Предпосылки перехода сельских территорий к социально ориентированной экономике

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Савенкова О. Ю., Меренкова И. Н. Предпосылки перехода сельских территорий к социально ориентированной экономике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 646–650. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85130.htm.
Аннотация. В статье обосновывается необходимость перехода экономики сельских территорий к социально ориентированному развитию. Социальная ориентация должна пронизывать все отрасли и виды деятельности на сельских территориях, а центром их социально-экономического развития должен стать сельский житель с его разнообразными потребностями.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Меренкова Ирина Николаевна,доктор экономических наук, доцент, заведующий отделом «Управления АПК и сельскими территориями» ГНУ НИИЭОАПК ЦЧР России Россельхозакадемии, г.Воронеж, профессор Липецкого филиала Финуниверситета, г.Липецкuprnii@yandex.ru

Савенкова Ольга Юрьевна,кандидат экономических наук, доцент,заместитель директора по научной работе Липецкого филиала Финуниверситета, г. Липецк

Предпосылки перехода сельских территорий к социальноориентированной экономике

Аннотация. В статье обосновывается необходимость перехода экономики сельских территорий к социальноориентированному развитию. Социальная ориентация должна пронизывать все отрасли и виды деятельности на сельских территориях, а центром их социальноэкономического развития должен стать сельский житель с его разнообразными потребностями.Ключевые слова:сельские территории, социальноориентированная экономика, сельское хозяйство, социальнаябаза сельской экономики.

Сегодня все чаще ученые, практики, руководители руководящих структурв своих выступлениях и научных трудах акцентируют внимание на важности обеспечения социальноориентированного развития экономики страны. И это не случайно, так как социальная направленностьэкономического развития в первую очередь ориентируется на обеспечение интересов всего общества, т.е. повышение благосостояния населения и удовлетворения его потребностей. Трактуется понятие «социально ориентированная экономика»различными учеными достаточно поразному. Чаще всего выделяется два направления трактовки: это государственная политика экономического регулирования и степень обеспеченности благами.[1]Можно согласиться, что вэтих двух подходах присутствуетсоциальная направленность экономики, так как в нее встраивается не только государство как экономический субъект, но и население, социализируя экономику и принимая на себя часть социальной ответственности.На наш взглядособенностью социальноориентированной экономики выступает представление ее как открытой системы, нацеленной на рост благосостояния населения и устранение резких различий в уровне жизни людей. В то же время необходимо отметить, что приоритетная роль в обеспечении социальной ориентации экономики отводится государству, поэтому в данном случае органы властидолжны стать основными регуляторами эффективного взаимодействия социально ответственных хозяйствующих субъектов, перераспределив регулятивную функцию социальной ориентации экономики между государством и рыночными агентами. Как нам видится, исследование предпосылок перехода сельских территорий к социальноориентированному развитию требует особого осмысления их роли в осуществлении стратегических социальноэкономических преобразований России. Это в свою очередь затрагивает все составныеэлементысельской экономики и еевозможностейдля осуществления необходимых мероприятий.Как показывает практика, в большинстве стран сельское развитие выделяется в особое направление экономической и социальной политики. Приоритетность развития сельских территорий на уровне европейских стран доказывает тот факт, что ежегодно из бюджета выделяется свыше 30 млрд. евро (3035%) на структурные отчисления экономически слаборазвитым регионам, большинство из которых сельские, что сопоставимо с расходами на сельское хозяйство. [2]В последние годы и в России усиливается интерес к развитию села. Связано это с тем, что надолю сельских территорий приходится две трети площади страны и проживает около 26% общей численности населения. При этом известно, чтосельские территории выполняют множество функций, которые чрезвычайно важны и в экономическом и социальном аспектах. Одними из основных функций являются: обеспечение продовольственной безопасности, воспроизводство трудовых ресурсов, сохранение народных традиций, самобытной национальной культуры, освоение природных ресурсов. Кроме этого, сельская территория является базисом для размещения производств и обслуживания инженерных коммуникаций (дорог, линий электропередач, нефтеи газопроводов) и ее следует рассматривать как сложную природнохозяйственную территориальную систему, развитие которой, определяется главным образом, степенью зрелости внутрисистемных интеграционных связей природной, экономической, социальной среды и органов управления. Вместе с тем в последние годы в России складываются не совсем благоприятные условия для сельского развития, что приводит к сокращению численности,как трудоспособногонаселения, так и самих сел, и деревень. Поэтому государствомбыл принят ряд нормативноправовых документов, позволивших на федеральном уровне сформировать основной набор инструментов политики сельского развития. Одним из них является федеральная целевая программа «Социальное развитие села» (2002 г.), включающая в себя комплекс мер по развитию социальной и инженерной инфраструктуры и информационноконсультационной службы на селе.В 2006 г. сельское хозяйство стало объектом приоритетногонационального проекта «Развитие АПК», сосредоточившего свое внимание на развитии животноводства, расширении доступа к кредитным ресурсам, поддержке малых форм хозяйствования и обеспечения жильем сельских молодых специалистов.Позже был принят федеральный закон о развитии сельского хозяйства, в котором заложен правовой фундамент для политики сельского развития на федеральном уровне. [3]В развитие этого закона в 2007 году была принята Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20082012 гг., в рамках которой осуществляласьгосударственная поддержка сельского хозяйства и сельского развития. Кроме того в2010 году федеральная нормативноправовая база сельского развития пополнилась Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации и Концепцией устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2020г. Целью этих документовявилосьопределение ключевых проблем развития сельских территорий и мер социальноэкономического, правового и административноуправленческого характера, направленных на их решение,выходасела на качественно новый уровень развития, обеспечивающий комплексное сбалансированное решение экономических, социальных и экологических задач при сохранении природноресурсного и историкокультурного потенциала сельской местности для нынешнего и будущих поколений людей. [4]Также важно подчеркнуть, что реализация федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", приоритетных национальных проектов "Развитие агропромышленного комплекса", "Образование", "Здоровье", Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20082012 годы, создали определенные предпосылки для укрепления производственного и инфраструктурного потенциала сельских поселений, развития их экономики, повышения занятости и доходов сельского населения, улучшения их жилищных условий и социальной среды обитания.В июле 2012 года утверждена Госпрограммана 20132020 годы, содержащая новые перспективные разделы и механизмы поддержки.Таким образом, можно отметить, что с 2002 года разработано и внедрено не мало нормативноправовых документов, позволяющих обеспечить желаемый рост сельского развития. Однакоследует отметить, что данные документы задействованы не в равной мереи ориентированы, прежде всего, на обеспечение макроуправляемости на федеральном уровне, не повлияв в должной мере на повышение интереса у органов регионального и муниципального управления к формированию эффективной политики развития села. Прежде чем утверждать, что сельские территории не могут должным образом развиваться без социальной направленности, необходимо в первую очередьуточнить само определение сельских территорий и состав ее основных составляющих.В «Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года» сельские территории определены как «территории сельских поселений и соответствующих межселенных территорий» [5]. В связи с этим, изучив множество определений понятия «сельская территория», мы пришли к выводу, что сельскую территорию следует характеризовать как местность, располагающую земельными, водными, лесными и другими природными ресурсами, имеющую определенное жилищнобытовое, производственное, инфраструктурное, рекреационное, информационное и социальное пространство и основой ее развития является сельская экономика.Под сельской экономика следует понимать системуотраслей и видов деятельности в сельской местности, включающую кроме сельского и лесного хозяйства, добывающие и перерабатывающие отрасли промышленности, а также сферу услуг. Чаще всего, представление о сельской экономике складывается как об аграрной, что можно объяснить преобладанием сельского хозяйства в структуре экономической деятельности села. Несомненно, что в современных условиях сельское хозяйство продолжает оставаться приоритетной отраслью в сельской экономике и без повышения ее эффективности и при отсутствии должного бюджетного финансирования дальнейшее развитие сельских территорий не имеет под собой надежной основы. Сельское хозяйство, зависимое от природных факторов и имеющее ярко выраженный сезонный характер воспроизводства, является отраслью более отсталой в технологическом плане по сравнению с промышленностью и дает меньшую отдачу на вложенный капитал. Стоящее на более низком уровне развития производительных сил сельское хозяйство является относительно статичной отраслью, медленнее, чем другие приспосабливающейся к меняющимся экономическим и технологическим условиям. Поэтому аграрный сектор экономики занимает особое положение в сельской местности.Как показывает практика сельское хозяйство, часто оказывается неконкурентоспособно в сравнении с другими секторами экономики, но оно в состоянии приносить устойчивую прибыль, взаимодействуя с другими отраслями: туризмом, переработкой, торговлей, предоставлением услуг дачникам, общепитом.По мере развития экономики в сельской местности и процессов ее диверсификации, происходит постепенное понижение роли аграрного сектора и «агроцентричное» понимание сельской экономики становится неправомерным. Это объясняется тем, что отрасли сельского и лесного хозяйства перестают быть основными источниками занятости и доходов в сельской местности, хотя и продолжают оставаться в качестве главных пользователей земельных ресурсов.Более высокая доходность конкурирующих отраслей, использующих важнейшие факторы производства, условия и привлекательность труда, возможности применения современных технологий, а также другие факторы приводят к тому, что основные ресурсы перетекают из аграрного сектора в другие сферы. В связи с развитием общества и экономики, а также ростом доходов населения спрос на продукцию сельского хозяйства и продовольствие увеличивается более низкими темпами, чем на продукцию промышленности и сферы услуг, что становится препятствием для роста аграрного сектора экономики. Одновременно происходит более быстрыми темпами рост производительности труда в сельском хозяйстве, чем в других отраслях, вследствие чего возникают излишние трудовые ресурсы при возрастании потребности в них в других отраслях.Важнейшими активами сельской экономики в современных условиях являются не просто ресурсы для ведения сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства.[6]Также к ним можно отнести относительно дешевые земельные и природные ресурсы для добывающей, обрабатывающей промышленности, сельского и лесного хозяйства, достаточно квалифицированные и недорогие трудовые ресурсы. Обращает на себя внимание ценность такого актива, как природа, ее красоты, необходимые, прежде всего, для развития сферы туризма, отдыха и других видов услуг.Несмотря на разнообразность структуры сельской экономики, ее отличительные чертами являются: экономическая активность, основанная на использовании земли и недр (сельское и лесное хозяйство, охота, добывающая промышленность); развитие таких отраслей услуг, как туризм, обслуживание отдыхающих и других, связанных с природной средой; преобладание различных форм предпринимательской деятельности; удаленность от рынков сбыта производимой продукции [7].Не менее важной характеристикой сельской экономики считается низкая концентрация производства, которая связана с преобладанием малых и средних форм предпринимательства и самозанятостью населения.Первичная переработка сельскохозяйственного сырья чаще сосредоточена в сельской местности, обуславливая тем самым положительный эффект на экономии издержек по хранению и транспортировке сырья. В то же время размеры предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья на сельских территориях относительно невелики. Кроме предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности на сельских территориях часто расположены предприятия добывающих отраслей, функционирование которых прямо связано с наличием невозобновляемых ресурсов, которые в процессе эксплуатации истощаются, что приводит к закрытию организаций и серьезным социальноэкономическим проблемам.[8]Обращает на себя внимание наметившаяся тенденция развития на сельских территориях других ресурсноориентированных отраслей (лесное хозяйство, а также переработка древесины). Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что сельская экономика –этосистема социальноэкономических отношений на селе, которая направлена на комплексное и рациональное использование ресурсного потенциала, развитие и эффективное функционирование объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, сохранение самобытного образа жизни сельского населения. Следовательно, социальная ориентация должна пронизывать все отрасли и виды деятельности на сельских территориях, а центром их социальноэкономического развития станет сельский житель с его разнообразными потребностями.Поэтому, как мы считаем, основой сельского развития является социально ориентированная экономика, под которой нами понимается способ использования имеющихся ресурсов, позволяющих раскрыть и реализовать возможности сельских жителей, создать для них комфортные условия жизнедеятельности и удовлетворить их социальноэкономические потребности, и в конечном итоге привести к устойчивому развитию сельских территорий. Социально ориентированная экономика сельских территорий должнаобладать рядом основополагающих признаков.Вопервых, иметь форму рыночной экономики и развиваться под определяющим воздействием закона стоимости как единства трех форм его проявления –закона спроса и предложения, закона взаимной связи цен и их инерции.Вовторых, ставить приоритет социально значимых экономических целей в развитии сельских территорий с целью формирования единых экономических целей, входящих в сферу интересов сельского населения, бизнеса, власти.Втретьих, вести к повышению социальной ответственности бизнеса на территории, участием капитала в подготовке и повышении квалификации работников, в развитии социальной инфраструктуры по месту функционирования предприятий.Вчетвертых, обеспечить рост вовлеченности населения в процессы самозанятости, внедрение в сознание трудоспособного населения представления о созидании своего личного благополучия.Таким образом, социальной базой сельской экономики должен стать массовый слой экономически активного, обеспеченного сельского населения, осознающеголичную ответственность и учитывающего интересы других, способствующего своим отношением к труду и росту благосостояния своего и окружающих.

Ссылки на источники1.Кононова В. Ю. Социальноориентированная рыночная экономика в России (Условия и механизм формирования): Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.01 Красноярск, 2003.2.

Ларина Н.И., Кисельников А. Региональная политики в странах рыночной экономики: уч.пособие / М.: ОАО «Издательство «Экономика», 2008.3.Меренкова И.Н. Устойчивое развитие сельских территорий: теория, методология, практика. –Воронеж: ГНУ НИИЭОАПК ЦЧР России, Россельхозакадемии, 2011. –264 с.4.Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской федерации на период до 2020 года // Экономика сельского хозяйства России. –2009. –№3. –с.64825.Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года (проект). Web:http://www.mcx.ru/ documents/ file_document/show/ 4248.136.htm6.Меренкова И.Н., Савенкова О.Ю., Перцев В.Н. Формирование стратегии жизнеобеспечения сельского населения. Монография / Тамбов, 2011.7.Сельская экономика: Учебник / Под ред. проф. С.В. Киселева. –М.: ИНФРАМ, 2010. –572 с.8.Савенкова О.Ю., Морозова Н.С. Социальноориентированное развитие аграрного сектора экономики: проблемы, тенденции и пути решения// Научные труды Вольного экономическогообщества России. 2011. Т. 154. С. 192202.