Обеспечение безопасной социализации детей из неблагополучных семей
Выпуск:
ART 85065
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Першина
Т.
В.,
Шишова
А.
В. Обеспечение безопасной социализации детей из неблагополучных семей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
321–325. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85065.htm.
Аннотация. В статье раскрывается прикладной аспект обеспечения безопасной социализации ребенка в семейной среде. Представлены результаты экспериментального исследования по выявлению комплекса рисков социализации ребенка в неблагополучной семье. С учетом основных положений теории безопасной социализации предложен педагогический механизм обеспечения безопасной социализации ребенка в неблагополучной семье.
Ключевые слова:
неблагополучная семья, риски социализации, безопасная социализация, обеспечение безопасной социализации
Текст статьи
Першина Татьяна Валентиновна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования, ФГБОУВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповецpershina69@list.ru
Шишова Анна Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования, ФГБОУВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповецshishovaanna@yandex.ru
Обеспечение безопасной социализациидетей из неблагополучных семей
Аннотация.В статье раскрывается прикладной аспект обеспечения безопасной социализации ребенка в семейной среде.Представлены результаты экспериментального исследования по выявлению комплекса рисков социализации ребенка в неблагополучной семье. С учетом основных положений теории безопасной социализации предложен педагогический механизм обеспечениябезопасной социализации ребенка в неблагополучной семье.Ключевые слова: неблагополучная семья,риски социализации,безопасная социализация, обеспечение безопасной социализации.
Современное общество с его особенностями развития подвергает процесс социализации личности многообразным рискам. Это внешние риски, обусловленные политическими, социокультурными, экономическими условиями жизнедеятельности общества, а также внутренние риски, исходящие от самой личности и микросреды её жизнедеятельности. Именно в микросреде концентрируются риски социализации, оказывающие непосредственное влияние на ход и результаты социализации ребёнка, который в силу ограниченности социального опыта оказывается наименее защищённым индивидом.Источником рисков социализации могут выступать все значимые для ребёнка микросреды, в том числе и семья.Влияние семьи как микросреды социализации на ребёнка в настоящее время характеризуется рядом противоречий и особенностей: нарушение структуры семьи, рост числа разводов и количества неполных семей, безработица и, как следствие, падение жизненного уровня семей и соответствующее ухудшение условий содержания и воспитания детей. Происходит резкое изменение ценностных ориентаций, массовая нуклеаризация семей, оторванных от своих родовых традиций, утративших свои изначальные корни, и всё это негативно сказывается на процессе социализации детей.Прогрессирующие кризисные явления в современной семье, в свою очередь, детерминируют тенденцию увеличения количества неблагополучных семей со скрытым или явным отрицательным влиянием на развитие ребенка.Несмотря на многообразие существующих в науке подходов к определению неблагополучной семьи, исследователи едины в понимании педагогического критерия семейного неблагополучия. Это критерий нарушения социально обусловленных функций семьи: воспитательной функции, функции первичной социализации ребенка и функции обеспечения психологического комфорта и эмоционального благополучия личности (М.С.Мацковский). Неблагополучная семья —это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какойлибо из сфер жизнедеятельности или нескольких сферах одновременно [1].В последние годы исследователи феномена семейного неблагополучиясвязывают его с различными социальными рисками, обращая внимание на тот факт, что в условиях современного общества риска семья зачастую становится источником угроз социального развития ребенка [2]. Под социальными рисками, в свою очередь, понимаются социально неприемлемые, угрожающие жизни, здоровью и полноценной социализации личности факторы и их последствия [3]. Вместе с тем неверно полагать, что состояние риска сопровождается явным неблагополучием. В ситуации риска социальное функционирование затруднено, а в ситуации неблагополучия –нарушено. С этой точки зрения, в неблагополучной семье социальное функционирование нарушено по разным причинам, что представляет явную угрозу для полноценного развития и социализации ребенка. Исследователи (Т.В.Драгунова, В.Б.Тарабаева, Д.В.Ярцев и др.) отмечают следующие факторы риска, затрудняющие социализацию ребенка в микросреде неблагополучной семьи:—низкий материальный и социокультурный уровень семьи;—структурная деформация семьи;—асоциальные типы личностей родителей;—конфликтные отношения в семье;—аморальный и противоправный образ жизни семьи и ближайшего окружения;—дефекты семейного воспитания, вплоть до жестокого обращенияи насилия над детьми [4].Для иллюстрации комплекса рисков социализации ребенка, сконцентрированных во всех компонентах семейной системы (структура, социальный статус, психологический климат, отношения, стиль воспитания, образ жизни и т.д.) обратимся к результатам экспериментального исследования, проведенного нами в течение ряда лет на базе МБУ «Социальнореабилитационный центр для несовершеннолетних «Росток» г. ЧереповцаВологодской области (СРЦН).Целью настоящего исследования явилось изучение влияния неблагополучной семейной среды на социализацию ребенка. В качестве его объекта выступила неблагополучная семья как микросреда социализации ребенка, а в качестве предмета —факторы социально опасного развития ребенка в неблагополучной семье[5].Задачи исследования были сформулированы следующим образом:—выявить риски социализации ребенка в семейной среде;—определить комплекс первоочередных мер по оказанию помощи ребенку и семье в преодолении семейного неблагополучия;—проанализировать причины возникновения социально опасного положения ребенка в неблагополучной семье[6].Программа диагностики включала работу по двум взаимосвязанным блокам:Первый блок—выявление неблагополучных семей, в которых дети находятся в социально опасном положении и являются либо безнадзорными, либо испытывают последствия отрицательного (асоциального) влияния родителей и/или жестокого обращения с ними.Направления изучения:1.Выявление неблагополучия семьи;2.Обследование социальнобытовых условий проживания семьи.Второй блок диагностики представлял собой углубленное индивидуальное изучение факторов социально опасного положения в семье, а также явных и скрытых угроз жизни, здоровью и социальному развитию ребенка.Направления изучения:1.Выявлениеособенностей внутрисемейных и детскородительских отношений.2.Изучение социальнопсихологического климата семьи.3.Выявление особенностей стилявоспитания ребенка в семье.4.Выявление отношений ребенка к членам своей семьи, к близкому окружению и самому себе.5.Определение уровня воспитательного потенциала семьи.6.Изучение личностных характеристик детей.После проведения серии диагностических методик первого блока мы пришли к выводу, что семьи несовершеннолетних, поступающих в учреждение, являются неблагополучными и подразделяются на категории: семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, и семьи, находящиеся в социально опасном положении. На момент обследования в СРЦН «Росток» на реабилитации находились 30 детей и подростков, 16 семей. При определении социального статуса было выявлено, что 38% от общего количества семей, находящихся на реабилитации в учреждении, представляют семьи с трудной жизненной ситуацией, 62% семей —с социально опасным положением. Исследование выявило, что во всех семьях отмечается явное неблагополучие в материальноэкономической, социальнобытовой сферах жизнедеятельности. Большинство семей при очень низких доходах имеют коммунальные задолженности, а жилищнобытовые условия в ряде семей характеризуются как антисанитарные (так, члены однойсемьи организовали в квартире притон, другая семья проживала в квартире с отключенным электричеством и т.д.). Отмечается низкий уровень социального здоровья семей (частое злоупотребление алкоголем, наличие у детей хронических заболеваний, умственной отсталости, соматической ослабленности). В семьях наблюдаются напряженноконфликтные отношения между родителями (сожителями), родителями и детьми (частые ссоры, затяжные конфликты, драки). Отмечаются акты насилия и унижения детей, что приводит к нарушению ихпсихического и физического здоровья (безнадзорность, физические наказания, унижения). Ребенок в этихсемьях воспринимается как обуза, источник дополнительных забот и беспокойства. Уродителей отсутствует интерес к школьным делам детей, проявляется равнодушие к их образу жизни.Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о высоком уровне социального неблагополучия обследуемых семей во всех сферах жизнедеятельности.Дальнейший анализ результатов обследования семей позволил выявить, что неблагополучные семьи находятся в длительном кризисном состоянии, которое усугубляет сложное переплетение социальноэкономических, психологических, педагогических факторов. При этом члены неблагополучной семьи, в силу отсутствия ресурсов, а нередко и желания, не имеют возможности разрешить сложившуюся жизненную ситуацию. Ребенок в такой семье обычно испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей (недостаточная забота о нем, неправильный уход и питание, различные формы семейного насилия). Но, несмотря на нарушения детскородительских отношений, они не утрачены полностью, и своевременно оказанная такой семье квалифицированная помощь дает возможность сохранить и восстановить семью для жизнеустройства в ней ребенка.По данным, полученным на втором этапе диагностики, было выявлено, что в неблагополучных семьяхпреобладает стиль воспитания, характеризующийся неприятием своего ребенка. Это проявляется в игнорировании потребностей ребенка, частых наказаниях (отмечались физические наказания, ограничение свободы (запрет на выход из дома), наказание голодом), оставлении ребенка без присмотра, повышенной раздражительности, направленной на детей и пр.Для определения семейного климата мы использовали методику «Социальнопсихологический климат семьи». Результаты свидетельствуют, что в семьях преобладают подавленное настроение, пессимистический тон, члены семьи конфликтуют между собой. В семье каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнениям других членов. Друзья и родственники чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется враждебность. К похвалам и поощрениям семья относятся равнодушно. Таким образом, социальнопсихологический климат в данных семьях можно считать неадекватным, тип взаимоотношений отрицательным.Для подкрепления достоверности полученных результатов относительно психологического климата в обследуемых семьяхмы обратились к проективной методике «Рисунок семьи». Полученные результаты показали, что дети в большинстве случаев мало времени проводят с родителями (не включают себя в круг семьи), несовершеннолетние испытывают дискомфорт и эмоциональную холодность по отношению к родителям. Образ жизни обследуемых семей имеет асоциальную направленность. Родители часто употребляют алкоголь, треть семей ведут аморальный образ жизни. Характеристика эмоциональных отношений свидетельствует об отсутствии взаимопонимания во всех семьях. В основном преобладают напряженноконфликтные отношения и эмоциональное отчуждение.Для оценки воспитательного потенциала семьимы использовали методику «Экспрессдиагностика особенностей семейной атмосферы, семейного воспитания и отношения родителей к детям».Результаты показали, что отмеченные нездоровый характер атмосферы, частые проявления тревоги, нервнопсихическое напряжение членов семьи отрицательно влияют на ее воспитательный потенциал. Кроме того, данная методика выявиларавнодушие, безразличие, непонимание в отношении родителей к детям. Итоги, полученные в ходе диагностического исследования, подтвердили неблагополучный статус обследуемых семей. Одинаковыми проблемами этих семей являются общее социальное неблагополучие, материальная необеспеченность, аморальный образ жизни, тяжелая психологическая атмосфера, эмоциональное отчуждение членов семьи друг от друга. В 85% обследуемых семей родители употребляют спиртные напитки, оказывают отрицательное влияние на детей, оставляют их без присмотраи пищи на длительное время, что создаетопасность для психического и физического здоровья несовершеннолетних. В 38% асоциальных семей родители трудоустроены, но неблагоприятный эмоциональный климат, конфликты с детьми, применение к ним физических наказаний являлось причинами уходов подростков из дома.Таким образом, анализ неблагополучной семьи позволяет констатировать, что положение ребенка в такой семье не является безопасным. Ситуация риска для ребенка обусловлена качественными характеристиками семейной среды, к которым относятся пренебрежение родительскими обязанностями, десоциализирующее влияние образа жизни взрослых членов семьи. Подобные риски кроются во всех подсистемах семьи, связанных с реализацией воспитательной функции: деформированная структура, асоциальные типы личностей родителей и ближайшего окружения, конфликтные отношения, аморальный и антисоциальный образ жизни, низкий социокультурный и социальноэкономический статус. В результате ребенок, воспитывающийся в неблагополучной семье, приобретает негативный социальный опыт. Изучение особенностейповедения воспитанников СРЦН из неблагополучных семей показало, что среди них высок процент детей с поведенческими нарушениями, неблагополучным психическим статусом, закрепившимися вредными привычками. Результаты методики «Склонность к отклоняющемуся поведению» показали, что 87% детей из неблагополучныхсемей, находящихся на реабилитации в СРЦН,имеютсклонность к отклоняющемуся поведению.У этих детей преобладающими являются склонность к нарушению норм и правил (100%), склонность к агрессии и насилию (78%), склонность к аддиктивному поведению (36%).Опросник употребления алкоголя и табакокурения показал, что 62% подростков (1316 лет) курят, употребляют слабоалкогольные напитки;18% детей (911 лет) употребляли табак эпизодически,однократно или дважды употребляли алкоголь.Таким образом, неблагополучная семейная среда аккумулирует множественные риски социализации ребенка, которые имеют явный характер, проявляются комплексно и в системе. При этом неблагополучная семья не способна к эффективной самоорганизации и саморегулированию процессов жизнедеятельности. Родители оказываются не в состоянии обеспечить стабильное функционирование семейной системы. Поэтому микросреда неблагополучной семьи становится опасной, прежде всего, для наименее защищенных ее несовершеннолетних членов. Возникает настоятельная необходимость обеспечения безопасной социализации ребенка в неблагополучной семейной среде. Безопасная социализация –процесс благоприятного вхождения человека в социальную общность, не сопровождающийся событиями травматического характера, непреодолимыми барьерами и деформациями личности [7].Суть безопасной социализации состоит в формировании жизнеспособности личности. Отсюда сущностный смысл обеспечения безопасной социализации заключается в создании таких условий жизнедеятельности ребёнка, которые будут способствовать гармонизации его физического и психического здоровья, формированию социально значимых качеств личности, социально одобряемых способов поведения, интериоризации общечеловеческих ценностей, становлению индивидуальности.Конкретизация общих положений теории безопасной социализации применительно к семейной среде позволяет определить в качестве целей безопасной социализации создание в семье условий, способствующих удовлетворению базовых потребностей ребёнка (потребности в комфортных условиях жизнедеятельности, потребностив личностнодоверительном общении с родителями и т.п.), обеспечивающих физическое, психическое, эмоциональноеи духовное, социальное здоровье ребёнка, освоение им социальных компетенций, традиций и ценностей семьи.Педагогический механизм обеспечения безопасной социализации ребёнка в семейной среде связан с внешним управлением существующими и потенциально возможными рисками социализации ребенка в неблагополучной семейной среде и проектированием в условиях семьи социальнопедагогической среды. Такая среда представляет собой специально организованные условия и возможности для развития личности, включённые в социальное и предметнопространственное окружение ребёнка. В создании таких условий семье требуется помощь специалистов. Это, прежде всего, социальные педагоги образовательных учреждений, специалисты по социальной работе учреждений здравоохранения и социальной защиты. Действуя в интересах ребенка и защищая его право на полноценное развитие в безопасной микросреде, социальные службы рассматривают неблагополучную семью с позиции объекта управления дисфункциональной семейной системой [8]. Представим алгоритм деятельности специалистов социальных служб по обеспечению безопасной социализации ребенка в неблагополучной семье. Алгоритм структурирован на основе технологического подхода в логике процесса обеспечения безопасной социализации ребёнка в семейной среде, который последовательно реализуется в совокупности этапов: выявление рисков, прогнозирование рисков и проектирование условий безопасной социализации (рис.1).
Рис.1 Алгоритм обеспечения безопасной социализации ребенка в неблагополучной семье
В содержательном плане обеспечение безопасной социализации означает:1) выявление и прогнозирование рисков социализации ребенка в микросреде семьи;2) проектирование условий безопасной социализации ребенка в семейной среде.Выявление рисков социализации означает проведение комплексного обследования и факторного анализа семейной среды. Для этого целесообразно использовать методику системной оценки ребёнка в семье (Н.П. Иванова, И.А. Бобылёва, О.В. Заводилкина), цель которой –максимально точное определение тех компонентов микросреды семьи, которые содержат явные угрозы и риски социализации ребёнка[9].
Следует отметить, что семья –это динамическая саморазвивающаяся система. Поэтому в контексте обеспечения безопасной социализации ребёнка важна оценка динамики развития семейной ситуации и прогнозирование на этой основе потенциальных рисков.Выявление рисков(комплексное обследование и факторный анализ семейной среды)Прогнозирование рисковОбеспечение безопасной социализации ребёнка в семейной средеПроектирование содержания безопасной социализации (создание комплекса условий)Выбор стратегии работы с семьёйСтратегия поглощения рисковСтратегия минимизации рисковСтратегия снижения и нейтрализации рисковВыбор ведущей тактики работы с семьёйТехнология социальнопедагогической поддержкиТехнология оказания помощи, технология работы с сетью социальных контактов
Технология кризисной интервенции, технология реабилитацииКомплекс условий безопасной социализации ребёнка в семейной средеформирование психологопедагогической грамотности родителей;коррекция стиля семейного воспитания;оказание помощи в решении проблем социального функционирования семьи;коррекция детскородительских отношений;консультирование родителей по социальноправовым вопросам;формирование и поддержание мотивации родителей на взаимодействие со специалистами.
Осуществляя прогнозирование рисков социализации ребёнка в семейной среде, специалистам необходимо собрать исчерпывающую информацию: вопервых, об особенностях развития ребёнка на данном возрастном этапе; вовторых, о степени риска (субъективное и объективное состояние риска); втретьих, о факторах влияния семейной среды на ребёнка, которые, с одной стороны, провоцируют риски социализации, а с другой, уменьшают и нейтрализуют их проявления.Следующим этапом обеспечения безопасной социализации ребёнка в неблагополучной семье является проектирование ее содержания.Сущность проектирования безопасной социализации ребёнка в семейной среде заключается в создании комплекса условий, обеспечивающих комфортное существование, безопасную жизнедеятельность и полноценное социальное развитие ребёнка, т.е. условийнеобходимых и достаточных для регулирования рисковсоциализации.
В теории управления социальными рисками определены механизмы проектирования безопасной среды:
минимизация –сокращение угрози рисков, сведение их к минимуму;
нейтрализация –устранение угроз и рисков за счет привлечения внешних ресурсов;
поглощение –устранение угроз и рисков за счет актуализации внутренних ресурсов [10].В качестве технологического инструментария проектирования содержания безопасной социализации ребенка в неблагополучной семье выступают: технология кризисной интервенции (нейтрализация рисков), технология социального патронажа и технология социальнопедагогической помощи и поддержки (минимизация рисков), технология работы с сетью социальных контактов семьи (поглощение рисков). Выбранные стратегия и тактика управления рисками социализации находят отражение в программе профилактической и коррекционнореабилитационной работыс семьей. Программа является средством управления рисками социализации ребенка в неблагополучной семье. Программа дает целостное представление о логике и основных содержательных линиях индивидуальной работы с семьей в виде алгоритмизированного управленческого цикла с четким определением этапов обеспечения безопасной социализации ребенка в неблагополучной семье.Программа включает два содержательных аспекта. Первый –направление по работе с семьей –имеет целью устранение или сведение к минимуму неблагоприятных факторов семейной среды. Второй –направление по работе с ребенком –направлен на выявление и устранение последствий первичной социализации ребенка внеблагополучной семейной среде. Приведем пример индивидуальной программы обеспечения безопасной социализации ребенка в неблагополучной семье (семья Лизы Р., 2003 г.р., находится на реабилитации в МБУ «Социальнореабилитационный центр для несовершеннолетних «Росток»).В рамках первого этапа работы с семьей (выявление и прогнозирование рисков) проведено комплексное обследование семьи. Поставлен социальнопедагогический диагноз: нарушение социального функционирования семьи; явно выраженные риски социализации ребенка; семья внутренне не готова к изменению семейной ситуации, но способна использовать внешние ресурсы. На основании поставленного диагноза в работе с семьей выбрана поддерживающая стратегия, связанная с оказанием семье необходимой помощи и активизацией ее внутренних ресурсов. Поэтому управление рисками социализации должно осуществляться в направлении их минимизации, нейтрализации и поглощения. Результаты проектирования программы в рамках второго этапа работы с семьей представлены в паспорте программы (таблица 1).
Таблица 1Паспорт программы
Наименование Программа обеспечения безопасной социализации Лизы Р. в неблагополучной семейной средеАктуальность программыФакторы риска социализации ребенка в семейной среде:
нездоровый образ жизни родителей (злоупотребление спиртными напитками);
низкий уровень педагогической грамотности родителей (не занимаются воспитанием дочери);
нестабильный психологический климат в семье (конфликтные отношения девочки с отцом).Ресурсы семьи:
родители готовы сотрудничать со специалистами СРЦН, имеют постоянное место работы;
поддержка и помощь со стороны ближайшего окружения семьи.Цель Создать условия для обеспечения безопасной социализации Лизы в семье
Задачи программы1.Мотивировать членов семьи на изменение семейной ситуации.2.Оказать медикосоциальную помощь взрослым членам семьи в преодолении алкогольной зависимости.3.Осуществлять коррекцию родительских установок и стиля семейного воспитания.4.Содействовать нормализации внутрисемейных отношений и психологического климата в семье.Условия реализацииПрограмма реализуется в условиях СРЦН.Сроки реализации: 1 месяц реабилитационного периода. Основные мероприятияНаправление работы с семьей:
медикосоциальная помощь (консультирование врачанарколога);
социальнопедагогическая помощь (патронаж с целью мониторинга семейной ситуации и формирования мотивации родителей на сотрудничество со специалистами; педагогическое консультирование с целью формирования адекватных родительских установок);
социальноэкономическая помощь (консультирование родителей о мерах социальной поддержки и условияхпредоставления адресной государственной социальной помощи);
социальноправовая помощь (консультирование родителей с целью разъяснения основных прав и обязанностей в сфере семейного, административного законодательства).Направление работы с несовершеннолетней:
социальнопсихологическая помощь (индивидуальная и групповая психокоррекционная работа);
социальнопедагогическая помощь (обучение навыкам конструктивного общения со сверстниками и взрослыми; воспитательная работа; оказание помощи в преодолении трудностей в усвоении школьной программы);
педагогическая коррекция (помощь в преодолении отклонений в поведении посредством включения в коррекционнореабилитационные программы «Путь к успеху» и «Мы вместе»; организация досуга).ИсполнителиСпециалисты СРЦН Ожидаемые результаты1.Готовность членов семьи к изменению семейной ситуации и взаимодействию со специалистами СРЦН.2.Отказ родителей от употребления алкоголя.3.Повышение уровня педагогической грамотности родителей.4.Нормализация внутрисемейных отношений.5.Готовность семьи к самостоятельному преодолению трудных жизненных ситуаций.
Таким образом, обеспечение безопасной социализации ребёнка в неблагополучной семье заключается в выявлении и прогнозировании рисков, а также проектировании содержания безопасной социализации ребёнкав семейной среде.
Ссылки на источники1.Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. –М., 1989.2.Социальная работа: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. В.И. Курбатова.Ростов н/Д, 2005.3.Там же.4.Драгунова Т.В., Тарабаева В.Б., Ярцев Д.В. Работа с кризисными семьями // Социальная педагогика. –2006. №1. 5.Шишова А.В.. Першина Т.В. Выявление угроз социального развития ребенка в асоциальной семье//Личность, семья и общество: Вопросы педагогики и психологии: Сборник статей по материалам XXXVIIМеждународной научнопрактической конференции №2 (37). Ч. 1 –Новосибирск, 2014 г.
6.Там же.7.Безопасность развития личности в процессе социализации: Словарьсправочник / Под ред. В.Г. Маралова, Н.В. Гольцовой. –Череповец, 2010.8.Першина Т.В. Проектирование программы управления рисками социализации ребенка в неблагополучной семье// Вестник Череповецкого государственного университета: Научный журнал. № 1 (54). –Череповец, 2014.9.Иванова Н.П., Бобылёва И.А., Заводилкина О.В. Ребёнок в неблагополучной семье: показатели диагностики // Социальная педагогика. –2010. №3.10.Вишняков, Я.Д., Радаев, Н.Н. Общая теория управления рисками. –М., 2008.
Шишова Анна Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования, ФГБОУВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповецshishovaanna@yandex.ru
Обеспечение безопасной социализациидетей из неблагополучных семей
Аннотация.В статье раскрывается прикладной аспект обеспечения безопасной социализации ребенка в семейной среде.Представлены результаты экспериментального исследования по выявлению комплекса рисков социализации ребенка в неблагополучной семье. С учетом основных положений теории безопасной социализации предложен педагогический механизм обеспечениябезопасной социализации ребенка в неблагополучной семье.Ключевые слова: неблагополучная семья,риски социализации,безопасная социализация, обеспечение безопасной социализации.
Современное общество с его особенностями развития подвергает процесс социализации личности многообразным рискам. Это внешние риски, обусловленные политическими, социокультурными, экономическими условиями жизнедеятельности общества, а также внутренние риски, исходящие от самой личности и микросреды её жизнедеятельности. Именно в микросреде концентрируются риски социализации, оказывающие непосредственное влияние на ход и результаты социализации ребёнка, который в силу ограниченности социального опыта оказывается наименее защищённым индивидом.Источником рисков социализации могут выступать все значимые для ребёнка микросреды, в том числе и семья.Влияние семьи как микросреды социализации на ребёнка в настоящее время характеризуется рядом противоречий и особенностей: нарушение структуры семьи, рост числа разводов и количества неполных семей, безработица и, как следствие, падение жизненного уровня семей и соответствующее ухудшение условий содержания и воспитания детей. Происходит резкое изменение ценностных ориентаций, массовая нуклеаризация семей, оторванных от своих родовых традиций, утративших свои изначальные корни, и всё это негативно сказывается на процессе социализации детей.Прогрессирующие кризисные явления в современной семье, в свою очередь, детерминируют тенденцию увеличения количества неблагополучных семей со скрытым или явным отрицательным влиянием на развитие ребенка.Несмотря на многообразие существующих в науке подходов к определению неблагополучной семьи, исследователи едины в понимании педагогического критерия семейного неблагополучия. Это критерий нарушения социально обусловленных функций семьи: воспитательной функции, функции первичной социализации ребенка и функции обеспечения психологического комфорта и эмоционального благополучия личности (М.С.Мацковский). Неблагополучная семья —это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какойлибо из сфер жизнедеятельности или нескольких сферах одновременно [1].В последние годы исследователи феномена семейного неблагополучиясвязывают его с различными социальными рисками, обращая внимание на тот факт, что в условиях современного общества риска семья зачастую становится источником угроз социального развития ребенка [2]. Под социальными рисками, в свою очередь, понимаются социально неприемлемые, угрожающие жизни, здоровью и полноценной социализации личности факторы и их последствия [3]. Вместе с тем неверно полагать, что состояние риска сопровождается явным неблагополучием. В ситуации риска социальное функционирование затруднено, а в ситуации неблагополучия –нарушено. С этой точки зрения, в неблагополучной семье социальное функционирование нарушено по разным причинам, что представляет явную угрозу для полноценного развития и социализации ребенка. Исследователи (Т.В.Драгунова, В.Б.Тарабаева, Д.В.Ярцев и др.) отмечают следующие факторы риска, затрудняющие социализацию ребенка в микросреде неблагополучной семьи:—низкий материальный и социокультурный уровень семьи;—структурная деформация семьи;—асоциальные типы личностей родителей;—конфликтные отношения в семье;—аморальный и противоправный образ жизни семьи и ближайшего окружения;—дефекты семейного воспитания, вплоть до жестокого обращенияи насилия над детьми [4].Для иллюстрации комплекса рисков социализации ребенка, сконцентрированных во всех компонентах семейной системы (структура, социальный статус, психологический климат, отношения, стиль воспитания, образ жизни и т.д.) обратимся к результатам экспериментального исследования, проведенного нами в течение ряда лет на базе МБУ «Социальнореабилитационный центр для несовершеннолетних «Росток» г. ЧереповцаВологодской области (СРЦН).Целью настоящего исследования явилось изучение влияния неблагополучной семейной среды на социализацию ребенка. В качестве его объекта выступила неблагополучная семья как микросреда социализации ребенка, а в качестве предмета —факторы социально опасного развития ребенка в неблагополучной семье[5].Задачи исследования были сформулированы следующим образом:—выявить риски социализации ребенка в семейной среде;—определить комплекс первоочередных мер по оказанию помощи ребенку и семье в преодолении семейного неблагополучия;—проанализировать причины возникновения социально опасного положения ребенка в неблагополучной семье[6].Программа диагностики включала работу по двум взаимосвязанным блокам:Первый блок—выявление неблагополучных семей, в которых дети находятся в социально опасном положении и являются либо безнадзорными, либо испытывают последствия отрицательного (асоциального) влияния родителей и/или жестокого обращения с ними.Направления изучения:1.Выявление неблагополучия семьи;2.Обследование социальнобытовых условий проживания семьи.Второй блок диагностики представлял собой углубленное индивидуальное изучение факторов социально опасного положения в семье, а также явных и скрытых угроз жизни, здоровью и социальному развитию ребенка.Направления изучения:1.Выявлениеособенностей внутрисемейных и детскородительских отношений.2.Изучение социальнопсихологического климата семьи.3.Выявление особенностей стилявоспитания ребенка в семье.4.Выявление отношений ребенка к членам своей семьи, к близкому окружению и самому себе.5.Определение уровня воспитательного потенциала семьи.6.Изучение личностных характеристик детей.После проведения серии диагностических методик первого блока мы пришли к выводу, что семьи несовершеннолетних, поступающих в учреждение, являются неблагополучными и подразделяются на категории: семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, и семьи, находящиеся в социально опасном положении. На момент обследования в СРЦН «Росток» на реабилитации находились 30 детей и подростков, 16 семей. При определении социального статуса было выявлено, что 38% от общего количества семей, находящихся на реабилитации в учреждении, представляют семьи с трудной жизненной ситуацией, 62% семей —с социально опасным положением. Исследование выявило, что во всех семьях отмечается явное неблагополучие в материальноэкономической, социальнобытовой сферах жизнедеятельности. Большинство семей при очень низких доходах имеют коммунальные задолженности, а жилищнобытовые условия в ряде семей характеризуются как антисанитарные (так, члены однойсемьи организовали в квартире притон, другая семья проживала в квартире с отключенным электричеством и т.д.). Отмечается низкий уровень социального здоровья семей (частое злоупотребление алкоголем, наличие у детей хронических заболеваний, умственной отсталости, соматической ослабленности). В семьях наблюдаются напряженноконфликтные отношения между родителями (сожителями), родителями и детьми (частые ссоры, затяжные конфликты, драки). Отмечаются акты насилия и унижения детей, что приводит к нарушению ихпсихического и физического здоровья (безнадзорность, физические наказания, унижения). Ребенок в этихсемьях воспринимается как обуза, источник дополнительных забот и беспокойства. Уродителей отсутствует интерес к школьным делам детей, проявляется равнодушие к их образу жизни.Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о высоком уровне социального неблагополучия обследуемых семей во всех сферах жизнедеятельности.Дальнейший анализ результатов обследования семей позволил выявить, что неблагополучные семьи находятся в длительном кризисном состоянии, которое усугубляет сложное переплетение социальноэкономических, психологических, педагогических факторов. При этом члены неблагополучной семьи, в силу отсутствия ресурсов, а нередко и желания, не имеют возможности разрешить сложившуюся жизненную ситуацию. Ребенок в такой семье обычно испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей (недостаточная забота о нем, неправильный уход и питание, различные формы семейного насилия). Но, несмотря на нарушения детскородительских отношений, они не утрачены полностью, и своевременно оказанная такой семье квалифицированная помощь дает возможность сохранить и восстановить семью для жизнеустройства в ней ребенка.По данным, полученным на втором этапе диагностики, было выявлено, что в неблагополучных семьяхпреобладает стиль воспитания, характеризующийся неприятием своего ребенка. Это проявляется в игнорировании потребностей ребенка, частых наказаниях (отмечались физические наказания, ограничение свободы (запрет на выход из дома), наказание голодом), оставлении ребенка без присмотра, повышенной раздражительности, направленной на детей и пр.Для определения семейного климата мы использовали методику «Социальнопсихологический климат семьи». Результаты свидетельствуют, что в семьях преобладают подавленное настроение, пессимистический тон, члены семьи конфликтуют между собой. В семье каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнениям других членов. Друзья и родственники чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется враждебность. К похвалам и поощрениям семья относятся равнодушно. Таким образом, социальнопсихологический климат в данных семьях можно считать неадекватным, тип взаимоотношений отрицательным.Для подкрепления достоверности полученных результатов относительно психологического климата в обследуемых семьяхмы обратились к проективной методике «Рисунок семьи». Полученные результаты показали, что дети в большинстве случаев мало времени проводят с родителями (не включают себя в круг семьи), несовершеннолетние испытывают дискомфорт и эмоциональную холодность по отношению к родителям. Образ жизни обследуемых семей имеет асоциальную направленность. Родители часто употребляют алкоголь, треть семей ведут аморальный образ жизни. Характеристика эмоциональных отношений свидетельствует об отсутствии взаимопонимания во всех семьях. В основном преобладают напряженноконфликтные отношения и эмоциональное отчуждение.Для оценки воспитательного потенциала семьимы использовали методику «Экспрессдиагностика особенностей семейной атмосферы, семейного воспитания и отношения родителей к детям».Результаты показали, что отмеченные нездоровый характер атмосферы, частые проявления тревоги, нервнопсихическое напряжение членов семьи отрицательно влияют на ее воспитательный потенциал. Кроме того, данная методика выявиларавнодушие, безразличие, непонимание в отношении родителей к детям. Итоги, полученные в ходе диагностического исследования, подтвердили неблагополучный статус обследуемых семей. Одинаковыми проблемами этих семей являются общее социальное неблагополучие, материальная необеспеченность, аморальный образ жизни, тяжелая психологическая атмосфера, эмоциональное отчуждение членов семьи друг от друга. В 85% обследуемых семей родители употребляют спиртные напитки, оказывают отрицательное влияние на детей, оставляют их без присмотраи пищи на длительное время, что создаетопасность для психического и физического здоровья несовершеннолетних. В 38% асоциальных семей родители трудоустроены, но неблагоприятный эмоциональный климат, конфликты с детьми, применение к ним физических наказаний являлось причинами уходов подростков из дома.Таким образом, анализ неблагополучной семьи позволяет констатировать, что положение ребенка в такой семье не является безопасным. Ситуация риска для ребенка обусловлена качественными характеристиками семейной среды, к которым относятся пренебрежение родительскими обязанностями, десоциализирующее влияние образа жизни взрослых членов семьи. Подобные риски кроются во всех подсистемах семьи, связанных с реализацией воспитательной функции: деформированная структура, асоциальные типы личностей родителей и ближайшего окружения, конфликтные отношения, аморальный и антисоциальный образ жизни, низкий социокультурный и социальноэкономический статус. В результате ребенок, воспитывающийся в неблагополучной семье, приобретает негативный социальный опыт. Изучение особенностейповедения воспитанников СРЦН из неблагополучных семей показало, что среди них высок процент детей с поведенческими нарушениями, неблагополучным психическим статусом, закрепившимися вредными привычками. Результаты методики «Склонность к отклоняющемуся поведению» показали, что 87% детей из неблагополучныхсемей, находящихся на реабилитации в СРЦН,имеютсклонность к отклоняющемуся поведению.У этих детей преобладающими являются склонность к нарушению норм и правил (100%), склонность к агрессии и насилию (78%), склонность к аддиктивному поведению (36%).Опросник употребления алкоголя и табакокурения показал, что 62% подростков (1316 лет) курят, употребляют слабоалкогольные напитки;18% детей (911 лет) употребляли табак эпизодически,однократно или дважды употребляли алкоголь.Таким образом, неблагополучная семейная среда аккумулирует множественные риски социализации ребенка, которые имеют явный характер, проявляются комплексно и в системе. При этом неблагополучная семья не способна к эффективной самоорганизации и саморегулированию процессов жизнедеятельности. Родители оказываются не в состоянии обеспечить стабильное функционирование семейной системы. Поэтому микросреда неблагополучной семьи становится опасной, прежде всего, для наименее защищенных ее несовершеннолетних членов. Возникает настоятельная необходимость обеспечения безопасной социализации ребенка в неблагополучной семейной среде. Безопасная социализация –процесс благоприятного вхождения человека в социальную общность, не сопровождающийся событиями травматического характера, непреодолимыми барьерами и деформациями личности [7].Суть безопасной социализации состоит в формировании жизнеспособности личности. Отсюда сущностный смысл обеспечения безопасной социализации заключается в создании таких условий жизнедеятельности ребёнка, которые будут способствовать гармонизации его физического и психического здоровья, формированию социально значимых качеств личности, социально одобряемых способов поведения, интериоризации общечеловеческих ценностей, становлению индивидуальности.Конкретизация общих положений теории безопасной социализации применительно к семейной среде позволяет определить в качестве целей безопасной социализации создание в семье условий, способствующих удовлетворению базовых потребностей ребёнка (потребности в комфортных условиях жизнедеятельности, потребностив личностнодоверительном общении с родителями и т.п.), обеспечивающих физическое, психическое, эмоциональноеи духовное, социальное здоровье ребёнка, освоение им социальных компетенций, традиций и ценностей семьи.Педагогический механизм обеспечения безопасной социализации ребёнка в семейной среде связан с внешним управлением существующими и потенциально возможными рисками социализации ребенка в неблагополучной семейной среде и проектированием в условиях семьи социальнопедагогической среды. Такая среда представляет собой специально организованные условия и возможности для развития личности, включённые в социальное и предметнопространственное окружение ребёнка. В создании таких условий семье требуется помощь специалистов. Это, прежде всего, социальные педагоги образовательных учреждений, специалисты по социальной работе учреждений здравоохранения и социальной защиты. Действуя в интересах ребенка и защищая его право на полноценное развитие в безопасной микросреде, социальные службы рассматривают неблагополучную семью с позиции объекта управления дисфункциональной семейной системой [8]. Представим алгоритм деятельности специалистов социальных служб по обеспечению безопасной социализации ребенка в неблагополучной семье. Алгоритм структурирован на основе технологического подхода в логике процесса обеспечения безопасной социализации ребёнка в семейной среде, который последовательно реализуется в совокупности этапов: выявление рисков, прогнозирование рисков и проектирование условий безопасной социализации (рис.1).
Рис.1 Алгоритм обеспечения безопасной социализации ребенка в неблагополучной семье
В содержательном плане обеспечение безопасной социализации означает:1) выявление и прогнозирование рисков социализации ребенка в микросреде семьи;2) проектирование условий безопасной социализации ребенка в семейной среде.Выявление рисков социализации означает проведение комплексного обследования и факторного анализа семейной среды. Для этого целесообразно использовать методику системной оценки ребёнка в семье (Н.П. Иванова, И.А. Бобылёва, О.В. Заводилкина), цель которой –максимально точное определение тех компонентов микросреды семьи, которые содержат явные угрозы и риски социализации ребёнка[9].
Следует отметить, что семья –это динамическая саморазвивающаяся система. Поэтому в контексте обеспечения безопасной социализации ребёнка важна оценка динамики развития семейной ситуации и прогнозирование на этой основе потенциальных рисков.Выявление рисков(комплексное обследование и факторный анализ семейной среды)Прогнозирование рисковОбеспечение безопасной социализации ребёнка в семейной средеПроектирование содержания безопасной социализации (создание комплекса условий)Выбор стратегии работы с семьёйСтратегия поглощения рисковСтратегия минимизации рисковСтратегия снижения и нейтрализации рисковВыбор ведущей тактики работы с семьёйТехнология социальнопедагогической поддержкиТехнология оказания помощи, технология работы с сетью социальных контактов
Технология кризисной интервенции, технология реабилитацииКомплекс условий безопасной социализации ребёнка в семейной средеформирование психологопедагогической грамотности родителей;коррекция стиля семейного воспитания;оказание помощи в решении проблем социального функционирования семьи;коррекция детскородительских отношений;консультирование родителей по социальноправовым вопросам;формирование и поддержание мотивации родителей на взаимодействие со специалистами.
Осуществляя прогнозирование рисков социализации ребёнка в семейной среде, специалистам необходимо собрать исчерпывающую информацию: вопервых, об особенностях развития ребёнка на данном возрастном этапе; вовторых, о степени риска (субъективное и объективное состояние риска); втретьих, о факторах влияния семейной среды на ребёнка, которые, с одной стороны, провоцируют риски социализации, а с другой, уменьшают и нейтрализуют их проявления.Следующим этапом обеспечения безопасной социализации ребёнка в неблагополучной семье является проектирование ее содержания.Сущность проектирования безопасной социализации ребёнка в семейной среде заключается в создании комплекса условий, обеспечивающих комфортное существование, безопасную жизнедеятельность и полноценное социальное развитие ребёнка, т.е. условийнеобходимых и достаточных для регулирования рисковсоциализации.
В теории управления социальными рисками определены механизмы проектирования безопасной среды:
минимизация –сокращение угрози рисков, сведение их к минимуму;
нейтрализация –устранение угроз и рисков за счет привлечения внешних ресурсов;
поглощение –устранение угроз и рисков за счет актуализации внутренних ресурсов [10].В качестве технологического инструментария проектирования содержания безопасной социализации ребенка в неблагополучной семье выступают: технология кризисной интервенции (нейтрализация рисков), технология социального патронажа и технология социальнопедагогической помощи и поддержки (минимизация рисков), технология работы с сетью социальных контактов семьи (поглощение рисков). Выбранные стратегия и тактика управления рисками социализации находят отражение в программе профилактической и коррекционнореабилитационной работыс семьей. Программа является средством управления рисками социализации ребенка в неблагополучной семье. Программа дает целостное представление о логике и основных содержательных линиях индивидуальной работы с семьей в виде алгоритмизированного управленческого цикла с четким определением этапов обеспечения безопасной социализации ребенка в неблагополучной семье.Программа включает два содержательных аспекта. Первый –направление по работе с семьей –имеет целью устранение или сведение к минимуму неблагоприятных факторов семейной среды. Второй –направление по работе с ребенком –направлен на выявление и устранение последствий первичной социализации ребенка внеблагополучной семейной среде. Приведем пример индивидуальной программы обеспечения безопасной социализации ребенка в неблагополучной семье (семья Лизы Р., 2003 г.р., находится на реабилитации в МБУ «Социальнореабилитационный центр для несовершеннолетних «Росток»).В рамках первого этапа работы с семьей (выявление и прогнозирование рисков) проведено комплексное обследование семьи. Поставлен социальнопедагогический диагноз: нарушение социального функционирования семьи; явно выраженные риски социализации ребенка; семья внутренне не готова к изменению семейной ситуации, но способна использовать внешние ресурсы. На основании поставленного диагноза в работе с семьей выбрана поддерживающая стратегия, связанная с оказанием семье необходимой помощи и активизацией ее внутренних ресурсов. Поэтому управление рисками социализации должно осуществляться в направлении их минимизации, нейтрализации и поглощения. Результаты проектирования программы в рамках второго этапа работы с семьей представлены в паспорте программы (таблица 1).
Таблица 1Паспорт программы
Наименование Программа обеспечения безопасной социализации Лизы Р. в неблагополучной семейной средеАктуальность программыФакторы риска социализации ребенка в семейной среде:
нездоровый образ жизни родителей (злоупотребление спиртными напитками);
низкий уровень педагогической грамотности родителей (не занимаются воспитанием дочери);
нестабильный психологический климат в семье (конфликтные отношения девочки с отцом).Ресурсы семьи:
родители готовы сотрудничать со специалистами СРЦН, имеют постоянное место работы;
поддержка и помощь со стороны ближайшего окружения семьи.Цель Создать условия для обеспечения безопасной социализации Лизы в семье
Задачи программы1.Мотивировать членов семьи на изменение семейной ситуации.2.Оказать медикосоциальную помощь взрослым членам семьи в преодолении алкогольной зависимости.3.Осуществлять коррекцию родительских установок и стиля семейного воспитания.4.Содействовать нормализации внутрисемейных отношений и психологического климата в семье.Условия реализацииПрограмма реализуется в условиях СРЦН.Сроки реализации: 1 месяц реабилитационного периода. Основные мероприятияНаправление работы с семьей:
медикосоциальная помощь (консультирование врачанарколога);
социальнопедагогическая помощь (патронаж с целью мониторинга семейной ситуации и формирования мотивации родителей на сотрудничество со специалистами; педагогическое консультирование с целью формирования адекватных родительских установок);
социальноэкономическая помощь (консультирование родителей о мерах социальной поддержки и условияхпредоставления адресной государственной социальной помощи);
социальноправовая помощь (консультирование родителей с целью разъяснения основных прав и обязанностей в сфере семейного, административного законодательства).Направление работы с несовершеннолетней:
социальнопсихологическая помощь (индивидуальная и групповая психокоррекционная работа);
социальнопедагогическая помощь (обучение навыкам конструктивного общения со сверстниками и взрослыми; воспитательная работа; оказание помощи в преодолении трудностей в усвоении школьной программы);
педагогическая коррекция (помощь в преодолении отклонений в поведении посредством включения в коррекционнореабилитационные программы «Путь к успеху» и «Мы вместе»; организация досуга).ИсполнителиСпециалисты СРЦН Ожидаемые результаты1.Готовность членов семьи к изменению семейной ситуации и взаимодействию со специалистами СРЦН.2.Отказ родителей от употребления алкоголя.3.Повышение уровня педагогической грамотности родителей.4.Нормализация внутрисемейных отношений.5.Готовность семьи к самостоятельному преодолению трудных жизненных ситуаций.
Таким образом, обеспечение безопасной социализации ребёнка в неблагополучной семье заключается в выявлении и прогнозировании рисков, а также проектировании содержания безопасной социализации ребёнкав семейной среде.
Ссылки на источники1.Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. –М., 1989.2.Социальная работа: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. В.И. Курбатова.Ростов н/Д, 2005.3.Там же.4.Драгунова Т.В., Тарабаева В.Б., Ярцев Д.В. Работа с кризисными семьями // Социальная педагогика. –2006. №1. 5.Шишова А.В.. Першина Т.В. Выявление угроз социального развития ребенка в асоциальной семье//Личность, семья и общество: Вопросы педагогики и психологии: Сборник статей по материалам XXXVIIМеждународной научнопрактической конференции №2 (37). Ч. 1 –Новосибирск, 2014 г.
6.Там же.7.Безопасность развития личности в процессе социализации: Словарьсправочник / Под ред. В.Г. Маралова, Н.В. Гольцовой. –Череповец, 2010.8.Першина Т.В. Проектирование программы управления рисками социализации ребенка в неблагополучной семье// Вестник Череповецкого государственного университета: Научный журнал. № 1 (54). –Череповец, 2014.9.Иванова Н.П., Бобылёва И.А., Заводилкина О.В. Ребёнок в неблагополучной семье: показатели диагностики // Социальная педагогика. –2010. №3.10.Вишняков, Я.Д., Радаев, Н.Н. Общая теория управления рисками. –М., 2008.