Создание Тульского филиала Куйбышевского государственного педагогического института и развитие физико-математического направления в педагогическом вузе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Румянцева Н. М. Создание Тульского филиала Куйбышевского государственного педагогического института и развитие физико-математического направления в педагогическом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S22. – С. 21–25. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75344.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования и развития физико-математического образования в педагогическом вузе, деятельности профессорско-преподавательского состава кафедр физико-математического факультета с момента его создания в 1989 г. и до 2001 г., когда был открыт Тольяттинский государственный университет.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Румянцева Н. М. Создание Тульского филиала Куйбышевского государственного педагогического института и развитие физикоматематического направления в педагогическом вузе// Концепт. –2015.–Спецвыпуск №22.–ART75344. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75344.htm. –ISSN 2304120X. 1

ART75344УДК378.4

Румянцева Надежда Максимовна, кандидат исторических наук, доцент кафедрыистории и философии ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет»,г. ТольяттиRumjantseva.n@yandex.ru

Создание Тульского филиала Куйбышевского государственного педагогического института и развитие физикоматематического направления в педагогическом вузе

Аннотация.Статья посвящена проблеме формирования и развития физикоматематического образования в педагогическом вузе, деятельности профессорскопреподавательского состава кафедр физикоматематического факультета с момента его создания в 1989 г.и до 2001 г., когда был открыт Тольяттинский государственный университет.Ключевые слова:физика, математика, научная деятельность, учебный процесс, академические традиции, одаренные ученики.Раздел: 01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

К началу 80х гг.город Тольятти–стремительно развивающийся молодой город, столица отечественного легкового автомобилестроения, город «большой химии», крупный промышленный центр с собственной городской средой, определявшей культурный и ментальный облик города. Численность населения достигла 700тысяч человек. Динамичный рост населения обусловил интенсивное строительство детских садов, общеобразовательных школ, специализированных колледжей, гимназий, лицеев. По мере расширения города значительно выросло число объектов сферы услуг, системы общественного питания.Промышленность, транспорт, специальная инфраструктура молодого города предъявляливсе более широкий спрос на специалистов с высшим образованием. Развитие быстро растущего индустриального города способствовало тому, что в нем сложился слой в основном технической интеллигенции. В 80х гг.стала остро ощущаться необходимость в специалистахпедагогах. Городские власти, обеспокоенные односторонним развитием образовательной инфраструктуры, поставили перед правительством СССР вопрос об открытии в городе педагогического вуза.8 декабря 1987 г.было подписано распоряжение Совета Министров СССР осоздании Тольяттинского филиала на базе одного из старейших вузов России–Куйбышевского государственного педагогического института им. В.В.Куйбышева.Директором филиала был назначен Иван Петрович Плеханов. Ему пришлось решать сложные, разнообразные задачи: от формирования структуры вуза, организации факультетов, кафедр, подбора высококвалифицированного профессорскопреподавательского коллектива и набора студентов, до решения вопросов финансирования института и создания его материальной базы.Под руководством И. П. Плеханова филиал не только успешно прошел этап своего становления, но значительно вырос, превратившись в динамично развивающийся образовательный, научноисследовательский и культурнопросветительский центр.С момента создания ТФ СГПУ наиболее приоритетным направлением в его деятельности стала научноисследовательская работа. По приглашению руководства вуРумянцева Н. М. Создание Тульского филиала Куйбышевского государственного педагогического института и развитие физикоматематического направления в педагогическом вузе// Концепт. –2015.–Спецвыпуск №22.–ART75344. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75344.htm. –ISSN 2304120X. 2

за в Тольятти стали приезжать известные ученые, высококвалифицированные специалисты, преподаватели из различных городов и республик бывшего Советского Союза. Именно эти ученые обеспечили формирование высокого научного потенциала высшего учебного заведения; под их руководством складывались исследовательские коллективы, работавшие над определенной научной тематикой, в состав которых входили почти все преподаватели кафедр, аспиранты, студенты старших курсов. По существу, складывались известные в Поволжском регионе научные школы.В начале 1990х гг.в ТФ СГПУ выделился ряд приоритетных научных направлений. Среди них исследования, проводимые Г.П.Корневым.В 1988 г.в ТФ Самарского государственного педагогического института начался прием студентов на специальность «Математика и физика», а в 1990 г.в структуре филиала был открыт физикоматематический факультет. Первым деканом стал профессор Г.П.Корнев, сыгравший большую роль в становлении факультета, его традиций, формирование научных направлений, складывание профессорскопреподавательского состава.В начале 1990х гг.в ТФ СГПУ выделился ряд приоритетных научных направлений. Среди них исследования, проводимые Г.П.Корневым.Исследования, проводимые под руководством профессора Г.П.Корнева, приобрели известность в стране. В области теоретической физики ему удалось классифицировать физические модели, что позволило, используя дифференцированные уравнения, получить количественные результаты в описании физических моделей, а через них давать корректные количественные характеристики физических явлений. В области методики физики профессор Г.П.Корнев развивал принципы теоретических обобщений, он впервые предложил новую классификацию физических задач, основанных на принципах относительности, суперпозиции, симметрии и ряда других. В 1992 г.под руководством Г.П.Корнева в ТФ СГПУ открывается аспирантура, а в 1996 –Диссертационный совет по теории и методике преподавания физики. Профессор Г. П. Корнев подготовил к защите 8 докторских и 64 кандидатских диссертаций; его ученики работают во многих городах России. Долгое время являлся членом диссертационного совета при Саратовском государственном университете.Постепенно стали складываться основные научные направления преподавателей физикоматематического факультета:математическое моделирование технологических процессов в технике, экономике, образовании;современные системы программирования;дифференциация обучения математике в высшей школе.В 1992 г.в целях повышения эффективности научноисследовательской работы кафедра математики была разделена на кафедру математического анализа и геометрии и алгебры. С этого времени в структуре факультета действовали также кафедра общей и теоретической физики и кафедра методики преподавания физики и математики [1]. На базе факультета в том же году открылась вечерняя физикоматематическая школа. В 2000 г.была создана кафедра информатики.Постепенно совершенствовался учебный процесс, улучшалось материальная база кафедр факультета: были приобретены новые лабораторные комплексы, цифровые микроскопы, современная видеопроекционная техника, оргтехника, проведена реконструкция лабораторий технических средств обучения. Все это способствовало повышению качества обучения, активизации научноисследовательской работы, совершенствованию учебного процесса.Румянцева Н. М. Создание Тульского филиала Куйбышевского государственного педагогического института и развитие физикоматематического направления в педагогическом вузе// Концепт. –2015.–Спецвыпуск №22.–ART75344. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75344.htm. –ISSN 2304120X. 3

Кафедра прикладной и теоретической физики была создана в 1989 г.под руководством к. ф.м. н., доцента В.Н. Скиданенко (впоследствии защитившего докторскую диссертацию). Кафедра обеспечивала выпуск педагогической специальности 030200 «Физика». Профессорскопреподавательский коллектив кафедры проводил большую работу по организации студенческих олимпиад, подготовке команд студентов для участия в олимпиадах других вузов. Так, в 1994 г.студенты принимали участие в региональной олимпиаде Поволжской зоны по физике.В 90е гг.ряд студентов физикоматематического факультета участвовали во Всероссийской олимпиаде по физике, проводимой Тольяттинским политехническим институтом. В рамках олимпиады студенты принимали участие и в научнопрактических конференциях, организованных кафедрой «Физики» Тольяттинским политехническим институтом.Результаты научных исследований студентов, выполненных под руководством преподавателей кафедры, за актуальность, новизну, значимость были отмечены премиями и дипломами региональных и Всероссийских научных конкурсов. В конце 90х гг.преподаватели кафедры выступили с инициативой лицензирования специальности 010700 «Физика». В течение года подготовительная работа была успешно завершена. Это стало возможным как благодаря высокой квалификации преподавателей кафедры, так и благодаря имевшимся традициям университетского образования, возникшего на кафедре в начале 90х гг.при формировании педагогической специальности «Физика». Большой вклад в складывание этих академических традиций внес заведующий кафедрой В. Н. Скиданенко, возглавлявший её до сентября 2005 г.Под его руководством преподавательский коллектив кафедры стремился совершенствовать учебный процесс. Одним из приоритетных направлений стала разработка и внедрение новых образовательных технологий, призванных обеспечить качественный уровень преподавания учебных дисциплин. В основу разрабатываемых технологий был положен принципинтенсификации самостоятельной работы студентов на основе использования современных компьютерных программ и методик. Для повышения качества преподавания кафедрой регулярно проводился письменный опрос студентов «Преподаватель глазами студентов». Итоги опроса анализировались, изучались, в процессе преподавания вносились коррективы. Всё это способствовало формированию благоприятной обстановки на факультете, повышению эффективности проводимых мероприятий.С момента своего образования физикоматематический факультет был одним из лучших в установлении деловых связей между школой и вузом. В январе 1990 г.на базе факультета был открыт школьный клуб «Компьютер» [2]. С этого времени стали регулярно проводиться математические олимпиады для учащихся образовательных учреждений города Тольятти. Большое внимание организации и проведению научноисследовательской работы с учениками общеобразовательных школ уделяла ведущий преподаватель физикоматематического факультета д. п. н., профессор Р. А. Утеева. В рамках программы «Совершенствование математической подготовки в средней и высшей школе» она активно сотрудничала с профессорами института математики города Жешув (Польша). В течение ряда лет профессор Р.А.Утеева получала грантовую поддержку за реализацию уникальной программы.«Одаренные дети. Интеллектуальная и творческая одаренность. Проблемы. Концепции. Перспективы» (Варшава, Греция).В 2002–2003 гг.являлась членом жюри X и XI конференций юных ученых в области математики, проводившейся Международным интеллектуальным клубом «Глюон» в рамках Международного фестиваля «Дети. Интеллект. Культура» (ГреРумянцева Н. М. Создание Тульского филиала Куйбышевского государственного педагогического института и развитие физикоматематического направления в педагогическом вузе// Концепт. –2015.–Спецвыпуск №22.–ART75344. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75344.htm. –ISSN 2304120X. 4

ция) [3]. Основными профессиональными интересами профессора Р. А. Утеевой и сегодня остаются проблемы, связанные с повышением качества преподавания математических дисциплин: математическое образование в школе, дифференциация математического образования в школе и вузе, проблемы геометрической подготовки в средней и высшей школе.Преподаватели факультета уделяли особое внимание поддержке одаренных учеников. В 1992 г.на базе Физмата была открыта вечерняя физикоматематическая школа, ставшая юношеской математической школой, где регулярно вели занятия преподаватели и аспиранты. Для одаренных учеников проводились «Недели математики», конкурсы проектов по математике, конкурсы математических презентаций среди школьников и студентов. Всё это способствовало повышению интереса к математике, формировало творческую атмосферу в вузе, усиливало интерес потенциальных абитуриентов к педагогическому университету.Преподаватели кафедры регулярно проводили курсы повышения квалификации учителей и преподавателей СПО по различным направлениям, среди которых современные подходы к организации обучения математике, информационнокоммуникационные технологии в образовании, теория и методика развивающего обучения информатике, современный урок математики –теория и практика. В 2001 г.на основе объединения двух ведущих вузов города –ТПИ и ТФСГПУ был открыт Тольяттинский государственный университет. Это был своеобразный «ответ» на вызов времени: в новое тысячелетие город вступил с новыми перспективами, потребностями, связанными с необходимостью развития фундаментальной науки, расширением и интеграцией научных исследований ученых, формированием культурной среды городского сообщества. Городу необходим был вуз, который смог бы сформировать интеллектуальную элиту города и стать градообразующим элементом. Несмотря на сложные и противоречивые процессы, которые происходят в городской политической и экономической жизни, в социокультурной сфере города за последние два десятилетия произошли существенные изменения. Они выражаются, в первую очередь, в стремительном развитии учреждений образования. Это проявляется в увеличении количества учебных заведений различного уровня и профиля, которые позволяют получить подготовку по ряду современных специальностей. Самарская область, и Тольятти, в том числе, является «полигоном» для социальных экспериментов в сфере образования, что позволяет ее рассматривать как приоритетное направление развития городской среды. Инновационный характеробразовательной сферы Тольятти способствовал формированию за последние два десятилетия слоя гуманитарной интеллигенции. Следует отметить, что до последнего времени в Тольятти специалистов профильным гуманитарным образованием было очень мало, в силу того, что в городе реализовывались технократические проекты, и культурные запросы населения удовлетворялись за счет других городов. Появление слоя городской гуманитарной интеллигенции неоднозначно влияет на городскую среду. С одной стороны, это дает возможность молодежи получить гуманитарное образование в родном городе. С другой стороны, распространение гуманитарных знаний повышает уровень требований населения, в первую очередь, молодежи, к городской среде. Это связано, в первую очередь, с тем, что рабочих мест всоциокультурной сфере города недостаточно, по причине того, что на предыдущих этапах она развивалась односторонне. На современном этапе производственнотехническая сфера города переживает период стагнации. Обновление технологий и модернизация производства вызывает целый ряд противоречий. В частности это находит проявление в снижении престижа Румянцева Н. М. Создание Тульского филиала Куйбышевского государственного педагогического института и развитие физикоматематического направления в педагогическом вузе// Концепт. –2015.–Спецвыпуск №22.–ART75344. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75344.htm. –ISSN 2304120X. 5

технических специальностей среди молодежи. Модернизация производства связана с большими социальными потерями, которые выражаются не только в безработице. В условиях советского общества многие социальные учреждения Тольятти существовали за счет бюджетов предприятий. Модернизация лишает учреждения социальной сферы этой поддержки, что негативно отражается на жизни горожан. Очевидно, что без успешного развития производственнотехнической базы невозможно дальнейшее совершенствование социокультурной сферы города. Однако на современном этапе невозможно вернуться к прежней модели развития советских городов, которая была неоднократно реализована в Тольятти, когда город объявлялся всесоюзной стройкой и в рекордные сроки возводился очередной промышленный объект, а развитие социальных и культурных учреждений осуществлялось по остаточному принципу[4].В связи с созданием университета произошли значительные изменения в структуре педагогического института. В 2004 г.был открыт факультет математики и информатики, в состав которого вошли и кафедры педагогического университета: кафедра алгебры и геометрии и кафедра информатики и вычислительной техники. В этом же году была реорганизована кафедра общей и теоретической физики, возглавил которую доктор ф.м. н., профессор С. В. Талалов. С его приходом значительно активизировалась научноисследовательская деятельность преподавателей, повысилась эффективность научноисследовательской работы, начались активные теоретические научные исследования по нескольким научным направлениям:квантовая теория;гамильтоновы динамические системы;математическое моделирование физических процессов.Результатом научных исследований сотрудников кафедры ежегодно публиковались в ведущих Российских и Международных научных журналах, сборниках статей. Расширилось и международное сотрудничество. Так, профессор С. В. Талалов является членом Американского математического общества.На современном этапе спектр научных исследований преподавателей существенно расширился. В сферу научных интересов ряда ученых начали входить проблемы изучения математического инструментария, оценки статистических показателей результативности педагогических технологий. Компьютеризация образованияпереживает качественно новый этап, связанный с введением инновационных методов обучения. В связи с этим включение студентов в учебный процесс с помощью коммуникативных информационных технологий становится приоритетной задачей преподавателя.Попрежнему, большое внимание уделяется проблемам совершенствования преподавания математики в общеобразовательных школах. Так, И. В. Антонова в своих исследованиях делает акцент на применение статистических методов в процессе обучения математике. Ею была проведена существенная экспериментальная работа, связанная с выявлением методических особенностей работы учителя математике.Проблемы организации эвристического обучения математике и формирования эвристических приемов также являются предметом исследования ряда преподавателей. Актуальность данной проблематики обусловлена социальным заказом общества на формирование творческой личности, способной к преобразовательной деятельности и готовой решать нестандартные жизненные задачи. В процессе использования эвристического метода информация передается учителем в форме беседы, объяснение нового материала сочетается с постановкой проблемных задач. В реРумянцева Н. М. Создание Тульского филиала Куйбышевского государственного педагогического института и развитие физикоматематического направления в педагогическом вузе// Концепт. –2015.–Спецвыпуск №22.–ART75344. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75344.htm. –ISSN 2304120X. 6

зультате эвристический метод способствует развитию интереса к изучаемому предмету, формирует навыки самоконтроля, активного получения знаний [5].Другими приоритетными научными направлениями являются исследование современных систем программирования, дифференциация обучения математике в высшей школе, а также математическое моделирование технологических процессов в технике, экономике, образовании.Анализируя тенденции развития физикоматематического образования в Тольяттинском филиале Самарского государственного педагогического университета, можно утверждать, что академические традиции, заложенные в вузе, дали новый импульс для развития естественнонаучного направления в Тольяттинском государственном университете, который вносит ощутимый вклад в развитие города, региона страны.

Ссылки на источники1.Архив ТГУ. Протоколы Ученого Совета ТФ КГПИ. Л. 67.2.Архив ТГУ Протоколы Ученого Совета ТФ КГПИ.Л. 55.3.Профессора Тольяттинского государственного университета. –Тольятти, 2003. –С. 146–147.4.Потенциал развития современного моногорода. Комплексный анализ социальной сферы Тольятти. –Тольятти. 2012. –С. 5–7.5.Антонова И. В.О применении некоторых статистических методов в педагогических исследованиях при обучении математике учащихся общеобразовательной школы // Практика использования естественнонаучных методов в пркладных социальногуманитарных исследованиях: сб. материалов методического семинара. Ч. 2 / под науч. ред. И.В.Цветковой.–Тольятти. 2014. –С. 190–203.

Nadezhda Rumyantseva, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor at the chair of history and philosophy, Togliatti State University, TogliattiRumjantseva.n@yandex.ruCreating Tula branch of the Kuibyshev State Pedagogical Institute and the development of physical and mathematical sciences in pedagogical high school Abstract.The article deals with the formation and development of physical and mathematical education in pedagogical high school, activities of the faculty of the Department of Physics and Mathematics Faculty since its inception in 1989 until 2001, when it was opened Togliatti State University.Key words:physics, mathematics, scientific activity, educational process, academic traditions, gifted students.

Рекомендованокпубликации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived02.04.15Получена положительная рецензияReceived a positive review04.04.15ПринятакпубликацииAccepted for publication04.04.15ОпубликованаPublished03.06.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Румянцева Н. М., 2015www.ekoncept.ru