О субъекте преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ (получение взятки)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Комбу В. С. О субъекте преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ (получение взятки) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 676–680. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85136.htm.
Аннотация. Из диспозиции ч. 1 ст. 290 УК РФ, в которой говорится о действиях «по службе», вытекает (применительно к субъекту получения взятки), что по закону все должностные лица одновременно должны являться и государственными служащими.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Комбу Владимир Сергеевич, старший преподаватель кафедры Уголовного права и процесса ФГБОУ ВПО «Тувинский государственный университет», г.Кызылkombu104@mail.ru

О субъекте преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ(получение взятки)

Аннотация.Диспозиции ч.1 ст.290 УК РФ, в которой говорится о действиях «по службе», вытекает (применительно к субъекту получения взятки), что по закону все должностные лица одновременно должны являться и государственными служащими.Ключевые слова: уголовнопроцессуальное законодательство, должностные лица, взятка, диспозиция, уголовный процесс, судопроизводство.

Осуществляя доктринальное толкованиеуголовного закона, хотя это не является официальным, научнопреподавательскийсостав высших учебных заведений вноситзначительный вклад в разрешениевопросов по правильномууяснениюсмыслаи более однообразномуприменениюзакона, а такжеспособствует внесению в него изменений и дополнений в установленном законом порядке..Пользуясь этой возможностью и надеясь, что случится именнотак, как изложено выше,хотел бы в этой статье затронуть вопрос о субъекте преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ (получение взятки)[1].

Как известно, субъектом получения взятки в соответствие с примечанием к ст.285 УК РФ (на основании взаимосвязанных положений пунктов 1 и 4 примечаний к статье 285, атакже части 1 статьи 290 УК РФ) может быть лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационнораспорядительные или административнохозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Выполнение перечисленных функций по специальному полномочию означает, что лицо исполняет определенные функции, возложенные на него законом (например, лица являющиеся стажерамиорганов полиции, прокуратуры и др.), нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом. Такие функции могут осуществляться в течение определенного времени или одноразово либо совмещаться с основной работой[2].

Кроме этого, из диспозиции ч.1 ст.290 УК РФ,в которой говорится о действиях «по службе», вытекает (применительно к субъекту получения взятки), что по закону все должностные лица одновременно должны являться и государственными служащими.

Причем, как следует из наименования Главы 30 УК РФ(Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления), речь идет именно об интересахгосударственнойслужбы.Необходимо иметь в виду, также, в соответствии с ч.4 указанных примечанийк ст.285 УК РФ,, если государственные служащие не относятся к числу должностных лиц, они несут уголовную ответственность по статьям главы 30 в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями. В Уголовном кодексе это ст. ст. 288, 292, 292.1. Если же государственные служащие одновременно являются и должностными лицами, то лишь тогда они —субъекты преступлений, предусмотренных ст.290 УК РФ.В этой связи субъект получения взятки, помимо обладания организационно —распорядительными функциями, должен отличаться и специфическими чертами, которые позволяли бы его идентифицировать с государственным служащим.

По определению Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации»государственная служба Российской Федерации –это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

Российской Федерации;

федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

субъектов Российской Федерации;

органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;

лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральныхгосударственных органов[3];

лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.К представителям власти в целом следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности (например, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД Российской Федерации и ФСБ Российской Федерации, состоящие на государственной службе аудиторы, государственные инспекторы и контролеры, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями)[4].Таким образом, работники государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, исполняющие в них профессиональные или технические обязанности, которые не относятся к организационнораспорядительным или административнохозяйственным функциямне являются субъектами получения взятки.Ни каким образом не оправдывая лиц, совершающих общественно опасные деяния против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, в том числе исвязанные с получением взятки, не преследуя какието узкие, корпоративные цели, желаяприкрыть своих коллег,хотелось бы здесь осветить, имеющиеся в законодательстве, противоречия по вопросу о признании преподавателей учебных заведений (государственных вузов), получающих деньги и другие ценные вещи (подарки) от студентов и их родителей, субъектами (взяткополучателями) преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ[5].

Согласно сложившейся правоприменительной практике, преподаватели государственных вузов признаютсясубъектами данного преступления, приэтом, в настоящеевремя, нет ни одного официального документа, указывающего на то, что преподаватель вуза является государственным служащим, либо должностным лицом, выполняющим организационнораспорядительные или административнохозяйственные функции в государственном, муниципальном органе.Больше того, в части 3 ст. 97 Конституции Российской Федерации сказано: «депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственнойслужбе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности». Исходя из смысла этой статьи оплачиваемая преподавательская и научная деятельность противопоставлена государственной службе. Это значит, что лица, занимающиеся такой деятельностью, государственными служащими не являются. Как не относятся к сфере государственной службы и государственные, вузы, осуществляющие оплачиваемую преподавательскую и научную деятельность[6].Самое интересное, в оспариваемых уголовноправовых нормах, никаких оговорок на этот счет, необходимость которых вытекала из конституционных положений, нет.При всем этом, нельзя преподавателей отнести и к субъектам коммерческого подкупа, поскольку они трудятся в государственных учреждениях.Исходя из выше изложенного, уголовноправовые нормы, предусмотренные взаимосвязанными положениями пунктов 1 и 4 примечаний к статье 285, атакже части 1 статьи 290 УК Российской Федерации, являются неконституционными, неопределенными, затрудняющими их правильное понимание и применение.Кроме этого, вст.10 Федерального закона от 27мая2003года №58ФЗ «Осистеме государственной службы Российской Федерации» обязательный признак всех государственных служащих –получение денежного содержания (вознаграждения) ими только за счет средств соответствующего бюджета.Это же содержится в ст. 13 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» –гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы, в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом, и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.Если мы указанные положения федеральных законов о государственной службе приложим к деятельности преподавательского состава вузов, то однозначноможем сказать, что нет оснований считать преподавателей государственных вузовгосударственными служащими, так как они содержатся не только за счет соответствующего бюджета, но и за счет внебюджетных средств.Данное утверждение исходит из Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в ч.1 ст. 101 которого сказано, что доход от оказания платных образовательных услуг используется указанными организациями в соответствии с уставными целями. Это значит, что содержание преподавателей государственных вузов все также может складываться не только из бюджетных средств, но и внебюджетных, также в законе нет никаких ограничений на использование этих средств и на содержание преподавателей государственных вузов (пункт 5 части 1 статьи 54)[7].Как вывод, мы можем с большой определенности сказать, если денежное содержание преподавателя, хотя бы отчасти, формируется из внебюджетных средств, то он не может быть признан государственным служащим. Раз преподаватель не является государственным служащим, значитне может быть и должностным лицом. В связи с чем, представители профессорскопреподавательского состава вузовне могут быть субъектамиполучения взятки.Назрела необходимость в принятии Федерального закона о внесении изменений и дополнений в пункт 1 примечаний к ст. 285 УК Российской Федерации, в части определения понятия должностного лица, которыераз и навсегда определяли бы правоприменителям не признавать преподавателей государственных вузов субъектами получения взятки.

Ссылки на источники1.Уголовныйкодекс Российской Федерации от 01.03.2012 // Российская газета, № 5721 от 06.03.2012 г.( с изм. и доп., вступ. в силу с 23.01.2015)2.Минаев А.В.; Кечил Д.И.; Чепунов О.И. Уголовноисполнительное право (учебное пособие). Кызыл: Редакционноиздательский отдел ТувГУ, 2014, 378 стр.3.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6ФКЗ, от 30.12.2008 № 7ФКЗ, от 05.02.2014 № 2ФКЗ, от 21.07.2014 № 11ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.4.Чепунов О.И.; Минаев А.В.. Правовое регулирование и становление уголовноисполнительной системы Российской Федерации. (статья). Москва: // «Закон и право». Издательство «ЮнитиДана»,2014, № 9, –С. 17235.Oleg Chipounov, Aleksandr Minaev. The Genesis of the penitentiary system of the Russian Federation // Australian Journal of Scientific Research, 2014, No.1. (5) (JanuaryJune). Volume II. “Adelaide University Press”. Adelaide, 2014. P. 8098176.Минаев А.В. Анализ тенденций эволюции военноправового управления Отечества (статья). Краснодар: // "ОБЩЕСТВО: политика, экономика, право", ООО Издательский дом «Хорс» Выпуск 1, 2011 –С.120122.7.Минаев А.В.; Дубровский О.Н. Криминология (учебное пособие). Абакан: ООО «Книжное издательство «Бригантина»», 2011, 244 стр.