Дополнительное образование детей и юношества: опыт, проблемы и перспективы

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Телина И. А., Орлова Н. П. Дополнительное образование детей и юношества: опыт, проблемы и перспективы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 76–80. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85016.htm.
Аннотация. В статье раскрываются некоторые аспекты проблемы дополнительного образования детей. Авторами представлен опыт работы МОАУДОД «Дворец пионеров и школьников г. Орска», обозначены перспективы и возможности развития учреждения и системы дополнительного образования детей.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Орлова Нина Павловна, директор МОАУДОД «Дворец пионеров и школьников г. Орска», руководитель высшей квалификационной категории, «Отличник просвещения РФ», «Заслуженный учитель РФ», г. Орск

Телина Ирина Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, методист МОАУДОД «Дворец пионеров и школьников г. Орска», г. Орскirinaleto79@bk.ru

Дополнительное образование детей и юношества: опыт, проблемы и перспективы

Аннотация. В статье раскрываются некоторые аспекты проблемы дополнительного образования детей. Авторамипредставлен опыт работы МОАУДОД «Дворец пионеров и школьников г. Орска», обозначены перспективы и возможности развития учреждения и системы дополнительного образования детей.Ключевые слова:дополнительное образование, модель развития, социальнопедагогическая система.

В Российской Федерации дополнительное образование детей представляет собой уникальную форму образования, не имеющей зарубежных аналогов и реализуется одновременно с получением общего или профессионального образования.Согласно Федеральному закону РФ «Об образовании в Российской Федерации» №237ФЗ дополнительное образование детей и взрослых направлено на «формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности».Реалии сегодняшнего дня показывают, что дополнительное образование, независимо от социальноэкономических условий, пользуется повышенным спросом в связи с тем, что создает условия для активной самореализации личности и свободы выбора творческих видов деятельности. Оно дает воспитаннику социально значимую для творческой жизни позитивную цель и средства для ее достижения. Потребители дополнительных образовательных услуг предъявляют к качеству обучения повышенные требования, соответствующие современному развитию социума.Дополнительное образование детей и юношества (как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ) реализуется в специально созданных учреждениях дополнительного образования. Муниципальное образовательное автономное учреждение дополнительного образования детей «Дворец пионеров и школьников г. Орска» –один из известных центров дополнительного образования детей в городе и Оренбургской области.Учреждение было основано в 1978 г. как городской Дворец пионеров и школьников. Изменившаяся политическая и социальноэкономическая ситуация в стране способствовала и изменению статуса учреждения, которое было переименовано в муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дворец пионеров и школьников г.Орска», а с 2011 г. учреждение имеет статус автономного и переименовано в муниципальное образовательное автономное учреждение дополнительного образования детей«Дворец пионеров и школьников г. Орска».Дворец осуществляет свою образовательную, правовую и хозяйственноэкономическую деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерацией, Конвенцией ООН «О правах ребенка», Федеральным законом №273 «Об образовании в Российской Федерации», нормативными правовыми документами Министерства образования и науки Российской Федерации, нормативными правовыми актами Оренбургской области, нормативноправовыми актами органов местного самоуправления, приказами и распоряжениями управления образования Администрации г.Орска, Уставом МОАУДОД «Дворец пионеров» и локальными актами учреждения.Непосредственное управление учреждением образования на протяжении 28 лет осуществляет директор Орлова Нина Павловна, руководитель высшей квалификационной категории, «Отличник просвещения РФ», «Заслуженный учитель РФ».Предметом деятельности Дворца пионеров являются:реализация дополнительных образовательных программ для детей;организация индивидуальной работы с детьми;организация досуговой деятельности детей и подростков;оказание социальнопсихологической и педагогической помощи воспитанникам, имеющим отклонения в развитии или поведении, либо проблемы в обучении;обеспечение физического и эмоционального благополучия каждого ребенка;консультирование родителей (законных представителей), представителей общественности и иных заинтересованных лиц по вопросам возрастной психологи и педагогики;организация работы по повышению квалификации педагогических работников Дворца.Дворец пионеров и школьников г. Орска имеет статус городского методического центра по дополнительному образованию детей (приказ УО № 0104/474 от 04.07.2002 г.), является базовым (опорным) учреждениемдополнительного образования детей Восточной территориальной зоны Оренбургской области (решение Межведомственного Совета по развитию системы дополнительного образования детей в Оренбургской области от 10.06.2004 г.), выступает базовой площадкойОрского гуманитарнотехнологического института (филиала) ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет» по подготовке студентов к работе в загородных детских оздоровительных лагерях.Основными достижениями Дворца пионеров и школьников г. Орска являются следующие:дипломант IIIстепени по Приволжскому округу в номинации «Дворец» Всероссийского конкурса учреждений дополнительного образования детей (2008 г.);победитель областного конкурса учреждений, активно внедряющих инновационные программы, награжден грантом губернатора Оренбургской области (2010 г.);лауреат областного конкурса воспитательных систем образовательных учреждений (2012 г.);занесен на городскую Доску Почета как лучшее образовательное учреждение (2012 г.);награжден почетным знаком «За активную работу по патриотическому воспитанию граждан РФ» (2013 г.).В настоящее время Дворец пионеров и школьников представляет собой открытую, активно действующую социальнопедагогическую систему.В этой связи миссия Дворца пионеров и школьников заключается вразвитии,саморазвитии и самореализацииличности растущего человека в качестве социального субъекта средствами дополнительного образования. Цель Программы развития Дворца пионеров на 20112015 гг. –внедрение современной модели учреждения дополнительного образования детей; совершенствование социальнопедагогической системы, обеспечивающей разностороннее развитие личности воспитанника за счет гибкости, динамичности и вариативности целостного педагогического процесса; создание условий для саморазвития и самореализации детей и подростков.Основными задачами Дворца пионеров в режиме развития являютсяследующие:предоставление равного доступа всех детей к дополнительному образованию за счет развития дистанционного обучения (индивидуальный образовательный маршрут);создание развивающей гуманной среды для социального становления ребенка;обеспечение эффективной системы по социализации и самореализации детей и подростков;введение в педагогическое пространство учреждения компетентностной модели личностноразвивающего образования;внедрение новых образовательных технологий и принципов организации целостного педагогического процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей и содержание дополнительного образования на основе компетентноориентированного подхода;модернизация образовательных программ, направленная на достижение современного качества учебных и воспитательных результатов;поддержка педагогического мастерства специалистов через актуализацию, развитие, реализацию компетентностноориентированного подхода иинновационных педагогических идей, принимаемых как ценность во всем их многообразии;повышение эффективности и совершенствование системы управления в соответствии с приоритетами развития системы дополнительного образования для обеспечения условий роста экономической самостоятельности и конкурентоспособности учреждения.Модель деятельности Дворца пионеров отражает систему работы коллектива единомышленников –воспитанников, педагогов, родителей, отношения которых выстроены на основе взаимопонимания, взаимодействия, взаимосотрудничества по основным видам деятельности: образовательной, культурнодосуговой, организацииработы с семьейи социумом, научнометодической, мониторингукачества образования.В структуру МОАУДОД «Дворец пионеров и школьников г. Орска» входят:информационнометодический центр;отдел художественноэстетического творчества;социальнопедагогический отдел;спортивнотехнический отдел;гражданскопатриотический клуб «Наследие»;музей пионерской и комсомольской организаций;центр поддержки детских общественных организаций;6 комплексных образовательных структур;центр дошкольного развития.В настоящее время в учреждении работает 145 педагогических работников, из них88 основных и 57 педагоговсовместителей. Продуманная кадровая политика и благоприятный психологический климат способствуют стабильности педагогического коллектива: 71% педагогов работают свыше 10 лет в учреждении. Средний возраст педагогов –44 года, что свидетельствует как о наличии опытных педагогов с одной стороны, так и о «старении кадров» с другой. В педагогическом коллективе работает 28 мужчин, что составляет 19,3%. Отметим, что 18 педагогов (12,4%) –выпускники детских объединений Дворца пионеров, еще 20 педагоговвыпускников работают в других учреждениях дополнительного образования г. Орска и Оренбургской области. За последние годы Правительственными наградами и грамотами отмечено 67 педагогов: Министерства образования и науки РФ –15 чел., Министерства образования Оренбургской области –52 чел.Общее количество обучающихся вдетских объединениях Дворца пионеров и школьников составляет 5 975 человек (муниципальное задание 5 583 человека), из них 918 человек занимаются в двух и более объединениях. Численность обучающихся без учета обучения в нескольких объединениях составляет 4234 человека.Отметим, что пять творческих коллективов учреждения имеют звание «Образцовый детский коллектив», а именно: ансамбль танца «Искорка», ансамбль танца «Стиль», театрстудия «Синяя птица», ансамбль народных инструментов «Веселые струнки», салон молодежной моды «Экспрессия». Дети с ограниченными возможностями здоровья (1 чел.) и детиинвалиды (3 чел.) занимаются в детских объединениях Дворца пионеров и школьников на общих основаниях (состояние здоровья этому не препятствует) под особым наблюдением педагогапсихолога и сопровождением социального педагога. В целях социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и создания комфортных здоровьесберегающих условий для воспитанников и педагогов в учреждении реализуется проект «Дворец –территория здоровья». В рамках проекта и Программы Воспитательной деятельности Дворца пионеров и школьников проводятся культурнодосуговые мероприятия (праздники, концерты, благотворительные акции) для детей города с ограниченными возможностями здоровья, детьми, попавшими в трудную жизненную ситуациюВ последнее время сохраняется тенденция уменьшения числа воспитанников старшего школьного возраста (8% от общего числа). Следует отметить, что воспитанники в возрасте 1518 лет чаще всего выбирают детские объединения военнопатриотической, социальнопедагогической, культурологической и физкультурноспортивной направленности, что является косвенным подтверждением приоритета учебной деятельности, активного самоопределения в выборе профессии.Возросло число воспитанников детских объединений художественноэстетической направленности (в т. ч. хореографии) дошкольного возраста, что обосновано социальным заказом родителей на раннее (дошкольное) развитие детей и обучение их изобразительному искусству и хореографии. Явное преобладание в составе воспитанников числа мальчиков отмечается в объединениях научнотехнической и спортивнотехнической направленности.Так, наиболее популярными в течение последних трех лет остаются детские объединения художественноэстетической (1 689 чел.),социальнопедагогической (731 чел.), культурологической (599 чел.) и физкультурноспортивной (487 чел.) направленности. Сохранность контингента творческих объединений контролируется в течение всего учебного года. Минимальный отсев воспитанников (3%) имеет объективные и субъективные причины и не является критическим для детских объединений и учреждения в целом.Особо следует отметить, что инновационные технологии обучения, нацеленные на индивидуальный подход к каждому ребенку, а также предоставление возможности учащимся для реализации своих интересов, потребностей, развития творческой индивидуальности, получение допрофессиональной и профессиональной подготовки (в т.ч. с помощью индивидуального образовательного маршрута) способствуют сохранению контингента обучающихся во Дворце. Результативность образовательной деятельности просматривается через участие коллективов и воспитанников в конкурсах различного уровня. Участие в конкурсном движении является одной из важных составляющих деятельности детских объединений Дворца пионеров и школьников, способствующей повышению качества как образовательной, так и воспитательной деятельности. Многочисленные успехи педагогов и воспитанников свидетельствуют о систематической и целенаправленной работе педагогов учреждения по созданию для воспитанников ситуации успеха, мотивации и стимулированию обучающихся к самореализации через творческую предметную деятельность.Реализуемые программы учитывают региональный компонент содержания образования, предусматривают проведение поисковокраеведческой работы.Дворец пионеров проводит массовые мероприятия городского, зонального, областного уровней; создает необходимые условия для совместного труда и отдыха детей и родителей. Ежегодно в массовых мероприятиях Дворца пионеров принимают участие свыше 25 тыс. детей г. Орска и Восточного Оренбуржья.Методическая служба учреждения представлена информационнометодическим центром. Основными направлениями деятельности центра являются аналитикодиагностическое, программнометодическое и информационнофондовое обеспечение, повышение квалификации педагогических кадров. Информационнометодический центр осуществляет выпуск методических периодических изданий, в числе которых сборники «Методический вестник УДОД г. Орска», «Азбука вожатого», детская газета «Светофор» (уровень города); бюллетень «Методический вестник Дворца», детская газета «ДВПэшка» (уровень учреждения).На базе Дворца пионеров работает 7 городских методических объединений педагогов дополнительного образования по следующим профилям деятельности: хореография, декоративноприкладное творчество, техническое творчество, детское движение, гражданскопатриотическое воспитание, организаторы досуга, методическая деятельность.Реформа современного образования требует от педагогов владения психологопедагогическими знаниями, понимания особенностей развития ребенка, непрерывного повышения профессиональнопедагогической компетенции на основе организации систематизированного информационнометодического обслуживания. Для этого во Дворце пионеров созданы все необходимые условия.Сегодня Дворец пионеров и школьников г. Орска –открытая педагогическая система. Учреждение взаимодействует с 35 общеобразовательными школами и гимназиями города, 13 учреждениями дополнительного образования детей, 4 высшими и 10 учреждениями начального и среднего профессионального образования, 8 учреждениями культуры, 7 социальными учреждениями, 8 производственными предприятиями, 4 спорткомплексами, РОСТО, ДОСААФ, ГК Орского союза молодежи и др.Многоплановая работа по организации культурнодосуговой деятельности Дворца включает комплекс традиционных мероприятий и новых форм работы. Сравнительный анализ показал, что наблюдается положительная динамика участия школьников города в мероприятиях, проводимых Дворцом пионеров (за последние три года количество участников возросло на 2 378 чел.).Для проектирования образовательной системы в учреждении создана система мониторинга по изучению спроса и предложений заказчиков образовательных услуг и соотнесения этих данных с данными мониторинга на рынке труда.Основными заказчиками услуг являются родители дошкольников и младших школьников, подростки и старшеклассники. Наибольшей популярностью у дошкольников и младших школьников пользуются детские объединения спортивной (мальчики) и хореографической (девочки) направленности, так как выбор в данном возрасте делают в основном родители, аосновной ценностью у них является здоровье детей (82,4%). Дети старше 10 лет делают выбор самостоятельно, в соответствии со своими интересами и склонностями. Основной мотив выбора детского объединения –узнать чтото новое (подростки –63,2%), развитие способностей и подготовка к профессиональной деятельности (старшеклассники –72,7% и 63,7% соответственно). В сфере интересов детей –компьютерные технологии, спортивные секции, автомоделирование (мальчики), хореография (девочки), экономические и психологические знания.Основные тенденции изменения социума будут вызваны тем, что г. Орск –город рабочий. Возрождающаяся промышленность требуетвсе больше специалистов рабочих профессий и квалифицированных специалистов технической направленности.Поэтому ориентация подростков на заказ ранка труда осуществляется при проведении профориентационной работы в рамках элективных курсов и при осуществлении деятельности в детских объединениях технической направленности. Но выполнить социальный заказ в полном объеме сегодня проблематично изза недофинансирования системы дополнительного образования. Родители воспитанников в данном случае также не могут ничем помочь, так как основной контингентдетей, занимающихся техническим творчеством, это дети из неполных и малообеспеченных семей.Вперспективе увеличится количество потенциальных заказчиков на качественные, разнообразные образовательные услуги Дворца пионеров. Как видим, происходящие перемены в системе науки и образованияотражаются в осознании необходимости существенных преобразований прежнего хода функционирования учреждений дополнительного образования детей. В этих условиях встает проблема поиска новой философии образования, форм образовательнойдеятельности,педагогических технологий, направленныхна разностороннее развитие личности и воспитание растущего человека, патриота и ответственного гражданина своей страны.