Признаки монгольской раннефеодальной государственности в период правления Чингис-хана

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ширижик В. М. Признаки монгольской раннефеодальной государственности в период правления Чингис-хана // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 626–630. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85126.htm.
Аннотация. Статья посвящена исследованиям понятия государства, его признакам: население; власть; территория – на примере кочевых народов, в период прихода к власти Чингис-хана, путем исследования различных точек зрения ученых Л. Н. Гумилева, Б. Я. Владимирцова, В.В. Бартольда, Г. Ф. Шершеневича.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
ШирижикВячеслав Михайлович,старший преподаватель, кафедры гражданского права и процесса ФГБОУ ВПО «Тувинский государственный университет», г. Кызылshirizhikvm@yandex.ru

ПризнакиМонгольскойраннефеодальнойгосударственности

впериодправленияЧингисхана

Аннотация. Статьяпосвященаисследованиямпонятиягосударства, егопризнакам: населении; власти; территории. Напримерекочевыхнародов, впериодприходаквластиЧингисхана, путемисследованияразличныхточекзренияученыхЛ. Н. Гумилева, Б.Я. Владимирцова, В.В. Бартольда, Г. Ф. Шершеневича. Ключевыеслова: признакигосударственности,Монгольскаяраннефеодальнаягосударственность,власть,население,народ,территория.

Всовременныйпериодвюридическойлитературепонятиеипризнакамгосударственности,исследованы, так, чтонайтиновоеврядливозможноиэтонеудивительно, всилутого, чтогосударствоэтоосновасуществованияобщества. Аобществопытаетсянайтидисбалансмеждувластьюинародом, формойгосударственногоуправленияифункциямигосударства, атакжевзаимнойответственностьюмеждугосударствомиобществом. Приизученииданныхвопросовмыисследуемпризнакигосударственностинапримерегосударственностикочевников. Взглядыученыхправоведовисториковиэтнографов,поповодувозникновениягосударственностивесьмаразнообразны. Ведьмировоесообществопрошлосвойпутьотпатриархальныхотношенийродовогообщества, тоталитаризмавхудшихегопроявленияхидодемократическогообщества. Ноизпоколениявпоколениемывновьвозвращаемсякпричинамвозникновениягосударстваиеговлияниенаобщество.Всемызнаемосновныепризнакигосударственности: территория, население(народ) игосударственнаявласть[1. C. 90].ПредставленныйЕллинекомГ. признакигосударственностинашлисвоеразвитиевобщейтеориигосударстваиправаисчитаетсядостаточнораспространённойконструкцией, признаннойвомногихстранахмира. Ноданныепризнакименялась, взависимостиотпристрастияобществаисистемыгосударственногоуправления. Например, Н. Н. Алексеевпредлагаетследующиепризнакигосударственности: 1) территория, 2) население, 3) власть, 4) организованныйпорядок[2. C. 403].

Можнодатьидругиепризнакигосударственности, нотемнеменеемывыделяемтриосновныепризнакигосударства

этонаселение(народаилисовокупностьлюдей); господствующаявласть(влицемонархаилиизбранногонароднымголосованиемглавагосударства); территория, (населениекоторогообъединиласьпододнойвластью); взиманиеналогов(врамкахпредусмотренныхзаконамиилиспорабощенногогосударства). Поэтому,какиеопределениягосударствамынедавали, вданныепонятиявобязательномпорядкедолжнывходитьвышеизложенныепризнакигосударственности. Государство–этоналичиесувереннойпубличнойвласти, созданноесцельювыполненияфункцийнаправленныхслужениюобществунаопределеннойтерриториипризнаннойдругимигосударствами. Ноеслиисследоватьданныепризнакигосударственности, сточкизренияродовогообщественногоустройства(догосударственного), можносделатьвывод, чтодогосударственноеустройствоимеетсхожиепризнакипоследующимоснованиям:

территория,природовыхотношенияхимеетобязательныйпризнак, т. к. природоплеменныхотношениях, территорияявляетсяосновнымпризнакомрода. Территорияприродовыхотношенияхноситобязательныйхарактерипризнаетсямеждуплеменамиилиродами приихобщении;

населениевыражаетсявналичиисвязанныхмеждусобойродственнымиотношениямилюдей, которыемогуттакжеобщатьсяисдругимиродамиилиплеменами, основанныхнаобычаях, которыесложилисьмеждуними;

властьвродоплеменныхотношенияхпредставляетсявождемродаилиавторитетнымлидером, которыйфактическиосуществляетфункцииуправления. Властьвождяоснованнапринуждениивооруженныхвассалов, приэтомвождьплемениилиродавыполнялвсефункциигосударственности.

Новсежеэтипризнакинеявляютсяисчерпывающимидляопределениягосударственности, адляродовыхотношенийисчерпывающими. Государствоэтоболеесложнаяструктурауправлениявласти, т. к.имеетпубличнуювластьихарактерорганизационногообособленияотобщества, чтопозволяетвыдвинутымпредставителямвыражатьинтересыопределенныхполитическихсил, стоящихувласти. Пригосударственномустройствекровноеродствонебылопринципомуправления, наоборотопровергается. Налоговаясистема, котораяразвитавгосударственнойсистемеуправления. Принципразделениявластей–судебной, законодательной, исполнительной, чтоневозможнопредставитьприродовыхотношениях. ТакиеученыекакГ. Ф. ШершеневичиФ. Ф. Кокошинуказывали, чтоопределениепризнаковгосударстваэтосложноеявлениеитребуетсамостоятельногоисследования[3. C. 202212. C. 181190]. Поэтомуможносделатьвывод, чтопредставленныепризнакигосударственностиявляютсябазиснымиисразвитиемгосударственныхотношениймогутвозникнутьдругиепризнаки, которыесовременемстановятсяосновойгосударства. Цельданнойнаучнойстатьи,определитьособенностипризнаковраннейгосударственностикочевников, т. к. ранееданнаятеманеисследовалась, авсвоихисследованиях

Л. Н. Гумилев, Б.Я. Владимирцов,В.В. Бартольднеставиливопросаопризнакахгосударственностиумонголовитатар. Например, Л. Н. ГумилевиБ. Я. Владимирцовисследоваливнутренниепроцессыкочевогообщества, которыепослужилиоснованиемвозникновениягосударства. А Бартольдсчитал, чтокочевникинеперенялигосударственностьу