Проблема гражданско-патриотического воспитания в современном вузе (на примере филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Армавире)
Выпуск:
ART 75316
УДК
37.017.4
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лытнева
В.
В.,
Егорова
А.
М. Проблема гражданско-патриотического воспитания в современном вузе (на примере филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Армавире) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – № S26. – С.
6–10. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/75316.htm.
Аннотация. В статье поднимаются вопросы, посвященные гражданскому и патриотическому воспитанию студентов вуза.
Текст статьи
Лытнева В. В., Егорова А. М. Проблема гражданскопатриотического воспитания в современном вузе (на примере филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Армавире)// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №26.–ART75316. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75316.htm. –ISSN 2304120X. 1
ART75316УДК37.017.4
Лытнева Валентина Владимировна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальногуманитарных дисциплин филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г.Армавире, г. АрмавирLytnevaV@mail.ru
Егорова Анна Михайловна,специалист по учебнометодической работе филиала ФГБОУВПО«Кубанскийгосударственный университет» в г.Армавире, г. Армавирannasid84@yandex.ru
Проблема гражданскопатриотического воспитания в современном вузе (на примере филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Армавире)
Аннотация. В статье поднимаются вопросы, посвященные гражданскому и патриотическому воспитанию студентов вуза. Ключевые слова:патриотизм, мораль, нравственность, гражданское общество, воспитание. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Современная геополитическая обстановка определяет направления развития России не только в области экономики, политики, социальной сфере, но и в образовании. Сейчас наметился устойчивый переход к идее укрепления государственности, возрождению исторических, культурных, патриотических традиций, а также к устойчивому развитию гражданского общества. В этих условиях особую роль играет патриотическое воспитание, способствующее объединению людей в целом и студенческой молодежь в частности вокруг определенной идеи.Патриотизмэто нравственное чувство, необходимое условие для защиты национальных интересов, а также для возрождения и укрепления отечественной цивилизации. В условиях современной международной обстановке патриотическое воспитание входит в сферу национальных интересов России, так как будущее отечества напрямую зависит от степени готовности молодого поколения достойно отстаивать самобытность и многонациональность нашей страны, уметь уважать права человека, поддерживать идею гражданского общества.Проблемойпатриотического воспитания в разное время занимались такие мыслители как Платон, Аристотель, Сократ, Демокрит (считали, что нравственное самосовершенствование граждан в деятельности, которая должна быть направлена непосредственно на процветание общества),Э. Роттердамский, М. Монтель, Ф. Рабле (сформировали основную идею эпохи Возрождениягуманизм основа общества), Ж.Ж. Руссо, Дж. Лок (обращали внимание на то, что патриотизмэто некая демонстрация гражданских чувств, гордость за свою страну). Что касается отечественных идеологов патриотического воспитания, то это, конечно же, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, К.Н. Леонтьев, В.В. Розанов, А.Н. Радищев, Л.Н. Толстой, выступающие за пропаганду национальной идеи истинного патриотизма. Важно отметить и то, что вопросами воспитания патриота и гражданина Лытнева В. В., Егорова А. М. Проблема гражданскопатриотического воспитания в современном вузе (на примере филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Армавире)// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №26.–ART75316. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75316.htm. –ISSN 2304120X. 2
занимались такие педагоги как Н.Ф. Бунаков, В.И. Водовозов, К.Д. Ушинский и др. К современным исследователям относятся Е.П. Белозерцев, М.В. Богуславский, К.С.Гаджиев, И.А. Ильин, А.С. Ахиезер, А.К. Быков, В.В. Дьяченко, О.С. Богданова, Л.П. Буева, В.В. Гладких и др. [1] Несомненно, период обучения в высшем учебном заведенииэто важнейший этап в процессе формирования личности. В это время студенты не только приобретают специальные теоретические знания и практические навыки, но и определенную систему ценностей. Молодежьэто особая социальнодемографическая группа, обладающая следующими особенностями: вопервых, высоким уровнем социальной мобильности; вовторых, является источником инноваций,более того она наиболее восприимчива к ним; втретьих, наличие незначительного жизненного опыта, а значит и слабая развитость культуры ответственного гражданского поведения; вчетвертых, заведомо невысокий уровень интереса к событиям политической, общественноэкономической, культурной жизни; впятых, категоричность, непринятие общепринятых ценностей (правовых, этических, культурных и т.д.), при выборе средств достижения целей некоторая неразборчивость. Основной целью гражданского воспитания считаем воспитание в человеке чувства любви к Родине, потребности в труде на благо общества, стремления к миру, нравственным идеалам общества. Привитие молодому человеку ответственности, гражданского долга и понимания того, что его действия влияют не только на его жизнь, но и судьбы окружающих его людей, и даже государства. Анализируя научноисследовательские работы, посвященные гражданскопатриотическому воспитанию в высшей школе, нам удалось их разделить на следующие группы: направленные на создание системы патриотического и гражданского воспитания, устремленной к личности студента, рассматриваемой в качестве цели и результата воспитания; представляющие модели формирования ценностных, смысловых образовательных программ для студентов, учитывающих современные политические, геополитические, социальноэкономические условия; обеспечение условий организационнопедагогической деятельности, определяющих неизменный мотивационный уровень личности на добросовестное выполнение действий во имя гражданского общества, правого демократического государства [2]. Гражданскопатриотические качества личности студента на наш взгляд наиболее эффективно формировать при соблюдении следующих условий: отнесение вопросов, касающихся гражданскопатриотического воспитания к числу важнейших задач обучения и воспитания в вузе;формирование мотивационноценностного отношения учащейся молодежи к гражданственности как обобщающему качеству личности, направленному на современную жизнь;внедрение в обучение и воспитание нравственнокультурных функций дисциплин социальногуманитарного цикла; повышение в студенческой среде авторитета педагога вуза;принятие студента как самостоятельную, сознательную личность;вырабатывание и внедрение норм межкультурного и межнационального общения. Переходя к более предметному, рассмотрению мер гражданскопатриотического воспитания хотелось бы обратить внимание на значительную, а возможно и ведущую роль студенческого досуга в воспитании любви к Родине. Этого же подхода придерживаются и такие ученые,как Г.М. Биржинюк, М.А. Ариарский, А.Д.Жарков, В.Я. Суртаев и др.[3] Лытнева В. В., Егорова А. М. Проблема гражданскопатриотического воспитания в современном вузе (на примере филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Армавире)// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №26.–ART75316. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75316.htm. –ISSN 2304120X. 3
Рассматривая интересующую нас проблематику, обратимся к изучению опыта ведения гражданскопатриотического воспитания в филиале ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г.Армавире. В учебном заведении ведется большая работа по организации досуговой занятости студенчества патриотической направленности [4]. Разносторонняя досуговая деятельность студенчества обязана формировать и развивать моральные, нравственные качества, а также их устойчивость. Гражданскопатриотическая работа ведется как путем привлечения молодежи к участию в мероприятиях различных уровней от международного, федерального, краевого до муниципального (конкурсы, акции, соревнования), так и путем организации мероприятий воспитательным отделом вуза, органами студенческого самоуправления. Основными целями гражданскопатриотической работы в филиале являются: обеспечение успешности учебы, повышение самостоятельной деятельности учащейся молодежи в условиях современного развития системы непрерывного образование;формирование чувства ответственности представителей органов студенческого самоуправления и студенческих коллективов за труд, дисциплину, за утверждение нравственных позиций коллектива и личности; углубление и развитие инициативы коллективов студенческой молодежи в организации воспитания гражданина;утверждение демократизма, здорового морального и психологического климата, высокой требовательности друг другу, на основе широкой гласности и принципов гуманистической нравственности формирование чувства социальной справедливости, отрицание, непринятия к антиобщественным как в быту, так и в государственных масштабах. контроль за соблюдением студенческой молодежью правил внутреннего распорядка, установленные вузом, а также Кодекса корпоративной культуры;повышение роли студенческих органов самоуправления в духовном, нравственном воспитании, идейной убежденности, социальной активности обучающихся;реализация прав студенчества, касающихся в управления вузом и оценки качества образовательного процесса;формирование у студентов умений и навыков самоуправления, активной гражданской позиции;проведение работы, направленной на повышение сознательности студентов и слушателей, их требовательности к уровню своих знаний, воспитание бережного отношения к имущественному комплексу, патриотическое отношение к духу и традициям вуза;помощь в реализации общественно значимых молодежных инициатив.Современная Россия нуждается в воспитании молодёжи, стоящемся на фундаментальных ценностях нравственности и духовности. Все это позволит высшим учебным заведениям и ее воспитанникам внести свой вклад в преодоление духовного кризиса общества, достижения гражданского согласия. В этом направлении воспитательным отделом филиала проводится следующая работа:1.Участие студентов и студенческих коллективов в проведении торжественных мероприятий, посвященных Дню защитника Отечества, Дню Великой Победы 1945 г., Дню первой печатной православной книги. В подготовке литературного вечера, посвященного двухсотлетнему юбилею М.Ю. Лермонтова, конкурса чтецов «Слово, опаленное войной…». В рамках проведения вышеобозначенных мероприяЛытнева В. В., Егорова А. М. Проблема гражданскопатриотического воспитания в современном вузе (на примере филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Армавире)// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №26.–ART75316. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75316.htm. –ISSN 2304120X. 4
тий организаторы обращаются к литературным произведениям различных русских и советских авторов, что позволило учащейся молодежи филиала более глубоко проникнуться уважением к русской культуре как базовой, государствообразующей.2.Организация внутригрупповых и общефилиальских кураторских на следующие темы: «Дети в годы Великой Отечественной войны», «Армавир в годы Великой Отечественной войны», «Армавирдо 1917г.», «Вклад женщин в Победу над фашизмом», «Никто не забыт, ничто не забыто…», «Земной поклон вам, ветераны!» и др.). Проведение таких мероприятий позволяет через раскрытие исторических фактов «погрузить» студентов, в изучаемую эпоху и воспитать вних гордость за Отечество, а также привить межнациональное уважение и терпимость.3.Организация выставок стенгазет и рисунков, посвященных важнейшим датам Великой Отечественной войны, М.Ю. Лермонтову как поэту, писателю, драматургу, художнику, Дню защитника Отечества, а также на следующие темы: «Была война», «Картины и плакаты о Великой Отечественной войне» и т.д.). Приобщение студентов к изобразительному искусству позволяет им не только раскрыть свой талант, но и, используя различные цветовые решения, техники передать отношение к тому или иному историческому событию, явлению. 4.Привлечение студентов к подготовке материалов для оформления стендов «Даты, события, факты», «1418 днейдолгий путь к Великой Победе…» (на стендах размещается интересные данные, касающиеся не только мировой, отечественной, но и местной, т.е. локальной истории) [5].5.Публикация статей гражданскопатриотической направленности в филиальской и вузовской газетах позволяет не только более подробно раскрыть отдельные моменты истории города, края, но и привить уважения и любовь к Родине.6.Участие во встречах с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами локальных войн, в мероприятиях направленных на военнопатриотическое воспитание («День призывника», посещение краеведческого музея, музеев боевой Славы Армавирской школы пилотов, 15 ОСН «Вятич», «День мужества», организуемый Отделом МВД по г.Армавиру, «А нука, парни!» приуроченное Дню защитника Отечества (проводится в филиале). Такие встречи помогают студентам филиала непосредственно услышать истории жизни участников военных действий, пережить вместе с рассказчиком страшные события военных лет. Необходимо обратить внимание и на то, что студенческая молодежь филиала является постоянным участником творческих конкурсов, проводимых вузом, органами муниципального, регионального, федерального управления, а также международных конкурсов и фестивалей. Это позволяет обучающимся не только развивать творческие способности, но и повышает уровень гражданскопатриотической работы. Среди них:муниципальный конкурс художественного слова, посвященный 70й годовщине Победы в Великой Отечественной войне; фестиваль героикопатриотической песни «Пою моё Отечество» (региональный уровень);конкурс «Юные таланты» (международный уровень) и др.Важной составляющей в гражданскопатриотическом воспитании является формирование социальных качеств личности, т.е.гражданственности (уважение закона, социальная активность, ответственность, профессиональная этика), именно поэтому студенческая молодежь филиала принимают активное участие в работе таких добровольных объединений: «Молодежный патруль»; краевой информационнодискуссионныйклуб «Молодежь и время»; Молодежная городская Дума (г.Армавир) и др. Лытнева В. В., Егорова А. М. Проблема гражданскопатриотического воспитания в современном вузе (на примере филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Армавире)// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №26.–ART75316. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75316.htm. –ISSN 2304120X. 5
Значительный вклад в развитие гражданскопатриотического воспитания вфилиале КубГУ в г. Армавире вносит систематическая работа общественного молодежного политического объединения студентов и преподавателей «Политический перспективный ресурс общества» (политический клуб «ПолитПРО») целью работы, которого является консолидация студентов для повышения их правовой и политической грамотности. В рамках реализации указанной цели Клубом проводятся встречи с депутатами; рассматриваются такие проблемы, касающиеся национального вопроса в современной России, выборов как института демократической политической системы в историческом и современном аспектах, гражданского самосознания и др.Необходимой составляющей в воспитании патриотичности и гражданственности в студенческой молодежной среде во внеучебное время является привлечение обучающихся к участию в марафонах, флешмобах, акциях, слетах, форумах, фестивалях, конкурсах (конкурс среди вузов края, на выявление лучшей работы, связанной с повышением правовой культуры и электоральной активности молодежи; краевая акция «Молодой край»; флешмобы«Прочти книгу о войне», «Не спи, не ленись, живи активно!»; Всероссийский слет, посвященный борьбе молодежи с терроризмом, экстремизмом и ксенофобией; Молодежный фестиваль политической направленности «Путь молодого политика»; конкурс на лучший агитвидеоролик; «Молодежь определяет будущее страны»студенческие дебаты; конкурс, направленный на выявление лучших знатоков избирательного права. Участие в вышеуказанных мероприятиях позволяют формировать у студентов филиала не только гражданскую позицию, но также помогает научить молодых людей нести ответственность за совершенные ими поступки или сказанные слова.В рамках воспитательной работы филиала направленной на формирование патриотизма и гражданственности в студенческой среде, популяризируется спорт.Студенты регулярно принимают участие в соревнованиях различных уровней (международного, федерального, регионального, зонального, муниципального):Международный турнир по тхэквондо «Sanix», проводимый в Японском городе Фукоко;Открытый Кубок по тхэквондо ГТФ (Краснодарского края); Первенство мира по самбо в г. Тбилиси, Грузия; Еврозийские спортивные соревнования по дзюдо в городе Бресте республики Беларусь; Спартакиада Кубанского государственного университета среди филиалов;Универсиада Кубани и др.Спортивное воспитание формирует нравственные, волевые качества. Это в первую очередьдисциплинированность, решимость, целеустремленность, смелость, трудолюбие, сила воли. Спорт развивает патриотические чувства. Студентыспортсмены стремятся не только повысить собственный профессиональный уровень, но и хотят прославить свой вуз, город, край, страну.Вышеобозначенные мероприятия в области гражданскопатриотического воспитания, проводимые в филиале КубГУ в г. Армавире позволяют говорить о масштабности работы, направленной на привитие любви к Родине.
Ссылки на источники1.Гладких В.В.Досуговая деятельность высших учебных заведений как фактор реализации гражданскопатриотического воспитания молодежи // Проблемы непрерывного образования: проектирование, управление, функционирование: материалы IX Междунар. науч.практ. конф. Липецк. 2011. Ч.1.С. 283285.Лытнева В. В., Егорова А. М. Проблема гражданскопатриотического воспитания в современном вузе (на примере филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Армавире)// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №26.–ART75316. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75316.htm. –ISSN 2304120X. 6
2.Слоневская Е.Р. Гражданскопатриотическое воспитание студентов в образовательном воспитании студентов//Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3. Педагогика и психология. 2008.№7. С. 103106.3.Суртаев В. Я. Молодежная культура.1999. С.87.4.Показатели, характеризующие общие критерии оценки качества образовательной деятельности организации, осуществляющих образовательную деятельность. URL: armavir.kubsu.ru
5.ЛавроваТ.В. Развитие патриотических ценностей на уроках истории // Профессиональноеобразование.2008.№ 7. С. 2930.
ValentinaLytneva,Candidate of Pedagogical Sciences, the Professor of social and humanitarian disciplines branch of branch of Federal state educational institution of the Kuban State Universityin Armavir, ArmavirLytnevaV@mail.ruAnna Egorova, specialist in educational and methodical work of the branch of Federal state educational institution of the Kuban State University in Armavir, Armavirannasid84@yandex.ruThe problem of civilPatriotic education in modern University (for example, the branch of the Federal state educational institution of higher professional education "Kuban state University" in Armavir)Abstract. The questions sanctified to civil and patriotic education of students of institution of higher learning rise in the article.Keywords: patriotism, morality, civil society, education.
Рекомендованокпубликации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакциюReceived17.08.15Получена положительная рецензияReceived a positive review19.08.15ПринятакпубликацииAccepted for publication19.08.15ОпубликованаPublished01.09.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Лытнева В. В., Егорова А. М., 2015
www.ekoncept.ru
ART75316УДК37.017.4
Лытнева Валентина Владимировна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальногуманитарных дисциплин филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г.Армавире, г. АрмавирLytnevaV@mail.ru
Егорова Анна Михайловна,специалист по учебнометодической работе филиала ФГБОУВПО«Кубанскийгосударственный университет» в г.Армавире, г. Армавирannasid84@yandex.ru
Проблема гражданскопатриотического воспитания в современном вузе (на примере филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Армавире)
Аннотация. В статье поднимаются вопросы, посвященные гражданскому и патриотическому воспитанию студентов вуза. Ключевые слова:патриотизм, мораль, нравственность, гражданское общество, воспитание. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Современная геополитическая обстановка определяет направления развития России не только в области экономики, политики, социальной сфере, но и в образовании. Сейчас наметился устойчивый переход к идее укрепления государственности, возрождению исторических, культурных, патриотических традиций, а также к устойчивому развитию гражданского общества. В этих условиях особую роль играет патриотическое воспитание, способствующее объединению людей в целом и студенческой молодежь в частности вокруг определенной идеи.Патриотизмэто нравственное чувство, необходимое условие для защиты национальных интересов, а также для возрождения и укрепления отечественной цивилизации. В условиях современной международной обстановке патриотическое воспитание входит в сферу национальных интересов России, так как будущее отечества напрямую зависит от степени готовности молодого поколения достойно отстаивать самобытность и многонациональность нашей страны, уметь уважать права человека, поддерживать идею гражданского общества.Проблемойпатриотического воспитания в разное время занимались такие мыслители как Платон, Аристотель, Сократ, Демокрит (считали, что нравственное самосовершенствование граждан в деятельности, которая должна быть направлена непосредственно на процветание общества),Э. Роттердамский, М. Монтель, Ф. Рабле (сформировали основную идею эпохи Возрождениягуманизм основа общества), Ж.Ж. Руссо, Дж. Лок (обращали внимание на то, что патриотизмэто некая демонстрация гражданских чувств, гордость за свою страну). Что касается отечественных идеологов патриотического воспитания, то это, конечно же, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, К.Н. Леонтьев, В.В. Розанов, А.Н. Радищев, Л.Н. Толстой, выступающие за пропаганду национальной идеи истинного патриотизма. Важно отметить и то, что вопросами воспитания патриота и гражданина Лытнева В. В., Егорова А. М. Проблема гражданскопатриотического воспитания в современном вузе (на примере филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Армавире)// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №26.–ART75316. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75316.htm. –ISSN 2304120X. 2
занимались такие педагоги как Н.Ф. Бунаков, В.И. Водовозов, К.Д. Ушинский и др. К современным исследователям относятся Е.П. Белозерцев, М.В. Богуславский, К.С.Гаджиев, И.А. Ильин, А.С. Ахиезер, А.К. Быков, В.В. Дьяченко, О.С. Богданова, Л.П. Буева, В.В. Гладких и др. [1] Несомненно, период обучения в высшем учебном заведенииэто важнейший этап в процессе формирования личности. В это время студенты не только приобретают специальные теоретические знания и практические навыки, но и определенную систему ценностей. Молодежьэто особая социальнодемографическая группа, обладающая следующими особенностями: вопервых, высоким уровнем социальной мобильности; вовторых, является источником инноваций,более того она наиболее восприимчива к ним; втретьих, наличие незначительного жизненного опыта, а значит и слабая развитость культуры ответственного гражданского поведения; вчетвертых, заведомо невысокий уровень интереса к событиям политической, общественноэкономической, культурной жизни; впятых, категоричность, непринятие общепринятых ценностей (правовых, этических, культурных и т.д.), при выборе средств достижения целей некоторая неразборчивость. Основной целью гражданского воспитания считаем воспитание в человеке чувства любви к Родине, потребности в труде на благо общества, стремления к миру, нравственным идеалам общества. Привитие молодому человеку ответственности, гражданского долга и понимания того, что его действия влияют не только на его жизнь, но и судьбы окружающих его людей, и даже государства. Анализируя научноисследовательские работы, посвященные гражданскопатриотическому воспитанию в высшей школе, нам удалось их разделить на следующие группы: направленные на создание системы патриотического и гражданского воспитания, устремленной к личности студента, рассматриваемой в качестве цели и результата воспитания; представляющие модели формирования ценностных, смысловых образовательных программ для студентов, учитывающих современные политические, геополитические, социальноэкономические условия; обеспечение условий организационнопедагогической деятельности, определяющих неизменный мотивационный уровень личности на добросовестное выполнение действий во имя гражданского общества, правого демократического государства [2]. Гражданскопатриотические качества личности студента на наш взгляд наиболее эффективно формировать при соблюдении следующих условий: отнесение вопросов, касающихся гражданскопатриотического воспитания к числу важнейших задач обучения и воспитания в вузе;формирование мотивационноценностного отношения учащейся молодежи к гражданственности как обобщающему качеству личности, направленному на современную жизнь;внедрение в обучение и воспитание нравственнокультурных функций дисциплин социальногуманитарного цикла; повышение в студенческой среде авторитета педагога вуза;принятие студента как самостоятельную, сознательную личность;вырабатывание и внедрение норм межкультурного и межнационального общения. Переходя к более предметному, рассмотрению мер гражданскопатриотического воспитания хотелось бы обратить внимание на значительную, а возможно и ведущую роль студенческого досуга в воспитании любви к Родине. Этого же подхода придерживаются и такие ученые,как Г.М. Биржинюк, М.А. Ариарский, А.Д.Жарков, В.Я. Суртаев и др.[3] Лытнева В. В., Егорова А. М. Проблема гражданскопатриотического воспитания в современном вузе (на примере филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Армавире)// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №26.–ART75316. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75316.htm. –ISSN 2304120X. 3
Рассматривая интересующую нас проблематику, обратимся к изучению опыта ведения гражданскопатриотического воспитания в филиале ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г.Армавире. В учебном заведении ведется большая работа по организации досуговой занятости студенчества патриотической направленности [4]. Разносторонняя досуговая деятельность студенчества обязана формировать и развивать моральные, нравственные качества, а также их устойчивость. Гражданскопатриотическая работа ведется как путем привлечения молодежи к участию в мероприятиях различных уровней от международного, федерального, краевого до муниципального (конкурсы, акции, соревнования), так и путем организации мероприятий воспитательным отделом вуза, органами студенческого самоуправления. Основными целями гражданскопатриотической работы в филиале являются: обеспечение успешности учебы, повышение самостоятельной деятельности учащейся молодежи в условиях современного развития системы непрерывного образование;формирование чувства ответственности представителей органов студенческого самоуправления и студенческих коллективов за труд, дисциплину, за утверждение нравственных позиций коллектива и личности; углубление и развитие инициативы коллективов студенческой молодежи в организации воспитания гражданина;утверждение демократизма, здорового морального и психологического климата, высокой требовательности друг другу, на основе широкой гласности и принципов гуманистической нравственности формирование чувства социальной справедливости, отрицание, непринятия к антиобщественным как в быту, так и в государственных масштабах. контроль за соблюдением студенческой молодежью правил внутреннего распорядка, установленные вузом, а также Кодекса корпоративной культуры;повышение роли студенческих органов самоуправления в духовном, нравственном воспитании, идейной убежденности, социальной активности обучающихся;реализация прав студенчества, касающихся в управления вузом и оценки качества образовательного процесса;формирование у студентов умений и навыков самоуправления, активной гражданской позиции;проведение работы, направленной на повышение сознательности студентов и слушателей, их требовательности к уровню своих знаний, воспитание бережного отношения к имущественному комплексу, патриотическое отношение к духу и традициям вуза;помощь в реализации общественно значимых молодежных инициатив.Современная Россия нуждается в воспитании молодёжи, стоящемся на фундаментальных ценностях нравственности и духовности. Все это позволит высшим учебным заведениям и ее воспитанникам внести свой вклад в преодоление духовного кризиса общества, достижения гражданского согласия. В этом направлении воспитательным отделом филиала проводится следующая работа:1.Участие студентов и студенческих коллективов в проведении торжественных мероприятий, посвященных Дню защитника Отечества, Дню Великой Победы 1945 г., Дню первой печатной православной книги. В подготовке литературного вечера, посвященного двухсотлетнему юбилею М.Ю. Лермонтова, конкурса чтецов «Слово, опаленное войной…». В рамках проведения вышеобозначенных мероприяЛытнева В. В., Егорова А. М. Проблема гражданскопатриотического воспитания в современном вузе (на примере филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Армавире)// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №26.–ART75316. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75316.htm. –ISSN 2304120X. 4
тий организаторы обращаются к литературным произведениям различных русских и советских авторов, что позволило учащейся молодежи филиала более глубоко проникнуться уважением к русской культуре как базовой, государствообразующей.2.Организация внутригрупповых и общефилиальских кураторских на следующие темы: «Дети в годы Великой Отечественной войны», «Армавир в годы Великой Отечественной войны», «Армавирдо 1917г.», «Вклад женщин в Победу над фашизмом», «Никто не забыт, ничто не забыто…», «Земной поклон вам, ветераны!» и др.). Проведение таких мероприятий позволяет через раскрытие исторических фактов «погрузить» студентов, в изучаемую эпоху и воспитать вних гордость за Отечество, а также привить межнациональное уважение и терпимость.3.Организация выставок стенгазет и рисунков, посвященных важнейшим датам Великой Отечественной войны, М.Ю. Лермонтову как поэту, писателю, драматургу, художнику, Дню защитника Отечества, а также на следующие темы: «Была война», «Картины и плакаты о Великой Отечественной войне» и т.д.). Приобщение студентов к изобразительному искусству позволяет им не только раскрыть свой талант, но и, используя различные цветовые решения, техники передать отношение к тому или иному историческому событию, явлению. 4.Привлечение студентов к подготовке материалов для оформления стендов «Даты, события, факты», «1418 днейдолгий путь к Великой Победе…» (на стендах размещается интересные данные, касающиеся не только мировой, отечественной, но и местной, т.е. локальной истории) [5].5.Публикация статей гражданскопатриотической направленности в филиальской и вузовской газетах позволяет не только более подробно раскрыть отдельные моменты истории города, края, но и привить уважения и любовь к Родине.6.Участие во встречах с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами локальных войн, в мероприятиях направленных на военнопатриотическое воспитание («День призывника», посещение краеведческого музея, музеев боевой Славы Армавирской школы пилотов, 15 ОСН «Вятич», «День мужества», организуемый Отделом МВД по г.Армавиру, «А нука, парни!» приуроченное Дню защитника Отечества (проводится в филиале). Такие встречи помогают студентам филиала непосредственно услышать истории жизни участников военных действий, пережить вместе с рассказчиком страшные события военных лет. Необходимо обратить внимание и на то, что студенческая молодежь филиала является постоянным участником творческих конкурсов, проводимых вузом, органами муниципального, регионального, федерального управления, а также международных конкурсов и фестивалей. Это позволяет обучающимся не только развивать творческие способности, но и повышает уровень гражданскопатриотической работы. Среди них:муниципальный конкурс художественного слова, посвященный 70й годовщине Победы в Великой Отечественной войне; фестиваль героикопатриотической песни «Пою моё Отечество» (региональный уровень);конкурс «Юные таланты» (международный уровень) и др.Важной составляющей в гражданскопатриотическом воспитании является формирование социальных качеств личности, т.е.гражданственности (уважение закона, социальная активность, ответственность, профессиональная этика), именно поэтому студенческая молодежь филиала принимают активное участие в работе таких добровольных объединений: «Молодежный патруль»; краевой информационнодискуссионныйклуб «Молодежь и время»; Молодежная городская Дума (г.Армавир) и др. Лытнева В. В., Егорова А. М. Проблема гражданскопатриотического воспитания в современном вузе (на примере филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Армавире)// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №26.–ART75316. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75316.htm. –ISSN 2304120X. 5
Значительный вклад в развитие гражданскопатриотического воспитания вфилиале КубГУ в г. Армавире вносит систематическая работа общественного молодежного политического объединения студентов и преподавателей «Политический перспективный ресурс общества» (политический клуб «ПолитПРО») целью работы, которого является консолидация студентов для повышения их правовой и политической грамотности. В рамках реализации указанной цели Клубом проводятся встречи с депутатами; рассматриваются такие проблемы, касающиеся национального вопроса в современной России, выборов как института демократической политической системы в историческом и современном аспектах, гражданского самосознания и др.Необходимой составляющей в воспитании патриотичности и гражданственности в студенческой молодежной среде во внеучебное время является привлечение обучающихся к участию в марафонах, флешмобах, акциях, слетах, форумах, фестивалях, конкурсах (конкурс среди вузов края, на выявление лучшей работы, связанной с повышением правовой культуры и электоральной активности молодежи; краевая акция «Молодой край»; флешмобы«Прочти книгу о войне», «Не спи, не ленись, живи активно!»; Всероссийский слет, посвященный борьбе молодежи с терроризмом, экстремизмом и ксенофобией; Молодежный фестиваль политической направленности «Путь молодого политика»; конкурс на лучший агитвидеоролик; «Молодежь определяет будущее страны»студенческие дебаты; конкурс, направленный на выявление лучших знатоков избирательного права. Участие в вышеуказанных мероприятиях позволяют формировать у студентов филиала не только гражданскую позицию, но также помогает научить молодых людей нести ответственность за совершенные ими поступки или сказанные слова.В рамках воспитательной работы филиала направленной на формирование патриотизма и гражданственности в студенческой среде, популяризируется спорт.Студенты регулярно принимают участие в соревнованиях различных уровней (международного, федерального, регионального, зонального, муниципального):Международный турнир по тхэквондо «Sanix», проводимый в Японском городе Фукоко;Открытый Кубок по тхэквондо ГТФ (Краснодарского края); Первенство мира по самбо в г. Тбилиси, Грузия; Еврозийские спортивные соревнования по дзюдо в городе Бресте республики Беларусь; Спартакиада Кубанского государственного университета среди филиалов;Универсиада Кубани и др.Спортивное воспитание формирует нравственные, волевые качества. Это в первую очередьдисциплинированность, решимость, целеустремленность, смелость, трудолюбие, сила воли. Спорт развивает патриотические чувства. Студентыспортсмены стремятся не только повысить собственный профессиональный уровень, но и хотят прославить свой вуз, город, край, страну.Вышеобозначенные мероприятия в области гражданскопатриотического воспитания, проводимые в филиале КубГУ в г. Армавире позволяют говорить о масштабности работы, направленной на привитие любви к Родине.
Ссылки на источники1.Гладких В.В.Досуговая деятельность высших учебных заведений как фактор реализации гражданскопатриотического воспитания молодежи // Проблемы непрерывного образования: проектирование, управление, функционирование: материалы IX Междунар. науч.практ. конф. Липецк. 2011. Ч.1.С. 283285.Лытнева В. В., Егорова А. М. Проблема гражданскопатриотического воспитания в современном вузе (на примере филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Армавире)// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №26.–ART75316. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75316.htm. –ISSN 2304120X. 6
2.Слоневская Е.Р. Гражданскопатриотическое воспитание студентов в образовательном воспитании студентов//Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3. Педагогика и психология. 2008.№7. С. 103106.3.Суртаев В. Я. Молодежная культура.1999. С.87.4.Показатели, характеризующие общие критерии оценки качества образовательной деятельности организации, осуществляющих образовательную деятельность. URL: armavir.kubsu.ru
5.ЛавроваТ.В. Развитие патриотических ценностей на уроках истории // Профессиональноеобразование.2008.№ 7. С. 2930.
ValentinaLytneva,Candidate of Pedagogical Sciences, the Professor of social and humanitarian disciplines branch of branch of Federal state educational institution of the Kuban State Universityin Armavir, ArmavirLytnevaV@mail.ruAnna Egorova, specialist in educational and methodical work of the branch of Federal state educational institution of the Kuban State University in Armavir, Armavirannasid84@yandex.ruThe problem of civilPatriotic education in modern University (for example, the branch of the Federal state educational institution of higher professional education "Kuban state University" in Armavir)Abstract. The questions sanctified to civil and patriotic education of students of institution of higher learning rise in the article.Keywords: patriotism, morality, civil society, education.
Рекомендованокпубликации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакциюReceived17.08.15Получена положительная рецензияReceived a positive review19.08.15ПринятакпубликацииAccepted for publication19.08.15ОпубликованаPublished01.09.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Лытнева В. В., Егорова А. М., 2015
www.ekoncept.ru