Сказка как средство формирования дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ионова Н. В., Ипатова А. В. Сказка как средство формирования дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 656–660. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85132.htm.
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме формирования дружеских взаимоотношений дошкольников. Авторы на основе проведённого исследования раскрывают возможности использования сказки для стимулирования осознания детьми старшего дошкольного возраста значимости таких нравственных качеств, как постоянство, взаимопомощь, взаимовыручка.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ипатова Александра Владимировна,Студент 6 курса, кафедра дошкольного образования ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г.Череповецstrori81@mail.ru

Ионова Наталья Владимировна,кандидат филологических наук, доцент кафедры дошкольного образования ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповецionovanv2k9@mail.ru

Сказка как средство формирования дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме формирования дружеских взаимоотношений дошкольников. Авторы, на основе проведённого исследования, раскрывают возможности использования сказки для стимулирования осознания детьми старшего дошкольного возраста значимости таких нравственных качеств как постоянство, взаимопомощь, взаимовыручка.Ключевые слова:Дружеские взаимоотношения, сказка, проблемная ситуация, пластический этюд.

Постановка проблемы.В дошкольный период происходит формирование личности человека, отделение ребенка от взрослого, превращение беспомощного младенца в относительно самостоятельную, активную личность. Основы причинноследственных отношений, определяющих поведение любого человека в течение всей дальнейшей жизни, закладываются в раннем возрасте, а именно:стрех –до семилет. Именно поэтому данный возрастной период является особенным в плане развития личности ребенка и введения его в систему социальных взаимоотношений со сверстниками.

В современной педагогике под дружескими взаимоотношениями понимается «обязательная форма общения дошкольниковв коллективе сверстников, интерес к деятельности других детей и умение договориться» [1, с. 150]. Исходя из данного определения, можно предположить, что дружеские взаимоотношения должны включать умение детей считаться с интересамидрузей; проявлятьзаботу;готовность прийти на выручку; поступиться личнымиинтересамив пользу друзей.Одним из эффективныхсредствдля формирования положительных черт, социализации личности, дружеских отношений между детьми, может стать сказка. Между тем, педагоги зачастую испытывают трудности в подборе правильной литературы для дошкольников, не знают, какие методы работы со сказкой могут стать полезнымидля развития у детей чувства взаимопомощи, сочувствия и взаимовыручки.Исходя из вышеизложенного, мы можем констатировать противоречие между ростом общественной потребности в формировании дружеских отношений в детской группе и недостатком научно обоснованных педагогических моделей их формирования сиспользованием сказки.Выявленное противоречие позволило обозначить проблему нашего исследования каковы педагогические условия использования сказки как средства формирования дружеских взаимоотношений старших дошкольников?Анализ исследований и публикаций. Впервые особенности отношений между детьми, их влияние на становление детского сообщества и формирования общественных качеств детской личности определила А.П. Усова. Межличностное общение детей различных дошкольных возрастов в группе детского сада отражено во многих психологопедагогических исследованиях:А.И. Аржановой, П.В. Артемовой, В.Я. Вороновой, В.А. Горбачевой, Р.Н. Ибрагимовой, Д.В. Менджерицкой, В.Г. Нечаевой, Р.И. Жуковской, Р.М. Римбург и др.Интересен подход к изучению детской субкультуры,представленной в работах Н.В. Ивановой [2], по мнению которой в области детских взаимоотношений закладываются основы формирования значимых качеств личности.В работах таких авторов, как М.И. Лисина, Л.Н. Галигузова, О.Е. Смирнова и др.подчеркивается мнение,что ранние формы общения детейопределяют все дальнейшее развитие личностиребенка. Авторы выделяют критерии дружеских взаимоотношений, поведенческие особенности взаимоотношений старших дошкольников, рассматривают влияние сказок на ребёнка дошкольного возраста и основные принципы работы со сказкой.Таким образом, анализ публикаций, посвященных вопросам взаимоотношений детей, позволил констатировать нам тот факт, что для формирования полноценной личности и дальнейшей жизни в социуме, очень важноформирование дружеских взаимоотношений еще в дошкольном детстве. Значение сказки в развитии личности ребенка также находится в центре внимания многихотечественных ученых: Г.Р. Ломакиной, М.И. Лисиной, Е.О. Смирновой, Т.Д. ЗинкевичЕвстигнеевой и др. Интересен подход к формированию социальной активности у детей через включение дошкольников в трудовую деятельность, в том числе через использование сказки (М.А. Арсенова, Н.В. Ионова, Е.И. Тимошина) [3].Таким образом, по мнению авторов,сказка может стать отличнымсредством для социализации личности и формированиядружеских взаимоотношений между детьми.Между тем, в психологопедагогических исследованиях отсутствует подробное обоснование и конкретная методика использования различных видов сказок для формирования дружеских взаимоотношений в дошкольном возрасте, не выделены условия, при которых сказка может использоваться как средство воспитания дружеских чувств. Итак, изучение исследований позволило нам сделать вывод, что посредством сказки разумно формировать дружеские взаимоотношения между детьми. Мы предположили, что формирование дружеских отношений у старших дошкольниковбудет успешным, если: с детьми старшего дошкольного возраста педагоги планируют и проводят мероприятия (дидактические игры, проблемные ситуации), направленные на формирование таких чувств как сопереживание, сочувствие, с включением народных сказок; используется метод проигрывания эпизодов народных сказок, содержащих конфликтную ситуацию, позволяющий детям, примерив на себя различные роли, осознать значимость таких нравственных качеств как постоянство, взаимопомощь, взаимовыручка. Данное положение позволило нам сформулировать основную цель публикации.Цель работы изучить педагогические условия использования сказки как средства формирования дружеских взаимоотношений старших дошкольников.

Свое исследование мы начали с эксперимента, цель которого

выявить уровень сформированности дружеских взаимоотношений у старших дошкольников. База нашего исследования –БДОУ ВМР «Детский сад комбинированного вида «Солнышко» г. Вытегра. В нём принимали участие 28 человек: это дети старшей группы в количестве 21 человек (12 девочек и 9 мальчиков) и 6 педагогов ДОУ.

Анализ психологических и педагогических работ позволил нам выделить критерии дружеских взаимоотношений старших дошкольников. К ним относятся: совместное времяпровождение (в первую очередь общие игры); общий интерес к определенным видам деятельности; постоянство, привязанность в дружбе; придание большого значения нравственным качествам сверстников; сочувствие, сопереживание, взаимопомощь. С целью изучения уровня развития дружеских взаимоотношений среди детей

были

проведены

диагностические методики: беседа с воспитателями, наблюдение, проблемная ситуация «Мозаика» (Т.А. Абрамова), методика «Закончи историю» (И.Б. Дерманова).

Сначала была проведена методика «Закончи историю»(И.Б. Дерманова) с целью изучения особенностей понимания старшими дошкольникаминекоторых нравственных норм (жадность, лень, лживость, равнодушие), а также определить умение малышейсоотносить данные нормы с реальными жизненными ситуациями. В беседе с ребенком, проводимой индивидуально, предлагалось продолжить историю, а также ответить на дополнительные вопросы. Результаты обработки и интерпретации данных показали, что большинство детей (43%) имеют средний уровень сформированности дружеских взаимоотношений, только 19% детей имеют низкий уровень. А остальные (38%) показали высокий уровень. Большинство детей знают нравственные качества, нормы, но не могут мотивировать выбор той или инойнормы. Не могут оценить поведение детей. Это подтвердилои наблюдение в повседневной жизни в группе. Наблюдение показало, что большинство детей группы играют в общие игры. Только некоторые играют отдельно от других. Выбирают игры самостоятельно, используяразличные игрушки. В ходе проведения исследования на занятиях было выявлено, что дети (80%) проявляют сочувствие к другим детям, готовы прийти на помощь. Остальные не сопереживают другим детям, создают конфликты, решить их не могут самостоятельно без помощи педагога.Далее с детьми была проведена вторая методика проблемная ситуация «Мозаика» (автор Т.А. Абрамова) с целью выявления уровня дружеских взаимоотношений у детей, а также изучения уровня сформированности таких качеств как сочувствие, сопереживание, взаимопомощь. Паре детей предлагалась для выкладывания мозаикаи коробкас разноцветными элементами. Одному из детей предлагалось выложить домик, а второму —наблюдать. В процессе работы отмечалась активность внимания второго ребенка, его интерес к действиям сверстника. Далее малышам предлагается наперегонки выложить одинаковую фигуру солнышко. Сложность выполнения задания заключается в том, что все элементы распределены были не поровну.В результате наблюдения за детьми в процессе работы сделаны следующие выводы: большинство детей находится на среднем уровне (52%)развития дружеских взаимоотношений, остальные на высоком и низком уровне (24% и 24 % соответственно).В ходе решения заданий мы отметили такие трудности, как нежелание детей работать совместно, отсутствие у некоторых сопереживания, сочувствия.Комплексный анализ данных позволил выявить общий уровень сформированности дружеских взаимоотношений. В результате, мы получили данные о том, что 67% детей имеют средний уровень сформированности дружеских отношений, 19% высокий уровень и 14% низкий уровень.Далее мы провели диагностические методики: анкетирование воспитателей,анализ планов воспитателей. С целью –изучить использование сказки при формировании дружеских взаимоотношений воспитателями. Результаты показали, что воспитатели (100%) используют сказки с целью формирования дружеского взаимоотношения у старших дошкольников, но в своей работе они отводят немного времени на данную деятельность. Воспитатели (90%) подтверждает важность сказки в решенииуказанной выше проблемы, применяют сказки бессистемно, но в основном не с целью формирования дружеского взаимоотношения. С целью уточнения данных, полученных в ходе анализа планов воспитателей и анкетирования, нами была организована беседа с педагогами. Беседа проводилась в спокойной и благоприятной обстановке. Воспитатели отвечали на все вопросы. В ходе беседы они показали свои рабочие планы, в которых было отражено использование сказок, в том числе для формирования дружеского отношения у детей. Но необходимо ответить, как и было заявлено воспитателями, в основном сказки используются на занятии для других воспитательных целей: формирование доброты, патриотизма и др. Мероприятия, проводимые с включением народных сказок, отмечены следующие: викторины, выставка рисунков, драматизация, инсценирование сказок и др. В данные мероприятия включаются и родители. Метод проигрывания эпизодов сказки самими детьми используется редко ине всеми воспитателями в связи с нехваткой времени, отсутствия костюмов, атрибутики и др. Работа над умением инсценировать ведется в каждой группе в виде подводящих игр. 80%воспитателей отметили, что метод проигрывания помогает в большей степени проанализировать сказку и формировать дружеские взаимоотношения. Выводы. Полученные данные позволяют сделать вывод, что педагоги осознают потенциалсказки какразвития дружеских взаимоотношений. Однако, наиболее частойпричиной неприменения этогометода в самостоятельной активностидетей, воспитатели отмечалинедостаток информации о методах и технологиях работы со сказкой, а такжедефицит времени.

Мы предположили, что формирование дружеских отношений у старших дошкольниковбудет успешным, если: с детьми воспитатели планируют и проводят мероприятия (дидактические игры, проблемные ситуации), направленные на формирование таких чувств как сопереживание, сочувствие, с включением народных сказок; используется метод проигрывания эпизодов народных сказок, содержащих конфликтную ситуацию, позволяющий детям, примерив на себя различные роли, осознать значимость таких нравственных качеств как сочувствие, постоянство, взаимопомощь, взаимовыручка.Из всего многообразия способов работы со сказками для нас наибольший интерес представляет обсуждение и проигрывание эпизодов сказки. Рассматривая классификацию сказок,мы пришли к выводу, что для формирования дружеских взаимоотношений старших дошкольниковрационально использовать народные сказки, способствующие изменению конкретных поведенческих проявлений ребенка.Проанализировав народные сказки, мы подобрали дидактические игры («Охарактеризуй героев сказки») и проблемные ситуации (проблемные вопросы: Почему поссорились Лиса и Заяц? Почему Лиса решила съестьКолобка?) по мотивам народных сказок для формирования сопереживания, сочувствия у детей. Для развития таких нравственных качеств как постоянство, взаимопомощь, взаимовыручка мы подобрали эпизоды для проигрывания из народных сказок: «Лиса и Заяц», «Теремок», «Репка», «Кот, Петух и Лиса», «Лиса и Журавль».Подобрав сказки, мы разработали обучение, предполагающеепостепенное усложнение заданий, заключающееся в увеличенииактивного участия малышейв проигрывании эпизодов народных сказок. Здесь можно использовать такие приемы, как:подключение ребёнка к проигрыванию сказки, пластические этюды по народным сказкам, проигрывание эпизодов народных сказок, в том числе сучастием сразу нескольких детей. Таким образом,метод проигрывания сказки предполагает участие всех детей в общей игре. При этомдети примеряют на себя различные роли, в связи с чем, воспитываются нравственные качества детей, чувства сопереживания, сочувствия. Участие в этих эпизодах позволяет малышупрочувствовать конкретные ситуации и «проиграть» различные эмоции. Важно, чтобы при использовании данного метода уделялось внимание воспитательному моменту, т.е. формированию дружеского взаимоотношения.

Ссылки на источники1.Лялина,Н.А. Воспитание культуры взаимопонимания в общении старших дошкольников как педагогическая проблема// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. № 432.–С. 149

152.2.Иванова, Н.В. Современные представления о социальном пространстве / В.С. Данюшенков, Н.В. Иванова // Педагогика. 2004. № 9. С. 28 33.3.Ionova, N.V. Technological the foundations of developing of social activity amongolder preschoolers / E.I. Timoshina, M.A. Arsenova, N.V. Ionova // Всборнике: Humanities and Social Sciences in Europe: Achievements and Perspectives, 1st International symposium Vienna. 2013. С. 312 317.