Интерактивные учебные пособия в образовательном процессе средней школы как средство повышения качества образования
Международная
публикация
Выпуск:
ART 85085
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Саликов
Д.
А. Интерактивные учебные пособия в образовательном процессе средней школы как средство повышения качества образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
421–425. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85085.htm.
Аннотация. В статье рассматривается возможность применения интерактивных учебных пособий на уроках информатики в старших классах экономического профиля. Проанализированы модели использования интерактивных учебных пособий, выявлена и обоснована необходимость их эксплуатации в учебном процессе.
Текст статьи
Саликов Денис Александрович,аспирант, ГБОУ ВПО «Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина», г. Рязаньsda44@yandex.ru
Интерактивные учебные пособия в образовательном процессе средней школы как средство повышения качества образования
Аннотация. В статье рассматриваетсявозможность применения интерактивных учебных пособий на уроках информатики в старших классах экономического профиля. Проанализированы модели использованияинтерактивных учебных пособий, выявлена и обоснована необходимость их эксплуатации в учебном процессе.Ключевые слова: интерактивноеучебноепособие, профильное обучение, информатика.
Актуальность темы исследования определяется, вопервых, необходимостью внедрения в образовательный процесс современной школы педагогических продуктов, функционирующих на базе информационнокоммуникационных технологий, так как они позволяют повышать качество обучения и формировать у обучающихся новые компетенции. Именно к таким продуктам относятся интерактивные учебные пособия(ИУП), использование которых на урокахинформатики в старших классах экономического профилярассматривается как ряд важных педагогических функций, которые они позволяют решать, а именно: создают условия для самообразования обучающегося с возможностью выбора местаи времени работы, а также темпа обучения; дают возможность работать с моделями изучаемых объектов и процессов; дают возможность представления в мультимедийном формате уникального контента (картин, рукописей, видеохроник и т.д.); дают возможность автоматизированного контроля и выставления объективной оценки знаниям обучающегося.Вовторых, –необходимостью переходаобразовательных организаций России к федеральным государственным образовательным стандартам, чтопоставилоперед педагогами новую, не до конца осознаваемую проблему, которая заключается в том, чтобы научить обучающихся самостоятельно получать знания.Эту проблему можно считать актуальной для любой ступени общего образования: начального, основного, среднего. Устаревшие педагогические методы, основанные на прямом предоставлении информации школьнику, которые до сих пор применяются во многих школах России, приводят к значительному снижению качества образовательного процесса, делая невозможной его соответствие современным требованиям, а также значительно осложняя дальнейшее развитие ребенка.Втретьих, следует учитывать факт того, что большинство разработанных на сегодняшний день ИУПне имеют четкой структуры. К числу причин возникновения данной ошибки можно отнести недавнее отсутствие востребованности и социальной значимости ИУПв образовательном процессе.Вчетвертых, в соответствии с ч. 7 ст. 18 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также Приказом Министерства образования и науки РФ от 5 сентября 2013 года №1047 «до 1 января 2015 г. печатные учебники должны иметь электронное приложение. Оно представляет собой структурированную совокупность электронных образовательных ресурсов, предназначенных для применения в учебной деятельности совместно с учебником. После этой даты наряду с печатной формой учебника требуется также электронная»[1], [2].В связи с этим возникает необходимость развития и совершенствования педагогических технологий применения ИУПна уроках с целью обеспечения высокого качества учебного процесса и создания эффективных педагогических продуктов, функционирующих на базе информационнокоммуникационных технологий.Цель данной статьи–выявление педагогического потенциала ИУПна уроках информатики в старших классах экономического профиля. Постановка цели потребовала решения следующих задач: обоснование роли ИУПв развитии образовательного процесса; выявление места ИУПв рамках урока информатики в старших классах экономического профиля.В ходе исследования был проведен теоретическийанализ методической, психологопедагогической, научнотехнической и дидактической литературы по проблеме. Теоретический анализ позволил определить, что использование ИУПв образовательном процессе позволяет придать ему целенаправленный личностноориентированный характер за счет обеспечения обратной связи. Особенно эффективны ИУП при организации индивидуальных образовательных траекторий для каждого обучающегося, что особенно важно в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов.В диссертационных исследованиях и научных статьях учебный потенциал педагогических продуктов, функционирующих на базе информационнокоммуникационных технологий,рассматривается с разных позиций: как средство реализации принципов дифференцированного и индивидуального подхода к обучению[3](Ялукова И.В.), как возможность самостоятельно или с помощью преподавателя освоить учебный курс или его большой раздел именно с использованиемкомпьютера[4](Демушкин А.С.). Д.В. Коблова рассматривает электронные обучающие ресурсы как средство, позволяющее научить ориентироваться в информационном пространстве, находить решение какихлибо проблем[5]. А.Х. Хожиев определяет требования к функциям продуктов, работающих на базе информационнокоммуникационных технологий, взависимости от вида учебного занятия: лекция, лабораторная или практическая работа[6]. Т.Э. Тангиров классифицирует электронные средства обучения по методическому назначению[7]. С.А. Овсянникова анализирует перспективы развития электронных ресурсов в образовании[8]. Далеко не полный перечень рассмотренных исследований дает представление о широком использовании электронных образовательных ресурсов, к которым относятся и ИУП, в образовательном процессе школ, колледжей и вузов. Вместе с тем, в научных исследованиях этого направления пока остаются недостаточно изученными проблемы обучения информатике старшеклассников экономического профиля.Осмысленноеприменение в нашей странепедагогических продуктов, функционирующих на базе информационнокоммуникационных технологий, началось в 1990х годах.В 2010 году Президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым была утверждена Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», в которой четко было сказано, что в скором времени все школы будут применять в своей работе «грамотные учебники и интерактивные учебные пособия»[9]. Это привело к тому, что на сегодняшний день в образовательном процессе активно применяются как традиционные печатные издания, так и электронные образовательные ресурсы. В современной теории преподавания разрабатываются различные модели применения ИУПв обучении школьников. К примеру, М.С.Цветкова предлагает следующие модели: 1) модель «один к одному» (на базе личного мобильного образовательного устройства с выходом в Интернет, но без сетевой связанности в классе); 2) модель «один к одному» и сеть «один к одному» (на базе личного мобильного образовательного устройства с выходом в Интернет и с сетевой связанностью в классе через компьютер учителя); 3) модель «многие к одному» (АРМ учителя с интерактивной доски с возможностью доступа учащихся)[10]. В плане нашего исследования наиболее приемлема вторая модель, в основе которой лежит использование планшетных компьютеров или нетбуков с сетевой связанностью в классе и с возможностью выхода в Интернет, как отмечает М.С. Цветкова важным является и факт применения коммуникативных ресурсов глобальной сети (интернетконкурсов, дистанционного обучения, сетевых сообществ). Такая модель позволяет формировать готовность обучающихсяк переходу в информационную образовательную среду профессионального образования с четким видением себя в ней. Для обучающихсяэкономического профиля создаются благоприятные условия поприобретениюопыта за счет раннего вхождения обучающегося в виртуальное пространствобудущей профессиональной деятельности.Рассмотрим некоторые возможные варианты использования ИУПна уроках информатики в старших классах экономического профиля, которые позволяют активизировать деятельность обучающегосяи, следовательно, повысить качество обучения[11].При изучении теоретического материалапедагогические продукты, функционирующие на базе информационнокоммуникационныхтехнологий, помогают обучающемуся лучше усвоить материал образовательной программы.Наличие выхода в Интернет позволяет обучающимсяполучить в режиме онлайн (прямо из пособия) доступ к редким материалам по изучаемому разделу курса. Очень важно, что ИУПнеограничены по объему размещаемой информации, что делает их использование преимущественным перед традиционной учебной теоретической литературой. Для обучающихся старших классов экономического профиля особенно актуальна возможность просмотра видеофрагментоврешения различных экономических задач с использованием средств информационнокоммуникационных технологий. Эта возможность с легкостью реализуется в ИУП. Не заменимой являетсявозможность возобновления процесса обучения с того места, где школьник остановился последний раз.Полезнымимогут стать электронные учебные издания и при выполнении лабораторных и практических заданий. В этом плане к достоинствам ИУП можно отнести возможность обучающегосяво время лабораторной или практической работы обратиться к необходимому теоретическому материалу прямо из рабочего окна программы (все переходы, как правило, предусмотрены); если предполагается только самостоятельная работа обучающегося, то учитель имеет возможность отключить доступ к лекциям. Возможно использованиеИУПпри контролеи самоконтролезнаний обучающихся. Используя тестовые задания, обучающиесямогут провести самопроверку изученного материала, а при необходимости восполнить пробелы в знаниях и пройти проверку еще раз. Важным дополнением при проверке знаний обучающихся является факт объективной оценки уровня их подготовки.Для подтверждения эффективности применения ИУПв рамках исследования был проведен небольшой педагогический эксперимент, целью которого было определение возможности практического использования ИУП в системе общего образования.В проведении данного педагогического эксперимента принимали участие две группы обучающихся11 классов Муниципального бюджетного образовательного учреждения Ухоловской средней общеобразовательной школы Ухоловского муниципального района Рязанской области: контрольная и экспериментальная. В контрольной группе использовался традиционный метод изучения материала и проверка знаний, а в экспериментальной группе –экспериментальный метод изучения материала с использованием интерактивного учебного пособия. Стоит отметить, что обе группы приблизительно равны по начальным данным и условиям педагогического процесса при проведении данного эксперимента.При традиционном методе изучения материала использовались уроки объяснения материала, актуализации знаний, контроль знаний, конспекты, рефераты.За основу экспериментального метода было взято самостоятельное изучение и закрепление учебного материала с помощью ИУП«MicrosoftExcelв профессиональной деятельности», с последующим самоконтролем полученных знаний с использованием системы тестирования. Таким образом, обучающимся была дана возможность самостоятельной добычи знаний, что предусмотрено национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» и Федеральными государственными образовательными стандартами второго поколения.Эксперимент был приурочен к изучению темы «Технология обработки числовых данных», в рамках которой обучающиесяобеих групп изучали тему «Электронные таблицы». Впоследствии с обучающимисяконтрольной группы был проведен обобщающий урок, который состоял из двух частей: лекционной и практической, кроме того, обучающиесяполучили домашнее задание, направленное на закрепление полученных знаний и умений на уроке.Затем им был предложен тест (реализованный в качестве раздаточного материала), целью которого была проверка полученных знаний.Обобщающий урок с обучающимисяэкспериментальной группы был проведен с использованием разработанного ИУП, при этом роль учителя была сведена к роли консультанта в работе. В качестве домашнего задания была работа с ИУП и самоконтроль по предложенным в нем тестам. Большинство обучающихся положительно отметили возможность повторной сдачи теста для достижений позитивных результатов.Позавершении работы с ИУПэкспериментальной группе было предложено тестирование. Вопросы анкеты были составлены таким образом, чтобы можно было определить интерес обучающихся к ИУП«MicrosoftExcelв профессиональной деятельности», а также возможность его использования в образовательном процессе.Результаты анкетирования показали следующее:1)обучающиеся не пользуются ИУПв учебном процессе в виду их недостаточного количества;2)100% респондентов указали, что подобные обучающие средства можно назвать качественными носителями информации, не уступающими традиционной литературе, а также отметили возможность использования ИУП в качестве учебной литературы;3)обучающиесяотметили следующие качества разработанного ИУП: компактность, удобство, наглядность, доступность.4)100% обучающихся высказали желание о дальнейшей работе с подобными видами учебной литературы.Результатыитогового тестирования показаны в таблице 1.Таблица 1
«Результаты итогового тестированияпо информатике»
«2»«3»«4»«5»ВсегоЭкспериментальная группа00369Контрольная группа074213
Проведенный анализ полученных результатов показан на рисунке 1.
Рис. 1. «Анализ результатов итогового тестированияпо информатике»
При подсчете качества знаний обучающихся была использована формула4+5всего, где Q4, Q5–количество соответствующих оценок, Qвсего–общее количество обучающихся, выполнявших работу. Для анализа успеваемости использовалась формула 3+4+5всего, где Q3, Q4, Q5–количество соответствующих оценок, Qвсего–общее количество обучающихся, выполнявших работу.Следует отметить, что применение ИУПдля 11 класса экономического профиля также положительно повлияло на итоги промежуточного контроля знаний обучающихся по экономике (Таблица 2).Таблица 2
«Результаты промежуточного контроля по экономике»
«2»«3»«4»«5»ВсегоЭкспериментальная группа00189Контрольная группа024713
Проведенный анализ полученных результатов показанна рисунке 2.
Рис.2.«Результаты промежуточного контроля по экономике»
Исследование уровней качества знаний и успеваемости результатов промежуточного контроля по экономике проводилось по тем же формулам, что и исследование уровней качества знаний и успеваемости результатов итогового тестирования по информатике.Данное исследование показало, что экспериментальный метод более эффективен по отношению с традиционным методом изучения материала.В настоящейработе кратко рассмотрена роль ИУПв обучении информатике старшеклассников экономического профиля.Для полного понимания и раскрытия сущности темы охарактеризованы основные модели применения электронных учебных изданий в образовательном процессе современной школы. Рассмотрены варианты использования ИУПна уроках информатики в старших классах экономического профиля.По результатам проведенного педагогического эксперимента можно сделать вывод, что роль ИУПв учебном процессе чрезвычайно высока, так как они способствуют повышению эффективности образовательного процесса за счет роста качественных показателей обученности школьников.Анализ литературы показал, что актуальность выбранной тематики для современной педагогики не вызывает сомнения. Для решения приведенных проблем требуется глубокое изучение потенциала педагогических продуктов, функционирующих на базе информационнокоммуникационных технологий, как платформы для развития профильного экономического образования в школе. Предстоят разработка и тестирование эффективных методик использования ИУПв образовательном процессе, не менее необходимо создание и самих ИУПна более качественном уровне, которые впоследствии помогли бы повысить качество обучения школьников.
Ссылки на источники1.Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Вестник Образования. –2013. –№ 34.2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 5.09.2013 г. № 1047 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» // Российская Газета. –2013. № 6223.3.Ялукова И.В. Электронный учебник как средство индивидуального подхода на уроках информатики / И.В. Ялукова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Vмеждунар. научн. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). –Пермь: Меркурий, 2014. –С. 249251.4.Демушкин А.С. Компьютерные обучающие программы / А.С. Демушкин, А.И.Кириллов, Н.А. Сливина и др. // Информатика и образование. –1995. №3. –С. 18.5.Коблова Д.В. Электронный учебник как инновационное средство в образовательном процессе / Д.В. Коблова, С.А. Косарева // Актуальные задачи педагогики: материалы IIмеждунар. научн. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). –Чита: Издательство Молодой ученый, 2012.6.Хожиев А.Х. Особенности, преимущества и эффективность электронных учебников по специальным дисциплинам, применяемых в профессиональных колледжах / А.Х. Хожиев // Молодой ученый. –2012. № 2. –С. 311313.7.Тангиров Х.Э. Об использовании электронных средств обучения в процессе организации учебной деятельности школьников / Х.Э. Тангиров, Т.Т.Абдусаломов // Молодой ученый. –2014. № 2. –С. 860864.8.Овсянникова С.А. Электронные ресурсы в современном образовательном процессе / С. А. Овсянникова [и др.] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). —Уфа: Лето, 2013. —С. 4244.9.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждено Президентом Российской Федерации 04.02.2010 г. № Пр271) / Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. –Москва, 2010 [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/1450 (дата обращения: 09.07.2014).10.Цветкова М.С. Использование интерактивного мультимедийного учебника в учебном процессе // Сайт методической службы издания БИНОМ. Лаборатория знаний. –Москва, 2012 [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://metodist.lbz.ru/partners/files/conception.pdf(дата обращения: 09.07.2014).11.Михалищева М.А. Использование электронных учебных пособий в учреждениях профессионального образования / М.А. Михалищева, С.В.Турукина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IVмеждунар. научн. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). –Пермь: Меркурий, 2013. –С. 127129.
Интерактивные учебные пособия в образовательном процессе средней школы как средство повышения качества образования
Аннотация. В статье рассматриваетсявозможность применения интерактивных учебных пособий на уроках информатики в старших классах экономического профиля. Проанализированы модели использованияинтерактивных учебных пособий, выявлена и обоснована необходимость их эксплуатации в учебном процессе.Ключевые слова: интерактивноеучебноепособие, профильное обучение, информатика.
Актуальность темы исследования определяется, вопервых, необходимостью внедрения в образовательный процесс современной школы педагогических продуктов, функционирующих на базе информационнокоммуникационных технологий, так как они позволяют повышать качество обучения и формировать у обучающихся новые компетенции. Именно к таким продуктам относятся интерактивные учебные пособия(ИУП), использование которых на урокахинформатики в старших классах экономического профилярассматривается как ряд важных педагогических функций, которые они позволяют решать, а именно: создают условия для самообразования обучающегося с возможностью выбора местаи времени работы, а также темпа обучения; дают возможность работать с моделями изучаемых объектов и процессов; дают возможность представления в мультимедийном формате уникального контента (картин, рукописей, видеохроник и т.д.); дают возможность автоматизированного контроля и выставления объективной оценки знаниям обучающегося.Вовторых, –необходимостью переходаобразовательных организаций России к федеральным государственным образовательным стандартам, чтопоставилоперед педагогами новую, не до конца осознаваемую проблему, которая заключается в том, чтобы научить обучающихся самостоятельно получать знания.Эту проблему можно считать актуальной для любой ступени общего образования: начального, основного, среднего. Устаревшие педагогические методы, основанные на прямом предоставлении информации школьнику, которые до сих пор применяются во многих школах России, приводят к значительному снижению качества образовательного процесса, делая невозможной его соответствие современным требованиям, а также значительно осложняя дальнейшее развитие ребенка.Втретьих, следует учитывать факт того, что большинство разработанных на сегодняшний день ИУПне имеют четкой структуры. К числу причин возникновения данной ошибки можно отнести недавнее отсутствие востребованности и социальной значимости ИУПв образовательном процессе.Вчетвертых, в соответствии с ч. 7 ст. 18 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также Приказом Министерства образования и науки РФ от 5 сентября 2013 года №1047 «до 1 января 2015 г. печатные учебники должны иметь электронное приложение. Оно представляет собой структурированную совокупность электронных образовательных ресурсов, предназначенных для применения в учебной деятельности совместно с учебником. После этой даты наряду с печатной формой учебника требуется также электронная»[1], [2].В связи с этим возникает необходимость развития и совершенствования педагогических технологий применения ИУПна уроках с целью обеспечения высокого качества учебного процесса и создания эффективных педагогических продуктов, функционирующих на базе информационнокоммуникационных технологий.Цель данной статьи–выявление педагогического потенциала ИУПна уроках информатики в старших классах экономического профиля. Постановка цели потребовала решения следующих задач: обоснование роли ИУПв развитии образовательного процесса; выявление места ИУПв рамках урока информатики в старших классах экономического профиля.В ходе исследования был проведен теоретическийанализ методической, психологопедагогической, научнотехнической и дидактической литературы по проблеме. Теоретический анализ позволил определить, что использование ИУПв образовательном процессе позволяет придать ему целенаправленный личностноориентированный характер за счет обеспечения обратной связи. Особенно эффективны ИУП при организации индивидуальных образовательных траекторий для каждого обучающегося, что особенно важно в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов.В диссертационных исследованиях и научных статьях учебный потенциал педагогических продуктов, функционирующих на базе информационнокоммуникационных технологий,рассматривается с разных позиций: как средство реализации принципов дифференцированного и индивидуального подхода к обучению[3](Ялукова И.В.), как возможность самостоятельно или с помощью преподавателя освоить учебный курс или его большой раздел именно с использованиемкомпьютера[4](Демушкин А.С.). Д.В. Коблова рассматривает электронные обучающие ресурсы как средство, позволяющее научить ориентироваться в информационном пространстве, находить решение какихлибо проблем[5]. А.Х. Хожиев определяет требования к функциям продуктов, работающих на базе информационнокоммуникационных технологий, взависимости от вида учебного занятия: лекция, лабораторная или практическая работа[6]. Т.Э. Тангиров классифицирует электронные средства обучения по методическому назначению[7]. С.А. Овсянникова анализирует перспективы развития электронных ресурсов в образовании[8]. Далеко не полный перечень рассмотренных исследований дает представление о широком использовании электронных образовательных ресурсов, к которым относятся и ИУП, в образовательном процессе школ, колледжей и вузов. Вместе с тем, в научных исследованиях этого направления пока остаются недостаточно изученными проблемы обучения информатике старшеклассников экономического профиля.Осмысленноеприменение в нашей странепедагогических продуктов, функционирующих на базе информационнокоммуникационных технологий, началось в 1990х годах.В 2010 году Президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым была утверждена Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», в которой четко было сказано, что в скором времени все школы будут применять в своей работе «грамотные учебники и интерактивные учебные пособия»[9]. Это привело к тому, что на сегодняшний день в образовательном процессе активно применяются как традиционные печатные издания, так и электронные образовательные ресурсы. В современной теории преподавания разрабатываются различные модели применения ИУПв обучении школьников. К примеру, М.С.Цветкова предлагает следующие модели: 1) модель «один к одному» (на базе личного мобильного образовательного устройства с выходом в Интернет, но без сетевой связанности в классе); 2) модель «один к одному» и сеть «один к одному» (на базе личного мобильного образовательного устройства с выходом в Интернет и с сетевой связанностью в классе через компьютер учителя); 3) модель «многие к одному» (АРМ учителя с интерактивной доски с возможностью доступа учащихся)[10]. В плане нашего исследования наиболее приемлема вторая модель, в основе которой лежит использование планшетных компьютеров или нетбуков с сетевой связанностью в классе и с возможностью выхода в Интернет, как отмечает М.С. Цветкова важным является и факт применения коммуникативных ресурсов глобальной сети (интернетконкурсов, дистанционного обучения, сетевых сообществ). Такая модель позволяет формировать готовность обучающихсяк переходу в информационную образовательную среду профессионального образования с четким видением себя в ней. Для обучающихсяэкономического профиля создаются благоприятные условия поприобретениюопыта за счет раннего вхождения обучающегося в виртуальное пространствобудущей профессиональной деятельности.Рассмотрим некоторые возможные варианты использования ИУПна уроках информатики в старших классах экономического профиля, которые позволяют активизировать деятельность обучающегосяи, следовательно, повысить качество обучения[11].При изучении теоретического материалапедагогические продукты, функционирующие на базе информационнокоммуникационныхтехнологий, помогают обучающемуся лучше усвоить материал образовательной программы.Наличие выхода в Интернет позволяет обучающимсяполучить в режиме онлайн (прямо из пособия) доступ к редким материалам по изучаемому разделу курса. Очень важно, что ИУПнеограничены по объему размещаемой информации, что делает их использование преимущественным перед традиционной учебной теоретической литературой. Для обучающихся старших классов экономического профиля особенно актуальна возможность просмотра видеофрагментоврешения различных экономических задач с использованием средств информационнокоммуникационных технологий. Эта возможность с легкостью реализуется в ИУП. Не заменимой являетсявозможность возобновления процесса обучения с того места, где школьник остановился последний раз.Полезнымимогут стать электронные учебные издания и при выполнении лабораторных и практических заданий. В этом плане к достоинствам ИУП можно отнести возможность обучающегосяво время лабораторной или практической работы обратиться к необходимому теоретическому материалу прямо из рабочего окна программы (все переходы, как правило, предусмотрены); если предполагается только самостоятельная работа обучающегося, то учитель имеет возможность отключить доступ к лекциям. Возможно использованиеИУПпри контролеи самоконтролезнаний обучающихся. Используя тестовые задания, обучающиесямогут провести самопроверку изученного материала, а при необходимости восполнить пробелы в знаниях и пройти проверку еще раз. Важным дополнением при проверке знаний обучающихся является факт объективной оценки уровня их подготовки.Для подтверждения эффективности применения ИУПв рамках исследования был проведен небольшой педагогический эксперимент, целью которого было определение возможности практического использования ИУП в системе общего образования.В проведении данного педагогического эксперимента принимали участие две группы обучающихся11 классов Муниципального бюджетного образовательного учреждения Ухоловской средней общеобразовательной школы Ухоловского муниципального района Рязанской области: контрольная и экспериментальная. В контрольной группе использовался традиционный метод изучения материала и проверка знаний, а в экспериментальной группе –экспериментальный метод изучения материала с использованием интерактивного учебного пособия. Стоит отметить, что обе группы приблизительно равны по начальным данным и условиям педагогического процесса при проведении данного эксперимента.При традиционном методе изучения материала использовались уроки объяснения материала, актуализации знаний, контроль знаний, конспекты, рефераты.За основу экспериментального метода было взято самостоятельное изучение и закрепление учебного материала с помощью ИУП«MicrosoftExcelв профессиональной деятельности», с последующим самоконтролем полученных знаний с использованием системы тестирования. Таким образом, обучающимся была дана возможность самостоятельной добычи знаний, что предусмотрено национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» и Федеральными государственными образовательными стандартами второго поколения.Эксперимент был приурочен к изучению темы «Технология обработки числовых данных», в рамках которой обучающиесяобеих групп изучали тему «Электронные таблицы». Впоследствии с обучающимисяконтрольной группы был проведен обобщающий урок, который состоял из двух частей: лекционной и практической, кроме того, обучающиесяполучили домашнее задание, направленное на закрепление полученных знаний и умений на уроке.Затем им был предложен тест (реализованный в качестве раздаточного материала), целью которого была проверка полученных знаний.Обобщающий урок с обучающимисяэкспериментальной группы был проведен с использованием разработанного ИУП, при этом роль учителя была сведена к роли консультанта в работе. В качестве домашнего задания была работа с ИУП и самоконтроль по предложенным в нем тестам. Большинство обучающихся положительно отметили возможность повторной сдачи теста для достижений позитивных результатов.Позавершении работы с ИУПэкспериментальной группе было предложено тестирование. Вопросы анкеты были составлены таким образом, чтобы можно было определить интерес обучающихся к ИУП«MicrosoftExcelв профессиональной деятельности», а также возможность его использования в образовательном процессе.Результаты анкетирования показали следующее:1)обучающиеся не пользуются ИУПв учебном процессе в виду их недостаточного количества;2)100% респондентов указали, что подобные обучающие средства можно назвать качественными носителями информации, не уступающими традиционной литературе, а также отметили возможность использования ИУП в качестве учебной литературы;3)обучающиесяотметили следующие качества разработанного ИУП: компактность, удобство, наглядность, доступность.4)100% обучающихся высказали желание о дальнейшей работе с подобными видами учебной литературы.Результатыитогового тестирования показаны в таблице 1.Таблица 1
«Результаты итогового тестированияпо информатике»
«2»«3»«4»«5»ВсегоЭкспериментальная группа00369Контрольная группа074213
Проведенный анализ полученных результатов показан на рисунке 1.
Рис. 1. «Анализ результатов итогового тестированияпо информатике»
При подсчете качества знаний обучающихся была использована формула4+5всего, где Q4, Q5–количество соответствующих оценок, Qвсего–общее количество обучающихся, выполнявших работу. Для анализа успеваемости использовалась формула 3+4+5всего, где Q3, Q4, Q5–количество соответствующих оценок, Qвсего–общее количество обучающихся, выполнявших работу.Следует отметить, что применение ИУПдля 11 класса экономического профиля также положительно повлияло на итоги промежуточного контроля знаний обучающихся по экономике (Таблица 2).Таблица 2
«Результаты промежуточного контроля по экономике»
«2»«3»«4»«5»ВсегоЭкспериментальная группа00189Контрольная группа024713
Проведенный анализ полученных результатов показанна рисунке 2.
Рис.2.«Результаты промежуточного контроля по экономике»
Исследование уровней качества знаний и успеваемости результатов промежуточного контроля по экономике проводилось по тем же формулам, что и исследование уровней качества знаний и успеваемости результатов итогового тестирования по информатике.Данное исследование показало, что экспериментальный метод более эффективен по отношению с традиционным методом изучения материала.В настоящейработе кратко рассмотрена роль ИУПв обучении информатике старшеклассников экономического профиля.Для полного понимания и раскрытия сущности темы охарактеризованы основные модели применения электронных учебных изданий в образовательном процессе современной школы. Рассмотрены варианты использования ИУПна уроках информатики в старших классах экономического профиля.По результатам проведенного педагогического эксперимента можно сделать вывод, что роль ИУПв учебном процессе чрезвычайно высока, так как они способствуют повышению эффективности образовательного процесса за счет роста качественных показателей обученности школьников.Анализ литературы показал, что актуальность выбранной тематики для современной педагогики не вызывает сомнения. Для решения приведенных проблем требуется глубокое изучение потенциала педагогических продуктов, функционирующих на базе информационнокоммуникационных технологий, как платформы для развития профильного экономического образования в школе. Предстоят разработка и тестирование эффективных методик использования ИУПв образовательном процессе, не менее необходимо создание и самих ИУПна более качественном уровне, которые впоследствии помогли бы повысить качество обучения школьников.
Ссылки на источники1.Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Вестник Образования. –2013. –№ 34.2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 5.09.2013 г. № 1047 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» // Российская Газета. –2013. № 6223.3.Ялукова И.В. Электронный учебник как средство индивидуального подхода на уроках информатики / И.В. Ялукова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Vмеждунар. научн. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). –Пермь: Меркурий, 2014. –С. 249251.4.Демушкин А.С. Компьютерные обучающие программы / А.С. Демушкин, А.И.Кириллов, Н.А. Сливина и др. // Информатика и образование. –1995. №3. –С. 18.5.Коблова Д.В. Электронный учебник как инновационное средство в образовательном процессе / Д.В. Коблова, С.А. Косарева // Актуальные задачи педагогики: материалы IIмеждунар. научн. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). –Чита: Издательство Молодой ученый, 2012.6.Хожиев А.Х. Особенности, преимущества и эффективность электронных учебников по специальным дисциплинам, применяемых в профессиональных колледжах / А.Х. Хожиев // Молодой ученый. –2012. № 2. –С. 311313.7.Тангиров Х.Э. Об использовании электронных средств обучения в процессе организации учебной деятельности школьников / Х.Э. Тангиров, Т.Т.Абдусаломов // Молодой ученый. –2014. № 2. –С. 860864.8.Овсянникова С.А. Электронные ресурсы в современном образовательном процессе / С. А. Овсянникова [и др.] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). —Уфа: Лето, 2013. —С. 4244.9.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждено Президентом Российской Федерации 04.02.2010 г. № Пр271) / Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. –Москва, 2010 [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/1450 (дата обращения: 09.07.2014).10.Цветкова М.С. Использование интерактивного мультимедийного учебника в учебном процессе // Сайт методической службы издания БИНОМ. Лаборатория знаний. –Москва, 2012 [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://metodist.lbz.ru/partners/files/conception.pdf(дата обращения: 09.07.2014).11.Михалищева М.А. Использование электронных учебных пособий в учреждениях профессионального образования / М.А. Михалищева, С.В.Турукина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IVмеждунар. научн. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). –Пермь: Меркурий, 2013. –С. 127129.