Освещение трудовой миграции в российских средствах массовой информации (образ «гастарбайтера» в ленте информационных агентств)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Исхаков Р. Л., Старостин А. Н., Шадрина Н. В. Освещение трудовой миграции в российских средствах массовой информации (образ «гастарбайтера» в ленте информационных агентств) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 331–335. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85067.htm.
Аннотация. Впервые рассматривается медийный аспект массовой трудовой миграции в Россию, раскрывается представление о ней в общественном сознании. Представляется бренд специфического товара «иностранная рабочая сила». На примере ленты федеральных и региональных информационных агентств типизируется бренд «гастарбайтер» и предлагаются меры по ребрендингу.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Исхаков Рафаиль Лутфуллович,кандидат филологических наук, доцент кафедры периодической печати,Уральский федеральный университет, г. Екатеринбургrafaiskhakov@yandex.ru

Старостин Алексей Николаевич, кандидат исторических наук, директор, Центртестирования иностранных граждан по русскому языку как иностранному, г. Екатеринбургalisheria@mail.ru

Шадрина Наталья Валерьевна, обозреватель редакции «Областной газеты», г.Екатеринбургshadrinanatusik@mail.ru

Освещение трудовой миграции

в российских средствах массовой информации(Образ «гастарбайтера» в ленте информационных агентств)

Аннотация.Впервые рассматривается медийный аспект массовой трудовой миграции в Россию, раскрывается представление о ней в общественном сознании. Представляется бренд специфического товара «иностранная рабочая сила». На примере ленты федеральных и региональных информационных агентств типизируется бренд «гастарбайтера» и предлагаются меры по ребрендингу.Ключевые слова:иностранная рабочая сила, Концепция государственной миграционной политики, гастарбайтер, ребрендинг.

Сегодня многих граждан России, говоря прямо, раздражают издержки, связанные с массовой миграцией. Принимающему обществу свойственно искать в «чужаках» именно это качество заразность (как в прямом, так и в переносном смысле), пишет З. Бауман в своей книге «Мыслить социологически» [1:47].Иркутским Межрегиональным институтом общественных наук (МИОН) была опубликована статья В. И.Дятлова с говорящим заголовком «Мигрантофобия как фактор миграционных процессов и проблема национальной безопасности»[2]. Вот реплика на «Прямой линии» с Президентом РФ в 2013 году: «НамнужноцивилизовыватьиужесточатьпорядоквъезданатерриториюРоссийскойФедерациииностранныхграждан.Преждевсего,речьидетогражданахсреднеазиатскихреспублик»[3].В статье «Россия. Национальный вопрос» Владимир Путин выделяет для миграционной темы отдельную главу «Миграция и наш интеграционный проект». Но онговорит о нелегальной миграции, ужесточении процедуры регистрации и санкциях за нарушение иностранцами нашего законодательства[4]. Хотя интеграция и предполагает, что общество попытается принять эту группу как равную себе, а не как потенциальную угрозу.О пользе миграционных процессовписал ещё Ф. Энгельс, говоря в своем труде «Происхождение семьи, частной собственности и государства» о возможности рода «усыновлять посторонних», рассчитывая, что это будет выгодно для всего племени[5]. В. К. Малькова в своей статье говорит о том,что в современных изданиях довольно заметно акцентируется консолидирующая общество идея «мы»[6:37]. И в данном случае, журналистам выгодна идея «свои» и «чужие» для привлечения аудитории. В нескольких публикациях информационных агентств высказывается мысль о том, что наше отношение к мигрантам –это ответная реакция на их собственные настроения в адрес принимающего общества. Мы с этой идеей не согласимся, так как считаем, что образ мигранта в СМИ это многоступенчатая конструкция, состоящая из личностных и редакционных установок, стереотипов, противопоставлений, речевой агрессии и т.д.В августе 2013 года журнал «Сноб» опубликовал высказывания известных людей по поводу мигрантов. Вот слова кандидата на пост Главы города Екатеринбург Евгения Ройзмана: «Позавчера к нам из Таджикистана и Киргизии прилетели 500 человек. И это не сезонное, они прилетают, прилетают и прилетают. Причем это молодые мужики в репродуктивном возрасте. Им нужны бабы, им нужна работа, и местные им не могут составить конкуренцию»[7].«Бороться»с мигрантамив этот период начал и другой кандидат на пост мэра уральской столицы Яков Силин. В газете «Вечерние ведомости» 18 августа 2013 г. появился репортаж о том, как Яков Петрович сам присутствует при задержании 80 мигрантов: «Все, кто нарушает миграционное законодательство, должны незамедлительно быть выдворены из страны. Работа по выявлению нелегалов будет продолжаться»[8].О подобной спекуляции, но уже в столице, пишет ИТАРТАСС:«На антимигрантских настроениях играли все кандидаты: от Алексея Навального до Сергея Собянина. В Москве даже был выстроен специальный палаточный лагерь для иностранных работников, ставших жертвами полицейских облав. «Голосуя за любого из кандидатов, вы голосуете за концентрационные лагеря, депортации, этнические чистки», так «леваки» оценивали ситуацию тех выборов»[9].Глава Республики Дагестан Рамазан Абдулатипов говорилв интервью:«Я недавно в воскресный день специально пошел посмотрел, кто работает на строительстве в Москве. Ни одного москвича! Вот кто работает для москвичей в воскресный день. Строительный комплекс Москвы уже много лет держится за счет мигрантов»[10].В своем исследовании мы изучили практику трех федеральных агентств Regnum, ФедералПресс, РИАНовости; трех региональных JustMedia, URA.RU, УралПолитР», а также на информационные агентства (ИА), специализирующиеся на миграционной теме Фергана.Ру, Этноинфо. По данным мониторинга, проведенным Межнациональныминформационнымцентром(МИЦ, Екатеринбург), за период 20132014 годыименно информационные агентства чаще всего обращают внимание на миграционную проблематику (табл. 1)[11].Но вместе с тем, именно в информационных агентствах (ИА)выявлено и самое большое количество «негативных» по тональности материалов. Таблица 1Обращение СМИ к миграционной тематике

Почему мы посчитали нужным проанализировать освещение темы трудовоймиграциив повестке информационных агентств? Укажем такие преимущества этого вида СМИ перед другими, как интерактивность, транзактность, конвергентность и мультимедийность, а также заострим внимание на том, почему основная опасность в формировании неадекватного образа мигранта исходит именно от ИА. Не секрет, что ИА –являются одним из главных источников информационных поводов и РангТипология СМИКоличество СМИКолво материаловКолво материалов, %1Информационные агентства710654,92Телевидение44322,33Радио23216,64Газеты4126,2

193100,0новостей для остальных средств массовой информации. Поэтому тот образ, который будет сформирован журналистами информационных агентств, и будет мультиплицироваться остальными СМИ.В настоящее время миграционная привлекательность Российской Федерации по сравнению с другими странами, принимающими мигрантов, невысока и распространяется преимущественнона граждан государств участников Содружества Независимых Государств. «Сколько нас, нерусских, у России?»

этот поэтический вопрос Михаила Львова актуален для Среднего Урала.По данным УФМС по Свердловской области за 2011 год (последние данные), на территорию Свердловской области через пункт пропуска «Кольцово» государственной границы Российской Федерации в аэропорту города Екатеринбург въехало 145 096 иностранных граждан. Из них именно на работу приехало 90289 человек[12].В 2011 году наша область занимала третье место после Московской области и Татарстана по количеству квот разрешений на временное проживание[12]. Обратимся к данным: из 145096 всех иностранных граждан 96039 человек представители стран СНГ. Что касается страны, тоэто граждане Украины (21,2%), Узбекистана (13,8%), Казахстана (10,8%), Таджикистана (6,6%). Азербайджана (6,2%), Молдовы (4,6%), Кыргызстана (3,7%) и Армении (3,15%). В Свердловской области соотношение прибывающих несколько иное: 32,5% –это граждане Таджикистана, 19,1% Узбекистана, 17,1% Кыргызстана[12].Мигранты привносят в культуру уральских мусульман много нового: «Можно сказать, что идет процесс формирования особой уральской исламской идентичности»[13]. По результатам мониторинга Центра изучения национальных конфликтов, Свердловской области определили место в третьей группе рейтинга конфликтности с формулировкой «Неоднократные случаи целенаправленных насильственных этнически мотивированных действий, массовые ненасильственные действия»[14]. А это заставляет задуматьсяжурналистов о многом. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации 2012 года для своей реализации в пункте 17 предполагает «в полной мере задействовать потенциал средств массовой информации»[15].Как показало наше исследование, редакционная политика большинства СМИ направлена на формирование именно негативного образа трудового мигранта (средний показатель 62% негативных по тональности материалов). Знакомясь с лентой ИА, в качестве гипотезы мы выдвинули следующий тезис: «псевдотолерантные»и «интолерантные» материалы в одинаковой степени влияют на неадекватный образ мигранта в СМИ».

Чтобы показать, что тот или иной текст «интолерантен» приведем черты, которые определил И. Н. Блохин (СанктПетербург)для «интолерантного» материала:

предоставления домысла в качестве факта;

игнорирование контекста, что приводит к нарушению смысла и может стать инструментом манипулирования;

селективность в выборе фактов и событий;

наличие конфликтной трактовки;

отсутствие «рефлексии содержания»[16];Рассмотрим также, что такое «псевдотолерантность»? Д. Брайант и С. Томпсон в своей книге «Основы воздействия СМИ»[17] выделяют четыре хронологические стадии изображения меньшинств в средствах массовой информации.1)Непризнание –исключение из повестки2)Высмеивание –следование стереотипам3)Регуляция –«показать в лучше свете»4)Уважение –объективное представление –осознание, что есть среди них и хорошие,и плохиеТак вот, третий вид –«регуляция», как способ представления группы «в лучшем свете» отнесена нами к «псевдотолерантности». Важной задачей всего российского социума, является решение проблемыцивилизованной интеграции и социализации мигрантов. Во времена Советского Союза эта тема практически не изучалась и не была интересна журналистам, хотя, как пишет Валерий Тишков, трудовая миграция была, но это был «безболезненный процесс», поскольку люди приезжали на заработки какв РСФСР из других республик, так и наоборот[18]. Очевидно, как писал в «Независимой газете» В. В. Путин, что «надо на порядок повысить качество миграционной политики государства». Еще вначале 2000х годов Институт этнологии и антропологии РАН предпринял исследование, результаты которого шокировали общественность оказывается, популярнейшие газеты и телепрограммы не просто сплошь нашпигованы агрессивными и оскорбительными для целого ряды групп людей определениями, замечаниями, шутками, в адрес мигрантов едва ли не чаще всего. Также не один мониторинг по освещению этнической и миграционной темы в Екатеринбурге провели исследователи Межнационального информационного центра[19]. Мигранты новых поколений, прибывающие в Россию из государствучастников СНГ, по сравнению с их предшественниками обладают более низким уровнем образования, знания русского языка и профессиональноквалификационной подготовки.Рамазан Абдулатипов в одном из интервью говорит о том, что сейчас нужно создавать «нормальный образ мигранта», показывая тружеников: «Около 30% врачей в Ульяновской области –выпускники Душанбинского мединститута. Почему никто не показывает, какие уникальные операции они проводят? В России есть выходцы из Таджикистана –директора научноисследовательских институтов. Почему мы все время демонстрируем таджика, который, опустив голову, копает землю и двух слов связать не может?»[20].В ходе мониторинга мы выбирали материалы с номинацией в заголовке: «таджик», «узбек», «киргиз», «мигрант». И вот какая картина у нас получилась. Мы рассмотрим более 40 материалов, выбранных нами ИА, за период 20132014 года, чтобы проследить тенденции в освещении миграционной проблематики, а также определить, как этими СМИ формируется образ трудового мигранта.В проанализированных нами материалах чаще всего упоминались следующие номинации: мигрант, гастарбайтер, иностранный гражданин, нелегал, таджик, киргиз,узбек (другие национальности), выходец из Средней Азии, жители стран СНГ, приезжий, гость. В целом, надо сказать, что мы действительно не видим в номинациях оскорбительных выражений.Но помимо номинаций на формирование образа мигранта серьезно влияет и таречевая агрессия, которую выражают авторы по отношениюк героям публикаций (в данном случае мигрантам) или к процессу миграции как таковому.

Понятие «гастарбайтер» (нем. Gastarbeiter; дословно: гостьработник) уже вошло в практику русского языка.Частотаегоупотреблениясоставляет 17 раз на примерно300млн.слов[21].Словозаимствовано в конце 1990х из немецкого языка, получилоширокое распространение в СМИ на территории СНГ. Хотя «Универсальный словарь иностранных слов русского языка», изданныйв 2000году, еще не содержит это слово.Гастарбайтер

жаргонизм, обозначающий иностранца, работающего по временному найму. Интересен тот факт, что сами мигранты считают, что номинация «гастарбайтер» вполне нейтральна. На наш взгляд, сегодня этот терминужепо своему происхождению несет в себе негативный оттенок.Гастарбайтерпо своему происхождению социолект, который отличается от общеразговорного языка экспрессивностью оборотаи особым использованием словообразовательных средств. Чтобы подтвердить или опровергнуть нашу мысль, мы попросили журналистов информационных агентств дать свои определения этому термину. На анкету ответили 17 журналистов из семи информационных агентств города Екатеринбурга (АПИ, ДжастМедиа, Урал.Полит.Ру, УралИнформБюро, Regnumи т.д.).Из числа опрошенных 12 человек относятся к возрастной категории до 25 лет (70,6%), двое –от 25 до 30 (11,8%), и три человека –в категории от 30 до 50 лет (17,6%). Трое из четверых опрошенных журналистов (76,5%) имеют высшее образование, а остальные –незаконченное высшее.Вот примеры ответов, которые мы получили:

«это единица рабочей силы, выполняющая условия трудового договора и покидающая территорию государства по истечению срока ТД»;

«это иностранный рабочий, работающий в простой профессии,где не требуется особых навыков и высшего образования».Нейтральное по тональности определение понятию «гастарбайтер» дали 78%, положительное 5% опрошенных, негативное –21%опрошенных. Международная организация труда (ILO, International Labour Organization) предлагает расширенную классификацию. Она выделяет ещё и трудовую миграцию, связанную с реализацией проекта, итрудовую миграцию «по контракту».

Иностранное слово «гастарбайтер» стало неймом, словесной маркойспецифического товара, имя которому «иностраннаярабочая сила», своего рода брендом товара. Под брендом(англ. Brand) общепринято пониматьтоварный знак, торговуюмарку, клеймо, т.е. маркутовара. Этоттермин в маркетинге символизируетновый продукт или услугу, т.е.бренд популярная, легко узнаваемаяи юридически защищённая символика какоголибо производителя или продукта»[234].Сегодня существует два подхода к пониманию бренда –правовой и психологический. С правовой точки зрения бренд –это только товарный знак, несущий информацию о производителе продукта и подлежащий правовой защите. С точки зренияпсихологиипотребителя бренд –этоинформация, сохранённая в памяти потребителей.Атрибуты бренда все те особенности товара, с которыми контактирует потребитель. Основными компонентами, формирующими успешный бренд сегодня, являются имя, или нейм

словесная часть марки; графическое изображение бренда

логотип, или эмблема; и слоган. Имя бренда, будучи центральным атрибутом, участвует в подавляющем большинстве коммуникаций. Это может быть написание имени, произношение, изображение в виде графического образа и просто воспоминание. В сознании большинства потребителей имя фактически тождественно бренду.Как бы то ни было, бренд «гастарбайтер» в координатах политической экономииозначает«способностьчеловека к труду, совокупность физических и духовных способностей, которые человек использует в своей деятельности»[22, гл. 4, 5, 1724]. Под рабочей силой, или способностью к труду, Карл Маркс понимал «совокупность физических и духовных способностей, которыми располагает организм, живая личность человека, и которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какиелибо потребительные стоимости»[22:173174]. В 2011 году Союз журналистов России начал проект, призванный активизировать участие журналистов и экспертов в процессе интеграции трудовых мигрантов из стран Центральной Азии. В рамках проекта было выполнено первое в стране квалифицированное исследование материалов о мигрантах в наиболее авторитетных столичных и национальных российских газетах и Интернете. Исследование проведено в мартеапреле 2011 года на основе традиционного контентанализа средств массовой информации (СМИ) (авторы методологии проф. Е. П. Прохоров, проф. М. В. Шкондин, доцент Л. Г. Свитич) с элементами углубленного тематического и гендерного анализа СМИ. Выяснилось, что ни одно из подвергнутых анализу весной 2011 года изданий не посвятило за период анализа мигрантам и миграционной политике более 1% от всех публикаций. (При этом именно на эти дни пришлось обсуждение миграционной стратегии РФ, выступления видных политиков и чиновников в связи с обсуждением). В большинстве СМИ отсутствует четкая стратегия публикаций по проблеме, редко присутствуют соответствующие рубрики, материалы о мигрантах бедны стилистически. Очевидно, что тема не входит в число приоритетных. Средства массовой информации отдали актуальную тему на откуп массовому сознанию и обыденной коммуникации.Правовой основой ребрендинга, несомненно, должна статьКонцепция государственной миграционной политики до 2025 года, котораябыла утверждена Президентом РФ в 2012 году.Особое внимание в этом документе уделяется и задачам, которые ставятся перед медийной сферой, связанным с освещением процессов адаптации и интеграции мигрантов.Труженики пера и микрофона понимают, как выразился В. В. Путин, что «не от хорошей жизни люди уезжают за тридевять земель и зачастую далеко не в цивилизованных условиях зарабатывают себе и своей семье возможность человеческого существования»[4].Мы уверены, что, если бы СМИ создавали материалы о высококвалифицированныхмигрантах, это бы заметно повлияло на изменение образа трудового мигранта.Знать, как конструируется сегодняшний образ мигранта нам нужно для того, чтобы понимать, какими способами осуществить ребрендинг гастарбайтера. Приведем пример из материала «Стереотипный образ мигранта в СМИ» (Этноинфо) Ирины Умаровой, где она рассуждает об одном из выпусков программы «Пусть говорят» (где участвовала сама), темой которого стал развод русской женщины и таджика. Журналистка настаивает на том, что с помощью некорректного цитирования, телемонтажа, «экспертных» заявлений политиков и чиновников

создатели этой передачи сформировали вполне конкретный образ мигранта, который стал не просто человеком из другой страны, но из другого мира, из другой касты. Думается, что журналисты –создатели программы руководствовались редакционными установками.Согласно Концепции государственной миграционной политики в редакциях должны поддерживать «установку на интеграцию мигрантов». Но, ориентируясь на результаты анкетирования, можно смело говорить о том, что ни в одном из региональных ИА такой установки нет, т.к.64,7% респондентов отметили, что в их редакциях вообще никакой установки относительно освещения миграционной темы нет, а 35,2% дали противоположный ответ. Причем, изних 29,4% написали, что это установка на «нейтральное освещение», а 5,8% «на толерантное». В целом, ответына этот вопрос не могут не радовать, потому что, в большинстве случаев, последнее слово всётаки остается за журналистом. Мы выяснили, какихвнутренних установокпридерживаются журналисты по теме трудовоймиграции(табл. 2):Таблица 2Творческая установки журналиста

Внутренняя установка журналиста%«Отношусь к миграции мигрантам нейтрально, в своих материалах придерживаюсь этой же позиции»

82, 3«Не даю оценок, констатирую факты, стараюсь объективно отражать ситуацию, выражение эмоций возможно только у спикеров»

11,7«Негативно отношусь к миграции и мигрантам, делаю всё, для того чтобы читатель разделил мою позицию»

5,8Мы спросили у журналистов, думают ли они о последствиях, опубликованных ими негативных материалов на миграционную тему. Анкеты показали, что 40,0% опрошенных журналистов отметили, что задумываются о последствияхпочти каждый раз, когда создают такие материалы; 13,0% высказались о том, что обращают на это внимание лишь, когда пишут аналитические материалы, предполагающие большую погруженность в тему, а 6,6% не забывают о статье УК РФ «Разжигание межнациональной розни», которая является для них сдерживающим фактором. Любопытно, что треть авторов (33 % респондентов) уверены, что конкретно от их материалов «абсолютно ничего не зависит».Представим данные результатов анкетирования, где журналисты писалио том, какие суждения они поддерживают и в своих материалах «продвигают» (табл. 3). Журналист в данном случае самый главный «переносчик» стереотипов. Он не только «болен сам», но и «заражает» своей позицией аудиторию. В. К. Малькова (Москва) пишет о том, что стереотип, распространяемый СМИ, лучше запоминается человеком, поскольку является более ярким и образным[6:37]. Кроме того, стереотипы обладают следующими характеристиками: эмоциональнооценочным характером, устойчивостью (регидностью) стабильностью, согласованностью (среди большого числа индивидов)[23]. Таблица 3Основные стереотипы в сообщениях ИА

Стереотипы по теме%«Мигранты опасны для нашего общества»17,6«Мигранты чаще, чем представители принимающего общества являются нарушителями правопорядка» 17,6«Мигранты отнимают рабочие места у местного населения»23,5«Мигранты притесняют местное население»23,5«Мигранты в основном являются обслугой для принимающего населения»47,0«Мигранты

разносчики опасных болезней»29,4«Ни с одной из формулировок не согласен»35,2

Хотя сами журналисты, как известно, являются главными трансляторами стереотипов. Так, JustMediaследует политике, которую предлагает государство, из проанализированных нами текстов ИА несколько направлены именно на освещение интеграционных процессов. Установки «на сепарацию» придерживаются в агентствах УралПолитРу и ФедералПресс основная доля их материалов о мигрантах касается правонарушений, совершенных иностранными гражданами: «Из Самары в 2013 году выгнали 289 гастарбайтеров», «Из Нягани выдворят более 20 мигрантов» и т.д. Не потому ли у читателей возникает желание «отгородиться от этих людей», изолироваться. Результаты рассмотренных нами материаловинформационных агентств, показывают, чтодоля негативных материалов превышает нейтральные и позитивные в несколько раз(табл. 4).Таблица 4Тональность сообщений

ТональностьРИАНовостиФедералПресс RegnumУралПолитРуURA.RUJustMediaнегативно42,572,577,570,090,020,0нейтрально42,517,515,022,510,066,6позитивно15,010,05,07,5

13,3В целом, мы видим, что журналистами созданы все условия для ощущения мигрантофобии у аудитории. Это уже не новый термин для тех, кто занимается миграционной темой. В. И. Дятлов написал статью, в которой говорит о том, что мигрантофобия –это неизбежная часть адаптационной реакции принимающего общества, и уэтого явления вполне реальная почва: противоречия, конфликты, предрассудки[2]. Но в нашей стране, говорит исследователь, мигрантофобия уже стала инструментом для решения ведомственных и местных задач, в ущерб общегосударственным интересам. Ребрендинг в СМИ мы представляем как переход публикаций к иной характеристике –толерантности. П. Н. Киричек и П. Ф. Потапов(Саранск) выделили несколько характеристик, которые относятся к толерантным публикациям: жанровая определенность, семантическая точность (научно апробированные идеи), лексическая выдержанность (высокий и нейтральный слог, следуют нормам литературной речи), стилистическая грамотность (четкая композиция, логичнорациональная аргументация, достоверная фактура)»[24].Мы приходим к выводу о том, что толерантность заключается в профессиональных качествах, среди которых: стремление к объективности, представление разных точек зрения, при создании материала соблюдение пропорции «целисредства», организация связи между автором, героем и адресатом, жанровая определенность, лексическая выдержанность и семантическая точность.Как сегодня можно провести ребрендинг специфического товара –рабочая сила?Н. А. Купина и Л. В. Енина (Екатеринбург) показалитри ступени речевойагрессии и то, какие средства выразительности на каждом из этих этапов используются[25:26]. На первой ступени –это констатация факта социального неблагополучия (скрытые семы неприятия, обиды, презрение, эмоциональные оценки, осуждение, порицание, ирония). Используемые средства созданияречевой агрессии:нисходящая метафора, вульгаризация высокого, сниженная эмоциональноэкспрессивная окраска. Вторая ступень предупреждение, угроза в адрес виновников (предупреждения и угрозы, лозунгиугрозы, коллективный субъект, сема насилия).Среди средства создания речевой агрессиивыделяются: коллективное «мы», дробление объекта угрозы, субъектнообъектная –поляризация, язык метафоры, смысловые связи с насильственным уничтожением врага, лексически контрасты. И,наконец, третья ступень призыв к ликвидации, разрушению, уничтожению (откровенное выражение крайней степени неприятия (прямой призыв к насильственной ликвидации).Средства создания речевой агрессии: открытая установка на создание отрицательного образа унижающего внешний вид, презрительная характеристикапсихических состояний, общая характеристика преступлений, развернутая метафора, метафоры смерти, прогнозирование ближайшего будущего.В разработке механизмов ребрендинга образа мигранта, наша задача обратить внимание журналистов на разные типы трудовой миграции, а также изменить подход к представлению специалистов, обладающих уровнем подготовки ниже «высококвалификационной», и неквалифицированных мигрантов.

Мы провели опрос журналистов таких информационных агентств, как АПИ, ДжастМедиа, Урал.Полит.Ру, УралИнформБюро, Regnumи т.д.Респонденты должны были выбрать тональность материала по миграционной тематике. На наш взгляд, главный путь к этому совершенствованию –создание материалов с учетом профессиональной этики журналиста, т.к. для журналистов в Кодексе профессиональной этики прописано: «Журналист воздерживается от любых пренебрежительных намеков или комментариев в отношении расы, национальности, цвета кожи, религии, социального происхождения или пола»[16].Заполняя нашу анкету, большинство журналистов отнеслись к этой идее негативно. 58% респондентов категорично сказали о том, что им этот кодекс не нужен сейчас, и в будущем они в нем не нуждаются. 11,7% журналистов ответили, что этический кодекс был бы бесполезен, так как не имел бы юридической силы.Столько же просто отметили, что кодекса нет –а от комментария: нужен ли он –отказались.Большинство исследователей главным негативным моментом в освещениитрудовой миграции называют редкое обращение к миграционной тематике как таковой. Так в статье, опубликованной Центром исследования национальных конфликтов, отмечается, что если в рамках какойто темы образуется «информационный вакуум», то всегда найдутся те, кто попытаются заполнить его посвоему –в своих интересах[14]. Поэтому перед журналистами и редакторами сегодня стоит задача чаще обращаться к этой проблематике.В качестве перспективных мероприятий в рамках медийной программы по усовершенствованию способов освещения темы трудовой миграции, кроме того, видятся оказание содействия организации школы для молодых журналистов и поддержку других информационных инновационных практик интеграции с участием молодежи и СМИ. И ещё одно средство достижения взаимопонимания –это совместные проекты журналистов из стран СНГ и России.Методом экспертных оценок на основе контент–анализа ленты трех региональных и трех федеральных информационных агентств мы составили рейтинг профессионального мастерства в освещениитемы трудовой миграции в информационных агентствах (табл. 5). Оннаправлен на совершенствование творческого подхода к написанию материала по восьмипараметрам: тематическое разнообразие (I); жанровый спектр (II); тональность материала (III); источники информации (IV); предоставление слова герою материала мигранту (V); корректность заголовков (VI), а такжеиспользование потенциала интерактивности и транзактивности (VII), равно каки потенциала мультимедийности, конвергентности (VIII). Таблица 5Рейтинг профессионального мастерства

ИнформационноеагентствоРИАНовостиJastMediaURA.RU УралПолитРуRegnumФедералПрессТемы(I)214635Жанры(II)132456Тональность(III)216354Источники(IV)142356Слово мигранту(V)

1

6

2

3

6

6Заголовки(VI)212534Интреактивность, транзактивностиь(VII)

1

2

5

5

5

5Конвергентность, мультимедийность(VIII)

1

4

2

5

6

6Итоговое место123456

Первое место эксперты отдали ИА «РИАНовости», журналисты которого хорошо показали себя во многих компонентах создания материала. Журналистам удалось избежать «псевдотолерантности»и не уйти от разговоров на серьезные темы. Также это ИА подтвердило и своими материалами на миграционную тему, что на очень хорошем уровне владеет конвергентными и мультимедийными возможностями. Мыделаемвывод о том, что ответственность за установление взаимопонимания между мигрантами и принимающим населением государство возлагает, в том числе, и на СМИ, и важно, чтобыредакции тоже осознали свою роль в процессе адаптации и интеграции иностранных граждан в наше общество.

Ссылки на источники1.Бауман З. Мыслить социологически. –М.: Аспект Пресс, 1996. С.47.2.Дятлов В. И. Мигрантофобия как фактор миграционных процессов и проблема национальной безопасности. : [электронный ресурс]. URLhttp://mion.isu.ru/ru/publications/d_1.html(дата обращения: 28.04. 2014)3.Миграцию нужно ужесточать и цивилизовывать. : [электронный ресурс]. URLhttp://rus.ruvr.ru/2013_04_25/PutinMigracijunuzhnouzhestochaticivilizovivat/(дата обращения 13.05. 2014)4.Путин В. Россия. Национальный вопрос // Независимая газета, 2012, 23 января5.Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. : [электронный ресурс]. URLhttp://www.revolucia.ru/eng_pscg.htm(дата обращения: 05.03. 2014)6.Малькова В. К. Неужели мы такие? Стереотипы русских, россиян и России в современной российской прессе // Толерантность и поликультурное общество. –М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2003. С. 377.Евгений Ройзман: «Им нужны наши бабы, им нужна работа» // Сноб. : [электронный ресурс]. URLhttp://www.snob.ru/selected/entry/63338(дата обращения: 15.03. 2014)8.Яков Силин лично оценил результаты операции по поиску нелегальных мигрантов в Екатеринбурге// Вечерние ведомости : [электронный ресурс]. URLhttp://veved.ru/news/36034yakovsilinproverilkaksverdlovskayapoliciyavydvoryaetnelegalovfoto.html(дата обращения 08.02. 2014)9.Мигрант –друг или враг: [электронный ресурс]. URLhttp://tassanalytics.com/stories/migrantdrugilivrag(дата обращения 14.04. 2014)10.Национализм бывает от голода и от сытости. : [электронный ресурс]. URLhttp://www.abdulatipov.ru/Interviev/2004.10.25_Ytro_Nationalizm.htm(дата обращения 16.04. 2014)11.Мигранты из Таджикистана в Екатеринбурге. Аналитический отчет по результатам социологического исследования «Межнациональный информационный центр». : [электронный ресурс]. URLhttp://www.researchmigration.narod.ru/(дата обращения 25.01. 2014)12.Обзор миграционной ситуации в Свердловской области за 2011 год. : [электронный ресурс]URLhttp://ufmsural.ru/ufms/sistemy/statistika/(дата обращения: 20.03. 2014)13.Старостин А. Н. Ислам в Свердловской области. М: Логос, 2007. : [электронный ресурс] . URLhttp://www.inocenter.ru/doc/islam_sverdlovsk.pdf(дата обращения 24.04. 2014)14.Гроздья гнева. Рейтинг межэтнической напряженности в регионах России : [электронный ресурс] http://clubrf.ru/thegrapesofwrath/01/metodologiya.html(датаобращения08.05.2014)15.Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года. : [электронный ресурс]. –URL: http://президент.рф/acts/15635(дата обращения 04.02. 2014)16.Блохин И. Н. Толерантность как принцип журналистской деятельности. : [электронный ресурс]. URLhttp://rudocs.exdat.com/docs/index175659.html(дата обращения 15.04. 2014)17.Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ : [электронный ресурс]. URL http://yanko.lib.ru/books/smi/osnovu_vozdeystviya_smi.pdf(дата обращения 25.03. 2014)18.Тишков В. Самоопределение российской нации. : [электронный ресурс]. URL http://www.intertrends.ru/seven/002.htm(дата обращения: 02.02.2014)19.Стереотипный образ мигранта в СМИ. : [электронный ресурс]. URL http://www.ethnoinfo.ru/statji/1843stereotipnyjobrazmigrantavsmi(дата обращения 12.04. 2014)20.О бедном таджике замолвите слово. : [электронный ресурс]. URL http://www.utro.ru/articles/2009/04/15/809754.shtml(дата обращения: 05.04. 2014)21.[электронный ресурс]. URL http://jeck.ru/tools/SynonymsDictionary/гастарбайтер(дата обращения 19.07. 2014) Бренд [электронный ресурс]. Режим доступа: http://brandr.ru (дата обращения 28.03. 2014).22.Маркс, Карл. Капитал.Т. I, гл. 4, 5, 172423.Стефаненко Т. Г. Этнические стереотипы –функции и свойства. : [электронный ресурс]. URL http://tolerance.sitecity.ru/index.phtml(дата обращения 15.04. 2014) 24.Блохин И. Н. Толерантность как принцип журналистской деятельности [электронный ресурс]URL http://rudocs.exdat.com/docs/index175659.html(дата обращения 15.04.2014)25.Купина Н. А., Енина Л. В. Три ступени речевой агрессии // Речевая агрессия и гуманизация общения в средствах массовой информации. –Екатеринбург: УрГУ, 1997.С. 26.26.Кодекс профессиональной этики российского журналиста. : [электронный ресурс]. URL http://www.ruj.ru/_about/code_of_professional_ethics_of_the_russian_journalist.php(дата обращения 18.03. 2014)