Формирование духовно-нравственного становления личности учащихся
Выпуск:
ART 85106
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ачмизова
С.
Я. Формирование духовно-нравственного становления личности учащихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
526–530. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85106.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования духовно-нравственного становления личности подрастающего поколения в условиях обучения. Проанализированы основные предпосылки интеграции духовного и нравственного воспитания. Рассмотрены основные элементы развития учащегося в школе как личности и субъекта деятельности.
Ключевые слова:
обучение, развитие, личность, формирование, учащийся, духовно-нравственное становление
Похожие статьи
- Развитие художественного мышления младших школьников в общеобразовательной школе
- Актуальная стратегия взаимодействия школы и семьи
- РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Ранняя профессионализации детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации учебно-методического пособия «Детская универсальная STEAM-лаборатория»
- Концепция образовательной программы образовательного комплекса «Инновационная школа».
Текст статьи
Ачмизова Светлана Якубовна,Кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин НОУ ВПО «Международный инновационный университет»,г. Сочиdjaret@rambler.ru
Формирование духовнонравственного становления личности учащихся
Аннотация.Статья посвящена проблеме формирования духовнонравственного становления личности подрастающего поколения в условиях обучения. Проанализированы основные предпосылки интеграции духовного и нравственного воспитания. Рассмотрены основные элементы развития учащегосяв школе как личности и субъекта деятельности.Ключевые слова:личность, учащийся, духовнонравственное становление, формирование, обучение, развитие.
Несомненным представляется тот факт, что на сегодняшний день, духовнонравственное развитие учащихся является одной из важнейших задач современной педагогики. Формирование личности детей и подростков в современном обществе происходит в условиях экономического и политического реформирования, усиления межкультурных связей, что существенно отразилось на изменении социокультурной жизни подрастающего поколения.Для полноценной адаптациичеловека в обществе игармоничного существования самого общества,необходимовсестороннее воспитание личности приобщение человека к социальным нормам, духовной культуре, ценностным ориентирам. Воспитание осуществляются, как правило, различными институтамиобщества: семья, школа, группа сверстников, трудовой коллектив, вуз, профессиональное сообщество, общество в целом. В качестве воспитателя, примера для подражания может выступить отдельный человек: учитель в школе, авторитетный сверстник, командир, начальник, представитель мира культуры, харизматический политический деятель.Духовное развитие оценивается обеспечением воздействияна различные стороны жизни и мировоззрение учащихся. Нравственное воспитание можно оценить по тому, как школа учит пониманию моральных принципов, позволяющих учащимся отличить хорошее от плохого, уважать других людей, правду, справедливость, и как на этореагируют учащиеся своим поведением и взглядами, которые они выражают. Социальное развитие можно оценить по тому, как школа готовит учащихся взаимодействовать друг с другом в различных жизненных ситуациях, учит брать на себя ответственность, проявлять инициативу, успешно работать в группе. Об этом также можно судить по тому, насколько учащиеся разбираются в законах функционирования общества, организованного в такие структуры, как семья, школа и более широкие объединения. Культурное развитие можно оценить по тому, как школа готовит учащихся понимать свою и другую культурную среду (религиозную, общественную, эстетическую или этническую).Духовнонравственное воспитание направлено на приобщение учащихсяк одной из существующихвобществе систем духовных ценностей (гуманистической, религиозной, этнической), на создание условий для поиска и нахождения ими личностных смыслов этих ценностей, на формирование стремления и готовности действовать в своей повседневной жизни в соответствии с этими ценностями и ориентировано на создание условий для гармонизации двух составляющих личности духовности и нравственности. Предпосылками интеграции духовного и нравственного воспитания стали взаимосвязь понятий «духовность» и «нравственность», духовных способностей и нравственныхкачеств личности, духовного состояния человека и его деятельности, необходимость модернизации нравственного воспитания средствами духовного в соответствии с требованиями времени.Развитие человека в школе как личности и субъекта деятельности включает в себя:развитие интеллекта;развитие эмоциональной сферы;развитие устойчивости к стрессорам;развитие уверенности в себе и приятие себя;развитие позитивного отношения к миру и принятие других;развитие самостоятельности;развитие мотивации, самоактуализации, самосовершенствования.Обучение процесс присвоения новых норм, определяющий уровень приобщения к культуре, традициям, достижениям семьи, нации, региона, профессионального сообщества, а также общества и мирового сообщества в целом. Обучение духовное усвоение норм (правил, предписаний, установок, заповедей и т.п.) добра и красоты, мышления и творчества, свободы и любви. Обучение социальное усвоение норм общественного сознания (правовых, политических, религиозных, моральных, эстетических, научных), формирование профессионализма, высокой квалификации, гражданственности, патриотизма и т.д. Обучение биологическое усвоение норм природосообразности, обусловливающих собственное здоровье и сохранность окружающей среды. Развитие процесс формирования способностей путем совершения действия, выбора способа деятельности, определяющего уровень цивилизованности. Развитие духовное формирование способности творить добро и красоту в каждом действии, слове, мысли. Развитие социальное формирование способностей к овладению культурой, профессионализмом, воспитание патриотизма, гражданственности и т.п. Развитие биологическое реализация способностей наследственных и приобретенных в процессе жизни. Развитие в педагогическом процессе осуществляется через методы и организационные формы обучения, выступающие как совместные способы деятельности преподавателя и обучаемых, в результате которых проявляются способности мыслить, владеть словом (коммуникативные), осознавать действия (рефлексивные) [1].Обучение сложный социальнопсихологический процесс, осуществляемый человеком. При его осуществлении реализуются переплетающиеся определенным образом организованные действия участников данного процесса. На организацию и реализацию этого процесса оказывают огромное влияние социальноэкономические условия существования человека, философские, социологические, религиозные идеи, уровень развития всего комплекса наук. Не случайно поэтому обучение человека является объектом исследований разных наук: философии, социологии, экономики, психологии, педагогики, физической культуры. Каждая из этих наук изучает при этом свой предмет: основополагающие закономерности функционирования и развития обучения (философия), социальные факторы, условия и феномены обучения (социология),экономические факторы (экономика), психические процессы обучения (психология), закономерности организации процесса обучения, воспитания и развития (педагогика), физического развития, тренировки и т.д. (физическая культура). Основной отличительной чертойобучения является обязательное наличие двух основных участников данного процесса: обучаемого, воспринимающего, перерабатывающего, усваивающего, реализующего определенную информацию, и обучающего, передающего в том или ином виде данную информацию. Деятельность по обучению отличается от других видов деятельности наличием именно этим двух взаимосвязанных и взаимозависимых элементов процесса. При этом обучающий может необязательно являться присутствующим при процессе обучения лицом. Он может выступать в своей роли и опосредованно, в виде учебника, книги, фильма и т.п. Выдвигая на первый план в педагогическом процессе функцию усовершенствования личности, П.Ф. Каптерев настаивает на способствовании ее творческому саморазвитию. По его мнению, если воспитание и образование бывают принудительными, то не представляется возмозможнымговорить о самодеятельности. Основные направления усовершенствования личности П.Ф. Каптерев видел в устранении препятствий на пути естественного развития сил; прямом положительном содействии правильному развитию имеющихся способностей; искоренении недостатков и насаждении ценных свойств [2]. На основе анализа сущности педагогического процесса П.Ф. Каптерев указал его высшие начала: все физические и духовные силы воспитываемого подлежат усовершенствованию соответственными систематическими упражнениями; усовершенствование личности основывается на самодеятельных упражнениях, развиваемых организмом в силу присущей ему самобытности; усовершенствование личности имеет индивидуальнообщественныйхарактер; усовершенствование личности и весь вообще педагогический процесс есть процесс автономный [2]. Большое значение в области теории обучения имеет работа М.Н. Скаткина "Школа и всестороннее развитие детей" [5]. В ней четко установлена решающая рольпедагогического руководства деятельностью и отношениями школьников как средство их всестороннего развития,дается анализ сущности учебнопознавательной деятельности и ее развивающих и воспитывающих возможностей. «Педагогическое воздействие не может быть успешным, если предварительно воспитатель не установит, каков достигнутый уровень развития учащихся, что в его развитии может способствовать или мешать достижению цели; какие факторы окружающей среды могут способствовать или мешать достижению цели; каковы личные предпосылки самого воспитателя, которые могут способствовать или осложнять воздействие», утверждает Х.Й. Лийметс [4]. В.В. Краевский считает, что для формирования всесторонне развитой личности необходимо обеспечить единство образовательной, развивающей и воспитывающей функций. Чтобы его обеспечить, нужно так спроектировать и осуществить деятельность обучения, чтобы и содержательная, и процессуальная ее стороны, реализуемые в преподавании и учении, выполняли функции, определяемые потребностями общества [3].В научной литературе в качестве самостоятельного закона образования выделяется переодизация развития. В 60е годы Д. Б. Элькониным, а еще раньше Л. С. Выготским и А.Р. Лурия были заложены основы этого закона, выражающегося в смене ведущих типов деятельности, ее мотивации и операционализации на разных психофизиологических этапах развития ребенка. А. А. Тюков распространил действие рассматриваемого закона на всю жизнь человека. По его мнению, образование, как и вся жизнь человека, делится на двечасти: образование (жизнь) в становлении, интенсивном развитии и собственно образование в узком смысле слова, жизнь в реализации собственной зрелости, в экстенсивном развитии. В свою очередь, вышеназванные части жизни разделяются на эпохи и периоды, в каждом из которых процессы образования и развития проходит по своим специфическим особенностям и закономерностям. Все периоды развития имеют определенные образовательные и культурно исторические возрастные рубежи: 0137101517212336456065. [8] Согласно закону периодизации развития, кризисы необходимы для нормального развития человека. Изменяя всю структуру индивидуальности, соотношения основных параметров субъективности (души) человека, кризисы позволяют ему переходить с одной ступени образования на другую. Однако этот закон формирует лишь требование «нормальности кризиса», его разрешения, а не усугубления им противоречий качественных изменений соотношения развития деятельности, личности и сознания основных составляющих субъективность (душу) человека. Учитывая всю важность адекватности образования педагогической деятельности, возрастным и жизненным циклам, переходам с одной ступени развития на другую, необходимо констатировать, что данная зависимость имеет основания для возведения ее в ранг самостоятельного закона образования. Следование возрастным, качественноколичественным рубежным особенностям развития и жизни человека, обеспечение нормальных пороговых переходов необходимое условие и объективное требование всей общественной формы развития.Качество и количество в явлениях материального мира находятся в органической взаимосвязи. Взаимосвязь и взаимообусловленность количественных и качественных изменений действительности выражаются в законе перехода количественных изменений в качественные инаоборот. Постепенные количественные изменения, достигнув определенного предела, нарушают меру предмета, выходят за ее границы, что обусловливает качественное изменение предмета, качественное превращение одного предмета в другой. Закон меры, как и другие законы диалектики, имеет всеобщий характер, то есть действует во всех сферах: в природе (на любом уровне ее развития), обществе и познании. История человеческого общества предстает как непрестанная борьба интересов индивидов и групп.Одна из существующих точек зрения сводится к утверждению неизменности, абсолютности возрастных стадий. Такое представление о возрасте связано с пониманием психического развития как естественного биологического процесса. Противоположная точка зрения заключается в фактическом отрицании возраста. В этом случае развитие рассматривается лишь как простое накопление знаний, навыков и т.д. Отечественная психология развивает положения, сформулированные П.П. Блонским и Л.С. Выготским, об историческом характере возрастных периодов. В процессе исторического развития изменяются общие социальные условия, в которых развивается человек, изменяются содержание и методы обучения, и это все не может не сказаться на изменении возрастных этапов развития. Существование различных направлений в развитии взрослости определяется различием в образцах, на которые подросток равняется при взрослении. Ориентация на определенные образцы во многом определяет содержание формирующихся жизненных ценностей, указывая общее направление в формировании личности [7].Индивидуальное развитие взрослого человека представляет собой продолжение онтогенеза с заложенной в нем филогенетической программой. В период, наступающий после ранней юности, процесс созревания индивида и личности продолжается, проходя через стадии молодости, взрослости, зрелости. Знакомясь с периодизацией индивидуального развития взрослого человека, следует учитывать некоторые специфические проблемы. Не существует жестких границ начала и завершения каждой стадии, это зависит от закономерностей и созревания организма и протекающих в нем инволюционных процессов. Как показали многочисленные исследования, для процессов созревания и инволюции характерны неравномерность и гетерохронность. Неравномерность процессов и гетерохронность смены состояний индивида как отражение внутренних противоречий развития содержат разные возможности жизни от преждевременного старения в одних случаях до долголетия в других. Исследованиями установлено, что в разные периоды жизни человека наблюдается неравномерное развитие его психических функций. Наиболее высокая степень восприимчивости социального и профессионального опыта отмечается в пору от 18 до 25 лет. В эти годы происходят наибольшие изменения в интеллектуальных функциях, что свидетельствует о подвижности и гибкости взаимосвязей между памятью и вниманием[7].
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, формирование духовнонравственного становления личности учащегося является системным и непрерывным процессом, включающимучет реалий современного социума, специфическихособенностейи закономерностейразвития человека, имеющих определенные образовательные и культурно исторические возрастные рубежи, а также развитиячеловека как личности и субъекта деятельности.
Ссылки на источники1.Громкова М.Т. «Если Вы преподаватель…» М.: ТОО «ДизАрт», 1998. С. 152.2.Каптерев П.Ф. Педагогический процесс. Спб., 1995. 3.Красвский В.В. Проблема целостности учебновоспитательного процесса в средней школе. // Советская педагогика. 1984. №9.4.Лийметс Х.Й. Как воспитывает процесс обучения? М., 1982.5.Cкаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей: Книга для учителей и воспитателей. М., 1980.6.Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов нД, 1995.7.Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Издво АПН РСФСР, 1961.8.Человеческий потенциал России: интеллектуальное, социальное, культурное измерения / Под ред. Б.Г. Юдина. М., 2002.
Формирование духовнонравственного становления личности учащихся
Аннотация.Статья посвящена проблеме формирования духовнонравственного становления личности подрастающего поколения в условиях обучения. Проанализированы основные предпосылки интеграции духовного и нравственного воспитания. Рассмотрены основные элементы развития учащегосяв школе как личности и субъекта деятельности.Ключевые слова:личность, учащийся, духовнонравственное становление, формирование, обучение, развитие.
Несомненным представляется тот факт, что на сегодняшний день, духовнонравственное развитие учащихся является одной из важнейших задач современной педагогики. Формирование личности детей и подростков в современном обществе происходит в условиях экономического и политического реформирования, усиления межкультурных связей, что существенно отразилось на изменении социокультурной жизни подрастающего поколения.Для полноценной адаптациичеловека в обществе игармоничного существования самого общества,необходимовсестороннее воспитание личности приобщение человека к социальным нормам, духовной культуре, ценностным ориентирам. Воспитание осуществляются, как правило, различными институтамиобщества: семья, школа, группа сверстников, трудовой коллектив, вуз, профессиональное сообщество, общество в целом. В качестве воспитателя, примера для подражания может выступить отдельный человек: учитель в школе, авторитетный сверстник, командир, начальник, представитель мира культуры, харизматический политический деятель.Духовное развитие оценивается обеспечением воздействияна различные стороны жизни и мировоззрение учащихся. Нравственное воспитание можно оценить по тому, как школа учит пониманию моральных принципов, позволяющих учащимся отличить хорошее от плохого, уважать других людей, правду, справедливость, и как на этореагируют учащиеся своим поведением и взглядами, которые они выражают. Социальное развитие можно оценить по тому, как школа готовит учащихся взаимодействовать друг с другом в различных жизненных ситуациях, учит брать на себя ответственность, проявлять инициативу, успешно работать в группе. Об этом также можно судить по тому, насколько учащиеся разбираются в законах функционирования общества, организованного в такие структуры, как семья, школа и более широкие объединения. Культурное развитие можно оценить по тому, как школа готовит учащихся понимать свою и другую культурную среду (религиозную, общественную, эстетическую или этническую).Духовнонравственное воспитание направлено на приобщение учащихсяк одной из существующихвобществе систем духовных ценностей (гуманистической, религиозной, этнической), на создание условий для поиска и нахождения ими личностных смыслов этих ценностей, на формирование стремления и готовности действовать в своей повседневной жизни в соответствии с этими ценностями и ориентировано на создание условий для гармонизации двух составляющих личности духовности и нравственности. Предпосылками интеграции духовного и нравственного воспитания стали взаимосвязь понятий «духовность» и «нравственность», духовных способностей и нравственныхкачеств личности, духовного состояния человека и его деятельности, необходимость модернизации нравственного воспитания средствами духовного в соответствии с требованиями времени.Развитие человека в школе как личности и субъекта деятельности включает в себя:развитие интеллекта;развитие эмоциональной сферы;развитие устойчивости к стрессорам;развитие уверенности в себе и приятие себя;развитие позитивного отношения к миру и принятие других;развитие самостоятельности;развитие мотивации, самоактуализации, самосовершенствования.Обучение процесс присвоения новых норм, определяющий уровень приобщения к культуре, традициям, достижениям семьи, нации, региона, профессионального сообщества, а также общества и мирового сообщества в целом. Обучение духовное усвоение норм (правил, предписаний, установок, заповедей и т.п.) добра и красоты, мышления и творчества, свободы и любви. Обучение социальное усвоение норм общественного сознания (правовых, политических, религиозных, моральных, эстетических, научных), формирование профессионализма, высокой квалификации, гражданственности, патриотизма и т.д. Обучение биологическое усвоение норм природосообразности, обусловливающих собственное здоровье и сохранность окружающей среды. Развитие процесс формирования способностей путем совершения действия, выбора способа деятельности, определяющего уровень цивилизованности. Развитие духовное формирование способности творить добро и красоту в каждом действии, слове, мысли. Развитие социальное формирование способностей к овладению культурой, профессионализмом, воспитание патриотизма, гражданственности и т.п. Развитие биологическое реализация способностей наследственных и приобретенных в процессе жизни. Развитие в педагогическом процессе осуществляется через методы и организационные формы обучения, выступающие как совместные способы деятельности преподавателя и обучаемых, в результате которых проявляются способности мыслить, владеть словом (коммуникативные), осознавать действия (рефлексивные) [1].Обучение сложный социальнопсихологический процесс, осуществляемый человеком. При его осуществлении реализуются переплетающиеся определенным образом организованные действия участников данного процесса. На организацию и реализацию этого процесса оказывают огромное влияние социальноэкономические условия существования человека, философские, социологические, религиозные идеи, уровень развития всего комплекса наук. Не случайно поэтому обучение человека является объектом исследований разных наук: философии, социологии, экономики, психологии, педагогики, физической культуры. Каждая из этих наук изучает при этом свой предмет: основополагающие закономерности функционирования и развития обучения (философия), социальные факторы, условия и феномены обучения (социология),экономические факторы (экономика), психические процессы обучения (психология), закономерности организации процесса обучения, воспитания и развития (педагогика), физического развития, тренировки и т.д. (физическая культура). Основной отличительной чертойобучения является обязательное наличие двух основных участников данного процесса: обучаемого, воспринимающего, перерабатывающего, усваивающего, реализующего определенную информацию, и обучающего, передающего в том или ином виде данную информацию. Деятельность по обучению отличается от других видов деятельности наличием именно этим двух взаимосвязанных и взаимозависимых элементов процесса. При этом обучающий может необязательно являться присутствующим при процессе обучения лицом. Он может выступать в своей роли и опосредованно, в виде учебника, книги, фильма и т.п. Выдвигая на первый план в педагогическом процессе функцию усовершенствования личности, П.Ф. Каптерев настаивает на способствовании ее творческому саморазвитию. По его мнению, если воспитание и образование бывают принудительными, то не представляется возмозможнымговорить о самодеятельности. Основные направления усовершенствования личности П.Ф. Каптерев видел в устранении препятствий на пути естественного развития сил; прямом положительном содействии правильному развитию имеющихся способностей; искоренении недостатков и насаждении ценных свойств [2]. На основе анализа сущности педагогического процесса П.Ф. Каптерев указал его высшие начала: все физические и духовные силы воспитываемого подлежат усовершенствованию соответственными систематическими упражнениями; усовершенствование личности основывается на самодеятельных упражнениях, развиваемых организмом в силу присущей ему самобытности; усовершенствование личности имеет индивидуальнообщественныйхарактер; усовершенствование личности и весь вообще педагогический процесс есть процесс автономный [2]. Большое значение в области теории обучения имеет работа М.Н. Скаткина "Школа и всестороннее развитие детей" [5]. В ней четко установлена решающая рольпедагогического руководства деятельностью и отношениями школьников как средство их всестороннего развития,дается анализ сущности учебнопознавательной деятельности и ее развивающих и воспитывающих возможностей. «Педагогическое воздействие не может быть успешным, если предварительно воспитатель не установит, каков достигнутый уровень развития учащихся, что в его развитии может способствовать или мешать достижению цели; какие факторы окружающей среды могут способствовать или мешать достижению цели; каковы личные предпосылки самого воспитателя, которые могут способствовать или осложнять воздействие», утверждает Х.Й. Лийметс [4]. В.В. Краевский считает, что для формирования всесторонне развитой личности необходимо обеспечить единство образовательной, развивающей и воспитывающей функций. Чтобы его обеспечить, нужно так спроектировать и осуществить деятельность обучения, чтобы и содержательная, и процессуальная ее стороны, реализуемые в преподавании и учении, выполняли функции, определяемые потребностями общества [3].В научной литературе в качестве самостоятельного закона образования выделяется переодизация развития. В 60е годы Д. Б. Элькониным, а еще раньше Л. С. Выготским и А.Р. Лурия были заложены основы этого закона, выражающегося в смене ведущих типов деятельности, ее мотивации и операционализации на разных психофизиологических этапах развития ребенка. А. А. Тюков распространил действие рассматриваемого закона на всю жизнь человека. По его мнению, образование, как и вся жизнь человека, делится на двечасти: образование (жизнь) в становлении, интенсивном развитии и собственно образование в узком смысле слова, жизнь в реализации собственной зрелости, в экстенсивном развитии. В свою очередь, вышеназванные части жизни разделяются на эпохи и периоды, в каждом из которых процессы образования и развития проходит по своим специфическим особенностям и закономерностям. Все периоды развития имеют определенные образовательные и культурно исторические возрастные рубежи: 0137101517212336456065. [8] Согласно закону периодизации развития, кризисы необходимы для нормального развития человека. Изменяя всю структуру индивидуальности, соотношения основных параметров субъективности (души) человека, кризисы позволяют ему переходить с одной ступени образования на другую. Однако этот закон формирует лишь требование «нормальности кризиса», его разрешения, а не усугубления им противоречий качественных изменений соотношения развития деятельности, личности и сознания основных составляющих субъективность (душу) человека. Учитывая всю важность адекватности образования педагогической деятельности, возрастным и жизненным циклам, переходам с одной ступени развития на другую, необходимо констатировать, что данная зависимость имеет основания для возведения ее в ранг самостоятельного закона образования. Следование возрастным, качественноколичественным рубежным особенностям развития и жизни человека, обеспечение нормальных пороговых переходов необходимое условие и объективное требование всей общественной формы развития.Качество и количество в явлениях материального мира находятся в органической взаимосвязи. Взаимосвязь и взаимообусловленность количественных и качественных изменений действительности выражаются в законе перехода количественных изменений в качественные инаоборот. Постепенные количественные изменения, достигнув определенного предела, нарушают меру предмета, выходят за ее границы, что обусловливает качественное изменение предмета, качественное превращение одного предмета в другой. Закон меры, как и другие законы диалектики, имеет всеобщий характер, то есть действует во всех сферах: в природе (на любом уровне ее развития), обществе и познании. История человеческого общества предстает как непрестанная борьба интересов индивидов и групп.Одна из существующих точек зрения сводится к утверждению неизменности, абсолютности возрастных стадий. Такое представление о возрасте связано с пониманием психического развития как естественного биологического процесса. Противоположная точка зрения заключается в фактическом отрицании возраста. В этом случае развитие рассматривается лишь как простое накопление знаний, навыков и т.д. Отечественная психология развивает положения, сформулированные П.П. Блонским и Л.С. Выготским, об историческом характере возрастных периодов. В процессе исторического развития изменяются общие социальные условия, в которых развивается человек, изменяются содержание и методы обучения, и это все не может не сказаться на изменении возрастных этапов развития. Существование различных направлений в развитии взрослости определяется различием в образцах, на которые подросток равняется при взрослении. Ориентация на определенные образцы во многом определяет содержание формирующихся жизненных ценностей, указывая общее направление в формировании личности [7].Индивидуальное развитие взрослого человека представляет собой продолжение онтогенеза с заложенной в нем филогенетической программой. В период, наступающий после ранней юности, процесс созревания индивида и личности продолжается, проходя через стадии молодости, взрослости, зрелости. Знакомясь с периодизацией индивидуального развития взрослого человека, следует учитывать некоторые специфические проблемы. Не существует жестких границ начала и завершения каждой стадии, это зависит от закономерностей и созревания организма и протекающих в нем инволюционных процессов. Как показали многочисленные исследования, для процессов созревания и инволюции характерны неравномерность и гетерохронность. Неравномерность процессов и гетерохронность смены состояний индивида как отражение внутренних противоречий развития содержат разные возможности жизни от преждевременного старения в одних случаях до долголетия в других. Исследованиями установлено, что в разные периоды жизни человека наблюдается неравномерное развитие его психических функций. Наиболее высокая степень восприимчивости социального и профессионального опыта отмечается в пору от 18 до 25 лет. В эти годы происходят наибольшие изменения в интеллектуальных функциях, что свидетельствует о подвижности и гибкости взаимосвязей между памятью и вниманием[7].
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, формирование духовнонравственного становления личности учащегося является системным и непрерывным процессом, включающимучет реалий современного социума, специфическихособенностейи закономерностейразвития человека, имеющих определенные образовательные и культурно исторические возрастные рубежи, а также развитиячеловека как личности и субъекта деятельности.
Ссылки на источники1.Громкова М.Т. «Если Вы преподаватель…» М.: ТОО «ДизАрт», 1998. С. 152.2.Каптерев П.Ф. Педагогический процесс. Спб., 1995. 3.Красвский В.В. Проблема целостности учебновоспитательного процесса в средней школе. // Советская педагогика. 1984. №9.4.Лийметс Х.Й. Как воспитывает процесс обучения? М., 1982.5.Cкаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей: Книга для учителей и воспитателей. М., 1980.6.Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов нД, 1995.7.Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Издво АПН РСФСР, 1961.8.Человеческий потенциал России: интеллектуальное, социальное, культурное измерения / Под ред. Б.Г. Юдина. М., 2002.