Цели и задачи закона
Выпуск:
ART 85055
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Пархоменко
О.
В. Цели и задачи закона // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
271–275. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85055.htm.
Аннотация. В представленной статье автор подчеркивает юридическую значимость истинного понимания понятия и структуры предмета юриспруденции и вредного последствия как основополагающих источников возникновения, существования, совершенствования законов и юриспруденции. Анализируются понятие, структура и значение механизма юриспруденции как системы законов. Обосновывается актуальность участия юридического научного и практикующего сообщества в процессе законотворчества. Раскрываются теоретические и практические вопросы понятия и значения законности, правопорядка, социальной справедливости. Определяется практическая необходимость разработки и внедрения института обязательного государственного страхования от преступления и правонарушения как метода достижения социальной справедливости.
Ключевые слова:
закон, социальная справедливость, законность, предмет юриспруденции, последствие, механизм юриспруденции, юридическое осознание и культура, правопорядок
Текст статьи
Пархоменко Олег Владимирович,Судья Высшего Арбитражного Третейского Суда, г. Саратовparxomenko.oleg.1967@mail.ru
Цели и задачи закона
Аннотация.В представленной статьеавтор подчеркивает юридическуюзначимость истинного понимания понятияиструктурыпредмета юриспруденции и вредного последствия, как основополагающих источников возникновения, существования, совершенствования законов и юриспруденции. Анализируетсяпонятие, структура и значение механизма юриспруденции, как система законов. Обосновываетсяактуальностьучастия юридического научного и практикующегосообществавпроцессезаконотворчества. Раскрываются теоретические и практические вопросы понятия и значения законности, правопорядка, социальной справедливости.Определяется практическая необходимость разработки и внедрения института обязательного государственного страхования от преступления и правонарушения, как метода достижения социальной справедливости.Ключевые слова:закон, предмет юриспруденции, последствие, механизм юриспруденции, юридическое осознание и культура, законность, правопорядок, социальная справедливость.
В началеисследованияпо определению целей и задачзаконов,то есть,какой ожидаетсярезультат и смысл отиздания,соблюденияи применения закона,необходимо коротко оговорить,что такое юриспруденцияизакон.Юриспруденция (лат.jūris prūdentia—©правоведениеª, от лат.jūs, род. п. jūris—©правоª и лат.prūdentia—©предвидениеª, ©знаниеª) –это весь объем юридических знаний и процессов, основанныхна системном научном анализе происходящих явленийв государстве, выраженных теоретически в юридических науках, учебных дисциплинах и практически в законотворчестве, законодательстве, законоприменение. В итогетеоретической и практической юридической деятельности издается закон(нормативно правовой акт). Иным словом закон
это юридическая формавоплощенияюриспруденциив объективной реальности.Поэтомупервостепенный вопрос для юриспруденции это,в честь чего издается закон, то есть, что является предметом юриспруденции и какое основноеявлениеопределяет его состояние в объективной реальности.Посему рассмотрим эти основополагающие источники.Юриспруденция в нашем государстве получает своё первоначальное объективное воплощение вКонституцииРоссийской Федерации, обладающей высшей юридической силой на всей территории России(статья 15), поэтому предмет юриспруденции можно ещё определять как предмет механизма конституционного (юридического) регулирования.Эмпирический и юридический анализ позволяет сделать вывод, что источником происхождения юриспруденции является образ жизни субъектовправоотношений в государстве, участвующих во взаимообратных связях(часть 2 статьи 6, часть 1 статьи 7 Конституции РФ). В КонституцииРоссийской Федерации в результате практической необходимости определеныи закрепленычетыре субъекта правоотношений: 1) человек (статья 2); 2) семья (статья 38); 3) общество (статья 3);4)государство (статья 1). Их взаимообратныесвязи,воплощаемыечерез©механизм реализацииª[1](часть 3 статьи 17):1) права (например: ©право на жизньªстатья 20);2) свободы (©свобода совестиªстатья 28);3) обязанности (©обязанность платить налогиªстатья 57).Само право, свободу, обязанность,в виду ихсубъективного состояния,изменить не возможно, а возможно изменить объективно существующий механизм их реализации.Таким образом, высвечивается предмет юриспруденции и его структура –это ©механизм реализации права, либо свободы, либо обязанности человека или семьи или общества или государстваª[2].Данное понятиепредмета юриспруденции не соответствует традиционному мнению, что предмет юриспруденции это ©общественные отношенияª[3]. Словосочетаниеобщественныеотношенияотождествляет общий и глобальный подход, тем самымне охватывает и не отражает объективно существующей структуры субъектов правоотношений в государстве, их индивидуальностьвправах, свободах, обязанностях, а также особенности механизмаих реализации.Не маловажно будет отметить, что до настоящего времени в юридической литературеи действующем законодательстве России нет четкого и ясного понятия общественных отношений, что в свою очередь так же свидетельствует о не состоятельности традиционного пониманияпредметаюриспруденции.В состоянии покоя предмет юриспруденции не возбуждает необходимости в проведении какой либо юридической деятельности, а вот с моментапричиненияему нежелательного изменения (вредного последствия) остро возбуждается необходимость в проведенииюридическую деятельность, то есть возникновение (рождение закона), существование (действие закона в настоящем времени), совершенствование (новшества и модернизации закона) юриспруденции. Поэтому у юриспруденции и закона два основополагающих источника.Значение предмета юриспруденциисостоит в том, что он является одним из двух основополагающихисточников возникновения, существования и совершенствования законов и юриспруденциив государстве; ©определяет цели, задачи, методы, объект охраны отраслевого законодательства (например: объект преступления это преобразовавшийся предмет юриспруденциив результате возникшего вредного последствия в категорииразрушения)ª[4].В юридической литературе и действующем законодательстве РФпоследствиене рассматривается как основное явление,влияющее на состояние предмета юриспруденции, как одного из двухосновополагающих источников законов и юриспруденциив целом.Традиционно основным явлением, влияющим на состояние предмета юриспруденции,рассматривается ©поведение человека –деяние(действие/ бездействие)ª[5], что является юридическимзаблуждением. Безусловно, состояние предмета юриспруденции можно изменить только деяниемчеловека, которое через причинную связь порождает последствие, но тот факт, что для достижения именно этого последствия необходимо совершить именно это деяние, а не другое,говорит о том, что только последствие может объективно охарактеризовать состояние предмета юриспруденциипосле воздействия деянияи само деяние.Последствие может бытьжелательным или нежелательнымдля предмета юриспруденции, таким образом, разграничиваются полезное и вредноепоследствие. Отсюда, только последствиекак итог деянияопределяет полезность или вредностьдеяния.Последствие внешне выражается©в двух формах: 1) деяние (реальная угрозаизмененияпредмета юриспруденции); 2)изменениев объективных (качественных и количественных) значениях, а так же в двух категориях 1) нарушение(восстановление предмета юриспруденции всегда возможно); 2) разрушение(восстановление предмета юриспруденции не возможно, а возможно только возобновление)ª[4].Таким образом, явно видно, что последствие это основное (единственное) явление, влияющее на состояние предмета юриспруденциии тем самым имеющее основополагающее юридическое значение для юриспруденции, а деяние имеет квалифицирующеезначение.
Действующим законодательством и научным сообществомиспользуется термин общественно опасныепоследствия, что не соответствует объективной реальности. Под охраной механизма конституционного (юридического)регулирования находятся четыре субъекта правоотношений это человек, семья, общество, государство. Логично, что событие причинения вреда одному из субъектов правоотношений неизбежно затрагивает и остальные три. Однако наделение последствия характерностью конкретного субъекта правоотношений (в традиционной концепции общество) умоляет юридическую значимость охраны других трех. Поэтому наделение последствия термином характеризующего общество не отражает его нежелательности для каждого субъекта правоотношений в отдельности.Термин опасноепоследствие определяет появление события поступка человека в неопределённом будущем времени и не отражает внутреннюю суть его нежелательности, а термин вредноепоследствие точно отражает внутреннюю суть его нежелательности для предмета юриспруденциидо его возникновения, с момента возникновения и на возникновение в необозримом будущем.Последствие это самостоятельное юридически значимое событие явления. Самостоятельность последствия подчеркивает его юридическую значимость для юриспруденции, так как оно обладает индивидуальным временем и местом возникновения (достижение), существования (наличие), прекращения (окончание) в объективной реальности.Вредное последствие может быть не законным илизаконным (статьи 1066, 1067 Гражданского кодекса РФ; статьи 37 42 Уголовного кодекса РФ ©Обстоятельства, исключающие преступность деянияª).Из выше сказанного:вредное последствие –это юридически значимое событие, отображающее не законное вредное изменение состояния предмета юриспруденциив форме реальной угрозы изменения или изменения в объективных значениях, при этом в категории нарушения или разрушения[6].Значение вредного последствия для механизма юриспруденции состоит в том, что является одним из двух основополагающихисточников возникновения, существования и совершенствования законов и юриспруденциив государстве; определяет цели и задачи закона; ©устанавливает классификацию оценки неприкосновенности и тяжести нежелательных изменений предмета юриспруденции; влияет на определение предмета, объекта охраны, целей, задач, методов, полномочий механизма юриспруденции, иерархии законодательства в государствеª[7].На основании вышеизложенного можно с полной уверенностью сказать, что без четкого и ясного понимания понятия, структуры, значения предметаюриспруденции и вредногопоследствия, невозможно осуществлять научные исследованияиучебный процесс по юридическим дисциплинам, практическую деятельность в законотворчестве, законодательстве, законоприменении.Однако Конституция РФ,выстраивая механизм конституционного (юридического) регулирования в государстве, не определяет и не закрепляет эти основополагающие понятияи их структуру, что отрицательно влияет на состояниеюриспруденции и законов, так как формируется ошибочное юридическое осознание и культура юридического сообщества и населения страны.Представляется, что структуру Конституции РФ надлежит выстраивать на основании объективно существующих субъектов правоотношений, механизма реализации их прав, свобод и обязанностей, а так же определять состояние предмета юриспруденции от момента возникновенияформ и категорий незаконного вредного последствия, а не деяния.Структура предмета юриспруденции и вредного последствия, диктует о издании, соблюдении и применении закона, что в свою очередьформируетмеханизм юриспруденциив государстве. Поэтому рассмотрим понятие, структуру, значение механизма юриспруденции с целью установления истинного его понимания и определения целей и задач закона, как единицы механизма юриспруденции.Механизм юриспруденции получает своё начало в Конституции РФ, поэтому его можно ещё определять как механизм конституционного (юридического) регулирования.Механизм юриспруденции единым мнением понимается какюридическая система,сложенная из ©материальных и процессуальных нормª[8].Однакоопределяя понятие механизмаюриспруденции,исследователи относят его к задачам и целям различныхсубъектовправоотношений то к ©правовомугосударствуª[9], ток ©субъектамправаª[10]. Как установлено выше субъектами правоотношений являются человек, семья, общество, государство, каждый из них имеет свои цели и задачи, при этом государство обладает исключительным положением в выражении воли всех субъектов правоотношений. Очевидное различие по субъекту правоотношений, задачам и целям явно указывает на то, что это два самостоятельных механизма юридического регулирования, осуществляющих юридическое регулирование каждый в своей юридической области, хотя и находящихся во взаимообратной связи. Исследуемыепонятия отражают содержание двух видов механизма конституционного (юридического) регулирования: ©первое понятие отражает содержание механизма государственного регулирования, а второе понятие отражает содержание механизма правового регулированияª[11].Механизм государственного регулирования происходит из обязанности государства определить, закрепить,организовать соблюдение,соблюдать механизм реализации права, свободы, обязанностичеловека, семьи, общества, государства (статьи 2, 18 Конституции РФ) и объективно выражается в ©исключительных видах государственной деятельности –это законотворческая (разработка законов), законодательная (внедрение законов) и законоприменительная (применение законов)ª[12].Значение механизма государственного регулирования раскрывается через его задачи и цель. Цель (результат)механизма государственного регулирования это достижение и поддержание законности.Задачи (смысл)механизмагосударственного регулирования: 1) организациянаучной деятельности и юридического учебного процесса; 2)созданиеи совершенствованиепроцессов законотворчества, законодательства, законоприменения. Из этого механизм государственного регулирования это исключительные виды государственной деятельности: законотворчество, законодательство,законоприменение в состоянии соответствия с происходящими явлениями с человеком, семьёй, обществом, государством.Механизм правового регулирования происходит из механизма реализации прав, свобод, обязанностейсубъектовправоотношений как возможностьсоздаватьюридически значимое последствие или воздержаться от этого, чтовнешне выражается в свободном законном выборе(статья 17 Конституции РФ).Значение механизма правового регулирования раскрывается через его задачи и цель. Цель (результат) механизма правового регулирования это достижение и поддержание правопорядка и социальной справедливостичерез юридическое осознание икультуру субъекта правоотношений. Задачи (смысл) правового регулирования: 1) определение и закрепление субъектов правоотношений; 2) определение и закрепление прав, свобод, обязанностей каждого субъекта правоотношений; 3) создание и совершенствование юридической базы обеспечивающейсвободный законный выбор механизмареализации субъектом правоотношений своих прав, свобод, обязанностей.Указанные механизмы определяют понятие, структуру, значение Конституции государства и её механизма. Механизм конституционного (юридического) регулирования это система конституционных норм, обеспечивающая достижение юридических задач и целей механизмов государственного и правового регулирования.Значение механизма конституционного (юридического) регулирования раскрывается через его задачи и цели.Цели (результат) механизма конституционного (юридического) регулирования –достижение и соблюдение законности, правопорядка на всей территории государства,а так жесоциальной справедливости для каждого субъекта правоотношений. Задачи (смысл) конституционного (юридического) регулирования это: 1)определение, признание и закрепление в Конституции государства механизмагосударственного регулирования и механизма правового регулирования; 2) недопущение конфликта интересов механизма государственного регулирования с интересами механизма правового регулирования.Определив истинное понятие, структуру и значение предмета юриспруденции, вредного последствия, а так же механизмаюриспруденции приступимк определению целей и задач (значения)законов.Законы издаются,исполняются и в итоге применяются только человеком. Поэтому от того как каждый человексубъективно воспринимает(внутреннепонимает) значимость самого закона и значимость его исполнения (оценивает достоинства закона) так и будут выстроены взаимообратные связив государстве, так будут установлены и исполнены цели и задачи закона, а так же сформирована юриспруденция в целом.При обсуждении вопросов юриспруденции касающихся юридического субъективно восприятиязакона субъектамиправоотношений, исследователи используют различные термины о правосознании или понимании законов при этом не определяют понятия и значения этих важных для юриспруденции явлений (не путать с толкованием закона (норм права)–это ©осознание действительного содержания законаª[13]).Представляется, что субъективное юридическое восприятиезакона выражается в двух видах: 1) юридическое осознание закона(осознание значимости самого закона) –это объем знаний и оценка закона и юриспруденциив целом; 2) юридическая культура (осознание значимости исполнения и применения закона) –это полнота,точностьи эффективностьвоплощения механизма реализации прав, свобод, обязанностей. Юридическое осознание и культура закона определяет уровень понимания и оценкицелей (результата) и задач (смысла) законаи всей юриспруденции в целом. Осознание целей и задач законапроисходит в двух формах: 1) профессиональной; 2) бытовой. Профессиональное осознание целей и задач законапроисходит в результате изучения юридических дисциплин в юридических учебных заведениях, научной, законотворческой, законодательной, законоприменительной деятельности и представляет собой широкие и глубокие познания юриспруденции. Бытовое осознание целей и задач законапроисходит в результате ознакомления с общеизвестными основами, самостоятельного изучения и практического соприкосновения с юриспруденцией и представляет собой узкие и поверхностные познания юриспруденции. Поэтому понимание иоценка достоинств закона и юриспруденциив целомюридическим сообществом и населением страны всегда будет ожидаеморазличаться.В настоящее время юридическое сообщество выстраивает свою юридическую культуру (юридическую деятельность) и оценку достоинств законана основании необходимости охраны философского восприятия общественных отношений от общественно опасного деяния, фактически охрана ни чего от телодвижений. Население страны выстраивает свою юридическую культуру (правовую деятельность) и оценку достоинств законаиз представления объема своих прав, свобод, обязанностей и состояния неприкосновенности (сохранности)своего механизма реализации этих прав, свобод, обязанностей от незаконного вредного последствия, а также опыта общения с юридическим сообществом и соприкосновения с действующими законами механизма юриспруденции. В результате происходит конфликт между профессиональнойи бытовойюридическойкультурой.Поэтому если профессиональное осознание и культура юриспруденции основанное на действующих законах не соответствует реальным явлениям, происходящим с человеком, семьёй, обществом, государством, никогда не будет достигнута ожидаемоепониманиеи оценкадостоинств закона и юриспруденции в целом населением страны, а также базирующихсяна этомзаконность, правопорядоки социальнаясправедливость.В научнойи учебнойюридической литературе, а также в законодательствеРФ используются понятия законность, правопорядок, социальная справедливость, однако четких и ясных определений этим институтам не установлено. ©Предлагаемые понятия часто дублируют друг друга или вообще отсутствуют, а научное обоснование структурыи значения противоречит само себеª[14]. Исследователи интуитивно определили юридическую значимость данных институтов для юриспруденции, а так же то, что хотя они находятся вовзаимообратной связи, проявляют свою самостоятельность, но отсутствие истинногопонятия, структуры и значения предмета юриспруденции, вредного последствия, а так же механизмаюриспруденции не позволилоустановить их понятие, значение.Как было ранее сказано, механизм государственного регулированияявляется источникомзаконности, то естьустанавливает и обеспечивает режим законности в государстве. В юридическойлитературеисследователи высказывают одно из мнений, что законность (или режим законности)это©основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного обществаª[15]. При этом оговаривают оценку цели (результата)его существования ©…оценить состояние режима законности в стране можно только на основании того, в какой мере законы государства отражают объективные потребности общественного развитияª[16]. Данное мнение представляется верным, но требующим некоторой коррекции в соответствии с установленнымипонятиямиобъекта юриспруденции и вредного последствия. Законность означает, в какой мере точно и полно законы и подзаконные акты соответствуют, происходящим явлениям в объективной реальности и в какой мере они эффективно применяются в отношении всех без исключения субъектов правоотношений на территории и времени своего действия. Из этого можно с уверенностью сказать, что законность это объективное состояние механизма государственного регулированияпри котором точно и полно определены и закреплены, а так же соблюдаютсяи применяютсягосударством все материальные и процессуальные законы и подзаконные акты, обеспечивающие образ жизни человека, семьи, общества, государства.Значение законности–это оценка соответствия законови подзаконных актов(законотворчества, законодательства) явлениям, происходящимс человеком, семьёй, обществом, государством, а так же эффективностизаконоприменениягосударством.Законность как объективное выражение состояния механизма государственного регулирования начинается с законотворчества, поэтому хотелось бы подробнее остановиться наэтоминституте юриспруденции. Необходимо напомнить, что законодательствои законотворчествоэто различные институтыюриспруденции по задачам и целям, имеющие объективное юридическое воплощение.Законодательствоэто исключительный вид государственной деятельности, заключающийся вюридическом процессе по обсуждению, принятию (или отклонению), публикациизакона[17]. Законодательная деятельность в России регламентируется Конституцией РФ, это право законодательной инициативы с ограниченным кругом субъектов этого права (статьи104, 134), право и процедура принятия законов (статьи105 –108, 135 137).Значение законодательства раскрывается через его задачи и цель.Цель –это закрепление в законах и подзаконных актах механизма юриспруденции. Задачи: 1)
установлениезначимости и своевременностипредлагаемого законопроекта и соответствие с происходящим явлением; 2)обеспечениеобщедоступногообсужденияи рассмотренияпредложений и поправок; 3) принятиеили отклонениезакон; 4) обеспечениеобщедоступностии общеизвестностипри принятии закона.Законотворчествоэто исключительный вид государственной деятельности, заключающийся впроцессе по созданию законодательного предложения или инициативы и поддержке проекта закона при рассмотрении в законодательном органе государства[17].Значение законотворчества раскрывается через его задачи и цель.Цель –это совершенствование механизма юриспруденции. Задачи: 1) обнаружение объективно происходящего социального явления с человеком,семьей, обществом,государствомтребующего восполнения или преодоления юридического регулирования; 2) организация научно юридическогои практического анализа; 3) создание проекта законодательного предложения или инициативы; 4) обеспечениеобщедоступное обсуждение и рассмотрение предложений и поправок в проект закона; 5) поддержание законодательного предложения или инициативы при рассмотрении в законодательном органегосударства.В настоящее время законотворческая деятельность в Российской Федерации возлагается на комитеты Государственной Думы (далее ГД), образованные и действующие в соответствии со статьями 19, 20 Постановления ГД ФС РФ "О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 22.01.1998 N 2134II ГД (ред. от 21.06.2013). Комитеты ГД образуются на срок, не превышающий срока полномочий ГД данного созыва (часть3 статьи20 того же Постановления). В связи с этим комитеты не обобщают научно обоснованные исследования и не отслеживают происходящих с человеком,семьёй, обществом, государствомявлений, которые требуют юридического признания и законодательного закрепления. В результате нововнедрённые законы несут политизированный, временный характер (устаревают на стадии принятия), зачастую не соответствуют реальной действительности и практически бесполезны, а действующие законы, нуждающиеся в совершенствовании, остаются в неизменном состоянии.Законотворчество это первый шаг к формированию законности в государствеисамого правового государства,поэтому данномупроцессу надлежит создать все реальные условия для существования и совершенствования.Научный юридический анализ происходящих явлений с человеком, семьёй, обществом, государством это родник юридических знаний и идей. Поэтому реальные условия модернизации закона и юриспруденции в целом должны в первую очередь выражаться в непосредственном участии юридического научногосообществав процессе законотворчества.Изменить сложившееся положение возможно созданием постоянно действующих специализированных законотворческих комитетов,на базе старейших юридических вузов России, во главе со сменяемымединым законотворческим советом, наделённым правом законодательной инициативы.Режим законности в государстве при поддержке государства это только часть необходимого для полноценного образа жизни человека, семьи, общества, государства. Ещё одно составляющее для обеспечения образажизни субъектов права является правопорядок.Правопорядок возникаети формируется на основаниимеханизма правового регулирования(свободноговыбора). Свободный выбор, осуществляемый на основании закона(или в рамках режима законности) должен полностью исключатьвозможность возникновения конфликтов между субъектами правоотношений, то есть изнутри упорядочиватьвзаимообратные связи в образежизни человека,семьи, общества, государства,как единого социального организма.Исследователи единодушно соглашаются, что ©правопорядокустанавливается в результате точного и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами праваª[18]. То есть это такое состояние предмета юриспруденции (механизма реализации права, либо свободы, либо обязанности человека или семьи или общества или государства),который воплощаетсяв рамках законности(юридического пространства возможностей)и не создается незаконное вредное последствие.Из этого: Правопорядок это состояние образа жизни человека, семьи, общества, государства, как единого социального организма, при котором каждый субъект правоотношений свободно воплощает свой законный механизм реализации права, свободы, обязанности и не создаетпри этом вредного последствия длячужого законного механизма реализации права, свободы, обязанности.Значение правопорядка это оценкасостояния образа жизни субъектов правоотношений,вкоторомюридическое осознание и культуразаконане создает конфликта между свободным выбором и законностью.Говоря о правопорядке его можно определять как ©честный образ жизни, а целенаправленное воздействие на сознание человека с целью созданияимреальной угрозы или достижения самостоятельно либов соучастии незаконного вредного последствия надлежит рассматривать как социальное убийствоª[19].Определив понятие и значение правопорядка,как цемента социального сообщества и государства (единого организма), необходимо определить влияние закона на образ жизникаждого субъекта правоотношенийв отдельности, то есть как отдельного кирпичикасоциального сообщества и государства.В юридической литературеиКонституцииРФ не определяется и не закрепляетсяпонятие социальной справедливости.Отраслевое законодательство России также не устанавливает понятие социальной справедливости, хотя использует егов своем арсенале, так в части 2 статьи 43 Уголовного кодексаРФ провозглашается©Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, …ª.Социальная справедливостьвозникаетиз структуры предмета юриспруденции и вредного последствия.Каждый субъект правоотношений (человек, семья, общество, государство) обладает индивидуальными особенностями в правах, свободах, обязанностях, что определяет его место в государствеи социальном сообществе, что в свою очередь определяет его индивидуальные требования в создании и поддержании социальной справедливости к механизму юриспруденции. Таким образом, социальная справедливость это часть правопорядка, касающаяся образа жизни конкретного субъекта правоотношений. Отсюда: Социальная справедливость это состояние образа жизниконкретного субъекта правоотношений, при котором соблюдается неприкосновенность именно его механизма реализации права, либо свободы, либо обязанности.Значение социальной справедливости –это оценка состояниямеханизма реализации права, свободы, обязанности конкретного субъекта правоотношений.Определив понятие и значение социальной справедливости необходимо сказать о методах её достижения, которые глубже раскрывают значение социальной справедливости для каждого субъекта правоотношений. Значимость методов достижения социальной справедливости в отношении потерпевшего возникает с момента возникновения вредного последствия, то есть если возникает вредное последствие в отношении механизма реализации конкретного субъекта правоотношений, то возбуждается острая необходимость в достижении социальной справедливости пострадавшего. Наполним, что вредное последствие выражается ©в двух категориях 1) нарушение (восстановление предмета юриспруденции всегда возможно); 2) разрушение (восстановление предмета юриспруденции не возможно, а возможнотольковозобновление)ª[4]. Устранить возникшее и существующее вредное последствие возможно либо 1) приведением в первоначальное состояние механизма реализации; 2)созданием аналогичного (новогомеханизма реализации).
Приведение в первоначальное состояние механизма реализации права в юриспруденции РФ обозначается терминомвосстановление (статьи 1,12Гражданского кодекса РФ). Таким образом,при нарушении механизма реализации права социальная справедливость может быть достигнута методом восстановления, то есть методом юридического приведения вредно нарушенногомеханизма реализации права в состояние (положение) до нарушения или (и) соразмерным возмещением причинённого вреда. Отсюда: Восстановление социальной справедливости потерпевшего–это юридическое приведение механизма реализации права, свободы, обязанности человека, семьи общества, государствав первоначальное состояниедо нарушенияили (и)соразмерное возмещение причинённого вреда.Необходимость в создании аналогичного вредно изменённогомеханизмареализации права возникает в случаяхразрушения механизма реализации права (преступления), а так же когда субъект причинения вредного последствияотсутствует или у него нет материальных возможностей восстановить или возместить вредно разрушенныймеханизм реализации права и при этом нет оснований субсидиарной ответственности (статья399 Гражданского кодекса РФ)и т.д.Тем самым механизм реализации права потерпевшего оставляет во вредно изменённом состоянии и не выполняется конституционная обязанность государства в его соблюдении и защите (статья 2 Конституции РФ).Представляется, что для преодоления юридического вакуума необходимо воспользоваться положительно зарекомендовавшей себя практикой обязательного государственного страхования. Например: Федеральный закон от 25.04.2002 N 40ФЗ (ред. от 21.07.2014) ©Обобязательномстрахованиигражданской ответственности владельцев транспортных средствª(сокр. ОСАГО).Необходимо разработать и внедрить институт обязательного государственного страхования от преступленияи правонарушения(сокр. ОГСП). ОГСПстанет реальным юридическиминструментом в достижении социальной справедливости и соблюдении конституционного обязательства государства перед человеком, семьёй, обществом, государством в соответствии со статьёй2 Конституции РФ.Представляется, что институт (метод) создания аналогичного механизма реализации права взаменувредно разрушенному механизму реализации права надлежит обозначить в юриспруденции термином возобновление.По сему: Возобновление социальной справедливости потерпевшего–это юридическое наделение равноценным механизмом реализации права потерпевшего от преступления или правонарушения по компенсации,причинённого вреда за счёт фонда обязательного государственного страхования от преступлений и правонарушений, если субъект разрушенияотсутствует или у него отсутствуют материальные возможности по компенсации причинённого вреда.В итоге проведённого исследования установлено, что целями(результатом) издания, соблюдения и применения закона являются:1) законность, 2) правопорядок, 3)социальнаясправедливость.Задачами(смыслом)издания, соблюдения и применениязаконаявляется:1) соответствие (отражение) происходящим явлениям в объективной реальности с человеком, семьёй, обществом, государством;2) формированиеи поддержаниеюридическогоосознанияи культуры: а) юридического сообщества; б) каждого человека (каждого субъекта правоотношений)и тем самым всего населения страны;3) определение, признание и закрепление (механизма конституционного регулирования): а) субъектов правоотношений в государстве; б) прав, свобод, обязанностей; в) механизма реализации этих прав, свобод, обязанностей субъектами правоотношений;4) создание и совершенствование механизма: а) предупрежденияфактов возникновения вредного последствия; б)охранымеханизма реализации; в) восстановления или возобновления механизма реализации права, свободы, обязанности при возникновении форм и категорий вредного последствия;5) создание и совершенствованиемеханизма государственного регулирования: а) процесса законотворчества; б) законодательства; в) законоприменения;6) создание и совершенствованиемеханизма правового регулирования –механизма законно свободнойреализации права, свободы, обязанностичеловеком, семьёй, обществом, государством.Для способствования в достижении бесконфликтного образа жизни человека, семьи, общества, государства надлежит заполнитьюридическийвакуум в юриспруденцииРоссийской Федерациипризнанием и закреплением в Конституции РФ чётких и ясных понятий социальной справедливости,правопорядка, законности,что установит конституционно юридическую доктрину государства всовершенствованиимеханизма конституционного (юридического) регулирования,сформируетюридическоеосознаниеи культуруюридическогосообщества,каждогочеловека,тем самым каждого субъекта правоотношений и всегонаселениягосударства.
Ссылки на источники1.Марченко М. Н. Теория государства и права: Учебник. М.: Издат. ©Зеркалоª, 2004. С. 345 –346.2.Пархоменко О. В. Объект общего и прямого вовлечения. НПЖ ©Правовая наукаª. №12. (15) М.: Издат. ИНГН.2012. С.17 –23; Пархоменко О. В. Социальное убийство. Издат. Электронная книга. –2014. URL: http://yadi.sk/d/SiacjEP1JAjwW
[Дата обращения 7 января2015]
С. 7.3.Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: учебник. 5е изд., перераб. и доп. Москва: Проспект, 2014. С. 7.4.1, 2, 3Подробнее см.: Пархоменко О. В. Социальное убийство. Издат. Электронная книга. –2014. URL: http://yadi.sk/d/SiacjEP1JAjwW
[Дата обращения 7 января 2015].5.Хропанюк В. Н., под ред. Стрекозова В. Г. Теория государства и права: учебник для высших учебных заведений 6е изд., стер. М.: Издат. ©ОмегаЛª, 2012. С. 297 298.6.Пархоменко О. В. Социальное убийство. Издат. Электронная книга. –2014. URL: http://yadi.sk/d/SiacjEP1JAjwW
[Дата обращения 7 января2015]
С. 9 10.7.Пархоменко О. В. Социальное убийство. Издат. Электронная книга. –2014. URL: http://yadi.sk/d/SiacjEP1JAjwW
[Дата обращения 7 января2015]
С. 11.8.Козлова Е. И., КутафинО. Е. Конституционное право России: учебник. 5е изд., перераб. и доп. Москва: Проспект, 2014. С. 12 13.9.Хропанюк В. Н., под ред. Стрекозова В. Г. Теория государства и права: учебник для высших учебных заведений 6е изд., стер.
М.: Издат.©ОмегаЛª, 2012. С. 305.10.Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник / М.: Юристъ, 2004. С. 407.11.Пархоменко О. В. Социальное убийство. Издат. Электронная книга. –2014. URL: http://yadi.sk/d/SiacjEP1JAjwW
[Дата обращения 7 января 2015]
С. 14
16.12.Пархоменко О. В. Социальное убийство. Издат. Электронная книга. –2014. URL: http://yadi.sk/d/SiacjEP1JAjwW
[Дата обращения 7 января 2015]
С. 1719.13.Подробнее см.: Хропанюк В. Н., под ред. Стрекозова В. Г. Теория государства и права: учебник для высших учебных заведений 6е изд., стер. М.: Издат. ©ОмегаЛª, 2012. С. 254 –262.14.Подробнее см.: Хропанюк В. Н., под ред. Стрекозова В. Г. Теория государства и права: учебник для высших учебных заведений 6е изд., стер. М.: Издат. ©ОмегаЛª, 2012. С. 307 318.15.Хропанюк В. Н., под ред. Стрекозова В. Г. Теория государства и права: учебник для высших учебных заведений 6е изд., стер.
М.: Издат.©ОмегаЛª, 2012. С. 307.16.Хропанюк В. Н., под ред. Стрекозова В. Г. Теория государства и права: учебник для высших учебных заведений 6е изд., стер. М.: Издат. ©ОмегаЛª, 2012. С. 309.17.1, 2 Пархоменко О. В. Социальное убийство. Издат. Электронная книга. –2014. URL: http://yadi.sk/d/SiacjEP1JAjwW
[Дата обращения 7 января 2015]
С. 18 19.18.Хропанюк В. Н., под ред. Стрекозова В. Г. Теория государства и права: учебник для высших учебных заведений 6е изд., стер. М.: Издат. ©ОмегаЛª, 2012. С. 314.
19.Подробнее см.: Пархоменко О. В. Право на неприкосновенность честного образа жизни. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Москва. 2012. №10 (45).С. 222 –226; Пархоменко О. В. Социальное убийство. Издат. Электронная книга. –2014. URL: http://yadi.sk/d/SiacjEP1JAjwW
[Дата обращения 7 января 2015]
Цели и задачи закона
Аннотация.В представленной статьеавтор подчеркивает юридическуюзначимость истинного понимания понятияиструктурыпредмета юриспруденции и вредного последствия, как основополагающих источников возникновения, существования, совершенствования законов и юриспруденции. Анализируетсяпонятие, структура и значение механизма юриспруденции, как система законов. Обосновываетсяактуальностьучастия юридического научного и практикующегосообществавпроцессезаконотворчества. Раскрываются теоретические и практические вопросы понятия и значения законности, правопорядка, социальной справедливости.Определяется практическая необходимость разработки и внедрения института обязательного государственного страхования от преступления и правонарушения, как метода достижения социальной справедливости.Ключевые слова:закон, предмет юриспруденции, последствие, механизм юриспруденции, юридическое осознание и культура, законность, правопорядок, социальная справедливость.
В началеисследованияпо определению целей и задачзаконов,то есть,какой ожидаетсярезультат и смысл отиздания,соблюденияи применения закона,необходимо коротко оговорить,что такое юриспруденцияизакон.Юриспруденция (лат.jūris prūdentia—©правоведениеª, от лат.jūs, род. п. jūris—©правоª и лат.prūdentia—©предвидениеª, ©знаниеª) –это весь объем юридических знаний и процессов, основанныхна системном научном анализе происходящих явленийв государстве, выраженных теоретически в юридических науках, учебных дисциплинах и практически в законотворчестве, законодательстве, законоприменение. В итогетеоретической и практической юридической деятельности издается закон(нормативно правовой акт). Иным словом закон
это юридическая формавоплощенияюриспруденциив объективной реальности.Поэтомупервостепенный вопрос для юриспруденции это,в честь чего издается закон, то есть, что является предметом юриспруденции и какое основноеявлениеопределяет его состояние в объективной реальности.Посему рассмотрим эти основополагающие источники.Юриспруденция в нашем государстве получает своё первоначальное объективное воплощение вКонституцииРоссийской Федерации, обладающей высшей юридической силой на всей территории России(статья 15), поэтому предмет юриспруденции можно ещё определять как предмет механизма конституционного (юридического) регулирования.Эмпирический и юридический анализ позволяет сделать вывод, что источником происхождения юриспруденции является образ жизни субъектовправоотношений в государстве, участвующих во взаимообратных связях(часть 2 статьи 6, часть 1 статьи 7 Конституции РФ). В КонституцииРоссийской Федерации в результате практической необходимости определеныи закрепленычетыре субъекта правоотношений: 1) человек (статья 2); 2) семья (статья 38); 3) общество (статья 3);4)государство (статья 1). Их взаимообратныесвязи,воплощаемыечерез©механизм реализацииª[1](часть 3 статьи 17):1) права (например: ©право на жизньªстатья 20);2) свободы (©свобода совестиªстатья 28);3) обязанности (©обязанность платить налогиªстатья 57).Само право, свободу, обязанность,в виду ихсубъективного состояния,изменить не возможно, а возможно изменить объективно существующий механизм их реализации.Таким образом, высвечивается предмет юриспруденции и его структура –это ©механизм реализации права, либо свободы, либо обязанности человека или семьи или общества или государстваª[2].Данное понятиепредмета юриспруденции не соответствует традиционному мнению, что предмет юриспруденции это ©общественные отношенияª[3]. Словосочетаниеобщественныеотношенияотождествляет общий и глобальный подход, тем самымне охватывает и не отражает объективно существующей структуры субъектов правоотношений в государстве, их индивидуальностьвправах, свободах, обязанностях, а также особенности механизмаих реализации.Не маловажно будет отметить, что до настоящего времени в юридической литературеи действующем законодательстве России нет четкого и ясного понятия общественных отношений, что в свою очередь так же свидетельствует о не состоятельности традиционного пониманияпредметаюриспруденции.В состоянии покоя предмет юриспруденции не возбуждает необходимости в проведении какой либо юридической деятельности, а вот с моментапричиненияему нежелательного изменения (вредного последствия) остро возбуждается необходимость в проведенииюридическую деятельность, то есть возникновение (рождение закона), существование (действие закона в настоящем времени), совершенствование (новшества и модернизации закона) юриспруденции. Поэтому у юриспруденции и закона два основополагающих источника.Значение предмета юриспруденциисостоит в том, что он является одним из двух основополагающихисточников возникновения, существования и совершенствования законов и юриспруденциив государстве; ©определяет цели, задачи, методы, объект охраны отраслевого законодательства (например: объект преступления это преобразовавшийся предмет юриспруденциив результате возникшего вредного последствия в категорииразрушения)ª[4].В юридической литературе и действующем законодательстве РФпоследствиене рассматривается как основное явление,влияющее на состояние предмета юриспруденции, как одного из двухосновополагающих источников законов и юриспруденциив целом.Традиционно основным явлением, влияющим на состояние предмета юриспруденции,рассматривается ©поведение человека –деяние(действие/ бездействие)ª[5], что является юридическимзаблуждением. Безусловно, состояние предмета юриспруденции можно изменить только деяниемчеловека, которое через причинную связь порождает последствие, но тот факт, что для достижения именно этого последствия необходимо совершить именно это деяние, а не другое,говорит о том, что только последствие может объективно охарактеризовать состояние предмета юриспруденциипосле воздействия деянияи само деяние.Последствие может бытьжелательным или нежелательнымдля предмета юриспруденции, таким образом, разграничиваются полезное и вредноепоследствие. Отсюда, только последствиекак итог деянияопределяет полезность или вредностьдеяния.Последствие внешне выражается©в двух формах: 1) деяние (реальная угрозаизмененияпредмета юриспруденции); 2)изменениев объективных (качественных и количественных) значениях, а так же в двух категориях 1) нарушение(восстановление предмета юриспруденции всегда возможно); 2) разрушение(восстановление предмета юриспруденции не возможно, а возможно только возобновление)ª[4].Таким образом, явно видно, что последствие это основное (единственное) явление, влияющее на состояние предмета юриспруденциии тем самым имеющее основополагающее юридическое значение для юриспруденции, а деяние имеет квалифицирующеезначение.
Действующим законодательством и научным сообществомиспользуется термин общественно опасныепоследствия, что не соответствует объективной реальности. Под охраной механизма конституционного (юридического)регулирования находятся четыре субъекта правоотношений это человек, семья, общество, государство. Логично, что событие причинения вреда одному из субъектов правоотношений неизбежно затрагивает и остальные три. Однако наделение последствия характерностью конкретного субъекта правоотношений (в традиционной концепции общество) умоляет юридическую значимость охраны других трех. Поэтому наделение последствия термином характеризующего общество не отражает его нежелательности для каждого субъекта правоотношений в отдельности.Термин опасноепоследствие определяет появление события поступка человека в неопределённом будущем времени и не отражает внутреннюю суть его нежелательности, а термин вредноепоследствие точно отражает внутреннюю суть его нежелательности для предмета юриспруденциидо его возникновения, с момента возникновения и на возникновение в необозримом будущем.Последствие это самостоятельное юридически значимое событие явления. Самостоятельность последствия подчеркивает его юридическую значимость для юриспруденции, так как оно обладает индивидуальным временем и местом возникновения (достижение), существования (наличие), прекращения (окончание) в объективной реальности.Вредное последствие может быть не законным илизаконным (статьи 1066, 1067 Гражданского кодекса РФ; статьи 37 42 Уголовного кодекса РФ ©Обстоятельства, исключающие преступность деянияª).Из выше сказанного:вредное последствие –это юридически значимое событие, отображающее не законное вредное изменение состояния предмета юриспруденциив форме реальной угрозы изменения или изменения в объективных значениях, при этом в категории нарушения или разрушения[6].Значение вредного последствия для механизма юриспруденции состоит в том, что является одним из двух основополагающихисточников возникновения, существования и совершенствования законов и юриспруденциив государстве; определяет цели и задачи закона; ©устанавливает классификацию оценки неприкосновенности и тяжести нежелательных изменений предмета юриспруденции; влияет на определение предмета, объекта охраны, целей, задач, методов, полномочий механизма юриспруденции, иерархии законодательства в государствеª[7].На основании вышеизложенного можно с полной уверенностью сказать, что без четкого и ясного понимания понятия, структуры, значения предметаюриспруденции и вредногопоследствия, невозможно осуществлять научные исследованияиучебный процесс по юридическим дисциплинам, практическую деятельность в законотворчестве, законодательстве, законоприменении.Однако Конституция РФ,выстраивая механизм конституционного (юридического) регулирования в государстве, не определяет и не закрепляет эти основополагающие понятияи их структуру, что отрицательно влияет на состояниеюриспруденции и законов, так как формируется ошибочное юридическое осознание и культура юридического сообщества и населения страны.Представляется, что структуру Конституции РФ надлежит выстраивать на основании объективно существующих субъектов правоотношений, механизма реализации их прав, свобод и обязанностей, а так же определять состояние предмета юриспруденции от момента возникновенияформ и категорий незаконного вредного последствия, а не деяния.Структура предмета юриспруденции и вредного последствия, диктует о издании, соблюдении и применении закона, что в свою очередьформируетмеханизм юриспруденциив государстве. Поэтому рассмотрим понятие, структуру, значение механизма юриспруденции с целью установления истинного его понимания и определения целей и задач закона, как единицы механизма юриспруденции.Механизм юриспруденции получает своё начало в Конституции РФ, поэтому его можно ещё определять как механизм конституционного (юридического) регулирования.Механизм юриспруденции единым мнением понимается какюридическая система,сложенная из ©материальных и процессуальных нормª[8].Однакоопределяя понятие механизмаюриспруденции,исследователи относят его к задачам и целям различныхсубъектовправоотношений то к ©правовомугосударствуª[9], ток ©субъектамправаª[10]. Как установлено выше субъектами правоотношений являются человек, семья, общество, государство, каждый из них имеет свои цели и задачи, при этом государство обладает исключительным положением в выражении воли всех субъектов правоотношений. Очевидное различие по субъекту правоотношений, задачам и целям явно указывает на то, что это два самостоятельных механизма юридического регулирования, осуществляющих юридическое регулирование каждый в своей юридической области, хотя и находящихся во взаимообратной связи. Исследуемыепонятия отражают содержание двух видов механизма конституционного (юридического) регулирования: ©первое понятие отражает содержание механизма государственного регулирования, а второе понятие отражает содержание механизма правового регулированияª[11].Механизм государственного регулирования происходит из обязанности государства определить, закрепить,организовать соблюдение,соблюдать механизм реализации права, свободы, обязанностичеловека, семьи, общества, государства (статьи 2, 18 Конституции РФ) и объективно выражается в ©исключительных видах государственной деятельности –это законотворческая (разработка законов), законодательная (внедрение законов) и законоприменительная (применение законов)ª[12].Значение механизма государственного регулирования раскрывается через его задачи и цель. Цель (результат)механизма государственного регулирования это достижение и поддержание законности.Задачи (смысл)механизмагосударственного регулирования: 1) организациянаучной деятельности и юридического учебного процесса; 2)созданиеи совершенствованиепроцессов законотворчества, законодательства, законоприменения. Из этого механизм государственного регулирования это исключительные виды государственной деятельности: законотворчество, законодательство,законоприменение в состоянии соответствия с происходящими явлениями с человеком, семьёй, обществом, государством.Механизм правового регулирования происходит из механизма реализации прав, свобод, обязанностейсубъектовправоотношений как возможностьсоздаватьюридически значимое последствие или воздержаться от этого, чтовнешне выражается в свободном законном выборе(статья 17 Конституции РФ).Значение механизма правового регулирования раскрывается через его задачи и цель. Цель (результат) механизма правового регулирования это достижение и поддержание правопорядка и социальной справедливостичерез юридическое осознание икультуру субъекта правоотношений. Задачи (смысл) правового регулирования: 1) определение и закрепление субъектов правоотношений; 2) определение и закрепление прав, свобод, обязанностей каждого субъекта правоотношений; 3) создание и совершенствование юридической базы обеспечивающейсвободный законный выбор механизмареализации субъектом правоотношений своих прав, свобод, обязанностей.Указанные механизмы определяют понятие, структуру, значение Конституции государства и её механизма. Механизм конституционного (юридического) регулирования это система конституционных норм, обеспечивающая достижение юридических задач и целей механизмов государственного и правового регулирования.Значение механизма конституционного (юридического) регулирования раскрывается через его задачи и цели.Цели (результат) механизма конституционного (юридического) регулирования –достижение и соблюдение законности, правопорядка на всей территории государства,а так жесоциальной справедливости для каждого субъекта правоотношений. Задачи (смысл) конституционного (юридического) регулирования это: 1)определение, признание и закрепление в Конституции государства механизмагосударственного регулирования и механизма правового регулирования; 2) недопущение конфликта интересов механизма государственного регулирования с интересами механизма правового регулирования.Определив истинное понятие, структуру и значение предмета юриспруденции, вредного последствия, а так же механизмаюриспруденции приступимк определению целей и задач (значения)законов.Законы издаются,исполняются и в итоге применяются только человеком. Поэтому от того как каждый человексубъективно воспринимает(внутреннепонимает) значимость самого закона и значимость его исполнения (оценивает достоинства закона) так и будут выстроены взаимообратные связив государстве, так будут установлены и исполнены цели и задачи закона, а так же сформирована юриспруденция в целом.При обсуждении вопросов юриспруденции касающихся юридического субъективно восприятиязакона субъектамиправоотношений, исследователи используют различные термины о правосознании или понимании законов при этом не определяют понятия и значения этих важных для юриспруденции явлений (не путать с толкованием закона (норм права)–это ©осознание действительного содержания законаª[13]).Представляется, что субъективное юридическое восприятиезакона выражается в двух видах: 1) юридическое осознание закона(осознание значимости самого закона) –это объем знаний и оценка закона и юриспруденциив целом; 2) юридическая культура (осознание значимости исполнения и применения закона) –это полнота,точностьи эффективностьвоплощения механизма реализации прав, свобод, обязанностей. Юридическое осознание и культура закона определяет уровень понимания и оценкицелей (результата) и задач (смысла) законаи всей юриспруденции в целом. Осознание целей и задач законапроисходит в двух формах: 1) профессиональной; 2) бытовой. Профессиональное осознание целей и задач законапроисходит в результате изучения юридических дисциплин в юридических учебных заведениях, научной, законотворческой, законодательной, законоприменительной деятельности и представляет собой широкие и глубокие познания юриспруденции. Бытовое осознание целей и задач законапроисходит в результате ознакомления с общеизвестными основами, самостоятельного изучения и практического соприкосновения с юриспруденцией и представляет собой узкие и поверхностные познания юриспруденции. Поэтому понимание иоценка достоинств закона и юриспруденциив целомюридическим сообществом и населением страны всегда будет ожидаеморазличаться.В настоящее время юридическое сообщество выстраивает свою юридическую культуру (юридическую деятельность) и оценку достоинств законана основании необходимости охраны философского восприятия общественных отношений от общественно опасного деяния, фактически охрана ни чего от телодвижений. Население страны выстраивает свою юридическую культуру (правовую деятельность) и оценку достоинств законаиз представления объема своих прав, свобод, обязанностей и состояния неприкосновенности (сохранности)своего механизма реализации этих прав, свобод, обязанностей от незаконного вредного последствия, а также опыта общения с юридическим сообществом и соприкосновения с действующими законами механизма юриспруденции. В результате происходит конфликт между профессиональнойи бытовойюридическойкультурой.Поэтому если профессиональное осознание и культура юриспруденции основанное на действующих законах не соответствует реальным явлениям, происходящим с человеком, семьёй, обществом, государством, никогда не будет достигнута ожидаемоепониманиеи оценкадостоинств закона и юриспруденции в целом населением страны, а также базирующихсяна этомзаконность, правопорядоки социальнаясправедливость.В научнойи учебнойюридической литературе, а также в законодательствеРФ используются понятия законность, правопорядок, социальная справедливость, однако четких и ясных определений этим институтам не установлено. ©Предлагаемые понятия часто дублируют друг друга или вообще отсутствуют, а научное обоснование структурыи значения противоречит само себеª[14]. Исследователи интуитивно определили юридическую значимость данных институтов для юриспруденции, а так же то, что хотя они находятся вовзаимообратной связи, проявляют свою самостоятельность, но отсутствие истинногопонятия, структуры и значения предмета юриспруденции, вредного последствия, а так же механизмаюриспруденции не позволилоустановить их понятие, значение.Как было ранее сказано, механизм государственного регулированияявляется источникомзаконности, то естьустанавливает и обеспечивает режим законности в государстве. В юридическойлитературеисследователи высказывают одно из мнений, что законность (или режим законности)это©основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного обществаª[15]. При этом оговаривают оценку цели (результата)его существования ©…оценить состояние режима законности в стране можно только на основании того, в какой мере законы государства отражают объективные потребности общественного развитияª[16]. Данное мнение представляется верным, но требующим некоторой коррекции в соответствии с установленнымипонятиямиобъекта юриспруденции и вредного последствия. Законность означает, в какой мере точно и полно законы и подзаконные акты соответствуют, происходящим явлениям в объективной реальности и в какой мере они эффективно применяются в отношении всех без исключения субъектов правоотношений на территории и времени своего действия. Из этого можно с уверенностью сказать, что законность это объективное состояние механизма государственного регулированияпри котором точно и полно определены и закреплены, а так же соблюдаютсяи применяютсягосударством все материальные и процессуальные законы и подзаконные акты, обеспечивающие образ жизни человека, семьи, общества, государства.Значение законности–это оценка соответствия законови подзаконных актов(законотворчества, законодательства) явлениям, происходящимс человеком, семьёй, обществом, государством, а так же эффективностизаконоприменениягосударством.Законность как объективное выражение состояния механизма государственного регулирования начинается с законотворчества, поэтому хотелось бы подробнее остановиться наэтоминституте юриспруденции. Необходимо напомнить, что законодательствои законотворчествоэто различные институтыюриспруденции по задачам и целям, имеющие объективное юридическое воплощение.Законодательствоэто исключительный вид государственной деятельности, заключающийся вюридическом процессе по обсуждению, принятию (или отклонению), публикациизакона[17]. Законодательная деятельность в России регламентируется Конституцией РФ, это право законодательной инициативы с ограниченным кругом субъектов этого права (статьи104, 134), право и процедура принятия законов (статьи105 –108, 135 137).Значение законодательства раскрывается через его задачи и цель.Цель –это закрепление в законах и подзаконных актах механизма юриспруденции. Задачи: 1)
установлениезначимости и своевременностипредлагаемого законопроекта и соответствие с происходящим явлением; 2)обеспечениеобщедоступногообсужденияи рассмотренияпредложений и поправок; 3) принятиеили отклонениезакон; 4) обеспечениеобщедоступностии общеизвестностипри принятии закона.Законотворчествоэто исключительный вид государственной деятельности, заключающийся впроцессе по созданию законодательного предложения или инициативы и поддержке проекта закона при рассмотрении в законодательном органе государства[17].Значение законотворчества раскрывается через его задачи и цель.Цель –это совершенствование механизма юриспруденции. Задачи: 1) обнаружение объективно происходящего социального явления с человеком,семьей, обществом,государствомтребующего восполнения или преодоления юридического регулирования; 2) организация научно юридическогои практического анализа; 3) создание проекта законодательного предложения или инициативы; 4) обеспечениеобщедоступное обсуждение и рассмотрение предложений и поправок в проект закона; 5) поддержание законодательного предложения или инициативы при рассмотрении в законодательном органегосударства.В настоящее время законотворческая деятельность в Российской Федерации возлагается на комитеты Государственной Думы (далее ГД), образованные и действующие в соответствии со статьями 19, 20 Постановления ГД ФС РФ "О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 22.01.1998 N 2134II ГД (ред. от 21.06.2013). Комитеты ГД образуются на срок, не превышающий срока полномочий ГД данного созыва (часть3 статьи20 того же Постановления). В связи с этим комитеты не обобщают научно обоснованные исследования и не отслеживают происходящих с человеком,семьёй, обществом, государствомявлений, которые требуют юридического признания и законодательного закрепления. В результате нововнедрённые законы несут политизированный, временный характер (устаревают на стадии принятия), зачастую не соответствуют реальной действительности и практически бесполезны, а действующие законы, нуждающиеся в совершенствовании, остаются в неизменном состоянии.Законотворчество это первый шаг к формированию законности в государствеисамого правового государства,поэтому данномупроцессу надлежит создать все реальные условия для существования и совершенствования.Научный юридический анализ происходящих явлений с человеком, семьёй, обществом, государством это родник юридических знаний и идей. Поэтому реальные условия модернизации закона и юриспруденции в целом должны в первую очередь выражаться в непосредственном участии юридического научногосообществав процессе законотворчества.Изменить сложившееся положение возможно созданием постоянно действующих специализированных законотворческих комитетов,на базе старейших юридических вузов России, во главе со сменяемымединым законотворческим советом, наделённым правом законодательной инициативы.Режим законности в государстве при поддержке государства это только часть необходимого для полноценного образа жизни человека, семьи, общества, государства. Ещё одно составляющее для обеспечения образажизни субъектов права является правопорядок.Правопорядок возникаети формируется на основаниимеханизма правового регулирования(свободноговыбора). Свободный выбор, осуществляемый на основании закона(или в рамках режима законности) должен полностью исключатьвозможность возникновения конфликтов между субъектами правоотношений, то есть изнутри упорядочиватьвзаимообратные связи в образежизни человека,семьи, общества, государства,как единого социального организма.Исследователи единодушно соглашаются, что ©правопорядокустанавливается в результате точного и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами праваª[18]. То есть это такое состояние предмета юриспруденции (механизма реализации права, либо свободы, либо обязанности человека или семьи или общества или государства),который воплощаетсяв рамках законности(юридического пространства возможностей)и не создается незаконное вредное последствие.Из этого: Правопорядок это состояние образа жизни человека, семьи, общества, государства, как единого социального организма, при котором каждый субъект правоотношений свободно воплощает свой законный механизм реализации права, свободы, обязанности и не создаетпри этом вредного последствия длячужого законного механизма реализации права, свободы, обязанности.Значение правопорядка это оценкасостояния образа жизни субъектов правоотношений,вкоторомюридическое осознание и культуразаконане создает конфликта между свободным выбором и законностью.Говоря о правопорядке его можно определять как ©честный образ жизни, а целенаправленное воздействие на сознание человека с целью созданияимреальной угрозы или достижения самостоятельно либов соучастии незаконного вредного последствия надлежит рассматривать как социальное убийствоª[19].Определив понятие и значение правопорядка,как цемента социального сообщества и государства (единого организма), необходимо определить влияние закона на образ жизникаждого субъекта правоотношенийв отдельности, то есть как отдельного кирпичикасоциального сообщества и государства.В юридической литературеиКонституцииРФ не определяется и не закрепляетсяпонятие социальной справедливости.Отраслевое законодательство России также не устанавливает понятие социальной справедливости, хотя использует егов своем арсенале, так в части 2 статьи 43 Уголовного кодексаРФ провозглашается©Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, …ª.Социальная справедливостьвозникаетиз структуры предмета юриспруденции и вредного последствия.Каждый субъект правоотношений (человек, семья, общество, государство) обладает индивидуальными особенностями в правах, свободах, обязанностях, что определяет его место в государствеи социальном сообществе, что в свою очередь определяет его индивидуальные требования в создании и поддержании социальной справедливости к механизму юриспруденции. Таким образом, социальная справедливость это часть правопорядка, касающаяся образа жизни конкретного субъекта правоотношений. Отсюда: Социальная справедливость это состояние образа жизниконкретного субъекта правоотношений, при котором соблюдается неприкосновенность именно его механизма реализации права, либо свободы, либо обязанности.Значение социальной справедливости –это оценка состояниямеханизма реализации права, свободы, обязанности конкретного субъекта правоотношений.Определив понятие и значение социальной справедливости необходимо сказать о методах её достижения, которые глубже раскрывают значение социальной справедливости для каждого субъекта правоотношений. Значимость методов достижения социальной справедливости в отношении потерпевшего возникает с момента возникновения вредного последствия, то есть если возникает вредное последствие в отношении механизма реализации конкретного субъекта правоотношений, то возбуждается острая необходимость в достижении социальной справедливости пострадавшего. Наполним, что вредное последствие выражается ©в двух категориях 1) нарушение (восстановление предмета юриспруденции всегда возможно); 2) разрушение (восстановление предмета юриспруденции не возможно, а возможнотольковозобновление)ª[4]. Устранить возникшее и существующее вредное последствие возможно либо 1) приведением в первоначальное состояние механизма реализации; 2)созданием аналогичного (новогомеханизма реализации).
Приведение в первоначальное состояние механизма реализации права в юриспруденции РФ обозначается терминомвосстановление (статьи 1,12Гражданского кодекса РФ). Таким образом,при нарушении механизма реализации права социальная справедливость может быть достигнута методом восстановления, то есть методом юридического приведения вредно нарушенногомеханизма реализации права в состояние (положение) до нарушения или (и) соразмерным возмещением причинённого вреда. Отсюда: Восстановление социальной справедливости потерпевшего–это юридическое приведение механизма реализации права, свободы, обязанности человека, семьи общества, государствав первоначальное состояниедо нарушенияили (и)соразмерное возмещение причинённого вреда.Необходимость в создании аналогичного вредно изменённогомеханизмареализации права возникает в случаяхразрушения механизма реализации права (преступления), а так же когда субъект причинения вредного последствияотсутствует или у него нет материальных возможностей восстановить или возместить вредно разрушенныймеханизм реализации права и при этом нет оснований субсидиарной ответственности (статья399 Гражданского кодекса РФ)и т.д.Тем самым механизм реализации права потерпевшего оставляет во вредно изменённом состоянии и не выполняется конституционная обязанность государства в его соблюдении и защите (статья 2 Конституции РФ).Представляется, что для преодоления юридического вакуума необходимо воспользоваться положительно зарекомендовавшей себя практикой обязательного государственного страхования. Например: Федеральный закон от 25.04.2002 N 40ФЗ (ред. от 21.07.2014) ©Обобязательномстрахованиигражданской ответственности владельцев транспортных средствª(сокр. ОСАГО).Необходимо разработать и внедрить институт обязательного государственного страхования от преступленияи правонарушения(сокр. ОГСП). ОГСПстанет реальным юридическиминструментом в достижении социальной справедливости и соблюдении конституционного обязательства государства перед человеком, семьёй, обществом, государством в соответствии со статьёй2 Конституции РФ.Представляется, что институт (метод) создания аналогичного механизма реализации права взаменувредно разрушенному механизму реализации права надлежит обозначить в юриспруденции термином возобновление.По сему: Возобновление социальной справедливости потерпевшего–это юридическое наделение равноценным механизмом реализации права потерпевшего от преступления или правонарушения по компенсации,причинённого вреда за счёт фонда обязательного государственного страхования от преступлений и правонарушений, если субъект разрушенияотсутствует или у него отсутствуют материальные возможности по компенсации причинённого вреда.В итоге проведённого исследования установлено, что целями(результатом) издания, соблюдения и применения закона являются:1) законность, 2) правопорядок, 3)социальнаясправедливость.Задачами(смыслом)издания, соблюдения и применениязаконаявляется:1) соответствие (отражение) происходящим явлениям в объективной реальности с человеком, семьёй, обществом, государством;2) формированиеи поддержаниеюридическогоосознанияи культуры: а) юридического сообщества; б) каждого человека (каждого субъекта правоотношений)и тем самым всего населения страны;3) определение, признание и закрепление (механизма конституционного регулирования): а) субъектов правоотношений в государстве; б) прав, свобод, обязанностей; в) механизма реализации этих прав, свобод, обязанностей субъектами правоотношений;4) создание и совершенствование механизма: а) предупрежденияфактов возникновения вредного последствия; б)охранымеханизма реализации; в) восстановления или возобновления механизма реализации права, свободы, обязанности при возникновении форм и категорий вредного последствия;5) создание и совершенствованиемеханизма государственного регулирования: а) процесса законотворчества; б) законодательства; в) законоприменения;6) создание и совершенствованиемеханизма правового регулирования –механизма законно свободнойреализации права, свободы, обязанностичеловеком, семьёй, обществом, государством.Для способствования в достижении бесконфликтного образа жизни человека, семьи, общества, государства надлежит заполнитьюридическийвакуум в юриспруденцииРоссийской Федерациипризнанием и закреплением в Конституции РФ чётких и ясных понятий социальной справедливости,правопорядка, законности,что установит конституционно юридическую доктрину государства всовершенствованиимеханизма конституционного (юридического) регулирования,сформируетюридическоеосознаниеи культуруюридическогосообщества,каждогочеловека,тем самым каждого субъекта правоотношений и всегонаселениягосударства.
Ссылки на источники1.Марченко М. Н. Теория государства и права: Учебник. М.: Издат. ©Зеркалоª, 2004. С. 345 –346.2.Пархоменко О. В. Объект общего и прямого вовлечения. НПЖ ©Правовая наукаª. №12. (15) М.: Издат. ИНГН.2012. С.17 –23; Пархоменко О. В. Социальное убийство. Издат. Электронная книга. –2014. URL: http://yadi.sk/d/SiacjEP1JAjwW
[Дата обращения 7 января2015]
С. 7.3.Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: учебник. 5е изд., перераб. и доп. Москва: Проспект, 2014. С. 7.4.1, 2, 3Подробнее см.: Пархоменко О. В. Социальное убийство. Издат. Электронная книга. –2014. URL: http://yadi.sk/d/SiacjEP1JAjwW
[Дата обращения 7 января 2015].5.Хропанюк В. Н., под ред. Стрекозова В. Г. Теория государства и права: учебник для высших учебных заведений 6е изд., стер. М.: Издат. ©ОмегаЛª, 2012. С. 297 298.6.Пархоменко О. В. Социальное убийство. Издат. Электронная книга. –2014. URL: http://yadi.sk/d/SiacjEP1JAjwW
[Дата обращения 7 января2015]
С. 9 10.7.Пархоменко О. В. Социальное убийство. Издат. Электронная книга. –2014. URL: http://yadi.sk/d/SiacjEP1JAjwW
[Дата обращения 7 января2015]
С. 11.8.Козлова Е. И., КутафинО. Е. Конституционное право России: учебник. 5е изд., перераб. и доп. Москва: Проспект, 2014. С. 12 13.9.Хропанюк В. Н., под ред. Стрекозова В. Г. Теория государства и права: учебник для высших учебных заведений 6е изд., стер.
М.: Издат.©ОмегаЛª, 2012. С. 305.10.Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник / М.: Юристъ, 2004. С. 407.11.Пархоменко О. В. Социальное убийство. Издат. Электронная книга. –2014. URL: http://yadi.sk/d/SiacjEP1JAjwW
[Дата обращения 7 января 2015]
С. 14
16.12.Пархоменко О. В. Социальное убийство. Издат. Электронная книга. –2014. URL: http://yadi.sk/d/SiacjEP1JAjwW
[Дата обращения 7 января 2015]
С. 1719.13.Подробнее см.: Хропанюк В. Н., под ред. Стрекозова В. Г. Теория государства и права: учебник для высших учебных заведений 6е изд., стер. М.: Издат. ©ОмегаЛª, 2012. С. 254 –262.14.Подробнее см.: Хропанюк В. Н., под ред. Стрекозова В. Г. Теория государства и права: учебник для высших учебных заведений 6е изд., стер. М.: Издат. ©ОмегаЛª, 2012. С. 307 318.15.Хропанюк В. Н., под ред. Стрекозова В. Г. Теория государства и права: учебник для высших учебных заведений 6е изд., стер.
М.: Издат.©ОмегаЛª, 2012. С. 307.16.Хропанюк В. Н., под ред. Стрекозова В. Г. Теория государства и права: учебник для высших учебных заведений 6е изд., стер. М.: Издат. ©ОмегаЛª, 2012. С. 309.17.1, 2 Пархоменко О. В. Социальное убийство. Издат. Электронная книга. –2014. URL: http://yadi.sk/d/SiacjEP1JAjwW
[Дата обращения 7 января 2015]
С. 18 19.18.Хропанюк В. Н., под ред. Стрекозова В. Г. Теория государства и права: учебник для высших учебных заведений 6е изд., стер. М.: Издат. ©ОмегаЛª, 2012. С. 314.
19.Подробнее см.: Пархоменко О. В. Право на неприкосновенность честного образа жизни. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Москва. 2012. №10 (45).С. 222 –226; Пархоменко О. В. Социальное убийство. Издат. Электронная книга. –2014. URL: http://yadi.sk/d/SiacjEP1JAjwW
[Дата обращения 7 января 2015]