Организация внеклассной работы, направленной на формирование экологической культурыличности младшего школьникареализует как когнитивные функции (прочноеосвоениесистемы знаний о природе и ее взаимосвязях на уроке), но и развивает интерес к предмету «Окружающий мир». Наряду с этим выполняются воспитательные функции:формируетсяответственноеи бережное отношениек природе, осознаниясебя частью единой природы, признанияприродыс точки зрения ее самоценности.Концепция экологического образования в отечественной педагогике была принята в 1977 г. на Межправительственной конференции в г.Тбилиси. Авторами данной концепции были И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, И.Т.Суравегина. В разработке содержания, форм и методов и методики формирования экологической культуры младших школьников большой вклад внесли известные методистыН.Ф.Виноградова, А.Н.Захлебный, И.Т. Суравегина, Л.П. Симонова, С.Н.Николаева, И.Т.Понамарева, А.А.Плешаков, Н.А.Рыжова, Т.И Тарасова. Современноеэкологическое образование направлено:изучение интегрированного курса «Окружающий мир» направлено формирование целостной картины мира, во взаимосвязи и взаимообусловленности элементов природы, включая и человека;развитие способности младших школьников к когнитивной и рефлексивной деятельности в процессеизучения природы;готовность младших школьников к сохранению природного многообразия в мире. Багова Л.Л.Экологическое образование младших школьников в рамках интегративного курса «Окружающий мир»// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №25.–ART75308. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75308.htm. –ISSN 2304120X. 3
Все это свидетельствует о необходимостипоиска эффективныхпутей экологического образования младших школьников через разнообразие методологических и технологических подходов, обусловливающих использование комплекса форм, методов, средств, обеспечивающих включенность младших школьников в активную, самостоятельную, познавательную деятельность в рамках интегрированного курса «Окружающий мир».В ФГОС второго поколения в 19.7. представлена «Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать: формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды»[3].В основе построения внеклассных занятий с экологической направленностью лежат следующие целевые установки:формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;развитие умения воспринимать окружающим мир посредством органов чувств и познавательного интереса,и способности к причинному объяснению при анализе фактов и явлений окружающей действительности;обучение младших школьников методам познания окружающего мира;воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.
Известный методист Т.И. Тарасова эффективной организациейэкологического образования, направленного на формирования у детей целостного восприятия окружающего мира считает интегративный курс «Окружающий мир», так как«организованная и целенаправленная образовательновоспитательная работа учащихся, связанна основана на добровольных началах и проводится во внеурочное время. Она строится на основе общих дидактических принципов, которые определяют ее направление, содержание, методы и формы, както: научность, связь с жизнью, трудом, практикой»[4,с.32]. Исходя из этого содержаниеинтегрированного курса «Окружающий мир»по своей представляет систему знаний, понятий о природе, о взаимосвязях живой и неживой материи, наряду с которыми содержит идею целостного восприятия окружающего мира. Системные знания о мире, взаимосвязях в природе в силу своей сложной организации и структурирования требуют в процессе преподавания от педагога владение соответствующими методиками. Известно, что экологические знания являются не только информативными, но они являются практико ориентированными. Так природоохранительную деятельность младших школьников изначально невозможно осуществлять без определенных практических умений и навыков, обеспечивающих решение экологических проблем. Восприятие детьми окружающего мира может быть,как в повседневной жизни, но это не всегданосит нецеленаправленный характер. Целенаправленная работапо восприятию природы возможна в рамках фенологических наблюдений или других видов исследовательской деятельности детей.Причем наглядность для данного возраста является ведущим дидактическим принципом в освоении различных сторон окружающей природы.
И. Данилов–Данильян определяет экологическую культуру как «наследуемый опыт жизнедеятельности человека в его взаимодействии с окружающей природной средой,способствующий здоровому образу жизни и устойчивому социальноэкономическому развитию» [5]. Багова Л.Л.Экологическое образование младших школьников в рамках интегративного курса «Окружающий мир»// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №25.–ART75308. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75308.htm. –ISSN 2304120X. 4
С. В. Алексеев раскрывает экологическую культуру как «совокупность определенных качественных уровней общественных материальнотехнических отношений людей к природе и друг к другу по поводу природы» [6]. Мы рассматриваем экологическую культуру как качественное новообразование личности, руководствуясь которым личность способна уважать законы природы и подчинять свою деятельность требованиям гуманного и рационального природопользования.Эффективность формирования экологической культуры младших школьников в процессе внеклассной работы достигается, если:обеспечивается формирование экологического сознания, знаний и опыта деятельности по сохранению природы;реализация комплексных задач экологического образования и воспитания: образовательные, воспитательные и оздоровительные.соблюдения краеведческого принципа во внеклассной работе по формированию экологической культуры младших школьников является ведущим.Исследование окружающей природышкольниками в процессе внеклассной работы дает возможность обсуждать социальные ситуации с точки зрения нормативного отношения взрослых и детей к окружающей природе. Это позволяет школьникам на уроке овладевать научными знаниями, на основе которых у школьников изменяются поведенческие модели поведения и отношения к экологической ситуации в окружающей его среде.
Известна такжероль внеклассной работы в приобщении школьников к самостоятельной работе по исследованию окружающей природной среды. Внеклассная деятельность младших школьников в рамках курса «Окружающий мир» может осуществляться в различных организационных формах и методах (кружковая работа, экскурсии, организация народных праздников с экологической проблематикой, дидактические игры, разгадывание кроссвордов, народных пословиц и поговорок, викторины).Индивидуальные формы внеклассной работы, как правило, проводятся, если требуются долговременные фенологические наблюдения за растениями, за образом жизни насекомых, птиц, земноводных и других животных. В рамках индивидуальной формы возможны выполнения младшими школьниками, проектов: озеленить улицу, очистить школьный участок от сорняков, посадить участок клумбы, подкормить зимой птиц. Групповая форма внекласснойработыосуществляется в рамках кружка, во время экологической экскурсии. При этом важно продумать все методические требования: подготовить творческие задания по исследованию участков природы с социальными объектами, в частности, с жилыми домами и другой социальной инфраструктурой, назначить руководителей группы, проверить наличие необходимых материалов и других средств, заранее научить определенным исследовательским умениям и методикам. Внеклассная работа в рамках интегрированного курса «Окружающий мир» направлена на формирование экологической культуры младших школьников в различных формах: народные праздники, связанные с экологической тематикой,дидактические игры, экскурсии на природные или социально –природные комплексы, кружковая работа.
Диагностическое исследование было проведено с 30 младших школьников (респондентов), обучающиеся4 х. классов МБОУ №3, сельского поселенияСветловодское,КабардиноБалкарии. Экспериментальную группу (ЭГ) составили 15младших школьников (4 «В»), 15 младших школьников –контрольную группу (4 «Б»).
Багова Л.Л.Экологическое образование младших школьников в рамках интегративного курса «Окружающий мир»// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №25.–ART75308. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75308.htm. –ISSN 2304120X. 5
В контрольной группе учебновоспитательный процесс при изучении дисциплины «Окружающий мир» осуществлялся традиционным образом и не имел целевой ориентированности на создание особых педагогических и методических условий формирования экологической культуры.Результаты анкетирования дают возможность понять, что уровень экологической культуры обучающихся недостаточный, как в контрольной, так и в экспериментальной группе. Констатирующий эксперимент показал, что высокий уровень сформированности экологической культуры обучающихся4х классов составил 23,5% и 21,5%, средний уровень –35,5% и 35,7%, низкий уровень –41% и 42,8% соответственно. Таким образом, подводя итоги анкетирования и интервьюирования, мы можемсделать вывод о том, что экологическая культурау большинства младших школьников, обучающихся в экспериментальной и контрольной группах, находятся на низком уровне.Данные, полученные на этапе констатирующего эксперимента свидетельствуют о необходимости целенаправленного поиска оптимизации экологического образования младших школьников. Причем в равной мере обратить внимание на методику экологического образования младших классов в урочной и внеурочной деятельности. Это послужило поводом для разработки системы внеклассных мероприятий в рамках интегрированного курса «Окружающий мир» на этапе формирующего эксперимента.Повышению уровня экологической культурыспособствовала внеклассная работа в рамках курса «Окружающий мир», которая включала различные виды и формы деятельности: кружок «Юный эколог», экологические экскурсии, праздники, ролевые игры, проекты, что было подтверждено в ходе контрольного эксперимента.На этапе констатирующего эксперимента выявлен исходный уровень экологической культуры младших школьников, результатыкоторогосвидетельствуют о низком уровне. Экспериментальное апробированиеметодических условий показало существенное изменение в формировании экологической культуры (не только повысился уровень экологических знаний, но и в значительной степени изменилась мотивация поступков в природе, а также интересы детей). Сравнительные данные уровня сформированности экологической культуры младших школьников на контрольном этапе свидетельствуют о положительной динамике: с высоким уровнем экологической культуры в ЭГ от 23,5%стало до42,9%, т.е. на 19,4%.В ходе исследования мы теоретически обосновали и экспериментально проверили эффективность внеклассной работы в формированииэкологической культуры младших школьников в рамках изучения дисциплины «Окружающий мир». Результаты исследования доказали, что систематическое и целенаправленное использование комплекса внеклассных мероприятий (Кружок «Юный эколог», дидактические игры, праздники, экскурсии) при соблюдении методических условий обеспечили эффективное формирование экологической культуры обучающихся. Сравнение количественных и качественных показателей, полученных в ходе эксперимента, позволили отметить, что экспериментальная группа имеет более высокий результат.Если в начале эксперимента в экспериментальной группе с высоким уровнем экологической культуры было 3 (21,5 %), то в конце эксперимента их число увеличилось (42,9 %). Со средним уровнем на начала эксперимента –(35,7 %), в конце эксперимента –(42,9 %). Группа с низким уровнем состояла на начало эксперимента из 6 человек (42,8 %), в конце эксперимента –(14,2%). Результаты опытноэкспериментальной работы позволяют утверждать, что экологическая культура младших школьников возросла после введения комплекса внеклассной деятельности в рамках интегрированного курса «Окружающий мир». Багова Л.Л.Экологическое образование младших школьников в рамках интегративного курса «Окружающий мир»// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №25.–ART75308. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75308.htm. –ISSN 2304120X. 6
Методическими условиями формирования экологической культуры младших школьников при освоении интегративного курса «Окружающий мир» являются: организация познавательной, творческой, практической и исследовательской, природоохранительнойдеятельности младших школьников;их включенность в различные виды деятельности;осуществление единства учебной и внеклассной работы, использование и сочетание инновационных и традиционных форм, активных методов и приемов. Таким образом, экологическое образование школьников –приоритетное направление в работе школы, осуществляющееся с учетом возраста обучающихся, имеющее конечной целью формирование экологической культуры.Интегрированный курс «Окружающий мир» обладает содержательным ресурсом, освоениекоторого младшими школьниками формирует целостное восприятие окружающего мира во взаимосвязи и взаимообусловленности.
Ссылки на источники1.Проект Федерального закона N 900608403 «Об экологической культуре».М. 2000 http://www.pravoteka.ru/pst/99/49254.html2.Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 ФЗ N 273 3.Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования (1 –4 кл.), 20114.Тарасова Т.И., Калашникова П.Т. Экологическое образование младших школьников во внеклассной работе: Учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. –Борисоглебск: БГПИ, 2002. –146 с.5.ДаниловДанильян, В.И. Возможна ли коэволюция природы и общества? / В.И. ДаниловДанильян // Вопросы философии. –1998. –№ 8. –С. 1525.6.Алексеев С.В., Симонова Л.В. Идея ценности в системе экологического образования младших школьников/ С.В.Алексеев, Л.В.Симонова// Начальная школа. –1999. –№1.
Bagova Lyana, Ph.D., assistant professor of natural and mathematical sciences and techniques of teaching in preschool and primary education, Adyghe State University, Maikopbagova57@mail.ruEnvironmental education of younger schoolboys in the framework of the integrative course "The world aroundus"Abstract.This article describes the methodological conditions for the formation of ecological culture of younger schoolboys in the course of studying integrative course "The world around us." Along with the theoretical analysis of the problem, the author presents the results of experimental work on the formation of ecological culture of younger students.Keywords: environmental education, ecological culture, integrative course "The world around us," the younger student.
Рекомендованокпубликации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакциюReceived31.07.15Получена положительная рецензияReceived a positive review03.07.15ПринятакпубликацииAccepted for publication03.07.15ОпубликованаPublished04.07.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Багова Л. Л., 2015www.ekoncept.ru