Вопросы правового регулирования государственного управления в Туве в период с 1914 по 1921 год

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Монгуш Ч. Б. Вопросы правового регулирования государственного управления в Туве в период с 1914 по 1921 год // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 211–215. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85043.htm.
Аннотация. В период протектората с 1914 по 1921 год России над Тувой правовое регулирование государственного управления в Туве создавалось под влиянием различных обстоятельств, сложных внешнеполитических и внутриполитических ситуаций.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Монгуш Чечек Базырооловна,аспирант заочной формы обучения старший преподаватель кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета Тувинского государственного университета, член ассоциации юристов России, федеральный судья в отставке, г.Кызылchechek.m@mail.ru

Вопросы правового регулирования государственного управления в Туве в период с 1914 года по 1921 годы.

Аннотация.В период протекторатас 1914 по 1921 годыРоссии над Тувойправовое регулирование государственного управления вТуве создавалось под влиянием различных обстоятельств, сложных внешнеполитических и внутриполитических ситуаций.

Ключевые слова:Тува, Россия, Урянхайский край,комиссар по делам Урянхайского края,судопроизводство, положение о смешанном суде, Временное правительство, Конституция.

Основой регулирования правовыхотношений в раннем периоде нахождения Тувы в составе разных государств былитрадиции тувинцев и нормы обычного права. В период нахождения Тувы в подчинении Цинской династии система управления, включавшая в себя административные органы, предусматривалась в «Уложении палаты внешних сношений». В период протектората России над Тувой, а также во время первой мировой войны и октябрьских событий 1917 года вопросы внутреннего устройстваи судопроизводстваразрешались следующим образом. 29 июня 1914 года Николаем IIбыла утверждена «Инструкция должностным лицам управления Усинского пограничного округа и Урянхайского края»1, рассмотренная Государственной Думой и получившая силу закона. Она состояла из «Общих положений» и разделов «О комиссаре по делам Урянхайского края», «Об Усинском пограничном начальнике», «О командированных чинах Переселенческого управления».Комиссар по делам Урянхайского края являлся главным местным в Усинском округе и Урянхайском крае представителем ПравительстваРоссийской Империи. Ему принадлежало общее руководство и надзор за деятельностью всех лиц, входящих в состав управлений данной местности.На Комиссара особо возлагалась обязанность вести сношения с туземным населениемкрая, а также оказывать русским подданным, проживающим в пределах края, законную защиту и поддержку. Комиссар по делам Урянхайского края, являясь непосредственным начальником всех состоящих в крае чинов полиции, исполнялв пределах края обязанности общей полиции порасследованию преступлений и проступков, а равно по исполнению судебных решений. Действия Комиссара можно было обжаловать Иркутскому ГенералГубернатору. Усинский Пограничный начальник подчинялся Комиссару по делам Урянхайского края и являлся ближайшим его помощником, исполнял обязанности Комиссара в его отсутствие2. 1Минаев А.В. Правовые основы охраны государственной границы Тувинской Народной Республики (статья). Москва: // "Право и политика", Издво: Издательская группа «NOTA BENE» № 9(105), 2008. С. 21332137.2Минаев А.В. Правовая основа образования пограничного управления в Тыве (статья). Краснодар: // «Общество и право», Издво: Краснодарский университет МВД России, №3(21), 2008. –С.5557.

Чины Переселенческого Управления командировались в Урянхайский край для ближайшего заведования устройством русского населения в крае и всемерной поддержки его хозяйственной деятельности.3В 20 октября 1914годана должность комиссара по делам Урянхайского края был назначен старший советник Григорьев В.Ю.Исполняя обязанности, в пределах своих полномочий, Комиссар10 апреля 1915 года утвердил«Временное положение о смешанном суде между русскимии урянхайцами».Принятие и утверждение данного Положения было продиктовано временем, поскольку существовала необходимость регулирования спорных вопросов между русским и урянхайским населением по судебным делам.Так, по принятому Положению, уголовные и гражданские дела между русскими и урянхами в пределах подсудности волосного суда разбирались особым судом, который состоял из пяти судей:из них двое судей урянха по выбору урянхайского начальства, двое судейрусских

по выбору русского населения и председатель по назначению заведующего устройством русского населения в Урянхае.Русское население на общем сходе данного района выбирало из себя двух судей и заместителей сроком на один год. Урянхайские чиновники под председательством нойона или старшего по должности данного района выбирали для смешанного суда двух судей и двух заместителей сроком на один год. Выбираемыми судьями, урянхи и русские, не должны быть лица моложе 30 лет, лишенные прав, отбывшие тюремное наказание по приговору суда, состоящие под судоми следствием. В уголовном порядке дела разбирались тем судом, где проступок совершен, а в гражданском порядке дела разбирались тем судом, где ответчик имел постоянное местожительство или временное местопребывание или «домообзаводство». Выбор суда в таких случаях зависел от усмотрения истца в какой суд он предъявлял иск. Дела в смешенном суде разбирались публично, словесно. Решения постановлялись большинством голосов и записывались в особую книгу. Решения суда можно было обжаловать в месячный срок заведующему устройством русского населения в Урянхае.Письменное решение за подписью судей и председателя суд выдает по просьбе сторон трехдневный срок. Решения не обжалованные сторонами считаются окончательными и приводятся в исполнение в отношении русских на общем основании чинами сельской и общей полиции, в отношении урянхов –особым лицом, по назначению нойона или совета урянхайских чиновников данного района. Назначенный для исполнения решений урянхайский чиновник утверждался в должности заведующим устройством русского населенияв Урянхая.Смешанный суд разбирал дела и между урянхами, если обе стороны –урянхи просили об этом, а также и между русскими, если обе стороны –русские об этом просили. Свидетели по делу могли допрашиваться судом по месту их жительства. При разбирательстве дел руководствовались Общим Положением о крестьянах и обычаями не противоречащими законам.4В начальный период протектората актуальным оставалсявопрос о внедрении российского судопроизводства на территории Урянхая.

Так, на совещании по вопросусудебной системы в Урянхайском крае от 16 января 1917 года, отмечалось, чтодействующий туземный суд далеко не удовлетворяет интересам правосудия, т.е. не ограждает личные и имущественные 3Собрание архивных документов о протекторате России над Урянхайским краем –Тувой. Кызыл2014, с. 123128.

4Собрание архивных документов о протекторате России над Урянхайским краем –Тувой. Кызыл2014, с. 198199.

интересы урянхов в надлежащей полноте, поэтому считали, что судопроизводство должно быть реформировано по возможности в ближайшее время.5В Письмекомиссара по деламУрянхайского края Иркутскому генералгубернатору по вопросу судебной системы в Урянхайском крае (от 21 января 1917 года) также предлагалосьреформировать судоустройство.Обосновывая необходимость реформирования судебной системы,комиссар указывал, что Урянхайское население управляется довольно многочисленным и весьма влиятельным классом чиновников, которые в то же время являются и судьями6.Причем, почти каждый чиновник компетентен отправлять правосудие между подведомственными ему урянхами.Судиларбандарга (начальник десятка) в сумоне; судилцзанги (начальник сумо) или его помощник –кунду,судилихошунные чиновники, между которыми есть так называемые мейрины, по преимуществу занятые судебными делами, судилицзаланы –тоже чиновники, не имеющие постоянных обязанностей, судили сам бугдедарга (правитель хошуна).Чиновник более высокого ранга могстать апелляционной инстанцией для чиновника ранга менеевысокого. Кроме того, судили еще чыышем, т.е. съездом сумонных чиновников,съездомхошуунных чиновников.При этом, за свою судебную деятельность чиновники не получали какойлибо государственной платы. Отправляя правосудие, либо произведя дознание,чиновники содержались за счет виновных. По исковым делам они иногда получали процентные вознаграждения с истцов, особенно с русских.Чиновники судьи при самом судебном следствии и в качестве наказаний прибегали к употреблению разного рода пыток и истязаний, как битье кожаными широкими плетками по щекам, битье палками, подвешивание, содержание в колодках и прочее. Бывали случаи забивания людей насмерть. Практиковались штрафы, исчисляемые кратно к основной данной единице штрафа, но не свыше девяти крат. Подобного рода суд, как указывал комиссар, был жесток, не считалсясправедливым, часто подкупным и,несомненно,крайне дорогим для тяждущихся илижалобщиков, а иногда и для местного населения, обязанного давать судьям, иногда весьма многочисленным, содержание во время долгих судебных разбирательств.При таких условиях не удовлетворялись нужды местного населения в правосудии, не имели достаточной судебной защиты личности и имущества. Поэтому местное население все чаще обращалось к русским судебным и административным властям. Однако, нельзя сказать, что туземный урянхайский суд в тех существовавших формах должен был быть безотлагательно упразднен.

Так, как было ранее отмечено, урянхайские чиновники являются весьма многочисленным и влиятельным классом населения. Населениечтилосвоих чиновников и,в сущности,рабски им послушалось. Указанная авторитетность чиновников и их привилегированноеположение обуславливались не только продолжительными привычками населения но и по преимуществу тем, что вопервых, едва ли не главной отраслью служебной деятельности чиновников являласьименно судебная, а вовторых, что во власти этих чиновников всегда имеласьвозможность воздействовать на населениежестокими наказаниями. Если немедленно реформировать судоустройство, без соответствующей 5ГАИО. Ф.25. Оп.11.Д.101 л.л.179180..6Минаев А.В. Административноправовой статус территориального органаФедеральной службы исполнения наказаний России по Республике Тыва. Королёв: // «Право и государство: теория и практика». Издательский дом «Право и государство», 2014, № 7 (115). –С.126130.

административной реформы, то вся эта чиновничья группа «не может не почувствовать себя стоящею не удел, с полной утратой своего исключительного значения и власти». Это угрожало восстановить против русского режима значительный и очень влиятельный класс населения.Ввиду этого предлагалось прежде провести административное устройство урянхов.7

После Февральской революции в России отношение тувинских нойонов и чиновников крусскому покровительству меняется. Некоторые из них заявляют, что с отречением русского царя от власти, российский протекторат над Тувой утратил свою силу. Правопреемственностьв международных вопросах российской республики от бывшей империи имиво вниманиене принималось. Временноеправительствов России, напротив, подтвердило режим протектората.

15 мая 1917 года было созвано совещание Урянхайским временным краевым комитетом о сохранении протектората России над Тувой, где указывалось, что «протекторат России по отношению к Урянхаю остается в полной силе, и что всякое отклонение от этого, направленное против личной и имущественной безопасности, будет подавляться вооруженной силой, с какой бы стороны эти посягательства ни исходили»8Ивэтот период продолжается оптимальной для Урянхаямодели управления и судопроизводства.8 июля 1917 года было принято Постановление смешенных заседаний русскоурянхайского краевого съезда, в соответствии с которым было постановлено, что «..Таннуурянхи, находясь под покровительством Российского государства, во внутренних хошунных делах управлялись самостоятельно, но все междухошунные недоразумения разрешались высшей русской властью в крае. Непосредственное сношение по политическим делам с иностранными государствами помимо представителя высшей русской власти в крае, воспрещалось». Что касалось судебных дел, то убийство и вооруженное нападение среди урянхов решалипо русским законам в русском суде. Все остальные дела между урянхами решалисьпо прежнимобычаям своими нойонами или чиновниками, но еслиобе стороны желалиобратиться крусскому суду с предварительного на то согласия своего нойона, тоэто дозволялось,без указанного же согласиярусскийсуд не должен был решать эти дела. Смешанные дела между русскими и урянхами решалисьпо русским законам мировым судьей, который для разбирательстваделвыезжал в один из русских поселков. Русским не возбранялось обращаться за решением смешанных дел к соответствующим нойонам или чиновникам.9

В связи с произошедшими в системе власти изменениями,Временное правительство назначает нового комиссара поделам Урянхайского края и вырабатывает новую Инструкциюдля комиссара и других должностных лиц. При особенностях условий жизни в то время в Урянхайском крае и неоднородном составе населения, сложные обязанности комиссара могли быть с успехом исполнены лишь лицом, хорошо знакомым с нуждами, как русского, так и урянхайского населения. По мнению Временного правительства,таким кандидатом был А.А.Турчанинов, посвятивший три года научному обследованию Урянхая, который и был назначен 20 октября 1917 года на указанную должность.Из «Инструкциикомиссара по делам Урянхайского края и должностных лиц в назначенном крае за 1917г», Урянхайский край подлежал ведениюИркутского краевого комиссара.Впервые оговаривался порядок назначения и утверждения тувинских высших и крупных чиновников.Правители хошунов и отдельных сумонов, а также хамболамы утверждались центральным правительством по представлению 7ГАИО.Ф.25.Оп.11.Д.101.ЛЛ.175178.8Ученые записки ТНИИЯЛИ. Вып.4.Кызыл,1956. С. 154.9ГАИО.Ф.25.Оп.11.Д.101.ЛЛ.188189.

комиссара, а лица на вторые после правителей должности –тусалакчы и захиокчи –утверждались Иркутским краевым комиссаром. Высшим представителем правительственной власти в Урянхае являлся комиссар по делам Урянхайского края10. В его полномочия входило: содействие проведению в жизнь разработанных Правительством законов, опубликование издаваемых законов, указов, постановлений, распоряжений. Как указывалось винструкции, туземное население управлялосьна основании существовавшегоу них обычного и местного права. Под обычным и местным правом подразумевался писанный кодекс Китайской Палаты внешних сношений (ЛифаньЮань), который имелся в каждом кожууне на монгольском языке, являвшийся для урянхов основанием всех правовых отношений. Как отмечал комиссар Урянхайского края А.Турчанинов, было «крайне желательно, чтобы эти отношения были урегулированы, переработаны применительно к современным правовым нормам и утверждены правительством».11

Выработка законов по самоуправлению урянхов была поручена комиссару, но вследствие большевистского переворота не была доведена до конца.После Октябрьской революции в России решение о российском покровительстве над Тувой признается несправедливым и подлежащимотмене.Интересным источником является «Договор между представителями русского населения края и представителями хошунов ТаннуТува о независимости тувинского народа и объявлении самостоятельности страны от 1618 июня 1918 г.». Согласно данного договора, представители русского населения Урянхая и представители девяти хошунов урянхов ТануТува,впараграфе 1 указали, что «урянхайский народ объявляет, что отныне он освобождается от русского покровительства, будет управляться совершенно самостоятельно и считает себя свободным, ни от кого не зависимым народном»12.С началом гражданской войны а России, а затем и установлением в Сибири власти Колчака, все решения советской власти в Туве аннулируются, а режим протектората вновь подтверждается. Исход сражения между белогвардейцами и отрядомкрестьянской армии П.Е. Шетинкина и А.Д . Кравченко в пользу последних имел значение для установления Советской власти в Туве.В 1921 г. для решения вопроса о самоопределении тувинского народа и образования тувинской государственности был созван Всетувинский Учредительный Хурал, который разрешил важнейшие вопросы жизни тувинского народа: о национальном самоопределении новой власти, о взаимоотношениях Тувинской Народной Республики с Советской Россией и Монголией. Главной задачей Хурала являлось принятие первой Конституции Тувинской Народной Республики. Созыв Учредительного Хурала и принятие им Конституции положили начало созданию политической основы тувинского государства, нового административнотерриториального деления, образованию органов государственной власти и местного самоуправления он проходил с 13 по 16 августа 1921 г. На Хурале по решению тувинского народа название страны было изменено с «Урянхая» на «ТаннуТува улус».(позднее, в новой Конституции 1926 г.13, Тувинская Народная Республика)14. 10Минаев А.В.; Хайманов В.Г. Историческое развитие нормативно правовой базы народнойреволюционной армии в Тувинской Народной Республики (1921 1944 гг..). Киров://Современные научные исследования. Выпуск 1. –Концепт. –2013. –ART 53043. –URL: http://ekoncept.ru/article/416/Гос.рег.Эл № ФС 77 –49965. –ISSN 2304120X.11«Собрание архивных документов о протекторате России над Урянхайским краем –Тувой» стр. 298302. 12Ученые записки ТНИИЯЛИ.Вып.4.Кызыл.1956.С.186187.13Минаев А.В. Влияние Конституции 1926 г. в ТНР на государственное строительство (статья). Москва: // «История государства и права». Издательская группа «Юрист», 2011, № 9. –С. 1620.

Бесспорное значение в правовом регулировании в те годы имела первая Конституция Республики ТаннуТува Улус (народа Урянхая) 1921г. Республика объявлялась свободным и независимым в своих внутренних делах государством. Верховная законодательная власть в республике принадлежит съезду всех хошунов, который составлялся из депутатов и народа и созывался не менее одного раза в год. Депутаты избирались от каждого хошуна. Высшая исполнительная власть принадлежала ВсеобщемуЦентральному Совету (Правительству),который составлялся от каждого хошуна по одному человеку. Делами каждого отдельного хошуна управляет заведующий хошуном совместно с коллективом из трех избираемых лиц. Сумо управлялось из трех избираемых лиц. Функции правосудия возлагались на сумонский и на хошунный советы.15

Ссылки на источники1.Минаев А.В. Правовые основы охраны государственной границы Тувинской Народной Республики (статья).Москва: // "Право и политика", Издво: Издательская группа «NOTA BENE» № 9(105), 2008. С.21332137.2.Минаев А.В. Правовая основа образования пограничного управления в Тыве (статья).Краснодар: // «Общество и право», Издво: Краснодарский университет МВД России, №3(21), 2008. –С.5557.3.Собрание архивных документов о протекторате России над Урянхайским краем –Тувой. Кызыл2014, с. 123128.4.Собрание архивных документов о протекторате России над Урянхайским краем –Тувой. Кызыл2014, с. 198199.5.ГАИО. Ф.25. Оп.11.Д.101 л.л.179180..6.Минаев А.В. Административноправовой статус территориального органаФедеральной службы исполнения наказаний России по Республике Тыва. Королёв: // «Право и государство: теория и практика». Издательский дом «Право и государство», 2014, № 7 (115). –С.126130.7.ГАИО.Ф.25.Оп.11.Д.101.ЛЛ.188189.8.ГАИО.Ф.25.Оп.11.Д.101.ЛЛ.175178.9.Ученые записки ТНИИЯЛИ. Вып.4.Кызыл,1956. С. 154.10.Минаев А.В.; Хайманов В.Г. Историческое развитие нормативно правовой базы народнойреволюционной армии в Тувинской Народной Республики (1921 1944 гг..). Киров://Современные научныеисследования. Выпуск 1. –Концепт. –2013. –ART53043. –URL: http://ekoncept.ru/article/416/Гос.рег.Эл № ФС 77 –49965. –ISSN2304120X.11.Собрание архивных документов о протекторате России над Урянхайским краем –Тувой. стр. 298302. 12.Ученые записки ТНИИЯЛИ.Вып.4.Кызыл.1956.С.186187.13.Минаев А.В. Влияние Конституции 1926 г. в ТНР на государственное строительство (статья). Москва: // «История государства и права». Издательская группа «Юрист», 2011, № 9. –С. 1620.14.Минаев А.В.; Монгуш Ч.Б. Развитие судопроизводства в Тувинской Народной Республике (100летию воссоединения Тувы и России посвящается) (статья).Москва: // «Российский судья». Издательская группа «Юрист», 2014, № 11. –С. 454815.Научный архив ТИГИ. Р/ф.д.42.с.335337.



14Минаев А.В.; Монгуш Ч.Б. Развитие судопроизводства в Тувинской Народной Республике (100летию воссоединения Тувы и России посвящается) (статья).Москва: // «Российский судья». Издательская группа «Юрист», 2014, № 11. –С. 454815Научный архив ТИГИ. Р/ф.д.42.с.335337.