Применение облачных технологий в процессе подготовки дефектологов
Выпуск:
ART 85054
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Леханова
О.
Л. Применение облачных технологий в процессе подготовки дефектологов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
266–270. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85054.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются и обсуждаются вопросы внедрения облачных технологий в образовательный процесс университета. Автор описывает преимущества применения облачных технологий в процесс подготовки дефектологов.
Ключевые слова:
высшее профессиональное образование, образовательные технологии, информационные и коммуникационные технологии, облачные технологии, подготовка специалистов, специальное (дефектологическое) образование
Текст статьи
Леханова Ольга Леонидовна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры дефектологического образования ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповецlehanovao@mail.ru
Применение облачных технологий в процессе подготовкидефектологов
Аннотация.В статье рассматриваются и обсуждаются вопросы внедрения облачных технологий в образовательный процесс университета. Автор описывает преимущества применения облачных технологий в процессподготовки дефектологов. Ключевые слова: образовательные технологии, информационные и коммуникационные технологии, облачные технологии, высшее профессиональное образование, подготовка специалистов, специальное (дефектологическое) образование.
Современный вуз немыслимбез внедрения в процесс высшего профессионального образования новых технологий. Система профессиональнойподготовкидефектологовне составляет исключение и,развиваясьв соответствие с типовыми потребностями современных вузовв комплексной информатизацииобразовательного пространства и повсеместномвнедренииИКТ, ориентирована на поиск возможностей применения в образовательномпроцессеподготовки специалистов по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»эффективных компьютерных технологий (Е.Е. Китик [1],[2], И.И. Кукушкин [3], О.И. Кукушкина [4], Н.В. Маевская [5], Н.Н. Малофеев [6], Т.В. Николаева [7], [8], О.А. Денисова, О.Л. Леханова, И.А. Букина [9] и др.).С этих позиций и с учётом основных положений «Профессионального стандартапедагога» [10],«Концепции поддержки педагогического образования» [11]и ключевых трендов ITсферы в образовании [12], [13], [14]актуальным представляетсяпоиск таких информационных и коммуникационных образовательных технологий, которые не только отвечали бы веяниям времени, но и позволяли бы формировать у будущих дефектологов новую культуру обучения, способствовали бы их саморазвитию и самообразованию, обеспечивали быстановлениеу студентовисследовательского, креативного, критичного и рефлексивного стиля мышления, развивали быу них готовность к осуществлению распределённой во времени и пространстве кооперации с членами профессионального сообщества, с научнымии образовательнымиколлективами, с родителями и педагогами. Анализ работ по педагогике и психологии высшей школы в аспекте её информатизации (О.С. Грунистая [15], Е.С.Полат, М.Ю. Бухаркина [12], Л.Н. Рулине [13], З.С. Сейдаметова, Э.И. Аблялимова, Л.М. Меджитова, С.Н. Сейтвелиева, В.А. Темненко [16], Н. Склейтер [17], Е.В. Федорова, М.А. Гетьман, Е.В. Савельева [18], М.В. Шевчук, В.Г.
Шевченко [19], М.П. Шишкина, М.В. Попель [20], C.J. Bonk[14], SarathyV. [21], P.Y. Thomas[22]), а такжесобственный опыт преподавательской деятельности показывают, что одним из вариантов инноваций в сфере технологий профессиональной подготовки кадров является применение в процессевысшего профессиональной образованияоблачныхтехнологий (cloudcomputing).Появившись на основе вербализации графического символа Всемирной Сети, облачные технологии вместили в себя идеологию сетевого генерирования и обработки данных посредством удалённого доступа к услугам, вычислениям и приложениям через интернет.Метафорическая номинация облачных технологий подразумевает разные варианты (уровни) использование возможностей «облаков» [15]:инфраструктурыкак сервиса(IaaS), платформыкак сервиса(PaaS), программногообеспечениякак сервиса(SaaS). Последний уровень представляет наибольший интерес для высшего профессионального образования, т.к. обеспечивает доступ через веббраузеры не только к данным, но и к связанным с ним приложениям, что необходимо для эффективного общения и совместной работы преподавателя и обучающихся.В настоящее время среди экспертов по облачным технологиям[15] –[22]считается, что одними из лучшихпримеровпредоставления облачных сервисовдля образовательных целей являются услуги корпорации Google и Microsoft, которые обеспечивают студентови преподавателейсредствами поддержки образовательной коммуникации, предоставляютимнеобходимые для совместной работы офисные приложения.Собственный практический опыт применения облачного сервиса MicrosoftOneDrive (SkyDrive)в процессе преподаванияучебных дисциплин бакалаврам и магистрантам кафедры дефектологического образования Череповецкого государственного университета позволяет описать эффективные для практики профессиональной подготовки дефектологов функциональные возможности облачных образовательных технологийи содержательные аспектыих применения (рис. 1).
Рис. 1.Функциональное назначение облачных технологий в профессиональной подготовке дефектологов
Ключевымикомпонентамифункционального назначения облачных технологий в процессе подготовки дефектологов являются развиваемыеи обеспечиваемыеудалённым доступом к образовательным услугам и материалам самостоятельная деятельностьстудентов, непрерывность и пролонгация их образования, мобильностьобразовательнойкоммуникации исокращение затрат на обеспечение и функционирование образовательного контента. Конкретизируя данныеи описывая образовательные возможности облачного сервисаMicrosoftOneDrive (SkyDrive), предлагаемого пользователям в видефайлхостинг, укажем, что он позволяет всем участникам образовательного процесса(а не только преподавателям) загружатьв кабинет документы в основных для образовательного контента форматах (PDF, DOC., DOCX., PPT., PPTX., XLS и XLSX), обеспечивает совместное редактирование документов в веббраузере с помощью вебприложения Office, даёт возможность хранить документы, изображения и видеозаписи на OneDrive,делиться ими с Функциональное назначение облачных технологий в профессиональной подготовке дефектологовОбеспечение удалённого доступа к процессуобразовательной коммуникации Обеспечение удалённого доступа к учебным материаламМобильная корректировка содержанияобразовательного контента
Обеспечение регулярного и постоянного контроля за успешностью обученияОбеспечение индивидуализацииобразования и индивидуальных консультацийв процессе обучения
Обеспечение распределённойво времени и пространствесовместной работыОбеспечение хранения информации, файлообмена и работы с приложениямиСоздание кабинетасайта преподавателяСоздание кабинетасайта студентазаданным списком пользователей, сохранять файлы Excel, OneNote, PowerPoint и Wordнепосредственно из приложения, фиксируя информацию оместе хранилища в виде гиперссылок. К значимым характеристикам сервиса OneDriveотносится и то, что он работаетнаWindows,Mac,iPhone,WindowsPhone,Android,что чрезвычайно важно для решения задачи расширения места и времени образованияпосредством использования имеющихся у студентов мобильных устройств. Отметим, что именно доступность услуг и приложений Microsoftпрактически с любого мобильного устройства делает создаваемые в «облаках» кабинеты преподавателя и студентов наиболее привлекательными.В качестве наиболее ёмких по функциональным характеристикам элементовоблачной среды, используемых в образовательном процессе, выступают кабинеты сайты преподавателя и студентов (см. Рис. 2).
Рис. 2. Содержательные компоненты образовательного контента облачной среды
Облачные технологии позволяют, размещая воблачной средетрадиционные для вузовского образовательного контента компоненты (технологические карты учебных дисциплин, учебнометодические материалы по курсам, задания для самостоятельной работы, планы практических и лабораторных занятий, задания к курсовым работам, контрольноизмерительные материалы и пр.), обеспечить Содержательные компоненты образовательного контента облачной среды
Кабинетсайт преподавателяКабинетсайт студентаЭлектронные учебники, конспекты лекций и учебнометодические материалы по курсуУчебные тренажёры и лабораторные комплексыУчебные мультимедийные комплексы и видеоматериалы по курсуОбразовательная коммуникацияКонтрольноизмерительные материалы и тестовые заданияУчебнометодические материалы и рекомендации по курсовым проектамЗадания к практическим занятиям и комплекты практических материаловТехнологическая карта дисциплины и алгоритм набора рейтинговых балловМатериалы для продвинутого уровня изучения и посткурсового проектирования Отчёты о выполнении практических заданий и лабораторных работЖурнал рейтинга студентов Материалы курсового проектирования (конспекты, протоколы и др.) Индивидуальный перспективный план изучения курса и перечень приоритетных вопросов для самообразованияВопросы к лекционным занятиямМатериалы и отчёты о выполнении заданий для самостоятельной работы (коллективные и индивидуальные)
Рефлексивные карты оценки учебной деятельностиВыполненные контрольные и тестовые заданияОтчёты и материалы самообразования и посткурсовогопроектирвоанияраспределённую во времени и пространстве образовательную коммуникацию, существенно повысить работоспособность студентов и преподавателей,пролонгировать самообразование на посткурсовой период. Кроме того, применение облачных технологий позволяетэкономитьвремя на получение обучающимися учебных и методических материалов, сокращатьрасходы на тиражирование учебной продукции, индивидуализироватьи персонализировать образовательный процесс в зависимости от стартового уровня готовности студентов и их образовательных запросов. Нам представляется, что наиболее оптимально выглядит использование ресурсов облачной средыпри их внедрении в виде гиперссылок на образовательный порталвуза. Это содействуетсозданиюв вузе единой информационной среды, расширяетвозможности вузовского портала, снижаетнагрузки на университетский сервер. Учитывая, что перед многими вузами стоят задачи поиска надёжной облачной платформы, снижения затрат на программное обеспечение и уменьшения загруженности серверов образовательного учреждения, такая возможность облачной средывыглядит весьма привлекательной. Кроме того, при таком варианте применения облачных ресурсову преподавателя всегда сохраняется возможность изменять внутреннюю структуру образовательного контента и его наполнение, редактировать содержание кабинета исходя из реальных характеристик успешности образовательного процессаи запросов субъектов образования. Возвращаясь к описанию преимуществ облачных технологий в процессе подготовки дефектологов, отметим, что предоставляемые облачными сервисами удалённый доступ к материалам, возможность работы в виртуальной аудиторииидоступность дистанционного консультированияпозволяют удовлетворить широкий спектр образовательных запросов преподавателей и студентов (см. Табл.)Таблица 1Возможности облачных технологий в обеспеченииобразовательных запросов преподавателей и студентов
Преподаватель можетСтудент может
создавать кабинетсайт, выстраивать его структуру и менять наполнение в соответствие с запросами администрации, обучающихсяи собственными представлениями о содержании образовательного контента;
размещать ссылкина материалыкабинета или отдельные его компонентыв блоге, на вебстранице, на портале вуза:
делиться информацией, варьируядоступ к отдельным компонентам кабинетаи варианты действий с текстовыми, фото и видеоматериаламидля разных пользователей;
через удалённый доступ проверять текущее состояниесамостоятельной работыобучающихсяи информировать их о её успешности;
представлять и отслеживать динамику успешности учёбы студентов посредством заполнения журнала рейтинговых оценок и знакомством с заполняемыми студентами рефлексивными оценочными картами;
вносить предложения, делать замечания и оставлять комментарии к работестудентовнепосредственно в месте хранения информации;
организовывать дистанционное обсуждениевопросов в onlineрежиме (форум, видеоконференция, вебинар)
иметь мобильный доступк изменяющемуся образовательному контенту;
следить за обновлениями образовательного контентав процессе учёбы и после её окончания,
формулировать запросы на образовательную информацию,
учиться по индивидуальному маршруту и получать индивидуальные консультации,
участвовать в образовательной коммуникации в режиме online;
просматривать, скачивать информацию,делиться материалами с другими участниками образовательного процесса;
получать образовательные услуги практически в любое время и в любом месте;
заниматься самообразованием, используя облачные ресурсы и материалы кабинета преподавателя;
участвовать в коллективной самостоятельной работе посредством удалённого доступа;
представлять и отслеживать динамику успешности учёбы посредством заполнения рефлексивных оценочных карт и знакомством с журналом рейтинговых оценок.
Простота и доступность современных облачных сервисов позволяют преподавателю выстраивать структуру кабинета в соответствие со своими и студенческими запросами, мобильно менять наполняемость кабинета в зависимости от обновлений информационной среды, от потребностей обучающихся, от состояния их обученности, от скорости освоения дисциплины, от личных и коллективных образовательных запросов студентов. Такой кабинет не устаревает, т.к. может постоянно обновляться, не теряет актуальности, т.к. может меняться в зависимости от текущих запросов студентов. Преподаватель может размещать в кабинете востребованную для изучения курсов информацию, менять лекционное наполнение материала, задания дляработы, прикреплять новинки периодики и ссылки на важные для изучения курса публикации, видео и фотоматериалы. Это создаёт основу для того, чтобы образовательный контент был действительно современным, чтобы студенты могли с лёгкостью получать доступ к значимой информации и опосредованному консультированию. Это позволяет погружать студентов в образовательную среду не только в период пребывания в вузе, но и вне учебного времени и пространства.Важно, что облачные сервисы, в частности сервисOneDrive, позволяют определить возможные действия с материалами кабинета или отдельными его компонентами для получателей ссылок от простого просмотра материалов контента до их редактирования и удаления. Кроме того, полученная ссылка остается рабочей и после изучения курса, чтопозволяет студенту заходить в кабинетдаже при условии внесения преподавателем изменений и дополнений в представленный контент. Это удобно, т.к. нередко у студентовв ходе обучения и после его окончания появляется потребность в повторении материала, обновлении сведений, получении новой информации. Важно и то, что облачные технологиипозволяютсделать обучающегося активным субъектом образования, заинтересовать его,оптимизировать самостоятельную работу по широкому спектру вопросов и проблем. Создав свой кабинет, студент может размещать в нём отчёты о самостоятельной работе, черновики курсового проекта, ответы на вопросы к практическим занятиям, фото и видеоматериалы. Систематизированное портфолио по дисциплине отражает разные стороны активности обучающегося, позволяет оценить исполнительность и инициативность студента, его креативность и полноту подготовки к занятиям. Аккумулированные у преподавателя ссылки позволяют отслеживать успешность самостоятельной работы студента, обеспечивают возможность совместной работы в виртуальном кабинете. Одним из вариантов использования облачного сервисаможет стать организация коллективной самостоятельной работы студентов, когда в отведённой преподавателем папке или в специально созданном коллективном кабинетесайте студенты размещают коллективные презентации, тексты, расчёты. При этом каждый студент может внести своё изменение в коллективную работу, выполнив отдельный слайд, создав книгу ExL или страницы документа. Это позволяет создавать виртуальные варианты студенческого научного сообщества, приучает студентов к совместной работе, синхронизирует их активность.Вместе с тем отметим, что эффективность применения облачных технологий в процессе профессиональной подготовки может быть достигнута лишь в том случае, если они сочетаются с традиционными технологиями обучения, если в образовательном процессе предусмотрена чётко продуманная,структурированная и дозированная система образовательной коммуникации преподавателя и обучающихся, если постоянно и систематически контролируется самостоятельная работа студентов, если направляются и обсуждаются результаты их реальной, виртуальной и сетевой работы. Это, в конечном счёте, и будет способствовать формированию у будущих специалистов универсальных компетенций и базовых профессионально важных качеств личности.Итак, облачные технологии как новая организационная форма аренды ресурсов Сети и телекоммуникаций с ресурсным аутсорсингомпозволяют эффективно хранить информацию, работать с ней с любого стационарного или мобильного устройства, делиться этой информацией, размывая границы места и времени образования.Преимуществаоблачныхтехнологий для процесса подготовки кадров для специального и инклюзивного образования связаны с тем, что облачные сервисыпозволяют создавать не привязанные к конкретной аудитории рабочие кабинеты преподавателя и студентов. Кроме того, при помощи облачного сервиса участники образовательного процесса могут работать на привычном программном обеспечении и иметь доступ к приложениям, даже если онине установленына стационарном или мобильном устройстве. Важно и то, что участники образовательного процесса могут в любое время и из любого места присоединиться к образовательной коммуникации, вести еёбез привязки к компьютерным системам обеспечения, фактически отовсюду, где есть доступ в Интернет. К значимым преимуществам относится то, чтооблачные технологии дают возможность оперативно менять образовательный контент и обновлять текущие учебные материалы,иметь прямой и непрерывный контакт судаленными обучающимися и делать это с любого устройства, будь то персональный компьютер, ноутбук или планшетандроид.В качестве обременительных аспектов использования облачных технологийвыступаютих зависимость от провайдера, необходимость наличия стабильного, уверенного, надежного и быстрого доступ в сеть Интернети достаточныйуровеньITкомпетентности пользователей.В этом аспекте уместно упомянуть и о том, что современный вуз нуждаетсяв решении проблем наполнения облачных сервисов качественным и современным образовательным контентом,консолидации учебной информации в единой облачной среде, созданиязоны единой электронной библиотеки и стабильно функционирующих виртуальных аудиторий(центров,лабораторий). Однако, несмотря на указанные обременения, облачные технологииспособны существенно оптимизировать процесс высшего профессионального образования, обеспечив формирование у обучающихся не только профессиональных компетенций, но и профессионально важных личностных качеств(субъектность, рефлексивность, самостоятельность и готовность к виртуальным коллективным способам работы).В целом облачные технологии наполняют образовательный процесс в вузе новыми возможностями и ресурсами.
Ссылки на источники1.Китик Е.Е.Информационные технологии и подготовка логопедов: обучающая компьютерная программа «Дислалия: сигматизмы» // Дефектология. —2008. —№ 3 –С. 7584.2.Китик Е.Е. Применение информационных технологий в процессе подготовки логопедов. Обучающая компьютерная программа «Артикуляционный уклад звуков в норме»// Дефектология. 2007. №3. С. 7382.3.Кукушкин И.И. Виртуальный каталог исследований как инструмент введения в научную традицию / Кукушкин Илья Игоревич: автореф. дис… канд.пед.наук. –М., 2013.4.Кукушкина О.И.Использование информационных технологий в различных областях специального образования: автореф. дис. ... докт. пед. наук / О. И. Кукушкина. М., 2005.5.Маевская Н.В. Информационные технологии в высшей школе: проектирование демонстрационной базы данных «Нарушения в применении средств общения у детей» // Дефектология. —2011. —№ 4. –С. 5257.6.Малофеев Н.Н.Специальное образование в меняющемся мире. Россия. М: Просвещение, 2010.Ч.1.7.Николаева Т.В. Виртуальная профессиональная практика для обучения студентов –сурдопедагогов умениям в области психологопедагогической диагностики развития детей с недостатками слуха: учимся анализировать процесс деятельности // Дефектология. –2013. № 6. –С. 7184.8.Николаева Т.В. Компьютерный инструмент обучения студентов –сурдопедагогов умениям в области психологопедагогической диагностики развития детей с недостатками слуха // Дефектология. –2014. №2. –С. 6070; № 3. –С. 6478.9.Денисова О.А., ЛехановаО.Л., Букина И.А. Применение технологии вебинаров в профессиональной подготовке дефектологов // Дефектология. –2013№ 5. –С. 8392.10.Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: [электронный ресурс]: URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129/(дата обращения 08.01.2014)11.Проект «Концепции поддержки развития педагогического образования» (2013): [электронный ресурс]: URL: http://vestnikedu.ru/2014/03/oproektekontseptsiipodderzhkirazvitiyapedagogicheskogoobrazovaniya/(дата обращения 08.01.2014)12.Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб.пособие для студентов вузов. –М.: Академия, 2007.13.Рулиене Л.Н. Высокие технологии в информационнообразовательном процессе университета // Образовательные технологии и общество (Educational technology & society). 2012. Т.15. № 3С. 377391.14.Bonk C.J.The World is Open: How Web Technology is Revolutionizing Education . –San Francisco, CA, USA: JosseyBass Inc., 2009.15.Грунистая О.С. Облачные технологии как инструмент организации учебного процесса в российских вузах // ФӘннаука. 2013.
№1(16). С. 3336.16.Сейдаметова З.С.Облачные технологии и образование / Сейдаметова З.С., Аблялимова Э.И., Меджитова Л.М., Сейтвелиева С.Н., Темненко В.А. / Под общ.ред. З.С. Сейдаметовой. –Симферополь: «ДИАЙПИ», 2012. 17.Склейтер Н.Облачные вычисления в образовании: Аналитическая записка/ Пер. с англ..
М.: Институт ЮНЕСКОпоинформационным технологиям в образовании, 2010. 18.Федорова Е.В., Гетьман М.А., Савельева Е.В. Использование облачных технологий google apps education edition для создания саморазвивающейся информационной платформы вуза // Информационные технологии. 2012.
№7. С. 5760.19.Шевчук М.В., Шевченко В.Г. Применение облачных технологий в обучении // Педагогическая информатика. 2013.№1. С. 8389.20.Шишкина М.П., Попель М.В. Облачно ориентированная образовательная среда учебных заведений: современное состояние и перспективы развития исследований // Информационные технологии и средства обучения. 2013. Т. 37.
№5. С. 6680.21.Sarathy V.Next generation Cloud Computing Architecture / V. Sarathy, P. Narayan, R. Mikkilineni// Enabling Technologies: Infrastructures for Collaborative Enterprises (WETICE), 2010 19th IEEE International Workshop on:[Electronic resource] URL: http://ieeexplore.ieee.org/xpl/mostRecentIssue.jsp?punumber=5541619 (датаобращения08.01.2014)22.Thomas P.Y.Cloud Computing: A potential paradigm for practicing the scholarship of teaching and learning // Electronic Library. –2011. Vol. 29 Iss: 2. P.214 –224:[Electronic resource]: URL: http://www.emeraldinsight.com/journals.htm?articleid=1917478(датаобращения08.01.2014)
Применение облачных технологий в процессе подготовкидефектологов
Аннотация.В статье рассматриваются и обсуждаются вопросы внедрения облачных технологий в образовательный процесс университета. Автор описывает преимущества применения облачных технологий в процессподготовки дефектологов. Ключевые слова: образовательные технологии, информационные и коммуникационные технологии, облачные технологии, высшее профессиональное образование, подготовка специалистов, специальное (дефектологическое) образование.
Современный вуз немыслимбез внедрения в процесс высшего профессионального образования новых технологий. Система профессиональнойподготовкидефектологовне составляет исключение и,развиваясьв соответствие с типовыми потребностями современных вузовв комплексной информатизацииобразовательного пространства и повсеместномвнедренииИКТ, ориентирована на поиск возможностей применения в образовательномпроцессеподготовки специалистов по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»эффективных компьютерных технологий (Е.Е. Китик [1],[2], И.И. Кукушкин [3], О.И. Кукушкина [4], Н.В. Маевская [5], Н.Н. Малофеев [6], Т.В. Николаева [7], [8], О.А. Денисова, О.Л. Леханова, И.А. Букина [9] и др.).С этих позиций и с учётом основных положений «Профессионального стандартапедагога» [10],«Концепции поддержки педагогического образования» [11]и ключевых трендов ITсферы в образовании [12], [13], [14]актуальным представляетсяпоиск таких информационных и коммуникационных образовательных технологий, которые не только отвечали бы веяниям времени, но и позволяли бы формировать у будущих дефектологов новую культуру обучения, способствовали бы их саморазвитию и самообразованию, обеспечивали быстановлениеу студентовисследовательского, креативного, критичного и рефлексивного стиля мышления, развивали быу них готовность к осуществлению распределённой во времени и пространстве кооперации с членами профессионального сообщества, с научнымии образовательнымиколлективами, с родителями и педагогами. Анализ работ по педагогике и психологии высшей школы в аспекте её информатизации (О.С. Грунистая [15], Е.С.Полат, М.Ю. Бухаркина [12], Л.Н. Рулине [13], З.С. Сейдаметова, Э.И. Аблялимова, Л.М. Меджитова, С.Н. Сейтвелиева, В.А. Темненко [16], Н. Склейтер [17], Е.В. Федорова, М.А. Гетьман, Е.В. Савельева [18], М.В. Шевчук, В.Г.
Шевченко [19], М.П. Шишкина, М.В. Попель [20], C.J. Bonk[14], SarathyV. [21], P.Y. Thomas[22]), а такжесобственный опыт преподавательской деятельности показывают, что одним из вариантов инноваций в сфере технологий профессиональной подготовки кадров является применение в процессевысшего профессиональной образованияоблачныхтехнологий (cloudcomputing).Появившись на основе вербализации графического символа Всемирной Сети, облачные технологии вместили в себя идеологию сетевого генерирования и обработки данных посредством удалённого доступа к услугам, вычислениям и приложениям через интернет.Метафорическая номинация облачных технологий подразумевает разные варианты (уровни) использование возможностей «облаков» [15]:инфраструктурыкак сервиса(IaaS), платформыкак сервиса(PaaS), программногообеспечениякак сервиса(SaaS). Последний уровень представляет наибольший интерес для высшего профессионального образования, т.к. обеспечивает доступ через веббраузеры не только к данным, но и к связанным с ним приложениям, что необходимо для эффективного общения и совместной работы преподавателя и обучающихся.В настоящее время среди экспертов по облачным технологиям[15] –[22]считается, что одними из лучшихпримеровпредоставления облачных сервисовдля образовательных целей являются услуги корпорации Google и Microsoft, которые обеспечивают студентови преподавателейсредствами поддержки образовательной коммуникации, предоставляютимнеобходимые для совместной работы офисные приложения.Собственный практический опыт применения облачного сервиса MicrosoftOneDrive (SkyDrive)в процессе преподаванияучебных дисциплин бакалаврам и магистрантам кафедры дефектологического образования Череповецкого государственного университета позволяет описать эффективные для практики профессиональной подготовки дефектологов функциональные возможности облачных образовательных технологийи содержательные аспектыих применения (рис. 1).
Рис. 1.Функциональное назначение облачных технологий в профессиональной подготовке дефектологов
Ключевымикомпонентамифункционального назначения облачных технологий в процессе подготовки дефектологов являются развиваемыеи обеспечиваемыеудалённым доступом к образовательным услугам и материалам самостоятельная деятельностьстудентов, непрерывность и пролонгация их образования, мобильностьобразовательнойкоммуникации исокращение затрат на обеспечение и функционирование образовательного контента. Конкретизируя данныеи описывая образовательные возможности облачного сервисаMicrosoftOneDrive (SkyDrive), предлагаемого пользователям в видефайлхостинг, укажем, что он позволяет всем участникам образовательного процесса(а не только преподавателям) загружатьв кабинет документы в основных для образовательного контента форматах (PDF, DOC., DOCX., PPT., PPTX., XLS и XLSX), обеспечивает совместное редактирование документов в веббраузере с помощью вебприложения Office, даёт возможность хранить документы, изображения и видеозаписи на OneDrive,делиться ими с Функциональное назначение облачных технологий в профессиональной подготовке дефектологовОбеспечение удалённого доступа к процессуобразовательной коммуникации Обеспечение удалённого доступа к учебным материаламМобильная корректировка содержанияобразовательного контента
Обеспечение регулярного и постоянного контроля за успешностью обученияОбеспечение индивидуализацииобразования и индивидуальных консультацийв процессе обучения
Обеспечение распределённойво времени и пространствесовместной работыОбеспечение хранения информации, файлообмена и работы с приложениямиСоздание кабинетасайта преподавателяСоздание кабинетасайта студентазаданным списком пользователей, сохранять файлы Excel, OneNote, PowerPoint и Wordнепосредственно из приложения, фиксируя информацию оместе хранилища в виде гиперссылок. К значимым характеристикам сервиса OneDriveотносится и то, что он работаетнаWindows,Mac,iPhone,WindowsPhone,Android,что чрезвычайно важно для решения задачи расширения места и времени образованияпосредством использования имеющихся у студентов мобильных устройств. Отметим, что именно доступность услуг и приложений Microsoftпрактически с любого мобильного устройства делает создаваемые в «облаках» кабинеты преподавателя и студентов наиболее привлекательными.В качестве наиболее ёмких по функциональным характеристикам элементовоблачной среды, используемых в образовательном процессе, выступают кабинеты сайты преподавателя и студентов (см. Рис. 2).
Рис. 2. Содержательные компоненты образовательного контента облачной среды
Облачные технологии позволяют, размещая воблачной средетрадиционные для вузовского образовательного контента компоненты (технологические карты учебных дисциплин, учебнометодические материалы по курсам, задания для самостоятельной работы, планы практических и лабораторных занятий, задания к курсовым работам, контрольноизмерительные материалы и пр.), обеспечить Содержательные компоненты образовательного контента облачной среды
Кабинетсайт преподавателяКабинетсайт студентаЭлектронные учебники, конспекты лекций и учебнометодические материалы по курсуУчебные тренажёры и лабораторные комплексыУчебные мультимедийные комплексы и видеоматериалы по курсуОбразовательная коммуникацияКонтрольноизмерительные материалы и тестовые заданияУчебнометодические материалы и рекомендации по курсовым проектамЗадания к практическим занятиям и комплекты практических материаловТехнологическая карта дисциплины и алгоритм набора рейтинговых балловМатериалы для продвинутого уровня изучения и посткурсового проектирования Отчёты о выполнении практических заданий и лабораторных работЖурнал рейтинга студентов Материалы курсового проектирования (конспекты, протоколы и др.) Индивидуальный перспективный план изучения курса и перечень приоритетных вопросов для самообразованияВопросы к лекционным занятиямМатериалы и отчёты о выполнении заданий для самостоятельной работы (коллективные и индивидуальные)
Рефлексивные карты оценки учебной деятельностиВыполненные контрольные и тестовые заданияОтчёты и материалы самообразования и посткурсовогопроектирвоанияраспределённую во времени и пространстве образовательную коммуникацию, существенно повысить работоспособность студентов и преподавателей,пролонгировать самообразование на посткурсовой период. Кроме того, применение облачных технологий позволяетэкономитьвремя на получение обучающимися учебных и методических материалов, сокращатьрасходы на тиражирование учебной продукции, индивидуализироватьи персонализировать образовательный процесс в зависимости от стартового уровня готовности студентов и их образовательных запросов. Нам представляется, что наиболее оптимально выглядит использование ресурсов облачной средыпри их внедрении в виде гиперссылок на образовательный порталвуза. Это содействуетсозданиюв вузе единой информационной среды, расширяетвозможности вузовского портала, снижаетнагрузки на университетский сервер. Учитывая, что перед многими вузами стоят задачи поиска надёжной облачной платформы, снижения затрат на программное обеспечение и уменьшения загруженности серверов образовательного учреждения, такая возможность облачной средывыглядит весьма привлекательной. Кроме того, при таком варианте применения облачных ресурсову преподавателя всегда сохраняется возможность изменять внутреннюю структуру образовательного контента и его наполнение, редактировать содержание кабинета исходя из реальных характеристик успешности образовательного процессаи запросов субъектов образования. Возвращаясь к описанию преимуществ облачных технологий в процессе подготовки дефектологов, отметим, что предоставляемые облачными сервисами удалённый доступ к материалам, возможность работы в виртуальной аудиторииидоступность дистанционного консультированияпозволяют удовлетворить широкий спектр образовательных запросов преподавателей и студентов (см. Табл.)Таблица 1Возможности облачных технологий в обеспеченииобразовательных запросов преподавателей и студентов
Преподаватель можетСтудент может
создавать кабинетсайт, выстраивать его структуру и менять наполнение в соответствие с запросами администрации, обучающихсяи собственными представлениями о содержании образовательного контента;
размещать ссылкина материалыкабинета или отдельные его компонентыв блоге, на вебстранице, на портале вуза:
делиться информацией, варьируядоступ к отдельным компонентам кабинетаи варианты действий с текстовыми, фото и видеоматериаламидля разных пользователей;
через удалённый доступ проверять текущее состояниесамостоятельной работыобучающихсяи информировать их о её успешности;
представлять и отслеживать динамику успешности учёбы студентов посредством заполнения журнала рейтинговых оценок и знакомством с заполняемыми студентами рефлексивными оценочными картами;
вносить предложения, делать замечания и оставлять комментарии к работестудентовнепосредственно в месте хранения информации;
организовывать дистанционное обсуждениевопросов в onlineрежиме (форум, видеоконференция, вебинар)
иметь мобильный доступк изменяющемуся образовательному контенту;
следить за обновлениями образовательного контентав процессе учёбы и после её окончания,
формулировать запросы на образовательную информацию,
учиться по индивидуальному маршруту и получать индивидуальные консультации,
участвовать в образовательной коммуникации в режиме online;
просматривать, скачивать информацию,делиться материалами с другими участниками образовательного процесса;
получать образовательные услуги практически в любое время и в любом месте;
заниматься самообразованием, используя облачные ресурсы и материалы кабинета преподавателя;
участвовать в коллективной самостоятельной работе посредством удалённого доступа;
представлять и отслеживать динамику успешности учёбы посредством заполнения рефлексивных оценочных карт и знакомством с журналом рейтинговых оценок.
Простота и доступность современных облачных сервисов позволяют преподавателю выстраивать структуру кабинета в соответствие со своими и студенческими запросами, мобильно менять наполняемость кабинета в зависимости от обновлений информационной среды, от потребностей обучающихся, от состояния их обученности, от скорости освоения дисциплины, от личных и коллективных образовательных запросов студентов. Такой кабинет не устаревает, т.к. может постоянно обновляться, не теряет актуальности, т.к. может меняться в зависимости от текущих запросов студентов. Преподаватель может размещать в кабинете востребованную для изучения курсов информацию, менять лекционное наполнение материала, задания дляработы, прикреплять новинки периодики и ссылки на важные для изучения курса публикации, видео и фотоматериалы. Это создаёт основу для того, чтобы образовательный контент был действительно современным, чтобы студенты могли с лёгкостью получать доступ к значимой информации и опосредованному консультированию. Это позволяет погружать студентов в образовательную среду не только в период пребывания в вузе, но и вне учебного времени и пространства.Важно, что облачные сервисы, в частности сервисOneDrive, позволяют определить возможные действия с материалами кабинета или отдельными его компонентами для получателей ссылок от простого просмотра материалов контента до их редактирования и удаления. Кроме того, полученная ссылка остается рабочей и после изучения курса, чтопозволяет студенту заходить в кабинетдаже при условии внесения преподавателем изменений и дополнений в представленный контент. Это удобно, т.к. нередко у студентовв ходе обучения и после его окончания появляется потребность в повторении материала, обновлении сведений, получении новой информации. Важно и то, что облачные технологиипозволяютсделать обучающегося активным субъектом образования, заинтересовать его,оптимизировать самостоятельную работу по широкому спектру вопросов и проблем. Создав свой кабинет, студент может размещать в нём отчёты о самостоятельной работе, черновики курсового проекта, ответы на вопросы к практическим занятиям, фото и видеоматериалы. Систематизированное портфолио по дисциплине отражает разные стороны активности обучающегося, позволяет оценить исполнительность и инициативность студента, его креативность и полноту подготовки к занятиям. Аккумулированные у преподавателя ссылки позволяют отслеживать успешность самостоятельной работы студента, обеспечивают возможность совместной работы в виртуальном кабинете. Одним из вариантов использования облачного сервисаможет стать организация коллективной самостоятельной работы студентов, когда в отведённой преподавателем папке или в специально созданном коллективном кабинетесайте студенты размещают коллективные презентации, тексты, расчёты. При этом каждый студент может внести своё изменение в коллективную работу, выполнив отдельный слайд, создав книгу ExL или страницы документа. Это позволяет создавать виртуальные варианты студенческого научного сообщества, приучает студентов к совместной работе, синхронизирует их активность.Вместе с тем отметим, что эффективность применения облачных технологий в процессе профессиональной подготовки может быть достигнута лишь в том случае, если они сочетаются с традиционными технологиями обучения, если в образовательном процессе предусмотрена чётко продуманная,структурированная и дозированная система образовательной коммуникации преподавателя и обучающихся, если постоянно и систематически контролируется самостоятельная работа студентов, если направляются и обсуждаются результаты их реальной, виртуальной и сетевой работы. Это, в конечном счёте, и будет способствовать формированию у будущих специалистов универсальных компетенций и базовых профессионально важных качеств личности.Итак, облачные технологии как новая организационная форма аренды ресурсов Сети и телекоммуникаций с ресурсным аутсорсингомпозволяют эффективно хранить информацию, работать с ней с любого стационарного или мобильного устройства, делиться этой информацией, размывая границы места и времени образования.Преимуществаоблачныхтехнологий для процесса подготовки кадров для специального и инклюзивного образования связаны с тем, что облачные сервисыпозволяют создавать не привязанные к конкретной аудитории рабочие кабинеты преподавателя и студентов. Кроме того, при помощи облачного сервиса участники образовательного процесса могут работать на привычном программном обеспечении и иметь доступ к приложениям, даже если онине установленына стационарном или мобильном устройстве. Важно и то, что участники образовательного процесса могут в любое время и из любого места присоединиться к образовательной коммуникации, вести еёбез привязки к компьютерным системам обеспечения, фактически отовсюду, где есть доступ в Интернет. К значимым преимуществам относится то, чтооблачные технологии дают возможность оперативно менять образовательный контент и обновлять текущие учебные материалы,иметь прямой и непрерывный контакт судаленными обучающимися и делать это с любого устройства, будь то персональный компьютер, ноутбук или планшетандроид.В качестве обременительных аспектов использования облачных технологийвыступаютих зависимость от провайдера, необходимость наличия стабильного, уверенного, надежного и быстрого доступ в сеть Интернети достаточныйуровеньITкомпетентности пользователей.В этом аспекте уместно упомянуть и о том, что современный вуз нуждаетсяв решении проблем наполнения облачных сервисов качественным и современным образовательным контентом,консолидации учебной информации в единой облачной среде, созданиязоны единой электронной библиотеки и стабильно функционирующих виртуальных аудиторий(центров,лабораторий). Однако, несмотря на указанные обременения, облачные технологииспособны существенно оптимизировать процесс высшего профессионального образования, обеспечив формирование у обучающихся не только профессиональных компетенций, но и профессионально важных личностных качеств(субъектность, рефлексивность, самостоятельность и готовность к виртуальным коллективным способам работы).В целом облачные технологии наполняют образовательный процесс в вузе новыми возможностями и ресурсами.
Ссылки на источники1.Китик Е.Е.Информационные технологии и подготовка логопедов: обучающая компьютерная программа «Дислалия: сигматизмы» // Дефектология. —2008. —№ 3 –С. 7584.2.Китик Е.Е. Применение информационных технологий в процессе подготовки логопедов. Обучающая компьютерная программа «Артикуляционный уклад звуков в норме»// Дефектология. 2007. №3. С. 7382.3.Кукушкин И.И. Виртуальный каталог исследований как инструмент введения в научную традицию / Кукушкин Илья Игоревич: автореф. дис… канд.пед.наук. –М., 2013.4.Кукушкина О.И.Использование информационных технологий в различных областях специального образования: автореф. дис. ... докт. пед. наук / О. И. Кукушкина. М., 2005.5.Маевская Н.В. Информационные технологии в высшей школе: проектирование демонстрационной базы данных «Нарушения в применении средств общения у детей» // Дефектология. —2011. —№ 4. –С. 5257.6.Малофеев Н.Н.Специальное образование в меняющемся мире. Россия. М: Просвещение, 2010.Ч.1.7.Николаева Т.В. Виртуальная профессиональная практика для обучения студентов –сурдопедагогов умениям в области психологопедагогической диагностики развития детей с недостатками слуха: учимся анализировать процесс деятельности // Дефектология. –2013. № 6. –С. 7184.8.Николаева Т.В. Компьютерный инструмент обучения студентов –сурдопедагогов умениям в области психологопедагогической диагностики развития детей с недостатками слуха // Дефектология. –2014. №2. –С. 6070; № 3. –С. 6478.9.Денисова О.А., ЛехановаО.Л., Букина И.А. Применение технологии вебинаров в профессиональной подготовке дефектологов // Дефектология. –2013№ 5. –С. 8392.10.Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: [электронный ресурс]: URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129/(дата обращения 08.01.2014)11.Проект «Концепции поддержки развития педагогического образования» (2013): [электронный ресурс]: URL: http://vestnikedu.ru/2014/03/oproektekontseptsiipodderzhkirazvitiyapedagogicheskogoobrazovaniya/(дата обращения 08.01.2014)12.Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб.пособие для студентов вузов. –М.: Академия, 2007.13.Рулиене Л.Н. Высокие технологии в информационнообразовательном процессе университета // Образовательные технологии и общество (Educational technology & society). 2012. Т.15. № 3С. 377391.14.Bonk C.J.The World is Open: How Web Technology is Revolutionizing Education . –San Francisco, CA, USA: JosseyBass Inc., 2009.15.Грунистая О.С. Облачные технологии как инструмент организации учебного процесса в российских вузах // ФӘннаука. 2013.
№1(16). С. 3336.16.Сейдаметова З.С.Облачные технологии и образование / Сейдаметова З.С., Аблялимова Э.И., Меджитова Л.М., Сейтвелиева С.Н., Темненко В.А. / Под общ.ред. З.С. Сейдаметовой. –Симферополь: «ДИАЙПИ», 2012. 17.Склейтер Н.Облачные вычисления в образовании: Аналитическая записка/ Пер. с англ..
М.: Институт ЮНЕСКОпоинформационным технологиям в образовании, 2010. 18.Федорова Е.В., Гетьман М.А., Савельева Е.В. Использование облачных технологий google apps education edition для создания саморазвивающейся информационной платформы вуза // Информационные технологии. 2012.
№7. С. 5760.19.Шевчук М.В., Шевченко В.Г. Применение облачных технологий в обучении // Педагогическая информатика. 2013.№1. С. 8389.20.Шишкина М.П., Попель М.В. Облачно ориентированная образовательная среда учебных заведений: современное состояние и перспективы развития исследований // Информационные технологии и средства обучения. 2013. Т. 37.
№5. С. 6680.21.Sarathy V.Next generation Cloud Computing Architecture / V. Sarathy, P. Narayan, R. Mikkilineni// Enabling Technologies: Infrastructures for Collaborative Enterprises (WETICE), 2010 19th IEEE International Workshop on:[Electronic resource] URL: http://ieeexplore.ieee.org/xpl/mostRecentIssue.jsp?punumber=5541619 (датаобращения08.01.2014)22.Thomas P.Y.Cloud Computing: A potential paradigm for practicing the scholarship of teaching and learning // Electronic Library. –2011. Vol. 29 Iss: 2. P.214 –224:[Electronic resource]: URL: http://www.emeraldinsight.com/journals.htm?articleid=1917478(датаобращения08.01.2014)