Проблема когнитивных установок у женщин в период ранней взрослости в аспекте их профессиональной успешности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Костакова И. В. Проблема когнитивных установок у женщин в период ранней взрослости в аспекте их профессиональной успешности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S28. – С. 6–10. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75370.htm.
Аннотация. В статье анализируются результаты эмпирического исследования рациональности/иррациональности когнитивных установок у женщин в период ранней взрослости в аспекте их профессиональной успешности. Исследование проведено в рамках рационально-эмотивного подхода А. Эллиса.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Костакова И. В.Проблема когнитивных установок у женщин в период ранней взрослости в аспекте их профессиональной успешности// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №28.–ART75370. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75370.htm. –ISSN2304120X. 1

ART75370УДК159.9.07

Костакова Ирина Владимировна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии ФБГОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», г. Тольяттиi.kostakova@tltsu.ru

Проблема когнитивных установок у женщин в период ранней взрослости в аспекте их профессиональной успешности

Аннотация.В статье анализируются результаты эмпирического исследования рациональности/иррациональности когнитивных установок у женщин в период ранней взрослости в аспекте их профессиональной успешности. Исследование проведено в рамках рациональноэмотивного подходаА. Эллиса.Ключевые слова:установка, рациональность/иррациональность установок, иррациональные установки у женщин в период ранней взрослости, профессиональная успешность.Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

В современных условиях развития российского общества качественно новым образом встает проблема развития и реализации человеческого потенциала. Предъявляются более высокие требования к профессиональной и личностной компетентности специалистов. Проблема развития профессионального потенциала и профессиональной самореализации личности является одной из самых актуальных в настоящее время (С.И. Кудинов, С.С. Кудинов, Л. А.Коростылева)[1, 2]. Когнитивная сфера человека в последние десятилетия является центром междисциплинарного изучения в научном пространстве человекознания. Информатизация и усложнение технологических процессов во всех отраслях профессиональной деятельности наряду с большими возможностями предъявляют более высокие требования к интеллектуальной деятельности специалистов самых разных профессий. Современные ученые приходят к мнению, что для успешно самореализующегося профессионала характерным качеством является высокий уровень организации когнитивных процессов и когнитивная сложностьличности.С другой стороны, тенденцией современного времени является профессиональная включенность и успешность женщин во многих областях профессиональной деятельности, тенденция к достижению высокого уровня профессиональной самореализации.Целью исследования стало изучение степени рациональности когнитивных установок в аспекте профессиональной успешности у женщин в период ранней взрослости. Система убеждений, являясь основой мировосприятия индивида, может содержать как рациональные суждения, основанные и проверяемые опытным путем, так и иррациональные установки. Система убеждений каждого индивида носит феноменологический характер, приобретается в ходе индивидуального опыта и может выражаться в вербальной форме. Определяя рациональноэмотивную концепцию психологической помощи, А. Эллис ставил цель всестороннего использования потенциала личностного роста и развитие качеств интернальности, ответственности, межличностной толерантности, толерантности к неопределенности, открытости новому опыту, гибкости, объективности позиций, радости и безусловного самопринятия [3].Костакова И. В.Проблема когнитивных установок у женщин в период ранней взрослости в аспекте их профессиональной успешности// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №28.–ART75370. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75370.htm. –ISSN2304120X. 2

В сравнении с другими подходами –конструктивизмом Д.Келли, когнитивизмомА. Бека, рациональноэмотивный подход опирается на выделение убеждений «тирании долженствования», препятствующих не только развитию личностного потенциала, но и объективному восприятию и продуктивному мышлению в самых разных сферах жизнедеятельности личности: от межличностной дообразовательнойи профессиональной. Подход А.Эллиса отличает концентрация на внутреннем диалоге субъекта, в той или иной степени проявляющемся в его монологических высказываниях.В эмпирическом исследовании приняли участие женщины городского округа Тольятти Самарской области, относящиеся к возрастному периоду ранней взрослости (возраст 25–35 лет), профессионально занятые в сфере предоставления услуг населению. Численность выборки обследуемых составила 30 человек с разным уровнем образования (высшее образование имели 54% женщин, неоконченное высшее–20%, среднеспециальное–13% и среднееобразование–13% женщин выборки). Семейный статус женщин тоже различался: женщины в браке и с детьми составили 34% всей выборки, в браке и без детей –16%, не замужем, с детьми –17%, не замужем, без детей –33%. Данную выборку характеризовал также разный профессиональнодолжностной состав: руководящий состав 33% и рядовой состав работников –67% всей выборки.Для выявления содержания системы когнитивных установок у женщин использовались следующие методики: Методика диагностики иррациональных установок А.Эллиса; Тест «Незаконченные предложения»Дж. М. Сакса, С. Леви, где к ответам респондентов был применен метод контентанализа. Основными единицами анализа завершаемых частей предложений обследуемых являлись проявления таких иррациональных установок, как «катастрофизация», «долженствование в отношении себя», «долженствование в отношении других» и «оценочная установка» в различных сферах жизнедеятельности: межличностной, личностной, профессиональной, образовательной,характеризующих в той или иной степени систему установок в аспекте «рациональности/иррациональности».Представим далее результаты исследования средних значений степени выраженности рациональности/иррациональности установок у женщин всей выборки (рис. 1).

Рис. 1. Средние показатели выраженности иррациональных установок (n= 30) у женщин в возрасте 25–35 лет

0510152025303540КатастрофизацияДолженствование в отношении себяДолженствование в отношении другихОценочная установкаКостакова И. В.Проблема когнитивных установок у женщин в период ранней взрослости в аспекте их профессиональной успешности// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №28.–ART75370. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75370.htm. –ISSN2304120X. 3

Примечание.Согласно методике А.Эллиса,интерпретация результатов выглядит следующим образом:менее 30 балов –наличие выраженной иррациональной установки;от 30 до 45 балов –наличие иррациональной установки;от 45 и выше –отсутствие иррациональной установки.Полученные результаты позволяют утверждать, что у женщин данной возрастной группы присутствуют выраженные и умеренно выраженные иррациональные установки. Наиболее выраженными иррациональными установками обследуемых выборки являются установки «катастрофизации» и «долженствования в отношении себя».По степени выраженности иррациональных установок были выделены следующие группы женщин:1)группа с выраженной степенью показателейиррациональных установок;2)группа со средними показателями выраженности иррациональных установок;3)группа с отсутствием иррациональных установок.В группу женщин свыраженной степенью показателей иррациональных установок вошли женщины, которые имеют по результатам методики 4–5 иррациональных установок (30% женщин). Группу со средними показателями выраженности иррациональных установок, от 1 до 3 иррациональных установок представили большинство женщин выборки (60%). В третью группу вошли женщины из числа 10% численности выборки, у которых не были обнаружены иррациональные установки (рис.2).

Рис. 2. Распределение показателей выраженности иррациональных установок у женщин в возрасте 25–35 лет в процентном отношении

Среди женщин с высокими показателями иррациональных установок 77,8% имеют невысокую базовую должность, а 22,2% занимают руководящую должность. По уровню образования имеют: 44,5%–высшее образование, 22,2%–неоконченное высшее, 22,2%–среднее специальное и 11,1% среднее образование. Возраст испытуемых этой группы относился к диапазону от 26 до 33 лет. Таким женщинам свойственно каждый раз оценивать неблагоприятное событие как чрезвычайнонегативное, предъявлять чрезмерно высокие требования как к себе, так и к другим людям. Так же их характеризует способность оценивать не конкретные факты: отдельные поступки, действия, черты окружающих, а ими производится глобальная оценка личности или ситуации в целом, без опоры на конкретные факты и детали. Наряду с ярко выраженными иррациональными суждениями женщины этой группы обладают низкой стрессоустойчивостью, 30%60%ВысокиеСредние ОтсутствиеКостакова И. В.Проблема когнитивных установок у женщин в период ранней взрослости в аспекте их профессиональной успешности// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №28.–ART75370. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75370.htm. –ISSN2304120X. 4

плохо справляются с трудностями, обычно обладают завышенной или заниженной самооценкой, имеют негативное, пессимистическое отношение к жизни и к окружающим, довольно эмоциональны и импульсивны в своем поведении.В группу женщин со средними показателями выраженности иррациональных установок вошли женщины, преимущественно имеющие невысокую или среднюю должность–61,1%, а также часть женщин сруководящей должностью 38,9%. Уровень образования респондентов составил–50% женщин с высшим образованием, 22,2%–с неоконченным высшим, 16,7%–средним специальным и 11,1% средним образованием. Возраст обследуемых этой группы–от 25 до 35 лет, и преимущественно–это женщины в возрасте 25–28 лет. Женщины этой группы так же подвержены стрессовым состояниям, их когнитивная деятельность связана с выраженными иррациональными установками «катастрофизации» и «долженствование в отношении себя». Для взаимоотношений с другими людьми для них характерно напряжение и повышенное чувство долженствования, предъявление повышенных требований как к себе, так и к окружающим.В группе женщин, у которых отсутствуют выраженные иррациональные установки, все без исключения занимают высокую руководящую должность в коллективе, имеют высшее образование. Средний возраст этих женщин 32–33 года. Они хорошо умеют справляться с трудностями, обладают высокой стрессоустойчивостью, умением рационально мыслить, производить объективную, адекватную оценку происходящего, окружающих, им присуща высокая и при этомадекватная самооценка. У таких женщин хорошо развито чувство долга и ответственности, иногда они проявляют повышенные требования в отношении себя. Это можно связать с их руководящим должностным положением в коллективе, которое предполагает повышенную ответственность в связи с профессиональнодолжностными обязанностями, эти женщины склонны беспокоится о рабочем процессе и сотрудниках. Результаты второй методики «Незавершенные предложения» практически полностью подтверждают результаты методики А.Эллиса.Исходя из результатов проведенных методик можно говорить, что у даннойгруппы женщин в возрасте от 25 до 35 лет наблюдаются две выраженные иррациональные установки: «катастрофизация»и «долженствование в отношении себя».С помощью методики «Незаконченные предложения» нами были выявлены сферы, в которых проявляются иррациональные суждения. Можно констатировать, что у 32% женщин выборки наблюдается признаки иррационального мышления, таккак иррациональные суждения активно проявляются как в профессиональной, так и в межличностной сфере жизнедеятельности. У большинства женщин, 42% всей численности выборки, иррациональные установки актуализируются в сфере межличностных отношений, тогда как профессиональная сфера их не задействует,азначит, их профессиональное мышление отличается рациональностью. Однако, мы выявили и противоположные результаты –у 32% женщин иррациональное мышление связано с исключительно с профессиональным поведением, и этоможет проявляться в виде проблем и трудностей в выполнении ими профессиональнодолжностных обязанностей. Полное отсутствие иррациональности в высказываниях женщин наблюдалось лишь у 6% выборки, двух женщин из числа руководителей. Кроме того, было выявленосравнение степени выраженности данных установок и занимаемой должности у обследуемых женщин. Так средний показатель количества иррациональных установок у женщинруководителей составил 1,2; а женщин рядовых сотрудников неруководящих должностей –3,45.

Костакова И. В.Проблема когнитивных установок у женщин в период ранней взрослости в аспекте их профессиональной успешности// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №28.–ART75370. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75370.htm. –ISSN2304120X. 5

Таким образом, мы видим, что существует следующая тенденция: чем выше занимаемая должность женщин и профессиональная успешность, тем степень выраженности иррациональных установок ниже, и наоборот. Это можно объяснить тем, что у женщин с более высокими должностями уровень ответственности, образования, когнитивных процессов и самоорганизации личности выше, а значит,и происходящие события воспринимаются ими более объективно и рационально.Для обработки данных использовалась программа SPSS Statistics (Version 17), результаты позволяют утверждать о статистически значимых показателях рациональности/иррациональностикогнитивной сферы у женщин. Так были получены данные об особенностях взаимосвязи между возрастом и степенью выраженности иррациональных установок. Степень выраженности установки «долженствования в отношении себя» снижается с возрастом (r=0,41 p≤0,05) (напомним, что показатели шкалы методики А. Эллиса носят обратный характер). Женщины с возрастом начинают относится к себе с большим самопринятием, способны к более рациональной оценке и управлению собой без преувеличенного самопринуждения и сверхответственности. Вероятно, это связано с хорошим знанием своих особенностей, способностью к объективной оценке профессиональных и жизненных проблем иситуаций, основой которыхявляется накопленный профессиональный и жизненный опыт.На уровне тенденции прослеживается положительная взаимосвязь между уровнем образования и степенью рациональности мышления. Значимые различия были получены по степени выраженности рациональности мышления среди женщин с разной профессиональной успешностью. Так у женщин, занимающих руководящие должности и женщин, занимающих рядовые должности, выявились значимые различия в проявлениях рационального мышления (t=2,65, p≤0,01). Этот факт можно объяснить взаимообусловливающими причинами: с одной стороны, профессиональноуправленческим опытом женщинруководителей и, с другой стороны, первоначальными требованиями к личностнопрофессиональным компетенциям, связанными, например, с целеполаганием, объективной оценкой как собственной деятельности, так и деятельности сотрудников и подчиненных, принятием оперативных решений, разрешением профессиональных конфликтов. Все это требует когнитивной сложности, высокой самоорганизации и рационального мышления будущих руководителей. Таким образом, проведенное эмпирическое исследование, выявив особенности рациональности/иррациональностикогнитивных установок у современных женщин в период ранней взрослости, обозначило ряд проблем.Вопервых, высокую и среднюю степень выраженности иррациональных суждений у 90% женщин, что требует определения подходов к их психологическому сопровождению, разработки и осуществления коррекционноразвивающих программ.Вовторых, наличие иррациональных установок не способствуютпрофессиональной успешности и профессиональному развитию, и скорее будут препятствовать профессиональной самореализации личности. Последнее утверждение требует дальнейшей эмпирической проверки.Исследование актуализировало проблему взаимосвязи профессиональной успешности и когнитивного развития личности, что определяется потребностями современного общества, его направленностью на развитие профессионального и личностного потенциала, но является лишь одним из аспектов данной проблемы. Перспективными направлениями научных исследований могут стать дальнейший научный поиск и обоснование подходов оптимизации профессиональной самореализации специалистов, а также разработка новых методов и технологий развития профессиональной самореализации.Костакова И. В.Проблема когнитивных установок у женщин в период ранней взрослости в аспекте их профессиональной успешности// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №28.–ART75370. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75370.htm. –ISSN2304120X. 6

Ссылки на источники1.Кудинов С.И., Кудинов С.С. Методологические проблемы исследования самореализации личности//Вестник Башкирского университета. –2015. Т.20. –№2. –С.696–699.2.Коростылева Л.A. Уровни самореализации личности // Психологические проблемы самореализации личности / под ред. Е.Ф. Рыбалко, Л.A. Коростылевой. –Вып. 4. –СПб.: Издво СПбГУ, 2000.–С. 21–46.3.Эллис А. Когнитивный элемент депрессии, которым несправедливо пренебрегают// Московский психотерапевтический журнал. –1994. –№ 1.

Irina Kostakova,

Candidate of Psychological Sciences,Associate Professor of the chair “Theoretical and applied psychology”,Togliatti State University, Togliattii.kostakova@tltsu.ruThe problem of cognitive attitudes of women in early adulthood in terms of their professional successAbstract. The article analyzes the results of empirical research of rationalirrational attitudes of women in early adulthood in terms of their professional success.Research was conducted within the framework of A.Alice's rationalemotive approach.Key words:cognitive attitudes, rationalityirrationality of attitudes, irrationality attitudes of women in early adulthood, professional success.

Рекомендованокпубликации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived09.11.15Получена положительная рецензияReceived a positive review18.11.15ПринятакпубликацииAccepted for publication18.11.15ОпубликованаPublished01.12.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Костакова И. В.,2015www.ekoncept.ru