Онтогенетическая виктимизация личности в профессиональной деятельности
Выпуск:
ART 85039
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Руденская
Ю.
Е. Онтогенетическая виктимизация личности в профессиональной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
191–195. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85039.htm.
Аннотация. В статье рассматривается феномен онтогенетической виктимизации личности в профессиональной деятельности в контексте тезауруса социально-психологической виктимологии. Это первая работа в рамках социально-психологической виктимологии, которая анализирует проблему качества профессиональной социализации личности. Автор проводит анализ факторов онтогенетической виктимизации личности в профессиональной деятельности и описывает индикаторы дефекта профессиональной социализации.
Ключевые слова:
онтогенетическая виктимизация, социально-психологическая виктимология, онтогенетическая социализация, факторы онтогенетической виктимизации личности
Текст статьи
Руденская Юлия Евгеньевна,Кандидат социологическихнаук, доцент кафедры общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета, г.Новосибирскrudenskaja@rambler.ru
Онтогенетическая виктимизация личностив профессиональной деятельности
Аннотация.Встатье рассматривается феномен онтогенетической виктимизации личности в профессиональной деятельности в контексте тезауруса социальнопсихологической виктимологии.Это первая работа в рамках социальнопсихологической виктимологии, которая анализирует проблему качества профессиональной социализации личности. Автор проводит анализ факторов онтогенетической виктимизации личности в профессиональной деятельности и описывает индикаторы дефекта профессиональной социализации.Ключевыеслова:социальнопсихологическая виктимология, онтогенетическая виктимизация, онтогенетическая социализация, факторы онтогенетической виктимизации личности.
Социальнопсихологическая виктимология инновационное научное направление, сформированное на стыке психологии, социологии, педагогики и социальной философии. Возникновение социальнопсихологической виктимологии детерминировано актуальной социокультурной ситуацией, которая складывается в современном российском обществе. Реалии таковы, что социальное качество современной личности и уровень ее социальноличностных потенциалов зачастую не соответствуют актуальным требованиям ситуации. Это несоответствие результат тотального распространения дефекта онтогенетической социализации личности.Социальнопсихологическая виктимология рассматривает в качестве объекта научного интереса феномен личности жертвы онтогенетической социализации. В процессе теоретикометодологического становления социальнопсихологическая виктимологиякатегориальноуточняла и обогащала объект собственного интереса, но неизменным оставался факт акцента на личностижертве социализации.При этом основное внимание основателя социальнопсихологической виктимологии профессора Е.В. Руденского и его учеников сфокусировано на дефекте первичной социализации (в рамках интерактивной системы семьи), а также вторичной социализации в рамках интерактивной системы образования.Данный фокус во многом определяется задачами, которые ставятся сегодня перед социальнопсихологической виктимологией и возможностями интервенции в процесс социализации. Так же в процессе становления социальнопсихологической виктимологии проводилось несколько исследований профессиональной виктимизации личности педагога(Е.В. Руденский, Ю.Е. Руденская), а также исследован феномен виктимизации бизнеса (А.С. Милевич)[1,2]. При этом феноменология и онтология онтогенетической виктимизации личности в рамках профессиональной социализации и деятельности освящается частичнов научных докладах и выступлениях Е.В. Руденского (проводимых на базе Российской Академии Народного Хозяйстваи Государственной Службы при Президенте Российской Федерации и Администрации Новосибирской области).
Таким образом, на данный момент в рамках социальнопсихологической виктимологии существует определенный пробел –феномен дефектпрофессиональной социализации личности оказывается на периферии внимания. При этом ситуация на рынке труда сегодня требует виктимологического анализа: тотальное нежелание выпускников работать по полученной специальности, халатность профессионалов, культ «Пятницы» и выходного дня, отказ от самореализации на работе, доминирование рыночного типа формирования личности профессионала и т.д.Наша статья призвана частично компенсировать существующий теоретический пробел и ориентирована на описание факторов возникновения и индикаторов дефекта профессиональной социализации онтогенетической виктимизации личности в профессиональной деятельности.Онтогенетическая виктимизация личности–это процесс деструктивной социализационной интеракции, в которойразвивающаяся личность оказывается не способной разрешить актуальные противоречия социального функционирования конструктивнымспособом, что приводит к ее инадаптации.Онтогенетическая виктимизация личности –это деструктивный антипод феномена онтогенетической социализации.В основе онтогенетической виктимизации личности лежит деструкция социальнопсихологического механизма социализации, а именно деструкция социализирующей интеракции (данныйфеномен был подробно описан в нашем диссертационном исследовании) [3]. Онтогенетическая виктимизация личности в профессиональной деятельности–это дефект профессиональной социализации, детерминированный деструкцией социализирующего общения с работодателем или коллегами.Выделение нами феномена онтогенетической виктимизации личности в профессиональном общении основано на непрерывности социализационного процесса. Каждый новый этап онтогенеза ставит перед развивающейся личностью новые задачи, разрешение которых возможно только при овладении адекватных возрасту социальноличностных и психических потенциалов. Развитие потенциалов, необходимых для компетентной профессиональной деятельности невозможно осуществить в семье или системе образования. Профессиональные компетенции закладываются в процессе обучения и продолжают свое формирование за счет взаимодействия с другими профессионалами (ктото выступает для нас в качестве референта, ктото, напротив, оказывает неприемлемые формы поведения). Суть онтогенетической виктимизации личности в профессиональной деятельности состоит в том, что профессиональное становление личности делается невозможным в рамках конкретныхсоциализирующих взаимодействий, что провоцирует формирование системы дефицитов профессиональных компетенций и формирует профессиональные деформации личности.Онтогенетическая виктимизация личности в профессиональной деятельности является мощным социальным фактором риска, так как данный феномен имеет не только личностные последствия, но и угрозу стабильности общества.Личность является не только антропогенным ресурсом общества, качество личности –качество общества.В качестве факторов онтогенетической виктимизации личности в профессиональной деятельности мы выделяем:профессиональную депривацию;социальнопсихологическиеманипуляциив профессиональном общении;социальнопсихологическую травматизациюличности в профессиональной деятельности[4].Профессиональная депривация –это психологическое состояние неудовлетворенности, вызванное диссонированием между системой ожиданий личности по отношению к своей профессии и реалиями профессиональной деятельности.Основания для профессиональной депривации создаются на первом этапе профессиональной социализации в период получения личностью образования. Современное профильное образования в школе больше миф, чем реальность, учащиеся с завидной маниакальностью готовятся к сдаче Единого Государственного Экзамена. При этом социализирующие задачи школьного образования игнорируются, поэтому приобретая статус студента, личность продолжает свое социальное дозревание. Об этом великолепно свидетельствует факт процветания института кураторства в ВУЗах, акцентнавоспитательную работу, активное подключениеродителей студентов к их обучению.
По сути в такой ситуации мы наблюдаем дефект профессиональной социализации. Студент оказывается не готов к профессиональной деятельности, не столько инструментально, сколько социально (не понимает ответственности своей работы и ее социальной миссии) и психологически (нереальная оценка собственной компетентности, неумение справляться с профессиональными трудностями, отсутствие профессиональной идентичности). Диплом такого выпускника дает ему формальное правона профессиональную деятельность, но не является гарантом ее эффективности. И вот здесь профессиональная депривация актуализируется, имея иллюзорное представление о своей профессиональной деятельности и диплом на руках, выпускник обречен переживать состояние неудовлетворенности. Так, например, его профессиональная компетентность не соответствует требованиямработодателя или условия труда не соответствуютегособственным социальным амбициям.Профессиональная депривация, на наш взгляд, может рассматриваться как одна из причин тотального нежелания выпускников работать по избранной специальности[5].Социальнопсихологические манипуляции в профессиональном общении выступают вторым фактором онтогенетической виктимизации личности в профессиональной деятельности.Социальнопсихологическая манипуляция(виктимологическая трактовка)–это специфический стильинтеракциивиктимогенного агента социализации, который основан на использовании личности для достижения собственных эгоистических целей.Социальнопсихологическая манипуляция в профессионально общении включает в себя следующие тактики:a)унижение как тактика социального взаимодействия со стороны коллег (работодателя), происходит постоянное подчеркивание дефицитности профессиональных потенциалов личности, причем зачастую эта дефицитность надумана, суть в создании определенного эмоционального фона («Ты ничтожество, будь благодарен, что у нас работаешь»);b)эмоциональные «качели» использование по отношении к личности работника противоречивых эмоциональных посылов в диапазоне «негативсимпатия». Например, начальник публично отругал подчиненного, но потом наедине сослался на доброе к нему отношение, желание помочь ему в развитии и т.д.c)требование отдачи со стороны сотрудника, данная тактика выглядит вполне логично, однако, в контексте манипулятивного общения суть отдачи состоит в том, чтобы психологически привязать человека к месту работы, переживая критические ситуации личность понимает, как много уже сил и времени отдано проекту, что столько лет работает в этой организации и психологически оказывается просто парализованным;d)культивация чувства вины и повышенных социальных обязательств –тактика предполагает делегированиеответственности за деятельностьколлеге или подчиненному, особо уязвимы к данной тактике перфекционисты, так как они с готовностью принимают данную ответственность;e)бюрократизация профессиональной деятельности –данная тактика связана с наличием обилия рутинной работы (отчеты, графики, бумаги), которая делает не возможным профессиональное творчество и блокирует рефлексию (на нее просто нет времени, так как срочно нужно заполнить, оформить и выслать и т.д.);f)дефицит материальных ресурсов –данная тактика парадоксальным образом распространена на территории Российской Федерации, суть ее состоит в том, что получаемое материальное вознаграждение за работу полностью расходуется личностью, порой до получения следующего. Возникает экономическая зависимость личность, которая блокирует попытки найти иную работу, соответствующую экономическим потребностям и социальным амбициям[6].Данные тактики могут использоваться по отдельности или комплексом порождая феномен социальнопсихологических манипуляций в профессиональном общении. Постепенно социальнопсихологические манипуляции приводят к дефицитности личности сотрудника, а именно, формируется дефицит социальной и психологической автономии. При этом возникаетпарадоксальное явление при негативном отношении к работе с одной стороны, личность отказывается ее сменить, находя аргументы «за».Третий фактор онтогенетической виктимизации личности в профессиональной деятельности –социальнопсихологическая травматизация. Данный фактор может существовать в двух формах –интерпсихической и интрапсихическойИнтерпсихическаяформа социальнопсихологической травматизации личности в профессиональной деятельности представлена феноменом моббинга, который рассматривается как психологический террор.Суть моббинга использование унижения и запугивания в межличностных отношениях профессиональной деятельности. Данная стратегия взаимодействия с коллегами и руководителем неизбежно приведет к личностным деформациям и эмоциональному выгоранию. Поэтому моббинг мы можем рассматривать как фактор виктимизации личности в профессиональной деятельности[7].Интрапсихическаяформа социальнопсихологической травматизации связана с ростом психоэмоционального напряжения в профессиональной деятельности. Дефицит профессиональных потенциалов, а также неблагоприятная эмоциональная атмосфера приводит к трансформации элементарных проблемных ситуаций профессиональной деятельности в критические. Критические ситуации делают невозможным для личности сотрудника реализовывать внутренние необходимости жизни
потребности. В этом контексте особый интерес представляет классификация потребностей, предложенная Кавериным С.Б., причем не столько вся классификация, сколько презентация эволюции и взаимосвязи потребностей, лежащих в основе труда:a)потребность в безопасности и самосохранении (биогенный уровень)b)гедонистическая потребность (психофизиологический уровень)c)потребность в самоутверждении (социогенный уровень)d)потребность быть личностью (высший уровень)[8].Данная классификация показывает не только зачем нужна работа для личности, но и позволяет проанализировать мотивацию ее трудовой деятельности.Так потребность в безопасности и самосохранении делает главным в профессиональной деятельности материальную сторону, так как деньги являются эффективным адаптивным инструментом в современном обществе; гедонистическая потребность –это стремлении найти работу поближе от дома, метро, с приятными условиями труда (кабинет, столовая и пр.); потребность в самоутверждении приводит к поиску работы, которая соответствует амбициям личности, содержит ситуации реализации собственным потенциалов; потребность быть личностью, понимается нами как стремление в процессе профессиональной деятельность обрести собственную индивидуальность, ролевую специфику.Наличие психоэмоционального напряжения в процессе профессиональной деятельности приводит к невозможности личности выйти даже на психофизиологический уровень существования потребности в труде. Таким образом,онтогенетическая виктимизацияприводит к неспособностиличности стать субъектом собственной профессиональной деятельности и профессионализации в целом.Онтогенетическая виктимизация личности в профессиональной деятельности приводит к тому, что работа становится не естественным видом социальной активности, а вынужденным травматичным ритуалом.В тяжелых случаях деформации онтогенетическая виктимизация может приводить кполному отказу от трудовой деятельности и любой социальной активности, в более мягкихформах речь идет о работе в пол силы, работе ради оклада. При этом особенность возникновения онтогенетической виктимизации личности в профессиональной деятельности связанна с тем, что личность не приходит в данную интерактивную систему Tabularasa, а уже обладает определенным промежуточным результатом онтогенетической социализации. Иными словами, при наличии дефектов онтогенетической социализации личности на начальных этапах онтогенеза вероятность актуализации факторов онтогенетической виктимизации в профессиональной деятельности в разы увеличивается (личность обладает социальной и психологической уязвимостью). Конструктивная онтогенетическая социализация формирует специфическийсоциальнопсихологический иммунитет личности по отношению к виктимогенным агентам профессиональнойсоциализации. Данный иммунитет основан на системе социальноличностных и психологических потенциалов. Личность выступает субъектом собственного социального функционирования, поэтому она сможет противостоять как социальнопсихологическим манипуляциям, так и социальнопсихологической травматизации в профессиональной деятельности. Профессиональная депривация, так же не характерна для социального субъекта, так как выбор профессионального пути осознан и взвешен (не пассивное следование воли родителей, советам учителей или друзей). Анализ факторов онтогенетической виктимизации личности в профессиональной деятельностипозволяет нам выделить индикаторы данной формы дефекта социализации:отчуждение от труда (аффективный индикатор)–утрачивается ценность трудовой деятельностикак таковой, личностьработника сама становится товаром изаинтересована в наиболее выгодной самопродаже, что приводит к утрате идентичности своему делу[9];когнитивный диссонанас (когнитивный индикатор)–существование негативного отношения к профессиональной деятельности, бессмысленности своейработы и наличием потребности,нужности данной работы.ролевая деформация (акциональный индикатор)–возникает явлением ролевого экспансизма, когда профессиональная роль становится доминирующей в ролевом репертуаре, все действия вне профессиональной сферы подчинены этой роли. Или, напротив, личность искаженно и утрировано трактует смысл профессиональной роли, что влияет на качество ее социального функционирования.Таким образом, онтогенетическая виктимизация личности может существовать и в профессиональной деятельности. Причем возникаетреципрокность –наличие дефекта онтогенетической социализации в семьеили образовании создает деструктивные основания для актуализации факторов онтогенетической виктимизации в профессиональной деятельности; онтогенетическая виктимизация в профессиональной деятельности усиливает виктимизацию в системе семьи и образовании. Конструктивная онтогенетическая социализация формирует резистентность личности к воздействиям виктимогенных агентов профессиональной социализации. Исследование феномена онтогенетической виктимизации личности в профессиональной деятельности перспективное и востребованное направление социальнопсихологической виктимилогии, так как позволяет корректным образом организовать систему девиктимизирующих мероприятий с учетом актуального контекста социального функционирования личности.
Ссылки на источники1.Руденский Е.В., Руденская Ю.Е. Виктимогенный механизм социализации развивающейся личности в педагогическом общении. Препринт. –Новосибирск: Издво СибПСИ, 2001. –86с.2.Милевич А.С. К вопросу о факторах виктимизации предпринимателей малого бизнеса // Российское предпринимательство. № 10. –2007. –С.1722.3.Руденская Ю.Е. Теоретикометодологические основания социологического анализа интеграционного механизма социализации. Дисс. канд. социл. наук. Алтайский Государственный Университет. Барнаул, 2006. –204с.4.Руденский Е.В. Социальнопсихологическая виктимология личности как теоретикометодологическая система гносеологии виктимности//Развитие человека в современном мире: материалы IVВсероссийская научнопрактическая конференция с международным учатием (г. Новосибирск, 1618 апреля 2013г.)/под ред. Н.Я. Большуновой, О.А. Шамшиковой). –Новосибирск: НГПУ, 2013. –С. 283289.5.Тарасов Д.Ю., Белобрыкина О.А. Общее и особенное в структуре мотивационных установок личности с разным профессиональным выбором// Мир науки, культуры, образования. –2009. № 71. –С. 259 –263.6.Абрамовская К. Современное рабство: как удержать человека навсегда? [Электрон. ресурс] Ежедневный познавательный журнал «ШколаЖизни.ру» URL: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n60955/(дата обращения 26.12.2014г).7.Руденский Е.В., Руденская Ю.Е. Дефект социализации личности как базовая категория педагогики критического конструктивизма: введение в социальногенетическую виктимологию. Новосибирск: Издво НГПУ, 2012.254с.8.Каверин С.Б. Мотивация труда. –М.: Издво «Институт психологии РАН», 1999. –224с.9.ПарцванияВ.В. Генеалогия отчуждения: от человека абстрактного к человеку конкретному.CПб.: Университетская книга, 2003. –18с.
Онтогенетическая виктимизация личностив профессиональной деятельности
Аннотация.Встатье рассматривается феномен онтогенетической виктимизации личности в профессиональной деятельности в контексте тезауруса социальнопсихологической виктимологии.Это первая работа в рамках социальнопсихологической виктимологии, которая анализирует проблему качества профессиональной социализации личности. Автор проводит анализ факторов онтогенетической виктимизации личности в профессиональной деятельности и описывает индикаторы дефекта профессиональной социализации.Ключевыеслова:социальнопсихологическая виктимология, онтогенетическая виктимизация, онтогенетическая социализация, факторы онтогенетической виктимизации личности.
Социальнопсихологическая виктимология инновационное научное направление, сформированное на стыке психологии, социологии, педагогики и социальной философии. Возникновение социальнопсихологической виктимологии детерминировано актуальной социокультурной ситуацией, которая складывается в современном российском обществе. Реалии таковы, что социальное качество современной личности и уровень ее социальноличностных потенциалов зачастую не соответствуют актуальным требованиям ситуации. Это несоответствие результат тотального распространения дефекта онтогенетической социализации личности.Социальнопсихологическая виктимология рассматривает в качестве объекта научного интереса феномен личности жертвы онтогенетической социализации. В процессе теоретикометодологического становления социальнопсихологическая виктимологиякатегориальноуточняла и обогащала объект собственного интереса, но неизменным оставался факт акцента на личностижертве социализации.При этом основное внимание основателя социальнопсихологической виктимологии профессора Е.В. Руденского и его учеников сфокусировано на дефекте первичной социализации (в рамках интерактивной системы семьи), а также вторичной социализации в рамках интерактивной системы образования.Данный фокус во многом определяется задачами, которые ставятся сегодня перед социальнопсихологической виктимологией и возможностями интервенции в процесс социализации. Так же в процессе становления социальнопсихологической виктимологии проводилось несколько исследований профессиональной виктимизации личности педагога(Е.В. Руденский, Ю.Е. Руденская), а также исследован феномен виктимизации бизнеса (А.С. Милевич)[1,2]. При этом феноменология и онтология онтогенетической виктимизации личности в рамках профессиональной социализации и деятельности освящается частичнов научных докладах и выступлениях Е.В. Руденского (проводимых на базе Российской Академии Народного Хозяйстваи Государственной Службы при Президенте Российской Федерации и Администрации Новосибирской области).
Таким образом, на данный момент в рамках социальнопсихологической виктимологии существует определенный пробел –феномен дефектпрофессиональной социализации личности оказывается на периферии внимания. При этом ситуация на рынке труда сегодня требует виктимологического анализа: тотальное нежелание выпускников работать по полученной специальности, халатность профессионалов, культ «Пятницы» и выходного дня, отказ от самореализации на работе, доминирование рыночного типа формирования личности профессионала и т.д.Наша статья призвана частично компенсировать существующий теоретический пробел и ориентирована на описание факторов возникновения и индикаторов дефекта профессиональной социализации онтогенетической виктимизации личности в профессиональной деятельности.Онтогенетическая виктимизация личности–это процесс деструктивной социализационной интеракции, в которойразвивающаяся личность оказывается не способной разрешить актуальные противоречия социального функционирования конструктивнымспособом, что приводит к ее инадаптации.Онтогенетическая виктимизация личности –это деструктивный антипод феномена онтогенетической социализации.В основе онтогенетической виктимизации личности лежит деструкция социальнопсихологического механизма социализации, а именно деструкция социализирующей интеракции (данныйфеномен был подробно описан в нашем диссертационном исследовании) [3]. Онтогенетическая виктимизация личности в профессиональной деятельности–это дефект профессиональной социализации, детерминированный деструкцией социализирующего общения с работодателем или коллегами.Выделение нами феномена онтогенетической виктимизации личности в профессиональном общении основано на непрерывности социализационного процесса. Каждый новый этап онтогенеза ставит перед развивающейся личностью новые задачи, разрешение которых возможно только при овладении адекватных возрасту социальноличностных и психических потенциалов. Развитие потенциалов, необходимых для компетентной профессиональной деятельности невозможно осуществить в семье или системе образования. Профессиональные компетенции закладываются в процессе обучения и продолжают свое формирование за счет взаимодействия с другими профессионалами (ктото выступает для нас в качестве референта, ктото, напротив, оказывает неприемлемые формы поведения). Суть онтогенетической виктимизации личности в профессиональной деятельности состоит в том, что профессиональное становление личности делается невозможным в рамках конкретныхсоциализирующих взаимодействий, что провоцирует формирование системы дефицитов профессиональных компетенций и формирует профессиональные деформации личности.Онтогенетическая виктимизация личности в профессиональной деятельности является мощным социальным фактором риска, так как данный феномен имеет не только личностные последствия, но и угрозу стабильности общества.Личность является не только антропогенным ресурсом общества, качество личности –качество общества.В качестве факторов онтогенетической виктимизации личности в профессиональной деятельности мы выделяем:профессиональную депривацию;социальнопсихологическиеманипуляциив профессиональном общении;социальнопсихологическую травматизациюличности в профессиональной деятельности[4].Профессиональная депривация –это психологическое состояние неудовлетворенности, вызванное диссонированием между системой ожиданий личности по отношению к своей профессии и реалиями профессиональной деятельности.Основания для профессиональной депривации создаются на первом этапе профессиональной социализации в период получения личностью образования. Современное профильное образования в школе больше миф, чем реальность, учащиеся с завидной маниакальностью готовятся к сдаче Единого Государственного Экзамена. При этом социализирующие задачи школьного образования игнорируются, поэтому приобретая статус студента, личность продолжает свое социальное дозревание. Об этом великолепно свидетельствует факт процветания института кураторства в ВУЗах, акцентнавоспитательную работу, активное подключениеродителей студентов к их обучению.
По сути в такой ситуации мы наблюдаем дефект профессиональной социализации. Студент оказывается не готов к профессиональной деятельности, не столько инструментально, сколько социально (не понимает ответственности своей работы и ее социальной миссии) и психологически (нереальная оценка собственной компетентности, неумение справляться с профессиональными трудностями, отсутствие профессиональной идентичности). Диплом такого выпускника дает ему формальное правона профессиональную деятельность, но не является гарантом ее эффективности. И вот здесь профессиональная депривация актуализируется, имея иллюзорное представление о своей профессиональной деятельности и диплом на руках, выпускник обречен переживать состояние неудовлетворенности. Так, например, его профессиональная компетентность не соответствует требованиямработодателя или условия труда не соответствуютегособственным социальным амбициям.Профессиональная депривация, на наш взгляд, может рассматриваться как одна из причин тотального нежелания выпускников работать по избранной специальности[5].Социальнопсихологические манипуляции в профессиональном общении выступают вторым фактором онтогенетической виктимизации личности в профессиональной деятельности.Социальнопсихологическая манипуляция(виктимологическая трактовка)–это специфический стильинтеракциивиктимогенного агента социализации, который основан на использовании личности для достижения собственных эгоистических целей.Социальнопсихологическая манипуляция в профессионально общении включает в себя следующие тактики:a)унижение как тактика социального взаимодействия со стороны коллег (работодателя), происходит постоянное подчеркивание дефицитности профессиональных потенциалов личности, причем зачастую эта дефицитность надумана, суть в создании определенного эмоционального фона («Ты ничтожество, будь благодарен, что у нас работаешь»);b)эмоциональные «качели» использование по отношении к личности работника противоречивых эмоциональных посылов в диапазоне «негативсимпатия». Например, начальник публично отругал подчиненного, но потом наедине сослался на доброе к нему отношение, желание помочь ему в развитии и т.д.c)требование отдачи со стороны сотрудника, данная тактика выглядит вполне логично, однако, в контексте манипулятивного общения суть отдачи состоит в том, чтобы психологически привязать человека к месту работы, переживая критические ситуации личность понимает, как много уже сил и времени отдано проекту, что столько лет работает в этой организации и психологически оказывается просто парализованным;d)культивация чувства вины и повышенных социальных обязательств –тактика предполагает делегированиеответственности за деятельностьколлеге или подчиненному, особо уязвимы к данной тактике перфекционисты, так как они с готовностью принимают данную ответственность;e)бюрократизация профессиональной деятельности –данная тактика связана с наличием обилия рутинной работы (отчеты, графики, бумаги), которая делает не возможным профессиональное творчество и блокирует рефлексию (на нее просто нет времени, так как срочно нужно заполнить, оформить и выслать и т.д.);f)дефицит материальных ресурсов –данная тактика парадоксальным образом распространена на территории Российской Федерации, суть ее состоит в том, что получаемое материальное вознаграждение за работу полностью расходуется личностью, порой до получения следующего. Возникает экономическая зависимость личность, которая блокирует попытки найти иную работу, соответствующую экономическим потребностям и социальным амбициям[6].Данные тактики могут использоваться по отдельности или комплексом порождая феномен социальнопсихологических манипуляций в профессиональном общении. Постепенно социальнопсихологические манипуляции приводят к дефицитности личности сотрудника, а именно, формируется дефицит социальной и психологической автономии. При этом возникаетпарадоксальное явление при негативном отношении к работе с одной стороны, личность отказывается ее сменить, находя аргументы «за».Третий фактор онтогенетической виктимизации личности в профессиональной деятельности –социальнопсихологическая травматизация. Данный фактор может существовать в двух формах –интерпсихической и интрапсихическойИнтерпсихическаяформа социальнопсихологической травматизации личности в профессиональной деятельности представлена феноменом моббинга, который рассматривается как психологический террор.Суть моббинга использование унижения и запугивания в межличностных отношениях профессиональной деятельности. Данная стратегия взаимодействия с коллегами и руководителем неизбежно приведет к личностным деформациям и эмоциональному выгоранию. Поэтому моббинг мы можем рассматривать как фактор виктимизации личности в профессиональной деятельности[7].Интрапсихическаяформа социальнопсихологической травматизации связана с ростом психоэмоционального напряжения в профессиональной деятельности. Дефицит профессиональных потенциалов, а также неблагоприятная эмоциональная атмосфера приводит к трансформации элементарных проблемных ситуаций профессиональной деятельности в критические. Критические ситуации делают невозможным для личности сотрудника реализовывать внутренние необходимости жизни
потребности. В этом контексте особый интерес представляет классификация потребностей, предложенная Кавериным С.Б., причем не столько вся классификация, сколько презентация эволюции и взаимосвязи потребностей, лежащих в основе труда:a)потребность в безопасности и самосохранении (биогенный уровень)b)гедонистическая потребность (психофизиологический уровень)c)потребность в самоутверждении (социогенный уровень)d)потребность быть личностью (высший уровень)[8].Данная классификация показывает не только зачем нужна работа для личности, но и позволяет проанализировать мотивацию ее трудовой деятельности.Так потребность в безопасности и самосохранении делает главным в профессиональной деятельности материальную сторону, так как деньги являются эффективным адаптивным инструментом в современном обществе; гедонистическая потребность –это стремлении найти работу поближе от дома, метро, с приятными условиями труда (кабинет, столовая и пр.); потребность в самоутверждении приводит к поиску работы, которая соответствует амбициям личности, содержит ситуации реализации собственным потенциалов; потребность быть личностью, понимается нами как стремление в процессе профессиональной деятельность обрести собственную индивидуальность, ролевую специфику.Наличие психоэмоционального напряжения в процессе профессиональной деятельности приводит к невозможности личности выйти даже на психофизиологический уровень существования потребности в труде. Таким образом,онтогенетическая виктимизацияприводит к неспособностиличности стать субъектом собственной профессиональной деятельности и профессионализации в целом.Онтогенетическая виктимизация личности в профессиональной деятельности приводит к тому, что работа становится не естественным видом социальной активности, а вынужденным травматичным ритуалом.В тяжелых случаях деформации онтогенетическая виктимизация может приводить кполному отказу от трудовой деятельности и любой социальной активности, в более мягкихформах речь идет о работе в пол силы, работе ради оклада. При этом особенность возникновения онтогенетической виктимизации личности в профессиональной деятельности связанна с тем, что личность не приходит в данную интерактивную систему Tabularasa, а уже обладает определенным промежуточным результатом онтогенетической социализации. Иными словами, при наличии дефектов онтогенетической социализации личности на начальных этапах онтогенеза вероятность актуализации факторов онтогенетической виктимизации в профессиональной деятельности в разы увеличивается (личность обладает социальной и психологической уязвимостью). Конструктивная онтогенетическая социализация формирует специфическийсоциальнопсихологический иммунитет личности по отношению к виктимогенным агентам профессиональнойсоциализации. Данный иммунитет основан на системе социальноличностных и психологических потенциалов. Личность выступает субъектом собственного социального функционирования, поэтому она сможет противостоять как социальнопсихологическим манипуляциям, так и социальнопсихологической травматизации в профессиональной деятельности. Профессиональная депривация, так же не характерна для социального субъекта, так как выбор профессионального пути осознан и взвешен (не пассивное следование воли родителей, советам учителей или друзей). Анализ факторов онтогенетической виктимизации личности в профессиональной деятельностипозволяет нам выделить индикаторы данной формы дефекта социализации:отчуждение от труда (аффективный индикатор)–утрачивается ценность трудовой деятельностикак таковой, личностьработника сама становится товаром изаинтересована в наиболее выгодной самопродаже, что приводит к утрате идентичности своему делу[9];когнитивный диссонанас (когнитивный индикатор)–существование негативного отношения к профессиональной деятельности, бессмысленности своейработы и наличием потребности,нужности данной работы.ролевая деформация (акциональный индикатор)–возникает явлением ролевого экспансизма, когда профессиональная роль становится доминирующей в ролевом репертуаре, все действия вне профессиональной сферы подчинены этой роли. Или, напротив, личность искаженно и утрировано трактует смысл профессиональной роли, что влияет на качество ее социального функционирования.Таким образом, онтогенетическая виктимизация личности может существовать и в профессиональной деятельности. Причем возникаетреципрокность –наличие дефекта онтогенетической социализации в семьеили образовании создает деструктивные основания для актуализации факторов онтогенетической виктимизации в профессиональной деятельности; онтогенетическая виктимизация в профессиональной деятельности усиливает виктимизацию в системе семьи и образовании. Конструктивная онтогенетическая социализация формирует резистентность личности к воздействиям виктимогенных агентов профессиональной социализации. Исследование феномена онтогенетической виктимизации личности в профессиональной деятельности перспективное и востребованное направление социальнопсихологической виктимилогии, так как позволяет корректным образом организовать систему девиктимизирующих мероприятий с учетом актуального контекста социального функционирования личности.
Ссылки на источники1.Руденский Е.В., Руденская Ю.Е. Виктимогенный механизм социализации развивающейся личности в педагогическом общении. Препринт. –Новосибирск: Издво СибПСИ, 2001. –86с.2.Милевич А.С. К вопросу о факторах виктимизации предпринимателей малого бизнеса // Российское предпринимательство. № 10. –2007. –С.1722.3.Руденская Ю.Е. Теоретикометодологические основания социологического анализа интеграционного механизма социализации. Дисс. канд. социл. наук. Алтайский Государственный Университет. Барнаул, 2006. –204с.4.Руденский Е.В. Социальнопсихологическая виктимология личности как теоретикометодологическая система гносеологии виктимности//Развитие человека в современном мире: материалы IVВсероссийская научнопрактическая конференция с международным учатием (г. Новосибирск, 1618 апреля 2013г.)/под ред. Н.Я. Большуновой, О.А. Шамшиковой). –Новосибирск: НГПУ, 2013. –С. 283289.5.Тарасов Д.Ю., Белобрыкина О.А. Общее и особенное в структуре мотивационных установок личности с разным профессиональным выбором// Мир науки, культуры, образования. –2009. № 71. –С. 259 –263.6.Абрамовская К. Современное рабство: как удержать человека навсегда? [Электрон. ресурс] Ежедневный познавательный журнал «ШколаЖизни.ру» URL: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n60955/(дата обращения 26.12.2014г).7.Руденский Е.В., Руденская Ю.Е. Дефект социализации личности как базовая категория педагогики критического конструктивизма: введение в социальногенетическую виктимологию. Новосибирск: Издво НГПУ, 2012.254с.8.Каверин С.Б. Мотивация труда. –М.: Издво «Институт психологии РАН», 1999. –224с.9.ПарцванияВ.В. Генеалогия отчуждения: от человека абстрактного к человеку конкретному.CПб.: Университетская книга, 2003. –18с.