Восприятие тёплых цветов представителями русскоязычной и испаноязычной культур

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Егурнова А. А. Восприятие тёплых цветов представителями русскоязычной и испаноязычной культур // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 276–280. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85056.htm.
Аннотация. В статье представлены результаты исследования на предмет восприятия тёплых цветов, проведённого среди представителей русскоязычной и испаноязычной культур. Внимание уделяется таким отличительным характеристикам, как родной язык, пол, возраст и знак Зодиака.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Егурнова Александра Александровна,кандидат педагогических наук, доцент КнАГТУ, г. КомсомольскнаАмуреsashenkane@mail.ru

Восприятиетёплых цветов представителями русскоязычной и испаноязычной культур

Аннотация.В статье представлены результаты исследования на предмет восприятия тёплых цветов, проведённого среди представителей русскоязычной и испаноязычной культур. Внимание уделяется таким отличительным характеристикам, как родной язык, пол, возраст и знак зодиака.Ключевые слова: тёплые цвета, восприятие, предпочтения, антипатия, любимый цвет, испаноязычные люди, русскоязычные люди.

Цветовое восприятие, цветотерапия, вербальные ассоциации на определённые цвета, цветофразеологизмы, цветообозначающая лексика являются предметом изучения многих психологических, этнокультурных, клинических и лингвистических исследований отечественных и зарубежных учёных. Так, МарченкоТ.К. и МарченкоС.В.[1]выявили положительное влияние цветотерапии на мозговое кровообращение и тонус часто болеющих детей. Труды Г.Браэма[2], продемонстрировавшие связь восприятия цвета с протекающими в человеческом организме биологическими и психическими процессами, неоднократно переиздавались и до сих пор пользуются огромной популярностью. Цель нашего исследования –выявление сходств и отличийв восприятиитёплых цветов представителямидвух культур: русскоязычной и испаноязычной. В эксперименте приняли участие носители испанского языка, проживающие в Испании, Мексике и Перу, и носители русского языка, проживающиев центральном и дальневосточном регионах России, а также русские эмигранты.Данные для проведения исследования собирались тремя путями: персональной рассылкой опроса на электронную почту, через социальные сети (facebook, odnoklassniki, vkontakte) и с помощью сайта для проведения онлайн исследований surveymonkey.com. Всего в эксперименте (на сегодняшний день) приняли участие 78информантов(43 русскоязычных и 35испаноязычных), из которых были сформированы две группы по 30 человек (15 мужчин и 15 женщин), представителей русскоязычной ииспаноязычной культур. Отбор проводился по двум параметрам –возрастного соответствия и зодиакального совпадения. Например, если мужчине 30 лет, то из всех женщин выбирается представительница прекрасного пола этого же возраста и/или знака зодиака(приблизительно, в случае отсутствия полного совпадения). Опрос состоит из пяти вопросов. В первом предлагается указать персональную информацию: имя (первую букву), пол, возраст, знак зодиака и родной язык. Во втором представлена таблица из названий тёплых цветов: три основных цвета (красный, оранжевый, жёлтый) и по два оттенка каждого из них (розовый и бордовый, янтарный и коричневый, золотой и беж, соответственно), а также оценочная пятибалльная шкала, где1 имеет значение«терпеть не могу», 2 –«не нравится», 3–«не вызывает никаких чувств», 4 –«нравится», 5 –«обожаю». Третий вопрос содержит поле для аргументации своего выбора резко отрицательной и/или положительной оценки, данной в предыдущем вопросе. В четвёртом вопросе необходимо указать свой любимый цвет независимо от имеющихся в опросе цветов. Пятый вопрос является рефлексивным и содержит просьбу оставить личный комментарий по поводу опроса, что понравилось или не понравилось.В нашем исследовании мы выдвинули гипотезу о том, что цветовое восприятие отличается по гендерному, возрастномуиастрологическому признакам. Результаты опроса позволили получить исчерпывающий ответ на наше предположение.Так, относительно половой принадлежности по каждой культуре в отдельности и по обеим культурам в целом мы пришли к следующимвыводам:1)Русскоязычные мужчины относятся нейтрально к тёплым цветам, признавая, что подавляющеебольшинство из них не вызывает у них никаких чувств; процент данного ответа варьируется в значимых пределах от 34% до 60% (см. рис.1). Тем не менее, они считают золотой, красныйи жёлтыйнаиболееприятными из предложеннойвыборки(47%, 46%и 46% соответственно).

Рис. 1. Цветовые предпочтениярусскоязычных мужчинРусскоязычные женщины отчётливо выражают симпатию тёплым цветам, особенно к красному (74%), что достаточно предсказуемо, так как красный цвет имеет положительное значение в русской культуре, фольклоре:в народных песнях, сказках, пословицах [3], в родстве слов «красный» и «красивый» и пр.Такжеженщинамнравятсяоранжевый(67%), жёлтый (54%), золотой (53%) и бежевый (53%) (см. рис. 2). Представители обоих полов расценивают коричневый (53% мужчин и 40% женщин) и розовый (34%) как самые непривлекательные цвета; мужчины добавляют кнеприятным оттенкам беж (27%).

Рис. 2. Цветовые предпочтения русскоязычных женщинВ ответ на вопрос, почему нравятся те или иные цвета,мужчины не приводят конкретныхаргументов в пользусвоихпредпочтений, говоря, что эти цвета им «просто нравятся и всё».Женщины, напротив, очень подробно и эмоциональнообъясняютсвою любовьк тёплым цветам: «жизнерадостные», «весёлые» и «радуют глаз»(самые распространённые ответы).Примечательно, что исчерпывающие комментарии относительносвоеговыбораженщины дают отдельно по каждому цвету(в отличие от мужчин):



красный –это цвет «победы», «страсти», «яркихэмоций»;

бордовый –это «королевский» цвет, цвет «роскоши»;

оранжевый–цвет «благополучия»и «тепла»;

жёлтый –цвет «радости», «надежды»;

золотой –это цвет «богатства», «хорошей жизни»;

беж –«спокойный», «нейтральный» цвет;

янтарный –это«загадочный», «манящий» цвет;

коричневый –«хороший цвет для предметов одежды».Относительно жёлтого, красного цвета и его оттенков мужчины, отдавшие имнаименьшие баллы, приводяттакиекомментарии, как «слишком яркие»и«броские», а розовый –«слишком гламурный».Женщины, в свою очередь,выражают свою антипатию к розовому, отмечая, что он «противный»и «неестественный», а беж –«грустный».Коричневый цвет представители обоих полов считают скучным и мрачным.2)Испаноязычные мужчины в равной степени нейтрально относятся к розовому, бордовому и янтарному (60%), явное предпочтение отдают красному (87%), выказывают симпатию жёлтому (60%), коричневому (54%)и золотому (53%)(см. рис. 3). Необходимо отметить, что онине испытывают острой неприязни к какомулибо из цветов; есть цвета, которые им не нравятся, нопроцент антипатии при этомне превышает 20%. Больше всего испаноязычные представители сильного пола недолюбливают беж(33%), но многим информантам этот цвет нравится (46%).

Рис. 3. Цветовые предпочтения испаноязычных мужчинЧто касаетсяженщин, то самыми привлекательными тёплыми цветами для них являются красный(87%), розовый (74%), оранжевый (67%) и золотой (53%) (см. рис.4). Янтарный (47%) и беж (40%) у большинства дам не вызывают никаких эмоций. Смешанные чувства к жёлтому и коричневому цветам делят испаноязычных женщин на два равноценных «лагеря»: 40% нравится коричневый и стольким же он неприятен;40% испытывают симпатию к жёлтому, а 47% он кажется отталкивающим.

Рис. 4. Цветовые предпочтения испаноязычных женщинОчевидно, что представители обоих половединогласно отдают предпочтение красному цвету (87%) и в равной степени им приятен золотой (53%). Цвета,вызывающие антипатию, у мужчин и женщин разные, и иногда кардинально (например, жёлтый, коричневый).В качестве мотива предпочтения цветов мужчины приводят следующие аргументы:

красный –это цвет свободы («colordelibertad»), революции («Revolución»)(большинство мексиканских респондентов отмечают эти две ассоциации), страсти («pasión») (ответ преимущественно испанских информантов), цвет противоречивых страстей, это любовь или война(«rojoesconsideradoelcolordelapasionescontradictorias, puederepresentarelamorolaguerra»), цвет крови, а кровь –это жизнь («colordelasangre, lasangreesvida»), чувства сердечные(«lossentimientosdelcorazón»), сердце, душа («corazón»);

красный и жёлтый–это цвета флагародной страны(«partedelabanderademipais»), динамизм жизни («dinamismoalavida»);

жёлтый и золотой –сильные цвета («coloresfuertes»);

золотой –этот цвет вызывает желание обладать («produceeldeseodeposeer»);

коричневый –цвет земли («color de tierra»), окружающей среды («medio ambiente»), даёт, порождает жизнь («darlavida»);

нравятся все цвета, потому что это цвета хорошего настроения.Свою симпатию к цветам женщинывыражают более скупо по сравнению с мужчинами:

красный –это цвет страсти,нравится цвети текстура(«por su color y textura»);

красный и розовый –гармоничные цвета, пробуждающие чувства («loscoloresarmoniososqueprovoquenalgoenmí»);

бордовый –связан с хорошими ощущениями, трепетом («buenas vibraciones»);

бордовый и янтарный –это интенсивные цвета («Me agrada su intensidad»);

жёлтый –красивое слово, звучит приятно(«son bonitos»).Несмотря на отсутствие резко отрицательного отношения к какомулибо из предложенных цветов, некоторые мужчины, тем не менее, оставили комментарии по поводу своего неприятия тёплых тонов. Например, многие цвета им напоминают о неприятных событиях(«Por las experiencias»), красный –это цвет войны («representarlaGuerra»), а золотой связан с ссорами, неприятностями и огорчениями(«eloro, porsuvalor, siempreprovocapeleasydisgustos»).Антипатию к цветам женщиныобъясняют следующим образом:



розовый вызывает плохие воспоминания («metraemalosrecuerdos»);

коричневый–слишкомсерьёзныйцвет, нечувственный(«El marrón es un color muy serio como para representar el color de un sentimiento»);

беж –не знаю почему не нравится.3)Если сравнивать мнениеиспаноязычных и русскоязычных мужчин, то можно найти как общее, так и отличное. Так, и тем, и другим нравятся красный, жёлтый и золотойцвета, равнодушно по большей частиотносятся к бордовому. Восприятие коричневого не совпадает–русскоязычным респондентам он неприятен, а испаноязычным достаточносимпатичен. 4)Женщины, представительницы обеих культур, отдают предпочтение красному, оранжевому и золотому. Их чувства различаются в отношении к розовому, жёлтому, бежевому и коричневому. Русскоязычным информантам нравится жёлтыйи беж, а испаноязычным в основном нет. Первые недолюбливают розовый и коричневый, а последние благоволят розовому и находят коричневый одинаково приятным и неприятным.

По возрастному критерию мы разделили всех респондентов на двегруппы:



молодёж(от 16до 29 лет)–67% информантов;

взрослые (от 30 до 60 лет)–33% информантов.Результаты опроса показали, что русскоязычные молодые люди отдают предпочтение красному(60%парней и девушек), девушкам также нравится оранжевый (60%).Парням импонируетжёлтый (70%), но неприятен коричневый (60%).В группе взрослых ни один из тёплых цветов не привлекает мужчин и не вызывает у них антипатии. Женщины же, напротив, выражают глубокую симпатию всем цветам (больше 80%), кроме розового и коричневого (см. табл. 1).Таблица 1Предпочтение тёплых цветов по возрастному признакуЦветРусскоязычные респондентыИспаноязычные респондентымолодёжвзрослыемолодёжвзрослыемужчиныженщинымужчиныженщинымужчиныженщинымужчиныженщиныКрасный4 –60%3 –30%2 –10%5 –10%4 –50%3 –40%4 –20%3 –60%1 –20%5 –60%4 –40%5 –60%4 –20%3 –10%2 –10%5 –40%4 –40%3 –20%5 –40%4 –60%4 –100%Розовый4 –20%3 –50%2 –20%1 –10%4 –30%3 –40%2 –30%4 –40%3 –60%4 –40%3 –20%2 –40%4 –10%3 –60%2 –30%5 –10%4 –60%3 –10%2 –10%1 –10%4 –40%3 –60%4 –80%3 –20%Бордовый4 –30%3 –60%2 –10%4 –20%3 –60%2 –20%4 –40%3 –60%5 –40%4 –40%3 –20%4 –20%3 –70%2 –10%4 –40%3 –50%2 –10%5 –20%4 –20%3 –40%2 –20%5 –40%4 –20%3 –20%2 –20%Жёлтый4 –70%3 –20%2 –10%5 –20%4 –20%3 –40%2 –20%3 –60%2 –20%1 –20%5 –40%4 –40%3 –20%5 –20%4 –40%3 –40%5 –10%4 –40%3 –10%2 –40%4 –60%3 –40%4 –20%3 –20%2 –60%Золотой5 –30%4 –20%3 –50%4 –40%3 –30%2 –30%4 –40%3 –60%5 –60%4 –20%3 –20%5 –20%4 –40%3 –40%4 –70%3 –10%2 –20%4 –40%3 –40%2 –20%4 –20%3 –80%Беж5 –20%4 –20%3 –30%2 –30%5 –10%4 –30%3 –40%2 –10%1 –10%3 –80%2 –20%5 –20%4 –60%3 –20%5 –10%4 –30%3 –30%2 –30%4 –50%3 –30%2 –10%1 –10%5 –20%4 –40%2–40%3 –60%2 –40%Оранжевый5 –10%4 –40%3 –50%5 –40%4 –20%3 –20%2 –20%4 –20%3 –60%2 –20%5 –20%4 –60%3 –20%5 –10%4 –30%3 –40%2 –20%4 –60%3 –10%2 –30%5 –40%4 –20%3 –40%4 –80%2 –20%Янтарный5 –10%4 –40%3 –40%2 –10%4 –10%3 –70%2 –20%4 –20%3 –60%2 –20%5 –40%4 –40%3 –20%5 –10%3 –60%2 –30%4 –40%3 –50%2 –10%4 –40%3 –60%5 –20%4 –20%3 –40%2 –20%Коричневый4 –20%3 –20%2 –60%5 –10%4 –10%3 –40%2 –40%3 –60%2 –40%4 –20%3 –40%2 –20%1 –20%5 –10%4 –50%3 –30%2 –10%4 –40%3 –20%2 –40%4 –40%3 –40%2 –20%4 –40%3 –20%2 –20%1 –20%Испаноязычные молодые люди питают любовь ккрасному(80%парней и девушек), но не испытывают большой неприязни (50% и выше) к какомулибо из цветов. Девушек также радуют розовый (70%), золотой (70%) и оранжевый (60%), а парней –жёлтый (60%) и коричневый (60%). Взрослые люди единодушно испытывают сильное тяготение к красному (100%). Женщинам такжеочень нравятся розовый (80%) и оранжевый (80%), чуть меньше –бордовый (60%),анеприятен жёлтый (60%). Мужчинам одинаково симпатичны жёлтый, беж и оранжевый (60%).Таким образом, из таблицы можно сделать вывод о том, что красный цвет располагает к себе представителей обоих полов и всех национальностей, за малым исключением русскоязычных мужчин (взрослаягруппа), которым он преимущественно безразличен (60%). Больше всего тёплые цвета нравятся русскоязычным женщинам –семь (получили от 80% до 100% положительных оценок) из девяти, а меньше всего –мужчинам (ни один из цветов не набрал больше 40%позитивных отзывов).Кроме того, количество негативных реакций на вербальные стимулы цветообозначений ничтожно мала: из восьми возрастных подгрупп только две высказали своё неприятие (русскоязычным парням не по вкусу коричневый, а испаноязычным женщинам –жёлтый).Поастрологическому признакумы распределили всех информантов по четырём группамстихиям (отдельно по каждому знаку зодиака выборка была незначительна):

люди стихии огня(овен, лев, стрелец) –23% респондентов;

люди стихии воздуха(близнецы, весы, водолей) –22% респондентов;

люди стихии земли(телец, дева, козерог) –28% респондентов;

люди стихии воды(рак, скорпион, рыбы) –27% респондентов.Сводные данные по предпочтению тёплых цветов представителями русскоязычной и испаноязычной культур обоих полов мы привели в отдельных таблицах по каждой из вышеупомянутых стихий (см. табл. 2, 3, 4, 5).Мы выяснили, что люди огненной стихии независимо от их принадлежности к той или иной культуре и полу любят красный цвет; большинству из них также нравится оранжевый.Испаноязычные мужчины противоречиво относятся к восьми цветам из девяти, в то время как русскоязычным женщинам симпатичны золотой и беж, к которым остальныереспонденты испытывают смешанные чувства (см. табл.2).Таблица 2Предпочтение людей стихии огняЦветРусскоязычные респондентыИспаноязычные респондентымужчины(21%)женщины(36%)мужчины(14%)женщины(29%)Красныйнравится 66%нравится 80%нравится100%нравится 75%Розовыйне нравится 66%––нравится 100%Бордовый–*–––Жёлтыйнравится 66%–––Золотой–нравится 80%––Беж–нравится 80%––Оранжевыйнравится 66%нравится 60%–нравится 75%Янтарныйнравится 66%–––Коричневыйне нравится 66%–––*–равнодушны к цвету (т.е. большинство ответов тройки) или ответы противоречивы (т.е. поровну негативных и положительных отзывов)Преобладающему числу респондентов стихии воздуханравятся красный и золотой цвета; менее всего им импонируют жёлтыйи коричневый. Примечательно, что русскоязычным мужчинам по вкусу лишь один цвет –золотой, остальные им либо неприятны, либо безразличны. На испаноязычных женщин, напротив, большинство цветов (шесть из девяти) производят приятное впечатление(см. табл.3).Таблица 3Предпочтение людей стихии воздухаЦветРусскоязычные респондентыИспаноязычные респондентымужчины (23%)женщины (23%)мужчины (31%)женщины (23%)Красный–нравится 100%нравится 100%нравится 100%Розовый–––нравится 100%Бордовый–––нравится 100%Жёлтыйне нравится 66%–нравится 75%не нравится 66%Золотойнравится 66%нравится 66%нравится 75%–Бежне нравится 66%–––Оранжевый––нравится 75%нравится 66%Янтарныйне нравится 66%––нравится 66%Коричневыйне нравится 66%не нравится 66%–нравится 66%

Что касается людей земной стихии, то результаты опроса показали, чтонаиболее привлекательныйцветдля них красный, а бордовый вызывает разрозненные чувства.Земные, равно как и огненные, испаноязычные мужчиныпитают любовь исключительно к красному цвету и равнодушны к остальным тёплым тонам. У русскоязычных земных мужчин лишь янтарный вызывает расположение, причём в той же степени, в какой не нравится коричневый. Русскоязычным женщинам данной стихии приятныпрактически все цвета (пять из девяти),за исключением розового (см. табл. 4).Таблица 4Предпочтение людей стихии землиЦветРусскоязычные респондентыИспаноязычные респондентымужчины (24%)женщины (28%)мужчины (24%)женщины (24%)Красный–нравится 60%нравится 100%нравится 75%Розовый–не нравится 60%––Бордовый––––Жёлтый–нравится 80%––Золотой–––нравится 75%Беж–нравится 60%––Оранжевый–нравится 100%–нравится 75%Янтарныйнравится 75%нравится 60%––Коричневыйне нравится 75%–––

Люди стихии воды,также как и остальных стихий,выказывают явное предпочтение красному. Необходимо отметить, что русскоязычные женщины в данном случае единодушно признают красоту жёлтого цвета, испытывая чувство неопределённости по отношению к другим тонам. Скудны предпочтения и русскоязычных мужчин. Испаноязычные женщины выказали своё неприятие жёлтого и коричневого, проявив интерес лишь к красному (см. табл. 5).Таблица 5Предпочтение людей стихии водыЦветРусскоязычные респондентыИспаноязычные респондентымужчины (31%)женщины (13%)мужчины (31%)женщины (25%)Красныйнравится 60%–нравится 60%нравится 100%Розовый––––Бордовыйнравится 60%–––Жёлтый–нравится 100%нравится 80%не нравится 75%Золотой––нравится 60%–Беж––нравится 80%–Оранжевый––––Янтарный––––Коричневый––нравится 80%не нравится 75%

Относительно вопроса о любимых цветах следует отметить, что у представителей двух культур они совпадают, несколько отличаясь в процентном соотношении (см. табл. 6). Примечательно, что русскоязычные респонденты назвали большее разнообразие цветов, отметив в качестве предпочитаемых много тёплых оттенков, а испаноязычные информанты указали преимущественно основные тона.Таблица 6Любимый цвет представителей русскоязычной и испаноязычной культурЦветРусскоязычные респондентыИспаноязычные респондентыСиний, голубой18%48%Зелёный34%7%Красный6%22%Чёрный9%19%Белый12%

Жёлтый6%

Оранжевый6%

Другой3%4%

В целом по результатам собранных данныхможно сделать следующие выводы: 1) Наибольшей популярностью, любовью среди русскоязычных и испаноязычных представителей культур, обоих полов и большинства знаков зодиака, пользуется красный цвет. 2)Представительницы прекрасного пола обеих культур испытывают одинаковый интерес к золотому и оранжевому цветам.3) Положительная реакция на вербальные стимулы у женщин обеих культур выше, чем у мужчин. 4) Русскоязычные мужчины не испытывают никаких чувств к большинству из тёплых тонов.5) Больше всего тёплые цвета (семь из девяти) симпатичны взрослым русскоязычным женщинам.6) Несмотря на численное превосходство, мужчины земной стихии обеих культур наиболее разрозненны в своём отношении к тёплым цветам.7) Испаноязычные мужчины предложили большее количество ассоциаций на предложенные в опросе цвета, чем женщины этой же культуры или русскоязычные представители.8) Русскоязычные информанты указали больше оттенков в качестве любимых цветов, чем испаноязычные респонденты.На сегодняшний день тема исследования расширяется и дополняется данными о цветовосприятии тёплых цветов представителями русскоязычной, испаноязычной, франкоязычной и англоязычной культур. Будет проведён сравнительный анализ полученной информации и сделаны соответствующие выводы по экспериментув целом.

Ссылки на источники

1. Марченко,Т.К., Марченко,С. В.Цветотерапия в оздоровлении часто болеющих детей/Т. К. Марченко, С. В. Марченко// Альманах клинической медицины. –2006. –№ 12. –С. 151.

2.Браэм, Г. Психологияцвета/ ГаральдБраэм; пер. с нем. М.В.Крапивкиной. –М.: АСТ: Астрель,2009. –158, [2] c.3. Маслак, К. С., Егурнова,А.А. Коннотация цветообозначенияв английских ирусских пословицах/ К. С. Маслак, А. А. Егурнова // Гуманитарные научные исследования. –2014. –№ 6. –С. 13.