Исследование готовности личности к туристско-экскурсионной деятельности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Деханова П. Ю. Исследование готовности личности к туристско-экскурсионной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S20. – С. 26–30. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75322.htm.
Аннотация. На основе анализа содержания деятельности экскурсоводов в статье выделены присущие им профессионально важные качества и рассматриваются методы их развития. Также предложены способы их оценки, которые могут быть применены в рамках программ дополнительного образования, направленных на обучение молодых экскурсоводов.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Деханова П. Ю. Исследование готовности личности к туристскоэкскурсионной деятельности// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №20.–ART75322. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75322.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 1

ART75322УДК371.233:379.85

Деханова Полина Юрьевна, педагогпсихолог МБОУ ДОД Центр внешкольной работы «Парус», г.о.Самараbangbang69@mail.ru

Исследование готовности личности к туристскоэкскурсионной деятельности

Аннотация.На основе анализа содержания деятельности экскурсоводов в статье выделены присущие им профессионально важные качества и рассматриваются методы их развития. Также предложеныспособы их оценки, которые могут быть применены в рамках программ дополнительного образования, направленных на обучение молодых экскурсоводов. Ключевые слова:дополнительное образование, экскурсионная деятельность, мониторинг, компетенции, профессионально значимые качества.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Для современного этапа развития общества характерно становление новых приоритетов в образовательной сфере. Так, в первую очередь, целью образовательных учреждений становится не только получение учащимися определенного объема знаний, но и выработка у них ряда компетенций и личностных качеств, необходимых для эффективного использования этих знаний на практике [1]. Вовторых, всё большее внимание уделяется повышению качества образования [2]. Оба упомянутых направления находятся в тесной взаимосвязи друг с другом: на сегодняшний день смысл понятия «качество образования» раскрывается не только через оценки согласно журналу успеваемости, но и через показатели по различным психологическим характеристикам, присущим учащимся.Познавательное и личностное развитие учащихся является не просто побочным продуктом образовательного процесса, но одной из главных его целей. Так, требования к личностным результатам включают готовность и способность учеников к самообразованию, саморазвитию и самоопределению, формирование у них системы значимых социальных и межличностных отношений и т.д. Все перечисленные качества призваны помочь учащемуся быть более эффективным в рамках учебной, а затем и профессиональной деятельности. Особое значение это имеет в контексте дополнительного образования, которое по своей сути должно быть ориентировано на личность ученика.Экскурсионная деятельность, согласно классификации Е.А. Климова [3], попадает в категорию «человекчеловек», т.е. предметом интереса, обслуживания и преобразования здесь являются социальные группы, сообщества, люди разного возраста. Это означает, что для успешного выполнения своих профессиональных задач специалист должен обладать не только хорошими знаниями в необходимой области, но и рядом личностных качеств. Так, данная профессия предполагает, что экскурсовод постоянно вступает с другими людьми во взаимодействие, эффективность которого напрямую зависит от качеств и умений самого экскурсовода. Согласно ряду специалистов [4–6], успешный экскурсовод должен обладать высоким социальным интеллектом, стрессоустойчивостью, ораторским искусством, навыками актерского мастерства, умением отслеживать и управлять настроением группы и т.п. Все перечисленные качества не являются данностью, а формируются в процессе Деханова П. Ю. Исследование готовности личности к туристскоэкскурсионной деятельности// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №20.–ART75322. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75322.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 2

овладения профессией [4, 7], что обязывает педагогов и самих учащихся уделять особое внимание их развитию в рамках учебной деятельности.Также не менее важно выстроить четкую процедуру оценки качества образования, поскольку данные результаты имеют решающее значение для получения информации об успешности учащихся, а также для определения перспектив дальнейшего развития [8]. Полученные данныеимеют ценность как для преподавателей, так и для самих учеников, поскольку отражают степень их психологической готовности к самостоятельному ведению экскурсий, т.е. к непосредственному включению в профессиональную деятельность. Подобная обратная связь способствует развитию самокритичности (которая, в свою очередь, является необходимым компонентом и условием развития адекватной самооценки), а также помогает определить направление дальнейшей работы и мотивирует более осознанно относиться к занятиям.Таким образом, для составления образовательной программы, нацеленной на формирование у учащихся необходимых компетенций для выполнения профессиональных обязанностей экскурсовода, необходимо действовать по трем основным направлениям: а)выделить личностные качества и особенности, необходимые экскурсоводу для эффективного выполнения своих профессиональных обязанностей;б)определить адекватные учебные методики для их развития в рамках учебной деятельности;в)сформировать пакет измерительных процедур и инструментарий для оценки успешности их развития в процессе и по итогам учебной деятельности.При составлении перечня необходимых личностных качеств и компетенций мы опирались на труды отечественных исследователей, занимающихся проблемами подготовки будущих экскурсоводов [2, 5, 7]. По итогам анализа литературы нами был составлен список профессионально важных качеств экскурсовода, который мы разделили на четыре основные смысловые группы:1.Ораторское искусство:четкая дикция;грамотная речь;умение объяснять и доносить информацию до слушателей;умение заинтересовать;умение ярко подать информацию и т.п.2.Отношения с другими людьми:стрессоустойчивость;умение разрешать конфликтные ситуации;умение устанавливать деловые отношения с участниками группы и прочими людьми, обеспечивающими проведение экскурсии (водители, работники музеев и т.п.);вежливость;умение отслеживать настроение группы и управлять им и т.п.3.Умение работать с материалом:умение отбирать нужный материал для составления маршрута;хорошее знание материала (история родного края и т.п.).4.Отношение к самому себе:адекватная самооценка;умение видеть недостатки в своей работе и исправлять их;интерес к профессиональной деятельности и желание развиваться в данной области.Деханова П. Ю. Исследование готовности личности к туристскоэкскурсионной деятельности// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №20.–ART75322. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75322.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 3

Возможности психодиагностики описанных выше качеств достаточно велики –они могут быть измерены целым комплексом различных инструментов, но наиболее подходящими, на наш взгляд, являются методики, представленные в таблице.

Методы развития и оценки профессионально важныхкачеств экскурсовода

КачестваМетоды развитияМетодики для оценкиОраторское искусствоПубличные выступления, игрыдебаты, обучение составлению презентаций, обучение основам актерского мастерства (дикция и т.п.), проведение тренировочных экскурсий Степень активности в дебатах, степень успешности на публичных выступлениях, проведение тренировочной экскурсии, контентанализ речи на наличие словпаразитов, разговорной лексики и т.п.Отношения с другими людьмиМоделирование конфликтных ситуаций, ролевые игры, проведение тренировочных экскурсий, любая групповая работа (проекты, игры, конкурсы –всё, где учащимся придется взаимодействовать с другими людьми ради достижения общей цели)

Определение уровня перцептивноневербальной компетентности (Г.Я. Розен);–Типы поведения в конфликтной ситуации (тест К. Томаса);–Диагностика принятия других (шкала Фейя);–Изучение способности к самоуправлению в общении.Умение работать с материаломПробное составление своего собственного маршрута, работа с текстомУмение выделять опорносмысловые единицы при работе с текстомОтношение к самому себеПроведение тренировочных экскурсий и получение обратной связи от преподавателя и других учащихся: совместный разбор положительных и отрицательных сторон каждого экскурсовода, обсуждение того, как можно исправить ошибки; просмотр и разбор записей чужих экскурсий

Шкала общей самоэффективности Р. Шварцера и др.;

Опросник описания уверенности в себе Рейзаса;

Шкала самооценки Спилберга.

Ораторское искусство предполагает умение учащегося грамотно, доступно и увлеченно излагать свои мысли, в частности, умение переводить письменный текст первоисточников в разговорную речь, которая более проста для восприятия на слух и легче запоминается. Данные умения целесообразно развивать посредством включения учащегося в деятельность, которая предполагает устное выступление перед группой людей: дебаты, доклады, тренировочные экскурсии, презентации. Оценка устной речи производится преподавателем и аудиторией с помощью контентанализа речи, отражающего:наличие или отсутствие словпаразитов, нечеткой дикции, запинок, ошибок, длинных немотивированных пауз;наличие или отсутствие в речи сложных терминов, которые могут быть непонятны неподготовленным слушателям;наличие или отсутствие контакта с аудиторией (зрительный контакт, ответы на вопросы, управление вниманием аудитории, тенденциозность речи) и др.Умение выстраивать отношения с другими людьми предполагает способность учащегося грамотно разрешать конфликтные ситуации, выстраивать контакт с группой и прочими людьми, причастными к процессу проведения экскурсии (водители, сотрудники музеев и т.п.), управлять вниманием и эмоциональным фоном аудитории. Данные умения формируются через вовлечение учащегося в деятельность, предполагающую работу с другими людьми ради достижения общей цели: командДеханова П. Ю. Исследование готовности личности к туристскоэкскурсионной деятельности// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №20.–ART75322. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75322.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 4

ные соревнования, ролевые игры, совместные проекты. Также возможно моделирование конфликтных ситуаций и проведение тренировочных экскурсий. Для оценки данной группы качеств мы предлагаем воспользоваться рядом опросников, направленных на изучение особенностей индивида, проявляющихся в процессе общения и взаимодействия с окружающими. Умение работать с материалом предполагает способность учащегося к критическому анализу текста и отбору подходящей для решения текущей задачи информации, которые целесообразно развивать в процессе различных заданий, предполагающих работу с текстом. Например, составление собственного маршрута, написание различного рода рефератов, подготовка виртуальных экскурсий. Для оценки умения работать с материалом мы предлагаем следующую процедуру: учащемуся дается задание ознакомиться с текстом (объем –на усмотрение преподавателя); за установленное количество времени он должен выделить в нем опорные смысловые единицы, по которым затем сможет воссоздать прочитанный текст по памяти. Проверяется умение выделять в материале основные идеи и, отталкиваясь от них, насыщать повествование необходимыми деталями. Доброжелательное отношение к самому себе предполагает уверенность в своей эффективности, самокритичность, стремление к саморазвитию, а также наличие адекватной самооценки. Данные качества формируются в процессе взаимодействия учащегося с окружающими людьми через получение адекватной обратной связи о его действиях и умениях. Также для поддержания должного уровня мотивации необходимо создавать для каждого ученика «ситуации успеха», в которых он сможет оценить свою текущую эффективность и умелость. Для оценки данной группы качеств мы предлагаем воспользоваться рядом опросников, направленных на изучение особенностей самооценки индивида.Таким образом, представленная программа подготовки обеспечивает формирование профессиональных компетенций будущего экскурсовода, предоставляет первоначальные знания о данной специальности, способствует социализации и адаптации учащихся, и, в конечном итоге, дает возможность для осознанного профессионального определения в дальнейшем. Предложенная же процедура оценки дает возможность для контроля качества образовательной деятельности и постоянного повышения её эффективности.

Ссылки на источники1.Логинова Л.Г. Качество дополнительного образования детей. Менеджмент. –М.: Агентство «Мегаполис», 2008. –392 с.2.Фрейкина И.А. О моделировании процесса ориентации студентов на ценности специалиста туристической индустрии // Омский научный вестник. –2008. –№572. –С. 218–221.3.Климов Е.А. Введение в психологию труда: учеб. 3е изд. –М.: МГУ; «Академия», 2004.4.Долженко Г.П. Экскурсионное дело. –М.: ИКЦ «МарТ», 2008. –272 с.5.Емельянов Б.В. Экскурсоведение. –М.: Советский спорт, 2008. –216 с.6.Добрина Н.А. Экскурсоведение: учеб. пособие. –М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСИ», 2012. –288 с.7.Крамарова Т.Ю. Предпрофильная подготовка учащихся: содержательный и технологический аспекты (на примере курса «Я буду экскурсоводом») //Вестник Челябинского государственного педагогического университета. –2012. –№2. –С. 70–79.8.Булавинцева Л.И., Голыго Н.В. Организация предпрофильной подготовки учащихся как важная профессиональная задача учителя // Известия Уральского государственного университета. –2009. –№3. –С. 36–44.

PolinaDekhanova,psychologist,educational center “Parus”, Samarabangbang69@mail.ruДеханова П. Ю. Исследование готовности личности к туристскоэкскурсионной деятельности// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №20.–ART75322. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75322.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 5

Research of an individual’s readiness to tourist and excursion activityAbstract.Based on the analysis of content of guide’s activities the article explores the professional qualities inherent in the guides, considers the methods of their development as well as the techniques of their evaluation, which can be used in educational programs for young guides.Key words:additional education, excursion activity, monitoring, competence, professionally important qualities.

Рекомендованокпубликации:

Пак Ю. А., кандидатом педагогических наук;Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived30.03.15Получена положительная рецензияReceived a positive review02.04.15ПринятакпубликацииAccepted for publication02.04.15ОпубликованаPublished30.04.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Деханова П. Ю., 2015www.ekoncept.ru