Механические нагрузки в системах электропривода и способы их ограничения

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Перминов Б. А., Перминов В. Б., Чумакова Н. В., Ягубов З. Х., Ягубов Э. З. Механические нагрузки в системах электропривода и способы их ограничения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 341–345. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85069.htm.
Аннотация. Рассматривается влияние механических нагрузок на режим работы электродвигателя постоянного тока, работающего в качестве привода буровой установки. Рекомендуются способы ограничения механического момента на валу для исключения аварийного режима.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Перминов Борис Алексеевич,кандидат технических наук, доцент, Российская открытая академия транспорта МИИТ, г. Ухтаboris.perminoff2013@yandex.ru

Перминов Виктор Борисович,кандидат технических наук, заместитель начальник отдела ООО Газпром трансгазУхта», г. Ухтаvperminov@sgp.gazprom.ru

Ягубов Зафар Хангусейн оглы,доктор технических наук,профессор, заведующий кафедрой, Ухтинскийгосударственный технический университет, г. Ухта

zav_eatp@ugtu.net

Ягубов Эмин Зафароглы,доктор технических наук, профессор, проректор по учебной работе, Ухтинскийгосударственный технический университет, г. Ухтаeyagubov@ugtu.net

Чумакова Наталия Владимировна, магистрант, Ухтинский государственный технический университет, г. Ухтаnchumakova@ugtu.net

Механические нагрузки в системах электроприводаи способы их ограничения

Аннотация. Рассматривается влияние механических нагрузок на режим работы электродвигателя постоянного тока, работающего применительно в качестве привода буровой установки. Рекомендуются способы ограничения механического момента на валу для исключения аварийного режима.Ключевые слова: механические нагрузки, основные характеристики, крутящий момент, момент сопротивления, динамический коэффициент.

Механические нагрузки являются важной особенностью многих производственных механизмов. Наиболее тяжелые механические перегрузки возникают у механизмов, для которых при нормальном течении технологического процесса возможна работа на упор механическое стопорение рабочего органа. Аналогичные условия возможны и для буровых установок, у которых при работе в мягких грунтах перегрузки могут достигать опасных значений, но нарастать во времени постепенно. Такой режим можно назвать мягким стопорением. При работе в тяжелых грунтах возможны внезапные заклинивания рабочего органа так называемые резкие стопорения.Во всех случаях, когда возникающие по любой причине механические перегрузки превосходят перегрузочную способность привода и допустимую нагрузку механизма система электропривода должна обеспечить автоматическое ограничение момента, развиваемого двигателем допустимым значением. Допустимый момент двигателя определяется максимально допустимой нагрузкой механизма по условиям его механической прочности. С другой стороны, его краткость по отношению к номинальному моменту не должна превосходить перегрузочной способности двигателя. Выбранное из этих двух условий значение момента будем называть допустимым стопорным моментом и обозначать Мсmon.Устройство ограничения момента применяемое для бурильных установок, работа которых систематически сопровождается перегрузками и стопорениями, должно обеспечивать автоматическое ограничение момента электрическим путем.Электрическое непрерывное ограничение момента достигается использованием электропривода с экскаваторной механической характеристикой. Такая характеристика целесообразна не только для ограничения механических перегрузок, но и для формирования переходных процессов пуска, реверса и торможения. Качество ограничения момента обычно характеризуется заполнением экскаваторной характеристики, которое тем больше, чем жестче ее рабочий участок и чем круче падающий. Идеальная экскаваторная характеристика показана на рис.1кривая 1.Там же представлены реальные экскаваторные характеристики с разным заполнением кривые 2 и 3. Заполнение характеристики при достаточно высокой жесткости рабочего участка можно оценить с помощью коэффициента отсечки.



(1)Для выяснения основных физических особенностей режима резкого стопорения проанализируем переходный процесс электропривода, вызванный внезапной остановкой рабочего органа.Примем, что момент двигателя Мв переходном процессе изменяется в соответствии с механической характеристикой 2 на рис. а. При этом, в соответствии с расчетной схемой рис. б: (2)где момент упругости связи; жесткость механической передачи; угол закручивания валопровода; момент инерции двигателя и маханизма.



в

Рис.1.

Уравнение падающего участка механической характеристики:

(3)где модуль жесткости падающего участка механической характеристики.Подставив выражение для М12и Мв выражение движения и продифференцировав его получим: (4)Корни характеристического уравнения: (5)так как обычно где Решение уравнения относительно скорости двигателя при комплексных корнях будем искать в виде

(6)Принимаем, что в момент начала стопорения инерционные массы привода движутся со скоростьюи .Подставляя начальные условия

и при t=0, определяем постоянные интегрирования:

(7)Решение уравнения примет вид:

(8)где.Решение уравнения относительно М12характеризующего нагрузку механической части привода, следует искать в виде:

(9)С помощью начальных условий определяем состояние Cи D:

(10)После преобразования с учетом соотношения

,



(11)

решение уравнения относительно М12имеет в

,

(12)Где .Полученным аналитическим зависимостям соответствуют построенные на рис.1, в сплошными линиями кривые Там же штриховыми линиями показан характер процесса стопорения прит.е. при идеальной экскаваторной характеристике 1. В этом случае процесс стопорения протекает при М =Мстоп

constи выраженные для

и М12упрощаются

,

(13)где частота собственных колебаний одномассовой упругой системы.Из рассмотрения кривых можно видеть, что М12возрастает по мере снижения скорости, так как запасенная в останавливающихся инерционных массах кинетическая энергия, освобождаясь, переходит в потенциальную энергию упругого элемента. Наличие избыточного запаса потенциальной энергии при = 0является причиной, вызывающей разгон якоря двигателя в противоположную сторону. Поэтому процесс стопорения имеет колебательный характер, причем при идеальной экскаваторной характеристикетеоретически колебания являются незатухающими. Практически вследствие неучтенных потерь на трение энергия упругих колебаний и в этом случае рассеивается в виде теплоты в трущихся элементах, но медленнее, чем при .Полученные зависимости свидетельствуют о том, что при ограниченном экскаваторной характеристикой моменте двигателе ММстопмаксимальные нагрузки элементов привода в процессе стопоренияувеличиваются за счет динамической нагрузки и при неблагоприятных условиях могут достигать опасных значений. Без учета затухания максимальное значение момента М12:



М12 max=Mстоп+1нач.

(14)

Отношение максимальной нагрузки к установившейся определяет динамический коэффициент:

(15)

Динамический коэффициент характеризует перегрузки механической части электропривода, при резких стопорениях в сравнении с установившимся режимом стопорения. Из полученного соотношения следует, что перегрузки тем больше, чем больше начальная скорость, момент инерции и жесткость рабочего оборудованияС12. При уменьшении коэффициента отсечки увеличения )затухание колебаний увеличивается. Линейная связь момента двигателя со скоростью аналогична вязкому трению и оказывает демпфирующее действие, способствуя быстромузатуханию колебаний. Увеличение затухания влечет за собой некоторое уменьшение динамического коэффициента. Поэтому желательны характеристики с коэффициентом отсечки Котс=0,7...0,8характеристики на рис. 1, а. Такая форма характеристикиодновременно позволяет снизить частоту стопорений, так как оператор может оценить нагрузку двигателя и своевременно принять меры, направленные на уменьшениеперегрузки.

Ссылки на источники1.Быков И.Ю., Заикин С.Ф., Перминов Б.А., Перминов В.Б., Возможность использования динамических состовляющих параметров крутящего моментадля управления процессом углубления скважины // инженер нефтяник

М.: АИДИЭс Дриллинг», 2014.№3 с. 2022

2.Перминов Б.А., Перминов В.Б., Устройство для измерения крутящего момента на валу //патент SU1747963.3.Перминов Б.А., Перминов В.Б., Устройстводля измерения крутящего момента на валу привода //патент SU1742653.