Потенциал студенческой группы в инновационной деятельности рыбохозяйственного университета

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Чиповская И. С., Левченко Т. А. Потенциал студенческой группы в инновационной деятельности рыбохозяйственного университета // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 46–50. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85010.htm.
Аннотация. Инновационная составляющая является важнейшим направлением деятельности современного университета, непременным условием его успешного развития и поддержания конкурентоспособности. Однако ее невозможно полноценно осуществлять без использования студенческого потенциала как источника новых идей и трудовых ресурсов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
1

Чиповская Ирина Степановна,Кандидат экономических наук, доцент, директор Института экономики и управления Федеральногогосударственногобюджетногообразовательногоучреждениявысшего профессионального образования «Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет (ФГБОУ ВПО «ДАЛЬРЫБВТУЗ»)», Владивостокriba.econ@mail.ru

Левченко Татьяна Александровна,Кандидат экономических наук, доцент кафедры«Мировая экономика» Федеральногогосударственногобюджетногообразовательногоучреждениявысшего профессионального образования «Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет (ФГБОУ ВПО «ДАЛЬРЫБВТУЗ»)», Владивостокtat_levchenko22@mail.ru

Потенциал студенческой группы в инновационной деятельности рыбохозяйственного университета

Аннотация.Инновационная составляющая является важнейшим направлением деятельности современного университета, непременным условием его успешного развития и поддержания конкурентоспособности. Однако ее невозможно полноценно осуществлять без использования студенческого потенциала как источника новых идей и трудовых ресурсов.Ключевые слова:учебный процесс, научная деятельность, предпринимательская деятельность, продуктивные идеи, творческиемонокоманды, интеграционные студенческие сообщества, пилотный проект.

В настоящее время условия функционирования российских вузов серьезно меняются. Происходит переориентация источников финансирования, доля бюджетной составляющей существенно снижается. Вузы «подталкивают» к автономии, к тому, чтобы они постепенно максимально отказались от бюджетного финансирования. Вполне вероятно, что совсем скоро одним из показателей эффективности вуза станет рентабельность егодеятельности. А рентабельность означает получение прибыли.Кроме того, государство не снимает с вузов задачи быть локомотивами инновационной экономики: от подготовки кадров, отвечающих современным требованиям, до разработки технологий и внедрения их в реальный сектор экономики[1, 2].Эти две тенденции определяют необходимость развития в вузе инновационной составляющей, объединяющей учебный процесс, научную и предпринимательскую деятельность. Такой инновационный комплекс позволяет повысить качество обучения, существенно увеличить объем внебюджетных поступлений и их долю в общей структуре доходов, а также улучшить имидж вуза, повысить его международный статус(рис. 1).Данные процессы сопровождаются следующими изменениями в развитии:вуз становится привлекательным для студентов местом учебы, дающим возможность получения качественного образования и дальнейшего трудоустройства;вуз становится привлекательным для преподавателей местом работы, дающим возможность самореализации в сочетании с достойной оплатой труда; а отсюда –неизбежное повышение качества профессорскопреподавательского состава;2

вуз увеличивает объемы научной деятельности, подготовку кадров высшей квалификации через обучение в магистратуре и аспирантуре;вуз улучшает свою репутацию в научных кругах;вуз становится привлекательным объектом для инвестиций, в том числе иностранных;вуз улучшает свою материальную базу (количественно и качественно);вуз повышает свою международную активность за счет мобильности студентов и преподавателей, совместной инновационной деятельности с иностранными вузамипартнерами;вуз укрепляет свои позиции в региональной, национальной и мировой экономике за счет освоения новых рынков, действуя как предпринимательская структура;вуз улучшает социальную обстановку в регионе, уменьшая напряженность на рынке труда;вуз улучшает свой национальный и международный рейтинг.

Учебный процесс

Рост доходов Университета, ППС и студентов

+



Научная деятельность

Увеличение научной активности (рост количества и качества изобретений, публикаций)

Улучшение показателейработы Университета+



Предпринимательская деятельность

Повышение качества подготовки студентов

Рис.1. Основные составляющиеинновационной деятельности и их влияние на показателиработы Университета

Перечисленные изменения и сам процесс инновационного развития должны стать неотъемлемой составляющей стратегического развития Дальрыбвтуза (далее по тексту Университет)и учитываться при формулировке его миссии.Университетможет стать платформой для реализации программы, призванной трансформировать традиционный учебный процесс, который условно можно представить цепочкой «ПОСТУПЛЕНИЕ→ОБУЧЕНИЕ→КОНТРОЛЬ→ДИПЛОМ→ВЫПУСК», в механизм технической, экономической, коммуникационной и т.д. адаптации выпускников к реалиям современности.В этот процессбудут вовлечены многие структурные подразделения, что в итоге приведет к созданию интегрированного сообщества сотрудников и преподавателей кафедр, студентов и реального производства[3, 4]. Причем, говоря об участии кафедр (ни кафедры) мы предполагаемпривлечение специалистовразличных профилей, нужда в которых всегда возникает при осуществлении какоголибо проекта (специалисты по промышленному рыболовству–добыча сырья для производства, технологи –поиск новых технологических решений для эффективной переработки, экономисты –финансовые расчеты, менеджеры –эффективное управление процессом и т.д.).Наша программа предполагает продолжить традиционную цепочку и после выпуска сохранить максимально тесный контакт с выпускниками(во всяком случае,с 3

наиболее ценными для вуза, отрасли и региона)замотивировав их образованием команды единомышленников, и возможностью дальнейшего поиска интересных решений сложных задачв качестве вновь созданного предприятия, учредителем которого будет являться Университет.При этом она логически встраивается в учебный процесс, который должен быть представлен в виде следующей схемы:1.Поиск студентов, способных породить, либо развитьпродуктивные идеи.2.Создание творческих монокоманд (объединений изучающих проблему односторонне).3.Создание интеграционных студенческих сообществ.4.Доведение идеи до пилотного проекта.5.В идеале промышленная реализация идеи.Попробуем представить вышепредложенную последовательность в виде сценарного хода.Поиск творчески ориентированных студентовкак процесс есть смысл запускать, начиная со второго курса обучения, когда студентами технических направлений освоены основные общеобразовательные естественно научные дисциплины и основы экономики, кроме того предполагается, что обучающие знакомы с библиографией, что позволит им выяснить, насколько новы их творческие изыскания.Далее в учебный процесс вводится творческая работа по одной из дисциплин, близких к избранной профессии. Каждый из студентов должен представить проект разработки нового продукта, который решает проблему, существующую на рынке.Под новым продуктом может рассматриваться как материальное благо, так и услуга, кроме того это может быть абсолютная новинка, результат усовершенствования либо нечто, отсутствующее в данном регионе.Презентация проекта осуществляется по следующей схеме:Для студентов технических специальностей1.Название продукта с указанием сферы применения.2.Описание существующей проблемы, которую решит или минимизирует новинка.3.Описание механизма решения проблемы.4.Общее описание (возможно схематичное) процесса производства.5.Примерное указание участников производственного процесса, требования к руководителю творческого коллектива, свое место в команде.Далее перечисляются пункты, которые должны быть раскрыты студентами экономических и управленческих программ обучения1.Как планируется зарабатывать деньги (реализация продукта).2.Исследование рынка потребителей.3.Изучение конкурентов.4.Методы продвижения продукта.5.Привлечение источниковфинансирования.Следует отметить, что предложенная схема не является окончательной, она может дополняться или сужаться в зависимости от компетенций ведущего преподавателя и возможностей студенческой группы.Не секрет, что не все студенческие коллективы одинаково открыты для сотрудничества и готовы продемонстрировать свои способности на первом занятии. Размытость задания для таких коллективов может привести к слабым результатам, которые не удовлетворят ни студентов, ни преподавателей.Поэтому настоятельной рекомендацией является конкретизация задания, пожелание преподавателя предлагать проекты, близкие к решению задач избранной профессии, и отсутствие какойлибо критики на защите проекта.4

Снижение оценки за защиту никоим образом не должно подпитываться «ненужностью» идеи, стоит найти другие мерила:Несвоевременность предоставления проекта к защите.Нечеткость доклада (т.е. замечание типа «идея отличная, но подана невнятно»).Отсутствие презентативности и т.д.Стоит всячески поощрять проекты с наличием «изюминки», даже если они «незрелые» для данного этапа обучения, т.е. содержат недостаточно профессиональной информации.Для поощрения можно использовать несколько «стимуляторов»:1.Высокий балл оценки творческой работы2.Возможность автоматического зачета илиэкзамена по дисциплине, к которой прикреплена творческая работа.3.Всевозможные грамоты с различными номинациями: «Самому креативному студенту», «Лучшему новатору группы», «Создателю прикольных презентаций», «Конструкторуфантасту», «Самому молчаливому докладчику», «Агрессивному инноватору»и т.д.Итогом данного этапа должно явиться анкетирование и всестороннее тестирование студентов,в результате которого появятся ответы на вопросы:1.Как сделать первый тур творческой работы более интересным и комфортным. Вчем кроются препятствия дляраскрытиякреативной сущности обучающихся?2.Какова роль каждого участникав описываемом процессе (руководительорганизатор, изобретатель, конструктор, маркетолог, исполнитель, пассивный наблюдатель и т.д.)?3.Какой принцип организации совместной работы является предпочтительным для каждого студента (работа в команде или индивидуальная деятельность)?Итак, в конце второго курса у вуза появится банк данных на всех потенциальных носителей идей, изобретателей, конструкторов, аккуратныхи последовательных исполнителей, лидеров и ведомых. Иначе говоря, возникнет рабочий материал для организации инновационного процесса, который практически ничего не будет стоить Университету.В начале третьего курса инновационный процесс входит в стадию работы над студенческим грантом, тема которого может родиться из наиболее перспективных идей, предложенных студентами второго курса в процессе создания творческого проекта. Другой вариант развития сценария –тема, предлагаемая выпускающей кафедрой или Университетом. Возможно существование нескольких грантов и, соответственно организация работ по многим тематикам. Все зависит от ресурсного потенциала Университета, а также от цели исследования и задач, решаемыхв случае претворения в жизнь цели гранта.Грант, в этой связи, нельзя рассматривать как работу отдельной кафедры (науку ради науки). Следует четко понимать, что реальность диктует Университету условия обязательного зарабатывания внебюджетных средств, в идеале в положительной динамике. Таким образом, в соответствии с законами рынка минимум 15% всех студенческих грантов должны получить путевку в жизнь, т.е. пройти стадии разработки, стендовых испытаний, пилотного проекта и в финале найти промышленное применение.Темы грантов, прошедшие предварительный отбор, закрепляются за несколькими институтамипо принципу, представленному на схеме (рис. 2).Результатами работы творческих коллективов могут быть:5

1.Новые или усовершенствованные технологии или аргументированные предложения по их усовершенствованию.2.Предварительные рекомендации о каналах продвижения и ценовой политике.3.Проекты договоров с иностранными вузами, промышленными и торговыми предприятиями.

Тема гранта «Технология выращивания трепанга в искусственных условиях»



Институт рыболовства и аквакультуры –Совершенствование технологии искусственного разведения и выращивания трепанга

Институт пищевых производств –Совершенствование технологии экологически безопасной переработки трепанга

Институт экономики и управления –Расчет затрат и калькулирование, предложения по минимизации отдельных статей затрат, маркетинговые исследования потребительского рынка, конкурентов, каналов сбыта и т.д.

Международный институт –Поиск точек соприкосновения с иностранными инвесторами. Разработка схемы эффективного взаимодействия с зарубежными партнерами

Рис. 2. Схема закрепления темы гранта за институтами

В качестве поощрения студентов стоит использовать следующие мотиваторы:помощь в патентном поиске и экспертизе;публикации результатов исследования;привлечение студентов к научной работе в качестве штатных лаборантов;возможность автоматического зачета или экзамена по дисциплине, к которой прикреплена работа в творческих коллективах.Мотивационная шкаламожет быть продолжена в зависимости от степени заинтересованности в том или ином участникеу преподавателя (совместные труды, конкурсы лучших студенческих работ, стажировки на отечественных и зарубежных предприятиях и т.д.).В итоге абсолютно логично возникает интеграционное студенческое сообщество, представляющее собой, по сути, зарождение малого предприятия. Происходит этот процесс на четвертомпятом курсах обучения, когда студентов разных специальностей и направлений объединяют в единую команду для обобщения исследований третьего курса.В этом случае происходит устранение«неровностей» проекта, созданиеединой концепции нового продуктав широком смысле(объединение технологической, технической, коммерческой, маркетинговой, организационной и др. составляющих в единую производственную схему) с целью ее промышленной реализации.На данном этапе студенческое творчество призвано постепенно возвращать вложенные в него силы и средства.Предполагается, что схема детальной проработки проблемы (рис. 2) трансформируетсяв схему, построенную по типу интеграции(рис. 3).6

В данном случае Университету отдается роль Учредителя (Соучредителя –в случае создания совместного предприятия).

Группа преподавателейтьюторов, сопровождающих творческий процесс



Интеграционное студенческое сообщество







Проект бизнеспланаЛидерруководитель (организатор процесса)









Маркетинговая группа, исследующая ценовую политику, рынки сбыта, возможных конкурентов

Группа технологического обеспечения проекта производственный участок

↓



Экономическая группа← УточненныеЛабораторная база для пилотной реализации проекта



данные



о затратах





Рис. 3. Организационная схема «Интеграционного студенческого сообщества»

Итогом работы студенческого коллектива является проект бизнесплана, который через преподавателейтьюторов передается в созданный в Университете Центр инновационной поддержки и, в случае одобрения, свидетельствует о рождении малого предприятия, в котором есть все востребованные рынком службы, а такжеспециалисты, умеющие работать в команде, творчески ориентированные, не боящиеся сложных задач, знающие себе цену, умеющие себя грамотно презентовать.Описанный сценарий развитияпотенциала студентов рыбохозяйственного университетапозволяет активизироватьего инновационнуюдеятельность, а также решить целый комплекс проблем:1.Оптимизировать процесс трудоустройства выпускников.2.Снизитьнагрузкуна региональный рынок труда.3.Расширить возможности для прохождения производственной практики студентов различных специальностей и направлений подготовки.4.Увеличить собственную производственную базу и, как следствие, объем внебюджетных доходов.Можно было бы продолжить список преимуществ, но и того что озвучено,достаточно, чтобыосознать тот факт, что такой подход к развитиюстуденческой инновационной активностинесет в себе большое количество достоинств, которые при грамотном организационном подходе перекрывают возможные риски.

Ссылки на источники1.Анализ инновационной деятельности высших учебных заведений России / И. И. Гребенюк [и др.]. –М. : Издательство «Академия Естествознания», 2012. 258 с.7

2.Довлетмурзаева, М. А. Инновационный и кадровый потенциал вуза: развитие и эффективность использования/ М. А. Довлетмурзаева. –М. : Палеотип, 2006. –122 с.3.Московкин, В. М. Механизмы стимулирования университетского наукоемкого бизнеса на институциональном и региональном уровнях / В. М. Московкин, Н. П. Зайцева // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 10.С. 27 .4.Харченко, Л. Н. Инновационнокоммерческая деятельность преподавателя современного вуза / Л. Н. Харченко. –М. :ДиректМедиа, 2014. –281 с.