Факторы оптимизации социально-психологического климата в коллективе дошкольного образовательного учреждения

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гонина О. О., Тамбовцева Е. В. Факторы оптимизации социально-психологического климата в коллективе дошкольного образовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 121–125. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85025.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются основные социально-психологические особенности педагогического коллектива дошкольных образовательных учреждений, понятие социально-психологического климата, показатели положительного социально-психологического климата, факторы и некоторые пути его оптимизации.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Гонина Ольга Олеговна,кандидат психологических наук, доцент кафедрыдошкольной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет», г.Тверьolg1015@yandex.ru

Тамбовцева Елена Витальевна,заведующая МДОУ детский сад № 127 «Улыбка» г. Тверьds127@detsad.tver.ru

Факторы оптимизации социальнопсихологического климата в коллективе дошкольного образовательного учреждения

Аннотация.В статье рассматриваются основные социальнопсихологические особенности педагогического коллектива дошкольных образовательных учреждений, понятие социальнопсихологического климата, показатели положительного социальнопсихологического климата, факторы и некоторые пути его оптимизации.Ключевые слова:дошкольные образовательные учреждения, педагогический коллектив, социальнопсихологический климат, психологическая совместимость педагогов.

Благоприятный социальнопсихологический климат в педагогическом коллективе является одним из важнейших условий эффективности трудовой деятельности педагогов, их удовлетворенности своим трудом и коллективом. Формальная и неформальная организационная структура педагогического коллектива непосредственно оказывает большое влияние на воспитательнообразовательный процесс. Поэтому оптимизация социальнопсихологического климата в коллективе воспитателей –это важнейшая практическая задача руководителей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ)и психологов. Особенность педагогического коллектива заключается в том, что его психологическийклимат, межличностные отношения, стиль управления и деятельности обязательно проецируются на детский коллектив. Социальнопсихологический климат (СПК) коллектива педагогов проявляется в настроении его членов, определяет их работоспособность, психическое ифизическое самочувствие. Это, в свою очередь, формирует эмоциональный настрой детей. Именно поэтому необходимо изучать состояние коллектива, уровень и динамику его развития, а также знать основные пути оптимизации психологической атмосферы в нем.Созданиеблагоприятного климата является делом не только ответственным, но и творческим, требующим знаний его структуры и средств регулирования, умения прогнозировать возможные ситуации во взаимоотношениях членов коллектива. Формирование хорошего СПК требует, особенно от руководителей и психологов, понимания индивидуальнопсихологических особенностей воспитателей, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом. Проблема СПК в коллективах ДОУ также является особенно актуальной в связи с низкой оплатой труда, напряженными и сложными эмоциогенными условиями, что способствуют возникновению эмоциональной напряженности и эмоционального стресса[1].Рассмотрим основные социальнопсихологические особенности педагогического коллектива ДОУ. Отличительная особенность педагогического коллектива состоит в специфике профессиональной деятельности, а именно в осуществлении воспитательнообразовательного процесса с детьми дошкольного возраста. Эффективность профессиональной деятельности педагогического коллектива обусловлена уровнем педагогической культуры его членов, характером межличностных отношений, пониманием коллективной и индивидуальной ответственности, степенью организованности и сотрудничества. Другая особенность педагогического коллектива состоит в его высокой степени самоуправляемости. Основные принципиальные вопросы жизни и деятельности педагогического коллектива ДОУ обсуждаются и анализируются на различных уровнях, что проявляется в деятельности педагогического совета, методических комиссий, общественных организаций. При этом делегирование полномочий по вертикали рядовым воспитателям создает необходимые условия для формирования положительного общественного мнения в коллективе, развития самостоятельности и инициативы. Одной из особенностей деятельности педагогического коллектива является коллективный характер труда и коллективная ответственность за результаты педагогической деятельности. К сожалению, к числу особенностей жизнедеятельности педагогического коллектива в большинстве современных ДОУ необходимо отнести также низкий уровень заработный платы и материального стимулирования его членов, что является одним из стрессогенных факторов. Специфической особенностью педагогического коллектива также является его преимущественно женский состав, что существенно влияет на характер взаимоотношений между педагогами. Женские коллективы считаются более эмоциональными, в большей степени подверженными смене настроений, более конфликтными, чем те педагогические коллективы, в которых есть достаточное количество мужчин. СПК ДОУ представляет собой систему эмоциональнопсихологических особенностей педагогического коллектива, отражающих характер взаимоотношений между его членами в совместной деятельности и общения в процессе осуществления воспитательнообразовательного процесса. На основе такого понимания СПК, выделяются его основные функции: консолидирующая, стимулирующая, стабилизирующая и регулирующая[2]. Мы полагаем, что педагогический коллектив с положительным СПК отличается благоприятной моральнопсихологической атмосферой, дружелюбием, чувством долга и ответственности, взаимной требовательностью, инициативностью, креативностью, защищенностью его членов, сплоченностью. Признаками сплоченности являются уровень взаимной симпатии педагогов в межличностных отношениях; степень привлекательности коллектива для его членов; сходство основных ценностных ориентаций воспитателей; ясность и определенность коллективных целей, принимаемых всеми педагогами; демократический стиль управления; позитивность эмоционального фона коммуникаций; конструктивное решение конфликтов и их профилактика; отсутствие неформальных мелких группировок в коллективе ДОУ и неформальных лидеров негативного характера.Существует целый ряд факторов макросреды и микросреды, определяющих СПК в коллективе ДОУ. К ним относится глобальная макросреда (обстановка в обществе, совокупность экономических, культурных, политических и др. условий); локальная макросреда (т.е. организация, в структуру которой входит трудовой коллектив ДОУ). Важный фактор СПК удовлетворенность работой. Привлекательность работы обусловлена степенью соответствия ожиданиям педагога и реализации его собственных интересов, удовлетворенностью потребностей личности, удовлетворенностью воспитателя своим трудом Психологическая совместимость педагогов является важным фактором, влияющим на СПК. Под психологической совместимостью понимают способность к совместной деятельности, в основе которой лежит оптимальное сочетание в коллективе личностных качеств его членов. Психологическая совместимость может быть обусловлена сходством психологических характеристик воспитателей. Однако в основе психологической совместимости может лежать и различие некоторых психологических особенностей по принципу взаимодополняемости. Условием и результатом психологической совместимости педагогов является их межличностная симпатия друг к другу. Вынужденное общение с неприятным субъектом может являться источником негативных эмоций. расстановка педагогических кадров на основании психологической совместимости. Мы полагаем, что при расстановки кадров руководителю ДОУ следует учитывать несколько характеристик. Первая из них возрастной ценз и стаж педагогической работы. Оптимальным будет являться сотрудничество педагога, имеющего опыт педагогической деятельности, стаж работы с детьми и молодого специалиста. С одной стороны, это способствует передаче опыта и быстрому профессиональному становлению молодых кадров, а, с другой стороны, молодые специалисты вносят в рабочий процесс положительную энергетику, задор и творческий потенциал. Реалии нашей действительности таковы, что приток молодых специалистов в ДОУ достаточно ограничен. В случае, если педагогический коллектив состоит из зрелых людей, имеющих уже сложившийся стиль деятельности, то в основе расстановки кадров будут лежать личностные особенности работников: сходство их психологических характеристик либо возможность взаимного дополнения друг друга. Характер коммуникаций в ДОУ также выступает в качестве фактора СПК. В женских педагогических коллективах снеблагоприятным СПК часто создается благодатная почва для возникновения и распространения слухов и сплетен, плетения интриг и закулисных игр. Низкая коммуникативная компетентность педагогов также ведет к коммуникативным барьерам, напряженности в общении, непониманию и конфликтам. Умение четко излагать свою точку зрения, владение навыками активного слушания и конструктивной критики и т.д. создают условия для удовлетворительной коммуникации в ДОУ.Важнейшим фактором СПК является стиль руководства. Руководитель может существенно повлиять на характер межличностных отношений в педагогическом коллективе ДОУ, на отношение педагогов к совместной деятельности, удовлетворенность условиями и результатами работы. Авторитарный стиль чаще всего вызывает враждебность, покорность и заискивание. Попустительский стиль имеет своим результатом низкую результативность и качество работы, неудовлетворенность совместной деятельностью и ведет к формированию неблагоприятного СПК. Демократический стиль развивает общительность и доверительность взаимоотношений. Участие членов педагогического коллектива в управлении, свойственное этому стилю руководства, способствует оптимизации СПК. На протяжении многих лет традиционной формой такого участия выступает педагогический совет, который принимает участие в планировании работы ДОУ (постановке цели деятельности и задач педагогического процесса, которые необходимо решить, чтобы добиться поставленной цели; разработке системы мероприятий через которые эти задачи будут решаться; проводит мониторинг педагогической деятельности, воспитательнообразовательного процесса и вносит коррективы в работу). В настоящее время, с целью оптимизации социальнопсихологического климата в коллективе, обеспечения эффективности реализации основной общеобразовательнойпрограммы дошкольного образования и демократического стиля руководства в методическую службу образовательной организации включаются различные структурные подразделения. Например, методическая и творческая группы педагогов. В состав методической группы включаются воспитатели и узкие специалисты, компетентные в вопросах планирования, разработки, анализа, коррекции воспитательно образовательного процесса. В состав творческой группы входят педагоги, а также работники других категорий (помощники воспитателя идр.), имеющие потенциал, способности в различных областях творческой деятельности (изобразительной деятельности, музыкальном творчестве и пр.). Как правило, привлечение педагогов для работы в данных группах, позволяет включить в процесс управления жизнедеятельностью ДОУ 95% коллектива, что безусловно позволяет сотрудникам не только повышать свою профессиональную компетентность, но и ощутить значимость своего вклада в решение общих целей и задач, развивает способности к само регуляции и самоорганизации.Таким образом, к основным факторам СПК относятся особенности макросреды, условия и организация труда, характер трудовой деятельности и коммуникаций, психологическая совместимость членов коллектива, стиль руководства. Исходя из анализа факторов социальнопсихологического климата в ДОУ можно предусматривать определенные мероприятия по оптимизации СПК в коллективе. Среди них могут быть предложены следующие: разработка программ снятия психоэмоционального напряжения у педагогов (например, обучение воспитателей навыкам саморегуляции в условиях профессионального стресса; организация комнаты психологической разгрузки и т.п.); создание и реализация программ профессионального и личностного развития педагогов; внедрение в практику работы педагогического коллектива обучения педагогов социально –психологическим навыкам общения в системе «педагог педагог», «педагог ребенок», «педагог родитель»; учет особенности мотивационной сферы педагогов и их личностных особенностей при взаимодействии с ними руководства; предпочтение демократических методов управления для развития творческой инициативы, производственной смелости, самостоятельности и ответственности педагогов ДОУ.

Ссылки на источники1.ГонинаО.О. Развитие эмоциональной устойчивости педагогов ДОУ// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. №4, 2014, С. 157161.2.Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр "Академия", 2002. 576 с.