Способы увеличения моторной плотности учебных занятий по физической подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России
Выпуск:
ART 85057
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Камнев
Р.
В.,
Плешивцев
А.
Ю. Способы увеличения моторной плотности учебных занятий по физической подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
281–285. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85057.htm.
Аннотация. В статье представлены результаты исследований, направленные на изучение эффективности использования методики применения нестандартного оборудования на практических занятиях по физической подготовке в вузах МВД России. Нестандартное оборудование, современный инвентарь, а также методики его использования обладают большим объемом преимуществ перед стандартными средствами и методиками обучения. В частности, появляется возможность включать в учебный процесс подготовки курсантов МВД России большее количество упражнений, способствующих ускоренному освоению программы тематического планирования. Необходимость внедрения в процесс подготовки полицейских использования нестандартного оборудования обусловлена негативной оперативной обстановкой. В современной практике преподавания физической подготовки в образовательных организациях системы МВД России отсутствует общепринятая классификация используемых технических средств, способствующих лучшему и технически правильному изучению и совершенствованию атакующих и защитных действий, применяемых сотрудниками полиции при выполнении служебных обязанностей. Все перечисленные факторы обусловливают актуальность данной работы. Полученные данные можно использовать в качестве направления научных исследований в области повышения уровня физической подготовке курсантов и слушателей вузов МВД России.
Ключевые слова:
нестандартное оборудование, методы интенсификации процесса физической подготовки, курсанты и слушатели вузов мвд россии
Текст статьи
Камнев Роман Викторович,Кандидат педагогических наукстарший преподаватель кафедры физической подготовки, Волгоградская академия МВД России, г. Волгоградtaekvondoroman@mail.ru
ПлешивцевАлексей Юрьевич,Преподаватель кафедры физической подготовки, Волгоградская академия МВД России, г. Волгоград
Способы увеличения моторной плотностиучебных занятий по физической подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций системыМВД России
Аннотация. В статье представлены результаты исследований, направленные на изучение эффективности использования методики применения нестандартного оборудования на практических занятиях по физической подготовке в вузах МВД России. Нестандартное оборудование, современный инвентарь, а также методики его использования обладают большим объемом преимуществ перед стандартными средствами и методиками обучения. В частности, появляется возможность включать в учебный процесс подготовки курсантов МВД России большее количество упражнений, способствующих ускоренному освоению программы тематического планирования. Необходимость внедрения в процесс подготовки полицейских использования нестандартного оборудования обусловлен негативной оперативной обстановкой. В современной практике преподавания физической подготовки в образовательных организациях системыМВД России отсутствует общепринятая классификация используемых технических средств, способствующих лучшему и технически правильному изучению и совершенствованию атакующих и защитных действий применяемых сотрудниками полиции при выполнении служебных обязанностей. Все перечисленные факторы служат актуальностью данной работы. Полученные данные, возможно, использовать в качестве направления научных исследований в области повышения уровня физической подготовке курсантов и слушателей вузов МВД России.Ключевые слова:нестандартное оборудование, методы интенсификации процесса физической подготовки, курсанты и слушатели вузов МВД России.
Инновационный подход в методике проведения учебных занятий по физической подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций системыМВДРоссии, возможен только при активном применении технических средств обучения и появления новых методов их применения[1]. К такому выводу, по мере роста педагогического мастерства, со временем приходит большинство опытных преподавателей. К сожалению, не достаточно накоплено опыта в деятельности преподавателей в области спортивной подготовки по использованию нестандартного оборудования при проведении занятий по физической подготовкес курсантами и слушателями вузов МВД России. Большинство используемого оборудования это видоизменённые стандартные технические средства с расширенными свойствами.Диапазон применения таких устройств значительно шире, что позволяет расширить старые двигательные действия и изучать новые. Нестандартное оборудование, современный инвентарь, а также методики его использования, помимо выше изложенного, обладают большим объемом преимуществ передстандартными средствами и методиками обучения. В частности, появляется возможность включать в учебный процесс подготовки курсантов МВД России большее количество упражнений, способствующих ускоренному освоению программы тематического планирования. Вовторых, способствует появлению принципиально новых двигательных действий, что не может отрицательно сказаться на правильности выполнения боевых приёмов борьбы, ударов и защиты от них. Втретьих, расширяется возможность разучивания стандартных упражнений в принципиально новых условиях, максимально приближенных к реальным действиям. Вчетвертых, повышается моторная плотность и интенсивность занятия. Впятых, создаются предпосылки для создания условий, в которых курсанты и слушатели вузов МВД России могут в полной мере проявить силу, скорость, гибкость и координацию, которую невозможно проявить при отработке этих же заданий с партнером. Кроме того, повышение эмоционального фона занятий обусловлено новизной педагогических подходов к выполнению рутинных заданий, без наличия которых не возможно изучение захватов, бросков, освобождений, удержаний, ударов и защит[2].Необходимость внедрения в процесс подготовки полицейских использования нестандартного оборудования обусловлен негативной оперативной обстановкой. Так, по официальным данным МВДРоссии, в 2011 году в отношении 64800 сотрудников полиции были совершены противоправные деяния; зарегистрировано порядка 255 вооружённых нападений на полицейских. Особенно сложная ситуация сложилась в СанктПетербурге. По данным МВДРоссии, за два дня на сотрудников полиции нападают по четырепять раз.Анализ статистических данных позволяет сделать вывод, что преступность становиться с каждым днём более подготовленной к ведению рукопашного боя.В 2012 г. в России при исполнении служебных обязанностей на территории государства погибли более 300 полицейских и солдат внутренней службы. В 2013 г. число погибших снизилось до 160 человек[3].В своём выступлении генераллейтенант милиции и эксдепутат Госдумы России А.Гуров приводит следующие сведения: ©За 20 лет мы потеряли 6 тысяч полицейских, и еще 50 тысяч были искалечены. Вы вдумайтесь в эти цифры! Ни одна страна мира таких потерь не несет. Причем только треть полицейских гибнут в горячих точках, а две трети ‒ на улицах и площадях. В 1973 году на территории всего Советского Союза погибли 72 милиционера. Сегодня же каждый год гибнет около 400. Думаю, за посягательство на жизнь работника полиции нужно ввести пожизненное заключениеª[4].Правила использования стандартного оборудования отработаны на практике прошлых лет и не отвечают стандартам современных требований предъявляемых сотрудникам полиции. С одной стороны, они решают большинство задач развития основных физических и технических качеств, но, с другой стороны, сужают спектр используемых двигательных действий. Стандартный набор двигательных действий приводит к привыканию, чувству узкой направленности занятия, повышает утомляемость, служит появлению нежелания продолжать дальнейшее выполнение действий, создаёт преграду для трансформациизнаний и умений в прочный и, что самое главное, стабильный навык к выполнению поставленной задачи[5].Стандартным оборудованием называется тренажерные устройствасоответствующие стандарту, являющиеся типовыми, изготовленные по широко распространённому образцу, лишенные оригинальности и своеобразия. Как правило, при использовании подобного оборудования невозможно дифференцировать применяемую нагрузку с учётом пола,возраста, различных характеристик нападающего (вес, рост, физическое развитие). Нестандартное оборудование‒способствует нахождению новых подходов и необычных решений в любых ситуациях. Условия, которые создаются при их использовании, каждый раз изменяются, что способствует приобретения умения использовать ранее изученные приёмы в любых условиях.К нестандартному оборудованию относятся технические средства, применяемые в практике физической подготовки, которые возможно адаптировать к учебному процессу в образовательных организациях системыМВДРоссии. Техническими средствами называются системы, устройства, электроника, различные компьютерные программы, аппаратура целенаправленно воздействующие на тренируемые физические качества и технические действия, обучения и дальнейшего развития двигательных навыков, а также для получения оперативной информации на протяжении всего учебного практического занятия по физической подготовке. Своевременность получения подобной информации является необходимым условием повышения эффективности становления двигательного навыка.В современной практике преподавания физической подготовки в образовательных организацияхМВД Россииотсутствуетобщепринятая классификация используемых технических средств, способствующих лучшему и технически правильному изучению и совершенствованию атакующих и защитных действий применяемых сотрудниками полиции при выполнении служебных обязанностей[6]. На наш взгляд, следует использовать следующую классификацию, которая облегчит процесс подбора последовательности упражнений по степени их сложности:‒снаряды, способные определять силу нанесения удара (в т.ч.: устройства снимающие показатели о точности удара);‒технические средства, развивающие гибкость;‒комплексы снарядов и механизмов, воссоздающие боевую обстановку в различном сочетании тренажеров;‒пособия в виде методических рекомендаций, презентации, схематически изображенные блоки передвижений, тематическиерисунки, мультимедиасредства;‒снаряды, используемые в соревнованиях, способные измерить силу удара, высоту и длину;‒видоизменённое стандартное оборудование бокса и восточных единоборств, которые могут иметь отличительную структуру по внешним (иметь форму шара, конуса, горизонтального расположения) и внутренним (быть наполненными водой или гелием) характеристикам;‒защитное снаряжение для ведения поединка в полный контакт, которое способно в десятки раз снизить травмоопасность партнера во время схватки;‒технические средства, направленные на выработку точности ударов;‒тренажеры, воспроизводящие противника, а также его внешние параметры (рост, вес, расположение конечностей), возможно с включением в них датчиков, позволяющих вести количественный учет технических действий.Нестандартное оборудование должно соответствовать следующим требованиям, предъявляемым к подобным снарядам:‒широкая доступность для использования курсантами и слушателями с различными уровнями физических кондиций;‒эффективное воздействие на положительное развитие и закрепление полученных ранее знаний;‒развитие, как локальных мышечных групп, так и оказывающих всестороннее развитие курсантов и слушателей образовательных организацийМВДРоссии;‒надёжность и удобность в эксплуатации;‒объективность отражения информации о правильности выполнения упражнений, силе воздействий.Несомненно, нельзя отрицать положительное влияние стандартного оборудования, поэтому целесообразно его совместное применение с нестандартными снарядами. Соединение в одном учебном занятии двух видов оборудования позволяет достичь наивысшего педагогического эффекта.Задержание, конвоирование, нанесение ударов и выполнение защит проходит в условиях столкновения между полицейским и преступником (подозреваемым), который готов пойти на крайние меры в момент исполнения законных требований представителя правоохранительных органов. В этой ситуации задерживаемый будет проявлять физическую силу в полной мере. Кроме того, как показывает практика последних лет, правонарушитель может быть профессионально обучен борьбе, боксу или иным контактным видам спорта. Поэтому оптимальным способом отработки перечисленных элементов выступает работа на аналоговых тренажёрах, при помощи которых возможно проявление физических данных в той мере, в которой этого требует чрезвычайная ситуация. Следует отметить, что при этом не должен пострадать партнер по тренировке. Всем этим требованиям должны отвечать решаемые задачи при их отработке с использованием нестандартного оборудования. Решение задачи в максимально короткие сроки обучит курсанта и слушателя вузом МВД России научиться действовать в реальной обстановке, что не возможно в условиях отработки с людьми. Для полноценного освоения учебного материала по физической подготовке необходимо периодическое выполнение элементов в полную силу. В противном случае, вырабатывается неправильные приемы и навыки их применения. Применение как стандартного, так и нестандартного оборудования не означает, что необходимо отказаться от отработки заданий с партнером. По нашему мнению, распределение заданий с партнёром и на оборудовании (тренажерах) должны распределяться в соотношении три к двум.Оборудование и тренажеры в большинстве своём стационарны, поэтому выполнять действия, полностью эмитирующие человека, не в состоянии. Чтобы минимизировать этот недостаток, необходимо разделить подготовку на три этапа. В начале обучения необходимо научить курсантов и слушателей попадать по назначенным точкам на больших тренажерах, использовать облегчённый инвентарь при отработке бросков. Второй этап заключается в отработке навыка попадания по маленьким предметам, а в борцовских элементах увеличение веса снаряда, использование резиновых жгутов с меньшей эластичностью. На третьем этапе можно приступать к отработке на раскачивающихся или передвигающихся манекенах, разнообразных боксёрских грушах, тренажерных устройствах, позволяющих выполнять болевые приёмы на суставы[4]. Впоследствии, следует усложнить третий этап, путем увеличения количества снарядов, применения инвентаря различной направленности, сочетания в одном приёме бросковой и ударной техники одновременно. Начиная со второго этапа, необходимо использование электронных приборов, фиксирующих силу удара, его точность, амплитуду движения, скорость вхождения в зону атаки правонарушителя. В подтверждение правильности подобного построения учебного процесса выдающийся специалист в области самообороны А. Харлампиев в своих работах отмечал о необходимости нанесения точных ударов по наиболее уязвимым сегментам вместо бездумного нанесения ударов по большой поверхности снарядов. Обозначить зоны поражения легко, достаточно взять мел и нанести на снаряде необходимые точки. Однако подобные пометки нужно делать на высоте, соответствующей физиологическим особенностям среднестатистического человека. Эти метки не должны превышать величину части тела, которую необходимо поразить. Кроме того, А. Харлампиев описывал методы усложнения процесса отработки элементов, которые заключаются в использовании качающихся элементов, заставляющих оборудование двигаться. Например, в первом варианте, когда есть необходимость двигаться вслед за инвентарём, у воспитуемого развивается быстрота перемещений, согласованность действий всех звеньев тела, а также глазомер и реакция. При встречных ударных и бросковых действиях развивается устойчивость на ногах в момент выполнения учебных заданий, которая является важной составляющей успешной реализации двигательных навыков. За счёт внедрения в практику методов применения нестандартного оборудования происходит интенсификацияобучения, посредством возрастания тренировочного воздействия упражнений, возможности использования проблемнопоисковых методов, применения сопряжённого метода, позволяющего одновременно совершенствовать двигательные навыки и развивать профессионально важные физические способности и качества.
На основании выше изложенного предлагаем следующие методические рекомендации, апробированные во время использовании не стандартного оборудования в практических занятиях по физической подготовке курсантов и слушателей вузов МВД России:‒снаряды должны отвечать требованиям безопасности и гигиены;‒в процессе обучения курсантов и слушателей применять стандартное и не стандартное оборудование в равных пропорциях;‒планомерная и поэтапная замена выполнения упражнения с партнером на аналогичные упражнения с тренажером в полную силу;‒нестандартное оборудование должно быть легко применимым и простым в использовании;‒подбор упражнений со снарядами и их вариации с учетом физического развитие обучающихся.Изучение и дальнейшая отработка техник на нестандартном оборудовании подчиняется общепринятым педагогическим действиям и методам. В начале применяется метод показа, при котором преподаватель называет приём, демонстрирует его в темпе, необходимом для реальных действий, после чего воспроизводит его в медленном режиме выполнения. Подробно рассказывает, при каких условиях возможно применение этого двигательного действия в реальности. После демонстрации педагог отвечает на вопросы курсантов и слушателей. Затем наступает время применения расчлененного метода, при котором осваиваются отдельные элементы под ©счётª или сигнал. После чего переходят к выполнению двигательного действия целиком. После того, как прием будет освоен, и занимающиеся смогут выполнить его без замешательства, можно начать самостоятельное выполнение, при котором преподаватель контролирует каждого обучающегося, корректируя его ошибочные действия. Алгоритм перехода умений в навык состоит из следующих этапов: выполнение различных сочетаний техник; выполнение способов и приёмов с постоянно меняющейся скоростью максимально приближаясь к практической скорости. В подобные комплексные занятия обязательно необходимо вносить приёмы, требующие от курсантов и слушателей, длительных и коротко временных предельных и непредельных волевых и физических напряжений. Выполняя задания на нестандартном оборудовании, преподаватель должен знать, что при выполнении многократных, а главное разнообразных повторений, необходимо делать акцент на развитии конкретных физических способностей, как в одиночном их проявлении (например, развитие скоростных способностей), так и комплексном (например, развитие силовых и скоростносиловых способностей).Для каждого отдельного технического средства, применяемого на нестандартном оборудовании, существует собственная методика тренировки, которая даёт возможность с наибольшим положительным эффектом использовать его возможности. Например, в залах образовательных организацийМВД России по проведению учебных занятий по физической подготовке, при наличии определённых средств развития технических навыков возможно применение круговой тренировки. Использование данного метода способствует развитию специальной выносливости, которая не дает возможности привыкать к условиям применения и реализации двигательного потенциала, снижает утомляемость. Исходя из темы занятия, курсанты могут передвигаться от одного средства к другому в различном порядке, выполняя различные действия на одном и том же тренажере.Существуют определенные требования к способу размещения курсантов (слушателей) во время использования нестандартного оборудования на занятиях по физической подготовке.Прежде всего, это зависит от содержания и сложности решаемых задач на учебнотренировочных занятиях, а также от уровня готовности занимающихся к выполнению тех, или иных двигательных заданий. Немаловажную роль играет и насыщенность спортивного зала оборудованием и инвентарем.Так, на начальном этапе обучениядвигательным действиям целесообразно использовать фронтальное расположение курсантов. Это обусловлено необходимостью затрачивать большое количество времени на объяснение и показ упражнения. По мере усвоения материала применяется групповой способ поочерёдного выполнения упражнений на оборудовании различного практического применения. Подобное построение процесса обучения и повышения уровня владения навыками боевых приёмов борьбы повышает интерес курсантов и слушателей к учебному процессу, активизирует их познавательную деятельность, создаёт стойкую потребность к самостоятельному освоению приёмов.В случае большого количества курсантов группу следует разделить на подгруппы. По окончанию выполнения упражнений на одном нестандартном тренажере, переходят к выполнению упражнений на другом тренажере. При поточном методе на одной тренировочной базе упражнения выполняет группа обучающихся, расформированная по три курсанта. Отработка выполняется следующим образом: во время выполнения здания первым курсантом, второй обучающийся его подстраховывает, а третий проводит визуальный контроль и по мере выполнения задания корректирует его. На учебных занятиях с применением нестандартного оборудования раздельный метод или поточный способ всегда включает одновременное или посменное выполнение упражнений на подсчёт, количество выполнений, необходимую частоту сердечных сокращений, время выполнения, получение желаемого результата (правильность выполнения действий). При подобном варианте построения учебного занятия в условиях, связанных с применением физической силы у курсантов, развиваются такие качества, как ответственность за товарища, содействие при выполнении страховок, умение проводить анализ технических действий и своевременно их исправлять. Это коренным образом меняет учебную ситуацию, при которой курсантам приходилось ожидать своей очереди, пассивно наблюдая за выполнением упражнения другими участниками учебного процесса.На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы. При выборе методов проведения практических занятий преподаватель посредством включения в учебный процесс методик применения нестандартного оборудования успешно может повысить эффективность решения различных задач согласно тематическому плану. На занятиях с применением указанных методик увеличивается интерес курсантов и слушателей к изучаемому материалу. Подобный эффект достигается путем удовлетворения потребности в двигательной активности, что не оказывает отрицательного воздействия на формирование положительного отношения к физической подготовке в целом.С полной уверенностью можно утверждать, что использование нестандартного оборудования на учебнопрактических занятиях по физической подготовке курсантов и слушателей образовательных организацийМВД России создаёт необходимые условия для индивидуальной подготовки и реализации дифференцированного подхода в процессе обучения, воссоздает все необходимые условия для многогранного развития личности. Использование подобного оборудования являются одним из способов повышения мотивации к процессу обучения, способствуют отработки техники боевых приёмов борьбы в полной силе и амплитуде. Оно удобно в применении, снимает психологическое перенапряжение, формирует потребность к самостоятельной работе за рамками учебного времени. Лучшим методом стимулирования познавательной деятельности является интерес и заинтересованность, которые появляются при таком обучении. Основным видом мотивации на занятиях становиться желание проявить физические и моральные качества, превзойти своего товарища в техником выполнении задания, взамен корыстного посещения ради оценки в журнале посещаемости и сдачи зачёта. Коренным образом меняется смысл занятий для курсантов и слушателей, поскольку на смену стереотипам приходит устойчивое желание самореализации.
Ссылки на источники1.Овчинников В. А. Профессиональноприкладная физическая подготовка в высших образовательных учреждениях МВД России // Научнометодический журнал ©Вестник Волгоградской академии МВД Россииª. 2010. № 3. С. 163165.2.Овчинников В. А. Педагогическая система физической подготовки в вузах МВД России: инновационный подход // Научнометодический журнал ©Вестник Волгоградской академии МВД Россииª. 2011. № 2. С. 135141.3.Овчинников В. А. Система формирования профессиональноприкладной физической подготовки курсантов и слушателей вузов МВД России: автореф. дис. … докт. пед. наук. М., 2012. 48 с. 4.Косяченко В.И., Новохатский Д.А.,Гаврилов В.Г., Овчинников В.А.Организация и методическое обеспечение тактикоспециальной, огневой и физической подготовки сотрудников ОВД : учеб.метод. пособие / В.И. Косяченко, Д.А.Новохатский, В.Г.Гаврилов, В.А.Овчинников. Волгоград : ВА МВД России, 2009. 238 с.
5.Харлампиев А.А ©Система самбо. Боевое искусствоª М.: 1995 год.6.СПС Официальный сайт МВД Россииhttp://www.mvd.ru(дата обращения 13.02.2014 г.).
ПлешивцевАлексей Юрьевич,Преподаватель кафедры физической подготовки, Волгоградская академия МВД России, г. Волгоград
Способы увеличения моторной плотностиучебных занятий по физической подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций системыМВД России
Аннотация. В статье представлены результаты исследований, направленные на изучение эффективности использования методики применения нестандартного оборудования на практических занятиях по физической подготовке в вузах МВД России. Нестандартное оборудование, современный инвентарь, а также методики его использования обладают большим объемом преимуществ перед стандартными средствами и методиками обучения. В частности, появляется возможность включать в учебный процесс подготовки курсантов МВД России большее количество упражнений, способствующих ускоренному освоению программы тематического планирования. Необходимость внедрения в процесс подготовки полицейских использования нестандартного оборудования обусловлен негативной оперативной обстановкой. В современной практике преподавания физической подготовки в образовательных организациях системыМВД России отсутствует общепринятая классификация используемых технических средств, способствующих лучшему и технически правильному изучению и совершенствованию атакующих и защитных действий применяемых сотрудниками полиции при выполнении служебных обязанностей. Все перечисленные факторы служат актуальностью данной работы. Полученные данные, возможно, использовать в качестве направления научных исследований в области повышения уровня физической подготовке курсантов и слушателей вузов МВД России.Ключевые слова:нестандартное оборудование, методы интенсификации процесса физической подготовки, курсанты и слушатели вузов МВД России.
Инновационный подход в методике проведения учебных занятий по физической подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций системыМВДРоссии, возможен только при активном применении технических средств обучения и появления новых методов их применения[1]. К такому выводу, по мере роста педагогического мастерства, со временем приходит большинство опытных преподавателей. К сожалению, не достаточно накоплено опыта в деятельности преподавателей в области спортивной подготовки по использованию нестандартного оборудования при проведении занятий по физической подготовкес курсантами и слушателями вузов МВД России. Большинство используемого оборудования это видоизменённые стандартные технические средства с расширенными свойствами.Диапазон применения таких устройств значительно шире, что позволяет расширить старые двигательные действия и изучать новые. Нестандартное оборудование, современный инвентарь, а также методики его использования, помимо выше изложенного, обладают большим объемом преимуществ передстандартными средствами и методиками обучения. В частности, появляется возможность включать в учебный процесс подготовки курсантов МВД России большее количество упражнений, способствующих ускоренному освоению программы тематического планирования. Вовторых, способствует появлению принципиально новых двигательных действий, что не может отрицательно сказаться на правильности выполнения боевых приёмов борьбы, ударов и защиты от них. Втретьих, расширяется возможность разучивания стандартных упражнений в принципиально новых условиях, максимально приближенных к реальным действиям. Вчетвертых, повышается моторная плотность и интенсивность занятия. Впятых, создаются предпосылки для создания условий, в которых курсанты и слушатели вузов МВД России могут в полной мере проявить силу, скорость, гибкость и координацию, которую невозможно проявить при отработке этих же заданий с партнером. Кроме того, повышение эмоционального фона занятий обусловлено новизной педагогических подходов к выполнению рутинных заданий, без наличия которых не возможно изучение захватов, бросков, освобождений, удержаний, ударов и защит[2].Необходимость внедрения в процесс подготовки полицейских использования нестандартного оборудования обусловлен негативной оперативной обстановкой. Так, по официальным данным МВДРоссии, в 2011 году в отношении 64800 сотрудников полиции были совершены противоправные деяния; зарегистрировано порядка 255 вооружённых нападений на полицейских. Особенно сложная ситуация сложилась в СанктПетербурге. По данным МВДРоссии, за два дня на сотрудников полиции нападают по четырепять раз.Анализ статистических данных позволяет сделать вывод, что преступность становиться с каждым днём более подготовленной к ведению рукопашного боя.В 2012 г. в России при исполнении служебных обязанностей на территории государства погибли более 300 полицейских и солдат внутренней службы. В 2013 г. число погибших снизилось до 160 человек[3].В своём выступлении генераллейтенант милиции и эксдепутат Госдумы России А.Гуров приводит следующие сведения: ©За 20 лет мы потеряли 6 тысяч полицейских, и еще 50 тысяч были искалечены. Вы вдумайтесь в эти цифры! Ни одна страна мира таких потерь не несет. Причем только треть полицейских гибнут в горячих точках, а две трети ‒ на улицах и площадях. В 1973 году на территории всего Советского Союза погибли 72 милиционера. Сегодня же каждый год гибнет около 400. Думаю, за посягательство на жизнь работника полиции нужно ввести пожизненное заключениеª[4].Правила использования стандартного оборудования отработаны на практике прошлых лет и не отвечают стандартам современных требований предъявляемых сотрудникам полиции. С одной стороны, они решают большинство задач развития основных физических и технических качеств, но, с другой стороны, сужают спектр используемых двигательных действий. Стандартный набор двигательных действий приводит к привыканию, чувству узкой направленности занятия, повышает утомляемость, служит появлению нежелания продолжать дальнейшее выполнение действий, создаёт преграду для трансформациизнаний и умений в прочный и, что самое главное, стабильный навык к выполнению поставленной задачи[5].Стандартным оборудованием называется тренажерные устройствасоответствующие стандарту, являющиеся типовыми, изготовленные по широко распространённому образцу, лишенные оригинальности и своеобразия. Как правило, при использовании подобного оборудования невозможно дифференцировать применяемую нагрузку с учётом пола,возраста, различных характеристик нападающего (вес, рост, физическое развитие). Нестандартное оборудование‒способствует нахождению новых подходов и необычных решений в любых ситуациях. Условия, которые создаются при их использовании, каждый раз изменяются, что способствует приобретения умения использовать ранее изученные приёмы в любых условиях.К нестандартному оборудованию относятся технические средства, применяемые в практике физической подготовки, которые возможно адаптировать к учебному процессу в образовательных организациях системыМВДРоссии. Техническими средствами называются системы, устройства, электроника, различные компьютерные программы, аппаратура целенаправленно воздействующие на тренируемые физические качества и технические действия, обучения и дальнейшего развития двигательных навыков, а также для получения оперативной информации на протяжении всего учебного практического занятия по физической подготовке. Своевременность получения подобной информации является необходимым условием повышения эффективности становления двигательного навыка.В современной практике преподавания физической подготовки в образовательных организацияхМВД Россииотсутствуетобщепринятая классификация используемых технических средств, способствующих лучшему и технически правильному изучению и совершенствованию атакующих и защитных действий применяемых сотрудниками полиции при выполнении служебных обязанностей[6]. На наш взгляд, следует использовать следующую классификацию, которая облегчит процесс подбора последовательности упражнений по степени их сложности:‒снаряды, способные определять силу нанесения удара (в т.ч.: устройства снимающие показатели о точности удара);‒технические средства, развивающие гибкость;‒комплексы снарядов и механизмов, воссоздающие боевую обстановку в различном сочетании тренажеров;‒пособия в виде методических рекомендаций, презентации, схематически изображенные блоки передвижений, тематическиерисунки, мультимедиасредства;‒снаряды, используемые в соревнованиях, способные измерить силу удара, высоту и длину;‒видоизменённое стандартное оборудование бокса и восточных единоборств, которые могут иметь отличительную структуру по внешним (иметь форму шара, конуса, горизонтального расположения) и внутренним (быть наполненными водой или гелием) характеристикам;‒защитное снаряжение для ведения поединка в полный контакт, которое способно в десятки раз снизить травмоопасность партнера во время схватки;‒технические средства, направленные на выработку точности ударов;‒тренажеры, воспроизводящие противника, а также его внешние параметры (рост, вес, расположение конечностей), возможно с включением в них датчиков, позволяющих вести количественный учет технических действий.Нестандартное оборудование должно соответствовать следующим требованиям, предъявляемым к подобным снарядам:‒широкая доступность для использования курсантами и слушателями с различными уровнями физических кондиций;‒эффективное воздействие на положительное развитие и закрепление полученных ранее знаний;‒развитие, как локальных мышечных групп, так и оказывающих всестороннее развитие курсантов и слушателей образовательных организацийМВДРоссии;‒надёжность и удобность в эксплуатации;‒объективность отражения информации о правильности выполнения упражнений, силе воздействий.Несомненно, нельзя отрицать положительное влияние стандартного оборудования, поэтому целесообразно его совместное применение с нестандартными снарядами. Соединение в одном учебном занятии двух видов оборудования позволяет достичь наивысшего педагогического эффекта.Задержание, конвоирование, нанесение ударов и выполнение защит проходит в условиях столкновения между полицейским и преступником (подозреваемым), который готов пойти на крайние меры в момент исполнения законных требований представителя правоохранительных органов. В этой ситуации задерживаемый будет проявлять физическую силу в полной мере. Кроме того, как показывает практика последних лет, правонарушитель может быть профессионально обучен борьбе, боксу или иным контактным видам спорта. Поэтому оптимальным способом отработки перечисленных элементов выступает работа на аналоговых тренажёрах, при помощи которых возможно проявление физических данных в той мере, в которой этого требует чрезвычайная ситуация. Следует отметить, что при этом не должен пострадать партнер по тренировке. Всем этим требованиям должны отвечать решаемые задачи при их отработке с использованием нестандартного оборудования. Решение задачи в максимально короткие сроки обучит курсанта и слушателя вузом МВД России научиться действовать в реальной обстановке, что не возможно в условиях отработки с людьми. Для полноценного освоения учебного материала по физической подготовке необходимо периодическое выполнение элементов в полную силу. В противном случае, вырабатывается неправильные приемы и навыки их применения. Применение как стандартного, так и нестандартного оборудования не означает, что необходимо отказаться от отработки заданий с партнером. По нашему мнению, распределение заданий с партнёром и на оборудовании (тренажерах) должны распределяться в соотношении три к двум.Оборудование и тренажеры в большинстве своём стационарны, поэтому выполнять действия, полностью эмитирующие человека, не в состоянии. Чтобы минимизировать этот недостаток, необходимо разделить подготовку на три этапа. В начале обучения необходимо научить курсантов и слушателей попадать по назначенным точкам на больших тренажерах, использовать облегчённый инвентарь при отработке бросков. Второй этап заключается в отработке навыка попадания по маленьким предметам, а в борцовских элементах увеличение веса снаряда, использование резиновых жгутов с меньшей эластичностью. На третьем этапе можно приступать к отработке на раскачивающихся или передвигающихся манекенах, разнообразных боксёрских грушах, тренажерных устройствах, позволяющих выполнять болевые приёмы на суставы[4]. Впоследствии, следует усложнить третий этап, путем увеличения количества снарядов, применения инвентаря различной направленности, сочетания в одном приёме бросковой и ударной техники одновременно. Начиная со второго этапа, необходимо использование электронных приборов, фиксирующих силу удара, его точность, амплитуду движения, скорость вхождения в зону атаки правонарушителя. В подтверждение правильности подобного построения учебного процесса выдающийся специалист в области самообороны А. Харлампиев в своих работах отмечал о необходимости нанесения точных ударов по наиболее уязвимым сегментам вместо бездумного нанесения ударов по большой поверхности снарядов. Обозначить зоны поражения легко, достаточно взять мел и нанести на снаряде необходимые точки. Однако подобные пометки нужно делать на высоте, соответствующей физиологическим особенностям среднестатистического человека. Эти метки не должны превышать величину части тела, которую необходимо поразить. Кроме того, А. Харлампиев описывал методы усложнения процесса отработки элементов, которые заключаются в использовании качающихся элементов, заставляющих оборудование двигаться. Например, в первом варианте, когда есть необходимость двигаться вслед за инвентарём, у воспитуемого развивается быстрота перемещений, согласованность действий всех звеньев тела, а также глазомер и реакция. При встречных ударных и бросковых действиях развивается устойчивость на ногах в момент выполнения учебных заданий, которая является важной составляющей успешной реализации двигательных навыков. За счёт внедрения в практику методов применения нестандартного оборудования происходит интенсификацияобучения, посредством возрастания тренировочного воздействия упражнений, возможности использования проблемнопоисковых методов, применения сопряжённого метода, позволяющего одновременно совершенствовать двигательные навыки и развивать профессионально важные физические способности и качества.
На основании выше изложенного предлагаем следующие методические рекомендации, апробированные во время использовании не стандартного оборудования в практических занятиях по физической подготовке курсантов и слушателей вузов МВД России:‒снаряды должны отвечать требованиям безопасности и гигиены;‒в процессе обучения курсантов и слушателей применять стандартное и не стандартное оборудование в равных пропорциях;‒планомерная и поэтапная замена выполнения упражнения с партнером на аналогичные упражнения с тренажером в полную силу;‒нестандартное оборудование должно быть легко применимым и простым в использовании;‒подбор упражнений со снарядами и их вариации с учетом физического развитие обучающихся.Изучение и дальнейшая отработка техник на нестандартном оборудовании подчиняется общепринятым педагогическим действиям и методам. В начале применяется метод показа, при котором преподаватель называет приём, демонстрирует его в темпе, необходимом для реальных действий, после чего воспроизводит его в медленном режиме выполнения. Подробно рассказывает, при каких условиях возможно применение этого двигательного действия в реальности. После демонстрации педагог отвечает на вопросы курсантов и слушателей. Затем наступает время применения расчлененного метода, при котором осваиваются отдельные элементы под ©счётª или сигнал. После чего переходят к выполнению двигательного действия целиком. После того, как прием будет освоен, и занимающиеся смогут выполнить его без замешательства, можно начать самостоятельное выполнение, при котором преподаватель контролирует каждого обучающегося, корректируя его ошибочные действия. Алгоритм перехода умений в навык состоит из следующих этапов: выполнение различных сочетаний техник; выполнение способов и приёмов с постоянно меняющейся скоростью максимально приближаясь к практической скорости. В подобные комплексные занятия обязательно необходимо вносить приёмы, требующие от курсантов и слушателей, длительных и коротко временных предельных и непредельных волевых и физических напряжений. Выполняя задания на нестандартном оборудовании, преподаватель должен знать, что при выполнении многократных, а главное разнообразных повторений, необходимо делать акцент на развитии конкретных физических способностей, как в одиночном их проявлении (например, развитие скоростных способностей), так и комплексном (например, развитие силовых и скоростносиловых способностей).Для каждого отдельного технического средства, применяемого на нестандартном оборудовании, существует собственная методика тренировки, которая даёт возможность с наибольшим положительным эффектом использовать его возможности. Например, в залах образовательных организацийМВД России по проведению учебных занятий по физической подготовке, при наличии определённых средств развития технических навыков возможно применение круговой тренировки. Использование данного метода способствует развитию специальной выносливости, которая не дает возможности привыкать к условиям применения и реализации двигательного потенциала, снижает утомляемость. Исходя из темы занятия, курсанты могут передвигаться от одного средства к другому в различном порядке, выполняя различные действия на одном и том же тренажере.Существуют определенные требования к способу размещения курсантов (слушателей) во время использования нестандартного оборудования на занятиях по физической подготовке.Прежде всего, это зависит от содержания и сложности решаемых задач на учебнотренировочных занятиях, а также от уровня готовности занимающихся к выполнению тех, или иных двигательных заданий. Немаловажную роль играет и насыщенность спортивного зала оборудованием и инвентарем.Так, на начальном этапе обучениядвигательным действиям целесообразно использовать фронтальное расположение курсантов. Это обусловлено необходимостью затрачивать большое количество времени на объяснение и показ упражнения. По мере усвоения материала применяется групповой способ поочерёдного выполнения упражнений на оборудовании различного практического применения. Подобное построение процесса обучения и повышения уровня владения навыками боевых приёмов борьбы повышает интерес курсантов и слушателей к учебному процессу, активизирует их познавательную деятельность, создаёт стойкую потребность к самостоятельному освоению приёмов.В случае большого количества курсантов группу следует разделить на подгруппы. По окончанию выполнения упражнений на одном нестандартном тренажере, переходят к выполнению упражнений на другом тренажере. При поточном методе на одной тренировочной базе упражнения выполняет группа обучающихся, расформированная по три курсанта. Отработка выполняется следующим образом: во время выполнения здания первым курсантом, второй обучающийся его подстраховывает, а третий проводит визуальный контроль и по мере выполнения задания корректирует его. На учебных занятиях с применением нестандартного оборудования раздельный метод или поточный способ всегда включает одновременное или посменное выполнение упражнений на подсчёт, количество выполнений, необходимую частоту сердечных сокращений, время выполнения, получение желаемого результата (правильность выполнения действий). При подобном варианте построения учебного занятия в условиях, связанных с применением физической силы у курсантов, развиваются такие качества, как ответственность за товарища, содействие при выполнении страховок, умение проводить анализ технических действий и своевременно их исправлять. Это коренным образом меняет учебную ситуацию, при которой курсантам приходилось ожидать своей очереди, пассивно наблюдая за выполнением упражнения другими участниками учебного процесса.На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы. При выборе методов проведения практических занятий преподаватель посредством включения в учебный процесс методик применения нестандартного оборудования успешно может повысить эффективность решения различных задач согласно тематическому плану. На занятиях с применением указанных методик увеличивается интерес курсантов и слушателей к изучаемому материалу. Подобный эффект достигается путем удовлетворения потребности в двигательной активности, что не оказывает отрицательного воздействия на формирование положительного отношения к физической подготовке в целом.С полной уверенностью можно утверждать, что использование нестандартного оборудования на учебнопрактических занятиях по физической подготовке курсантов и слушателей образовательных организацийМВД России создаёт необходимые условия для индивидуальной подготовки и реализации дифференцированного подхода в процессе обучения, воссоздает все необходимые условия для многогранного развития личности. Использование подобного оборудования являются одним из способов повышения мотивации к процессу обучения, способствуют отработки техники боевых приёмов борьбы в полной силе и амплитуде. Оно удобно в применении, снимает психологическое перенапряжение, формирует потребность к самостоятельной работе за рамками учебного времени. Лучшим методом стимулирования познавательной деятельности является интерес и заинтересованность, которые появляются при таком обучении. Основным видом мотивации на занятиях становиться желание проявить физические и моральные качества, превзойти своего товарища в техником выполнении задания, взамен корыстного посещения ради оценки в журнале посещаемости и сдачи зачёта. Коренным образом меняется смысл занятий для курсантов и слушателей, поскольку на смену стереотипам приходит устойчивое желание самореализации.
Ссылки на источники1.Овчинников В. А. Профессиональноприкладная физическая подготовка в высших образовательных учреждениях МВД России // Научнометодический журнал ©Вестник Волгоградской академии МВД Россииª. 2010. № 3. С. 163165.2.Овчинников В. А. Педагогическая система физической подготовки в вузах МВД России: инновационный подход // Научнометодический журнал ©Вестник Волгоградской академии МВД Россииª. 2011. № 2. С. 135141.3.Овчинников В. А. Система формирования профессиональноприкладной физической подготовки курсантов и слушателей вузов МВД России: автореф. дис. … докт. пед. наук. М., 2012. 48 с. 4.Косяченко В.И., Новохатский Д.А.,Гаврилов В.Г., Овчинников В.А.Организация и методическое обеспечение тактикоспециальной, огневой и физической подготовки сотрудников ОВД : учеб.метод. пособие / В.И. Косяченко, Д.А.Новохатский, В.Г.Гаврилов, В.А.Овчинников. Волгоград : ВА МВД России, 2009. 238 с.
5.Харлампиев А.А ©Система самбо. Боевое искусствоª М.: 1995 год.6.СПС Официальный сайт МВД Россииhttp://www.mvd.ru(дата обращения 13.02.2014 г.).