Стратегическое значение развития информационного общества

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Корнева Ж. В., Тушев П. Ю. Стратегическое значение развития информационного общества // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 546–550. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85110.htm.
Аннотация. В статье проводится анализ развития информационного общества в Российской Федерации, в том числе в сопоставлении с общемировыми тенденциями. Подчеркивается роль развития информационных технологий в активизации инновационных процессов и реализации стратегии развития предприятия.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Корнева Жанна Владимировна,Кандидат экономических наук,доцент кафедры экономики, менеджмента и маркетинга Липецкого филиала Финансового университета при Правительстве РФ, г.Липецкj_korneva@mail.ru

Тушев ПавелЮрьевич,студент1 года обучения магистерской программы«Финансовый менеджмент»Липецкий филиал Финансового университета при Правительстве РФ, г. Липецкmyitocean@gmail.ru

Стратегическое значение развития информационного общества

Аннотация.Встатье проводится анализ развития информационного общества в Российской Федерации, в том числе в сопоставлении с общемировыми тенденциями. Подчеркиваетсяроль развития информационных технологий в активизации инновационных процессови реализации стратегии развития предприятия.

Ключевые слова:информационнокоммуникационные технологии, информационное общество, инновации, стратегия.

Одной из фундаментальных основ перехода к шестому технологическому укладу являются информационные технологии различного назначения. Предприятия, стратегия которых рассматривает конкурентоспособное функционирование в инновационной экономике, в модели фактически всех бизнеспроцессов вводит различное информационное обеспечение. Помимо этого, в целях активизации инновационной деятельности необходимо обеспечение информационными ресурсами всех стадий инновационного цикла. Можно говорить о таком важнейшем направлении как созданиесквозной системы информационного обеспечения инновационных процессов, включающей все виды информации: научнотехнической, патентной, финансовой, правовой, статистической и т.д. Также можно выделить информационную составляющую в качестве основополагающей вразвитии системы открытых инноваций. Интеграция стратегий развития на макрои микроуровне определяет расширение возможностейпредприятий,в том числе в инновационной деятельности,за счет государственной поддержкипроцессов информационного развития. Анализ тенденций в рассматриваемойтехнологической сфере может быть применен в PESTанализе как части стратегического анализа, в разделе«Технологии». Для этого можно использовать комплекс официальных информационных ресурсов, размещаемых в сети Интернет.С 2009 года ежегодно публикуется сборник «MeasuringtheInformationSocietyReport»,которыйсодержитключевыеданныепоразвитиюинформационнокоммуникационныхтехнологий(ИКТ)вмире,втомчислеиндекс IDI(TheICTDevelopmentIndex). Индекс IDIотражает уровень развития ИКТв 166 экономиках по всему миру и оценивает прогресс в данном направлении за последний год. Российская Федерация в глобальном рейтинге2014 года занимает32е место, пропустиввперед, к примеру,Белоруссию (27е место). Лидирующие мировые позиции в настоящее время имеютДания, Швеция, Исландия, Великобритания, Норвегия. В целом согласно данным отчета основные тенденции информационного развития в мире выглядят следующим образом. 44% домашних хозяйства в мире имеют доступ к глобальной сети Интернет из дома. Наибольший прогресс в развитии ИКТ за последние годы достигнут в Африке. Количество пользователей Интернет в мире за пять лет удвоилось. Доля вклада телекоммуникационных компаний составила 2,7% мирового валового внутреннего продукта. Глобальные инвестиции в телекоммуникации стабильно растут. Страны, вошедшие в первую десятку по развитию ИКТможно обнаружить в лидирующем перечнестран, ранжированных по уровню процветания (The Legatum Prosperity Index)[1]. В таблице 1 представлены результаты 2014 года.Таблица1Рейтинг процветания стран мира

МестоСтрана1123456781Норвегия377556212Швейцария131213111293Новая Зеландия1518272010124Дания18233138935Канада51782119546Швеция414161246117Австралия1213911416368Финляндия264561531659Нидерланды25101146187810Соединённые Штаты Америки1711121113121711Исландия35918916241312Ирландия2916148175111013Великобритания288102019211012

Российская Федерация в данном рейтинге занимает 68е место из 142 обследованных стран. Всемирный экономический форум также представляет индекс, связывающий уровень развития ИКТ стран с их глобальной конкурентоспособностью (Networked Readiness Index[2]. Лидирующие позиции в данном рейтинге занимают такие страны как Швеция, Сингапур, Финляндия, Дания, Швейцария, Нидерланды, Норвегия, США,Канада и Великобритания. Авторы исследования, представляемого ежегодно на Всемирном экономическом форуме с 2002 года, выдвигают гипотезу о том, что развитие ИКТ и экономическое благополучие находятся в тесной связи. Высокий уровень корреляции индекса конкурентоспособности экономики государств с индексом развития в странах ИКТподтверждают выдвинутые предположения. В Российской Федерации значение развития ИКТ официально отраженов Государственной программеРоссийской Федерации «Информационное общество (20112020 годы)[3]. В 2008 году была принята Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации[4]. В 2013 году Правительством была утверждена Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 20142020 годы и наперспективу до 2025 года[5].Объем финансирования Государственной программы «Информационное общество» на 20142020 годы из федерального бюджета определен в размере 78,7 млрд. руб. Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации должны составить ежегодно до 50 млрд. руб. Объем внебюджетного финансирования может превысить 200 млрд. руб. Реализация Государственной программы должна оказать положительное воздействие практически на все сферы как социальной, так и экономической системыгосударства.Граждане, бизнес и безопасность –основные объекты, на которые направлены программы информационного развитияв Российской Федерации. Граждане в 1Здесь и далее номер соответствует следующим составляющим индекса: экономика, предпринимательство, управление, образование, здравоохранение, безопасность, личные свободы, социальный капиталрезультате реализации программ должны получить более высокий уровень и качество жизни. Бизнес –повысить свою конкурентоспособность, в том числе глобальную. Но все внедряемые процессы должны иметь высокую степень защиты, что выделяет обеспечение информационной безопасности в качестве приоритетной задачи информационного развития.Таким образом, ИКТ играют в настоящее время ведущую роль в развитии инноваций, повышении производительности и конкурентоспособности, способствуют диверсификации экономики и стимулируют деловую активность. В конечном итоге всё вышеперечисленное способствует повышению уровня жизни людей. Важность интенсивного развития в сфере ИКТподтверждается формированием ITкластеров в точках инновационного роста страны. Так,к примеру,главной целью Кластера информационных технологий Фонда Сколковоявляется создание в России полноценной экосистемы для развития и коммерциализации проектов участников «Сколково» в области новых технологий в отрасли IT[6].

Эффективность реализации государственных мероприятий может быть оценена как качественно, так и количественно. Развитие информационного общества Российской Федерации и тенденции достижения количественно измеримых стратегических целей можно проследить с 2010 года на основании данных мониторингаразвития информационного общества в Российской Федерации[7]. Мониторинг содержательновыглядит следующим образом (рис.1).











1..

Рис. 1. Структура мониторинга развития информационного общества в Российской Федерации

Интерес представляют также значения показателей, которые не были отнесены к целевым в Стратегии развития информационного общества. Так, по группе показателей «Информационная безопасность» доля организаций, использовавших средства защиты информации, передаваемой по глобальным сетям, в общем числе обследованных организаций в 2013 году составила 85,8%. По отдельным показателям группы «Электронный бизнес» на конец 2013 г. ситуация выгляделаследующим образом:МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФакторы развития информационного обществаИспользование ИКТ для развития

человеческий капитал;инновационный потенциал;ИКТ –инфраструктура и доступ;экономическая среда;информационная индустрия;информационная безопасность.

электронное правительство;электронный бизнес;электронное образование;электронное здравоохранение;электронная культура;использование ИКТ домохозяйствами и населением.

доля организаций, имевших специальные программные средства для управления закупками товаров (в общем числе обследованных организаций) –38,6% (+2,5% к 2011 г.);

доля организаций, использовавших ERPсистемы, в общем числе обследованных организаций –7,5% (+2,4% к 2010 г.);

доля организаций, использовавших CRMсистемы, в общем числе обследованных организаций –5,7% (+1,6%к 2011 г.);

доля организаций, размещавших заказы на товары (работы, услуги) в Интернете, в общем числе обследованных организаций –41,1% (+6,1% к 2011 г.);

доля организаций, получавших заказы на выпускаемые товары (работы, услуги) по Интернету, в общем числе обследованных организаций –18% (+1,1% к 2011 г.).

Итак, данные мониторинга позволяют комплексно оценить вклад каждого фактора в развитие информационного общества в Российской Федерации, осуществить сопоставления с общемировыми тенденциями, а также проследить динамику достижения стратегических целей, сформировать соответствующие корректирующие мероприятия. Как пример нами была проведена выборочная оценка целевых показателей, представленных в Стратегии развития информационного общества Российской Федерации и их достижения. Данные таблицы 2 показывают, что по состоянию на конец 2013 года большинство фактических значений показателей были близки к целевым, что вцелом может свидетельствовать о поступательном движении к формированию информационного общества. Данный вывод дает основание закладывать в стратегии развития предприятий обязательное условие информационного развития и разработки соответствующих внутрифирменных показателей в целях повышения конкурентоспособности и получения дополнительных ключевых факторов успеха. Планируемые мероприятия по реализации Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации позволяют выделить возможные стратегические направления развития предприятия: производство интеллектуальных устройств и интернетсервисов, подключение к развитию сетевой инфраструктуры, информационные технологии управления бизнесом, автоматизация государственного сектора. Положительнаядинамика инвестиций в данных направлениях, а также возможности государственночастного партнерства в информационной сфере также дают дополнительные преимущества предприятиям, активно развивающим информационное направление. Определение сектора информационных технологий в качестве фундаментального в инновационном развитии страны позволяет сделать вывод о том, что и инновационное развитие предприятия возможно лишь при активной разработке и внедрении информационнокоммуникационных технологий. Таблица2Выборочная оценка достижения стратегических значений целевых показателейразвития информационного общества в Российской Федерации

№ п/пЦель (согласно стратегииразвития информационного обществав Российской Федерации

[4]ЗначениеНаименование схожегопоказателя в статистических данныхФактическое значение 1Место Российской Федерации в международных рейтингах в области развития информационного обществаНе ниже 20Глобальные рейтинги развития информационного общества2014 год Не выше 322Уровень доступности для населения базовых услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий100%Удельный вес домашних хозяйств, имеющих доступ к сети Интернет с домашнего компьютера, в общем числе домашних хозяйств 2013 год 65,1%

4Рoст объема инвестиций в использование информационных и телекоммуникационных технологий в национальной экономике по сравнению с 2007 годомНе менее чем в 2,5 разаДоля инвестиций, направленных на реконструкцию и модернизацию, в общем объеме инвестиций в основной капитал по виду деятельности связанной с использованием вычислительной техники и информационных технологий2007 год –7%2013 год –10,3%

5Сокращение различий между субъектами Российской Федерации по интегральным показателяминформационного развитияДо 2 разСтепень дифференциации субъектов Российской Федерации по интегральным показателям информационного развития2013 год –2,8 ед.

6Наличие персональных компьютеров, в том числе подключенных к сети Интернет(в домашних хозяйствах)Не менее 75%Доля домохозяйств, имеющих персональный компьютер, в общем числе домохозяйств2013 год –71,4%

7Доля исследований и разработок в сфере информационных и телекоммуникационных технологий в общем объеме научноисследовательских и опытноконструкторских работ, осуществляемых за счет всех источников финансирования30%Доля внутренних затрат на научные исследования и разработки сектора ИКТ в общем объеме внутренних затрат на научные исследования и разработки2010 год –1,3%2013 год –2,2%

8Доля электронного документооборота между органами государственной власти в общем объеме документооборота70%Доля электронного документооборота между органами государственной власти, в общем объеме межведомственного документооборота2013 год –49,2%

9Доля размещенных заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд самоуправления с использованием электронных торговых площадок в общем объеме размещаемых заказов100%Доля размещенных заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд с использованием электронных торговых площадок, в общем объеме размещаемых заказов

2013 год (колво торгов) –94,2%2013 год (стоимость заключенных контрактов) –63,8%

Ссылки на источники1.Рейтинг процветания стран мира[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gtmarket.ru/ratings/legatumprosperityindex/info[Дата обращения 30.01.2015]2.Рейтинг стран мира по уровню сетевой готовности [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gtmarket.ru/news/2012/04/05/4269[Дата обращения 25.01.2015]3.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. №1815р «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (20112020 годы)» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/11/16/infobschestvositedok.htmlhttp://www.rg.ru/2008/02/16/informaciastrategiadok.html[Дата обращения 25.01.2015]4.Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. №Пр212 [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.rg.ru/2008/02/16/informaciastrategiadok.html. [Дата обращения: 31.01.2015]5.Об утверждении Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 20142020 годы и на перспективу до 2025 года. Распоряжение от 1 ноября 2013 года №2036р [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://m.government.ru/dep_news/8025/[Дата обращения 28.01.2015]6.SKИТ [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://sk.ru/foundation/itc/p/goals.aspx. [Дата обращения 1.02.2015]7.Информационное общество [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/ [Дата обращения23.01.2015]8.Measuring the Information Society Report [Электронныйресурс]. –Режимдоступа:http://www.itu.int/en/ITUD/Statistics/Pages/publications/mis2013.aspx. [Дата обращения 1.02.2015]