Концепция образовательной программы образовательного комплекса «Инновационная школа».
Выпуск:
ART 55266
УДК
001
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Макарычева
И.
Н.,
Моров
А.
В. Концепция образовательной программы образовательного комплекса «Инновационная школа». // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 25. – С.
111–115. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/55266.htm.
Аннотация. Программа комплекса «Инновационная школа» представляет собой методологически обоснованную систему организации учебно-воспитательного, а главное, личностно-ориентированного и формирующего образовательного пространства, отвечающего как на социально-общественный запрос, так и учитывающего индивидуальные особенности растущего человека. Психологический природосообразный подход к решению педагогических задач при современном техническом и технологическом развитии общества способен вывести современное образование на качественно новый уровень.
Похожие статьи
- Формирование духовно-нравственного становления личности учащихся
- ДИАГНОСТИКА УЧЕБНОЙ УСПЕШНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
- Особенности профессионального поведения будущего педагога в области начального образования
- Актуальная стратегия взаимодействия школы и семьи
- РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Текст статьи
Макарычева Ирина Николаевнапроректор по развитию НОУ ВПО «ВосточноЕвропейский институт», г.Ижевскirina.makarycheva2.0@gmail.com
Моров Алексей Васильевичкандидат педагогических и филологических наук, проректор по науке и инновациям НОУ ВПО «ВосточноЕвропейский институт», г.Ижевскalexey.morov@gmail.com
Концепция образовательной программы образовательного комплекса «Инновационная школа».
Аннотация: программа комплекса «Инновационная школа» представляет собой методологически обоснованную систему организации учебновоспитательного, а главное, личностноориентированного и формирующего образовательного пространства, отвечающего как на социальнообщественный запрос, так и учитывающего индивидуальные особенности растущего человека. Психологический природосообразный подход к решению педагогических задач при современном техническом и технологическом развитии обществаспособен вывести современное образование на качественно новый уровень.
Ключевые слова: личность, развитие, обучение, мотивация, ведущая деятельность.
Система образования в современной России в целом и ее школьная ступень в частности за последние два десятка лет прошли через многочисленные кризисы, связанные с изменением общегосударственной социальнополитической среды и социальноэкономической ситуации. Но сейчас, когда государство пребывает в относительном спокойствии и заявлен курс на стабильное развитие всех областей жизни и экономики, поиск оптимальной модели школьного образования, которая позволила бы успешно завершить период экспериментов и безвременья, представляется одной из важнейших задач на федеральном уровне. Такая модель не только станет основой подготовки выпускников, способных продолжить образование в вузах, но и решит задачи формирования личностных качеств гражданина новой России: активного, самостоятельного, ответственного, мотивированного на саморазвитие и достижение личного и общего успеха. Решение такой задачи и преодоление соответствующих противоречий представляется возможным только в инновационной школе, построенной на принципах, существование которых было и взначительной степени остается невозможным в традиционной школе. Результатом должна стать такая модель школьного обучения, которая была бы максимально независимой от конъюнктуры внешней социальноэкономической и социальнополитической среды и, соответственно, подвергалась бы минимальному риску и требовала бы минимальных корректировок в случае изменений в этой внешней среде. Очевидно, что при определении целей, содержания и ожидаемых результатов образования в такой новой школе источником ожиданий, требований и обратной связи должны стать не внешние факторы: порядок поступления в вузы, социальноэкономическая ситуация в стране, востребованность тех или иных профессий на рынке труда –а внутренние потребности и мотивы каждого учащегося. Именно этот постулат лежит в основе образовательной программы образовательного комплекса «Инновационная школа».Миссия «Инновационной школы»:создание и апробацияобразовательной системы, являющейся ответом на глобальные социальные вызовы традиционной школе.Цельобразовательной программы «Инновационной школы»:формирование социальноэффективной личности, способной максимально полно реализовать свои способности и возможности в условиях, предлагаемых обществом, и при этом способной активно воздействовать на окружающую среду с целью развития и гармонизации окружающего мира. (Социальная эффективность –способность ставить цели и максимально полно использовать имеющиеся ресурсы для достижения этих целей в социальнополезной деятельности).Концептуальная идея образовательной программы «Инновационной школы»состоит в том, чтобы на протяжении всего периода обучения ребенок находился в среде, максимально ориентированной на развитие его личности и формирование у него навыков сознательной, самостоятельной и активной деятельности.Это происходит за счет того, что Школа опирается наактуальные потребности ребенка того или иного возраста, особенности и новообразования соответствующего периода развития
иможет предложить развивающейся личности адекватный набор мотивов и сформировать навыки осознанного их выбора, постановки целей деятельности, организации собственно деятельности и оценки полученных результатов с последующими коррективами всего процесса.Образовательными принципами, лежащими в основе деятельности образовательного комплекса «Инновационная школа», являются:Принцип психологической природосообразностиПринцип индивидуализации образованияПринцип открытости образовательной системыПринцип сознательности и активностиПринцип научности Принцип связи теории с практикойШкола как институт опирается на психологические закономерности развития личности и индивидуальные особенности каждого учащегося и предлагает целенаправленное формирование системы мотивов, запускающих развивающую, саморазвивающую, социальнопозитивную деятельность. Предложение адекватного и перспективного для развития набора мотивов, отвечающих актуальному уровню развития ребенка, а так же отвечающих запросу на формирование социальноактивной и эффективной личности, становится оперативной задачей образовательного комплекса. Выявление актуальных потребностей, формирование системы мотивов, определение индивидуальных перспективных целей текущего периода и конкретной деятельности, инициирование деятельности, ориентированной на персональный результатцель –все этотехнологическая цепочка образовательной программы «Инновационной школы».Особенностью образовательного процесса в «Инновационной школе»является открытость системы и интеграция ее в окружающее социальное и экономическое пространство. Использование возможностей окружающего мира для формирования поливариантного образовательного пространства и решения образовательных, воспитательных и развивающих задач будет обеспечивать скорейшую адаптацию выпускника школы к конкурентным условиям реальной жизни и профессиональной деятельности. Таким образом, можно говорить о результатах работы Школы в терминах личностного развития,для отдельного индивида,и формирования новой социальной группы, способной оказать воздействие на средугорода, региона и страны.
Ссылки на источники:1.Макарычева И.Н., Моров А.В. Основные положения образовательной программы инновационной школы –перспектива нового поколения.//Развитие человеческого капитала в XXI веке: Психология. Педагогика. Управление: Материалы II Межрег. очнозаочн. научнопракт. конф. –Ижевск, 2013 г., стр. 5865.2.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. –М., Издво Смысл, Издательский центр «академия», 2004 г. –352 стр.3.Эльконин Д.Б. Детская психология. –М., 1960 г. –384 стр.
Моров Алексей Васильевичкандидат педагогических и филологических наук, проректор по науке и инновациям НОУ ВПО «ВосточноЕвропейский институт», г.Ижевскalexey.morov@gmail.com
Концепция образовательной программы образовательного комплекса «Инновационная школа».
Аннотация: программа комплекса «Инновационная школа» представляет собой методологически обоснованную систему организации учебновоспитательного, а главное, личностноориентированного и формирующего образовательного пространства, отвечающего как на социальнообщественный запрос, так и учитывающего индивидуальные особенности растущего человека. Психологический природосообразный подход к решению педагогических задач при современном техническом и технологическом развитии обществаспособен вывести современное образование на качественно новый уровень.
Ключевые слова: личность, развитие, обучение, мотивация, ведущая деятельность.
Система образования в современной России в целом и ее школьная ступень в частности за последние два десятка лет прошли через многочисленные кризисы, связанные с изменением общегосударственной социальнополитической среды и социальноэкономической ситуации. Но сейчас, когда государство пребывает в относительном спокойствии и заявлен курс на стабильное развитие всех областей жизни и экономики, поиск оптимальной модели школьного образования, которая позволила бы успешно завершить период экспериментов и безвременья, представляется одной из важнейших задач на федеральном уровне. Такая модель не только станет основой подготовки выпускников, способных продолжить образование в вузах, но и решит задачи формирования личностных качеств гражданина новой России: активного, самостоятельного, ответственного, мотивированного на саморазвитие и достижение личного и общего успеха. Решение такой задачи и преодоление соответствующих противоречий представляется возможным только в инновационной школе, построенной на принципах, существование которых было и взначительной степени остается невозможным в традиционной школе. Результатом должна стать такая модель школьного обучения, которая была бы максимально независимой от конъюнктуры внешней социальноэкономической и социальнополитической среды и, соответственно, подвергалась бы минимальному риску и требовала бы минимальных корректировок в случае изменений в этой внешней среде. Очевидно, что при определении целей, содержания и ожидаемых результатов образования в такой новой школе источником ожиданий, требований и обратной связи должны стать не внешние факторы: порядок поступления в вузы, социальноэкономическая ситуация в стране, востребованность тех или иных профессий на рынке труда –а внутренние потребности и мотивы каждого учащегося. Именно этот постулат лежит в основе образовательной программы образовательного комплекса «Инновационная школа».Миссия «Инновационной школы»:создание и апробацияобразовательной системы, являющейся ответом на глобальные социальные вызовы традиционной школе.Цельобразовательной программы «Инновационной школы»:формирование социальноэффективной личности, способной максимально полно реализовать свои способности и возможности в условиях, предлагаемых обществом, и при этом способной активно воздействовать на окружающую среду с целью развития и гармонизации окружающего мира. (Социальная эффективность –способность ставить цели и максимально полно использовать имеющиеся ресурсы для достижения этих целей в социальнополезной деятельности).Концептуальная идея образовательной программы «Инновационной школы»состоит в том, чтобы на протяжении всего периода обучения ребенок находился в среде, максимально ориентированной на развитие его личности и формирование у него навыков сознательной, самостоятельной и активной деятельности.Это происходит за счет того, что Школа опирается наактуальные потребности ребенка того или иного возраста, особенности и новообразования соответствующего периода развития
иможет предложить развивающейся личности адекватный набор мотивов и сформировать навыки осознанного их выбора, постановки целей деятельности, организации собственно деятельности и оценки полученных результатов с последующими коррективами всего процесса.Образовательными принципами, лежащими в основе деятельности образовательного комплекса «Инновационная школа», являются:Принцип психологической природосообразностиПринцип индивидуализации образованияПринцип открытости образовательной системыПринцип сознательности и активностиПринцип научности Принцип связи теории с практикойШкола как институт опирается на психологические закономерности развития личности и индивидуальные особенности каждого учащегося и предлагает целенаправленное формирование системы мотивов, запускающих развивающую, саморазвивающую, социальнопозитивную деятельность. Предложение адекватного и перспективного для развития набора мотивов, отвечающих актуальному уровню развития ребенка, а так же отвечающих запросу на формирование социальноактивной и эффективной личности, становится оперативной задачей образовательного комплекса. Выявление актуальных потребностей, формирование системы мотивов, определение индивидуальных перспективных целей текущего периода и конкретной деятельности, инициирование деятельности, ориентированной на персональный результатцель –все этотехнологическая цепочка образовательной программы «Инновационной школы».Особенностью образовательного процесса в «Инновационной школе»является открытость системы и интеграция ее в окружающее социальное и экономическое пространство. Использование возможностей окружающего мира для формирования поливариантного образовательного пространства и решения образовательных, воспитательных и развивающих задач будет обеспечивать скорейшую адаптацию выпускника школы к конкурентным условиям реальной жизни и профессиональной деятельности. Таким образом, можно говорить о результатах работы Школы в терминах личностного развития,для отдельного индивида,и формирования новой социальной группы, способной оказать воздействие на средугорода, региона и страны.
Ссылки на источники:1.Макарычева И.Н., Моров А.В. Основные положения образовательной программы инновационной школы –перспектива нового поколения.//Развитие человеческого капитала в XXI веке: Психология. Педагогика. Управление: Материалы II Межрег. очнозаочн. научнопракт. конф. –Ижевск, 2013 г., стр. 5865.2.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. –М., Издво Смысл, Издательский центр «академия», 2004 г. –352 стр.3.Эльконин Д.Б. Детская психология. –М., 1960 г. –384 стр.