О преподавании в гимназиях Орловской губернии

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Перцев В. В. О преподавании в гимназиях Орловской губернии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 316–320. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85064.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам становления гимназического образования в Орловской губернии.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Перцев Владимир Владимирович,кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и методики ее преподаванияЕлецкого государственного университета им. И.А. Бунина (ЕГУ им.И.А. Бунина), г. Елецmr.vladimir.pertsev@yandex.ru

О преподаваниив гимназиях Орловской губернии

Аннотация. Статья посвящена вопросам становления гимназического образования в Орловской губернии.Ключевые слова:гимназия, дореволюционное образование в России, Орловская губерния.

Заложить определенный объем знаний и сформировать у учащихся умения добывать знания самостоятельно –две вещи разные. По своему определению гимназия предполагала второе. Как отмечал Р. Шарбе, ©Гимназия не имеет в виду приготовление детей к специальным отраслям науки, могущим доставить средства к поддержанию материальной жизни. Ее цель выше. Она развивает в юноше ту силу ума и ту твердость духа, которые приготовляют его собирать золотые плоды жизни. Поэтому юноша не оканчивает свою карьеру образования гимназией; для индивидуального его образования предстоит университет, если юноша желает посвятить себя в таинства науки; или реальное заведение и жизнь, если в нем преобладают практические наклонности... Гимназия научает различным знаниям не потому, что они могут когданибудь принести выгоды из реальной жизни; нет –она пользуется ими только как средствами для достижения внутреннего образованияª[1, c. 3940]. Из этих высказываний становится понятным, каким образом до революции решалась вполне актуальная и сегодня задача индивидуализации образования. Как уже отмечалось, основной акцент в гимназических программах был сделан на изучение языков. Причем только на древние языки отводилось в зависимости от класса в 2 или даже 6 раз больше, чем на изучение русскогоязыка. Однако на основе этого факта не стоит делать преждевременного вывода насчет ущемления в гимназии русского языка, тем более что для гимназии совсем необязательно было выделять на главный предмет больше всего времени –на деле все обстояло так, что, подобно Закону Божьему, весь образ жизни гимназии пронизывал предмет ©русский языкª.В приведенной в приложении таблице распределения учебного времени по предметам русский язык вовсе не случайно занимает вторую строчку после Закона Божьего. Два этих предмета словно теряются среди других, ©не обделенныхª учебной нагрузкой уроков. И, тем не менее, Ф.С. Авдеев отмечает, что русский язык входил в число ©самых важных предметов Орловской гимназииª[2, c.36]. М.В. Богуславский в своей книге публикует дополнение кУставу 1871 года, в котором присутствует инструкция о преподавании древних и новых языков[3, c. 27]. Любопытно, что эта инструкция практически полностью посвящена аспектам изучения русского языка. О новых и древних языках здесь говорится как об опосредованно помогающих в этом.Есть смысл частично привести эту инструкцию (о преподавании древних и новых языков –прим. В.П.):п. 1)Для успешного хода преподавания русского языка в гимназиях и прогимназиях необходимо, чтобы в преподавании этого предмета принимали участие все учителя без исключения. Все они должны требовать от учеников, начиная с приготовительного класса, ответов, выраженных полными предложениями, точно и правильно. Преподаватели же, задающие какие бы то ни было письменные работы, должны внимательно исправлять орфографические и стилистические ошибки, не пропуская ни одной. Обязанность следить за точным исполнением этого требования возлагается на директоров, инспекторов, и в особенности классных наставников гимназий и прогимназий.п. 2)Желательно, чтобы в низших классах преподавание латинского и отечественного языков соединялось в руках одного преподавателя, но из числа преподавателей древних языков таких, которые могут вести вполне успешно преподавание русского языка.п. 5)Весьма желательно устройство литературных бесед, с участием в них учебного начальства и по возможности всех преподавателей, с тем чтобы предметом их были сочинения не только по русской словесности в тесном смысле, но и по всем другим предметам гимназического курса[4]. К слову сказать, первый циркуляр об обязательном введении литературных бесед для учащихся появился еще в 1845 году[5. c.123]. Таким образом, получается, что изучение русского языка в гимназии было поставлено во главу угла на занятиях по любому предмету. Какже тогда соотнести это с ©перекосомª учебного плана на изучение древних и иностранных языков? Ответы на эти вопросы были найдены в ©Мыслях о воспитании в гимназииª Р. Шарбе. Директор Казанской гимназии, обосновывая важность изучения языков, между прочим описывает и своеобразную иерархию учебных предметов гимназии. Как отмечал Р. Шарбе, ©за религией, указывающей юноше на его Божественный идеал, самое высокое место в гимназии занимают те предметы, которые имеют содержанием духовную человеческую жизнь, и, стало быть, возбуждают такую же. Первое место между ними занимает языкоучение. Оно приводит в действие все вообще умственные и нравственные способности и притом соразмерно с естественным их развитием. Образовательная сила, которая заключается в преподаванииязыка, основывается на непосредственной связи, в которой находится язык с человеческим духом. Язык есть не что иное, как дух в конкретном его проявлении. Язык –не произведение духа, но самый дух, выступающий из отвлеченности своей в определенную форму. Только в слове дух приходит к ясному сознанию себя самого…Занятие родным языком есть первое и главное условие для каждого, ищущего образования; оно есть необходимость для каждого мыслящего человека; оно решает вопросы собственной духовной деятельности; оновходит в состав духа и приводит к сознанию собственного Я… оно поэтому –самое близкое к нашему сердцу. Только тот, кто правильно и изящно умеет излагать свои мысли на родном языке, может считаться образованным… Но только при изучении иностранного языка приходим мы к полному знанию родного. А все это потому, что исследование собственного духа, без сравнения с другим, оставит многие его стороны неразъесненными. Довольствуясь знанием одного только родного языка, легко впасть в какоето самодовольство, не допускающее мысли об усовершенствовании. Только иностранные языки уничтожают эти недостатки. При замечании их различия, сделается ясным собственный образ изложения; мы освободимся от неточности при выражении наших мыслей, и, давая себе отчет в значении каждого слова, мы приучимся логично и отчетливо излагать наши мысли; наконец в нас прекратится чувство довольства, мы будем стремиться к усовершенствованию нашего языкаª[6]. Из сказанного видно, что гимназистов обучали в духе терпимости и уважения к другим культурам. Как отмечает Шарбе, достижение гуманности есть цель образования и основная мысль гимназии[7]. Таким образом, следует отметить, что идеи гуманизации, гуманитаризации и индивидуализации образования не так уж новы. Своё воплощение они находили еще в дореволюционной системе образования.Не только идеями гуманизации обучения руководствовались в гимназии при изучении языков. В большей части это было вызвано общим образовательным пространством с Европой и спецификой дореволюционной системы образования. Многие европейские ученые работали в то время в русских университетах, а стажировка русских ученых в европейских вузах было необходимым условием для последующего занятия ими кафедр в России. Учебные программы гимназий, в особенности их филологический уклон, с точки зрения ее места в системе образования становятся легко объяснимыми: ведь они готовили слушателей в университеты, в которых просто необходимо было знать иностранные языки не только потому, что научный мир был тесно связан с Европой и в университетахпреподавали иностранцы, но также изза специфики университетского образования. Четыре ©университетскихª факультета –физикоматематический, историкофилологический, юридический и медицинский уже сами по себе предполагали знание языков, в том числе древних. Только на физикоматематическом, пожалуй, необходимость их изучения не столь очевидна. Но для тех, кто собирался поступать на физикоматематический факультет, в должном объеме в гимназии преподавалась математика и физика. По количеству учебного времени, отводимого на эти предметы, они занимают следующую строку после языков. Таким образом, гимназия четко выполняла свои функции подготовительного заведения для университета, не стремясь дать исчерпывающих знаний ни по языкам, ни математике, программа которой не включала элементов высшей школы: предполагалось что ее изучение осуществит высшее учебное заведение. В Уставе 1871 года отмечено, что, содействуя умственному развитию учащихся, языки преподаются в таком объеме, чтобы впоследствии дать возможность пользоваться учеными и литературными произведениями Запада. Ввиду этой цели от оканчивающих курс требовалось полное понимание исторических сочинений и умение переводить без грубых этимологических и синтаксических ошибок с русского на французский или немецкийлегкие статьи исторического и вообще повествовательного содержания; но при этом не требовалось от учеников условия говорить и писать пофранцузски или понемецки, что ©совершенно неисполнимо в гимназияхª[8].Изучение русского языка и словесности в течение всего гимназического курса сопровождалось постоянной практикой, которая в соединении с теорией и образовывала полное знание предмета. Одни из практических занятий –общие для всех или нескольких классов; другие же свойственны только одному какомунибудь классу. Первая цель их –прочно укрепить в сознании ученика сведения, объясненные преподавателем, постепенно достигать других весьма важных целей: выработки правильного, чистого, точного литературного языка, навыка применять законы и правила к частным случаям, умения развивать и располагать мысли в логической последовательности. Как отмечает М.В. Богуславский, к числу общих для всех классов, в том числе и для приготовительных, практических занятий, между прочими, принадлежит ©изучение наизусть стихотворенийª[9].По русскому языку и математике спрос с учащихся в Орловской гимназии был наиболее высоким. Согласно данным, собранным Родительским Комитетом Орловской Алексеевской гимназии в ходе проведенного в 1911 г. анкетирования гимназистов, основной причинойоставления на второй год 40% указывают малоуспешность, при этом малоуспешность по определенному какомунибудь предмету наблюдается у 25%, которые распределяются исключительно между этими двумя предметами поровну[10, c.2]. Более всего учащиеся жаловались на трудность математики 35%. На трудность немецкого языка указывают 33%, русского языка 26%, латинского языка 22%, французского 6%, Закона Божия 4%, географии 4% и т.д.[11].

Нельзя не отметить и того внимания, которое уделяли в Елецкой гимназии отслеживанию усвоения учащимися учебной программы. Здесь был разработан перечень мер, направленных на оказание помощи тем, кто испытывал в этом затруднения:1)Каждый воспитанник, получивший на уроке неудовлетворительную оценку, оставался в тот же день после 5го урока для выполнения неприготовленного задания под надзором дежурного классного наставника.2)В помощь слабоуспевающим назначались воспитанники из старших классов, преимущественно из нуждающихся семей, которые так же занимались со слабыми за умеренную плату.3)Вследствие того, что детям младших классов в один день трудно было готовить несколько письменных заданий, в гимназии существовало правило давать не более одного письменного задания на каждый день.4)Преподавателям было предложено ©вести занятия в младших классах так, чтобы уроки разучивались по возможности в классе под руководством преподавателяª.5)Классным наставникам присутствовать на уроках других преподавателей в своем классе ©для слушания как ответов воспитанников, так и требований преподавателейª[12].Методика преподавания учебных предметов в гимназиях конца XIX —начала XX веков, включая и вновь образуемые гимназии, как например, в Брянске, сохраняла преемственность и была основана на методике преподавания учебных предметов, выработанной данными средними общеобразовательными учреждениями за долгие годы их функционирования. Как отмечает С.Н. Скрипченко, ©она характеризовалась стремлением к уяснению учащимися внутренней связи и смысла изучаемых фактов посредством катехизации, то есть выделения сущности учебного предмета, что было неразрывно связано с проведением систематического повторения изучаемого материала, большое количество часов на которое отводилось в учебных программахª[13, c.155].Учителя старались развить в детях самостоятельность и инициативность. Гимназисты упражнялись в сопоставлении, анализе, умении делать выводы. Много времени отводилось на самостоятельную работу, повторение, работу с книгой. Читали гимназисты очень много по сравнению с современными учащимися, устраивали литературные вечера, на которых обсуждали литературные новинки, выпускали рукописные журналы. Чтение книг приучало гимназистов к усидчивости, вдумчивому отношению к учебе и дисциплине.Ведущая установка умственного воспитания в процессе обучения заключалась в следующем: формирование глубины мыслей и чувств, основательности и самостоятельности суждений, внимательности и наблюдательности, точности и последовательности изложения мыслей. Особое значение придавалось формированию приемов мышления и общенаучных методов познания, овладению принципами преподаваемых наук в сочетании с основательным усвоением системы знаний. Самостоятельность в умственном труде гимназистов являлась необходимым условием и целью обучения[14, c.7778].Гимназисты учились вдумчивому чтению, самостоятельной работе с книгой, отыскивая ответы на вопросы, учились делать выводы. Повторение включало упражнение и заучивание наизусть. Заучивание сводилось к многократному повторению материала в результате чего ©применение выученного становилось все более или менеебессознательнымª. Заучивание наизусть касалось не только содержания, но и требовало точной передачи формы[15, c.72]. В исследовании Ш.И. Ганелина приводятся три вида повторения, практиковавшихся в гимназии[16]: непосредственное, которое следовало за изложением урока; более широкое –по истечении более продолжительного срока; обозревающее –в конце целого раздела.На вопрос Родительского комитета Орловской Алексеевской гимназии, утомляют ли школьные занятия, большинство, именно 67% учащихся, указывали на утомление, причем ученики старших классов указывали, что раньше утомлялись, теперь нет[17]. Во многом такой ответ, на наш взгляд, можно объяснить спецификой гимназического курса, в котором 7й и 8й класс отводились повторению всего изученного за время обучения. Проведенный нами анализ учебных программ показал, что при преподавании русского языка в 8 классе повторялись выученные в 57 классах произведения. Обучение географии в 7 и 8 классе состояло в повторении пройденного. Подобным же образом в последовательном порядке в 8 классе повторялся весь курс физики[18]. Наиболее распространенными методами обучения в дореволюционной гимназии были: беседа, повторение, логические методы, (индукция, дедукция, анализ и синтез), работа с учебником, лабораторные занятия, наглядные методы[19, c. 69]. Во 2й половине XIXвека в России были очень популярны правила обучения А. Дистервега. Как отмечает Г. Н. Козлова, единая классификация методов обучения тогда отсутствовала. В изученных ею источниках отмечаются также методы: догматический, катехизический, критический, генетический, эвристический, наглядноэвристический, наглядный, индуктивный, сократический. В центре целевых установок обучения в классической гимназии рассматриваемого периода находилась проблема самостоятельной познавательной деятельности учащихся, в ходе которой они под руководством учителя, опираясь на имеющиеся факты, открывали ранее неизвестные истины[20]. Такая направленность обучения выступала под наименованиями ©эвристическогоª, ©наглядноэвристическогоª и ©индуктивногоª методов[21].Такая специфика обучения нацеливалась, прежде всего, на выработку у учеников трудолюбия, усидчивости, развития памяти и навыков овладения сложным для запоминания материалом. В гимназиях не стремились выращивать эрудитов, полагая, что глубокие и вполне современные знания молодые люди приобретут в университетах. И в то же время гимназии определяли степень готовности своих выпускников к их поступлению: окончившие гимназии с золотой или серебряной медалью принимались в университет в первую очередь и без экзаменов, остальные –так же без экзаменов, но по конкурсу аттестатов. О том, что Орловская гимназия давала прочные знания и пользовалась заслуженным авторитетом у представителей высшей профессиональной школы, свидетельствуютписьма, приходящие на имя директора гимназии, с ©покорнейшей просьбою не отказать поставить в известность молодых людей, оканчивающих курс гимназии, об условиях приемаª в Лазаревский институт восточных языков в Москве, строительные курсы в г. Москве, Императорское Московское инженерное училище ведомства путей сообщения и др[22].Исследование Ш.И. Ганелина показало, что экзамены в русской гимназии 2й половины XIXв. ©проверяли, прежде всего, память учениковª[23]. Именно память и умение самостоятельно работать с книгой стремились развить в старой гимназии. В изучении языков в гимназии наблюдалось некоторая схожесть. Подобным же образом, как изучали иностранные языки, то есть в основном заучиванием поэзии и прозы, изучали и русский, полагая, что умение красиво и правильно говорить порусски можно приобрести, только лишь основательно вызубрив отечественную литературу, и таким образом понять и запомнить, как нужно говорить правильно. Особенности преподавания учебныхпредметов, как и учебные программы гимназии, со времени принятия Устава 1871 года на протяжении 19 века оставались неизменными. Некоторые изменения учебных программ гимназий произошли в начале 20 века. К началу XXвека изучение греческого языка стало необязательным. Если в 7080 гг. изучался только один европейский язык (фр., нем. или англ.), то в начале XXвека обязательным становится изучение двух новых языков. Новшеством в конце XIXв. стало введение гимнастики как обязательного предмета.Помимо подвижных игр и гимнастических упражнений в гимназиях рекомендовалось в качестве физических упражнений катание на коньках и лыжах, фехтование, танцы, пение, обучение игре на музыкальных инструментах. Как отмечает Г.Н. Комарова, с целью эстетического развития учащихся в Орловской гимназии особую роль отводили занятиям танцами, пению и игре на музыкальных инструментах[24]. По действовавшему тогда положению, начальники учебных заведений должны были прилагать все зависящие меры к тому, чтобы в танцах и пении принимали участие по возможности все учащиеся младшего возраста, что касается старшего возраста, то пение желательно для всех обладающих музыкальным слухом и голосом; в среднем возрасте, в период изменения голоса, занятия пением должны быть прекращены. Обучение игре на струнных и ударных инструментах в гимназии признавалось весьма желательным; что же касается до духовых инструментов, то игра на них могла быть допустима как условие для образования ученических оркестров, и притом не иначе, как под строгим контролем врача. Как отмечает В.В. Макаров, ©вслед за произведениями духовнорелигиозными, на уроках пения в гимназиях Ельца разучивались ©сочинения патриотического содержания, которые, сообщая воспитанию и образованию национальный характер, соединяли школу с жизньюнарода и развивали у учащихся любовь к отечеству... и уважение к славным деяниям предков, возвысивших и свое имя и славу своего отечестваª. Чаще всего это были государственные, гражданские и военные гимны, патриотические произведения русских композиторов,солдатские и военные песни. Следующий структурный элемент гимназического урока пения представляли произведения народной музыки, а также ©произведения искусственной русской поэзии, иллюстрированные музыкой наших композиторовª[25, c. 124]. К числу обязательных учебных предметов в начале XXвека стала относиться военная гимнастика, а к числу учебных предметов для желающих –пение. Как гимнастика, так и пение преподавались бесплатно. Изменение учебных программ классических гимназий нашло отражение и в деятельности других учебных заведений, в том числе и частных. Например, в частной мужской гимназии А. Недбаля для учащихся 8го класса были организованы трехмесячные курсы допризывной подготовки Под руководством инструкторов офицеров Орловского военноспортивного комитета гимназисты обучались плаванию, бегу на лыжах, стрельбе из винтовки, езде на велосипеде, верховой езде, правлению автомобилем[26]. В целях распространения через гимназистов ©здравых гигиенических понятий в обществеª в начале XXвека МНП нашло желательным введение ©гигиеныª в число необязательных предметов в двух старших классах мужских и женских учебных заведениях (не менее одного годового урока в каждом классе или 2 годовых уроков в какомлибо одном классе)[27, c. 7]. Кроме того, МНП признало возможным разрешить преподавание стенографии, как необязательного предмета, в старших классах учебных заведений.Обучение в гимназии проводилось в течение целого года, за исключением праздничных и воскресных дней, вакаций летних и зимних, из коих на первыеназначается 6 недель, а на вторые 2 недели[28, c. 5]. Интересно, что в течение года насчитывалось почти 3 десятка праздничных дней[29], среди которых в основном религиозные праздники. Причем в этом вопросе поступали дифференцированно –от занятий учащихся освобождали, прежде всего, в православные праздники, а также позволяли не посещать гимназию представителям другого вероисповедования в их праздничные дни. Помимо этого министерство в целях устранения чрезмерного утомления рекомендовало администрации гимназий порядка 7 дней в году отводить на своеобразные ©дни здоровьяª, отличавшиеся от современных тем, что они носили тогда боле культурный и просветительный характер и состояли в проведении экскурсий, устройстве чтений, совместном посещении музеев и театров.О том, насколько был загружен гимназист, говорят данные, собранные родительским комитетом Орловской Алексеевской гимназии. По этим сведениям 68% учащихся отдыхали от занятий менее 3х часов в день, менее 2х часов отдыхали 44%, причем в младших четырех классах дети отдыхали в среднем менее 2½ часов в день, а в старших четырех –более 3х часов. Часы отдыха дети проводили большей частью в виде прогулки на свежем воздухе. О числе часов, посвященных домашним занятиям, приводятся такие сведения: занимались более трех часов в день более 2/3 всех давших ответ. Более 4х часов 1/3, и более 5 часов в день –более 1/6 всех давших ответ. Менее 2х часов занимались всего 1/13 всех давших ответ. Среднее количество часов, посвящаемых домашним занятиям, –3,6 часов. Менее всего занимались в 6м и 7м классах, около 3х часов. Более всего в 1м, 4м и 5м –3 , 3 , 3 . Таким образом, средний рабочий день гимназистов равнялся 9 часам, а для 1/6 части всех учеников он продолжался более 10 часов [30].Определение часа для начала ежедневных уроков предоставлялось усмотрению педагогических советов в зависимости от местныхусловий, с утверждения учебноокружного начальства и с тем, чтобы начало учебных занятий в разных учебных заведениях одного и того же города было приблизительно одинаково. Предложением главного Управления МНП от 12 июня 1898 года за № 146391 установлена в ср. учебных заведениях Московского учебного округа продолжительность каждого урока в 50 минут[31, c. 16], каждой малой перемены в 10 минут и большой перемены в 25 мин.Утверждено следующее распределение учебного дня[32]:1 урок от 8 ч. 50 мин. до 9 ч.40 мин.2 урок от 9 ч. 50 мин. до 10 ч. 40 мин.3 урок от 10 ч. 50 мин. до 11 ч. 40 мин.4 урок от 12 ч. 05 мин. до 12 ч. 55 мин.5 урок от 1 ч. 05 мин. до 1 ч. 55 мин.6 урок от 2 ч. 05 мин. до 1 ч. 55 мин.К особенностям образовательного процесса в гимназиях г. Орла можно отнести занятия по учебникам бывших воспитанников гимназии. После ходатайства в Московский учебный округ директора гимназии О.А. Петрученко было разрешено преподавание курса физики по учебнику бывшего воспитанника Орловской гимназииК.Д. Краевича[33, c. 6]. Преподавание алгебры велось по учебнику еще одного выпускника гимназии А.П. Киселева[34, c.89]. Преподавание русской грамматики и синтаксиса по учебнику, написанному директором гимназии, профессором, учителем словесности И.М. Белоруссовым[35].Конечно же, это стало возможным не столько благодаря особенной роли педагогического совета гимназии, сколько тем, что упомянутые выпускники и преподаватель Орловской гимназии добились признания в науке, и учебники, написанные ими, служили альтернативой не только для Орловской гимназии, но и в целом рекомендовались в качестве руководств для средних учебных заведений России.

Ссылкинаисточники1.Шарбе Р. Мысли о воспитании в гимназиях. –Казань: Типография университета, 1857. –49 с. 2.АвдеевФ.С. Андрей Петрович Киселев–Орел: Издательство Орловской государственной телерадиовещательной компании, 2002. – 268 с. 3.Дореволюционная гимназия: содержание и организация обучения. М.: Центр ©Педагогический поискª, 2000. –160 с.4.Там же.–С.3334.5.Сборник документов "Начальное и среднее образование в СанктПетербурге (XIX начало XX века)" / сост. Никольцева Н.Ф. –СПб: Архивное управление СанктПетербурга и Ленинградской области (ЦГИА СПб), 2000. 359 с. 6.Шарбе Р. Указ. соч. С. 29 –32.7.Шарбе Р. Указ. соч. С. 33.8.Дореволюционная гимназия: содержание и организация обучения/ Сост. М.В. Богуславский. –М., 2000. –С. 105.9.Дореволюционная гимназия: содержание и организация обучения/ Сост. М.В. Богуславский. –М, 2000. –С.72. 10.Доклад Председателя Родительского Комитета Орловской Алексеевской Гимназии. Дра И. Н. Севастьянова ©О постановке учебновоспитательного дела в гимназии по данным родительской анкетыª. Издано Родительским Комитетом Орловской Алексеевской Гимназии.Орел: Тип. газ. ©Орловский вестникª, 1911 г. –24с. 11.Там же. С. 8.12.Шиков С. Из воспоминаний выпускников// Красное знамя. 1996. –28 сентября.13.Скрипченко С. Н. Развитие государственного гимназического образования в России в к 19 –начале 20 веков (на примере Брянщины). Дис. … канд..пед .н. –Брянск, 2000. –200с. 14.Козлова Г. Н. Русская классическая гимназия как воспитательная система (вторая половина XIX века.): Дисс. … канд. пед. наук. –Н.Новгород, 1996. –200 с. 15.Ганелин Ш. И. Очерки по истории средней школы в Россиивторой половине 19 в. М.: издательство МНП РСФСР, 1954. –302 с.16.Ганелин Ш. И. Указ. соч. С. 169.17.Доклад Председателя Родительского Комитета Орловской Алексеевской Гимназии. Указ. соч. С. 3.18.Дореволюционная гимназия: содержание и организация обучения. / Сост. М.В. Богуславский. М., 2000. –С. 109.19.Смотрова, И. В. Становление и развитие гимназического образования в России в 19 –начале 20 вв. (на материале Саратовской губернии). Дисс. … канд. пед. наук. Саратов, 2003. –214 с. 20.Козлова Г.Н. Указ. соч. С.80.21.Там же. С. 80.22.Авдеев Ф.С. Указ. соч. –С. 88.23.Ганелин Ш.И. Указ. соч. С. 260.24.Комарова Г.Н. Указ. соч. С.34.25.Макаров, В. В. Музыкальная составляющая культурнообразовательной среды города Ельца (конец XIX –начало XX вв.). Дисс. … канд. пед. н. –Елец, 2004. –148 с. 26.Ветошко А. От мадам Лёвен до госпожи Гиттерман // Орловский вестник. –2000. –№ 32 (436) 10 авг. 27.Алексеев П. Правила и программы всех классов мужских гимназий и прогимназий ведомства МНП (Свод узаконений и распоряжений со всеми дополнениями и разъяснениями к ним). –Одесса: Книгоиздательство ©Школаª, 1917. –312 c. 28.

Горбунов П. Классические гимназии и прогимназии. (Учебные планы предметов, программы приемные и классного преподавания, изданные МНП с объяснительными записками). –СПб., 1887. –296 c.

29.Алексеев П. Указ. соч. С.9.30.Доклад Председателя Родительского Комитета Орловской Алексеевской Гимназии. Указ. соч. С. 4.31.Флит Н. В. Школа в России в к. XIX – начале XX вв. Методическое пособие. Государственные гимназии, прогимназии, домашнее обучение, экстернат. –Ленинград, 1991. –77 с. 32.Алексеев П. Указ. соч. С. 9.33.Веркеенко Г.П. Вклад земляковорловцев в становление и развитие науки, культуры и образования // Всероссийская научнопрактическая конференция ©Вклад земляковорловцев в развитие и становление российской науки, культуры, образованияª. Материалы пленарного заседания. –Орел, 2003. –С. 3 –16.

34.Воробьева, В.Я. Роль Орловской гимназии начала XX века в образовании и воспитании юношества // Первые Денисьевские чтения: Материалы науч. практ. конф. по проблемам истории, теории и практики библ. дела, библиогр. и книговедения, г. Орел, 3031 окт. 2003 г. / Орл. обл.публ. бка им. И.А. Бунина; Орл. гос. институт искусства и культуры; Сост. Н.З.Шатохина. –Орел: Издательский дом ©Орликª, 2004. –С. 88 –95. 35.Доклад Председателя Родительского Комитета Орловской Алексеевской Гимназии. Указ. соч. С. 13.