Проблемы и тенденции развития моногородов на примере Кемеровской области

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Большанин В. Ю. Проблемы и тенденции развития моногородов на примере Кемеровской области // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 156–160. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85032.htm.
Аннотация. Моногорода являются основной составляющей Кемеровской области, имеются определенные проблемы в жизнедеятельности и развитии моногородов. В статье приведены три моногорода, определена их структура, произведёны анализ и сравнение, выделены мероприятия. Предложены рекомендации по улучшению экономического, демографического и технического состояния моногородов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Большанин Вячеслав Юрьевич,Студент группы 10720, Юргинский технологический институт Национальный исследовательский Томский политехнический университет, г. Юргаbolshanin10720@mail.ru

Проблемы и тенденции развития моногородов на примере Кемеровской области

Аннотация. Моногорода являются основной составляющей Кемеровской области, имеются определенные проблемы в жизнедеятельности и развитии моногородов. В статье приведены три моногорода, определена их структура, произведён анализ и сравнение, выделенымероприятия. Предложены рекомендации по улучшению экономического, демографического и технического состояния моногородов.Ключевые слова: моногород, человеческий ресурс, монопрофильность, риски моногородов.

Для Кемеровской области проблема моногородов высокой степени важности, т.к. все города, кроме столицы региона –Кемерово, являются таковыми, в них проживает порядка 70% населения области. Их промышленность завязана на угольной промышленности, металлургии, машиностроении или железной дороги.[1]В связи сэтим целью данной работы являетсярассмотрениесовременныхвозможностейжизнедеятельности моногродов Кемеровской области на примере АнжероСудженска, Белова и Юрги.Задачи, которые могут поспособствовать достижению данной цели:1.провести социальноэкономический анализ;2.произвести сравнение данных моногородов;3.мероприятия по модернизации моногородов;4.сформулировать выводы по жизнеспособности каждого моногорода.Понятие моногород определяется какнаселённый пункт, у которого экономическая деятельность тесно связана с градообразующим предприятием или градообразующей отраслью (например, угольная). На сегодняшний день в России насчитывается 313 моногородов,[2]это 15 миллионов человек[3]или 10,3% населения страны.Который разделены на три категории по социально–экономическому положению:1.Категория 1 –Монопрофильное муниципальное образование РФ с наиболее сложным социально–экономическим положением(75 муниципальных образований).2.Категория 2 –Монопрофильныемуниципальные образования РФ, в которых имеются риски ухудшения социально–экономического положения(муниципальных образований).3.Категория 3 –Монопрфильные муниципальные образования РФ со стабильной социально–экономической ситуацией. [2]Прежде чем приступить к анализу ситуации необходимо кратко изучить особенности данныхгородов.АнжероСудженск –город областного подчинения, основанный в 1897 году, статус города приобрёл в 1931 году. Город образует АнжероСудженский городской округ с населением в 80248 человек на начало 2014 года [4], который включает в себя следующие поселения: г. АнжероСудженск, р. п. Рудничный, п. Козлы, с.Лебедянка, п. Тереньтьевка, п. 326–го квартала, п. 348–го квартала, п. 3–й склад, п. Красная горка.[5]Население самого города на1 января 2014 года составляет74376 человек.[6]Основным видом деятельности является добыча и первичная переработка полезных ископаемых (уголь, кварцит), градообразущими предприятиями являются ОАО Шахтуправление «Анжерское» и обогатительная фабрика ООО ОФ«Анжерская». Помимо работы с полезными ископаемыми город имеет самую крупную из обрабатывающих отраслей –машиностроение, представленное ОАО «Анжеромаш» и ООО «Северокузбасский машзавод» специализирующиеся на выпуске горношахтного оборудования. [7]Белово –город областного значения, основанный в 1726 году, статус города приобрёл в 1938 году. Город образует Беловский городской округ, включающий в себя следующие поселения: г. Белово, пгт. Бачатский, д. Грамотеино,пгт. Грамотеино, с. Заречное, пгт. Инской, пгт. Новый городок.[8] Население городского округа на начала 2014 года 130712 человек[4], а сам городсоставляет74313 человек. [6] Градообразующей отраслью города является угольная отрасль, представленная тремя компаниями: ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», ОАО «Белон», ООО «Еврахолдинг», ОАО ОУК «Южкузбассуголь», УКООО «УГМК–Холдинг» УК ОАО «Кузбассразрезуголь» [9]Юрга –город областного значения, основанный в 1886 году, статус города получил в 1949 году. Юрга образует Юргинский городской округ, не включающие в себя другие поселения и на 1 января 2014 составляет 81446 человек населения.[8][4] Базовым предприятием на территории города является ООО «Юргинский машиностроительный завод», в чью деятельность входит производство горно–шахтного оборудования, грузоподъёмного и транспортного оборудования, металлургическое и энергетическое производство.[10]Проведем анализ социальноэкономического положения моногородов (таблицы 1).Исходя из данных таблицы 1, можно сделать следующие выводы о сравнительных характеристиках.При использовании термина «моногород» подразумевается только город, не включая подчиненные городскому округу населённые пункты. Рассматриваемые моногорода по «Перечню монопрофильных образований Российской Федерации (моногородов)» относятся к моногородам первой категории, как города с наиболее сложным социальноэкономическим положением.Все три города являются городами Кемеровской области. Вероятно, наиболее выгодное положение из них имеет Юрга, находясь на пересечении важных автомобильных и железнодорожных транспортных потоков, вблизи крупных городов Сибири, на северозападе Кемеровской области, у которых имеются международные аэропорты. На участке НовосибирскКрасноярск Транссибирской железной дороги город является крупным транспортным узлом. А в непосредственной близости от города (примерно, десять километров) расположена федеральная автомагистраль М–53 Новосибирск–Иркутск. Участками данной автомагистрали Томск–Кемерово, Новосибирск–Красноярск, на пересечении которых и расположена Юрга. Расстояние по автомобильным дорогам до соседних крупных городов: до Кемерово –115 км (по железной дороги 142 км); до Новосибирска –240 км, до Томска –116км. Город Юрга является центром муниципального образования «Юргинский муниципальных район», по территории которого проходит, помимо федеральных, автомобильная дорога областного значения Новосибирск–Ленинск–Кузнецкий–Кемерово–Юрга. Также в непосредственной в непосредственной близости от границы города находится станция Юрга–2, от которой отходит железнодорожная ветка ЮргаТопки, соединяющая центральные и южные районы Кемеровской области. Не зря город называют Западными воротами кемеровской области. [10, 14] Положительным фактором ещё также является и близость к общераспространённым полезным ископаемым (щебень, песок, гравий), добываемых в Юргинском районе. Данное географическое и транспортное положении очень благоприятно для инвесторов, примерами может служить приход крупной компании ТехноНИКОЛЬСибирь в 2008 Таблица 1Краткий анализ социальноэкономического положения моногородовМоногород

Показатели

АнжероСудженск

Белово

ЮргаДемографическая ситуация, трудовые ресурсы Снижение численности населения и его старения.[11] Превышение смертности над рождаемостью.[12] Дефицит кадров ряда рабочих профессий, специалистов с высшим техническим образование, медицинским и фармацевтическим образованием.[11]Снижение численности населения и его старения.[13] Смертность выше рождаемости.[12] Уровень безработицы на 2010 год стабильно ниже, чем среднеобластной. Увеличение населения старше трудоспособного.[13]Повышение численности населения [4] при преобладании смертности над рождаемостью.[12] Старение населения, отток из города молодёжи, невысокая квалификация имеющихся рабочих кадров, несбалансированность спроса и предложения рабочей силы.[14] Снижение числа безработных, стабильно ив течении 2013 года составлял 1,8% от трудоспособного населения, но при этом является самым высоким по области и превышает среднеобластное значение более чем на 30%. [15]Финансовоэкономическое положение градообращующего предприятия (отрасли)Растущие убытки в угольной промышленности, связанные с простоем.[Отчёт по работе за 2013 год] Закрытие до конца 2014 года ОАО «Шахтоуправление Анжерское»[16]По итогам девяти месяцев 2013 года работы градообразующая отрасль потеря порядка 1 млдр.400.млн рублей, например, в угольной отрасли произошло уменьшение выручки на 17% относительно 2011 года.[17]Падение производительности на Юргинском машиностроительном заводе составил больше 40%.[18] Развитие местной промышленности и малого бизнесаНа 2012 год в городе осуществляло 9 крупных предприятий.Ключевые проблемы:–ограниченный доступ к капиталу: недостаток привлекательных объектов для инвестирования –предприятий, обладающих высоким потенциалом роста, собственники которых заинтересованы в привлечении инвесторов; ограниченных доступ к кредитным ресурсам и другим инструментом долгосрочного финансирования.–внутрирегиональная конкуренция производства горно–шахтного оборудования;–истощение запасов коксующихся марок угля, пригодных для промышленной разработки;

основные градообразующие предприятия не обеспечивают устойчивый рост экономики;–ведётся строительство новых предприятий по нефтепеработке и глубокой переработке древесины, но темпы строительства невысокие;–недостаточное развитие малого бизнеса в сферах промышленного производства и предоставления услуг социального характера;–недостаточность инфраструктуры для развития малого и среднего инновационного бизнеса;–низкая доступность и высокие процентные ставки.[11]На 2012 год промышленность города включает более 11 крупных и средних предприятий.Особенности:–зависимость крупных предприятий от угольной промышленности;–деятельность не профильной сферы и малого бизнеса находится в определённой зависимости от результата работы угольного сектора. На неё существенно влияет уровень оплаты труда работников угольных предприятий и сроки выплаты заработной платыв градообразующей отрасли. [13]В настоящее время промышленный комплекс включает в себя 6 крупных и средних промышленных предприятий.[17] Достаточно развитая инфраструктура поддержки предприятий малого и среднего бизнеса.Основные проблемы:–недостаточное развитии малого бизнеса в сферах промышленного производства и предоставления услуг социального характера;–низкая конкурентоспособность продукции предприятий обрабатывающих отраслей.[14]Социальная и техническая инфраструктураНедостаток инвестиций в строительстве. Неразвитость инженерной инфраструктуры для подключения новых объектов и реконструкции существующих. Развитие дорожнотранспортной сети значительно отстаёт от Значительная часть жилья была построена в 50–70–е годы XXвека. Реализуются меры содействия в улучшении жилищных условий граждан. Город имеет очевидный резерв Основные проблемы: –высокий процент износа инженерной инфраструктуры; –высокий износ транспортной инфраструктуры; –дефицит пропускной темпов роста автомобильного парка, и большая часть данной сети требует капитального ремонта. Образование представлено шестьюдесятью двумя учреждениями, основные проблемы: износ зданий и низкая материальнотехническая обеспеченность образовательных учреждений; недостаток кадров. Состояние материальнотехнической базы и оснащенность лечебнопрофилактических учреждений медицинским оборудованием остается неудовлетворительным. Уменьшение финансирования учреждения культуры. Низкая материальнотехническая оснащенность спортивных учреждений.Материальное положение значительной части пенсионеров остается крайне сложным. [11]тепловой энергии. В городе приём и очистку промышленных и хозяйственно–бытовых стоков обеспечивают семь очистных сооружений. Задействовано 9 водозаборов. Из 449 км муниципальных дорого 255 км с твёрдым покрытием. Образование представлено 76 учреждениями, а так же девятью учреждениями начального, среднего и высшего образования. Острая нехватка мест в дошкольных образовательных учреждениях.[13]способности; –старение жилищного фонда, проблема домов 335 серии; –несоответствие имеющих мощностей по предоставлению электро–, водо–и теплоресурсов потребностям развития города, увеличивающийся дефицит энергоресурсов, особенно в развивающихся районах города; –необеспеченность инженерной инфраструктурой востребованных земельных участков под жилую, промышленную застройку. Социальная сфера характеризуется следующими проблемами: –дефицит медицинским персоналом и врачей узкой специализации; –нехватка мест в дошкольных учреждениях в возрасте от 1,5 до 3лет; –дефицит культурнодосуговых учреждений; –старение кадров; –изношенность материально–технической базы отраслей культурной среды; –ветшание книжного фонда; –низкая обеспеченность населения спортивными сооружениями. [14]Финансовобюджетная ситуация Доля собственных доходов местного в 2010 году составило 20,4% от общего дохода, оставшаяся часть: дотации, субвенции и субсидии.Бюджет городского округа глубоко дотационный. [11]Доля собственных доходов в 2011 году составила 41,7%. Более половины доходов бюджета составляют субвенции и субсидии из областного бюджета, а также прочие межбуджетные трансферты на целевые расходы. Объём дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2011 году увеличился по сравнению с 2010 годом в 2,4 раза и составил 30% от суммы собственных доходов бюджета. Это характеризуется бюджет города как умеренно дотационный. [13]Снижение объёма промышленного производства относительно 2012 года, уменьшений объёма инвестиций. В условиях сложившейся финансовоэкономической ситуации бюджет города становится бюджетом экономии, (на 2013 год 27% собственных доходов [18]) позволяющим просто обеспечить исполнение социальных обязательств, но не дающим возможность развивать и строить долгосрочные и амбициозные планы.Риски моногородаРиск недостаточного инфраструктурного обеспечения;Недостаточностьсоциальной инфраструктуры жилого фонда,высокая степень износа элементов инфраструктур;Риск снижения демографического потенциала;Экологические риски;Риск технологического отставания;Риск дисбаланса на рынке труда;Финансовый риск;Административные, политические, законодательные риски. [11]Сокращение промышленных запасов угля на действующих шахтах;Отсутствие переработки ТБО;Недостаточная мощность проектных организаций;Неблагоприятные погодные условия: резкие перепады сезонных температур и более низкий, чем по области, показатель среднегодовых температур. [5]Риски градообразующего предприятие;Риски непрофильных видов экономической деятельности и малого бизнеса;Риски инфраструктуры;Риски населенияРиски органов местного самоуправления. [13]Риск недостаточного инфраструктурного обеспечения;Риск недостаточной социальной инфраструктуры, жилого фонда, высокая степень износа элементов этих инфраструктур;Риск снижения демографического потенциала;Экологические риски;Риск технологического отставания;Риск дисбаланса на рынке труда;Финансовый риск;Административные, политические, законодательные риски.[14]году, которая на данный момент строит третий завод на территории города; развитие торговых сетей федерального и регионального уровня (Адидас, Спортмастер, Остин, Карри, Центрообувь, Магнит, МарияРА, Регионмарти т.д.); появление одного из гипермаркетов сети «Лента» в 2013 году и планируется строительство второго гипермаркета; также есть планы и у французской сети «ЛеруаМерлен». Так же в плане до 2025 года появление автомобильной дороги областного значения южныйобход Юрги –Яшкино –Тайга –АнжероСудженск, предназначенная для обеспечения поточности движения автотранспорта и вывода потоков транзитного транспорта за пределы жилой застройки г. Юрги (на 1ю очередь проекта) [19]. Эта дорога сократит путь для транзита товаров с Запада на Восток страны, практически на 4 часа и приблизит поток товаров к городу. Первый заместитель губернатора Кемеровской области обратил внимание на то, что земля в Юрге пока дешевле, чем в Новосибирске, и если выполнить все мероприятия по моногороду, то здесь будет выгодно размещать логистические центры. Кроме дешёвой земли, в городе есть налоговые льготы и земельные ресурсы. [20]Город на протяжении трёх последних лет имеет тенденцию к росту населения, несмотря на превышения уровня смертности, над уровнем рождаемостив 1,2 раза, и составляет 81446 человек на 1 января 2014 года(седьмое место в области). Имеет компактную структуру и вторую в области плотность населения 1812,1 чел/км2.[12, 4] На территории города имеется зона экономическогоблагоприятствования промышленнопроизводственного типа «Юрга»–территория площадью 87,7 га в промышленной части города, участники, которой имеют льготы по налогам и сборам;отсрочку, рассрочку, инвестиционный налоговый кредит;содействие в создании объектов инфраструктуры; государственные гарантии Кемеровской области в качестве обеспечения исполнения обязательств участника ЗЭБ по банковским кредитам;субсидии для компенсации части процентной ставки по банковским кредитам, полученным участником ЗЭБ; получение в безвозмездное временное пользование объектов недвижимости, находящихся в государственной собственности Кемеровской области; возможность получения участником ЭБ нефинансовых мер государственной поддержки. Таблица 2Перечень потенциальных участников (резидентов) ЗЭБ промышленно–производственного типа «ЮРГА»[21]№п/пПотенциальные участники ЗЭБ1.ООО «Юргаагромаш»2.ООО «Завод ТехноНИКОЛЬ–Сибирь» –Резидент ЗЭБ3.ООО «Технострой»4.ООО «Инвестпроект»5.ООО «Вудвок»6.ООО «СВ–Сервис» –Резидент ЗЭБ7.ООО «Аква–Вита»8.ОАО «Металлургмонтаж»9.ООО «Сибирская фабрика «Комус–упаковка»10.ООО «Бильдау и Буссман Сибирь»11.ОАО «Юргинскийгормолзавод»12.ООО «Юргинский механический завод»13.ООО «Трио»14.ООО «Гидроагрегат»

Дляразвитияинфраструктуры ЗЭБ необходимо строительство канализационного коллектора и газотурбинной теплоэлектроцентрали. На эти цели из федерального бюджета в 2014 году по программе моногород городу будет выделено 538,6 млн рублей[22]. Кроме этого, строительство этих объектов поспособствует снятию инфраструктурных ограничений не только предприятиям ЗЭБ, но и других, а также и городу в целом. Юрга один из пять моногородов страны, который попал под финансирование своих проектов, по двух показателям:очень тяжёлая экономическая ситуация и наличие проектов на продвинутой стадии разработки (наличие 16 инвестиционных проектов, создание более двух тысяч рабочих мест). [23]Не маловажным фактором для привлечения инвестиций является наличие у города пяти площадок под размещения производств опасности и однойпод размещения зоны отдыха,ознакомиться с данными площадками можно на сайте администрации города в разделе «экономика».Так же у города имеютсябольшие территориипод строительство жильяи территория общественно–деловой зоныв самом центре городадля размещения деловых, культурных, торговых объектов с целью реструктуризации экономики города и удовлетворения потребностей горожан в услугах, досугеи приобретения товаров. [24]АнжероСудженск находится на севере Кузнецкого угольного бассейна на расстоянии в 100 км от областного центра г. Кемерово на Транссибирской железной дороги. Путь до Томска составляет 145 км по автодороге АнжероСудженск –Медведчиково с выходом на трассу Р–400 Томск –Мариинск. Виду неудовлетворительного состояния данного пути, транспорт направляется подругомупитии протяжённостью 200 км. По «Схеме территориального планирования Кемеровской области» планируется строительство кузбасского участка трассы Тайга –Томск, что сократит путь и время, также товары пойдут вблизи от города.Население городанеуклонно падает на протяжениипяти последних лет и составляет на начало 2014 года74376 человек (восьмое место). [6]Плотность населения составляет 682,7 чел./км2. АнжероСудженск так же, как и Юрга, ожидает финансовую помощь из федерального бюджета в рамках поддержки моногородов.Город ожидает 1 млрд.100 млн.рублей на ремонт городского водопровода, на строительство ЛЭП и подстанции, которые необходимы для нефтеперерабатывающего производство, для подключения города в газопровод, проходящего неподалёку. [16]Город имеет восемь промышленных площадок, одну для размещения сельскохозяйственного предприятия, площадки под освоение в целях строительства зон рекреации и отдыха людей, площадки под рекультивацию земель и площадки под освоение в целях жилищного строительства. С информацией о данных площадках можно ознакомиться на сайте администрации города в разделе «экономика». [26]Белово –географический центр Кемеровской области, крупный промышленный центр Кузбасса. Населения города с 2011 года (в 2012 зарегистрировано повышение численности на 36 человек)идёт спад населения ина начала 2014 года составляет 74313(девятое место по области), плотность население составляет 344,3 чел/км2. [4]Территория города и посёлков расположена в геологокономической зоне двух основных угольных месторождений: Беловского и Бачатского. Запасы достигаютв общей сложности 10 млрд. тонн, в том числе 1,6 млрд. тонн коксующегося угля. Расстояние до Кемерово –132 км, до г. Новокузнецк –120 км. В непосредственной близости от города проходят автомобильные дороги первой и третьей категории Новокузнецк –Кемерово и автодорога Ленинск–Кузнецкий –Новосибирск. Федеральная дорога Белово –Среднесибирская (Алтайский край) существенно сокращает путь до центра Алтайского края, обеспечивает короткое плечо на Рубцовск и Горноалтайск и далее –до границы с Казахстаном и Монголией. В пределах 200 км находятся три международных аэропорта в городах Кемерово, Новосибирск, Новокузнецк.Станция Белово является крупнейшим железнодорожным узлом ЗападноСибирской железной дороги и имеет категорию «внеклассная», с пропускной способностью порядка 11 тысяч вагонов в сутки. От станции Белово построена железнодорожная ветка Белово –Гурьевск, обслуживающая Бачатский разрез –крупнейшее угольное предприятие области, а также Салаирский ГОК и др. предприятия Гурьевского района. Кроме того, в непосредственной близости проходит транспортный коридор в Среднюю Азию через железнодорожную станцию Трудармейская Беловского подотдела железной дороги. [27]Город имеет две инвестиционные площадки промышленного назначения и общественно–делового. [13]Мероприятия по развитию городовУ каждого из рассматриваемых городов есть документы, согласно которым составлены планы их развития, например, «Комплексный инвестиционный план модернизации моногорода»до 2025 г. в АнжероСудженске и до 2020 г. в Белово и Юрге, «Комплексная программа социально–экономического развития»до 2025 года у всех. Анжеро–Судженск1.Развитие деревообрабатывающей и нефтеперерабатывающей отрасли2.Модернизация действующих предприятий. В комплексной инвестиционном плане представлен проект модернизации шахтуправления «Анжернское», которое до конца 2014 года должно закрыться. [http://www.kuzbass85.ru/2014/08/29/mozhnoinemono/]3.Развитие инновационных производств. В течение десяти лет (2015–2025 гг.) планируется создание кластера в сфере глубокой переработки кварцитов Антоновской группы месторождений. Инициатором проекта выступила администрация Анжеро–Судженского городского округа, инвестор в стадии поиска. 4.Развитие производства строительных материалов.5.Модернизация профильной отрасли.6.Развитие малого и среднего бизнеса.Мероприятие рассчитано на 2012–2025 годы с возможной пролонгацией в последующие годы. Оказание поддержки субъектам малого и среднего бизнес планируется по следующим направлениям:

имущественная поддержка;

финансовая поддержка;

информационная поддержка;

поддержка в продвижении производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг);

консультационная поддержка;

правовая поддержка;

поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.7.Снятие инфраструктурных ограничений для реализации инвестиционных проектов.Строительство автомобильных дорог Кемерово –Анжеро–Судженск –Яя –Ижморскийи Томск –Тайга –Анжеро–Судженск протяжённостью 45 к до ст. Басандайка Томской области. 8.Строительство жилья, объектов социальной инфраструктуры.В целях переселения граждан с подработанных территорий закрытых шахт и граждан из ветхого и аварийного жилья, под жилищное строительство выделен земельный участок в Восточном районе города –Восточный жилой район.9.Строительство коммунальной инфраструктуры муниципального образования.9.1.Улучшение качества среды обитания населения[11].Белово1.Мероприятия, направленные на поддержание и модернизацию профильной отрасли2.Мероприятия, направленные на развитие электроэнергетики.3.Мероприятия, направленные на развитие действующих и создание новых производств непрофильных видов деятельности.4.Развитие рынка потребительских товаров и услуг.5.Развитие малого и среднего предпринимательства.6.Развитие жилищного строительства.7.Инфраструктурные ограничения.Юрга1.Создание многопрофильной системы производства на основе использования конкурентных преимуществ Юргинского городского округа.2.Формирование и развитие инфраструктуры Юргинского городского округа.3.Реконструкция жилого фонда. 4.Создание благоприятной среды жизнедеятельности населения Юргинского городского округа.[14]Рассмотрев описания всех мероприятий каждого города, можно быть уверенным, что в случае их успешной реализации в долгосрочной (до 2020 года) из монопрофильных образований станут городами с устойчивой развивающейся диверсифицированной экономикой. Например, реализация данных мероприятий в Юрге предполагает создание около 5,5 тыс. рабочих мест; сокращение уровня безработицы; повышение отчислений в бюджеты разного уровня; повышение финансовой устойчивости города; сокращение доли профильной отрасли, в общем объёме отгруженных товаров сократится до 40%; повышение активности в сфере малого бизнеса; повышение уровня жизни горожан; сокращения оттока населения из города. Яркий пример работы выгодного географического положения Юрги виден в появлении крупного бизнеса на её территории, в частности, в 2014 году в городе начнётся строительство фармацевтического завода по производству инфузионных растворов (физраствор) в полимерных пакетах. Ожидается приток больших инвестиций, порядка 12 млн. евро, и создания 150 рабочих мест.Мероприятия по расширению номенклатуры товара на Юргинском машиностроительном заводе, а именно частично отходя от производства оборудования для угольных предприятий к производству оборудования для нефтегазового сектора, или какомулибо другого в горном деле, выполнения оборон заказа, поспособствует загрузке предприятия заказами, стабильности на нём, отчислениями в бюджет и повышению заработной платы работникам. Городам АнжероСудженску и Белово возможно развитие наукоёмких производств по созданию товаров на основе угля. Следовательно, необходимо снижать зависимость профильных отраслей от одного вида полезного ископаемого.Кроме этого, необходима централизация рабочей силы в малых городах, предоставление качественных рабочих мест для сохранения высококвалифицированных рабочих кадров, создание социальных гарантий для работников и их семейдля поддержания уровня и качества населения в моногородах. Исследования в данной области актуальны в современном обществе, в дальнейшем планируется продолжить изучение данной темы с точки зрения возможности создания и внедрения мероприятий для развития моногородов.[28]

Ссылки на источники1.Моногорода Кемеровской области [Электронный ресурс] –URL: http://monogorod.kemobl.ru/default.asp2.Перечень монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов). Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 г.3.Поддержка моногородов [Электронный ресурс] –URL: http://www.veb.ru/strategy/mono/ 4.Численность населения муниципальных образований Кемеровской области на начало года. Кемеровостат.5.Инвестиционный паспорт муниципального образования «городской округ АнжероСудженск» 2013 г.6.Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2014 г.7.Моногорода Кемеровской области. АнжероСудженск [Электронный ресурс] –URL: http://monogorod.kemobl.ru/ANGEROS/01.asp8.Закон об административно–территориальном устройстве кемеровской области (принят Советом депутатов Кемеровской области 26 декабря 2007 года. В ред. Законов кемеровской области от 28.06.2010 N69ОЗ, от 08.07.2010 N85ОЗ, от 03.12.2010 N120ОЗ, от 02.06.2011 N65ОЗ)9.Моногорода Кемеровской области. Белово [Электронный ресурс] –URL: http://monogorod.kemobl.ru/Belovo/01.asp10.Моногорода Кемеровской области. Юрга [Электронный ресурс] –URL: http://monogorod.kemobl.ru/URGA/01.asp11.Комплексный инвестиционный план модернизации моногорода АнжероСудженска 2012 г.12.Статистические сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния по Кемеровской области13.Комплексный инвестиционный план модернизации моногорода Белово 2012 г. 14.Комплексный инвестиционный план модернизации монопрофильного муниципального образования «Юргинский городской округ» 2010 г.15.Бюджетное послание Главы города Юрги на 2014 год и перспективны развития города на 2015–2016 годы.16.Можно и не моно! [Электронный ресурс] –URL: http://www.kuzbass85.ru/2014/08/29/mozhnoinemono/17.Бюджетное послание Главы Беловского городского округа И. А. Гусаровадепутатам Беловского городского Совета народных депутатов.18.Доклад Попова Сергея Владимировича о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за 2013 год иих планируемых значениях на 3–летний период.19.Постановление от 19 ноября 2009 г. №458 об утверждении Схемы территориального планирования Кемеровской. [Электронный ресурс] –URL: http://www.ako.ru/ZAKON/viewzakon.asp?C51271=On20.Моногородв сотни, а Юрга одна из пяти [Электронный ресурс] –URL: http://ngpressa.ru/?p=45421.Зона экономического благоприятствования промышленно–производственного типа «Юрга» [Электронный ресурс] –URL: http://yurga.org/zona_pp_yurga.html22.ВЭБ получит 3 млрд рублей на инвестпроекты в моногородах [Электронный ресурс] –URL: http://www.interfax.ru/business/39865023.Моногороду Юрга выделили 690 миллионов, о Новокузнецке не вспомнилиhttp://sedmoyden.ru/news/kuzbass/256329monogoroduyurgavydelili690millionovonovokuznetskenevspomnili24.Инвестиционная политика города Юрга [Электронный ресурс] –URL: http://yurga.org/investdoc.html25.Инвестиционные площадки [Электронный ресурс] –URL: http://www.anzhero.ru/pages/invest/index.asp?Id=14526.Инвестиционный паспорт. Город Белово.27.Итоги проведения открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка [Электронный ресурс] –URL: http://kumi.yurga.org/index.php/auction/informationmessages/%201299:itogi3009201428.Костенко О.В.Проблема «центробластьгород» в конкурентной среде человеческого капитала // Научные труды Вольного экономического общества России. 2013. Т. 174. С. 138141.